1 Я хотел бы, чтобы вы снизошли к моей неразумности. Да, прошу вас, будьте снисходительны ко мне!
2 Ибо я вас ревную, и ревность эта от Бога. Ибо я обещал вас в супружество одному Человеку - Христу и хочу, чтобы вы предстали перед Ним, словно непорочная девственница.
3 Но я боюсь, что, подобно тому, как змей своею хитростью искусил Еву, ваши умы поддадутся совращению, и вы отклонитесь от безоглядной верности и непорочности, которые положены Христу.
4 Ибо вы с готовностью снисходите к любому, кто придёт к вам и станет проповедовать не того Иисуса, Кого мы проповедовали, и принимаете дух и Евангелие, которые полностью отличаются от Духа и Евангелия, полученных от нас. В таком случае, вы должны быть снисходительны ко мне!
5 Ибо я считаю себя ничуть не ниже этих ваших „сверх-апостолов".
6 Быть может, я ограничен в своём красноречии, но не в своих познаниях! Наоборот! И это мы вам во всём доказали.
7 Разве согрешил я, унизившись ради того, чтобы вы были вознесены, когда проповедовал вам благую весть, не беря платы.
8 Я отягощал другие церкви, взимая с них плату, ради того, чтобы служить вам.
9 И когда, находясь среди вас, я нуждался в чём-то, мы не обременяли никого, ибо братья, пришедшие из Македонии, пеклись о нуждах моих, и я всячески остерегался, чтобы не быть вам в тягость, и впредь остерегаться буду!
10 Истиной Христовой клянусь, не перестану я похваляться этим в Ахаии.
11 По какой причине? Потому ли, что не любил я вас? Богу известно, как люблю я вас!
12 Но я и впредь буду продолжать поступать так же, чтобы не дать тем, другим „апостолам", никакого повода похваляться и говорить, что они ровня нам.
13 Ибо люди эти - лжеапостолы. Они обманщики в своих трудах и пытаются выдать себя за Апостолов Христовых.
14 И это неудивительно, ибо сам сатана рядится в одежды посланца Божьего.
15 И неудивительно, потому что его слуги рядятся в одежды слуг праведности. Но, в конце концов, они получат то, что заслужили по делам своим.
16 Я повторяю: пусть никто не считает меня глупцом. Но если вы думаете обо мне так, то принимайте меня, каков я есть, чтобы я мог хоть немного похвалиться.
17 То, что говорю, я говорю не от Господа, а просто хвастаюсь с уверенностью глупца.
18 Раз многие хвастаются своею жизнью в миру,
19 то и я тоже буду хвастаться. Ибо вы разумные, охотно снисходите к тем глупцам со всем терпением.
20 Ибо вы снисходительны к тем, кто порабощает вас, кто пользуется вами, кто расставляет вам ловушки, кто возносит себя перед вами, и бьёт вас по лицу.
21 К стыду своему, я должен сказать, что по сравнению с вами мы слабы духом! Но во всём остальном, если кто-то иной смел (говорю я по глупости своей),
22 то и я смел в такой же степени. Эти люди иудеи?
23 Я тоже. Они израильтяне? Я тоже. Они потомки Авраама? Я тоже. Они слуги Христовы? В безумии говорю: я ещё более ревностный слуга Христов, чем они. Я трудился ещё самоотверженнее, в тюрьму попадал чаще, чем они, меня жестоко избивали, я многократно был близок к смерти.
24 Пять раз получал я по тридцать девять плетей от иудеев,
25 трижды избивали меня палками. Однажды меня забросали камнями, трижды я терпел кораблекрушение и провёл на воде целый день и целую ночь.
26 Множество путешествий я совершил по опасным рекам, в опасности от разбойников, в опасности от своих же сородичей, в опасности от неиудеев, среди опасностей в городах и в селениях, и на море, и среди тех, кто только принимает личину собратьев.
27 Я проводил время в трудах и изнурении, обходился много раз без сна, голодал и томился жаждой, обходился без пищи многократно и не имел одежды.
28 Не говоря уже обо всех остальных делах, я отягощён был заботами обо всех церквах.
29 Кто слаб, с кем бы и я не был слаб? Кто согрешил, за кого бы и я не мучился этим же грехом?
30 Если я должен хвалиться, то буду хвалиться тем, что показывает слабость мою.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса, благословенного вовеки, свидетель тому, что не лгу я.
32 Когда был я в Дамаске, правитель царя Ареты стерёг у ворот Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине через бойницу в городской стене, и так я избежал его рук.
Ибо я вас ревную, и ревность эта от Бога. Ибо я обещал вас в супружество одному Человеку - Христу и хочу, чтобы вы предстали перед Ним, словно непорочная девственница.
Но я боюсь, что, подобно тому, как змей своею хитростью искусил Еву, ваши умы поддадутся совращению, и вы отклонитесь от безоглядной верности и непорочности, которые положены Христу.
Ибо вы с готовностью снисходите к любому, кто придёт к вам и станет проповедовать не того Иисуса, Кого мы проповедовали, и принимаете дух и Евангелие, которые полностью отличаются от Духа и Евангелия, полученных от нас. В таком случае, вы должны быть снисходительны ко мне!
И когда, находясь среди вас, я нуждался в чём-то, мы не обременяли никого, ибо братья, пришедшие из Македонии, пеклись о нуждах моих, и я всячески остерегался, чтобы не быть вам в тягость, и впредь остерегаться буду!
Я повторяю: пусть никто не считает меня глупцом. Но если вы думаете обо мне так, то принимайте меня, каков я есть, чтобы я мог хоть немного похвалиться.
Я тоже. Они израильтяне? Я тоже. Они потомки Авраама? Я тоже. Они слуги Христовы? В безумии говорю: я ещё более ревностный слуга Христов, чем они. Я трудился ещё самоотверженнее, в тюрьму попадал чаще, чем они, меня жестоко избивали, я многократно был близок к смерти.
Множество путешествий я совершил по опасным рекам, в опасности от разбойников, в опасности от своих же сородичей, в опасности от неиудеев, среди опасностей в городах и в селениях, и на море, и среди тех, кто только принимает личину собратьев.
Когда был я в Дамаске, правитель царя Ареты стерёг у ворот Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине через бойницу в городской стене, и так я избежал его рук.
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.
Стихи, которые вы недавно исследовали:
Стихи, которые вы недавно исследовали:
!«Кликните» по стиху для его исследования и Вы увидите:
6 вариантов перевода:
– русский синодальный,
– русский современный,
– русский («Радостная весть»),
– украинский (И. Огиенко),
– английский King James Version,
– английский American Standard
Значение слов-оригиналов (греческий и иврит)
Параллельные места Библии, связанные с выбранным стихом
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Баркли
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 11
ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
Смотрите Введение к Первому посланию к Коринфянам.
1-6
ОПАСНОСТЬ СОВРАЩЕНИЯ (2 Кор. 11,1-6)
В этом отрывке Павлу приходится применять очень неприятные методы. Ему приходится подчеркивать свою собственную власть и компетентность, восхвалять и сравнивать себя с теми, которые пытаются совратить Коринфскую церковь, что его очень беспокоит. Каждый раз, когда ему приходится говорить так, Павел извиняется, потому что он не относил себя к тем, кто любит подчеркивать свое превосходство. Об одном великом человеке как-то сказали: "Он до тех пор не вспоминал о собственном достоинстве, пока другие не забывали об этом". Но Павел знал, что, в сущности, не его честь и достоинство были поставлены на карту, а достоинство и честь Иисуса Христа. Павел приводит сначала живописную картину из иудейских свадебных обычаев. Мысль о том, что Израиль есть невеста Бога, часто встречается в Ветхом Завете. "Твой Творец есть супруг твой", - говорит Исайя (Ис. 54,5). "Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой" (Ис. 62,5). Поэтому было естественно употребление Павлом метафоры женитьбы и изображение Коринфской церкви как невесты Христовой. На иудейском обряде венчания присутствовали два человека, которых называли дружками; один представлял жениха, другой - невесту. У них было много обязанностей: они выступали как связующее звено между женихом и невестой, разносили приглашения гостям; но на них возлагалась особая ответственность - гарантировать целомудрие невесты. Вот эту мысль и вкладывает Павел в свои слова. В бракосочетании Христа и Коринфской церкви он, Павел, выступает дружком жениха. На него возложена ответственность обеспечить целомудрие невесты, и он делает все от него зависящее, чтобы Коринфская церковь была чистой и достойной невестой Иисуса Христа.
Ясно, что в Коринфе были люди, проповедовавшие свою версию христианства и утверждавшие, что она выше Павловой. Также ясно, что они считали себя исключительными людьми. "Высшими Апостолами" называет их Павел и иронически добавляет, что коринфяне слушают их блестящие речи. Но если они так благоговейно слушают их, то будут ли они слушать его? И после этого он противопоставляет себя этим ложным апостолам. Да, он не обучен красноречию. Да, слова его невежественны: идиотес. Это слово первоначально означало частное лицо, не участвующее в общественной жизни. В дальнейшем это слово стало обозначать человека, не получившего специального образования, то есть любителя, профана. Павел говорит, что эти лживые высокомерные апостолы, возможно, намного лучше обученные ораторы, что они, может быть, являются профессионалами, а он лишь любитель в области красноречия. Они, может быть, окончили академию, а он всего лишь профан. Но остается фактом - каким бы неучем он бы ни был в ораторском искусстве, он знал, о чем говорил, а они - нет.
Многие, возможно, слышали о том, как однажды обедала одна компания. После обеда решили, что каждый продекламирует что-нибудь. Встал известный актер и прочитал, во всем блеске ораторского и драматического актерского искусства двадцать второй псалом и сел под оглушительные аплодисменты. За ним встал спокойный тихий человек. И он тоже начал читать двадцать второй псалом и сначала раздалось даже хихиканье. Но перед концом воцарилась тишина более впечатлительная, чем любые аплодисменты. Когда он произносил последние слова, царило молчание. Потом актер наклонился к нему и сказал: "Милостивый государь, я знаю псалом, но вы знаете пастыря". Враги Павла могли владеть всеми приемами красноречия, а он мог быть неумелым оратором, но он знал, о чем он говорил, потому что он знал Христа.
7-15
ПРИТВОРЯЮЩИЕСЯ ХРИСТИАНАМИ (2 Кор. 11,7-15)
Павел вновь отвечает на выдвинутые против него обвинения. Коринфяне чувствовали себя оскорбленными тем, что Павел отказался принять от них материальную поддержку. Когда у Павла возникала нужда, ему помогала церковь в Филиппах (ср. Фил. 4,10-18).
Прежде всего, выясним, почему же Павел решил остаться независимым от коринфской церкви, и одновременно принимал дары от филиппийской? Его нельзя обвинить в непоследовательности, но у него была весьма простая и практическая причина. Насколько нам известно, Павел никогда не принимал подарков от филиппийской церкви, когда он находился в Филиппах, а принимал их от нее лишь после своего ухода. Следовательно, причина ясна. Пока Павел находился в каком-либо месте, он отстаивал свою абсолютную независимость, не будучи обязанным никому. Ведь крайне трудно принять дар от кого-либо, а потом осудить его или проповедовать против него. Пока Павел находился среди филиппийского братства, он не мог быть обязанным кому-либо. Но после его ухода условия изменились. Тогда он мог принять любой дар, доказывавший любовь филиппийцев к нему, ибо тогда он не был обязан кому-либо в Филиппах. Столь же невозможным было для Павла принять материальную поддержку от коринфян, пока он находился у них и сохранять необходимую независимость. Он не был непоследовательным, а лишь поступал мудро.
Но почему же его отказ так возмутил коринфян? С одной стороны, греки считали унизительным для свободного человека жить трудом рук своих. Они забыли о достоинстве честного труда, и коринфяне не могли понять точку зрения Павла. С другой стороны, в греческом мире учитель по обыкновению получал деньги за учение. Никогда не мог человек, умевший красноречиво говорить, зарабатывать больше, чем в эту эпоху. Римский император Август платил ритору Веррию Флаксу 100 000 сестерциев годового жалования, что соответствует полумиллиону рублей. Каждый город имел право освобождать от налогов и гражданских поборов определенное число учителей риторики и литературы. Стремление сохранить абсолютную независимость было непонятно коринфянам.
Лжеапостолы также ставили Павлу в упрек его независимость. Они не стеснялись принимать материальную помощь и утверждали, что это доказывает истинность их апостольства. Несомненно, они уверяли людей, что Павел не принимает никаких денег, потому что его учение само по себе ничего не стоит. Но в тайниках сердец их жил страх, что люди раскусят их сущность и, поэтому пытались свести Павла до своего стяжательского уровня, и тем самым, лишить его независимости, а самим избежать невыгодного для них сравнения.
Павел, в свою очередь, обвиняет их в том, что они ложно выдают себя за апостолов Христовых. И нынче еще многие притворяются христианами, некоторые умышленно, но еще больше бессознательно. Их христианство представляет собой личину, под которой нет ничего реального. Церковный Синод Уганды составил испытание из четырех вопросов, по которым люди могут проверить себя. Вот они:
1) Признаете ли вы спасение через Христа Распятого?
2) Растете ли вы в силе Святого Духа, в молитве, в созерцании, в познании Бога?
3) Живет ли в вас великое желание расширить Царство Божие своим примером, проповедью и учением?
4) Помогаете ли вы другим принять Бога, отыскивая заблудившихся, навещая их и свидетельствуя окружающему миру?
Мы, собственно, не имеем права вмешиваться в сознание других, но мы можем испытывать свое христианство, дабы наша вера тоже не утеряла свою действенность и не превратилась в притворство.
16-32
МАНДАТ АПОСТОЛА (2 Кор. 11,16-32)
Совершенно против своего желания Павлу приходится перечислять свои заслуги, дающие ему право звания апостола. Ему все это очень прискорбно, а сравнивать себя с другими людьми казалось ему безумием. Но все же, не ради себя, а ради проповедуемого им Евангелия, он должен был это делать.
Ясно, что его противниками были иудейские учителя, утверждавшие, что их евангелие и полномочия намного превосходят его. Он описывает этих иудейских учителей несколькими удачными штрихами, перечисляя все, что готовы терпеть коринфяне от них. Они низводили коринфян до положения презренных рабов, пытаясь убедить их принять обрезание и выполнять тысячу мелких правил и обычаев иудейского закона и, тем самым, отречься от славной свободы Евангелия благодати. Они объедали их. Иудейские раввины могли быть, в худшем случае, бессовестно алчными. Теоретически, раввину не полагалось брать денег за свое учение, а средства к жизни он должен был добывать трудом рук своих; но одновременно раввины учили об исключительных заслугах людей, помогавших раввину материально, и что такая поддержка обеспечивает им место в божественной академии. Они превозносились. Они вели себя надменно. Фактически, раввины требовали к себе большего уважения, чем к родителям, и утверждали, что если бы и учителя, и отца одновременно захватили разбойники, то человек должен был сначала выкупить учителя, а уже потом отца. Они били их по лицу. Павел, по-видимому, хотел указать на оскорбительное поведение, а, может быть, это буквально так и случалось (ср. Деян. 23,2). Коринфяне, вопреки здравому смыслу, видели в оскорбительном поведении иудейских учителей доказательство их апостольской власти.
Лжепророки требовали признания трех особых прав, на которые, Павел считает, он тоже может претендовать.
Лжепророки утверждали, что они евреи. Это название применяли к себе иудеи, еще помнившие и пользовавшиеся в речи древнееврейским языком в его арамейской форме, на котором говорили в эпоху Павла. Многие иудеи были рассеяны по всему миру; например, в одной Александрии проживал миллион иудеев. Многие из них забыли свой родной язык и говорили на греческом языке. Иудеи, жившие в Палестине и сохранившие родной язык, всегда смотрели свысока на них. Вовсе возможно, что противники Павла говорили: "Этот Павел - уроженец Тарса. Он не чета нам, чистокровным палестинцам; он один из отрекшихся иудеев". Павел отвечает на это: "Нет! Я тоже один из тех, кто не забыл чистоты языка своих предков". В этом вопросе они не могли претендовать на какое-либо превосходство.
Они утверждали, что они Израильтяне. Так называли членов избранного Богом народа. Главный тезис иудейского вероисповедания, предложение, которым начиналось каждое богослужение в синагоге. Оно гласило: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор. 6,4). Вне всякого сомнения, эти враждебно настроенные против Павла иудеи говорили: "Этот Павел никогда не жил в Палестине. Он сбежал от избранного народа и жил среди греков в окрестностях Киликии". "Нет, отвечает на это Павел, - я такой же чистокровный израильтянин, как и любой другой. Я происхожу от избранного Богом народа". И в этом вопросе они не могли претендовать на превосходство.
Они утверждали, что происходят от Авраама. Они претендовали на прямое происхождение от Авраама, и, следовательно, считали себя наследниками великих обетов и обещаний, полученных ими от Бога (Быт. 12,1-3). Само собой, они утверждали, что Павел не был таким чистым потомком Авраама, какими они были. "Нет, - отвечает опять Павел, - я такой же чистокровный потомок Авраама, как и любой другой" (Фил. 3,5.6). И здесь им нечем было заноситься.
После этого Павел указывает на заслуги, доказывающие его апостольство. Он в первую очередь приводит перечень страданий и лишений за Христа. Когда "доблестный защитник правды" был вызван в суд, и он знал, что скоро перейдет в мир иной, он сказал: "Я отправляюсь к праотцам; и, хотя я был доставлен сюда с большими трудностями, я не сожалею о всех тех трудностях, которые мне пришлось перенести до того, как попал сюда. Я отдаю мой меч тому, кто продолжит мое дело, а мою смелость и мой талант тому, кто может перенять их. Мои шрамы и рубцы я унесу с собой, дабы они свидетельствовали за меня, что я действительно вел битву за Того, Кто воздаст мне". Подобно "доблестному защитнику правды", Павел считал своими единственными заслугами свои шрамы.
Перечитывая перечень перенесенных Павлом невзгод и страданий, мы удивляемся, как мало мы знаем о нем. Во время написания письма Павел находился в Ефесе. Это соответствует периоду, описанному до Деян. 19, и, если мы попробуем сопоставить приведенный Павлом список с изложенными событиями в той книге, мы не найдем в ней и четвертой части. Мы видим, что Павел является более высоким человеком, чем мы его себе представляли, потому что Книга Деяний лишь слегка касается того, что делал и перенес Павел.
Из этого длинного списка мы можем обсуждать только три случая.
1) "Три раза, - говорит Павел, - меня били палками". Это было римское наказание. Гвардейцы мирового судьи, называвшиеся ликторами, наказывали преступников березовыми палками. Эти три наказания, однако не должны были бы случиться вообще, потому что по римскому праву бичевание римского гражданина считалось преступлением. Но, если толпа буйствовала, а судья был слабохарактерным, Павла, несмотря на римское гражданство, подвергали такому наказанию.
2) "От иудеев, говорит Павел, пять раз дано мне было по сорока ударов без одного". Иудейский закон установил пределы такого наказания (Втор. 25,1-3), которые не должны были превышать сорока ударов, в противном случае наказывавшего самого подвергали наказанию. Поэтому они всегда прекращали наказание на тридцать девятом ударе. Вот почему такая кара была известна под названием "сорок ударов без одного". Детальное описание бичевания приведено в книге Мишна, в которой детально изложен иудейский закон. "Две его руки привязывают к столбу, по обеим сторонам его, и священник синагоги хватается за его одежду: если она рвется, то пусть рвется, если он разрывает ее, то он разрывает ее настолько, чтобы обнажить его грудь. Позади преступника устанавливается камень, на который становится священник с ремнем из телячьей кожи в руке, который сложен вдвое и еще раз вдвое, да еще и с двумя другими ремнями. Наказуемый получает одну треть ударов спереди, а две трети сзади. Наказывающий бьет одной рукой, и бьет изо всей силы. Если наказуемый умирает под ударами, наказывающий не виноват, но если он нанесет ему хоть один лишний удар, и наказуемый умрет, он должен из-за него уйти в изгнание". Такое бичевание Павел перенес пять раз; бичевание, от которого человек мог умереть.
3) Павел снова и снова говорит об опасности во время путешествий. Правда, в то время дороги и море были безопасней прежнего, но они все еще были опасны. В общем, древние не находили удовольствия в морских путешествиях. "Сколь приятно, - пишет Лукреций, - стоять на берегу и наблюдать за бедными дьяволами-моряками во время бури". А Сенека пишет своему другу: "Теперь меня можно склонять почти ко всему, потому что недавно меня уговорили совершить морское путешествие". Люди смотрели на морское плавание как на очень рискованное мероприятие. На сухопутных дорогах было много разбойников. "Человек, - говорит Эпиктет, - слышал, что дороги полны грабителей. Он не рискует отправиться в дорогу один, а ждет попутчиков - легата, квестора или проконсула - и, присоединившись к ним, безопасно едет по дорогам". Но Павел не мог рассчитывать на таких важных попутчиков. "Подумай, - говорил Сенека, - ведь в любой день разбойник может перерезать тебе горло". Было обычным явлением, что путника захватывали и держали, дабы получить за него выкуп. Павел действительно был отважным путешественником.
Помимо перечисленного, у Павла была повседневная забота о всех церквах. Это означает и бремя повседневного руководства христианскими общинами, и еще больше, нежели просто это. В стихотворении Майерса "Святой Павел", апостол говорит, что
Приливы страданий и мук всего мира
Грозят разорвать вовсе сердце во мне.
Павел нес в своем сердце печали и треволнения всех вверенных ему. Конец этого отрывка производит странное впечатление. На первый взгляд может показаться, что побег из Дамаска говорит не в пользу Павла. Об этом случае сказано в Деян. 9,23-25. Крепостная стена Дамаска была достаточно широкой, чтобы по ней мог проехать экипаж. Много домов было построено на ней. Должно быть, из такого дома спустили Павла в корзине. Почему же Павел так прямо и ясно говорит об этом? Возможно, это терзало его. Он, по-видимому, считал такой побег из Дамаска хуже бичевания. Павел, должно быть, всем сердцем презирал этот ночной побег. Не посмотреть врагам в лицо - было для него крайним унижением.
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 11
Прозрачность откровения Павла (в 2 Коринфянам) для меня не имеет равных во всей священной литературе. Сэдлер
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Если Первое послание к Коринфянам часто изучают и используют в проповедях, то Вторым посланием к Коринфянам часто пренебрегают. И тем не менее это очень важное послание. Несомненно, такое пренебрежение в значительной мере вызвано его труднопереводимым ироническим стилем.
В наших переводах множество слов выделено курсивом, а это показывает, как много пришлось восполнить для того, чтобы передать это эмоциональное письмо языком, приемлемым для нас.
Это Послание трудное. Значение многих слов, по меньшей мере, не ясно. Этому есть несколько объяснений:
(1) о многом Павел пишет сатирически, и иногда трудно быть уверенным в том, когда именно он это делает;
(2)для того чтобы полностью понять некоторые стихи, нужна дополнительная точная информация о путешествиях Павла, путешествиях его сотрудников и о письмах, им написанных;
(3) письмо глубоко личное, и слова его часто идут от сердца, а такие слова - не самые легкие для понимания.
Но трудности не должны нас обескураживать. К счастью, они касаются только деталей и не затрагивают основных истин Послания. Наконец, Второе послание к Коринфянам очень любят и часто цитируют. Изучив его, вы лучше поймете почему.
II. АВТОРСТВО
Почти никто не отрицает, что 2 Коринфянам написано Павлом, хотя существуют теории "вставок" в некоторых местах. Однако целостность этого письма (с типичными для Павла отклонениями от темы!) очевидна.
Внешнее свидетельство о 2 Коринфянам сильно, хотя относится к несколько более позднему времени, чем свидетельство о 1 Коринфянам. Как ни странно, Климент Римский его не цитирует, зато цитируют Поликарп, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Киприан. Маркион упоминает его третьим в числе признанных им десяти посланий Павла. Оно включено и в канон Муратори. Начиная с 175 г. н. э., свидетельств в пользу 2 Коринфянам более чем достаточно.
Внутренних свидетельств авторства Павла не перечесть. За исключением Послания к Филимону, это письмо Павла наиболее личное и содержит мало доктрин. Частые ссылки на себя - отличительная черта апостола - и явно тесная связь с 1 Коринфянам, Галатам, Римлянам, Деяниями - все это подтверждает традиционный взглядписьмо написано Павлом. Тот же автор и та же община, что и в общепризнанном Первом послании, ясно это подтверждают.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
По-видимому, Второе послание к Коринфянам было написано менее чем год спустя после написания 1 Коринфянам из Македонии (некоторые приписки к ранним переводам уточняют: из Филипп). Общепринята датировка Послания 57 г. н. э., но многие предпочитают 55 г. или 56 г., а Харнак называет даже 53 г.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Одна из причин нашей любви к Второму посланию к Коринфянам в том, что оно такое личное. Кажется, оно приближает нас к Павлу гораздо больше, чем все остальное, им написанное. Мы в какой-то мере чувствуем, с каким великим воодушевлением он трудился для Господа. Мы можем уловить величественность этого величайшего жизненного призвания. В немом изумлении мы читаем перечень перенесенных им страданий. Мы ощущаем тот горячий прилив негодования, с каким он отвечал своим неразборчивым в средствах критикам. Короче говоря, Павел, кажется, открывает нам все тайники своей души.
О первом визите Павла в Коринф говорится в главе 18 Деяний. Это произошло во время его второго миссионерского путешествия, сразу после того как он произнес свою знаменитую речь в афинском ареопаге.
В Коринфе Павел делал палатки вместе с Акилой и Прискиллой и проповедовал Евангелие в синагогах. Затем из Македонии пришли Сила и Тит, чтобы присоединиться к нему в благовествовании, которое продолжалось как минимум восемнадцать месяцев (Деян. 18,11).
Когда большинство иудеев отвергло проповедь Павла, он обратился к язычникам. Когда к Богу обратились души - и иудеи, и язычники,- иудейские начальники привели апостола к проконсулу Галлиону. Но тот прогнал их из суда, сказав, что это дело не подпадает под его юрисдикцию.
После суда Павел еще много дней оставался в Коринфе, а затем отправился в Кенхреи, Ефес, а потом в долгий путь обратно в Кесарию и Антиохию.
Во время третьего миссионерского путешествия он вернулся в Ефес и оставался там два года. В это время Павла посетила делегация из Коринфа, прося совета по многим вопросам. В ответ на заданные вопросы и было написано 1 Коринфянам.
Позже апостол был очень обеспокоен тем, как коринфяне отреагировали на его письмо, в особенности на ту часть, где говорится о наказании согрешившего брата. Поэтому он отправился из Ефеса в Троаду, где надеялся встретить Тита. Однако встреча не состоялась, и он направился в Македонию. Сюда и пришел Тит с новостями - и хорошими, и плохими. Христиане наказали согрешившего святого - и наказание привело к его духовному выздоровлению. Это была добрая весть. Но христиане так и не послали денег нуждающимся святым в Иерусалиме, хотя и намеревались сделать это. Данная новость была уже хуже. И, наконец, Тит рассказал, что в Коринфе очень активно действовали лжеучителя, которые подрывали работу апостола и оспаривали его авторитет как служителя Христова. И это была дурная весть.
Таковы были обстоятельства, вызвавшие к жизни Второе послание к Коринфянам, написанное из Македонии.
В Первом послании Павел выступает в основном как учитель, тогда как во Втором он принимает роль пастыря. Если вы вслушаетесь внимательно, то услышите биение сердца того, кто любил народ Божий и отдавал всего себя ради их благополучия.
Итак, давайте теперь отправимся в это великое путешествие. Изучая "мысли, что дышат, и слова, что горят", будем делать это с молитвой о том, чтобы Бог просветил нас Духом Своим Святым.
План
I. ПАВЕЛ ОБЪЯСНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ (Гл. 1 - 7)
А. Приветствие (1,1-2)
Б. Служение утешения в страданиях (1,3-11)
В. Объяснение перемены планов (1,12 - 2,17)
Г. Верительные письма Павла для служения (3,1-5)
Д. Противопоставление Ветхого и Нового Заветов (3,6-18)
Е. Обязательство ясно проповедовать Евангелие (4,1-6)
Ж. Земной сосуд с небесной судьбой (4,7-18)
З. Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)
И. Совесть Павла в служении чиста (5,11 - 6,2)
К. Поведение Павла в служении (6,3-10)
Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)
М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 - 7,1)
Н. Павел радуется добрым вестям из Коринфа (7,2-16)
II. ПАВЕЛ УВЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 8 - 9)
А. Хорошие примеры щедрости (8,1-9)
Б. Добрый совет завершить сборы (8,10-11)
В. Три хороших принципа щедрости (8,12-15)
Г. Три добрых брата, посланных подготовить сборы (8,16-24)
Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)
Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)
III. ПАВЕЛ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЕ АПОСТОЛЬСТВО (Гл. 10 - 13)
А. Павел отвечает своим обвинителям (10,1-12)
Б. Принцип Павла: вспахивать для Христа целину (10,13-16)
В. Высшая цель Павла - восхваление Господа (10,17-18)
Г. Павел утверждает свое апостольство (11,1-15)
Д. Страдания Павла ради Христа подтверждают его апостольство (11,16-32)
Е. Откровения Павла подтверждают его апостольство (12,1-10)
Ж. Знамения Павла подтверждают его апостольство (12,11-13)
З. Павел скоро посетит Коринф (12,14 - 13,1)
И. Апостольство Павла подтверждают сами коринфяне (13,2-6)
К. Желание Павла делать коринфянам добро (13,7-10)
Л. Прощание Павла, полное благодати и освященное верой в Триединого Бога (13,11-13)
Г. Павел утверждает свое апостольство (11,1-15)
11,1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Павел хочет, чтобы они терпимо отнеслись к нему, когда он займется хвастовством. Но затем он чувствует, что они уже поступают так и просить их не нужно.
11,2 Он приводит три причины, по которым должен их об этом попросить. Первая состоит в том, что он ревнует о коринфянах ревностью Божьей. Он обручил их единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Павел чувствовал личную ответственность за духовное благополучие коринфских святых. Он желал, чтобы в день грядущий, то есть в день восхищения на небо, он мог представить их Господу Иисусу незапятнанными теми лжеучениями, которые тогда были широко распространены. Он ревновал о них, а потому позволил себе то, что казалось безумием.
11,3 Вторая причина, по которой Павел изображает из себя глупца, - это его опасения, что святые могут обмануться, а умы их - повредиться, уклонившись от простоты и чистоты преданности Христу. Простота здесь означает прямодушие. Он хотел, чтобы коринфяне были преданы одному только Господу Иисусу и не позволяли кому-либо другому перетянуть на себя их сердечную привязанность. Хотел он и того, чтобы они были незапятнанны в своей преданности Господу.
Апостол вспоминает, как змей хитростью своей прельстил Еву. Он сделал это, взывая к ее уму, или интеллекту.
Именно это и делали в Коринфе лжеучителя. Павел хотел, чтобы сердце "коринфской девы" было неразделенным и незапятнанным.
Обратите внимание, что Павел расценивает рассказ о Еве и змее как факт, а не миф.
11,4 Третья причина, по которой апостол хотел позволить себе немного "безумия", в том, что коринфяне изъявляли готовность слушать лжеучителей.
Когда кто-либо приходил в Коринф, проповедуя, по сути, другого Иисуса, исповедуя исполнение иным духом, а Духом Святым, и провозглашая иное благовестие, коринфяне вполне охотно его терпели. Они проявляли удивительную терпимость к таким взглядам.
Павел говорит саркастически: "Если вы поступаете так с другими, то почему же не поступаете так со мною?"
Заключительные слова "то вы были бы очень снисходительны к тому" нужно понимать как иронию. Апостол не одобряет того, что они приемлют ереси, а, напротив, упрекает их в легковерии и отсутствии проницательности.
11,5 Они должны охотно проявить терпимость к Павлу, потому что у него ни в чем нет недостатка против высших апостолов. Выражение "высшие апостолы" используется саркастически. Буквально (и в современном звучании!) оно переводится как "сверхапостолы", "суперапостолы".
Деятели Реформации цитировали этот стих, опровергая папскую точку зрения, провозглашавшую, что Петр был верховным апостолом, а папы наследовали его первенство.
11,6 Хотя Павел, может, и был невеждой в слове, он, конечно, не был лишен познания. Это должно было быть очевидно для коринфян, потому что именно от апостола они получили свое познание христианской веры. Каковы бы ни были недостатки Павла в красноречии, он, по-видимому, смог объясниться с коринфскими святыми так, что они его поняли. Они сами должны бы засвидетельствовать это.
11,7 Если не его неотточенная речь заставила коринфян так отрицательно относиться к нему, то тогда, наверно, он обидел их тем, что унижал себя, чтобы возвысить их. В оставшейся части стиха объясняется, что он имеет в виду под этим. Когда апостол находился среди коринфян, он не получал от них никакой финансовой помощи. Возможно, они считали, что он согрешил, занимая такое скромное место, чтобы они могли занять более высокое.
11,8 Другим церквам я причинял издержки. В оригинальном тексте это выражение буквально гласит: "Я грабил другие церкви". Такая фигура речи называется гиперболой - преувеличением, которое должно произвести сильный эффект на разум. Павел, конечно, не имеет в виду, что он буквально грабил другие церкви; это просто означает, что, служа Господу в Коринфе, он получал финансовую помощь от других церквей, чтобы служить коринфянам без всякой оплаты с их стороны.
11,9 Во время пребывания в Коринфе апостол Павел иногда действительно терпел недостаток. Сказал ли он о своей нужде коринфянам, настаивал ли на том, чтобы они ему помогли? Конечно, нет. Его материальный недостаток восполнили братья, пришедшие из Македонии.
Всеми возможными способами апостол старался не быть коринфянам в тягость и намеревался и дальше поступать так же. Он не настаивал на своем апостольском праве требовать от коринфян заботы.
11,10 Павел полон решимости не позволить никому отнять у него похвалу в странах Ахаии, где был расположен Коринф. Он, несомненно, говорит здесь о своих критиках, которые использовали его сдержанность как аргумент против него. Они говорили, будто он не настаивает на получении финансовой помощи от христиан, понимая, что он не настоящий апостол (1 Кор. 9).
Невзирая на обвинения, выдвинутые его недругами, он будет и дальше хвалиться тем, что служил коринфянам, не взимая с них никаких денег.
11,11 Почему же он будет так хвалиться? Потому ли, что не любит коринфян? Богу известно, что это не так. Его сердце было полно самой глубокой привязанности к ним. Кажется, апостола критиковали за все, что бы он ни делал. Если бы он принимал от коринфян деньги, его противники сказали бы, что он проповедовал только из корыстных побуждений. Он не брал у них деньги - и этим подставил себя под обвинение, что он их не любит. Но Богу известно, где правда в данном деле, и Павлу этого достаточно.
Кажется очевидным, что иудаисты ожидали и требовали денег от коринфян и получали их. Как и большинство проповедников культов, они не служили, если им за это не платили. Павел твердо намерен поступать, как поступает - продолжать свою политику невзимания денег с коринфских верующих.
11,12 Если лжеучителя хотят состязаться с ним в похвальбе, то им надо следовать его правилам. Но он знает, что они никогда не смогут похвалиться служением без денежного вознаграждения. Таким образом, он выбивает у них из-под ног почву для похвалы.
11,13 Истинное суждение Павла об этих людях, в этом Письме до сих пор сдерживаемое, наконец вырывается наружу. Он больше не может сдерживать себя! Он должен назвать их собственным именем. Таковые лжеапостолы - в том смысле, что Господь Иисус не поручал им никакой миссии. Они либо сами приняли на себя эту должность, либо это сделали другие люди. Они - лукавые делатели; так описываются методы, которыми они пользовались, переходя от церкви к церкви и приобретая сторонников своего ложного учения. Они принимали вид апостолов Христовых, разыгрывали из себя Его представителей. У Павла нет ни малейшего желания становиться на один уровень с таковыми людьми.
Сказанное апостолом об этих учителях-иудаистах верно и в отношении сегодняшних лжеучителей. "Зло, как все мы знаем, никогда не могло бы нас искусить, если бы мы увидели его таким, каким оно есть; его сила в маскировке; оно затрагивает в человеке те идеи и надежды, в которых мы не видим ничего плохого" ("Избранное").
11,14 Апостол только что сказал, что его коринфские критики принимали вид апостолов Христовых. Но он не удивляется этому, когда думает о тактике их господина: "И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света".
В наши дни сатану часто изображают злобного вида черным существом с хвостом и рогами. Но, конечно, далеко не таким он предстает перед людьми.
Другие, думая о сатане, представляют его бедным пьяницей, который валяется в канаве в худшей части города. Но и это представление об истинном облике сатаны ложно.
Стих говорит нам, что он переодевается ангелом света. Иллюстрируя сказанное, можно заметить, что он принимает вид служителя благовествования, носит религиозные одежды и стоит у кафедры проповедника в модной церкви. Он употребляет в речи религиозные слова - Бог, Иисус и Библия. Но он вводит своих слушателей в заблуждение, уча их, что спасение можно заслужить добрыми делами или достижениями человека. Он не проповедует искупления Кровью Христовой.
11,15 Дж. Н. Дарби однажды сказал, что самым дьявольским сатана бывает тогда, когда в руках у него Библия. Эта мысль содержится в стихе 15. Если сам сатана притворяется, неудивительно, что его посланцы делают то же самое. Кем они притворяются? Лжеучителями? Атеистами? Язычниками? Нет. Они притворяются служителями правды. Они представляют из себя служителей религии. Они изображают, будто ведут людей по пути правды и праведности, но они посланы лукавым. Конец их будет по делам их. Они разрушают - и будут разрушены. Их дела ведут людей к гибели, но и сами они придут к вечному проклятию.
Д. Страдания Павла ради Христа подтверждают его апостольство (11,16-32)
11,16 Говоря все это, Павел надеется, что никто его не почтет хвастливым и неразумным. Но если они будут на этом настаивать, пусть примут его как неразумного, чтобы и ему сколько-нибудь похвалиться.
Обратите внимание на это "и" в конце стиха: чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться. Этот союз здесь очень важен. Лжеучителя много хвалились. Павел, по сути, говорит: "Даже если вы смотрите на меня как на неразумного, каковым я не являюсь, даже тогда примите меня, чтобы я мог сколько-нибудь похвалиться, подобно тому как хвалятся другие люди".
11,17 Этот стих можно истолковать двояко. Некоторые считают, что сказанное здесь Павлом, хотя и воистину богодухновенно, не было заповедано ему Господом.
Согласно другому толкованию, то, что здесь делает Павел - а именно хвалится, - не в Господе в том смысле, что не следует примеру Господа. Господь Иисус никогда не хвалился.
По-видимому, в своем переводе Филлипс придерживается первой точки зрения: "Я говорю не так, как велит мне Бог, а как безумец, который должен быть сведущим в деле похвальбы".
Однако мы предпочитаем второе толкование: что похвала (хвастовство) - не в Господе и действия Павла кажутся неразумными, когда он занимается самовосхвалением. Райри комментирует: "По его словам, он должен был позволить себе это (похвальбу) вопреки своим естественным наклонностям, для того чтобы привлечь их внимание к некоторым важным фактам". (Charles C. Ryrie, The Ryrie Study Bible, New King James Version, p. 1797.)
11,18 Недавно коринфяне многое выслушали от тех, кто занимался самовосхвалением, следуя испорченной человеческой натуре. Если коринфяне считали, что у лжеучителей были достаточные причины для того, чтобы гордиться, пусть они примут во внимание и его похвалу и посмотрят, беспочвенна ли она.
11,19 И снова Павел прибегает к иронии. Они ежедневно поступали с другими так, как он просил поступать с ним. Они считали себя слишком разумными, чтобы поверить неразумному, но именно это с ними и случилось, как он объясняет дальше.
11,20 Они с готовностью терпели людей описанного типа. Кто же этот описанный здесь человек? Из того, что следует ниже, ясно: это был учитель-иудаист, лжеапостол, добычей которого сделались коринфяне. Во-первых, он их поработил. Здесь, без сомнения, говорится о рабстве у закона (Деян. 15,10). Он учил, что веры в Христа недостаточно для спасения и что люди должны соблюдать еще закон Моисеев.
Во-вторых, он объедал святых в том смысле, что предъявлял им тяжелые финансовые требования. Он служил им не ради любви, а ради денежного вознаграждения.
Выражение "обирает", или "расставляет вам ловушки", - метафора из области охоты или рыбной ловли. Лжеучитель старался сделать этих людей своей добычей и увлекал их туда, куда хотел.
Таким людям было свойственно гордо и хвастливо превозноситься. Критикуя других, они всегда старались показать себя перед другими людьми в более выгодном свете.
И, наконец, они били верующих в лицо (по лицу) - большое оскорбление! Нам не нужно и размышлять над тем, стоит ли понимать это буквально, потому что на протяжении веков надменные церковники действительно били своих прихожан, таким образом утверждая свой авторитет.
Апостол изумляется тому, что коринфяне охотно терпели такое оскорбительное обращение со стороны этих лжеучителей и при том не хотели терпеть его любовных предупреждений и увещаний.
Дарби утверждает: "Удивительно, сколько люди готовы терпеть от ложного - гораздо больше, чем они вытерпят от истинного". (J. H. Darby, Notes on I and II Corinthians, p. 236.)
11,21 Некоторые предполагают, что в этом стихе Павел говорит: "Я говорю, постыжая себя, что, когда находился среди вас лично, я был слаб и боялся утверждать свой авторитет так, как делают эти люди".
Другое предположение о смысле стиха таково: "Говоря это, я постыжаю себя, потому что если это сила, то тогда я был слаб". Перевод Филлипса соответствует последнему взгляду: "Мне почти стыдно признать, что я никогда не делал по отношению к вам ничего такого смелого и сильного".
Павел говорит, что если в действиях лжеучителей проявлялась подлинная сила, то тогда он должен сказать, к стыду своему, что никогда не проявлял такой силы, а, скорее, проявлял слабость. Однако он тут же добавляет, что если и смели они чем-либо хвалиться, то, конечно, у него было на это то же право, что и у них. Моффатт хорошо выражает это такими словами: "Пусть они хвастают как хотят, я им равен (помните, это роль неразумного, глупца!)". Таким вступлением Павел начинает одно из самых величественных мест в этом Послании, доказывая свое право именоваться истинным служителем Господа Иисуса Христа.
Вы помните, что в коринфской церкви поднимали вопрос о том, был ли Павел истинным апостолом. Какие доказательства своего Божественного призвания мог он представить? Как он мог доказать, так чтобы это их удовлетворило, что, к примеру, он равен каждому из двенадцати апостолов?
Ответ у него готов, но, по-видимому, совсем не такой, какого мы могли бы ожидать. Он не показывает диплом об окончании семинарии. Не показывает официальных писем, подписанных иерусалимскими братьями, где удостоверялось бы, что они поручили ему эту работу; он не представляет своих личных достижений, не говорит о познаниях. Вместо этого он рассказывает волнующую историю страданий, которые он перенес в служении благовествования. Пусть от вас не ускользнет драматичность и пафос этой части 2 Коринфянам. Представьте себе неустрашимого Павла, который беспрестанно спешит, пересекая землю и море, побуждаемый любовью к Христу и готовый перенести неописуемые невзгоды, чтобы только не погибли люди, не слышавшие Евангелия Христова. Вряд ли мы сможем читать эти стихи без глубокого волнения и величайшего стыда.
11,22 Лжеучителя высоко ставили свое иудейское происхождение. Они провозглашали себя чистокровными евреями, происходящими от Израиля, семенем Авраамовым. Они находились все в том же заблуждении, что семейная родословная дает им преимущество в глазах Бога. Они не понимали, что древний народ Божий, Израиль, теперь отставлен Богом в сторону, ибо отверг Мессию. Они не понимали, что для Бога нет различия между иудеем и язычником: все грешны и всем нужно спасение по вере в одного только Христа.
В этом отношении им бесполезно хвалиться. Их происхождение не дает им никаких преимуществ перед Павлом, потому что и он еврей, израильтянин, семя Авраамово. Но не это делает его апостолом Христовым. А потому он торопится перейти к главной части своей аргументации: в одном отношении они не могли превзойти его - в тяготах и страданиях.
11,23 Они - служители Христовы по профессии, а он - служитель "в преданности, труде и страдании". Апостол Павел никогда не мог забыть, что он - последователь страдающего Спасителя. Он понимал, что слуга не выше господина своего и что апостол не может ожидать, чтобы мир относился к нему лучше, чем к его Господину. Павел считает, что чем вернее он будет служить Христу и уподобляться Спасителю, тем больше он будет страдать от рук человеческих. Для него страдание было признаком, или символом, служителя Христа. Хотя он считал, что безумен, когда хвалит себя, он должен был сказать правду, а правда состояла в том, что лжеучителя не выделялись своими страданиями. Они избрали легкий путь. Они избегали позора, гонений и бесчестия. Поэтому Павел считал, что они занимают не лучшее положение для того, чтобы нападать на него как на служителя Христа.
Давайте взглянем на тот перечень тягот, который Павел приводит в доказательство своих притязаний на истинное апостольство.
Гораздо более был в трудах. Он думает о своих миссионерских путешествиях, странствиях по всему Средиземноморью с проповедью Христа.
Безмерно в ранах. Здесь он описывает избиения, которые ему пришлось претерпеть от рук врагов Христа - как язычников, так и иудеев.
Более в темницах. В Писании рассказывается только об одном из случаев в жизни Павла, когда его заключали в тюрьму: в Деяниях (16,23), когда его и Силу бросили в темницу в Филиппах.
Сейчас мы узнаем, что это был лишь один из многих случаев и Павел не понаслышке знал, что такое застенки.
Многократно при смерти. Несомненно, когда апостол писал это, он вспоминал о том, как едва избежал смерти в Листре (Деян. 14,9). Но он мог вспоминать и другие подобные случаи, когда он чуть не лишался жизни из-за гонений.
11,24 Закон Моисеев запрещал иудеям наносить более сорока ударов за один раз (Втор. 25,3). Иудеи, чтобы избежать нарушения закона, обычно наносили только тридцать девять. Так бывало, конечно, только тогда, когда они считали, что вина человека очень велика. Апостол Павел здесь рассказывает нам, что его собственный, родной по плоти народ наказал его полной мерой в пяти различных случаях.
11,25 Три раза меня били палками. В НЗ упоминается только один из этих случаев - в Филиппах (Деян. 16,22). Но еще два раза Павел страдал от такой боли и унизительного обращения.
Однажды побивали камнями. Несомненно, это сказано об уже упомянутом нами случае в Листре (Деян. 14,19). Павел был избит так сильно, что его тело вытащили за город, сочтя его мертвым.
Три раза я терпел кораблекрушение. Не все испытания Павла исходили от людей. Иногда его бросало, как щепку, в стихийных бедствиях. До нас не дошли сведения ни об одном из упомянутых здесь кораблекрушений (крушение по дороге в Рим, о чем идет речь в Деяниях 27, произошло позднее).
День и ночь пробыл во глубине. Опятьтаки, в Деяниях не говорится ни о чем таком, что могло бы дать нам ответ. Слово "морской" отсутствует в оригинальном тексте и было предложено переводчиками, поэтому речь может идти о глубине подземной темницы или о море. Если имеется в виду море, то был ли у Павла плот или открытая лодка? Если не было и он находился в воде, то он мог выжить исключительно благодаря прямому чудесному вмешательству Господа.
11,26 Много раз был в путешествиях. Если обратиться к картам, которые иногда печатают в конце Библии, среди них можно найти карту "Миссионерские путешествия ап. Павла". Проследив маршруты его путешествий и подумав о том, насколько примитивен был в то время транспорт, можно более глубоко понять смысл этого выражения!
Затем Павел перечисляет восемь различных опасностей, которым он подвергался. Это были опасности на реках от паводковых вод. Опасности исходили от разбойников, поскольку многие дороги, по которым он ходил, кишели грабителями. Он смотрел в лицо опасностям от единоплеменников-иудеев и от язычников, которым он старался донести Евангелие. Были опасности в городе, например в таких городах, как Листра, Филиппы, Коринф и Ефес. Он встречался с опасностями в пустыне, видимо, в малонаселенных районах Малой Азии и Европы. Ему угрожали опасности на море - штормы, подводные камни, а может быть, и пираты.
Наконец, были опасности между лжебратиями; здесь, безусловно, имеются в виду те иудейские законники, которые принимали вид христианских учителей.
11,27 Труд означает непрестанную работу Павла, тогда как изнурение связано с глубокой усталостью и страданиями, вызванными работой.
Часто в бдении. Во время многих путешествий ему, несомненно, приходилось спать под открытым небом. Но на каждом шагу подстерегали опасности, и ему приходилось проводить многие ночи без сна, ожидая приближения опасности.
В голоде и жажде, часто в посте. Великий апостол, служа Господу, часто был вынужден голодать и жаждать в путешествиях. Пост может означать добровольные посты, но более вероятно, что они были вызваны недостатком пищи.
На стуже и в наготе. Внезапные изменения в погоде и то, что он часто был плохо обут и недостаточно тепло одет, добавляли к неудобствам в его жизни еще и эти крайности. Ходж комментирует:
"Мы видим величайшего из апостолов: спина его истерзана частыми бичеваниями, тело измождено голодом, жаждой и воздействием стихий; замерзший и нагой, преследуемый иудеями и язычниками, странствующий от одного места к другому без постоянного жилища. Эти стихи, более чем какие-либо другие, заставляют устыдиться даже самых ревностных служителей Христовых. Разве они сделали или пережили что-либо, способное сравниться с тем, что сделал этот апостол? Утешительно знать, что сейчас апостол так же превосходит других в славе, как превосходил в страданиях". (Hodge, Second Corinthians, p. 275.)
11,28 Кроме посторонних приключений, то есть помимо всего исключительного, что было не в порядке вещей, Павел изо дня в день нес постоянное бремя заботы о всех христианских церквах. Насколько важно то, что эта забота увенчивает все прочие испытания! Павел был истинным пастырем. Он любил Божий народ и заботился о нем. Он был не наемным пастухом, а истинным помощником Господа Иисуса. Именно это он и старается доказать в этой части Писания и, с точки зрения любого разумного человека, он, конечно, доказал это. Его бремя заботы о церквах напоминает английскую поговорку: "Церковь основать - сердце разрывать, церковь исправлять - конца не видать".
11,29 Этот стих тесно связан с предыдущим. В стихе 28 апостол говорил, что ежедневно заботится о всех церквах. Здесь он поясняет, что имеет в виду. Если он слышит, что кто-то из христиан изнемогает, он и сам чувствует изнеможение. Он сочувственно относится к страданиям других. Если он узнаeт, что кто-то из братьев во Христе обижен, он воспламеняется негодованием. То, что затрагивает жизнь детей Божьих, затрагивает и его. Он скорбит об их трагедиях и радуется, когда они торжествуют. А все это истощает эмоциональные силы служителя Христова. Как хорошо Павел знал это!
11,30 Не успех, таланты или способности, а его слабость, пережитый им позор и оскорбления - вот что было сутью его похвалы. Обычно этим не хвалятся, это не добавляет славы.
11,31 Думая о своих страданиях и перенесенных оскорблениях, Павел инстинктивно возвращается к самому унизительному моменту своей жизни. Если он хочет гордиться своей слабостью, он не может не упомянуть происшедшее в Дамаске. Для любого человека хвалиться таким унижением настолько неестественно, что Павел ссылается на Бога для подтверждения истинности своих слов.
11,32 Более подробно об этом эпизоде рассказывается в Деяниях (9,19-25). После своего обращения близ Дамаска Павел начал проповедовать Евангелие в синагогах этого города. Сначала его проповедь вызвала серьезный интерес, но через некоторое время иудеи сговорились убить его. Они поставили стражу стеречь ворота днем и ночью, чтобы схватить Павла. Однажды ночью ученики взяли апостола, посадили в корзину и спустили из окна по стене города на землю вне городских стен. Так он смог уйти. Но почему же Павел упоминает об этом происшествии? Дж. Б. Уотсон предполагает:
"Он берет случай, который люди рассматривают как смешной и постыдный, и смотрит на него как на еще одно доказательство того, что высшим интересом его жизни было служение Господу Христу, ради Которого он мог пожертвовать личной гордостью и выглядеть трусом в глазах людей". (J. B. Watson, более полных данных нет.)
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 11
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (1,1).
Время и обстоятельства написания
Наиболее вероятная дата написания послания - 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес (Деян. 20,1), но еще не прибыв снова в Коринф (Деян. 20,2).
Основав в 51-52 гг. церковь в Коринфе (Деян. 18,1-18), Павел возвратился в Антиохию; этим закончилось его второе миссионерское путешествие (Деян. 18,22). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года (Деян. 19,1-40; 20,31). Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам (1 Кор. 16,17.18). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышал о настроениях в Коринфе совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно; позднее Павел назовет его огорчительным (2,1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже "в третий раз" (12,14; 13,1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2,5.10).
Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам "строгое послание", полное укоров и призывов к покаянию (2,3.4; 7,8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10-13) глав.
Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это "строгое послание", сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2,12.13; 7,5-9.13-15; Деян. 20,1.2).
Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу "строгому посланию". По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2,13; 7,5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2,12), но "не имел покоя духу". Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита. Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (7,6-15).
Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (7,5-16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны "лжеапостолов" (11,13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10-13; также 3,1-6; 7,2).
Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца (Деян. 20,2.3), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме (Деян. 20,3 - 21,17).
Характерные особенности и темы
Второе послание к коринфянам - очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола: гл. 1-7 проникнуты мыслью об утешении и поддержке свыше в страданиях и скорбях (1,3-7; 7,4.7.13); гл. 10-13 посвящены постижению силы Божией, проявляющейся в немощи человеческой (12,9.10).
Другие темы послания: безупречность поступков Павла (1,12.17.18; 6,3-10; 7,2.3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (1,5-11; 4,8-12; 6,4-10; 11,23 - 12,9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2,4; 11,2.7-11; 12,14.15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2,9; 10,8; 13,8-10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериям мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (1,12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9).
Трудности истолкования
Хотя принадлежность послания апостолу Павлу не оспаривалась, под вопрос не раз ставилась его структурная целостность: утверждалось, что гл. 10-13 представляют собой отдельное письмо, написанное по иному поводу и лишь позднее присоединенное к первым девяти главам послания.
Основной аргумент в пользу мнения, что гл. 10-13 являются самостоятельным посланием, состоит в том, что тон письма и отношение Павла к Коринфской церкви благожелательны в гл. 1-9, но строги и грозны в гл. 10-13. Возможно ли, чтобы оба раздела были написаны по одному поводу и касались одних и тех же обстоятельств в той же общине?
Отвечая на этот вопрос, надо признать, что, действительно, с 10,1 тон послания меняется. Но это, скорее всего, вызвано переменой темы. В первой части послания Павел прежде всего хочет поделиться своей радостью и выразить благодарность по поводу раскаяния коринфян. Он также хочет дать пространное и достоверное описание своего служения делу благовестия. Исчерпав эти темы, он обращается к своим читателям с призывом завершить сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). И в завершение, отложив наименее приятную задачу напоследок, Павел переходит к проблеме лжеапостолов и к их обвинениям в его адрес (гл. 10-13), что и обусловило перемену тона послания. Кроме того, знаменательно, что и в ранний период истории церкви нет следа разделения этого послания. Его читали и толковали как единое целое. Такое восприятие Второго послания к коринфянам и сегодня представляется наиболее верным.
Высказывались и другие, поддержанные весьма немногими исследователями, сомнения относительно единства послания, а именно: будто раздел 2,14 - 7,4 составляет отдельное послание, а 6,14 - 7,1 - вставка, не связанная с основным текстом, и что гл. 8 и 9 являются самостоятельным посланием. В ответ на все эти предположения можно признать, что упомянутые разделы действительно отличаются по тону и содержанию от общего контекста, но эта стилевая особенность присуща посланиям Павла, и разделы эти согласуются с содержанием послания.
Содержание
I. Приветствие (1,1.2)
II. Изложение сути служения Павла (1,3 - 7,16)
А. Благодарение за Божие утешение (1,3-11)
Б. Обоснование перемены планов Павла (1,12 - 2,4)
В. Прощение раскаявшегося грешника (2,5-11)
Г. Путешествие Павла в Троаду и Македонию (2,12.13)
Д. Величие новозаветного служения (2,14 - 7,4)
1. Его торжество и благоухание (2,14-17)
2. Живое рекомендательное письмо - сами коринфяне (3,1-3)
3. Новый завет непреходящей славы (3,4 - 4,6)
4. Сокровище, носимое в глиняных сосудах (4,7 - 5,10)
5. Служение примирения (5,11 - 6,13)
6. Призыв отделиться от зла (6,14 - 7,4)
Е. Радость Павла в связи с прибытием Тита (7,5-16)
III. Сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8,9)
А. Пример Македонии (8,1-7)
Б. Пример Иисуса (8,8.9)
В. Аргументация в защиту благотворительности (8,10 - 9,15)
IV. Защита от лжеапостолов (10,1 - 13,10)
А. Истинная духовная сила Павла (10,1-12)
Б. "Похвальба" Павла (10,13 - 12,21)
1. Определение меры "похвальбы" (10,13 - 11,21)
2. "Похвальба" страданием и слабостью (11,22-33)
3. "Похвальба" небесным видением (12,1-10)
4. Попечение Павла о коринфянах (12,11-21)
В. Предостережение (13,1-10)
V. Заключительные приветствия и благословение (13,11-14)
2 Ибо я ревную о вас. Павел желает, чтобы коринфяне оставались преданными ему - не ради него самого, а потому, что ввиду деятельности лжеапостолов преданность Павлу означает верность Христу. Павел уподобляет свою проповедь коринфянам с обручением. Если коринфяне последуют за лжеапостолами, они отдалятся от Христа и, следовательно, в духовном смысле окажутся неверны Ему. В таком случае они не смогут прийти к Нему "чистою девою".
3 Павел знает: возможность того, что лжеапостолы прельстят коринфян, вполне реальна, поэтому он молится о коринфянах и предостерегает их от такой опасности.
4 другого Иисуса... иного Духа... иное благовестие. Доводы, аргументация и притязания, высказанные противниками Павла против истинного познания Бога (10,4.5), настолько искажали истину, что проповедуемый ими Иисус, их дух, их "евангелие" коренным образом отличались от того, что проповедовал Павел (1 Кор. 1,18 - 2,16; ср. Гал. 1,6-9). "Иное благовестие" его противников настолько соответствовало плотскому образу мыслей, что Павел был отвергнут в пользу "служений", более отвечавших культуре и вкусам жителей Коринфа.
5 высших Апостолов. Так называли иерусалимских апостолов.
6 невежда в слове. См. ком. к 10,10.
7 безмездно. Находясь в Коринфе, Павел сам содержал себя (Деян. 18,3) или принимал вспомоществование от других общин (ст. 8). Некоторые коринфяне, тем не менее, были как будто оскорблены тем, что Павел отказался принять их дары, принесенные в воздаяние за его проповедь Евангелия. В качестве духовного наставника и отца он был вправе давать что-то своим "детям", ничего не получая от них взамен (12,14.15).
9 из Македонии. Вероятно, из Филипп (см. Флп. 4,15.16).
10 похвала сия. Павел совершал свое служение в Коринфе ценой больших лишений и жертв - в отличие от лжеапостолов, которые, судя по всему, требовали содержания от церковной общины (ср. 7,20).
в странах Ахаии. См. ком. к 9,2.
15 конец их. Т.е. Последний суд.
22 - 12,10 В этом разделе (известном под названием "неразумная речь") Павел продолжает описывать свое служение и говорит о том, что он перенес ради Христа. Здесь "похвальбы" Павла полны иронии - он "хвалится" тем, что обычно бывает поводом для стыда, признаком слабости и неудач. Поэтому его "похвальба" - своего рода пародия на хвастливые речи его противников. Тема эта развивается дальше, а кульминация - место, где Павел обращается к тому, что, возможно, было главным в представлении его критиков, - необычайным духовным переживаниям (12,1-9).
22 Они Евреи? Противниками Павла были иудеи, возможно, прибывшие из Иерусалима и опиравшиеся на свой авторитет в области закона и его обрядовой стороны.
23 Павел сомневается, следует ли ему вообще высказываться в свою защиту.
23-27 Перечисляя признаки истинного служителя Христова, Павел указывает на страдания и унижения, снова привлекая внимание читателей (как и в гл. 1-4 Первого послания к Коринфянам) ко Христу распятому.
24 по сорока ударов без одного. Согласно Втор. 25,3, сорок ударов - максимум, допускавшийся при бичевании человека. Во избежание того, чтобы случайно не было сделано более сорока ударов, делалось тридцать девять.
25 били палками. Один такой случай упомянут в Деян. 16,22, о двух других не упоминается.
однажды камнями побивали. Это произошло в Листре во время первого миссионерского путешествия (см. Деян. 14,19).
три раза я терпел кораблекрушение. В Деяниях (27,39-44) есть описание кораблекрушения, но Второе послание к Коринфянам было написано ранее (см. Деян. 20,2), когда Павел был в Македонии. Вероятно, эти три кораблекрушения произошли во время его более ранних миссионерских путешествий.
ночь и день пробыл во глубине морской. Иной перевод: "ночь и день провел в пучине морской". Этот случай не упоминается в книге Деяний.
26 Павел никогда не ставил целью собственный покой или безопасность. Многие из тягот, которые он перечисляет в этом отрывке, не упомянуты в книге Деяний. Трудно представить жизнь, более полную опасностей, но Павел во всем повиновался Богу, и жизнь его была в руках Божиих.
между лжебратиями. Эти люди называли себя христианами, но вступали в церковь лишь с целью внести в нее раздоры.
28 Павел глубоко переживал нужды и трудности основанных им церковных общин, но он неизменно полагался на помощь свыше, от Бога.