1 В то время как Аполлос был в Коринфе, Павел прошёл через разные области и прибыл в Ефес. Найдя там нескольких учеников,
2 он спросил их: „Приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали?" Они сказали ему: „Мы даже не слышали, что есть Дух Святой".
3 „Что же за крещение вы получили?", - спросил он. „Иоанново крещение", - ответили они.
4 Павел сказал: „Крещение Иоанна было крещением покаяния. Он призывал людей поверить в Грядущего вслед за ним, то есть в Иисуса".
5 Услышав это, они приняли крещение во имя Господа Иисуса.
6 Когда же Павел возложил на них руки, на них снизошёл Святой Дух, и они стали говорить на разных языках и пророчествовать.
7 Всего же их было около двенадцати человек.
8 Павел пошёл в синагогу и три месяца смело проповедовал, споря и убеждая иудеев в существовании Царства Божьего.
9 Но некоторые из них ожесточились и отказались уверовать, злословя о пути Господнем перед народом. И он ушёл от них, взял с собой учеников и каждый день вёл споры в школе Тиранна.
10 Так было в продолжение двух лет, так что все иудеи и греки, жившие в Азии, услышали слово Господне.
11 Бог же творил необычайные чудеса руками Павла,
12 так что даже платки и передники, до которых он дотрагивался, уносили и возлагали на больных, и те исцелялись, и нечистые духи выходили из них.
13 Некоторые иудеи, которые переходили из города в город, изгоняя злых духов, пытались произносить имя Господа Иисуса над одержимыми злым духом, говоря: „Заклинаю тебя именем Иисуса, чьё учение проповедует Павел, выйди из этого человека".
14 Делали это и семь сыновей иудейского первосвященника Скевы,
15 но однажды злой дух сказал им: „Я признаю Иисуса, и о Павле знаю, а вы кто такие?"
16 И человек, в ком был злой дух, прыгнул на них и, одолев их, избил, сорвал с них одежду, и выбежали они из того дома нагие и израненные.
17 И это стало известно всем иудеям и грекам, живущим в Ефесе, и на них напал страх, имя Господа Иисуса стало почитаться ещё больше.
18 Многие из уверовавших приходили исповедоваться и открыто признавались в греховных проступках.
19 А многие из занимавшихся колдовством собрали свои книги и сожгли их на глазах у всех. Когда подсчитали их стоимость, оказалось, что она доходила до пятидесяти тысяч серебряных монет.
20 Так слово Господне широко распространялось и набирало силу, и число верующих всё возрастало.
21 После того как это случилось, Павел решил пройти через Македонию и Ахайю и отправиться в Иерусалим. Он сказал: „Побывав там, я должен увидеть и Рим".
22 Он послал двух из числа своих помощников, Тимофея и Ераста, в Македонию, а сам остался на время в Азии.
23 Примерно в то же время происходили немалые волнения против пути Господнего.
24 Жил один человек по имени Димитрий, серебряных дел мастер, делавший из серебра изображения храма Артемиды, которые приносили немалый доход ремесленникам.
25 Он созвал серебряных дел мастеров вместе с другими ремесленниками и сказал: „Люди, вы знаете, что мы получаем от своего ремесла хороший доход.
26 И вы видите и слышите, что этот Павел обратил и убедил многих людей не только в Ефесе, но и почти по всей Азии, говоря, что боги, сделанные руками людей, - не боги.
27 Опасность не только в том, что наше ремесло приобретает дурную славу, но и в том, что храм нашей великой богини Артемиды станет ничем, и та, которую почитает вся Азия и весь мир, окажется лишённой величия".
28 Услышав это, они преисполнились ярости и стали кричать: „Велика Артемида Ефесская!"
29 Город наполнился смятением, и все устремились в амфитеатр, потащив с собой Гая и Аристарха, двух македонцев, спутников Павла.
30 Павел же хотел выйти к народу в амфитеатр, но ученики не дали ему.
31 Некоторые из начальников провинции, его друзья, послали просить его не ходить в амфитеатр.
32 Между тем, одни люди кричали одно, другие другое, ибо собрание было в смятении, и большинство не знало, зачем они собрались.
33 Некоторые решили, что во всём виноват один человек по имени Александр, ибо иудеи заставили его выйти вперёд. Он сделал знак рукой, так как хотел объяснить народу, в чём дело.
34 Но когда узнали, что он иудей, все в один голос закричали и кричали два часа: „Велика Артемида Ефесская!"
35 Городской писарь успокоил толпу, сказав: „Люди Ефеса! Кто на свете не знает, что город Ефес - хранитель храма великой Артемиды и священного камня, упавшего с небес?
36 Так как это неоспоримо, вам надлежит быть спокойными и не поступать опрометчиво.
37 Вы привели сюда этих людей, хотя они и храмов не обокрали, и богиню нашу не хулили.
38 Если Димитрий и другие с ним мастера имеют против кого-нибудь обвинение, на то есть суды и судьи: пусть ведут друг друга в суд.
39 Если же у вас есть ещё о чём спросить, то это должно быть решено на обычном собрании.
40 Сейчас же нам грозит опасность быть обвинёнными в беспорядках за то, что произошло сегодня. Нет причин, которые бы оправдывали такой переполох". Сказав это, он распустил собрание.
Но некоторые из них ожесточились и отказались уверовать, злословя о пути Господнем перед народом. И он ушёл от них, взял с собой учеников и каждый день вёл споры в школе Тиранна.
Некоторые иудеи, которые переходили из города в город, изгоняя злых духов, пытались произносить имя Господа Иисуса над одержимыми злым духом, говоря: „Заклинаю тебя именем Иисуса, чьё учение проповедует Павел, выйди из этого человека".
А многие из занимавшихся колдовством собрали свои книги и сожгли их на глазах у всех. Когда подсчитали их стоимость, оказалось, что она доходила до пятидесяти тысяч серебряных монет.
Жил один человек по имени Димитрий, серебряных дел мастер, делавший из серебра изображения храма Артемиды, которые приносили немалый доход ремесленникам.
И вы видите и слышите, что этот Павел обратил и убедил многих людей не только в Ефесе, но и почти по всей Азии, говоря, что боги, сделанные руками людей, - не боги.
Опасность не только в том, что наше ремесло приобретает дурную славу, но и в том, что храм нашей великой богини Артемиды станет ничем, и та, которую почитает вся Азия и весь мир, окажется лишённой величия".
Некоторые решили, что во всём виноват один человек по имени Александр, ибо иудеи заставили его выйти вперёд. Он сделал знак рукой, так как хотел объяснить народу, в чём дело.
Городской писарь успокоил толпу, сказав: „Люди Ефеса! Кто на свете не знает, что город Ефес - хранитель храма великой Артемиды и священного камня, упавшего с небес?
Сейчас же нам грозит опасность быть обвинёнными в беспорядках за то, что произошло сегодня. Нет причин, которые бы оправдывали такой переполох". Сказав это, он распустил собрание.
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.
Стихи, которые вы недавно исследовали:
Стихи, которые вы недавно исследовали:
!«Кликните» по стиху для его исследования и Вы увидите:
6 вариантов перевода:
– русский синодальный,
– русский современный,
– русский («Радостная весть»),
– украинский (И. Огиенко),
– английский King James Version,
– английский American Standard
Значение слов-оригиналов (греческий и иврит)
Параллельные места Библии, связанные с выбранным стихом
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Баркли
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 19
ВВЕДЕНИЕ К ДЕЯНИЯМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ДРАГОЦЕННАЯ КНИГА
В некотором смысле Деяния Святых Апостоловсамая важная книга Нового Завета. Не будь этой книги, мы, кроме сведений, извлеченных из посланий апостола Павла, ничего не знали бы о развитии ранней Церкви.
Историография знает два метода. Один из них пытается проследить ход событий день за днем, неделю за неделей, а другой как бы открывает ряд окон на важные моменты и великие личности того или иного времени. Именно этот второй метод был применен при написании Деяний Апостолов.
Мы называем ее Книгой Деяний Святых Апостолов. На самом же деле, книга не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий отчет о деяниях Апостолов. Кроме Павла в ней упоминаются лишь три апостола. В Деян. 12,2 сказано одним коротким предложением, что Иаков, брат Иоанна, был казнен Иродом. Иоанн упомянут, но он не произносит ни слова. Лишь о Петре книга дает определенную информацию, но скоро и он, как выдающееся лицо, уходит со сцены. Название книги по-гречески гласит: "Деяния мужей-апостолов". Очевидно, что автор стремился запечатлеть в ней некоторые типичные деяния героических и мужественных руководителей первохристианской Церкви.
АВТОРСТВО КНИГИ
Хотя в книге об этом ничего не сказано, Лука с давних пор считался ее автором. О самом Луке нам известно очень мало; в Новом Завете имя его упоминается трижды: - Кол. 4,14; Фил. 23; 2 Тим. 4,19. Из них мы можем заключить с достоверностью две вещи: во-первых, Лука был врачом и, во-вторых, он был одним из самых ценных помощников Павла и его самым верным другом, потому что он был с ним даже во время его последнего тюремного заключения. Мы можем сделать вывод, что он был из язычников. Кол. 4,11 оканчивает перечень имен и приветствий от обрезанных, то есть от иудеев; стих 12 начинает новый список, в котором приведены имена язычников. Отсюда мы делаем интересное заключение, что Лука - единственный автор в Новом Завете, который происходит из язычников.
О том, что Лука был врачом, можно догадаться по тому, что он инстинктивно употребляет медицинские термины. В Лк. 4,35, повествуя о человеке, в котором был нечистый дух, он выражением "и повергнув его посреди синагоги" употреблял точный медицинский термин "конвульсии". В Лк. 9,38, рисуя портрет человека, просившего Иисуса: "умоляю Тебя взглянуть на сына моего", - он употребляет типичное слово, означающее посещение доктором больного. Самый интересный пример приведен в высказывании о верблюде и игольным ушам. Все три автора - синоптики приводят его (Мф. 19,24; Мк. 10,25; Лк. 18,25). Матфей и Марк употребляют греческое слово рафис, обыденное слово для иглы портного или домохозяйки. Лишь Лука употребляет греческое слово белоне, обозначающее иглу хирурга. Лука был врачом и врачебный лексикон совершенно естественно выходил из под его пера.
КОМУ ПРЕДНАЗНАЧАЛАСЬ КНИГА
И свое Евангелие, и Деяния АпостоловЛука написал для Феофила (Лк. 1,3; Деян. 1,1). Мы можем лишь догадываться, кем был Феофил. В Лк. 1,3 он называет его "достопочтенный Феофил", что в действительности означает "ваше превосходительство" и обозначает высокопоставленного на службе Римской империи человека. Существует несколько возможных объяснений этого имени.
1) Может быть, Феофил вовсе не имя настоящего человека. В те времена быть христианином было опасно. Имя Феофил составлено от двух греческих слов: Теос - то есть Бог и филен - любить. Может быть, Лука писал боголюбивому человеку, и, из-за безопасности не называет его настоящего имени.
2) Если Феофил был реальным человеком, то он, должно быть, был высокопоставленным чиновником. Вероятно, Лука писал ему, чтобы показать, что христианство - чудная религия, а христиане - благочестивые люди. Возможно, что он хотел убедить государственного чиновника не преследовать христиан.
3) Третья теория, более романтическая предыдущих, основана на том, что Лука был врачом, а в древности врачами были, в основном, рабы. Была высказана догадка, что Лука был врачом тяжелобольного Феофила, которому врачебное искусство и забота Луки вернули здоровье, и в знак благодарности он дал Луке свободу. И, возможно, в знак благодарности за это Лука записал своему благодетелю самое драгоценное - историю Иисуса.
ЦЕЛЬ ЛУКИ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ
Человек, пишущий книгу, имеет перед собой какую-то цель и, может быть, не одну. Подумаем же, почему Лука написал Деяния.
1) Одна его цель - рекомендовать христианство римскому правительству. Лука не раз показывает сколь учтивыми были римские судьи к Павлу. В Деян. 13,12 Сергий Павел, губернатор Кипра, уверовал в Христа. В Деян. 18,12 проконсул Галлион в Коринфе остался совершенно безучастным к требованиям иудеев наказать Павла. В Деян. 16,35 и далее, судьи в Филиппах, осознав свою ошибку, принесли публичное извинение Павлу. В Деян. 19,31 начальники в Ефесе заботились о том, чтобы Павлу не был причинен вред. Лука указывал на то, что в прошлом римское правительство часто проявляло благопристойное расположение к христианам и всегда было справедливым к ним.
Лука старается показать, что христиане - благочестивые и верные граждане и что их всегда такими и считали. В Деян. 18,14 Галлион заявляет, что у Павла нет мысли об обиде или злом умысле. В Деян. 19,37 ефесский чиновник дает христианам похвальную характеристику. В Деян. 23,29 Клавдий Лисий заявляет, что он ничего не имеет против Павла. В Деян. 25,25 Фест говорит, что Павел не сделал ничего, чем бы заслужил смерть, и в этой же главе Фест и Агриппа соглашаются, что Павла можно было бы отпустить, если бы он не обратился к Цезарю.
Лука писал свою книгу в то время, когда христиан ненавидели и преследовали, и он так изложил ее, чтобы показать, что римские судьи всегда были справедливы к христианам и никогда не смотрели на них как на злых людей. Было даже сделано очень интересное предположение, что Деяния - антология, составленная для защиты Павла в императорском суде Рима.
2) Другим замыслом Луки было показать, что христианство - вероучение для всех людей всех стран.
Именно эту мысль не могли принять иудеи. Они считали себя избранным Богом народом, и что Богу не нужен никакой другой народ. Лука хочет доказать другое. Он показывает Филиппа, проповедующего самарянам; Стефана, сделавшего христианство универсальным и погибшего за это; и Петра, принявшего Корнилия в христианство. Он показывает христиан, проповедующих язычникам в Антиохии, и Павла, разъезжавшего по древнему миру и убеждающего людей принять Христа; в Деян. 15 он показывает, что Церковь пришла к важному решению принимать язычников на равных правах с иудеями.
З) Но это были не главные его намерения. Главная цель ДеянийЛука запечатлел в словах воскресшего Христа в Деян. 1,8: "Вы... будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Он намеревался показать распространение христианства как религию, зародившуюся в маленьком уголке Палестины, и которая менее чем за тридцать лет достигла Рима.
С. Х. Тернер указывает, что Деянияраспадаются нашесть частей, каждая из которых заканчивается коротким резюме
а) В 1,1-6,7 рассказывается об Иерусалимской церкви и проповедовании Петра, и заканчивается следующим резюме: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере".
б) В 6,8-9,31 описывается распространение христианства по всей Палестине, мученичество Стефана и проповедь в Самарии. Эта часть заканчивается с резюме:
"Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем и, при утешении от Святого Духа, умножались".
в) В 9,32-12,24 входит разговор Павла, распространение Церкви до Антиохии и принятие Корнилия. Она заканчивается словами: "Слово же Божие росло и распространялось".
г) В 12,25-16,5 рассказывается о распространении христианской Церкви в Малой Азии и о проповеди в Галатии. Она заканчивается: "И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом".
д) В 16,21-19,20 рассказывается о распространении Церкви до Европы и о подвижничестве Павла в больших языческих городах, как Коринф и Ефес. Она заканчивается таким резюме: "С такой силою возрастало и возмогало слово Божие".
е) В 19,21-28,31 рассказывается о прибытии Павла в Рим и о пребывании его в тюрьме. Конец показывает Павла "Проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно".
Такой план Деянийуже дает ответ на самый трудный вопрос: Почему Деяниязаканчиваются именно повествованием о пребывании Павла в тюрьме в ожидании суда. Нам бы так хотелось узнать, что же произошло с ним потом; но конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование здесь, потому что он выполнил поставленную задачу: он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространялось по всему миру и, наконец, достигло Рима. Один крупный исследователь Нового Завета сказал, что Деяниямогли бы быть названы так: "О том, как благая весть дошла от Иерусалима до Рима".
ИСТОЧНИКИ
Лука был историком, и поэтому важно, какими источниками он пользовался. Откуда же взял Лука свои факты? В этом плане Деянияраспадаются на две части:
1) Первую часть составляют пятнадцать глав, свидетелем которых Лука не был, и информацию о которых он получил из вторых рук. По всей вероятности, он имел доступ к двум источникам.
а) Сохранились воспоминания в поместных церквах. Они, может быть, никогда не были записаны, но церковные общины хранили память. В этой части изображены факты из трех церквей: история Иерусалимской церкви, охватывающая Деян. 1-5 и 15-16; история церковной общины в Кесарии, охватывающая Деян. 8, 26-40 и 9, 31- 10, 48, и, наконец, история церковной общины в Антиохии, охватывающая Деян. 11, 19-30 и 12, 25-14, 28.
б) Вероятно существовали циклы рассказов, состоящих из Деяний Павла, Деяний Иоанна, Деяний Филиппа и Деяний Стефана. Дружба с Павлом, несомненно, помогла Луке познакомиться со всеми крупными деятелями тогдашних церквей и, поэтому, он мог располагать всеми событиями и историями этих церквей.
2) Но большую часть изложенного в главах 16-28 Лука знал лично, как участник событий. Если внимательно читать Деяния, то можно заметить странную вещь: большую часть своего рассказа Лука излагает в 3-ем лице множественного числа, а отдельные отрывки изложены от 1-го лица множественного числа и вместо "они" Лука употребляет "мы". Следующие отрывки изложены от 1-го множественного числа: Деян. 16,10-17; 20, 5-16; 21, 1-18; 27, 1-28, 16. Лука, должно быть, был участником этих событий. Вероятно, он вел дневник и записывал свидетельства очевидцев. Что касается того, свидетелем которого он не был, он, по-видимому, узнал от Павла, с которым он провел долгое время в тюрьме. Не могло быть крупного деятеля церкви, которого Лука не знал бы лично, и, в любом случае, он мог получить нужную информацию от людей, бывших свидетелями того или иного события.
Читая Деяния, мы можем быть убеждены в том, что ни у одного историка не было когда-либо лучших источников и никто не использовал их более аккуратно, нежели Лука.
1-7
НЕЗАВЕРШЕННАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА (Деян. 19, 1-7)
В Ефесе Павел встретил несколько человек, которые~, были крещены крещением Иоанновым, но ничего не знали о Духе Святом. Каково же различие между крещением Иоанновым и крещением во имя Иисуса? Проповедь Иоанна Крестителя (Мф. 3,7-12; Лк. 3,3-11) указывает на одно существенное различие между ним и проповедью Иисуса. Проповедь Иоанна звучала угрозой, а проповедь Иисуса была благой вестью. Проповедь Иаонна являлась ступенью на пути. Он сам знал, что лишь предваряет путь Идущему за ним (Мф. 3,11; Лк. 3,16).
Проповедь Иоанна была необходимым этапом, потому что жизнь в вере имеет две ступени. На первой ступени мы сознаем свою беспомощность, бессилие, и обреченность; знаем, что мы осуждены Богом. Эта ступень тесно связана с желанием поступать лучше, которое, однако, неудачно, потому что мы рассчитываем только на свои силы. На второй ступени мы сознаем, что наше обвинение может быть снято благодатью Иисуса Христа. С этой ступенью тесно связано осознание, что наши усилия поступать лучше подкрепляются Святым Духом. С Ним мы в силах делать то, с чем никогда не совладали бы сами.
Эти христиане, которых встретил Павел в Ефесе, осознавали свое осуждение, как и моральный долг жить лучше; во они не знали ни о благодати Христа, ни о помощи Святого Духа. Их религия неизбежно изливалась в борьбу, И они еще не обрели мира. Этот случай показывает, что без Святого Духа не может быть истинного христианства, даже, когда мы осознаем ошибки, раскаиваемся и решаем измениться, мы никогда не сможем претворить эти изменения в жизнь без Святого Духа.
8-12
ДЕЯНИЯ БОГА (Деян. 19, 8-12)
Когда Павлу стало невозможно работать в синагоге вследствие ожесточенных нападок иудеев, он перенес свои проповеди в школу философа Тиранна. В одном из греческих списков находим заметку, звучащую как деталь очевидца. В нем уточнено, что Павел учил в этой школе с11 часов утра до 4 часов пополудни. Весьма вероятно, что именно в это время Павел там и проповедовал. До 11 часов утра и после 4 часов пополудни зал нужен был Тиранну. В городах Ионии жизнь замирала из-за жары в 11 часов и пробуждалась только поздно пополудни. Говорят, что в 1 час пополудни в Ефесе больше людей спало, чем в час ночи. По-видимому, Павел занимался своим ремеслом утром и вечером, а в полуденные часы проповедовал В школе. Это свидетельствует о том, что Павел очень серьезно относился к проповеди и к обучению, а христиане усердно слушали его учение. Ведь они могли учить и учиться лишь тогда, когда другие отдыхали, скрываясь от полуденного зноя, и они не упускали этой возможности. Многим из нас должно быть стыдно за свои разговоры о неудобствах, связанных со временем.
В течение этого времени свершались чудесные деяния. Платками рабочие повязывали голову, для того чтобы они поглощали выступающий на лбу пот. Под опоясаниями надо понимать передники или фартуки, которыми опоясывали себя рабочие и слуги. Примечательно, что не Павел совершал эти чудеса, а что Бог делал их через Павла. Кто-то сказал, что Бог везде ищет руки, чтобы применить их. Возможно, что своими руками мы и не сотворим чудес; но, предоставляя их Богу, Он, несомненно, может творить их.
13-20
СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР ПО СУЕВЕРИЮ (Деян. 19, 13-20)
Перед нами колоритный эпизод из ефесской жизни. В те времена люди верили, что болезни и недуги и, в особенности, душевные болезни, вызываются злыми духами,
Которые поселились в теле человека. Изгнание духов было обычным ремеслом. Если заклинатель знал имя духа, который был сильнее того духа, который поселился в больном, то, назван его, он побеждал духа, поселившегося в теле, и изгонял его. Нет оснований сомневаться в правдивости этого. Ум человека - странная штука, Но милосердие Божие иногда может принять во внимание даже религиозные предрассудки и суеверие.
Когда же некоторые шарлатаны попытались использовать в своих целях имя Иисуса, произошли тревожные события. В результате этого, многие знахари, шарлатаны, как и искренно верившие в это, сознали ошибочность своего пути. Нельзя найти более яркой демонстрации произошедшей в людях перемены, чем готовность ефесян расстаться с пышно процветающим суеверием, и сжечь свои чародейные книги, приносившие им такой изрядный доход. Они и для нас являются примером. Это был самый явный отказ от прошлого, хотя это прошлое и было их жизнью. Мы, несомненно, ненавидим свои грехи и пороки, но либо вообще не можем порвать с ними, либо делаем это неохотно, либо, откладываем их на всякий случай. Но чаще всего необходим окончательный и полный разрыв с прошлым.
21-22
НАМЕРЕНИЕ ПАВЛА (Деян. 19, 21, 22)
Лишь намеком упоминает Лука о том, о чем Павел пишет в своих письмах. Лука говорит, что Павел намеревался собрать пожертвования среди христиан из язычников и доставить собранное в Иерусалим. Упоминания об ЭТИХ подаяниях мы встречаем у Павла в 1 Кор. 16,1 и дал.; 2 Кор. 9,1 и дал.; Рим. 15, 25, 26. Павел настаивал на этом плане по двум причинам: во-первых, он хотел подчеркнуть на практике единство Церкви, показать, что они все являются членами тела Христова, и что, когда страдает один член, все другие помогают ему. Другими словами, он хотел освободить их от узко общинных понятий и познакомить их с всемирной Церковью, членами которой они являются. А, во-вторых, он хотел привить им чувство христианского милосердия на практике. Несомненно, когда они слышали о лишениях христиан в Иерусалиме, они сочувствовали им. Но Павел хотел, чтобы все христиане сознали на практике: эмоциональное сочувствие надо воплотить вдело. Оба эти урока не утратили своего значения и сегодня.
23-40
МЯТЕЖ В ЕФЕСЕ (Деян. 19, 23-40)
Вэтом отрывке довольно ярко нарисованы действующие лица. Среди них на первом месте Димитрий и серебряники. Они волновались, что уменьшаются их прибыли. Они, правда, утверждали, что их волнует судьба и честь богини Артемиды, но больше всего они беспокоились о личных доходах. Приходившие и приезжавшие в Ефес паломники хотели взять с собой сувениры, например, маленькие модели храма, которые изготавливали серебряники. Но христианство имело такой успех, что они почувствовали в нем угрозу своему ремеслу.
Во-вторых, по Библии, "блюститель порядка" занимал более важное положение: он вел протоколы и выносил вопросы на рассмотрение законодательного собрания, и почта города Ефеса адресовалась на его имя. Его волновала опасность возникновения мятежа. Римское правительство проводило мягкую политику, но оно ни в коем случае не потерпело бы каких-либо беспорядков. Если в каком-то городе они возникали, Рим узнавал причины их возникновения и городское управление могло быть смещено. Он спас Павла и его собратьев, но он спасал и свою шкуру.
В-третьих, Павел хотел войти в толпу, но ему не позволили. Павел был бесстрашным человеком. Для серебряников и для блюстителя порядка на первом месте стояла их безопасность, у Павла же она стояла на последнем месте.
Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 19
Христос - основа, Церковь - средство, а Дух Святой - сила. У. Грехем Скрогги
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Деяния Апостолов - это единственная богодухновешая история Церкви; это также первая и единственная основная история Церкви, освещающая начало становления христианства. Все другие авторы основываются на сочинении Луки, добавляя к нему некоторые традиционные представления (и много домыслов!). Без этой книги перед нами возникло бы серьезное затруднение: резкий переход от жизни нашего Господа, описанной в Евангелиях, сразу к посланиям. Из кого состояли общины, которым адресованы послания, и как они возникли? Деяния отвечают на эти и многие другие вопросы. Это мостик не только между жизнью Христа и жизнью во Христе, которой учат послания, но также переходное звено между иудаизмом и христианством, между законом и благодатью. В этом состоит одна из главных трудностей толкования Деяний - постепенное расширение горизонта от маленького еврейского движения с центром в Иерусалиме до мировой веры, которая проникла в саму столицу империи.
II. АВТОРСТВО
Автор Ев. от Луки и Деяний Апостолов - один и тот же человек; в этом почти все единодушны. Если третье Евангелие написано Лукой, то ему же принадлежат и Деяния, и наоборот (см. "Введение" к комментариям к Евангелию от Луки).
Внешние свидетельства того, что Деяния написал Лука, убедительны, широко распространены и относятся к раннему периоду истории Церкви. Направленный против маркионизма "Пролог к Евангелию от Луки" (около 160-180 гг.), канон Муратори (около 170-200 г.) и ранние отцы Церкви: Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген - все соглашаются с тем, что Лука - автор Деяний. Того же мнения почти все, кто следует за ними в церковной истории, включая такие авторитеты, как Евсевий и Иероним.
В самом тексте Деяний есть три внутренних свидетельства, доказывающих авторство Луки. В начале Деяний автор особо упоминает более раннее произведение, также посвященное Феофилу. Из Евангелия от Луки (1,1-4) ясно, что здесь имеется в виду третье Евангелие. Стиль, экспрессивность изложения, лексика, особое внимание, уделяемое апологетике, и множество более мелких деталей связывают эти два труда. Если бы не желание поместить Евангелие от Луки вместе с другими тремя Евангелиями, без сомнения, эти два произведения вошли бы в Новый Завет вместе, как например 1-е и 2-е послания к коринфянам.
Далее, из текста Деяний ясно, что автор был спутником Павла в его путешествиях. Об этом свидетельствует использование местоимения "мы" в некоторых стихах (16,10-17; 20,5 - 21,18; 27,1 - 28,16); то есть автор непосредственно присутствует при событиях, о которых сообщает. Попытки скептиков объяснить эти особенности как чисто художественный прием неубедительны. Если они были добавлены только с целью придать произведению большую достоверность, то почему они вводятся так редко и ненавязчиво и почему лицо, входящее в это "мы", не называется по имени?
Наконец, если исключить других спутников Павла, упомянутых автором в третьем лице, а также тех его спутников, о которых известно, что они не были с Павлом во время событий, описанных в данных отрывках (с "мы"), то единственным реальным кандидатом является Лука.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
В то время как установление точного времени написания некоторых других книг НЗ не является столь важным, оно имеет большое значение для Деяний Апостолов, книги, которая прежде всего является историей Церкви, и к тому же первой историей.
Были предложены три датировки Деяний, две из которых согласуются с авторством Луки, а одна отрицает его:
1. Датировка этой книги П в. н.э., разумеется, делает невозможным признание авторства за Лукой: вряд ли он мог прожить дольше чем до 80 или, самое позднее, 85 г. н.э. Некоторые либеральные ученые считают, что автор использовал "Иудейские древности" Иосифа (около 93 г. н.э.), но параллели, на которые они ссылаются, рассматривая Деяния, 5,36 (о Февде), не согласуются, и нет особого сходства между описанными событиями.
2. Общепризнанная точка зрения такова: Лука написал и Евангелие, и Деяния между 70-80 гг. Тогда для составления своей Благой Вести Лука мог бы использовать Евангелие от Марка, существовавшее, вероятно, с 60-х гг.
3. Можно сделать обоснованное предположение, что Лука закончил писать Деяния вскоре после того, как произошли события, завершающие книгу: то есть во время первого заключения Павла в Риме. Возможно, Лука планировал написать третий том (но на это, видимо, не было Божьей воли) и поэтому не упоминает о гонениях, обрушившихся на христиан между 63 и 67 г. Однако отсутствие упоминаний о таких событиях, как жесточайшее преследование христиан Нероном в Италии после пожара в Риме (64 г.), война иудеев с Римом (66-70 г.), мученическая смерть Петра и Павла (вторая половина 60-х годов) и самое трагичное для иудеев и евреев-христиан - разрушение Иерусалима, указывают на более раннюю датировку. Итак, наиболее вероятно, что Лука написал Деяния Апостолов, когда Павел находился в римской тюрьме - в 62 или 63 г. н.э.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Деяния Апостолов преисполнены жизнью и действием. В них мы видим, как действует Святой Дух, формируя Церковь, укрепляя ее и распространяя ее влияние. Это потрясающий рассказ о том, как Дух Господень, используя самые невероятные средства, преодолевая самые непреодолимые препятствия и идя самыми нетривиальными путями, достигает удивительнейших результатов.
В Деяниях повествование возобновляется с того момента, на котором заканчиваются Евангелия, затем краткие драматические описания знакомят нас с ранними неспокойными годами молодой Церкви. Деяния рассказывают о великом переходном периоде, когда новозаветная Церковь освобождалась от пут иудаизма и заявляла о себе как о новом, совершенно отличном сообществе, в котором иудеи и язычники едины во Христе. По этой причине Деяния можно назвать историей "отлучения от груди Исаака".
Когда мы читаем эту книгу, мы испытываем своего рода духовное наслаждение при виде того, как творит Господь. В то же время мы ощущаем и напряжение, наблюдая, как грех и сатана противостоят и пытаются препятствовать делу Божьему.В первых двенадцати главах центральное место занимает апостол Петр, мужественно проповедующий народу Израилеву С тринадцатой главы и далее на первый план выходит апостол Павел как ревностный, вдохновенный и неутомимый просветитель язычников.Деяния охватывают приблизительно 33-летний период. Дж. Б. Филлипс заметил, что ни в один другой сравнимый по протяженности период человеческой истории "небольшое количество простых людей не смогло так повлиять на мир, чтобы их враги со слезами ярости на глазах говорили, что эти люди "перевернули мир вверх дном"". (J. В. Pmllips, The Young Church in Action,
. vvi.)План
I. ЦЕРКОВЬ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 1 - 7)
А. Воскресший Господь обещает крещение Духом Святым (1,1-5)
Б. Возносящийся Господь дает Апостолам повеление (1,6-11)
В. Пребывающие в молитве ученики ожидают в Иерусалиме (1,12-26)
Г. День Пятидесятницы и рождение Церкви (2,1-47)
Д. Исцеление хромого и призыв народа израильского к покаянию (3,1-26)
Е. Преследования и рост Церкви (4,1-7,60)
II. ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ И САМАРИИ (8,1-9,31)
А Служение Филиппа в Самарии (8,1-25)
Б. Филипп и евнух ефиоплянин (8,26-40)
В. Обращение Савла из Тарса (9,1-31)
III. ЦЕРКОВЬ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ (9,32-28,31)
А Петр проповедует язычникам Евангелие (9,32 - 11.18)
Б. Основание церкви в Антиохии (11,19-30)
В. Гонения Ирода на христиан и его смерть (12,1-23)
Г. Первое миссионерское путешествие Павла: Галатия (12,24 - 14,28)
Д. Совещание в Иерусалиме (15,1-35)
Е. Второе миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (15,36-18,22)
Ж. Третье миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (18,23-21,26)
3. Арест Павла и суды над ним (21,27-26,32)
И. Путь Павла в Рим и кораблекрушение (27,1-28,16)
К. Домашний арест Павла и его свидетельство иудеям в Риме (28,17-31)
19,1 Когда Павел посетил Ефес в первый раз, он обещал иудеям в синагоге, что вернется, если на то будет Божья воля. Выполняя это обещание, он отправился из страны Галатийской и Фригии по дороге, ведущей вглубь материка через гористую местность, в ЕФЕС, расположенный на западном побережье проконсульской Азии. Прибыв туда, он встретил примерно двенадцать человек, которые объявляли себя учениками. Побеседовав с ними, он понял, что их знания о христианской вере очень несовершенны и недостаточны. У него даже возник вопрос, снисходил ли на них когда-либо Святой Дух.
19,2 Поэтому он спросил их: "Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?" В Библии короля Иакова вопрос сформулирован так: "Снисходил ли на вас Святой Дух с тех пор, как вы уверовали?" Такая формулировка ошибочно предполагает, что Дух Святой снисходит после обращения.
Этот стих не подразумевает, что принятие Святого Духа - действие благодати, следующее после спасения. Как только грешник принимает Спасителя верой. Дух Святой снисходит на него.
Ученики ответили: "Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой". Или, как эта фраза переводится в ASV: "Мы даже и не слышали, что был дарован Дух Святой". Поскольку эти люди были учениками Иоанна Крестителя, о чем мы узнаем из следующего стиха, они должны были знать из ВЗ о существовании Святого Духа. Кроме того, Иоанн учил своих последователей, что Тот, Кто придет после него, будет крестить их Святым Духом. Чего не знали эти ученики, так это того, что Дух Святой уже был дарован в день Пятидесятницы.
19,3-4 Когда апостол упомянул о крещении, он обнаружил, что эти люди знали только об Иоанновом крещении. Другими словами, они знали только о том, что близко пришествие Мессии, и в знак своего покаяния приняли крещение как необходимую подготовку к пришествию Его как Царя. Они не знали, что Христос умер, был погребен, воскрес из мертвых и вознесся на небо и что Он послал Духа Святого. Павел объяснил им все это. Он напомнил им, что, когда Иоанн крестил кре щением покаяния, он убеждал их веровать в Христа Иисуса.
19,5Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса. На протяжении всей книги Деяний апостолов отчетливо подчеркивается власть Иисуса. Поэтому и здесь ученики Иоанна крестились в послушании Господу Иисусу, публично признавая, что они уверовали в Иисуса Христа и подчинили Ему свою жизнь как Господу (Иегове).
19,6-7 Затем Павел возложил на них руки, и они приняли Духа Святого. Это четвертый случай сошествия Духа Святого, описанный в Деяниях. В первом случае, изложенном в главе 2, в день Пятидесятницы Дух сошел первоначально на иудеев. Второй случай приводится в главе 8 Деяний, когда Дух был дарован самарянам через возложение рук Петра и Иоанна. В третьем случае Дух сошел на дом язычника Корнилия в Иоппии. Мы уже указывали ранее, что порядок событий, предшествующий принятию Святого Духа, в каждом случае различен.
Здесь, в главе 19 Деяний, порядок таков:
1. Они уверовали.
2. Они были крещены вторично.
3. Апостол возложил на них руки.
4. Они приняли Духа Святого.
Исполнив учеников Иоанна Духом Святым через возложение рук Павла, Господь предвосхитил саму возможность позднейших предположений о том, что Павел уступал Петру, Иоанну или другим апостолам.
Когда на учеников Иоанна сошел Дух Святой, они стали говорить иными языками и пророчествовать. Даруя такие сверхъестественные способности, Бог действовал в те дни, когда НЗ еще не был написан. Сегодня же о том, что в момент обращения на нас снизошел Дух Святой, нам свидетельствуют не знамения и чудеса и даже не ощущения, а новозаветное откровение.
С того момента, как человек уверовал в Господа Иисуса Христа, Дух Святой уже не покидает его; он запечатлен Святым Духом; он получает залог Духа; он получает помазание Духом Святым; и он крещен Духом в Тело Христово. Однако это не отрицает тот факт, что в жизни верующего будут последующие исполнения Духом Святым. Нельзя не признать, что Дух Святой часто снисходит на отдельных людей, исполняя их силой для особого служения, даруя великое дерзновение в вере и особое сострадание к гибнущим душам.
19,8Три месяца Павел приходил в синагогу в Ефесе, беседуя и удостоверяя о Царстве Божьем. "Беседуя" - обращаясь к разуму людей. "Удостоверяя" -он пытался повлиять на их волю, убеждая их верой принять Иисуса Христа. Темой его выступлений было Царство Божье. К. Е. Стюарт разъясняет:
"Необходимо заметить, что он не проповедовал Евангелие Царства: это было бы неуместно в данный период. Об этом благовествовал Господь. Однако с Его смертью эта проповедь была прервана и возобновится в день грядущий (Мф. 24,14; Откр. 14,6-7). Павел же говорил о Царстве Божьем, которое сейчас присутствует на земле". (Stuart, Tracings,
. 285.)
19,9-10 Так как некоторые из иудеев ожесточились (своим разумом), были непокорны (своей волей) и начали возбуждать народ против пути Господня, Павел покинул синагогу и отделил своих учеников от местных иудеев. Он привел их в училище Тиранна, где ежедневно мог свободно учить их. Принято считать, что Тиранн был греком, дававшим уроки философии или риторики. Около двух лет апостол готовил учеников и затем посылал их проповедовать другим. В результате по всей провинции Асии жители слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и еллины. Так для Павла была отверста великая и широкая дверь, хотя у него и было много противников (1 Кор. 16,9).
19,11-12 Как апостол Иисуса Хри ста, Павел мог творить знамения и чудеса. Они служили доказательством его апостольства и удостоверяли его проповедь. Так велика была сила, которая исходила через него, что даже татки и опоясания, к которым он прикасался, возложенные на больных или одержимых бесами, приносили им исцеление. Возникает вопрос: могут ли эти чудеса повториться сегодня? Святой Дух Божий всемогущ и может совершать все, что угодно Его воле. Однако необходимо признать, что апостолам и их сподвижникам были дарованы сверхъестественные способности. Так как сейчас у нас нет апостолов в прямом смысле этого слова, бессмысленно настаивать на том, что всегда можно повторить чудеса, которые совершали они.
19,13-14 Там, где могущественно действует Господь, сатана неизменно находится поблизости, чтобы всячески противиться и мешать Ему. В те дни, когда Павел проповедовал и творил чудеса в Ефесе, там жило несколько странствующих заклинателей, иудеев. Эти люди приказывали .злым духам (используя имя Господа Иисуса как магическую формулу) выходить из одержимых. То, что некоторые иудеи действительно имели способность изгонять бесов, признавал Сам Господь Иисус (Лк. 11,19).
Среди практиковавших это иудейских чародеев названы семь сыновей Скевы. Этот человек был назначен первосвященником или священником, отвечающим за двадцать четыре священнические чреды. Однажды его сыновья попытались изгнать злого духа из одержимого. Они сказали бесу: "Заклинаем тебя Иисусом, Которого Павел проповедует".
19,15-16 Они произнесли эти слова, но соответствующей власти у них не было, и бес им не подчинился. Ответ злого духа в высшей степени показателен. Он сказал: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?"
По этому поводу стоит процитировать забавный комментарий Ф. Б. Мейера:
"Когда сыновья Скевы напали на беса, он повернулся к ним и сказал:"Вы, карлики, вы, лилипуты, кто вы такие? Павла я знаю! А вас не знаю. Я никогда о вас раньше не слышал; ваши имена никогда не упоминались в аду. Никто не знает вас и даже не слышал о вас за пределами маленького городка под названием Ефес". И этот же вопрос стоит передо мной сегодня: "Знают ли обо мне в аду?" Знают ли о нас бесы? Боятся ли они нас? И вообще, замечают ли они нас? Когда мы проповедуем в воскресенье, беседуем на улице или преподаем в воскресной школе, дьявол говорит: "Я не знаю вас. Вы не стоите того, чтобы тратить на вас порох; можете продолжать свою работу. Я не собираюсь переворачивать ад, чтобы остановить вас". (F.В. Меуег, цитируется по W.H. Aldis, The Keswick Convention 1934,
. 60.)
Интересно заметить, как в Писании проводится различие между злым духом (ст. 15) и человеком, в котором был злой дух (ст. 16). В стихе 15 говорил бес. Но в стихе 16 уже сам одержимый бросился на сыновей Скевы, одолел их, сорвал с них одежду и избил.
19,17 Весть об этом поражении сил сатаны облетела всю округу, и благоговейный трепет охватил весь народ, и величаемо было имя Господа Иисуса. Не имя Павла прославилось, а имя его Спасителя.
19,18-19 Дух Божий с такой силой воздействовал на тех, кто занимался чародейством, что многие из них обратились к Христу, исповедуя дела свои. Сделав это, они публично продемонстрировали свою веру, собрав свои книги о магии и предав их огню в большом костре. Общая стоимость этих книг составила пятьдесят тысяч драхм. Трудно точно определить современный долларовый эквивалент этой суммы; возможно, это составляет от восьми до десяти тысяч долларов.
19,20 Такое публичное отречение от языческих обычаев привело к тому, что Слово Господне с силою возрастало и торжествовало. Возможно, если бы современные христиане сожгли принадлежащие им низкопробные книги и журналы. Слово восторжествовало бы еще больше.
19,21 Когда время, которое Павел собирался провести в Ефесе, подошло к концу, он решил опять идти в Иерусалим через Македонию и Ахаию, а после этого хотел также видеть Рим. Его великое сердце, исполненное любви и сострадания, всегда влекло его туда, где нуждались в его помощи, куда можно было принести Благую Весть и откуда она могла бы распространяться дальше.
19,22 Он послал в Македонию Тимофея и Ераста, а сам задержался на время в Асии. Вероятно, именно тогда он написал 1-е Послание к Коринфянам (около 56 г. н.э.).
19,23-27 Благодаря служению Павла многие ефесяне отвернулись от своих языческих богов, обратившись к Господу. Духовное пробуждение в городе приобрело такой размах, что это привело к падению спроса на изделия ремесленников, изготовлявших идолов. Одним из "пострадавших" был Димитрий, серебряник. Он делал серебряные храмы Артемиды (Дианы). Выступая как представитель ремесла, Димитрий собрал всех своих коллег-мастеров и попытался побудить их к решительным действиям. Он напомнил им, что Павел так успешно убедил немалое число людей в том, что боги, делаемые руками человеческими, не существуют. Он обнаружил сюи истинные мотивы, когда сказал, что это угрожает их ремеслу, но попытался придать своему выступлению религиозную окраску, притворившись, что испытывает величайшее почтение к Артемиде и ее храму.
19,28-31 Совещание серебряных дел мастеров вскоре вылилось в массовые беспорядки, охватившие весь город. Скандируя: "Велика Артемида Ефесская!" - толпа устремилась на зрелище (арену или коллизий) и схватила двоих из спутников Павловых, Гаия и Аристарха, по-видимому намереваясь убить их. Павел хотел вмешаться и поговорить с толпой, но ему не дали этого сделать ученики, а также некоторые из асийских начальников (асиархов, избираемых горожанами чиновников, которые за свой счет организовывали праздники в честь богов). Эти городские благодетели, которые дружески относились к Павлу, убедили его, что выходить на арену было бы крайне неразумно.
19,32 Тем временем толпа стала совершенно неуправляемой. Многие даже не знали, почему они оказались здесь. Повсюду слышались противоречивые выкрики.
19,33-34Иудей по имени Александр попытался выйти и обратиться к толпе. Без сомнения, он собирался защитить иудеев, заявив, что они здесь совершенно ни при чем. Когда же в толпе узнали, что он иудей, они подняли невообразимый шум, не дав ему говорить. Около двух часов они выкрикивали: "Велика Артемида Ефесская!"
19,35 В этот критический момент успокоить народ удалось блюстителю порядка. Хотя его речь была и не очень убедительной, но привела к желаемому результату. В сущности, он сказал, что ефесянам нечего опасаться. В конце концов, все знали, что город Ефес был избран служителем великой богини Артемиды. Хотя право иметь храм Артемиды оспаривали тринадцать городов Асии, тем не менее честь оберегать это святилище выпала Ефесу, как и честь хранить Диопет (букв. "упавший с неба") - статую Артемиды, которая, как считалось, упала с неба.
19,36-40 Давая понять, что никто не посягает на их религиозные основы и никто никогда не сможет ниспровергнуть культ Артемиды, он сказал людям, что устраивать весь этот шум было опрометчиво с их стороны. В конце концов, люди, против которых они выступали, не обокрали храм и не хулили Артемиду. Если же у Димитрия и других с ним художников есть справедливая жалоба, они могут обратиться в обычное судебное собрание, где проконсулы готовы ее выслушать. Если же им нужно обсудить что-либо другое, всегда есть возможность организовать законное собрание. Они же собрались, как неорганизованная толпа. Власти Римской империи далеко не приветствовали подобные происшествия. Если бы их призвали к ответу за это выступление черни, им бы не удалось оправдаться. Блюститель порядка знал также, что, если бы весть о бунте достигла Рима, его карьера, а возможно, и жизнь были бы в опасности.
К этому времени толпа успокоилась, и люди поспешно разошлись по домам.
"Как ни странно, именно действия блюстителя порядка, предпринятые им для восстановления спокойствия, а не сами волнения, положили конец служению Павла в Ефесе. Хотя он и имел в Ефесе много противников, до тех пор пока сопротивление носило "здоровый" характер Павел чувствовал, что здесь для него "отверста великая и широкая дверь" (1 Кор. 16,8-9).Но, по-видимому, когда он был вынужден принять покровительство городских властей, он покинул Ефес и отправился дальше. ("Избранное")
Словом "собрание" (ст. 32, 39, 40) переводится греческое "ekklesia", означающее "созванное собрание". В других местах НЗ это же слою переводится как "церковь". Только по контексту можно определить, означает ли греческое слово толпу язычников, как здесь, народ израильский, как в Деян. 7,38, или новозаветную Церковь. Слово "собрание" - лучший перевод "ekkksia", чем "церковь". Слово "церковь" происходит от греческого слова, означающего "принадлежащая Господу" (kuriake, ср. нем. Kirche, шотл. Kirk, англ. church). Сейчас под этим словом обычно подразумевают храм, культовое здание. Вот почему многие христиане предпочитают использовать слово "собрание"; оно отражает тот факт, что Церковь прежде всего не здание и даже не конфессия, а группа людей, собирающихся вместе.
Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 19
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Согласно традиции, принято считать, что Деяния святых апостолов написаны Лукой - врачом, сопутствовавшим Павлу на некоторых этапах его второго и третьего миссионерских путешествий, а также сопровождавшим его в Рим. Церковь сохранила множество свидетельств II-IV вв. по Р.Х. в пользу авторства Луки. С этим были согласны Ириней Лионский (130-202 гг.), Климент Александрийский (150-215 гг.) и Евсевий Кесарийский (ок. 325 г.); авторство Луки отмечено и в каноне Муратори (ок. 170 г.).
Свидетельства самой книги Деяния, ведущие к такому заключению, можно вывести, главным образом, из примечательных "мы" в разных местах второй части книги (16,10-17; 20,5-15; 21,1-18; 27,1 - 28,16). Из них видно, что автор сопровождал Павла из Троады (Малая Азия) в Филиппы (Европа), затем обратно из европейских Филипп в малоазийскую Троаду и далее - в Палестину. Наконец, он же сопровождает Павла из Палестины в Рим.
Автор был образованным эллином, о чем свидетельствуют стиль Евангелия от Луки и Деяний и безукоризненный греческий язык, на котором они написаны. Кроме того, методический подход автора к излагаемой теме и его исследовательские приемы (Лк. 1,1-4) тоже говорят о том, что это высоко образованный человек.
В Послании к колоссянам (4,14) Павел отмечает, что ему сопутствует "Лука, врач возлюбленный". Некоторые ученые, особенно в конце XIX и начале XX вв., утверждали, что медицинские термины в текстах, написанных Лукой, и явный интерес автора к теме болезней (Лк. 4,38; 8,43.44; Деян. 3,7; 12,23; 13,11; 20,7-11; 28,3.8) указывают на то, что автор был врачом. Однако этому имеются возражения, поскольку многие писатели древности свободно пользовались медицинскими терминами, которые собственно таковыми еще и не были. Так что этот факт нельзя использовать как доказательство, что автор - медик. Тем не менее, внимание к вопросам медицины в Деяниях только усиливает вероятность того, что ее автором был действительно врач Лука.
Время и обстоятельства написания
Существуют три версии о времени написания Деяний апостолов: между 105-м и 130 гг. по Р.Х., между 80-м и 95 гг. и ранее 70 г. Первые две основаны отчасти на теории, что автор Деяний (вероятно, не Лука) использовал труд иудейского историка I в. (ок. 37/38-100 гг. по Р.Х.) Иосифа Флавия ("Иудейские древности", 18.4-10 и 20.97-98), откуда почерпнул сведения о восставших Февде и Иуде (Деян. 5,36.37). Но вполне возможно, что Февда, которого упоминает Гамалиил (Деян. 5,36), и Февда, о котором пишет Иосиф, - разные лица. Равным образом и упоминание Лукой и Иосифом Флавием Иуды (6 г. по Р.Х.) не доказывает, что один автор зависел от другого. Приверженцы поздней датировки утверждают, что Лука (Деян. 12,19-23) был ознакомлен с описанием смерти Ирода Агриппы I (44 г. по Р.Х.), сделанным Иосифом Флавием ("Иудейские древности", 19.343-350), и что он заимствовал материал оттуда, поскольку оба автора описывают это событие в сходных выражениях. Все же эти два описания значительно разнятся. Кроме того, указывалось, что богословие книги Деяния совпадает с идеями Иустина Мученика, писателя II в. Но эта теория верна, скорее, в обратном порядке: Иустин Мученик мог почерпнуть свои богословские выкладки из книги Деяния.
Сторонники более поздней датировки - 150 г. - утверждают, будто текст Лк. 21,20, где упоминаются войска, свидетельствует, что разрушение Иерусалима уже свершилось, когда Лука писал Деяния. Можно отметить, что Марк употребляет выражение "мерзость запустения" (пророчество из Дан. 9,27, повторенное в Мк. 13,14 и Мф. 24,15) как несомненно понятное иудеям. Лука, напротив, говоря об исполнении того же пророчества, употребляет слово "войска", т.е. выражение, понятное язычникам. Но в любом случае разница в выборе слов не свидетельствует о том, что Иерусалим уже пал.
Мнение, что Деяния были написаны Лукой ранее 70 г. по Р.Х. (вероятно, ок. 60-64 гг.), более правдоподобно. Во-первых, гл. 28 заканчивается на том, что Павел пользуется частичной свободой. В ожидании суда кесаря Павел имеет возможность проповедовать всем, кто приходит к нему, - это могло происходить до 64 г., когда Нерон возложил на христиан ответственность за пожар в Риме. Во-вторых, о смерти Павла не упоминается, а ведь из 2 Тим., гл. 4 ясно, что она близка и неизбежна (и случилась, вероятно, в 67-68 гг.). В-третьих, в конце книги Деяния Лука описывает благосклонность римского правительства к христианству; после 64 г. отношение к нему стало иным. В-четвертых, на более раннюю дату написания книги указывает словоупотребление, характерное для самого раннего периода христианства: "ученик", "первый день недели" - позднее он стал называться "днем Господним" (Откр. 1,10; в синодальном переводе "день воскресный" - неточно), "народ израильский" (4,27) - позднее (Тит. 2,14) это выражение включает и иудеев, и язычников - "народ особенный", "Сын Человеческий" (7,56).
Согласно Лк. 1,3 и Деян. 1,1, изначально обе книги предназначались Феофилу. Об этом человеке ничего не известно, но он, возможно, был покровителем Луки. Несомненно, что он был язычником, получившим наставление в христианской вере (Лк. 1,4). Возможно, покровительствуя Луке, Феофил обеспечил ему существование, пока тот работал над своими книгами. Можно сравнить это с положением Иосифа Флавия, который, указав, что ему покровительствуют римские военачальники Веспасиан и Тит ("Против Апиона", 1.50), говорит еще и о другом благодетеле, некоем Епафродите ("Против Апиона", 1.1; 2.1; 2.296).
Материалом для Луки служило то, чему он сам был свидетелем, а также сведения из источников, имевшихся в Палестине и за ее пределами. Возможно, ему помогали Сосипатр из Верии, Аристарх и Секунд из Фессалоники, Гаий из Дервии и многие другие. Находясь в Палестине во время двухлетнего заключения Павла, Лука собирал материал для своего Евангелия и для первой части книги Деяния. Вероятно, он беседовал с Марией, матерью Иисуса, и другими "очевидцами и служителями Слова" (Лк. 1,2).
Характерные особенности и темы
Книга Деяния апостолов представляет собой точное историческое повествование о жизни ранней церкви (середина во I в. по Р.Х.). Лука приводит географические подробности, говорит о правительственных служащих и императорах; при описании морского путешествия в Италию он пользуется соответствующими морскими терминами. Все это указывает на то, что автор - добросовестный исследователь, лично бывший очевидцем многих описанных им событий.
Лука, возможно, преследовал несколько целей. В Деян. 1,1.2 он уведомляет, что в Евангелии описал жизнь Иисуса вплоть до Его вознесения. В первой главе (Деян. 1,8) кратко сообщается об общей теме книги Деяния: Господь намерен распространить Свое дело "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Книга Деяния - путевая карта распространения Церкви по древнему миру; она представляет христианство в его развитии. Некоторые рассматривали Деяния как своеобразную апологию христианства, написанную Лукой, или попытку показать, что христианство не представляет угрозы для Рима. Книга называется "Деяниями святых апостолов", однако Лука описывает лишь служение Петра (Деян. 1-12) и Павла (Деян. 13-28).
Содержание
I. Петр и благовествование иудеям в Иерусалиме, Иудее и Самарии (1,1 - 12,24)
А. Наставления, полученные от Иисуса, и ожидание Духа Святого (гл. 1)
Б. Возникновение Церкви (гл. 2-7)
1. Сошествие Духа Святого и первая проповедь Петра (2,1-41)
2. Общение верующих (2,42-47)
3. Исцеление нищего и вторая проповедь Петра (гл. 3)
4. Преследование со стороны синедриона (4,1-31)
5. Общинная жизнь и церковная дисциплина (4,32 - 5,11)
6. Дальнейшие преследования со стороны синедриона (5,12-42)
7. Избрание семи диаконов (6,1-7)
8. Гонения и смерть Стефана (6,8 - 7,60)
В. Преследуемая Церковь рассеивается и несет Евангелие по Иудее и Самарии (гл. 8)
1. Филипп проповедует в Самарии и обращает ефиопского вельможу (гл. 8)
2. Обращение Савла (9,1-31)
3. Проповедь Петра в Лидде и Иоппии (9,32-43)
4. Проповедь Петра Корнилию в Кесарии; излияние Духа Святого на язычников (10,1 - 11,18)
5. Церковь в Антиохии Сирийской (11,19-30)
6. Преследование Церкви Иродом Агриппой I и его смерть (12,1-24)
II. Павел и благовествование язычникам (12,25 - 28,31)
А. Первое миссионерское путешествие Павла, распространение евангелия на Кипре и в Малой Азии (12,25 - 14,28)
1. Иерусалимский собор (15,1-35)
2. Второе миссионерское путешествие Павла - снова Малая Азия, затем - Европа (15,36 - 18,22)
3. Третье миссионерское путешествие Павла - и вновь Малая Азия, затем - Македония и Греция (18,23 - 21,16)
4. Арест Павла, суд над ним и заключение в Палестине (21,17 - 26,32)
5. Путешествие в Рим (27,1 - 28,16)
6. Проповедь Павла в Риме в течение двух лет (28,17-31)
1 пройдя верхние страны. Или: "пройдя внутренние области". Завершив проповедь в Галатии (18,23), Павел пошел дальше на запад через округи городов Колоссы, Лаодикия и Иераполь (Кол. 4,13) в ликийскую долину и прибыл наконец в Эфес (Ефес). Здесь он проповедовал около трех лет (ст. 8,10), с 53 по 56 г. по Р.Х.
Ефес. Столица Асийской провинции Римской империи. Эфес был основан ок. &II в. до Р.Х. ионийцами из Афин. Он превратился в большой торговый центр, но экономическое благосостояние Эфеса постепенно пришло в упадок, главным образом вследствие обмеления его гавани из-за речных наносов. Источником доходов и известности города был храм Артемиды, богини плодородия. В дни Павла слава Эфеса уже закатывалась, но он по-прежнему был значительным торговым и религиозным центром.
некоторых учеников. Согласно ст. 7, "человек около двенадцати".
2 приняли ли вы Святаго Духа. Будучи последователями Иоанна Крестителя, эти верующие не получили наставления относительно сошествия Святого Духа. Следует отметить, что крещение Святым Духом получили самые разные категории людей: иудеи, богобоязненные греки, самаряне и многие язычники.
4 крещением покаяния... чтобы веровали в Грядущего по нем... Иисуса. Крещение покаяния Иоанна (Мк. 1,4; Лк. 3,3) вело к раскаянию в грехах и подготовляло искупительное дело грядущего вслед Иоанну Иисуса.
6 стали говорить иными языками и пророчествовать. Ср. 2,4.11. Слово "пророчествовать" в этом отрывке, вероятно, соответствует выражениям "говорить о великих делах Божиих" (2,11) и "величать Бога" (10,46).
12 на больных возлагали. См. ком. к 5,15.
13 заклинателей. В древности широко применялась практика использования магических имен для изгнания злых духов. Иудеи в Эфесе пытались призывать "имя Господа Иисуса" в подражание действиям Павла (ст. 12; 16,18).
19 книги свои. Т.е. книги по магии и чародейству.
пятьдесят тысяч драхм. В дни Павла одна драхма составляла стоимость овцы; раб стоил четыре драхмы.
23 против пути Господня. См. ком. к 9,2.
24 некто серебряник, именем Димитрий. Благодаря бойкой продаже паломникам предметов религиозного культа, в Эфесе возникла большая гильдия серебряных дел мастеров. Торговля эта развилась на основании почитания греческой богини Артемиды.
27 храм великой богини Артемиды. Храм Артемиды, одно из семи чудес света, находился километрах в двух от города. Он был не только местом религиозного поклонения, но и хранилищем сокровищ. Изготовление серебряных моделей храма и статуэток богини служило крупным источником дохода.
32 собрание. В греческом тексте употреблено слово "екклезия", которое здесь означает просто собрание людей (см. ком. к 5,11).
37 ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. См. ком. к ст. 27.