Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Исход
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Левит
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Числа
Главы:
1
2
3
4
Руфь
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
2-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
3-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
4-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ездра
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Неемия
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Есфирь
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Иов
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Притчи
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Екклесиаст
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Песни Песней
Пророческие
Главы:
1
2
3
4
5
Плач Иеремии
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Даниил
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Осия
Главы:
1
2
3
Иоиль
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Амос
Глава:
1
Авдий
Главы:
1
2
3
4
Иона
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
Михей
Главы:
1
2
3
Наум
Главы:
1
2
3
Аввакум
Главы:
1
2
3
Софония
Главы:
1
2
Аггей
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Захария
Главы:
1
2
3
4
Малахия

Новый Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям
Пророческие

   1-е Фессалоникийцам 1

Главы: 1 2 3 4 5
От Павла, Силуана и Тимофея к церкви, что в Фессалонике, в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Мир вам и благодать Божья.
Мы постоянно благодарим Бога за всех вас и поминаем вас в своих молитвах.
Перед нашим Богом и Отцом мы не забываем о ваших трудах ради веры, о тяжких трудах, любовью вдохновлённых, и о вашей стойкости, питаемой надеждой на Господа нашего, Иисуса Христа.
Мы знаем, братья, возлюбленные Богом, что вы были избраны Им,
ибо наше благовествование доходит до вас не словами только, а со всей силой, с Духом Святым и с глубоким убеждением. Вы знаете, какую жизнь мы вели, когда были с вами. Это было во благо вам,
и вы стали подражать нам и Господу. Вы приняли послание со страданиями великими и с радостью, исходящей от Духа Святого.
И поэтому стали вы образцом для всех верующих в Македонии и в Ахаие.
Ибо слово Господне исходило от вас и было услышано не только в Македонии и Ахаие, и о вере вашей в Бога стало известно повсюду. Поэтому нужды нет нам говорить что-либо.
Ибо они сами говорят о нас, о том, какой приём вы нам оказали, и о том, как вы отвернулись от идолов ради Бога, чтобы служить живому и истинному Богу
и ожидать пришествия Сына Его с небес, Сына, Которого воскресил Он из мёртвых, то есть Иисуса, Который спасает нас от надвигающегося гнева Божьего.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1 2 3 4 5
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Фессалоникийцам»
Комментарии к главе 1
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЯМ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
ПАВЕЛ ПРИХОДИТ В МАКЕДОНИЮ

Для всех, кто может читать между строк, история прихода Павла в Македонию - одна из самых драматических в Деяниях святых Апостолов. Лука скупыми словами рассказывает ее в Деян. 16,6-10. Хотя это повествование очень кратко, оно создает впечатление цепи обстоятельств, которые неизбежно должны вылиться в одно великое событие. Павел прошел через Фригию и Галатию. Перед ним лежал Геллеспонт (Дарданеллы), налево была многолюдная провинция Асия, направо расстилалась огромная провинция Вифиния, но Дух Святой не допустил его ни в ту, ни в другую. Что-то непреклонно гнало его к Эгейскому морю. Так пришел он в Троаду Александрийскую, еще не зная, куда идти дальше, а потом у него было ночное видение человека, звавшего: "Приди в Македонию и помоги нам". Павел поставил паруса и благая весть впервые достигла Европы.

ЕДИНЫЙ МИР

В тот момент Павел, наверное, видел перед собой намного больше, чем один континент, который должен быть завоеван для Христа. Он высадился в Македонию, а Македония была царством Александра Македонского, завоевавшего весь мир и плакавшего оттого, что нечего было больше завоевывать. Но Александр был не только военным завоевателем. Он, можно сказать, был первым универсалистом. Он был скорее миссионером, чем солдатом, и он мечтал о едином мире, в котором господствовала бы просвещенная культура Греции. Даже такой великий мыслитель, как Аристотель (бывший в свое время учителем Александра Македонского) говорил, что с греками совершенно необходимо обращаться, как со свободными людьми, а с населением востока - как с рабами. Однако Александр Македонский заявил, что он послан Богом "объединить, умиротворить и примирить весь мир". Он сознательно говорил, что его задача состоит в том, чтобы "сочетать восток и запад". Он мечтал об империи, в которой не будет ни грека, ни иудея, ни варвара или скифа, раба или свободного (Кол. 3,11). Трудно представить себе, чтобы Павел во время поездки в Македонию не думал об Александре Македонском, тем более, что он и отправился из Троады Александрийской, названной так в честь Александра Македонского. Он прибыл в Македонию, царство Александра, проповедовал в Филиппах, названных так в честь Филиппа, отца Александра; отправился в Фессалонику, которая была названа так в честь сводной сестры Александра. Вся местность была полна воспоминаний, связанных с Александром Македонским и Павел, наверное, думал не о стране и не о континенте, а о мире для Христа.

ПАВЕЛ ПРИХОДИТ В ФЕССАЛОНИКУ

Это ощущение широко раскинутых рук христианства должно быть еще больше обострилось у него, когда Павел прибыл в Фессалонику. Это был большой город. Когда-то он назывался Термай, что значит "Горячие источники" и он дал имя Термейскому заливу, на берегах которого он стоял. Он всегда был большим портом и знаменитой гаванью. Там, например, находилась военно-морская база персидского царя Ксеркса во время его вторжения в Европу, и даже в римскую эпоху там находились крупнейшие судостроительные верфи тогдашнего мира. В 315 г. до Р. Х. Кассандр вновь отстроил город и дал ему имя Фессалоники, в честь своей жены, дочери Филиппа Македонского и сводной сестры Александра Великого. Это был свободный город, то есть его честь никогда не была унижена присутствием римского гарнизона. У него было собственное народное собрание и свои магистраты; его население увеличилось до 200 тысяч человек; и одно время ставился вопрос, какой город объявить столицей мира - Фессалонику или Константинополь. Еще и сегодня в городе Салониках (так он теперь называется) живет 346 тысяч жителей.

Но особое значение Фессалоники было связано с тем, что она стояла на дороге Виа Эгнация, соединявшей побережье Адриатического моря с Константинополем на Боспоре и дальше с Малой Азией и востоком. Запад и восток сходились в Фессалонике; говорили, что она находится "в лоне римской империи". Здесь сходились торговля запада и востока, так что говорили: "До тех пор, пока природа не изменится, Фессалоника будет богатой и процветающей".

Невозможно переоценить важность прихода христианства в Фессалонику. Когда христианство пустило корни там, оно неизбежно должно было распространиться по Виа Эгнация на восток и завоевать Малую Азию, и на Запад, и овладеть Римом. Приход христианства в Фессалонику сыграл решающую роль в его становлении, как мировой религии.

ПРЕБЫВАНИЕ ПАВЛА В ФЕССАЛОНИКЕ

История пребывания Павла в Фессалонике изложена в Деян. 17,1-10. Для Павла пребывание в Фессалонике было крайне важно. В течение трех суббот он проповедовал в синагоне (Деян. 17,2), так что он навряд ли оставался там много дольше, чем три недели. Павел имел там такой поразительный успех, что иудеи пришли в ярость и причинили ему столько неприятностей, что Павлу пришлось срочно под покровом темноты отправить в Верию. То же самое произошло в Верии (Деян. 17,10-12) и тогда Павлу пришлось, оставив Тимофея и Силу, бежать в Афины. Волновало же его вот что. Он был в Фессалонике всего три недели; смог ли он за эти три недели произвести там такое впечатление, чтобы христианство уже нельзя было больше искоренить? Тогда идея завоевать римскую империю для Христа вовсе не будет пустой мыслью. Или, может быть, нужно поселиться там надолго и работать месяцы и даже годы, чтобы это принесло нужные плоды? В таком случае, никто не может даже и смутно представить себе, когда же христианство проникнет во все уголки мира. Фессалоника была первым экспериментом, и Павла очень волновал вопрос, какие будут результаты.

НОВОСТИ ИЗ ФЕССАЛОНИКИ

Павла настолько волновало это, что как только он снова встретился с Тимофеем в Афинах, он послал его назад в Фессалонику за информацией, без которой он не мог успокоиться (1 Фес. 3,1.2.5; 2,17). Какие же новости принес Тимофей? Это были хорошие новости. Чувства фессалоникийцев были такими же сильными, как и раньше, и они стояли твердо в своей вере (1 Фес. 2,14; 3,4-6; 4,9.10). Они действительно были его "славой и радостью" (1 Фес. 2,20). Но были и тревожные новости.

1. Проповедь Второго Пришествия Христа создала нездоровую ситуацию, в которой люди перестали работать и оставили все обыденные дела в каком-то истерическом ожидании Второго Пришествия. И потому Павел просит их успокоиться и делать свое дело (1 Фес. 4,11).

2. Их волновал вопрос о том, что произойдет с теми, кто умрет еще до Второго Пришествия. Павел объясняет, что усопшие в Иисусе не будут лишены славы (1 Фес. 4,13-18).

3. Существовала тенденция презирать все законные власти. Любящему спорить греку всегда грозила опасность тяготеть к доведенной до абсурда демократии (1 Фес. 5,12-14).

4. Существовала извечная опасность, что они впадут в аморальность. Было трудно отвыкнуть от моральных устоев, формировавшихся в течение многих поколений и избежать заразы языческого мира (1 Фес. 4,3-8).

5. Существовала еще какая-то группа, клеветавшая на Павла. Они намекали на то, что он проповедовал Евангелие исходя из корыстных соображений (1 Фес. 2,5.9), и что он, якобы, был чем-то вроде диктатора (1 Фес. 2,6. 7.11).

6. В церкви были какие-то разногласия и расколы (1 Фес. 4,9; 5,13).

Вот те проблемы, которые стояли перед Павлом, и они показывают, что человеческая природа с тех пор не очень изменилась.

ПОЧЕМУ ДВА ПОСЛАНИЯ?

Мы должны задать вопрос, почему существуют два Послания к Фессалоникийцам? Они очень похожи друг на друга и они, должно быть, были написаны с промежутком всего в несколько недель, может быть даже дней. Второе послание было написано для разъяснения недоразумения, возникшего в связи с учением о Втором Пришествии. В первом послании сказано, что День Господень придет, как тать ночью (5,2.6). Но это привело к нездоровой ситуации, когда люди лишь ждали, а во втором послании Павел объясняет, какие этому будут предшествовать знамения (2 Фес. 2,3-12). У фессалоникийцев сложилось преувеличенное представление о Втором Пришествии. Как часто случается с проповедником, Павлово учение было понято неправильно; некоторые фразы были выхвачены из контекста и им было придано преувеличенное значение. Во втором послании Павлом сделана попытка поставить все на свое место и уравновесить мысли возбужденных фессалоникийцев относительно Второго Пришествия. Конечно, во втором послании Павел постарался воспользоваться возможностью повторить и подчеркнуть многие из сделанных в первом добрых слов и укоров, но главная его цель заключалась в том, чтобы указать на те обстоятельства, которые успокоят их истерию и помогут им ждать, не в возбуждении и праздности, а спокойно исполняя будничную работу. В этих двух посланиях мы видим Павла, решающего обыденные проблемы, возникшие в разраставшейся церкви.

1-10

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ (1 Фес. 1,1-10)

Павел посылает это послание церкви в Фессалонике, которая в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Бог - та атмосфера, в которой живет, движется и существует Церковь (Деян. 17,28). Точно так, как в нас находится воздух, а мы пребываем в воздухе и не можем жить без него, точно так же истинная Церковь пребывает в Боге и Бог пребывает в истинной Церкви, и без Бога нет для Церкви подлинной жизни. Кроме того, Бог, в Котором пребывает Церковь - это Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, и потому, Церковь не содрогается в страхе перед Богом-тираном, но греется в солнечном сиянии Бога, Который есть любовь.

В этой вступительной главе мы видим Павла с его самой обаятельной стороны. Скоро он перейдет к предостережениям и упрекам, но начинает он с чистой похвалы. Его цель никогда не заключалась в том, чтобы обескураживать и расхолаживать людей, даже когда он укорял их, а скорее в том, чтобы поднять их настроение. В каждом человеке есть что-то прекрасное, и часто наилучший способ отвратить его от подлостей заключается в том, чтобы хвалить возвышенное; чтобы искоренить пороки, надо так похвалить его добродетели, чтобы они распускались еще ярче; люди всегда лучше реагируют на похвалу, чем на упреки. Рассказывают, что когда повар герцога Веллингтонского (английского главнокомандующего и победителя Наполеона при Ватерлоо) попросил дать ему расчет, его спросили, почему он оставляет такое хорошее место с высоким жалованием. "Когда обед хорош, - ответил повар, - герцог никогда не хвалит меня, а когда обед плох, он не обвиняет меня; по-видимому, ему все равно". Ему не хватало похвалы. Павел, как хороший психолог, обладая подлинно христианским тактом, начинает с похвалы, даже если потом собирается укорять.

В 1,3 Павел выделяет три величайших элемента христианской жизни.

1. Это дело веры. Ничто не говорит лучше о человеке, чем его манера работать. Один может работать под страхом наказания; другой - в надежде обогатиться; другой - из непреклонного чувства долга; а другой - воодушевленный верой. Такой человек верит в то, что это дело поручено ему Богом, и что он, в конечном счете, работает не для людей, а для Бога. Кто-то сказал, что способность видеть славу в тяжелой и нудной работе - это знак посвящения.

2. Это труд любви. Путешественник Бернард Ньюмэн рассказывает, что во время его пребывания в болгарском крестьянском доме дочь хозяина все время шила и вышивала платье. Он спросил ее: "Разве ты не устаешь от этого вечного шитья?" "О нет, - сказала она, - ведь это мое свадебное платье". Любовь, вложенная в дело, всегда придает ему особое сияние.

3. Это терпение упования. Отправляясь в свои походы, Александр Македонский разделил свое имущество между своими друзьями. Кто-то заметил ему: "Но ты ничего не оставляешь себе". "Ну как же, - сказал Александр, - я оставил себе свои надежды". Пока у человека есть надежда, он может вынести все, потому что впереди его ждет не тьма, а свет зари.

В 1,4 Павел говорит о фессалоникийцах как о возлюбленных Богом братьях. Возлюбленные Богом - так иудеи называли лишь величайших людей, таких как Моисей и Соломон, и сам народ Израиля. А теперь величайшую привилегию величайших представителей избранного Богом народа обрели самые скромные и простые из язычников.

В 1,8 говорится о том, что слово фессалоникийцев пронеслось. Это слово может также иметь значение прогрохотать, как раскат грома. Поразительны открытость и вызывающее поведение первых христиан. Когда всякая предусмотрительность, казалось, требовала вести ничем не примечательный образ жизни, чтобы избежать опасностей и преследований, христиане красовались своей верой и выставляли ее напоказ. Они никогда не стыдились показать, чьи они и Кому они хотят служить.

В 1,9.10 Павел употребляет два слова характерные для христианской жизни. Фессалоникийцы служили Богу и ждали пришествия Сына Его Иисуса Христа. Христиане призваны служить в этом мире и ждать славы. Верное служение и терпеливое ожидание - вот что предваряет славу небесную.

Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Фессалоникийцам»
Комментарии к главе 1

Это Послание, более чем какое-либо другое из посланий апостола Павла, отличается простотой, мягкостью и любовью ... и в этом согласны все. У. Грэм Скрогги

Введение

I. ОСОБОЕ МЕСТО В КАНОНЕ

Первую книгу каждого великого писателя обычно очень хвалят, как свидетельство того, что у него с самого начала был хороший язык и что он обладал даром довести до людей свою весть. Вполне возможно, что Первое послание к Фессалоникийцам - первое богодухновенное послание, написанное Павлом. Поразителен объем христианского учения, в котором апостол наставил общину за короткое время пребывания в Фессалонике, о чем ясно свидетельствуют многочисленные доктрины, которые он обсуждает как уже известные фессалоникийцам.

Сегодня в восхищение и второе пришествие нашего Господа веруют многие, евангельские христиане ждут его. Но так было не всегда. Возрождение интереса к этому учению, особенно в трудах первых плимутских братьев в Великобритании (1825-1850), было в значительной степени основано на 1 Фессалоникийцам. Если бы не было этого небольшого Послания, наше понимание различных аспектов возвращения Христа было бы весьма обедненным.

II. АВТОРСТВО

В сущности, никто из богословов не оспаривает то, что 1 Фессалоникийцам действительно было написано Павлом. В поддержку этого говорит достаточно многое; по словам Дж. И. Фрэйма, "разве что кто-нибудь готов утверждать, что Павел никогда не жил или что ни одно из его посланий не уцелело". (James Everett Frame, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Paul to the Thessalonians, (ICC), p. 37.)

Внешние свидетельства об авторстве Павла находим у Поликарпа, Игнатия и Юстина Мученика, а также в каноне Маркиона и в каноне Муратори (первые списки христианских Писаний - первый еретический, второй общепринятый).

Внутренние свидетельства об авторстве Павла - это словарь и стиль апостола и мягкосердечный взгляд духовного отца. Имеющиеся в Послании исторические ссылки соответствуют Деяниям апостолов. Кроме того, в Фессалоникийцам 1,1 и 2,18 автор называет себя Павлом.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Первое послание к Фессалоникийцам было написано Павлом в Коринфе во время восемнадцатимесячного пребы вания там, вскоре после того как к нему пришел Тимофей (1 Фес. 3,6; 2,17).

Ввиду того, что, как принято считать, проконсул Галлион (Деян. 18) занял свой пост в начале лета 51 г. н.э., Павел, по-видимому, отправился в Коринф в начале 50 г. н.э. и вскоре написал 1 Фессалоникийцам. Почти все богословы датируют Послание началом 50-х г., и, наверное, будет правильным датировать его более точно 50 или 51 г. н.э. - всего через двадцать лет после вознесения нашего Господа.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Это произошло во время второго миссионерского путешествия Павла, когда свет Благой Вести пробился во тьму Фессалоники (Деян. 17,1-10). После того как Павел и Сила были выпущены из тюрьмы в Филиппах, они через Амфиполь и Аполлонию прибыли в Фессалонику. В то время Фессалоника была стратегическим городом как в торговом, так и в политическом смысле. Верный своей системе, Павел пошел в синагогу и, ссылаясь на текст ВЗ, показал, что Мессия должен был пострадать и воскреснуть из мертвых.

Потом он стал объяснять, что Иисус из Назарета был обетованным Мессией. Так Павел проповедовал в течение трех суббот. Некоторые из иудеев уверовали и стали на сторону Павла и Силы как христиане. Кроме того, обратились многие греческие прозелиты, а также немалое число женщин, занимавших в городе видное положение. Но те иудеи, которые не уверовали, собрали на базарной площади нескольких хулиганов, устроили бунт и осадили дом Иасона, у которого остановились Павел и Сила.

Не найдя проповедников в доме, они схватили Иасона и нескольких других из уверовавших и повели к городским начальникам (воеводам), обвинив их в том, что они возмутили весь мир. Это был невольный комплимент! Потом они обвинили христиан в том, что они замышляют заговор против императора, поддерживая своего Царя, Которого зовут Иисус. Городские начальники встревожились. Они потребовали от Иасона и его товарищей поручиться за своих гостей, возможно прибавив к этому строгие указания, чтобы последние удалились из города. После этого Иасон и все другие были отпущены на свободу.

Христианские братья в Фессалонике решили, что будет разумнее, если проповедники покинут город, и ночью отправили их в Верию.

Примечательно, что Павел и Сила, покинув город, оставили там общину верующих, которые были наставлены в доктринах веры и которых не поколебали обрушившиеся на них гонения. Из Деяний 17,2 можно бы легко заключить, что Павел и его спутники пробыли в Фессалонике всего три субботы. Однако, возможно, здесь указано лишь время, когда они проповедовали в синагоге. Павел и его спутники могли провести в городе целых три месяца. Послания апостола верующим в Фессалонике свидетельствуют о том, что жители города были хорошо осведомлены о христианском учении, и они едва ли могли получить эти знания в течение трех или четырех недель.

Из Верии Павел направился в Афины (Деян. 17,15), где он услышал, что верующие в Фессалонике подвергаются гонениям. Он предпринял попытку навестить их, но сатана помешал его планам (1 Фес. 2,17-18), поэтому он отправил к ним Тимофея (3,1-2). Вернувшись, Тимофей принес в общем ободрительные сведения (3,6-8), что и побудило апостола написать это Послание. В нем он защищает свою миссионерскую деятельность от клеветнических нападок, призывает отказаться от господствовавшей в то время в обществе безнравственности, исправляет ошибочное представление о тех, кто умер во Христе; он упрекает тех, кто оставил работу в ожидании пришествия Христа, и настоятельно советует святым почитать своих духовных руководителей.

Одна из самых важных тем 1 Фессалоникийцам - второе пришествие нашего Господа. О нем говорится, по крайней мере по разу в каждой из пяти глав Послания. Дж. Р. Хардинг Вуд собрал эти замечания вместе и пришел к следующему выводу:

У христианина, ожидающего возвращение Господа нашего Иисуса, нет места для: 1) идолов в сердце (1,9-10); 2) небрежности и расслабленности в служении (2,9.19); 3) различий и барьеров среди братьев (3,12-13); уныния и подавленности в душе (4,13-18) и греха в жизни (5,23)". (George Robert Harding Wood, St. Paul's First Letter, pp. 13-14.)

План

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1)

II. ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПАВЛА С ФЕССАЛОНИКИЙЦАМИ (1,2 - 3,13)

А. Похвала Павла в адрес фессалоникийцев (1,2-10)

Б. Воспоминания о миссионерской деятельности Павла, его вести и поведении в Фессалонике (2,1-12)

В. Воспоминания об ответе фессалоникийцев на Благую Весть (2,13-16)

Г. Почему Павел не смог вернуться в Фессалонику (2,17-20)

Д. Миссия Тимофея в Фессалонике (3,1-10)

Е. Особая молитва Павла (3,11-13)

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ (4,1 - 5,22)

А. Освящение как исполнение воли Божьей (4,1-8)

Б. Любовь, которая заботится о других (4,9-10)

В. Жизнь, которая свидетельствует другим (4,11-12)

Г. Надежда, утешающая верующих (4,13-18)

Д. День Господень (5,1-11)

Е. Различные призывы и увещания святым (5,12-22)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ (5,23-28)


I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1)

Послание начинается с имен трех мужей, обвиненных в том, что они возмутили весь свет. Это обвинение было замышлено как клевета, а в действительности оно лишь отдавало им должное.

Павел - автор Послания. Силуан и Тимофей путешествовали в это время с ним, поэтому он включил и их имена.

Силуан, по-видимому, тот Сила, который пел с Павлом гимны в тюрьме в Филиппах (Деян. 16,25). А Тимофей - юный брат из Листры, присоединившийся к Павлу как раз перед его путешествием в Фессалонику (Деян. 16,1).

Послание написано фессалоникийской церкви в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Слово, которое мы переводим как "церковь", использовали в те времена для обозначения любого собрания людей, поэтому апостол Павел хочет ясно показать, что в данном случае речь идет не о каком-то языческом собрании, а о собрании людей, связанных с Богом как с Отцом, и с Иисусом Христом как с Господом.

Такие приветствия, как благодать и мир, включают наилучшие благословения, какие человек может получить, пока он пребывает под небесами. Благодать - это незаслуженное расположение, или дар Божий, в каждом аспекте нашей жизни. Мир - это полное и невозмутимое спокойствие, противостоящее любым всесокрушающим жизненным обстоятельствам. Благодать - это причина, а мир - результат. Апостол Павел повторяет двойные Божественные имена как равные источники благодати, поставив здесь после слова "Отца" еще и притяжательное местоимение "нашего". (В греческом критическом тексте (NU) пропущено "от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа", но в большинстве текстов эти слова есть. При переписке было легко пропустить эту фразу, потому что она почти дословно повторяет предшествующую.)

II. ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПАВЛА С ФЕССАЛОНИКИЙЦАМИ (1,2 - 3,13)

А. Похвала Павла в адрес фессалоникийцев (1,2-10)

1,2-3 Всегда в своих молитвах Павел упоминал фессалоникийцев. (А мы столь же постоянны, вспоминая наших братьев и сестер христиан?) И он всегда молился о них и благодарил Бога, помня их дело веры, труд любви и терпение упования.

Под делом веры, возможно, надо понимать их обращение к Богу. Эта характеристика веры как дела напоминает нам о том времени, когда люди спрашивали Иисуса: "Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?" На что Иисус ответил им: "Вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6,28-29). В этом смысле вера - поступок или действие, дело. Но это не тот тяжелый труд, благодаря которому человек заслуживает почет или которым он может похвалиться.

Это, собственно, единственное дело, которое человек может совершить, не посягая на славу Христа как Спасителя и не отрицая того, что сам он бессильный грешник. Вера - дело, которое не прославляет человека, но которым творение выражает признательность своему Творцу, а грешник - своему Спасителю. Выражение "дело веры" включает в себя и жизнь веры, которая следует за обращением.

Помимо дела веры, Павел вспоминает их труд любви. Под этим имеется в виду их служение Богу, в основе которого лежит любовь к Господу Иисусу. Христианство - это не жизнь, подчиненная долгу, а Личность, которой нужно служить из любви. Быть Его рабом - значит обладать полной свободой, и "любовь к Нему делает трудную и скучную работу божественной". В сравнении с любовью мотив выгоды - низкое, показное побуждение. Любовь к Христу подвигает людей на такое служение, которое не окупить никакими долларами. Фессалоникийцы свидетельствовали об этом своей жизнью.

И наконец, Павел благодарит за их терпение упования. Здесь подразумевается их стойкое ожидание возвращения Иисуса. За свою непреклонную верность Иисусу они подвергались гонениям. Но их, по выражению Филлипса, "сверхупрямая терпимость" не дала трещины.

Все это Павел вспоминает "пред Богом и Отцом нашим". Когда апостол в молитве входил в присутствие Божье, он вспоминал духовное рождение и рост святых и тихо возносил благодарность за их веру, любовь и надежду.

1,4 Апостол был убежден в том, что эти святые избраны Богом еще прежде создания мира. Но как он узнал это? Может быть, он обладал какой-то сверхъестественной интуицией? Нет, он узнал об их избрании по тому, как они приняли Благую Весть. Доктрина об избрании учит, что Бог избрал определенных людей во Христе еще до сотворения мира (Еф. 1,4). (См. Ефесянам 1, отступление "Божье избрание".) В ней ничего не сказано о том, что Он избрал кого-либо к проклятию. Если люди в конечном счете погибнут, то из-за их собственного греха и неверия. Та же Библия, которая учит об избрании, учит об ответственности человека или о его свободном выборе. Всем людям на земле Бог предлагает спасение единственно верой. Всякий, кто придет ко Христу, встретит теплый прием.

Эти две доктрины - об избрании и о свободном выборе - вызывают в уме человека непримиримый конфликт. Но Библия учит и тому и другому, и поэтому мы должны верить и в то и в другое, даже если не можем согласовать эти доктрины.

Мы не знаем, кто именно избран, и потому должны нести Благую Весть всему миру. Грешники не вправе ссылаться на доктрину об избрании, оправдывая свое неверие. Если они раскаются и поверят в Господа Иисуса Христа, Бог спасет их.

1,5 Фразой "наше благовествование" Павел не подразумевает весть, отличающуюся от вести других апостолов. Содержание их вести было одинаковым, отличие заключалось в вестниках. Фессалоникийцы не рассматривали Благую Весть как исключительно религиозное наставление; они, конечно, получили и приняли ее в слове, но не только в слове.

Это благовествование пришло к ним в силе, во Святом Духе и со многим удостоверением. (1) В силе. Благовествование действовало в их жизни со сверхъестественной силой, вызвав в них осознание их греховности, раскаяние и обращение. (2) Во Святом Духе. Источником этой силы был Святой Дух. (3) Со многим удостоверением.

Павел проповедовал, будучи глубоко убежденным в Благой Вести. Фессалоникийцы приняли Благую Весть в полной уверенности, как Слово Божье. Поэтому их жизнь была исполнена упования в вере.

Теперь Павел напоминает им о своем поведении в то время, когда он находился с ними. Он не только проповедовал Благую Весть, но и жил согласно вести, которую проповедовал. Лучшая проповедь - святая жизнь.

1,6 Поэтому Павел мог сказать: "Вы сделались подражателями мне и Господу". Можно было бы ожидать, что он скажет: "Господу и мне", поставив Господа на первое место. Но здесь он излагает последовательность их духовного опыта. Первое представление о Господе Иисусе они получили через жизнь апостола.

Мысль о том, что люди должны видеть в нас Христа, действует отрезвляюще. Мы должны быть в состоянии сказать, как Павел: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор. 11,1). Обратите внимание на то, что они приняли слово при многих скорбях и с радостью. Именно так они и подражали Господу и апостолам. Извне было много скорбей, а внутри царила радость.

Очень необычное сочетание! Мирской человек не может испытывать одновременно скорбь и радость; для него скорбь, печаль - нечто противоположное радости. Христианин обладает независимой от обстоятельств радостью Святого Духа; для него радость противоположна греху.

Многие скорби, которые они испытывали,- это гонения, последовавшие за их обращением.

1,7 Фессалоникийцы стали примерными христианами. Прежде всего их радость среди гонений послужила примером для верующих Македонии и Ахаии, то есть для всех христиан в Греции.

1,8 Но их свидетельство не ограничивалось этим. Они начали сами участвовать в умножении христиан. Подобно ряби на поверхности воды, слово Господне распространялось расходящимися кругами, сперва в Македонии и Ахаие, а потом и во всяком месте. Вскоре весть о вере фессалоникийцев в Бога распространилась так широко, что Павлу уже не нужно было говорить о ней, потому что люди уже знали об этом.

Наше предназначение заключается не в том, чтобы быть конечным пунктом собственного благословения; мы должны быть каналами, по которым оно сможет изливаться на других. Бог сияет в наших сердцах так, что свет может воссиять другим людям (2 Кор. 4,6). Если мы воистину испили воду спасения, то реки живой воды потекут к окружающим нас людям (Ин. 7,37-38).

1,9 Все говорили о том, что апостолу и его спутникам был оказан в Фессалонике царский прием. Кроме того, всем стало известно, что в жизни многих людей произошли удивительные перемены. Они обратились к Богу от языческих идолов и подчинили Богу свою волю, чтобы служить Ему, как рабы. Обратите внимание: они обратились к Богу от идолов, а не от идолов к Богу.

Дело было вовсе не в том, что они, пресытившись идолами, решили испытать Бога. Нет, они обратились к Богу, поняв, что Он вполне удовлетворяет все их потребности, и оставили своих идолов.

Лишь тот взгляд, который смягчил Петра,
Лишь тот лик, который видел Стефан,
Лишь то сердце, которое рыдало с Марией,
Может лишить идолов власти.

(Ора Рауэн)

Давайте никогда не забывать чувства трепета и благоговения, заложенные в этом описании. Два человека приходят в языческий город со словом Господа. В силе Духа они проповедуют Благую Весть. Совершается чудо возрождения: мужчины и женщины так очарованы Спасителем, что оставляют своих идолов. Затем они основывают поместную общину верующих, славящих Бога и живущих свято, мужественно перенося гонения и приобретая других для Христа. Действительно, служение Господу - это высшее призвание!

1,10 Фессалоникийцы не только служили живому и истинному Богу (в противоположность идолам, безжизненным и ложным), но также ожидали пришествия Господа Иисуса. Обратите внимание на подробности, характеризующие их ожидание:

1. Личность - Сына Его.
2. Откуда - с небес.
3. Гарантия - Которого Он воскресил из мертвых.
4. Драгоценное имя - Иисуса.
5. Перспектива - избавляющего нас от грядущего гнева.

Таким образом, в стихах 9 и 10 описаны три аспекта поведения и действий фессалоникийцев:

Обращение (ср. дело веры, ст. 3).
Служение (ср. труд любви, ст. 3).
Ожидание (ср. терпение упования, ст. 3).

Дж. Р. Хардинг Вуд анализирует их так:

Следование - взирать на Бога.
Служение - следить за нивами.
Ожидание - ожидать Иисуса. (Wood, First Letter, p. 17.)

Фессалоникийцы ожидали с небес Сына Божьего. Это подразумевает возможность Его пришествия еще в течение их жизни, собственно, в любой момент их жизни их жизни. Надежда христианина - близкое возвращение Господа Иисуса.

Мы находим ее во многих местах НЗ, из которых приведем некоторые.

Ев. от Луки 12,36: "И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего..."

Римлянам 8,23: "...ожидая усыновления, искупления тела нашего".

1 Коринфянам 11,26: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет".

2 Коринфянам 5,2: "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище".

Галатам 5,5: "А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры".

Филиппийцам 3,20: "...мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа".

Филиппийцам 4,5: "Господь близко".

Титу 2,13: "Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа".

Евреям 9,28: "...Христос ...во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение".

Иакова 5,7-9: "Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. ...Потому что пришествие Господне приближается. ...Судия стоит у дверей".

1 Петра 4,7: "Впрочем близок всему конец".

1 Иоанна 3,3: "И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист".

Иуды 21: "...ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни".

Откровение 3,11: "Се, гряду скоро"; 22,7: "Се, гряду скоро"; 22,12: "Се, гряду скоро"; 22,20: "Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!"

Христианин знает, что ему, может быть, потребуется пройти через смерть, но он также знает, что Господь может прийти в любой момент и что тогда он взойдет на небеса, не вкусив смерти.

Никакое пророчество Писания не должно исполниться до пришествия Христа за Своим народом. Это - следующее великое событие в плане Божьем.

Мы не можем ждать возвращения Господа в любое время, если этому должно помешать другое событие или другой период времени. Положение христианина, когда его взятие на небо совершится прежде великой скорби, - вот то единственное, что позволяет ему ожидать пришествия Христа сегодня.

Все другие точки зрения требуют отказа от неминуемого Его возвращения.

Тот, Кого мы ждем, - Иисус, наш Избавитель от грядущего гнева. Такое описание грядущего Спасителя можно понимать двояко:

1. Он избавляет нас от вечного наказания за наши грехи. На кресте Он принял на Себя Божий гнев, направленный против наших грехов. Благодаря вере в Него нам засчитывается совершенное Им. Отныне мы свободны от осуждения, потому что мы во Христе Иисусе.

2. Но Он также избавляет нас от грядущего суда, когда гнев Божий изольется на мир, отвергший Его Сына. Это время известно как великая скорбь и время скорбей Иаковлевых (Дан. 9,27; Мф. 24,4-28; 1 Фес. 5,1-11; 2 Фес. 2,1-12; Откр. 6,1 - 19,10).

Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Фессалоникийцам»
Комментарии к главе 1

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Автор этого послания называет себя апостолом Павлом (1,1; 2,18). Подлинность послания периодически ставилась под сомнение, но совершенно бездоказательно.

Нельзя с какой-либо долей достоверности определить, каков вклад Силы (Силуана) и Тимофея в посланиях к фессалоникийцам. Возможно, некоторые особенности этих посланий, отличающие их от прочих трудов Павла, объяснимы влиянием одного из этих близких сотрудников Павла.

Время и обстоятельства написания

Почти с полной уверенностью можно утверждать, что Первое послание к фессалоникийцам Павел писал, находясь в Коринфе, где к нему присоединились Сила и Тимофей (Деян. 18,5; 2 Кор. 1,19). Вероятнее всего, это послание было написано в 50-м или 51 г. по Р.Х., вскоре за ним последовало и второе. Следовательно, Первое и Второе послания к фессалоникийцам относятся к самым ранним известным нам посланиям Павла, и только Послание к галатам содержит убедительные данные в пользу своего первенства (см. Введение к Посланию к галатам).

Написание Первого послания к фессалоникийцам было вызвано известием, которое Павел получил от Тимофея относительно состояния общины в Фессалонике (3,6.7). Павел пишет послание с чувством радости, поскольку, согласно этому сообщению, фессалоникийцы твердо стояли в вере, несмотря на нападки враждебных групп и на то, что Павел и его сотрудники рано покинули их.

Город Фессалоника, получивший название в честь сводной сестры Александра Македонского, был основан около 315 г. до Р.Х. ее мужем Кассандром, царем Македонии. Во времена римского владычества здесь находилась администрация провинции.

Во время второго миссионерского путешествия Павел и его спутники Сила и Тимофей, после того как были "поруганы" в Филиппах (2,2), пришли в Фессалонику. В Деяниях (17,2) рассказывается, что Павел проповедовал в синагогах Фессалоники три субботы подряд.

Переписка с фессалоникийцами показывает, что их общину составляли преимущественно выходцы из язычников. Следовательно, Павел продолжал успешно проповедовать среди язычников после того, как доступ в синагогу был для него закрыт. По всей видимости, в течение пребывания миссионеров в Фессалонике (оно не могло быть продолжительнее нескольких месяцев) они не раз получали небольшие средства, собранные для них общиной в Филиппах (Флп. 4,15.16). Эта помощь вместе с заработком от собственных трудов (1 Фес. 2,9; 2 Фес. 3,7.8) давала им возможность содержать себя и не быть зависимыми от фессалоникийцев в финансовом отношении. Они явили пример скромности и трудолюбия для той небольшой части христианской общины, которая не хотела трудиться и зарабатывать себе на жизнь.

Однако членам иудейской общины удалось возмутить толпу, и некоторые христиане, в том числе обратившийся из иудейства Иасон, были приведены к властям. Им пришлось внести денежный залог в удостоверение мирного поведения новой группы верующих. Павел, Сила и Тимофей под покровом ночи покинули город и пошли в Верию, лежащей западнее Фессалоники.

Характерные особенности и темы

1. Эсхатология. Эсхатологическое учение проходит красной нитью через оба послания к фессалоникийцам, особенно в гл. 4 и 5 Первого послания и гл. 1 и 2 Второго. Проповедь в Афинах, о которой рассказано в гл. 17 книги Деяния, подтверждает, что в это время Павел настойчиво говорил о грядущем суде (4,6).

Ожидаемое в "день Христов", как его называет Павел, второе пришествие Господа для суда (2 Фес. 2,1 и ком.) неизбежно повлечет за собой воскресение праведных для спасения и вечного общения с Господом (1 Фес. 4,16; 5,9; 2 Фес. 1,7), а неправедных (это Павел подразумевает, хотя нигде не высказывает прямо) - для вечного отлучения от Христа (2 Фес. 1,9). Наступлению конца будет предшествовать обширное отпадение и появление сатанинского "человека греха" (2 Фес. 3). Поскольку он еще не появился, то тем членам общины, которые говорили, что "день Христов" уже настал, не следует "спешить колебаться умом" (2 Фес. 2,2).

2. Божество Христа. Другой примечательной особенностью посланий является утверждение Павлом Божественного достоинства Христа; это особенно примечательно ввиду ранней датировки посланий и безоговорочного характера высказываний. Несколько раз Христос и Бог Отец поставлены рядом - как единый источник Божественных благословений и как объект молитвы (1 Фес. 1,1; 3,11; 2 Фес. 1,1.2.12; 2,16; 3,5.16). Единство всех трех Лиц Святой Троицы упомянуто во 2 Фес. 2,13.14.

Содержание

I. Приветствия (1,1)

II. Историческая часть (1,2 - 3,13)

А. Повод благодарения Бога Павлом (1,2 - 2,16)

1. Избрание фессалоникийцев, проявившееся в вере, любви и надежде (1,2-10)

2. Успешное миссионерское служение среди фессалоникийцев (2,1-12)

3. Принятие фессалоникийцами Евангелия как слова Божия (2,13-16)

Б. Неосуществившееся желание Павла посетить фессалоникийцев (2,17 - 3,10)

В. Молитва Павла (3,11-13)

III. Учительная часть (4,1 - 5,22)

А. Этика (4,1-12)

1. Половая нравственность (4,1-8)

2. Братская любовь (4,9.10)

3. Свидетельство через труд (4,11.12)

Б. Эсхатология (4,13 - 5,11)

1. Умершие (4,13-18)

2. День Господень (5,1-11)

В. Жизнь общины (5,12-22)

IV. Заключительная молитва, поручения и благословение (5,23-28)


1 Силуан. Это латинизированная форма имени Сила. Он был миссионером иерусалимской церкви, посланным вместе с Павлом и Варнавой в Антиохию, чтобы сообщить решение Иерусалимского собора (Деян. 15,22.27.32.40). Павел выбрал его себе в спутники во втором миссионерском путешествии.

Тимофей. Сын эллина и благочестивой иудейки, в момент написания послания он был начинающим служителем благовестия. Павел и Силуан привлекли юного, но высоко ими ценимого ученика к совместному служению годом ранее в Листре (Деян. 16,1).

в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Эти слова указывают на уникальную близость между Отцом и Сыном, что позволяет сказать о Церкви, что она в Обоих (см. Введение: Особенности содержания и темы).

3 дело веры. Вера фессалоникийцев - главный предмет попечений Павла (см. 1,8; 3,2.5-7.10; 5,8).

труд любви. Любовь фессалоникийцев особенно проявилась в том приеме, который они оказали путешественникам (ст. 9). Павел снова свидетельствует об их чувстве в 4,9.10, когда говорит, что они "научены Богом любить друг друга".

терпение упования. Это - эсхатологическая надежда на Второе пришествие Господа Иисуса, Который освободит их от теперешних скорбей. Относительно триады - вера, любовь и надежда - см. 5,8; Рим. 5,2-5; 1 Кор. 13,13; Гал. 5,5.6; Кол. 1,4.5; Евр. 6,10-12; 10,22-24; 1 Пет. 1,3-8.21.22.

4 зная избрание ваше. Избрание - одна из тем посланий к фессалоникийцам (5,9; 2 Фес. 2,13). Этой молодой общине, состоящей главным образом из бывших язычников, Павел не опасается выразить свою уверенность в том, что они избраны Богом. Апостол видит в них плод избирающей благодати Божией; ее божественное воздействие проявилось в их сердечном отклике на проповедь Евангелия и успехах на пути к освящению (2 Фес. 2,13).

6 подражателями нам. Т.е. последователями, принявшими евангельское слово среди многих испытаний с радостью, источником которой может быть только Святой Дух. Дух исполняет особую роль в укреплении верующих, претерпевающих гонения за Христа (см. Мф. 10,19.20; 1 Пет. 4,12-14).

7.8 Павел пишет из Ахайи, пройдя всю Македонию и дойдя до Афин и Коринфа. На пути он обнаружил, что верующие уже наслышаны о его трудах в Фессалонике и знают о вере ее жителей. Фессалоникийские христиане, хотя и младенцы во Христе, стали для других примером веры, любви и надежды.

9.10 Содержание этих стихов перекликается со сказанным Павлом в Афинах (Деян. 17,29-31). Проповедуя иудеям, Павел исходил из их знания об истинном Боге и уважения авторитета ветхозаветных Писаний, и на этом основании мог возвещать приход обещанного Богом Мессии. Язычникам же, не наставленным в вере Израиля, Павел внушал необходимость: 1) познать истинного и живого Бога, отказавшись от мертвых идолов несуществующих божеств; 2) приготовиться к грядущему всеобщему суду Божию, который будет осуществлен Иисусом Христом, Богочеловеком, умершим, но восставшим из мертвых (4,6; Деян. 17,29-31). Оба пункта содержат настоятельный призыв к обращению.

10 с небес. См. 4,16; 2 Фес. 1,7; Деян. 1,11; Флп. 3,20.

Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. Иисус умер, чтобы утолить гнев Божий, но полное значение совершенного Им искупления не будет явлено до Судного дня. Тогда же, предстательством Христа, верующие будут избавлены от осуждения и наказания, которых они заслуживают за свои грехи.