1 Дорогие друзья! Нам даны эти обещания, так давайте очистимся от всего, что делает нечистым тело или душу, укрепим нашу святость в страхе Божьем!
2 Освободите для нас место в ваших сердцах. Мы не причинили никому вреда, никого не совратили, никого не обманули.
3 Я говорю это не в осуждение вам. Ибо говорил я вам раньше, что вы - в сердцах наших, до такой степени, что мы готовы умереть с вами и жить с вами.
4 Я доверяю вам полностью, беспредельно горжусь вами, я вполне утешен и радость переполняет меня, при всех наших бедствиях.
5 Ибо даже тогда, когда мы пришли в Македонию, нам не было отдыха, и неприятности подстерегали нас со всех сторон - ссоры с другими и собственные страхи.
6 Но Бог, утешающий всех смиренных, утешил и нас прибытием Тита,
7 и не только его прибытием, но и тем, как вы его утешили. Он рассказал нам, как вы жаждете повидать нас, как сожалеете о своих поступках, и о том, как вы беспокоитесь обо мне, так что я ещё более возликовал.
8 Ибо, хотя я и опечалил вас письмом, я не жалею о том, что написал. И даже если я сожалел о том, что написал его, то теперь вижу, что это письмо лишь ненадолго опечалило вас.
9 Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к раскаянию. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба.
10 Ибо печаль, угодная Богу, приносит раскаяние, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти.
11 Смотрите, печаль, угодная Богу, какое порождает в вас глубокомыслие, какое стремление доказать свою невинность, какое негодование, какую тревогу, какое желание повидать нас, какое рвение, какое наказание для того, кто согрешил! Всем этим вы доказали свою невинность.
12 Итак, хотя я и написал вам, то не ради того, кто поступает плохо, не ради того, кому причинили зло, но ради того, чтобы вы осознали перед ликом Божьим своё беспокойство о нас.
13 Вот почему мы были утешены. И в утешении своём мы стали ещё счастливее, особенно потому, что Тит рад, ибо вы все так укрепили дух его.
14 Ибо вы не вынудили меня устыдиться всех моих похвал вам перед ним; напротив, оттого что мы честно говорили с вами обо всём и наша похвальба перед Титом оказалась правдой.
15 И его собственная привязанность к вам становится ещё сильнее, когда он вспоминает, какое послушание он встретил среди вас, как принимали вы его со страхом и трепетом.
Ибо даже тогда, когда мы пришли в Македонию, нам не было отдыха, и неприятности подстерегали нас со всех сторон - ссоры с другими и собственные страхи.
и не только его прибытием, но и тем, как вы его утешили. Он рассказал нам, как вы жаждете повидать нас, как сожалеете о своих поступках, и о том, как вы беспокоитесь обо мне, так что я ещё более возликовал.
Ибо, хотя я и опечалил вас письмом, я не жалею о том, что написал. И даже если я сожалел о том, что написал его, то теперь вижу, что это письмо лишь ненадолго опечалило вас.
Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к раскаянию. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба.
Ибо печаль, угодная Богу, приносит раскаяние, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти.
Смотрите, печаль, угодная Богу, какое порождает в вас глубокомыслие, какое стремление доказать свою невинность, какое негодование, какую тревогу, какое желание повидать нас, какое рвение, какое наказание для того, кто согрешил! Всем этим вы доказали свою невинность.
Итак, хотя я и написал вам, то не ради того, кто поступает плохо, не ради того, кому причинили зло, но ради того, чтобы вы осознали перед ликом Божьим своё беспокойство о нас.
Ибо вы не вынудили меня устыдиться всех моих похвал вам перед ним; напротив, оттого что мы честно говорили с вами обо всём и наша похвальба перед Титом оказалась правдой.
И его собственная привязанность к вам становится ещё сильнее, когда он вспоминает, какое послушание он встретил среди вас, как принимали вы его со страхом и трепетом.
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.
Стихи, которые вы недавно исследовали:
Стихи, которые вы недавно исследовали:
!«Кликните» по стиху для его исследования и Вы увидите:
6 вариантов перевода:
– русский синодальный,
– русский современный,
– русский («Радостная весть»),
– украинский (И. Огиенко),
– английский King James Version,
– английский American Standard
Значение слов-оригиналов (греческий и иврит)
Параллельные места Библии, связанные с выбранным стихом
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Баркли
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 7
ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
Смотрите Введение к Первому посланию к Коринфянам.
1
Комментарий к 2 Кор. 7,1 смотрите в предыдущем разделе.
2-4
Комментарий к 2 Кор. 7,1 смотрите в 2 Кор. 6,11-13.
5-16
ПЕЧАЛЬ РАДИ БОГА И РАДОСТЬ РАДИ БОГА (2 Кор. 7,5-16)
Этот отрывок, собственно, представляет собой продолжение 2 Кор. 2,12-13, где Павел говорит, что не находил покоя в Троаде, потому что не знал, как развивались события в Коринфе, как он отправился в Македонию, чтобы встретить Тита, и как можно скорее узнать все новости. Вспомним снова тогдашнюю ситуацию. Дела в Коринфе были очень плохими. Пытаясь исправить положение, Павел нанес краткий визит в Коринф, который, однако, ухудшил положение и едва не разбил его сердце. После этого Павел отправил туда Тита с очень суровым и строгим письмом. Он был настолько встревожен этим положением, что не мог ждать в Троаде, хотя там у него было обширное поле деятельности, и отправился навстречу Титу, чтобы, как можно скорее узнать все новости. Он встретил Тита где-то в Македонии, и с большой радостью узнал, что кризисная ситуация разрешилась благополучно, долгая ссора окончена и все уладилось. В связи с этим и следует читать данный отрывок, который очень обогащает картину.
Это место дает нам представление о методе Павла вообще и о его взгляде на роль предостережений и упреков.
1) Он был уверен в том, что иногда строгие наставления явно необходимы. Часто бывает так, что человек, стремящийся к спокойствию и миру, в конечном счете, попадает в неприятное положение. Человек, позволяющий развиваться опасной ситуации, попросту уклоняясь от нее; родитель, не требующий от детей послушания из-за неприятностей, а избегает их, предпочитая наслаждаться плодами обманчивого мира, - в конце концов, попадает в еще более неприятное или опасное положение. Любая неприятность все равно, что болезнь: чем раньше начать лечение, тем вероятнее и надежнее выздоровление; если же ее запустить, она может стать неизлечимой.
2) Даже принимая все это во внимание, Павел считал упрек крайним средством. Он применял его лишь в крайних положения, и не находил никакого удовольствия в том, чтобы причинять людям боль. Есть люди, получающие садистское наслаждение при виде другого человека, вздрагивающего от их резкой критики, бахвалящиеся своей искренностью, которая, в сущности, лишь грубость, или своей прямотой, которая, в действительности, лишь невежество. Упрек, брошенный с оттенком злорадства, никогда не окажется столь действенным, как упрек, высказанный с искренним сожалением, потому что уже ничего другого не остается делать.
3) Павел упрекал людей единственно с целью направить их на путь истины. Упрекая коринфян, Павел желал вызвать в них истинное усердие к нему, несмотря на их непослушание, причинившее столько огорчений. Такой упрек может причинить человеку временные страдания, но его высшая цель не в том, чтобы унизить человека, но чтобы поднять его; не приводить его в уныние, а придать ему смелости; не просто искоренить зло, а взлелеять благочестивое.
В этом же отрывке Павел говорит о трех больших радостях:
1) После долгой ссоры следует радость примирения. Мы все хорошо помним случаи из детства, когда, после какого-нибудь проступка, между нами и родителями вставала преграда. Подобный барьер может и ныне встать между нами и нашими любимыми. И нам всем известен тот прилив счастья и облегчения, когда эти барьеры исчезают и мы снова едины с ними. Собственно говоря, человек, питающий горечь, вредит в первую очередь себе самому.
2) Здесь видна радость после встречи с человеком, оправдавшим его доверие. Ведь Павел направлял развитие характера Тита, и Тит отправился, чтобы исправить очень трудное положение. Теперь и Павел преисполнен радости от того, что Тит выполнил возложенную на него задачу, и оправдал доверие. Ничто не может доставить человеку большего удовлетворения, нежели сознание, что наши дети по плоти или по вере поступили хорошо. Самую глубокую радость приносят своим родителям или учителям те сыновья или дочери, ученики или студенты, которые оправдывают их доверие и проявляют благородство и доброту. Глубочайшая трагедия в жизни человека - не оправдавшиеся надежды, а величайшая радость - сбывшиеся надежды.
3) Павел радуется, потому что любимого человека хорошо приняли. Уж такова жизнь, что оказанная сердечность к нашим любимым трогает нас больше, чем сердечность, проявленная к нам самим. А что верно для нас, верно и для Бога. Посему, лучший способ проявить свою любовь к Богу - любить своих братьев. Проявление доброго отношения к ближним доставляет Богу наслаждение. Все, что мы делаем для них, мы делаем для Него.
В этом отрывке показано и ясное различие между печалью ради Бога и печалью мирскою.
1) Печаль ради Бога производит истинное покаяние, а истинное покаяние проявляет свою печаль в делах. Коринфяне доказали свое раскаяние, сделав все возможное для того, чтобы исправить положение, совершенно испорченное ими своим безрассудным поведением. Теперь они ненавидят совершенный ими грех, и даже ненавидят себя за то, что они совершили его. Потому они и приложили все усилия, чтобы искупить его.
2) Мирская же печаль - в определенном смысле, вовсе и не печаль, ибо человек скорбит не о совершенном грехе и не о причиняемом им страдании, а лишь о том, что грех обнаружен. Если же ему снова представится возможность совершить этот грех, и он незаметно избежит неприятных последствий, то он вновь совершит его. Печаль ради Бога осознает неправедность, свершенную ею. Она сожалеет не только о последствиях, вызванных проступком, но ненавидит и самый проступок. Ведь надо сожалеть не лишь о том, что совершенный грех стал известен другим; но, осознав связанное с ним зло, нужно раз и навсегда решить не повторять его, и посвятить с Божьей милостью остаток своей жизни Ему.
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 7
Прозрачность откровения Павла (в 2 Коринфянам) для меня не имеет равных во всей священной литературе. Сэдлер
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Если Первое послание к Коринфянам часто изучают и используют в проповедях, то Вторым посланием к Коринфянам часто пренебрегают. И тем не менее это очень важное послание. Несомненно, такое пренебрежение в значительной мере вызвано его труднопереводимым ироническим стилем.
В наших переводах множество слов выделено курсивом, а это показывает, как много пришлось восполнить для того, чтобы передать это эмоциональное письмо языком, приемлемым для нас.
Это Послание трудное. Значение многих слов, по меньшей мере, не ясно. Этому есть несколько объяснений:
(1) о многом Павел пишет сатирически, и иногда трудно быть уверенным в том, когда именно он это делает;
(2)для того чтобы полностью понять некоторые стихи, нужна дополнительная точная информация о путешествиях Павла, путешествиях его сотрудников и о письмах, им написанных;
(3) письмо глубоко личное, и слова его часто идут от сердца, а такие слова - не самые легкие для понимания.
Но трудности не должны нас обескураживать. К счастью, они касаются только деталей и не затрагивают основных истин Послания. Наконец, Второе послание к Коринфянам очень любят и часто цитируют. Изучив его, вы лучше поймете почему.
II. АВТОРСТВО
Почти никто не отрицает, что 2 Коринфянам написано Павлом, хотя существуют теории "вставок" в некоторых местах. Однако целостность этого письма (с типичными для Павла отклонениями от темы!) очевидна.
Внешнее свидетельство о 2 Коринфянам сильно, хотя относится к несколько более позднему времени, чем свидетельство о 1 Коринфянам. Как ни странно, Климент Римский его не цитирует, зато цитируют Поликарп, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Киприан. Маркион упоминает его третьим в числе признанных им десяти посланий Павла. Оно включено и в канон Муратори. Начиная с 175 г. н. э., свидетельств в пользу 2 Коринфянам более чем достаточно.
Внутренних свидетельств авторства Павла не перечесть. За исключением Послания к Филимону, это письмо Павла наиболее личное и содержит мало доктрин. Частые ссылки на себя - отличительная черта апостола - и явно тесная связь с 1 Коринфянам, Галатам, Римлянам, Деяниями - все это подтверждает традиционный взглядписьмо написано Павлом. Тот же автор и та же община, что и в общепризнанном Первом послании, ясно это подтверждают.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
По-видимому, Второе послание к Коринфянам было написано менее чем год спустя после написания 1 Коринфянам из Македонии (некоторые приписки к ранним переводам уточняют: из Филипп). Общепринята датировка Послания 57 г. н. э., но многие предпочитают 55 г. или 56 г., а Харнак называет даже 53 г.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Одна из причин нашей любви к Второму посланию к Коринфянам в том, что оно такое личное. Кажется, оно приближает нас к Павлу гораздо больше, чем все остальное, им написанное. Мы в какой-то мере чувствуем, с каким великим воодушевлением он трудился для Господа. Мы можем уловить величественность этого величайшего жизненного призвания. В немом изумлении мы читаем перечень перенесенных им страданий. Мы ощущаем тот горячий прилив негодования, с каким он отвечал своим неразборчивым в средствах критикам. Короче говоря, Павел, кажется, открывает нам все тайники своей души.
О первом визите Павла в Коринф говорится в главе 18 Деяний. Это произошло во время его второго миссионерского путешествия, сразу после того как он произнес свою знаменитую речь в афинском ареопаге.
В Коринфе Павел делал палатки вместе с Акилой и Прискиллой и проповедовал Евангелие в синагогах. Затем из Македонии пришли Сила и Тит, чтобы присоединиться к нему в благовествовании, которое продолжалось как минимум восемнадцать месяцев (Деян. 18,11).
Когда большинство иудеев отвергло проповедь Павла, он обратился к язычникам. Когда к Богу обратились души - и иудеи, и язычники,- иудейские начальники привели апостола к проконсулу Галлиону. Но тот прогнал их из суда, сказав, что это дело не подпадает под его юрисдикцию.
После суда Павел еще много дней оставался в Коринфе, а затем отправился в Кенхреи, Ефес, а потом в долгий путь обратно в Кесарию и Антиохию.
Во время третьего миссионерского путешествия он вернулся в Ефес и оставался там два года. В это время Павла посетила делегация из Коринфа, прося совета по многим вопросам. В ответ на заданные вопросы и было написано 1 Коринфянам.
Позже апостол был очень обеспокоен тем, как коринфяне отреагировали на его письмо, в особенности на ту часть, где говорится о наказании согрешившего брата. Поэтому он отправился из Ефеса в Троаду, где надеялся встретить Тита. Однако встреча не состоялась, и он направился в Македонию. Сюда и пришел Тит с новостями - и хорошими, и плохими. Христиане наказали согрешившего святого - и наказание привело к его духовному выздоровлению. Это была добрая весть. Но христиане так и не послали денег нуждающимся святым в Иерусалиме, хотя и намеревались сделать это. Данная новость была уже хуже. И, наконец, Тит рассказал, что в Коринфе очень активно действовали лжеучителя, которые подрывали работу апостола и оспаривали его авторитет как служителя Христова. И это была дурная весть.
Таковы были обстоятельства, вызвавшие к жизни Второе послание к Коринфянам, написанное из Македонии.
В Первом послании Павел выступает в основном как учитель, тогда как во Втором он принимает роль пастыря. Если вы вслушаетесь внимательно, то услышите биение сердца того, кто любил народ Божий и отдавал всего себя ради их благополучия.
Итак, давайте теперь отправимся в это великое путешествие. Изучая "мысли, что дышат, и слова, что горят", будем делать это с молитвой о том, чтобы Бог просветил нас Духом Своим Святым.
План
I. ПАВЕЛ ОБЪЯСНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ (Гл. 1 - 7)
А. Приветствие (1,1-2)
Б. Служение утешения в страданиях (1,3-11)
В. Объяснение перемены планов (1,12 - 2,17)
Г. Верительные письма Павла для служения (3,1-5)
Д. Противопоставление Ветхого и Нового Заветов (3,6-18)
Е. Обязательство ясно проповедовать Евангелие (4,1-6)
Ж. Земной сосуд с небесной судьбой (4,7-18)
З. Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)
И. Совесть Павла в служении чиста (5,11 - 6,2)
К. Поведение Павла в служении (6,3-10)
Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)
М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 - 7,1)
Н. Павел радуется добрым вестям из Коринфа (7,2-16)
II. ПАВЕЛ УВЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 8 - 9)
А. Хорошие примеры щедрости (8,1-9)
Б. Добрый совет завершить сборы (8,10-11)
В. Три хороших принципа щедрости (8,12-15)
Г. Три добрых брата, посланных подготовить сборы (8,16-24)
Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)
Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)
III. ПАВЕЛ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЕ АПОСТОЛЬСТВО (Гл. 10 - 13)
А. Павел отвечает своим обвинителям (10,1-12)
Б. Принцип Павла: вспахивать для Христа целину (10,13-16)
В. Высшая цель Павла - восхваление Господа (10,17-18)
Г. Павел утверждает свое апостольство (11,1-15)
Д. Страдания Павла ради Христа подтверждают его апостольство (11,16-32)
Е. Откровения Павла подтверждают его апостольство (12,1-10)
Ж. Знамения Павла подтверждают его апостольство (12,11-13)
З. Павел скоро посетит Коринф (12,14 - 13,1)
И. Апостольство Павла подтверждают сами коринфяне (13,2-6)
К. Желание Павла делать коринфянам добро (13,7-10)
Л. Прощание Павла, полное благодати и освященное верой в Триединого Бога (13,11-13)
7,1 Этот стих тесно связан со сказанным выше. Он не начинает нового смыслового отрывка, а заканчивает тот, который начался с 6,14.
Обетования, о которых говорится в этом стихе, - те, что цитируются в стихах 17 и 18 предыдущей главы. "Я прииму вас... буду вам Отцем... вы будете моими сынами и дщерями..."
Имея в виду эти прекрасные обетования Божьи, мы должны очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Осквернение плоти включает в себя все виды физической нечистоты, тогда как скверна духа связана с внутренней жизнью, побуждениями и помыслами.
Но Бог указывает не только на отрицательную сторону, но и на положительную. Совершая святыню в страхе Божьем. Нам нужно не только отказаться от всего оскверняющего, но и все больше уподобляться Господу Иисусу в нашей повседневной жизни. В этом стихе не предполагается, что можно стать совершенно святыми, находясь здесь, на земле. Практическое освящение - это процесс, который продолжается всю жизнь. Мы становимся все больше похожи на Господа Иисуса Христа, пока однажды не предстанем перед Ним лицом к лицу и тогда уподобимся Ему на всю вечность. Поскольку мы испытываем почтительный страх Божий, или благоговение перед Ним, в наших сердцах возникает желание стать святыми. Научимся же все говорить так, как благочестивый Макчейн: "Господи, сделай меня таким святым, насколько это возможно для человека по эту сторону небес".
Н. Павел радуется добрым вестям из Коринфа (7,2-16)
7,2 Вместите нас, или, другими словами, освободите место для нас в своих сердцах. У коринфян не было причины не сделать это, продолжает Павел, потому что он никого не обидел, никому не повредил, ни от кого не искал корысти. Что бы ни говорили о нем его недоброжелатели, апостол Павел никому не сделал зла и ни от кого не извлек финансовой выгоды.
7,3 Ничто из сказанного Павлом не нацелено на то, чтобы как-то осудить коринфян. Он постоянно уверял их в том, что его глубокая привязанность к ним будет продолжаться и в жизни, и в смерти.
7,4 Чувствуя, настолько крепко привязан он к святым в Коринфе, апостол мог обратиться к ним прямо и открыто. Но если он говорил с ними так откровенно, то и хвалился ими в присутствии других. Поэтому они не должны воспринимать его прямоту как недостаток любви; они, скорее, должны осознать, что он по-настоящему гордится ими и высоко отзывается о них повсюду, где бы ни был. Возможно, именно тем конкретным делом в их христианской жизни, за которое их искренне хвалил Павел, были сборы для бедных святых в Иерусалиме, к чему они отнеслись с готовностью.
Апостол еще будет говорить об этом непосредственно, а здесь лишь вскользь касается темы.
Я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. Эти слова объясняются в следующих стихах. Почему Павел так радостен при всех его скорбях? Ответ в том, что Тит принес ему добрые вести о коринфянах, и это стало для него источником огромной радости и ободрения.
7,5 Мы уже упоминали о том, что Павел оставил Ефес и отправился в поисках Тита в Троаду. Не найдя его там, он направился в Македонию. Сейчас он объясняет, что и в Македонии он не нашел того покоя, которого искал. Он был обеспокоен, все еще стеснен, все так же преследуем. Отвне беспощадно продолжал нападать враг, внутри были страхи и волнения, несомненно связанные с тем, что он все еще не смог найти Тита.
7,6 Затем вмешался Бог и утешил Павла прибытием Тита. В это время апостол на себе прочувствовал истину слов из Притчей (27,17): "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего". Вообразите себе радостную встречу двух преданных слуг Христовых: Павла, сыплющего вопросами, и Тита, старающегося ответить на них как можно быстрее! (См. также Притч. 25,25.)
7,7 Но не только счастливое воссоединение с другом так обрадовало Павла; причиной его радости был, скорее, рассказ Тита о том, как он утешался реакцией коринфян на письмо Павла. Доброй вестью было то, что коринфяне жаждали повидаться с апостолом Павлом, вопреки целенаправленным усилиям некоторых лжеучителей вызвать отчуждение святых от Павла.
Коринфяне не только хотели увидеть его - они плакали. Они могли плакать о беспечности, с которой терпели грех в своем собрании, или о тех горестях и волнениях, которые причинили апостолу. Помимо плача, Тит говорил еще об их искреннем уважении к Павлу и усердии - серьезном желании угодить ему.
Таким образом, апостол радовался не только прибытию Тита, но и свидетельствам того, что коринфяне послушались его наставлений и по-прежнему были к нему расположены.
7,8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. Послание, о котором говорит Павел, возможно, известно нам как 1 Коринфянам или же другое письмо, для нас утраченное, где он говорил со святыми достаточно сурово. Слова Павла о том, что он пожалел о написанном послании, требуют ясности. Если предположить, что он имел в виду 1 Коринфянам, это вовсе не повлияет на вопрос о богодухновенности Послания. Написанное апостолом - это заповеди Господни; но сам Павел был человеком, чувствительным к чужим огорчениям и тревогам. Вильямс комментирует:
"Различие между автором и духновенностью проявляется в стихе 8. Он знал, что его первое письмо богодухновенно. Его слова были заповедями Господними, но сам он, как слабый, волнующийся и любящий человек, содрогался от того, что в результате письма коринфяне отстранятся от него и что он причинит им боль. Это интересный пример различия между индивидуальностью пророка и вверенной ему вестью Святого Духа". (George Williams, Student's Commentary on the Holy Scriptures, p. 904.)
Подведем черту под тем, что здесь говорит Павел: когда коринфяне первый раз прочли его письмо, оно прозвучало для них порицанием и причинило боль. Послав им письмо, апостол ожидал их реакции, и это заставило его сожалеть. Не осознание того, что он сделал что-то не так; здесь вовсе нет такой мысли. Нет, он сожалел, что, исполняя дело Господне, ему приходилось причинять другим временную печаль, для того чтобы в их жизни можно было достичь Божьих целей.
В последней части стиха 8 Павел подчеркивает, что хотя письмо и опечалило их, это было на время. Первым действием, которое оказало письмо, была боль. Но печаль не продлилась долго.
Процесс, описанный здесь апостолом, можно уподобить работе хирурга. Для того чтобы устранить опасно инфицированный участок, ему приходится глубоко врезаться в плоть. Он совсем не радуется тому, что причиняет боль пациенту, но знает, что должен сделать это, чтобы пациент снова стал здоров. Особенно оперируя близкого друга, хирург понимает, какие тому приходится переносить страдания. Но он понимает и то, что страдания эти только временны, и хочет, чтобы так и было ради благоприятного исхода.
7,9 Павел радовался не тому, что причинил коринфянам боль, а тому, что они опечалились к покаянию. Другими словами, печаль изменила их образ мыслей, что привело к переменам в жизни. Покаяние, как говорит Ходж, "это не просто изменение цели, но еще и изменение сердца, отчего человек отвращается от греха со скорбью и ненавистью и обращается к Богу". (Hodge, Second Corinthians, p. 182.)
Коринфяне опечалились по воле Божьей; такая печаль угодна Богу. Поскольку их печаль и раскаяние были искренни и благочестивы, ради Бога, то порицание, полученное ими от апостола Павла, не привело ни к каким долговременным плохим последствиям.
7,10 В этом стихе противопоставляются печаль ради Бога и печаль мирская. Печаль ради Бога - такая скорбь, которая входит в жизнь человека, когда он совершил грех, и приводит к раскаянию. Он понимает, что Бог говорит с ним, и потому принимает сторону Бога против себя и своего греха.
Когда Павел говорит, что печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, он не обязательно думает о спасении души (хотя и это может быть верно). В конце концов, коринфяне уже были спасены. Но здесь спасение используется для обозначения избавления от любого греха, рабства или бедствия в жизни человека.
Печаль мирская - это не истинное раскаяние, а просто сожаление. Она производит горечь, тягость, отчаяние и постепенно приводит к смерти. Это можно увидеть на примере жизни Иуды. Он сожалел не о результате своего греха - смерти Господа Иисуса, а о том, какой ужасный урожай пожал сам.
7,11 Апостол указывает на опыт коринфян как на пример, подтверждающий сказанное им в первой части стиха 10. То самое, что он говорил о печали ради Бога, проявилось в их жизни. Мы бы сказали сегодня: "Как свидетельство того факта, что вы опечалились ради Бога..." Затем он перечисляет результаты их благочестивой печали.
Во-первых, она произвела в них усердие, или серьезную озабоченность. Если этот отрывок относится к случаю наказания, который описывается в Первом послании, то это выражение означает следующее: если прежде они были равнодушны, то теперь очень озаботились этим делом.
Во-вторых, печаль произвела в них извинения, или стремление доказать свою невинность. Это не значит, что они старались оправдать или извинить себя, нет, они, скорее, старались предпринять решительные действия, чтобы очистить себя от всякой дальнейшей вины в этом деле. Перемена их отношения привела к изменениям в действиях.
"Какое негодование" - это может быть сказано об их отношении к грешнику, поскольку он опозорил имя Христово.
Но более вероятно, что здесь говорится об их отношении к самим себе, поскольку они, ничего не предпринимая, так долго терпели такое безобразие.
Какой страх, несомненно, означает, что они действовали в страхе Господнем, но сюда может включаться и то, что они боялись прихода апостола, если бы ему пришлось прийти с бичом.
Какое желание. Большинство комментаторов сходится на том, что это относится к пробужденному в их душах искреннему желанию повидать апостола Павла. Однако это может означать и желание увидеть исправление неправильного и злого.
"Какую ревность" объясняют поразному: как ревность о славе Божьей, о возрождении грешника, об их собственном очищении от осквернения этим делом или о том, чтобы встать на сторону апостола.
"Какое взыскание" означает "какое наказание" или "какое возмездие". Мысль проста: они соответственным образом отнеслись к грешнику в общине. Они твердо решили, что грех должен быть наказан.
Затем Павел добавляет: "По всему этому вы показали себя чистыми в этом деле". Конечно, следует понимать это не как утверждение, будто их всегда не в чем было винить, а просто как то, что они сделали все возможное, чтобы их действия были именно такими, какими они должны были быть с самого начала.
7,12 С этим стихом связаны четыре основные проблемы. Во-первых, о каком письме Павел говорит "я писал к вам"? Во-вторых, кого он называет оскорбителем? В-третьих, кто оскорбленный? И, наконец, как верно перевести последнюю часть стиха: "попечение наше о вас" или "попечение ваше о нас"?
Письмо, возможно, то, которое известно нам как 1 Коринфянам, или же какое-либо последующее письмо, до нас не дошедшее. Оскорбителем может быть человек, совершивший инцест, о чем говорится в 1 Коринфянам (1,5), или же это может относиться к каким-нибудь беспорядкам в церкви. Если Павел говорит о человеке-кровосмесителе, то оскорбленным был отец согрешившего. С другой стороны, если оскорбителем был возмутитель спокойствия, то оскорблен был сам Павел или какая-либо другая неустановленная жертва.
В Синодальном переводе последняя часть стиха гласит: "...чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом". Но в большинстве современных переводов эти слова переведены так: "...чтобы вы осознали пред лицом Божьим беспокойство свое о нас".
7,13 Поскольку письмо Павла возымело желаемое действие, он утешился. Коринфяне раскаялись и встали на его сторону. Кроме того, его вдохновлял энтузиазм, с которым Тит отзывался о святых; они успокоили дух Тита.
7,14 По-видимому, перед тем как послать Тита в Коринф, апостол с теплотой отзывался о верующих в этом городе. Сейчас он говорит, что его похвалы оказались не напрасны. Все, что он сказал о коринфянах Титу, подтвердилось. Точно так же, как истинно было все, что апостол говорил коринфянам, оказалась истинною и его похвала перед Титом.
7,15 Очевидно, Тит не знал, какой прием будет ожидать его, когда он достигнет южной Греции. Возможно, он предполагал худшее. Но когда он всетаки прибыл, коринфяне встретили его тепло и сердечно, и даже более того - они становились ему все дороже, потому что слушались наставлений, которые он принес от апостола Павла.
Говоря, что они приняли Тита со страхом и трепетом, апостол не имеет в виду жалкий ужас или трусливый страх - нет, он говорит о чувстве благоговения перед Господом и добросовестном желании угодить Ему.
7,16 Когда Павел говорит, что во всем может положиться на коринфян, мы не должны находить в этих словах больше того, что в них вложил апостол. Слова эти, конечно, не означают, что коринфяне не могут совершить грех или оступиться. Он, скорее, имеет в виду, что оказанное им доверие, которым он хвалился перед Титом, было не напрасно. Они доказали, что достойны его доверия. Без сомнения, это включает в себя ту мысль, что они должным образом отнеслись к делу, о котором шла речь в Первом послании, а потому его полное доверие к ним оказалось оправдано.
Этот стих завершает первую часть Второго послания к Коринфянам - часть, посвященную, как мы видели, описанию служения апостола и его целенаправленным усилиям укрепить связи с коринфянами. Следующие две главы рассматривают "благодать пожертвования".
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 7
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (1,1).
Время и обстоятельства написания
Наиболее вероятная дата написания послания - 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес (Деян. 20,1), но еще не прибыв снова в Коринф (Деян. 20,2).
Основав в 51-52 гг. церковь в Коринфе (Деян. 18,1-18), Павел возвратился в Антиохию; этим закончилось его второе миссионерское путешествие (Деян. 18,22). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года (Деян. 19,1-40; 20,31). Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам (1 Кор. 16,17.18). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышал о настроениях в Коринфе совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно; позднее Павел назовет его огорчительным (2,1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже "в третий раз" (12,14; 13,1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2,5.10).
Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам "строгое послание", полное укоров и призывов к покаянию (2,3.4; 7,8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10-13) глав.
Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это "строгое послание", сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2,12.13; 7,5-9.13-15; Деян. 20,1.2).
Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу "строгому посланию". По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2,13; 7,5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2,12), но "не имел покоя духу". Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита. Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (7,6-15).
Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (7,5-16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны "лжеапостолов" (11,13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10-13; также 3,1-6; 7,2).
Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца (Деян. 20,2.3), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме (Деян. 20,3 - 21,17).
Характерные особенности и темы
Второе послание к коринфянам - очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола: гл. 1-7 проникнуты мыслью об утешении и поддержке свыше в страданиях и скорбях (1,3-7; 7,4.7.13); гл. 10-13 посвящены постижению силы Божией, проявляющейся в немощи человеческой (12,9.10).
Другие темы послания: безупречность поступков Павла (1,12.17.18; 6,3-10; 7,2.3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (1,5-11; 4,8-12; 6,4-10; 11,23 - 12,9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2,4; 11,2.7-11; 12,14.15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2,9; 10,8; 13,8-10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериям мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (1,12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9).
Трудности истолкования
Хотя принадлежность послания апостолу Павлу не оспаривалась, под вопрос не раз ставилась его структурная целостность: утверждалось, что гл. 10-13 представляют собой отдельное письмо, написанное по иному поводу и лишь позднее присоединенное к первым девяти главам послания.
Основной аргумент в пользу мнения, что гл. 10-13 являются самостоятельным посланием, состоит в том, что тон письма и отношение Павла к Коринфской церкви благожелательны в гл. 1-9, но строги и грозны в гл. 10-13. Возможно ли, чтобы оба раздела были написаны по одному поводу и касались одних и тех же обстоятельств в той же общине?
Отвечая на этот вопрос, надо признать, что, действительно, с 10,1 тон послания меняется. Но это, скорее всего, вызвано переменой темы. В первой части послания Павел прежде всего хочет поделиться своей радостью и выразить благодарность по поводу раскаяния коринфян. Он также хочет дать пространное и достоверное описание своего служения делу благовестия. Исчерпав эти темы, он обращается к своим читателям с призывом завершить сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). И в завершение, отложив наименее приятную задачу напоследок, Павел переходит к проблеме лжеапостолов и к их обвинениям в его адрес (гл. 10-13), что и обусловило перемену тона послания. Кроме того, знаменательно, что и в ранний период истории церкви нет следа разделения этого послания. Его читали и толковали как единое целое. Такое восприятие Второго послания к коринфянам и сегодня представляется наиболее верным.
Высказывались и другие, поддержанные весьма немногими исследователями, сомнения относительно единства послания, а именно: будто раздел 2,14 - 7,4 составляет отдельное послание, а 6,14 - 7,1 - вставка, не связанная с основным текстом, и что гл. 8 и 9 являются самостоятельным посланием. В ответ на все эти предположения можно признать, что упомянутые разделы действительно отличаются по тону и содержанию от общего контекста, но эта стилевая особенность присуща посланиям Павла, и разделы эти согласуются с содержанием послания.
Содержание
I. Приветствие (1,1.2)
II. Изложение сути служения Павла (1,3 - 7,16)
А. Благодарение за Божие утешение (1,3-11)
Б. Обоснование перемены планов Павла (1,12 - 2,4)
В. Прощение раскаявшегося грешника (2,5-11)
Г. Путешествие Павла в Троаду и Македонию (2,12.13)
Д. Величие новозаветного служения (2,14 - 7,4)
1. Его торжество и благоухание (2,14-17)
2. Живое рекомендательное письмо - сами коринфяне (3,1-3)
3. Новый завет непреходящей славы (3,4 - 4,6)
4. Сокровище, носимое в глиняных сосудах (4,7 - 5,10)
5. Служение примирения (5,11 - 6,13)
6. Призыв отделиться от зла (6,14 - 7,4)
Е. Радость Павла в связи с прибытием Тита (7,5-16)
III. Сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8,9)
А. Пример Македонии (8,1-7)
Б. Пример Иисуса (8,8.9)
В. Аргументация в защиту благотворительности (8,10 - 9,15)
IV. Защита от лжеапостолов (10,1 - 13,10)
А. Истинная духовная сила Павла (10,1-12)
Б. "Похвальба" Павла (10,13 - 12,21)
1. Определение меры "похвальбы" (10,13 - 11,21)
2. "Похвальба" страданием и слабостью (11,22-33)
3. "Похвальба" небесным видением (12,1-10)
4. Попечение Павла о коринфянах (12,11-21)
В. Предостережение (13,1-10)
V. Заключительные приветствия и благословение (13,11-14)
1 такие обетования. Имеются в виду ветхозаветные обетования, цитированные в 6,16-18.
очистим себя. Освящение предполагает активное соучастие самого освящаемого (Флп. 2,12.13).
от всякой скверны плоти и духа. Некоторые грехи (напр., пьянство или обжорство) оскверняют тело, иные же (такие, как злобность или зависть) оскверняют душу. Очиститься следует от тех и других.
4 Хотя лжеапостолы, а с ними, возможно, и некоторые члены общины еще противились Павлу, сам Павел относился к коринфской общине с большой любовью и доверием.
5 Отсюда следует продолжение повествования, прерванного на 2,13. Этот стих позволяет понять, в какое смятение была повергнута душа Павла тем, что глубоко любимая им община вышла из повиновения Господу.
в Македонию. Область на севере Греции, через которую лежал путь Павла в Коринф (см. ком. к 2,12.13).
6 Тит, наконец, прибыл в Македонию с утешительными для Павла вестями о коринфянах.
8 См. ком. к 2,3; 2,4.
9 ради Бога. Т.е. осознали вину перед Богом.
10 покаяние. Это - отвращение от греха и искренняя решимость бросить определенный грех (или грехи) и отдаться в повиновение Богу. Здесь это слово не означает первоначальное покаянное обращение, которое неизменно сопутствует истинной спасающей вере (Мк. 1,15; Деян. 3,19; 17,30; 26,20), а обращение от греха к жизни, достойной христианина.
ко спасению. Здесь это слово указывает на возрастание в христианской жизни. Печаль ради Бога (см. ком. к ст. 9) и покаяние ведут к духовному возрастанию христианина.
печаль мирская. Сожаление о благах мира сего.
11 Когда Тит доставил коринфянам "строгое послание" (см. ком. к 2,3; 2,4), они отозвались на него именно так, как надеялся Павел.
12 не ради оскорбителя. Вряд ли это был человек, обвиненный в кровосмесительной связи (см. 1 Кор. 5,1); хотя на протяжении истории Церкви многие придерживались именно такого толкования этого стиха.
15 вы приняли его со страхом и трепетом. Эти слова следует понимать в контексте ст. 9-11.