Как и в Первом послании, апостол не пытается с первых же слов перейти к искоренению заблуждений и ошибок; вместо этого он постепенно подготавливает сердца святых, чтобы они держались истины и отвергали всякое заблуждение, как только оно будет разоблачено. Путь божественной благодати и мудрости - вывести сердце из заблуждения, а не просто рассмотреть неправильное вероучение или поведение. Вильям Келли
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Истины, изложенные в этом письме, относятся и к вероучению, и к повседневной жизни. Павел продолжает объяснять и исправлять представления фессалоникийцев о втором пришествии и откровении человека греха. Он дает и здравый совет, как относиться к тем, для кого второе пришествие - предлог оставить всякую работу: не давать им есть!
II. АВТОРСТВО
Внешние свидетельства говорят в пользу Второго послания к Фессалоникийцам, пожалуй, еще убедительнее, чем в случае с первым. На заре христианства на него ссылались Поликарп, Игнатий и Юстин (упоминается оно в "Прологе" Маркиона и в каноне Муратори), а Ириней даже называет Второе послание к Фессалоникийцам по имени.
Из-за краткости Послания в нем нет такого множества внутренних свидетельств, как в 1 Фессалоникийцам, но оно так хорошо дополняет это письмо и с ним гармонирует, что редко какой богослов колеблется признать Павла его автором.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Второе послание к Фессалоникийцам было написано в ответ на вновь возникшие проблемы и неправильное понимание некоторых пассажей из первого письма. Между написанием обоих писем прошло лишь несколько месяцев, если не недель. Павел, Силуан и Тимофей все еще вместе (1,1), а Коринф - единственный город, где, как мы читаем, они были вместе (Деян. 18:1,5). Написано письмо было в начале 50-х годов, возможно, в 50-й или 51-й г. н.э.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Есть три важных причины, почему вслед за первым письмом почти сразу нужно было писать второе. Святые подвергались гонениям и нуждались в ободрении (гл. 1). Среди них распространилось неправильное представление о дне Господнем, и они нуждались в просвещении (гл. 2). Некоторые в ожидании возвращения Господа предались праздности, и их нужно было обличить (гл. 3).
Что касается дня Господня, верующие боялись, что они в него уже вступили. Их страх подогревали лживые слухи о том, что Павел сам якобы учит, будто этот день уже наступил. Апостол исправляет возникшее недоразумение.
День Господень, однако же, не стоит путать с днем Его возвращения, то есть днем восхищения Церкви. Святые боялись не того, что Господь уже пришел; они боялись, что живут во времена великой скорби, первой фазы дня Господня.
Павел никогда не учил, что перед восхищением должны произойти какие-то определенные события. Здесь же он учит, что прежде, чем начнется день Господень, придет отступление, будет взят удерживающий и откроется человек греха.
Для правильного понимания этого письма нет ничего важнее осознания разницы между восхищением, днем Господним и возвращением Христа как Царя царей. Определение дня Господня дано в комментарии к 1 Фессалоникийцам 5,2. Различие между восхищением и откровением освещено в приложении к 2 Фессалоникийцам 1,7.
План
I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1-2)
II. ПАВЕЛ И ФЕССАЛОНИКИЙЦЫ (1,3-12)
А. Долг благодарности (1,3-5)
Б. Праведный суд Божий (1,6-10)
В. Молитва Павла о святых (1,11-12)
III. О ДНЕ ГОСПОДНЕМ (2,1-12)
А. Призыв к непоколебимости (2,1-2)
Б. Человек греха (2,3-12)
IV. БЛАГОДАРНОСТЬ И МОЛИТВА (2,13-17)
А. Павел благодарит за то, что святых минует суд Божий (2,13-14)
Б. Молитва Павла об утешении и утверждении святых (2,15-17)
V. НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (3,1-15)
А. Молитва друг о друге (3,1-5)
Б. Как поступать с непокорными (3,6-15)
VI. БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРИВЕТСТВИЕ (3,16-18)
I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1-2)
1,1 Когда Павел писал это письмо, вместе с ним в Коринфе были Силуан и Тимофей. Письмо адресовано фессалоникийской церкви; это говорит о ее географическом положении и о том, что она состояла из людей. То, что она была в Боге Отце нашем, отличало церковь от языческих собраний, а ее пребывание в Господе Иисусе Христе выделяло ее как общину христианскую. [Это все еще (или снова) новозаветная община христиан в Фессалонике (сегодня - г. Салоники).]
1,2 Святым апостол желает не славы, богатства и наслаждений, а благодати и мира. Благодать дает нам силу совершить все, на что есть воля Божья, мир же дарит безмятежность в любых обстоятельствах. Чего большего может желать человек для себя и для других?
Благодать и мир исходят от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодать предшествует миру; мы должны познать Божью благодать прежде, чем получим Его мир. Павел говорит, что источник этих благословений - Бог Отец наш и Господь Иисус Христос, указывая тем самым на равенство Отца и Сына.
II. ПАВЕЛ И ФЕССАЛОНИКИЙЦЫ (1,3-12)
А. Долг благодарности (1,3-5)
1,3 Письмо начинается со слов благодарности за святых. Читать их - значит слышать биение сердца истинного слуги Христа, радующегося о своих любимых духовных детях. Благодарение было для Павла его постоянным долгом перед Богом, а, учитывая веру и любовь христиан, этот долг был еще и справедливым. Их вера делала поразительные успехи; каждый из них, без исключения, проявлял все больше любви к другим. Это был ответ на молитву апостола (1 Фес. 3:10,12).
Обратите внимание на последовательность: сначала вера, потом любовь. "Вера приводит нас в соприкосновение с вечным источником любви в самом Боге, - пишет Ч. Х. Макинтош, - и, как неизбежное следствие этого, наши преисполненные любви сердца начинают тянуться ко всем, принадлежащим Ему".
1,4 Их духовный рост привел к тому, что Павел и его сотрудники начали хвалиться ими в других церквах Божьих. Исполненные веры, фессалоникийцы продолжали стоять непоколебимо, несмотря на обрушившиеся на них гонения. Терпение здесь обозначает непоколебимость или же стойкость.
1,5 Тот факт, что они так мужественно переносили все гонения и скорби, служил доказательством праведности Бога. Он поддерживал их, укрепляя и ободряя. Не получи они Его Божественной силы, им никогда не удалось бы проявить столько терпения и веры в страданиях за Христа.
Их героическая способность переносить страдания свидетельствовала о том, что они были достойны Царства Божьего. Это не значит, что право войти туда они получили благодаря личным достоинствам: доступ туда возможен лишь благодаря достоинствам Христа. Но все страдающие за Царство здесь показывают, что принадлежат к числу тех, кто будет царствовать вместе с Ним (Рим. 8,17; 2 Тим. 2,12).
В своем комментарии к фразе "чтобы вам удостоиться Царства Божьего" Е. В. Рождерс пишет:
"Это говорит об обязанностях человека. Со стороны Божественного суверенитета мы были удостоены участия в наследии святых в свете; но все требования мы удовлетворим лишь благодаря нашему единству с Христом в Его смерти и воскресении. Мы удостоены этого в Возлюбленном, вне всякой связи с тем, что мы представляем сами по себе ни до ни после нашего спасения. Но Бог позволяет Своим пройти через гонения и скорби, чтобы развить в них те высокие качества, которые делают их достойными гражданами этого Царства. Некоторые апостолы радовались, что их сочли достойными пострадать за имя Иисуса. Молитва Павла о том, чтобы Бог признал фессалоникийцев достойными их звания, не имеет абсолютно никакого отношения к мысли о прибавлении личных дел к подвигу Христа на Голгофе. Крест делает верующего достойным его положения в Царстве; терпение же и вера в трудные времена свидетельствуют, что он достоин этого и морально. Среди членов любого земного общества есть и те, которые его позорят. Павел молился, чтобы среди этих святых не было ничего подобного". (E. W. Rogers, Concerning the Future, p. 80.)
Б. Праведный суд Божий (1,6-10)
1,6 Праведность Бога проявляется в том, что Он наказывает гонителей и дарует покой гонимым.
Вильямс пишет:
"Позволяя Своему народу пройти через преследования и продлевая жизнь их гонителям, Бог преследует двойную цель: во-первых, проверить, достоин ли Его народ места в Царстве (ст. 5), и, во-вторых, показать, что их гонители достойны наказания". (George Williams, The Student's Commentary on the Holy Scriptures, p. 948.)
1,7 То, что Бог подарит отраду страдающим ради Него, так же верно, как верно и то, что Он определит наказание для врагов Своего народа.
Из стиха 7 не стоит делать вывод, что страдающие святые не увидят прекращения гонений до тех пор, пока Христос не вернется с небес. Когда верующий умирает, он обретает покой.
Верующие, живущие на этой земле, насладятся полным покоем во время восхищения. В действительности этот стих говорит, что, когда Господь обрушит на Своих врагов наказание, святые на глазах у мира будут наслаждаться покоем.
Время Божьего праведного возмездия наступит тогда, когда Господь Иисус явится с неба с ангелами силы Его. Приход Христа принесет возмездие нечестивым и отраду верующим. О какой фазе Его прихода здесь говорится? Несомненно, о третьей - о явлении пришествия Христа, когда Он вместе со Своими святыми вернется на землю.
ВОСХИЩЕНИЕ И ЯВЛЕНИЕ
Кто-то спросит: "Откуда вы знаете, что восхищение Церкви и явление Христа - это два разных события?" Все дело в том, что в Писании они часто разграничены:
Восхищение
1. Христос приходит в воздух (1 Фес. 4,17).
2. Он приходит за Своими святыми (1 Фес. 4,16-17).
3. Восхищение - тайна, то есть истина, неизвестная в эпоху ВЗ (1 Кор. 15,51).
4. Нигде не говорится о том, что приходу Христа за Своими святыми будут предшествовать небесные знамения.
5. Восхищение идентично дню Христа (1 Кор. 1,8; 2 Кор. 1,14; Флп. 1:6,10).
6. Восхищение описывается как время благословений (1 Фес. 4,18).
7. Восхищение произойдет во мгновение ока (1 Кор. 15,52). Это значит, что мир не будет ему свидетелем.
8. Похоже, события при восхищении затронут главным образом Церковь (Ин. 14,1-4; 1 Кор. 15,51-58; 1 Фес. 4,13-18).
9. Христос придет как светлая утренняя звезда (Откр. 22,16).
10. Восхищение не упоминается в синоптических Евангелиях, но в Евангелии от Иоанна есть несколько ссылок на него.
11. Те, кто восхищен, взяты для благословения (1 Фес. 4,13-18). Оставшиеся оставлены для наказания (1 Фес. 5,1-3).
12. Нет никаких указаний относительно дат и сроков событий, предшествующих восхищению.
Явление
1. Он приходит на землю (Зах. 14,4).
2. Он приходит со Своими святыми (1 Фес. 3,13; Иуд. 14).
3. Явление - не тайна; о нем говорится во многих пророчествах ВЗ (Пс. 71; Ис. 11; Зах. 14).
4. О Его приходе со Своими святыми возвестят знамения с небес (Мф. 24,29-30).
5. Явление идентично дню Господню (1 Фес. 5,2).
6. При освещении явления особо подчеркивается наказание (2 Фес. 2,8-12).
7. Свидетелями явления будут все живущие на земле (Мф. 24,27; Откр. 1,7).
8. События при явлении затронут главным образом Израиль, а потом и языческие народы (Мф. 24,1 - 25,46).
9. Христос придет как Солнце правды с исцелением в Своих лучах (Мал. 4,2).
10. О явлении очень много говорится в синоптических Евангелиях, а в Евангелии от Иоанна оно почти не упоминается.
11. Те, кто взят, взяты для наказания. Те, кто оставлен, оставлены для благословения (Мф. 24,37-41).
12. О явлении говорится с точным указанием дат и сроков, таких как 1260 дней, 42 месяца, 3,5 года (см. Дан. 7,25; 12:7, 11-12; Откр. 11,2; 12;14; 13,5).
13. О явлении говорится как о приходе Сына Человеческого (Мф. 16:28; 24,27.30.39; 26,64; Мк. 13,26; Лк. 21,27).
То, что это два разных события - совершенно ясно, но откуда мы знаем, что они не произойдут примерно в одно и то же время? Откуда мы знаем, что их разделяет определенный промежуток времени? Тому есть три доказательства.
1. Первое из них основывается на пророчестве Даниила о семидесяти седминах (Дан. 9,25-27). Сейчас мы живем в эпоху Церкви, которая вклинилась между 69-й и 70-й седминами. Семидесятая седмина - это семилетний период великой скорби. Церковь взята домой на небеса до начала периода великой скорби (Рим. 5,9; 1 Фес. 1,10; 5,9; Откр. 3,10). Как Царь царей Христос придет после завершения 70-й седмины (Дан. 9,24; Мф. 24).
2. Второе доказательство наличия определенного промежутка времени между восхищением и явлением основывается на структуре книги Откровение. В первых трех главах о Церкви говорится как о находящейся на земле. С главы 4 по 19,10 описывается период великой скорби, когда гнев Божий изольется на мир, отвергший Его Сына. Нет ни одного упоминания о том, что Церковь в это время будет на земле. Церковь, очевидно, взята на небеса по завершении главы 3. В Откровении 19,11 после завершения периода великой скорби Христос возвращается на землю, чтобы покорить Своих врагов и установить Свое Царство.
3. Есть еще одно соображение в пользу интервала между приходом Христа за святыми и Его приходом со святыми. В момент восхищения все верующие возьмутся из этого мира и получат прославленные тела. Но когда Христос вернется как Царь царей, на земле будут жить верующие, еще не имеющие прославленных тел, которые будут создавать семьи и растить детей в Тысячелетнем Царстве (Ис. 11:6,8).
Откуда они возьмутся? Очевидно, они будут обращены в христианство именно в тот промежуток времени, который разделяет восхищение и явление.
Вернувшись к стиху 7, мы читаем о пришествии Господа Иисуса в силе и великой славе, сопровождаемого ангелами, через которых проявляется Его сила.
1,8 Под пламенеющим огнем может подразумеваться шекина, облако славы, символизирующее Божье присутствие (Исх. 16,10). Или же он может быть символом того огненного суда, который вот-вот разразится (Пс. 49,3; Ис. 66,15). Скорее всего второе.
Отмщение Божье - это не мстительность, а праведное воздаяние. Он не стремится "расквитаться" с кем-либо, но определяет наказание, которого требуют Его святость и праведность.
Смерть нечестивого не доставляет Ему никакого удовольствия (Иез. 18,32).
Павел описывает две группы людей, на которых обрушится это возмездие:
1. Не познавшие Бога - отвергнувшие знание об истинном Боге, открытое в творении и совести человека (Рим. 1,2). Вполне может быть, что они никогда не слышали Евангелия.
2. Не покорившиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа - те, которые слышали Евангелие, но отвергли его. Евангелие - это не просто изложение фактов, которым нужно верить, но Личность, Которой нужно повиноваться. Вера, по учению НЗ, включает в себя и послушание.
1,9 Которые подвергнутся наказанию. Бог, не наказывающий грех, уже не Бог. Идея о том, что Бог любви не должен наказывать грех, упускает из виду тот факт, что Бог еще и свят и должен делать то, что правильно с точки зрения морали.
Природа этого наказания охарактеризована здесь как вечная погибель. Слово, переведенное здесь как "вечный" (aiоnios), встречается в НЗ семьдесят раз. В некоторых случаях (Рим. 14,24; 2 Тим. 1,9; Тит. 1,2) оно может означать "века ограниченной продолжительности". Во всех остальных случаях оно означает "вечный, бесконечный". В Римлянам 14,25 этим словом описано бесконечное существование Бога.
Погибель никогда не означает уничтожение. Она означает потерю благосостояния, разорение в области, имеющей отношение к цели существования. Мехи для вина, о которых Господь Иисус говорил в Луки 5,37, "пропали" (здесь использовано однокоренное слово). Они не перестали существовать, но их существование утратило смысл.
Сторонники мнения о восхищении Церкви после великой скорби часто используют этот стих для подтверждения верности своих взглядов. В нем они видят утверждение, что верующие не обретут покой, а их гонители не будут наказаны до тех пор, пока Христос не вернется как Царь царей, что произойдет, по общему признанию, в конце периода великой скорби. Отсюда они заключают, что надежда верующих - это восхищение Церкви по окончании великой скорби.
Они проходят мимо того факта, что фессалоникийцы, которым это было написано, давно умерли и уже сейчас наслаждаются покоем рядом с Господом на небесах. Умерли и все их гонители и уже страдают в аду.
Но почему же тогда Павел, как кажется, говорит о том, что этого не произойдет, пока Христос не вернется на землю в силе и великой славе? Только по той причине, что именно тогда наступит время, когда это все будет открыто явлено миру. Тогда-то мир увидит, что фессалоникийцы были правы, а их гонители заблуждались. Когда святые вернутся с Христом во славе, мир увидит, что они наслаждаются покоем. Погибель врагов Господа в конце периода великой скорби станет наглядным свидетельством обреченности всех, кто причинял страдания народу Божьему во все века.
Это поможет нам запомнить, что приход Христа как Царя царей - это время явления. Будет сдернуто покрывало, скрывавшее от глаз мира то, что являлось истиной испокон веков. О восхищении же такого сказать нельзя. Частью наказания нечестивых будет изгнание от лица Господа и от славы могущества Его. Погибнуть без Него - значит быть без Него всю вечность.
1,10 Его приход - время славы для Господа и изумления для очевидцев. Он будет прославлен во святых Своих, то есть Ему будут воздавать честь за то, что Он сделал в них и через них. Их спасение, освящение и прославление послужит свидетельством Его благодати и могущества, не имеющих себе равных.
Христос явится дивным во всех веровавших. Пораженные очевидцы онемеют от изумления, увидев, что Он смог сделать с такими ни на что не годными человеческими существами! Среди веровавших будут и христиане из Фессалоники, потому что они приняли Евангелие, поверив свидетельству апостолов. Они будут участвовать в славе и торжестве того дня, дня явления Иисуса Христа.
Исходя из вышесказанного, мы можем перефразировать стихи 5-10 так:
"Ваше терпение в самой гуще гонений имеет огромное значение. Все это Бог использует для достижения Своих праведных целей. Ваши стойкость и терпение в дни гонений свидетельствуют о вашей принадлежности к числу тех, кто разделит славу возвращения Христа как Царя царей. Бог, с одной стороны, определит меру наказания тем, кто причиняет вам горе, а с другой стороны, Он даст покой и вам, гонимым, и нам - Павлу, Силуану и Тимофею. Он будет судить ваших врагов, когда придет с небес в сопровождении могущественных ангелов в пламени огня, накажет тех, кто по своей воле пребывает в неведении о Боге, и тех, кто по своей воле непослушен Евангелию. Они будут обречены на вечную погибель, на изгнание от лица Господа и проявления Его могущества, когда Он вернется, чтобы быть прославленным во всех верующих, включая и вас, - ведь вы поверили Евангелию, которое мы вам проповедовали".
В. Молитва Павла о святых (1,11-12)
1,11 В предшествующих стихах апостол описывал славное призвание святых. Они были призваны пройти через гонения, которые, в свою очередь, подготовят их к господству в Царстве.
Теперь же он молится, чтобы их жизнь тем временем была признана достойной такого высокого призвания и чтобы великая сила Божья дала им возможность быть послушными всякому побуждению совершать добро, доводить до конца каждое начатое в вере дело.
1,12 Результат будет двойным. Прежде всего имя Господа нашего Иисуса Христа прославится в них. Это значит, что они явят миру Его истинный образ, принося Ему тем самым славу. Но и они будут прославлены в Нем. Тот факт, что они связаны с Ним, их Главой, принесет им честь и славу как членам Его Тела. Завершает главу 1 напоминание, что ответ на данную молитву они могут получить лишь по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. Этим Павел заканчивает изумительное объяснение значения и результатов страданий в жизни верующего. Как же, должно быть, воспряли духом фессалоникийцы, прочитав эти ободряющие строки!