1 Paul, an apostle (not from men, neither through man, but through Jesus Christ, and God the Father, who raised him from the dead),
2 and all the brethren that are with me, unto the churches of Galatia:
3 Grace to you and peace from God the Father, and our Lord Jesus Christ,
4 who gave himself for our sins, that he might deliver us out of this present evil world, according to the will of our God and Father:
5 to whom (be) the glory for ever and ever. Amen.
6 I marvel that ye are so quickly removing from him that called you in the grace of Christ unto a different gospel;
7 which is not another (gospel) only there are some that trouble you, and would pervert the gospel of Christ.
8 But though we, or an angel from heaven, should preach unto you any gospel other than that which we preached unto you, let him be anathema.
9 As we have said before, so say I now again, if any man preacheth unto you any gospel other than that which ye received, let him be anathema.
10 For am I now seeking the favor of men, or of God? or am I striving to please men? if I were still pleasing men, I should not be a servant of Christ.
11 For I make known to you, brethren, as touching the gospel which was preached by me, that it is not after man.
12 For neither did I receive it from man, nor was I taught it, but (it came to me) through revelation of Jesus Christ.
13 For ye have heard of my manner of life in time past in the Jews' religion, how that beyond measure I persecuted the church of God, and made havoc of it:
14 and I advanced in the Jews' religion beyond many of mine own age among my countrymen, being more exceedingly zealous for the traditions of my fathers.
15 But when it was the good pleasure of God, who separated me, (even) from my mother's womb, and called me through his grace,
16 to reveal his Son in me, that I might preach him among the Gentiles; straightway I conferred not with flesh and blood:
17 neither went I up to Jerusalem to them that were apostles before me: but I went away into Arabia; and again I returned unto Damascus.
18 Then after three years I went up to Jerusalem to visit Cephas, and tarried with him fifteen days.
19 But other of the apostles saw I none, save James the Lord's brother.
20 Now touching the things which I write unto you, behold, before God, I lie not.
21 Then I came unto the regions of Syria and Cilicia.
22 And I was still unknown by face unto the churches of Judaea which were in Christ:
23 but they only heard say, He that once persecuted us now preacheth the faith of which he once made havoc;
For ye have heard of my manner of life in time past in the Jews' religion, how that beyond measure I persecuted the church of God, and made havoc of it:
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.
Стихи, которые вы недавно исследовали:
Стихи, которые вы недавно исследовали:
!«Кликните» по стиху для его исследования и Вы увидите:
6 вариантов перевода:
– русский синодальный,
– русский современный,
– русский («Радостная весть»),
– украинский (И. Огиенко),
– английский King James Version,
– английский American Standard
Значение слов-оригиналов (греческий и иврит)
Параллельные места Библии, связанные с выбранным стихом
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Баркли
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «К Галатам»
Комментарии к главе 1
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К ГАЛАТАМ
ПАВЕЛ ПОД ОГНЕМ КРИТИКИ
Кто-то сравнивал Послание к Галатам с мечом, сверкающим в руке искусного фехтовальщика. Под огнем критики находились и сам Павел и проповедуемое им Евангелие. Если бы эта критика взяла верх, христианство было бы сведено к одной из сект иудаизма, могло бы быть поставлено в прямую зависимость от обрезания и соблюдения Моисеева закона, а не делом благодати. Даже страшно представить себе, что, если бы противники Павла одержали верх и Евангелие осталось бы у иудеев, мы, может быть, так никогда и не обрели бы счастья в любви Христовой.
КРИТИКА АПОСТОЛЬСТВА ПАВЛА
Трудно представить себе, чтобы у человека такой яркой индивидуальности и такого сильного характера, как у Павла, не было противников; и чтобы человек, осуществлявший такую религиозную революцию, не подвергался бы нападкам. Первые нападки были направлены против апостольства Павла. Многие заявляли, что он вовсе и не был апостолом.
И со своей точки зрения они как бы были правы. В Деян. 1,21.22 дано определение апостола. Предатель Иуда покончил жизнь самоубийством, и необходимо было заполнить освободившееся среди апостолов место. И они следующим образом определили человека, которого следовало избрать в группу апостолов: "Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас" и "был... свидетелем воскресения Его". Чтобы стать апостолом, человек должен был быть в близких отношениях с Иисусом в период Его земной жизни и свидетелем Его Воскресения. А Павел вовсе не отвечал этим требованиям. И, кроме того, не так давно еще он был заклятым гонителем христианской Церкви.
И в первом стихе своего послания Павел отвечает на это обвинение. Он с достоинством утверждает, что на свое апостольство он избран не человеками и не чрез человеков, а на служение призван Самим Богом. Другие могли удовлетворить определенным требованиям, когда были избраны первые апостолы; у него же на это было особое право - он лично встретился с Иисусом Христом на дороге в Дамаск.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И СОГЛАСИЕ
И далее Павел утверждает, что благовествование, которое он проповедует, не от человеков. Вот почему в главах 1 и 2 он так детально описывает свои посещения в Иерусалиме. Павел настаивает на том, что проповедуемое им Евангелие он получил не из вторых рук, а непосредственно от Иисуса Христа. Павел не был анархистом, и он утверждает далее, что, хотя он сам получил благую весть независимо от других, она, тем не менее, была всецело признана руководителями христианской Церкви (2,6-10). Проповедуемое им Евангелие он получил непосредственно от Бога, но оно находится в полном согласии с верой Церкви.
ИУДАИСТЫ
Но под огнем критики было и его Евангелие. Борьба эта была неминуема и битва неизбежна. Были иудеи, которые приняли христианство, но считали, обещания и дары Божии даны были исключительно иудеям, и что ни один язычник не может приобщиться к ним. Такой вывод был до некоторой степени закономерен. Среди иудеев было много таких, которые продолжали носиться с идеей избранного народа. Они могли произнести кощунственные фразы: "Из всех сотворенных Им народов Бог любит лишь Израиль". "Бог будет судить Израиль одной мерой, а язычников - другой". "Уничтожай лучших змей, убивай лучших язычников". "Бог создал язычников быть топливом ада". Такой подход запрещал оказывать помощь даже роженице-язычнице, чтобы не содействовать рождению еще одного язычника. Когда такой иудей слышал Павла, проповедующего Евангелие презренным язычникам, он приходил в ужас и бешенство.
ЗАКОН
Но из этого положения был выход: если язычник хочет стать христианином, пусть он сперва станет иудеем. А это означало, что он должен был подвергнуться обрезанию и взять на себя все бремя закона. А Павел учил, что это совсем противоречило духу христианства. Ведь тогда спасение человека находилось бы в зависимости от его способности соблюдать закон, и он мог бы достичь его своими силами, в то время как, по Павлу, спасение человека было исключительно делом благодати Божия. Он верил, что никто никогда не сможет заслужить благоволения Божия. Человеку остается лишь принять любовь, предложенную ему Богом, уверовав в Иисуса Христа и доверившись Его милосердию. Иудей пришел бы к Богу со словами: "Смотри! Вот мое обрезание. Вот мои труды. Дай мне заслуженное мной спасение". А Павел сказал бы:
Да, я спасен! Спасен я не делами,
Не мудростью людскою, не умом,
Не жертвою тельцов и не дарами,
Не тленным золотом, не серебром.
Спасен я безграничною любовью
И силою живительной Христа.
Спасен невинною и чистой Кровью,
Пролитою с Голгофского Креста.
Да, я спасен! Пусть лев вблизи рыкает,
Пусть шепчет смертный приговор закон,
Пусть тьма неверья пытки собирает,
Я не страшусь! Я знаю: я спасен!
Самое важное для Павла не то, что человек может сделать для Бога, а то, что Бог сделал для него.
"Но, - возражали иудеи, - величайшим наследием нашего народа является закон. Бог дал его Моисею, и на нем основана вся наша жизнь". На это Павел отвечает: "Погодите! А кто является отцом нашего народа? Кому дал Бог величайшие обетования?" На это, естественно, мог быть только один ответ - Авраам. "Так вот, - продолжает Павел, - как же мог Авраам получить благоволение Божие? Он заслужил его не тем, что соблюдал закон, потому что он жил за 430 лет до того, как он дан был Моисею. Он получил его актом веры. Когда Бог повелел ему оставить свой народ и пойти из земли своей, Авраам свершил акт величайшей веры и пошел, полностью поверив слову Его. Авраама спасла вера, а не закон и, - продолжает Павел, - именно вера должна спасти каждого человека, а не исполнение закона. Истинным сыном Авраама является не тот, кто происходит от него по крови, а тот, кто, независимо от своего происхождения, поверил Богу".
ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ
Если это так, то возникает важный вопрос: какое место занимает закон тогда в жизни верующих? Ведь нельзя же отрицать, что он был дан Моисею Богом, а не сводит ли такое преувеличенное значение благодати на нет значение закона?
Закон занимает свое особое место в предначертаниях Божиих. Во-первых, из него люди знают, что такое грех. Если нет закона, то нет нарушения его человеком, и не может быть ничего такого как грех. Во-вторых, и что еще важней, закон направляет человека к милосердию Божию. Поскольку человек Существо греховное, он никогда не может в совершенстве исполнять закон. Поэтому закон показывает человеку его слабость и приводит его в отчаяние, из которого он видит только один выход - отдаться полностью милосердию Бога. Закон ясно показывает нам наше бессилие, и в конечном счете убеждает нас в том, что нас спасти может единственно благодать Божия. Другими словами, закон - важная ступень на пути к благодати.
Главной темой настоящего послания апостола Павла является величие благодати Божия и необходимость осознания невозможности когда-либо самому спасти себя.
1-5
ТРУБНЫЙ ЗОВ БЛАГОЙ ВЕСТИ (Гал. 1,1-5)
К галатам пришли какие-то люди и заявляли, что Павел, мол, вовсе и не апостол, и поэтому не нужно слушать его. Свое заявление они основывали на том, что он не был одним из Двенадцати, а, напротив, самым свирепым преследователем Церкви, и что он не был назначен ее руководителями. Павел с этим не спорит. Он утверждает, что своим апостольством он действительно обязан не кому-либо из смертных, а событию на дороге в Дамаск, когда он встретил Иисуса Христа, а апостольство и свое задание он получил непосредственно от Бога.
1. Павел был уверен, что с ним говорил Бог. Рассказывают о мальчике, решившем стать священнослужителем. Когда его спросили, как он пришел к этому решению, он ответил, что это случилось после службы в школьной часовне. Когда же его спросили об имени проповедника, произведшего на него такое впечатление, он ответил: "Я не знаю имени священника, но я знаю, что в тот день со мной говорил Бог". Ведь человек не может преобразовать другого в священнослужителя. Только Бог может осуществить это.
Сущность христианина заключается не в том, что он прошел через определенные обряды и дал определенные обеты, а в том, что встретился со Христом. Старый иудейский священник, по имени Эбед-Тоб, сказал о своем служении: "На это место меня не поставили ни отец, ни мать; рука Всемогущего Царя поручила его мне".
2. Способность Павла трудиться и страдать на ниве Божией определялась уверенностью: Бог возложил на него эту миссию. Он верил, что каждое выпавшее ему поручение или испытание ниспослано ему Богом.
Но не только такие люди, как Павел, должны выполнять Божью миссию: каждому человеку Бог дает определенное задание. Это может быть миссия, которая станет известна каждому человеку и попадет в анналы истории, или, может быть, его труд пройдет совершенно незаметно, но обе они возложены на человека Богом.
Если голосом пророка
Бог Творец не одарил,
Не дал мудрости высокой,
Не вложил великих сил,
И ничтожный дар имея,
Вы все ж нужны для трудов,
Кто ответит, не робея:
"Я служить, Господь, готов".
Бог зовет к высокой цели:
Поработать для Него;
О, пойдем, чтоб нам на деле
Славить Бога Своего!
Будем ревностно трудиться
Здесь иль там, вблизи, вдали;
Пусть же всякий вдохновиться:
"Я готов - меня пошли!"
Многие самые скромные деяния - Божественная миссия. Часть ее, - как сказал Роберт Берне:
Уютный очаг для детей и супруги -
задача и цель человека в жизни.
Бог возложил на Павла миссию евангелизации мира. Задача же- большинства из нас может ограничиться тем, чтобы осчастливливать нескольких ближних в нашем узком кругу.
В самом начале своего послания Павел подытоживает свои пожелания и молитвы для верующих в двух достопримечательных словах.
1. Он желает им благодати. В этом слове две главные идеи, и первая из них - идея нравственной красоты. Греческое слово харис означает благодать в богословском смысле, но оно означает также красоту и обаяние; и даже в теологическом контексте ему свойственна и идея очарования. Христианская жизнь, с присущей ей благодатью, является и прекрасной жизнью. Слишком часто находим доброту без обаяния, и обаяние без доброты. Но когда душевное расположение и обаяние соединяются, то проявляется благодать. Кроме того, в слове благодать заключается и идея незаслуженного великодушия или дара, который человек никогда не заслужил и не мог бы заслужить, и который даровал ему Бог в Своей великодушной любви. Когда Павел молит о благодати для своих друзей, он как бы говорит: "Да пребудет в вас красота незаслуженной любви Божией, чтобы жизнь ваша тоже стала прекрасной".
2. Он желает им мира. Павел был иудеем и, должно быть, думал об иудейском слове шалом, когда он писал греческое слово эйрене. Шалом означает больше, чем простое отсутствие забот и неприятностей. Оно включает все, что служит высшему благу; все, что укрепляет разум, волю и сердце. Это то чувство любви и заботы Божией, которое сохраняет спокойствие сердца даже тогда, когда тело в муках.
И, наконец, Павел показывает в одном необъятном по смыслу предложении сердце и свершения Иисуса Христа, "Который отдал Себя Самого... чтобы спасти нас". Он показывает: (а) любовь Христа, которая отдала себя и страдала, (б) любовь Христа, которая победила и совершила. Трагизм в нашей жизни в том, что наша любовь часто пропадает втуне. Однако любовь Христа соединена с безмерной силой, которую ничто не в силах остановить и которая может спасти своих возлюбленных от уз греха.
6-10
РАБ ХРИСТА (Гал. 1,6-10)
В основе этого послания лежит важный факт: благая весть Павла - не выдумка воображения. Он всем своим сердцем верил, что человек не в силах сделать ничего, чем бы он мог заслужить любовь Божию. Поэтому человеку остается только одно - в вере отдаться Его милости. Человеку остается с благоговейной благодарностью принять то, что предлагает ему Бог. Важно не то, что мы можем сделать для себя, а что Бог совершил для нас.
Павел проповедовал Евангелие чудной благодати Божией. После него появились люди, проповедовавшие иудейскую версию христианства. Чтобы угодить Богу, человек должен быть обрезан, а потом посвящать себя исполнению всех норм и установлений закона. Каждый раз, когда человек поступает в соответствии с законом, ему это засчитывается Богом. Они учили, что человеку нужно заслужить любовь Божию. Павел был убежден, что это невозможно.
Противники обвиняли Павла в том, что он упрощает религию, чтобы снискать расположение широких масс. Такое обвинение совсем извращало истину, потому что если религия заключается в исполнении всех норм и установлений, она, по крайней мере, теоретически, может удовлетворять ее требованиям, но Павел ставит на передний план Распятого Христа и говорит: "Вот как Бог любит вас". Не закон, а любовь Христа объемлет нас. Человек мог бы легче выполнить требования закона, потому что они узко и ясно сформулированы, но он никогда не может выполнить требований любви, потому что, если бы он отдал своему возлюбленному солнце, луну и звезды, он все же осознал бы, что дар был бы слишком мал. Но иудейские противники Павла подчеркивали лишь тот факт, что Павел объявил обрезание ненужным, и требования и нормы иудейского закона больше неуместными.
Павел отрицал, что он старался угождать людям. Он служил не людям, а Богу. Ему было все равно, что люди говорили или думали о нем; его Господом был Бог. И тут он приводит неопровержимый довод. "Если бы я и поныне угождал людям, - говорит он, - то не был бы рабом Христовым". При этом он имел в виду следующее: на теле раба были каленым железом выжжены имя и клеймо его хозяина; он сам тоже носил на своем теле клеймо своих страданий как раб Христа. "Если бы я и поныне угождал людям, - говорит Павел, - разве бы у меня были на теле эти шрамы?" Рубцы и шрамы на его теле были доказательством того, что он служил Христу, а не льстивым прихотям людей.
У Джона Гантера есть рассказ о первых русских коммунистах. Многие из них сидели в тюрьмах при царизме и на них были видны следы перенесенных страданий. Но они вовсе не стыдились этих искажений на теле; а, напротив, гордились ими. Мы не можем сомневаться в их искренней преданности делу коммунизма.
Когда люди видят нашу готовность пострадать за веру, которую мы исповедуем, они начинают верить, что мы действительно верим в нее. Если вера нам ничего не стоит, никто не придаст ей какого-нибудь значения.
11-17
ВЕЛИЧИЕ ДЕСНИЦЫ ГОСПОДНЕЙ (Гал. 1,11-17)
Павел утверждал, что Евангелие Христово он получил не из вторых рук, а непосредственно от Бога. Это было очень важное заявление и его нужно было как-то доказать. Для доказательства Павел указал на себя самого - достаточно смелый шаг, - и на произошедшую в нем перемену.
1. Он был фанатичным ревнителем закона; а потом главной вдохновительницей его жизни стала благодать. Этот человек, который когда-то страстно и упорно пытался заслужить расположение Бога, теперь в смиренной вере дорожил тем, что Он любовно ниспосылал. Он перестал гордиться тем, что он мог делать для себя, а стал восхвалять то, что сделал для него Бог.
2. Он жестоко гнал Церковь Божию. Он опустошал Церковь. В оригинале употреблено слово, означающее отдать на разграбление. Раньше Павел пытался стереть Церковь с лица земли, сжечь ее дотла, а теперь его единственная цель, ради которой он был готов положить свою жизнь, состоит в том, чтобы открыть тайну Церкви всему миру.
Каждый результат имеет соответствующую причину. Если человек стремится в одно направление, а потом вдруг поворачивает и так же стремительно идет в противоположное направление; если он вдруг изменяет свои ценности жизни настолько, что его образ жизни становится иным, то уместно соответственное объяснение. Для Павла таким объяснением было непосредственное вторжение Бога. Бог положил ему руку на плечо и остановил его среди карьеры. "Такое мог творить только Бог", - говорил Павел. Примечательно так же для него, что он не боится перечислить все свои постыдные поступки, чтобы подчеркнуть силу и власть Господа. Об этом непосредственном вторжении Бога для Павла важны две вещи.
1. Оно произошло не случайно, а было составной частью предвечного плана Божия. Рассказывают, как Александр Уайт обратился с проповедью к своей пастве после посвящения в сан. В ней он сказал, что от века и до века Бог готовил этого человека для этой паствы, а эту паству для этого человека; и в этот момент по его замыслу, они встретились.
Бог посылает каждого человека в соответствии с Его целями. Его задача может быть большой или незначительной; она может стать достоянием всего мира, или быть известной лишь немногим людям. Эпиктет говорил: "Имей мужество обратиться к Богу говоря: "Поступай со мной отныне как Тебе будет угодно. Я един с Тобой; Я Твой; я не уклонюсь ни от чего до тех пор, пока Ты считаешь это уместным. Веди меня, куда Тебе угодно; одень меня в любые одежды. Хочешь ли Ты, чтобы я занимал должность или сторонился ее, чтобы оставался дома или бежал, чтобы был богатым или бедным? Что Ты мне не уготовишь - я буду защищать Тебя перед людьми"". Если языческий философ мог так всецело отдаться Богу, Которого он лишь смутно знал, то насколько больше должны отдаваться мы Ему.
2. Павел знал, что он избран для миссии. Он представлял себе, что избран не для славы, а на служение; не для спокойной жизни, а для борьбы. Для самых тяжелых походов командир отбирает своих лучших бойцов; труднейшие задачи учитель поручает лучшим ученикам. Павел знал, что он был спасен для служения.
18-24
ПУТЬ ИЗБРАННЫХ (Гал. 1,18-24)
Если рассматривать этот отрывок на фоне предыдущего, мы сразу увидим, что сделал Павел после того, как десница Господня победила его.
1. Сперва он пошел в Аравию. Он пошел туда, чтобы побыть наедине с собой. На это у него было две причины: во-первых, ему нужно было хорошо осознать произошедшее с ним грандиозное событие; во-вторых, он должен был поговорить с Богом, прежде чем он мог говорить с людьми. Лишь немногие уделяют время, чтобы побыть наедине с собой и с Богом. А как можно человеку устоять против искушений, напряжений и стресса жизни, если он не осознал и продумал наболевшие проблемы?
2. После этого - в Дамаск. Это был просто-таки смелый поступок. Когда Бог остановил Павла, он находился на пути в Дамаск, чтобы уничтожить Церковь, и весь Дамаск знал об этом. Он вернулся, чтобы свидетельствовать людям, которые лучше других знали, кем он был раньше.
У Киплинга есть знаменитая поэма "Клятва Мальхолланда". Мальхолланд был скотником на судне. Во время разразившегося шторма быки вырвались из стойл. Мальхолланд обещал Богу, что, если Он спасет его от рогов и копыт быков, то он будет служить Ему до конца своих дней. Когда он добрался невредимым на место, он намеревался сдержать свое слово, решив проповедовать веру там, где никто его не знал. Но Бог указал: "Возвращайся на корабль и проповедуй там Мою благую весть". Бог послал его назад, где он знал всех и где все знали его. Мы призваны начать свидетельствовать о Христе и делать добро дома.
3. Потом - в Иерусалим. И опять он рискует жизнью. Его прежние друзья-иудеи жаждали его крови, потому что они считали его предателем. Его прежние жертвы - христиане, - также могут отвергнуть его, ибо тяжело поверить в то, что он теперь брат во Христе.
И у Павла нашлось мужество встретить лицом к лицу свое прошлое. Бегством мы не можем спастись от своего прошлого. Мы можем освободиться от него лишь обратившись к нему и преодолев его. И, наконец, он отправился в Сирию и Киликию. Там находился его родной город Таре. Там он вырос. Там были друзья его детства и юности. И опять он выбрал трудный путь. Там на него несомненно будут смотреть как на сумасшедшего; они встретят его с раздражением, а то и насмешками. Но Павел был готов и к этому: пусть его считают безумным ради Христа.
В этих стихах Павел старался защищать и доказать независимость его Евангелия: не из рук смертного он получил его, а от Бога; он советовался не с людьми, а с Богом. Но по мере того, как Павел писал, он бессознательно показал себя человеком, имевшим смелость свидетельствовать о произошедшей в нем перемене и проповедовать благую весть в самых трудных условиях.
Комментарии (введение) ко всей книге «К Галатам»
Комментарии к главе 1
Это "Великая хартия" духовной свободы для всего мира и на все времена. Чарльз Р. Эрдман
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Многие люди, говорящие на английском языке, так же как и многие французы, имеют кельтское происхождение, то есть шотландское, ирландское, уэльское, бретонское. Этим этническим группам будет особенно интересно узнать, что одно из ранних писем Павла было написано их предкам ("Галатия", "кельт" и "галл" - родственные слова).
Около 278 г. до н. э. большое число этих европейских галлов мигрировало на территорию сегодняшней Турции.
Определились границы их проживания, и государство получило название "Галатия". Многие считают, что кельтские черты обнаруживаются, к примеру, в непостоянстве галатов (напр., в Деян. 13 и Гал. 3,1).
Как бы то ни было, Послание к Галатам имеет особое значение в раннем христианстве. Хотя его часто рассматривают как "первый набросок" Послания к Римлянам (поскольку в нем сходным образом говорится о Евангелии благодати, Аврааме, законе и т. п.), Послание к Галатам - это непреклонное, страстное усилие спасти христианство от превращения просто в мессианскую секту законнического иудаизма. Мы не знаем, как отреагировали на него сами галаты, но Евангелие благодати независимо от дел закона восторжествовало, и христианская вера продолжала распространяться по миру.
В период Реформации Послание к Галатам было настолько важным для Лютера, что он называл эту книгу "моя Кете" (так он ласково звал свою жену).
Его "Комментарий на Послание к Галатам" повлиял не только на ученых, но и на простых людей; эту книгу до сих пор публикуют и изучают.
II. АВТОРСТВО
То, что Послание к Галатам написано Павлом, никогда серьезно не оспаривалось. Поликарп, Игнатий, Юстин Мученик, Ориген, Ириней, Тертуллиан и Климент Александрийский цитируют его как принадлежащее перу Павла. Так оно упомянуто и в каноне Муратори; возможно благодаря своему сильному антииудаистскому пафосу, оно занимает первое место в "Апостоликоне" Маркиона. Поэтому внешнее свидетельство очень сильно.
Внутреннее свидетельство в пользу авторства Павла начинается с личных ссылок в 1,1 и 5,2, а ближе к концу (6,11) он замечает, что написал письмо "своею рукою". (В греческом оригинале - "большими буквами". В этой связи часто предполагают, что апостол, возможно, страдал болезнью глаз. Подтверждает это, в частности, и тот факт, что галаты "исторгли бы очи свои" для Павла.) Многие исторические заметки согласуются с Деяниями. Дебаты об обрезании и о том, является ли Павел настоящим апостолом, были животрепещущими в 50-е и 60-е годы, однако очень скоро перестали быть предметом жарких споров.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Датировка Послания зависит от точного значения слов "церкви Галатийские" и "галаты". Если здесь говорится о южной части Малой Азии, то вероятна более ранняя дата, даже до Иерусалимского совета. Если же имеется в виду северная часть, то это требует установления более поздней даты.
Географически термин "Галатия" использовался для обозначения северной части, а политически - для обозначения южной, Римской провинции Галатии.
Северо-галатийская теория была общепринята в 1800-е годы и до сих пор в большой степени поддерживается немецкими учеными. Свидетельств о том, что Павел когда-либо служил галатам в этом регионе, не существует, но это, безусловно, не исключает такой возможности.
Южно-галатийская теория широко распространена в Великобритании и Северной Америке, в особенности с тех пор, как ее популяризовал сэр Уильям Рамсей. В Деяниях Лука отводит много места описанию миссионерской работы Павла в этих краях (Антиохия Писидийская, Икония, Листра и Дервия), а потому кажется возможным, что апостол писал тем, кого обратил в веру. Поскольку Павел благовествовал в южной Галатии во время своего первого миссионерского путешествия и затем посетил ее вторично, можно датировать Послание к Галатам более ранним временем.
Если письмо было написано до Иерусалимского совета, описанного в Деяниях 15 (49 г. н.э.), то становится ясно, почему вопрос обрезания все еще был так актуален. Теодор Зан, ведущий консервативный немецкий ученый, считает, что Послание к Галатам было написано из Коринфа во время второго миссионерского путешествия. Если это так, то тогда это Послание - самое раннее из всех, написанных Павлом.
Если южная теория верна, Послание, возможно, было написано между 50 и 53 годами или чуть позже.
Если же, как мы полагаем, верна северная теория, то Павел написал Послание к Галатам до Иерусалимского совета, где было принято решение по вопросу об обрезании христиан из язычников, и книга может быть датирована 48 г. н.э.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Во время своих ранних миссионерских путешествий апостол Павел посетил Малую Азию, проповедуя славную весть о спасении одной верой в Христа. Многие из его слушателей спаслись, возникли новые церкви, некоторые из них находились в Галатии. Жители Галатии были известны как люди неугомонные, воинственные и непостоянные.
После того как Павел оставил эти края, в церкви появились лжеучителя, которые принесли с собой ложные доктрины. Они учили, что спасение достигается верой в Христа плюс исполнением закона. В их проповеди смешались христианство и иудаизм, закон и благодать, Христос и Моисей. К тому же они старались отвратить галатов от Павла, говоря, что он не настоящий апостол Господа, а потому на его проповедь нельзя полагаться. Они старались разрушить веру в проповедь, подрывая доверие к проповеднику. Их лукавые советы повлияли на многих галатийских христиан.
Какой скорбью, каким разочарованием должно было исполниться сердце Павла, когда до него дошли такие новости из Галатии! Неужели его труды среди этих людей были напрасны? Можно ли спасти христиан от этих иудаистских законнических учений? Павел был весьма встревожен, и это подтолкнуло его к быстрым и решительным действиям. Он взял перо и написал своим возлюбленным детям в вере негодующее письмо. В нем он говорит, что подлинное спасение от начала и до конца дается благодатью, его нельзя заслужить исполнением законов в целом или частично. Добрые дела - не условие спасения, а его плод. Христианин умер для закона; он ведет святую жизнь не собственными усилиями, а силой обитающего в нем Святого Духа Божьего.
План
I. О ЛИЧНОМ: ПАВЕЛ ЗАЩИЩАЕТ СВОЙ АВТОРИТЕТ (Гл. 1 - 2)
А. Цель письма Павла (1,1-10)
Б. Павел защищает свою весть и служение (1,11-2,10)
В. Павел порицает Петра (2,11-21)
II. ОБ УЧЕНИИ: ПАВЕЛ ЗАЩИЩАЕТ ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ (3,1 - 5,1)
А. Великая истина Евангелия (3,1-9)
Б. Закон противопоставляется обетованию (3,10-18)
В. Предназначение закона (3,19-29)
Г. Дети и сыновья (4,1-16)
Д. Рабство или свобода (4,17-5,1)
III. О ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ: ПАВЕЛ ЗАЩИЩАЕТ ХРИСТИАНСКУЮ СВОБОДУ ДУХА (5,2 - 6,18)
А. Опасность законничества (5,2-15)
Б. Сила для святости (5,16-25)
В. Практические увещания (5,26 - 6,10)
Г. Заключение (6,11-18)
I. О ЛИЧНОМ: ПАВЕЛ ЗАЩИЩАЕТ СВОЙ АВТОРИТЕТ (Гл. 1 - 2)
А. Цель письма Павла (1,1-10)
1,1 В самом начале Павел настаивает на том, что его апостольское призвание Божественно. Оно получено не от людей и не было передано Богом через какого-то человека. Павел избран непосредственно Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых. Человек, призванный одним только Богом и несущий ответственность перед одним только Богом, свободен проповедовать весть Божью без страха перед людьми. Потому апостол был независим от двенадцати апостолов и от других людей и в своей проповеди, и в своем служении.
В этом стихе Божественность Христа и утверждается, и подразумевается. Утверждается она в выражении "не чрез человека, но Иисусом Христом".
Подразумевается она в том, как Павел соединяет вместе Иисуса Христа и Бога Отца, упоминая их как равных друг другу. Затем о Боге Отце говорится, что Он воскресил Христа из мертвых.
Павел имел все основания напомнить об этом галатам. Воскресение доказывает, что Бог полностью удовлетворен тем, что совершил для нашего спасения Христос. По-видимому, галаты были не вполне удовлетворены работой, которую совершил Спаситель, потому что старались добавить к ней собственные усилия в соблюдении закона.
В отличие от двенадцати апостолов, которых Господь Иисус призвал во время Своего служения на земле, Павел был призван восставшим Христом. И впоследствии воскресение всегда составляло важную часть проповеди Павла.
1,2 Апостол объединяет себя со всеми находящимися с ним братиями. Эти братия присоединяются к призыву, умоляя галатийцев держаться евангельской истины. В этом Послании церквам галатийским проявляется сознательная сдержанность, отсутствие сердечности. Обычно Павел обращается к верующим как к "церквам Божьим", "святым" или "верным во Христе Иисусе". Он имел привычку благодарить христиан или хвалить их за добродетели. Он часто называл отдельных людей по именам. Но здесь ничего этого нет. Серьезность ошибки, допущенной галатийскими церквами, заставила его держаться с ними строго и холодно.
1,3 Благодать и мир - два великих слова в Евангелии. Благодать - это незаслуженная милость, которую Бог проявляет к неблагочестивым грешникам. Она не просит людей делать что-то, а говорит о том, что сделал Бог, и приглашает людей получить спасение даром. Скоуфилд говорит: "Вместо того, чтобы искать хороших людей, которых она может одобрить, благодать ищет проклятых, виноватых, безгласных и беспомощных, которых она может спасти, освятить и прославить".
Мир - это результат благодати. Когда грешник принимает Спасителя, он обретает мир с Богом. Он успокаивается, зная, что за его грехи заплачено, что все его грехи прощены и он никогда не подвергнется осуждению.
Но благодать не только спасает, она и хранит. И нам нужно не только благословение мира с Богом, но и благословение мира Божьего. Этих благ Павел и желает галатам, начиная свое письмо. Конечно, галаты понимали, что закон не может дать этих благ. Закон несет проклятие тем, кто нарушает его предписания. Он никогда ни одной душе не приносил мира.
1,4 Затем Павел напоминает своим читателям о невероятной цене их спасения. Обратите внимание на слова: Господь наш Иисус Христос, Который отдал Себя Самого за грехи наши.
Если Он отдал Себя для того, чтобы уладить вопрос греха, то нам не нужно и невозможно что-либо добавить к такому делу или помочь искупить свои грехи исполнением закона. Христос - единственный Спаситель, и Его достаточно. Христос умер, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века. Под этим подразумевается не только нравственная и политическая развращенность этого века, но и религиозный мир, который смешивает ритуалы и церемонии с верой в Христа. Поэтому было очень своевременно напомнить галатам, что они возвращаются в ту самую систему, от которой Христос спас их Своей смертью! Искупление, совершенное Христом, произошло по воле Бога и Отца нашего. Таким образом, честь воздается Тому, Кому она принадлежит. Ее достойны не ничтожные усилия человека, а суверенная воля Божья. Так Павел подчеркивает, что Христос - это путь спасения, данный Богом, и другого пути нет. Стих 4 должен напоминать, что Бог заботится не о том, чтобы улучшить мир или сделать его удобным для человека, а о том, чтобы спасти от него людей. Наши приоритеты должны совпадать с Его приоритетами.
1,5 Согласно Евангелию благодати, вся слава спасения человека принадлежит Богу Отцу и Иисусу Христу. Соблюдая закон, человек не может разделять эту славу, как соучастник спасения.
Каждая фраза в этих пяти стихах полна смысла, в немногих словах выражено много истины. Здесь Павел кратко обозначает две главные темы, которым будет посвящено все Послание: его апостольский авторитет и его благовествование благодати Божией. Он готов прямо говорить с галатами об этих проблемах.
1,6-7 Павел сразу выступает против готовности галатов принять заблуждение. Он изумлен тем, как внезапно они поступились евангельской истиной, и сурово осуждает их поступок: они оставили Бога ради ложного благовествования. Бог призвал их благодатью Христовой; теперь же они подвергали себя проклятию закона. Они приняли истинное Евангелие, но затем оставили его ради иного благовествования, которое вовсе не было Благой Вестью. Это была всего лишь искаженная весть, смесь закона и благодати.
1,8-9 Павел дважды провозглашает суровое проклятие Божье на любого, кто благовествует не то. У Бога лишь одна весть для обреченных грешников: Он предлагает спасение благодатью по вере, совершенно независимо от исполнения закона. Те, кто проповедует любой другой способ спасения, непременно обречены. Насколько это опасно - проповедовать весть, которая приводит души к вечной погибели!
Павел нетерпим к таким лжеучителям, нетерпимы должны быть и мы. Джон Стотт предупреждает:
"Мы не должны позволить ослепить себя, как ослеплены многие, ни человеку, ни дарам, ни занимающему положение учителя в церкви. Они могут прийти к нам с величайшим достоинством, авторитетом, ученостью. Они могут быть епископами или архиепископами, университетскими профессорами или даже самим папой. Но, если они приносят не то благовествование, которое проповедовали апостолы и которое записано в Новом Завете, их нужно отвергнуть. Мы судим о них по Евангелию, а не о Евангелии по ним. Как сказал доктор Алан Коул, "не личность вестника придает законную силу вести, а сущность вести придает законную силу вестнику". (John Stott, Only One Way: The Message of Galatians, pp. 27-28.)
Обратите внимание, что Павел говорит "Ангел с неба", а не "ангел Божий". Ангел с неба предположительно мог бы принести ложную весть, но ангел от Бога - нет. Язык не может передать уникальность Евангелия более ясно. Это единственный способ спасения. Собственные усилия или достижения человека не считаются. Только Евангелие предлагает спасение не за деньги, не за какую-то цену. Закон налагает проклятие на тех, кто не может исполнить его, тогда как Евангелие налагает проклятие на тех, кто пытается изменить его.
1,10 Вероятно, Павел вспоминает здесь, что враги обвиняли его в изменении вести в угоду слушателям, а потому он, по сути, спрашивает: "Настаивая на том, что благовествование только одно, стараюсь ли я угодить людям или Богу?" Ясно, что он не пытается угождать людям - ведь они ненавидят предположение, что есть только один путь на небеса. Если бы Павел изменял свою весть, чтобы угодить людям, он не был бы рабом Христовым; фактически он навлек бы на себя гнев Божий.
Б. Павел защищает свою весть и служение (1,11 - 2,10)
1,11-12 Здесь апостол выдвигает шесть аргументов в защиту своей вести и своего служения. Во-первых, благовествование получено через Божественное откровение, независимо от человека. Оно не есть человеческое в том смысле, что не от человека исходит.
Минутное размышление подтвердит это. В благовествовании Павла Бог - это все, а человек - ничто. Такого спасения человек придумать не может!
Павел принял его не от другого человека, научился ему не из книг. Он принял его через непосредственное откровение Самого Иисуса Христа.
1,13-14 Во-вторых, Павел не мог включить в свое благовествование иудейский закон не потому, что сам не знал иудейства. По рождению и воспитанию он был пропитан законом.
По собственному выбору он стал печально известным гонителем Церкви.
В страстной ревности об отеческих преданиях он превзошел многих других иудеев своего времени. Поэтому нельзя приписать незнанию закона его благовествование спасения по вере, независимо от закона. Почему же тогда Павел исключил закон из своей проповеди? Почему его благовествование противоречило его личной истории, естественным наклонностям и его религиозному развитию в целом?
Просто потому, что оно не было результатом его собственных размышлений - оно было дано ему непосредственно от Бога.
1,15-17 В-третьих, первые несколько лет служения Павла проходили вне влияния других апостолов. Здесь он показывает, что не зависит от других в своем благовествовании. После обращения он не стал тогда же советоваться с людьми-лидерами, не пошел в Иерусалим, где были другие апостолы.
Вместо этого он пошел в Аравию, а затем возвратился в Дамаск. Он был полон решимости обходить Иерусалим стороной не потому, что не уважал братьев-апостолов, а скорее потому, что Сам воскресший Господь поручил ему уникальное служение среди язычников (2,8). Потому не было нужды в том, чтобы люди уполномочили его благовествовать и служить. Он был независим от кого бы то ни было из людей.
Некоторые выражения в этих стихах заслуживают внимательного изучения. Обратите внимание на выражение в стихе 15: Бог, избравший меня от утробы матери моей. Павел понимал, что Бог выделил его для особой цели еще до рождения. Он добавляет, что Бог призвал его благодатью Своей, подразумевая обращение по дороге в Дамаск.
Если бы в тот момент он получил по заслугам, то был бы ввержен в ад. Но Христос по Своей чудесной милости спас его и послал проповедовать ту веру, которую он пытался уничтожить.
В стихе 16 Павел показывает, что Бог намеревался открыть в нем Сына Своего. Перед нами раскрывается Божья цель: Он призвал нас, чтобы открыть в нас Сына Своего, чтобы мы могли представлять миру Господа Иисуса.
Он открывает Христа нашим сердцам (ст. 16) для того, чтобы через нас явить Христа другим (ст. 16-23) и чтобы через это прославлялся Бог (ст. 24).
Павлу было дано особое задание проповедовать Христа среди язычников.
В стихе 17 он говорит, что пошел в Аравию. Каждому служителю Господа нужно время для уединения и размышления. Моисею было дано сорок лет в пустыне. Давид находился наедине с Богом, когда пас овец на холмах Иудеи.
1,18-20 В-четвертых, когда Павел наконец посетил Иерусалим, он встретился только с Петром и Иаковом. Не считая этого, он был относительно мало известен церквам Иудеи (1,21-24).
Желая убедительнее показать свою независимость от других апостолов, Павел вспоминает, что не посещал Иерусалим, по меньшей мере, три года после своего обращения. Он пошел туда, чтобы познакомиться с Петром, - нанес личный, а не официальный визит (Деян. 9,26-29). [В греческом тексте сказано "Кифа" ("Петр" по-арамейски).] Находясь там, он встретил также Иакова, брата Господня. Он пробыл с Петром только дней пятнадцать - едва ли достаточно для курса обучения! Более того, из текста видно, что он чувствовал себя наравне с этими служителями Господа.
1,21-24 После этого он провел много времени в странах Сирии и Киликии - так много, что церкви в Иудее его лично не знали. Им было известно только одно: прежде жестокий гонитель христианства сейчас сам стал христианином и проповедовал Христа другим.
Посему они прославляли Бога за то, что Он сделал в жизни Павла. (Славят ли Бога за перемены в нашей жизни другие люди?)
Комментарии (введение) ко всей книге «К Галатам»
Комментарии к главе 1
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Послание к галатам написано апостолом Павлом (1,1). Он упоминает группу своих сотрудников (1,2), но стиль и богословское содержание послания свидетельствуют, что его подлинный автор - Павел. Некоторые ученые (начиная с XVIII в.) считали, что под именем Павла скрывается другой автор, но их аргументацию ныне относят к разряду курьезов.
Время и обстоятельства написания
Вопрос датировки послания тесно связан с другим вопросом: кому оно адресовано? Павел обращается к "галатам" (1,2; 3,1), но к которым именно? Он мог писать кельтскому (галльскому) народу, жившему в северной части Галатии, обычно известному под названием "галаты", но мог он обращаться и к жителям вообще всей провинции Галатия, находившейся в центральной части Малой Азии. Проследив маршруты первого и второго миссионерских путешествий Павла (Деян., гл. 13; 14; 15,36 - 18,22), мы увидим, что Павел посетил Антиохию Писидийскую, Иконию, Листру и Дервию (города Южной Галатии) и в первый, и во второй раз. Если он обращался к жителям Южной Галатии, то послание, вероятно, было написано в первые годы его апостольского служения, вскоре после первого миссионерского путешествия и незадолго до Иерусалимского собора (Деян., гл. 15; ср. Гал. 2,11-14), который датируется 49 г. по Р.Х. Если это предположение верно, тогда Послание к галатам, возможно, самое раннее из дошедших до нас посланий Павла.
Однако многие ученые считают, что послание было обращено к этническим галатам, жившим на севере провинции. Если верно это мнение, то Павел мог написать послание, пройдя "страну Галатийскую и Фригию" (Деян. 18,23), во время своего третьего путешествия. Многие сторонники "северо-галатийской гипотезы" считают, что послание написано Павлом либо во время его двухлетнего пребывания в Ефесе (Деян., гл. 19), либо когда он проходил через Македонию по пути в Грецию, уже в конце своего третьего миссионерского путешествия (Деян. 20,1-6; ср. 2 Кор. 2,13). Если это так, то Послание к галатам, вероятно, было написано в 54-м или 55 г. по Р.Х. В пользу датировки послания более поздними годами деятельности апостола Павла говорит то соображение, что таким образом оно может быть отнесено к периоду написания других посланий - Второго к коринфянам, к римлянам и, может быть, к филиппийцам, - с которыми у него есть некоторые тематические соответствия.
Послание к галатам было написано, чтобы дать ответ на вопросы, возникшие в жизни определенных общин. Для понимания послания необходимо иметь некоторое представление о ситуации, побудившей Павла к его написанию. Вскоре после того, как галаты приняли благовестие, среди них появились какие-то люди (1,7), которые предприняли личные нападки на Павла (4,17) и проповедовали нечто иное, чем то, что галаты слышали от апостола (1,6.7). Согласно их учению, для спасения необходимо обрезание (6,12). Поскольку галаты были необрезанными язычниками, смутьяны утверждали, что для спасения галаты должны не только уверовать во Христа, но и совершить обрезание (2,3-5; 5,2.6.11; 6,12.13.15).
Рвение этих возмутителей спокойствия подогревалось как их собственной гордыней, так и воздействием иудейства. Вероятно, они пытались обратить язычников галатов в иудейство под давлением националистических группировок в Иудее, которые, согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, во второй половине I в. относились к контактам между иудеями и язычниками все с большей нетерпимостью.
Подстрекатели не довольствовались тем, что искажали истинное благовестие. Они пытались также оговорить Павла, основавшего галатийские церкви (4,17). Во-первых, они обвиняли Павла в отступничестве, в непокорности высшим иерусалимским апостолам. На это Павел отвечает в 1,11 - 2,10. Во-вторых, они говорили, что Павел недавно спорил с Петром о том, необходимо ли язычникам принять иудаизм, чтобы стать христианами. Павел рассказывает о своей встрече с Петром в 2,11-14. В-третьих, смутьяны распространяли мнение, будто Павел сначала сам проповедовал необходимость обрезания для спасения (5,11), но впоследствии переменил свое благовестие, чтобы таким образом привлечь язычников (1,10).
Галаты, со своей стороны, проявили интерес и к слуха относительно апостола Павла, и к новой форме благовестия, предложенной этими подстрекателями. К тому времени, когда Павел взялся за перо, галаты уже отходили от истинного благовестия и, следовательно, от Самого Бога (1,6.7). Теперь они хотели быть "под законом" (4,21; 5,1) и, в частности, принять обрезание (5,2). Этот переход к "иному благовествованию" протекал не гладко. По-видимому, в общине возникли разногласия (5,15; 6,3-5).
Павел пишет с целью убедить галатов, что язычнику нет нужды принимать обрезание, чтобы стать членом народа, который состоит в завете с Богом. "Истина благовествования" (2,5.14) заключается в том, что присоединение к народу Божию происходит через веру в Иисуса Христа. Всякий, кто пытается вторгнуться в эту священную область веры и исказить ее, вводя иные требования, изменяет Евангелию, и ему надо противостоять во что бы то ни стало (1,8.9). Чтобы придать убедительность своим доводам, апостолу Павлу пришлось сначала опровергнуть слух о себе самом и доказать, что его благовестие и авторитет проповедника исходят не от кого иного, как от Самого Бога (1,11 - 2,14; ср. 5,11; 6,17).
Характерные особенности и темы
Послание к галатам отстаивает истину, что спасение есть ничем не заслуженный дар благодати Божией, который может быть принят только верой (2,15.16). И сама вера также свободный дар Божий, благодать (1,3.6.15; 2,9.21; 6,18), и в этом заключается "истина благовествования" (2,5.14). Павел глубоко возмущен теми, кто пытается ее исказить (3,1; 5,12), предупреждая, что отрицающие истину не могут надеяться на спасение (1,8; 5,4).
Вера - единственный ключ к спасению, потому что один Спаситель - Христос. На кресте Он принял на Себя проклятие закона вместо нас (3,13; 6,14). Соединившись с Ним, мы облекаемся Его праведностью (3,26.27), в которой наша надежда (5,5). Благодаря этому единению мы разделяем с Ним права Его сыновства; Дух Сына, став нашим, делает нас способными жить в Духе, в общении с Господом (2,20; 4,6.7; 5,16-18.25). Дар Духа - это полнота благословения, некогда обещанного Аврааму (3,6-9.14). Надменной самоуверенности грешников, будто они могут заслужить спасение соблюдением Закона Божия, Павел противопоставляет крест Христов и по вере полученные обетования Божий (6,14).
Содержание
I. Приветствие (1,1-5)
II. Проблема, возникшая в Галатии (1,6-9)
А. Иное благовестие (1,6.7)
Б. Предостережение от лжеучителей (1,8.9)
III. Защита апостольских полномочий Павла (1,10 - 2,14)
А. Павел ищет одобрения у Бога, а не у людей (1,10)
Б. Авторитет Павла не зависит от апостолов в Иерусалиме (1,11 - 2,14)
1. Он призван Богом (1,11-16)
2. Апостолы в Иерусалиме ничего не добавили к его изначальному призванию (1,17 - 2,10)
3. Авторитет Павла доказан его обличением заблуждения Петра (2,11-14)
IV. Защита благовестия (2,15 - 6,10)
А. Мир с Богом дается через веру в Иисуса Христа равно иудею и язычнику (2,15-21)
Б. Оправдание верой упразднило осуждение законом (3,1 - 5,12)
1. Дар Духа доказывает действенность веры (3,1-5)
2. Вера Авраама доказывает действенность веры (3,6-9)
3. Проклятие закона доказывает бесполезность дел (3,10-14)
4. Обетование Аврааму преобладает над осуждением закона (3,15 - 4,7)
5. Первое личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (4,8-20)
6. Свидетельство Писания (4,21 - 5,1)
7. Второе личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (5,2-12)
В. Практические результаты благовестия (5,13 - 6,10)
1. Любовь исполняет закон (5,13-15)
2. Дух борется с плотью (5,16-26)
3. Церковь действует в согласии (6,1-10)
V. Заключение (6,11-18)
А. Третье личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (6,11-17)
Б. Благословение (6,18)
1 Павел. Римский вариант еврейского имени Савл (это имя упоминается пятнадцать раз в книге Деяний, гл. 7-13). В известных нам посланиях всегда называет себя римским именем Павел.
Апостол. Греческое слово, означающее "посланник", "вестник". Павел отстаивает свой авторитет апостола, дающий ему право полагать основание Церкви (1 Кор. 3,10; 9,1; 14,37.38; Еф. 2,20; 3,3-5). Его апостольство и призвание исходят от Самого Бога (1,11 - 2,10).
3 благодать... и мир. Каждое послание апостола Павла начинается с упоминания этих двух даров Божиих. "Благодать" (греч.: "харис") означает "незаслуженный акт доброты". Павел употребляет это слово чаще любого другого новозаветного автора и вкладывает в него огромное богословское содержание. Оно обозначает все, что Бог даровал нам во Христе; ничего из этого мы не заслужили и ничем не можем воздать. "Мир" - отношение, которое благодаря смерти и воскресению Христа (1,4) установилось между Богом и уверовавшими в Евангелие. См. Рим. 5,1.2.
6 от призвавшего вас благодатью Христовою. Благодать Бога приходит к нам по Его воле и по Его слову, а не потому, что мы чем-либо ее заслужили (1,15; Рим. 4,4-8; 8,30; 9,11-13).
7 есть люди. Вероятно, иудео-христиане из Иерусалима, которые утверждали, что для спасения язычники должны не только поверить в Иисуса Христа, но и совершить обрезание и, таким образом, стать иудеями (2,3-5.12; 6,12.13). Различны отголоски этого мнения бытовали среди ранних христиан из иудеев (Деян. 15,1; 21,20.21;Флп. 3,2.3).
8.9 Те, кто, помимо веры в Иисуса Христа, выдвигают иные требования для спасения, искажают благовестие и подлежат осуждению Божию.
8 анафема. Означает "отлученный от Бога" (Рим. 9,3).
10 У людей ли я ныне ищу благоволения..? Противники Павла в Галатии нападали не только на Евангелие, но и на его проповедника. Одно из их обвинений состояло в том, будто Павел проповедует Евангелие в усеченной форме, не требуя ни обрезания, ни соблюдения субботы, ни ограничений в пище (4,10; 5,11).
11 не есть человеческое. Павел опровергает обвинения, будто он проявил непокорность апостолам в Иерусалиме, от которых якобы получил свои полномочия. Павел настаивает, что его полномочия - от Самого Бога, апостолы же в Иерусалиме лишь подтвердили их.
12 через откровение. См. Деян. 9,3-5; 22,6-10; 26,13-18; 1 Кор. 15,8.
13 гнал Церковь Божию. Ранним христианам было известно, что Павел до своего обращения являлся гонителем Церкви (Деян. 7,58; 8,3; 9,1.2). Сам апостол, испытывая стыд за этот период своего прошлого (1 Кор. 15,9), не замалчивал его, а, напротив, рассматривал как свидетельство того, что Божия благодать может преобразить самого закоренелого грешника (Деян. 22,4.5; 26,9-11; 1 Кор. 15,10; Флп. 3,6; 1 Тим. 1,13.14).
14 неумеренным ревнителем. Павел указывает, что быть иудеем, пусть и ревностным, недостаточно для спасения. Свой собственный опыт апостол приводит как свидетельство того, что ревность по закону не спасает (Рим. 9,30 - 10,40; 2 Кор. 11,22; Флп. 3,4-6).
15 от утробы. Павел ассоциирует свое призвание с призванием Иеремии (Иер. 1,5), а возможно, и раба Божия у Исайи (49,1.5), которые, подобно Павлу, призваны были стать провозвестниками Божиими язычникам. Павел осознавал, что его апостольство продолжает линию ветхозаветной пророческой традиции (см. ком. к 1,1).
призвавший благодатью Свою. См. ком. к 1,3. Призвание Павла к апостольству, как обращение всякого верующего, было делом благодати Божией. Никто не может заслужить призвания Божия; это Его свободный дар.
16 язычникам. Словами "языки", "язычники", "народы" переводится греческое слово "этнос". Иудеи именовали так все другие народы.
не стал... советоваться с плотью и кровью. Т.е. ни с кем из людей. Павел виделся с Ананией спустя три дня после своего обращения (Деян. 9,10-19; 22,12-16). Слово, переведенное как "советоваться", означает "изложить нечто перед кем-то", "представить на обсуждение и одобрение". Ясно, что Павел не "советовался" с Ананией в таком смысле. Роль Анании состояла в том, чтобы удостоверить полученное призвание и крестить Павла.
17 Павел, фактом своего пребывания в Дамаске, а не в Иерусалиме, подчеркивает, что его призвание проповедовать язычникам исходило от Бога, а не от руководителей иерусалимской церкви. См. Деян. 9,3.19; 22,6; 26,12.
18 три года. Период, переданный в Деян. 9,23 как "довольно времени".
в Иерусалим. Первое, после обращения, посещение Павлом Иерусалима (Деян. 9,26-30).
видеться. Так переведено слово, которое означает "посетить кого-либо с целью получения информации". Возможно, Павел расспрашивал Петра о жизни и учении Иисуса.
Петр. В тексте оригинала Павел употребляет арамейское имя Петра - Кифа. Имена Кифа и Петр (греч.) в переводе означают "камень".
19 Иакова, брата Господня. См. Мф. 13,55 и Мк. 6,3. Этого Иакова следует отличать от ученика, который в Евангелиях часто упоминается вместе с Петром и Иоанном и который погиб на заре Церкви (Деян. 12,2). Иаков, брат Господень, первоначально не верил в Иисуса (Ин. 7,5), но позднее обратился (возможно, в результате явления ему воскресшего Господа, см. 1 Кор. 15,7).
21 Сирии и Киликии. См. Деян. 9,30. Павел возвратился в Тарс (Деян. 9,11; 21,39; 22,3) - главный город Киликии. В начале I в. по Р.Х. Восточная Киликия, где находился Тарс, в административном отношении входила в состав римской провинции Сирия.
22 в Иудее. Павел мог иметь в виду римскую провинцию с таким названием, включавшую собственно Иудею, Самарию и Галилею, или же более ограниченную область традиционной (библейской) Иудеи, главным городом которой был Иерусалим.