V. НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (3,1-15)
А. Молитва друг о друге (3,1-5)
3,1 Павел знал, что нуждается в молитвах святых. Эта глава начинается с того, что он просит их молиться: 1) о распространении Слова; 2) о победе Слова; 3) об охране несущих Слово.
Он желает, чтобы Слово Господне распространялось, рисуя картину того, как Слово, несмотря на препятствия, устремляется от одного города к другому (см. Пс. 147,4).
Апостол также желает, чтобы Слово повсюду приносило с собой такие же глубокие духовные и моральные перемены, как и в Фессалонике.
3,2 Он просит молиться и о том, чтобы ему и его сотрудникам избавиться от беспорядочных и лукавых людей. Скорее всего он имеет в виду какое-то конкретное противление, может быть, со стороны евреев в Коринфе (Деян. 18,1-18). Павел не зря называет их людьми беспорядочными: что может быть неразумнее сопротивления людей Евангелию и его посланникам?
Это просто необъяснимо. Они могут здраво, последовательно рассуждать о политике, науке, говорить на тысячи других тем, но как только дело доходит до Евангелия, их здравомыслие бесследно исчезает.
3,3 Нельзя пройти мимо красоты контраста между стихом 2: "не во всех вера" и стихом 3: "но верен Господь".
Он учит нас переводить свой взгляд с вероломных людей на заслуживающего полного доверия Бога. Он, будучи верен, утвердит нас до конца (1 Кор. 1,9). Он, будучи верен, выведет нас из искушения (1 Кор. 10,13). Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправедности (1 Ин. 1,9). Также и здесь Он, будучи верен, утвердит нас и сохранит от лукавого, то есть от сатаны.
3,4 Не у всех есть вера... Господь верен... Мы уверены о вас в Господе. Как заметил Денни, "в Господе вы можете положится на тех, кто сам по себе слаб, неустойчив, своенравен и глуп". Теперь Павел напоминает святым об их долге исполнять то, что он им повелевает.
Здесь опять Божественное чудесным образом переплетается с человеческим: Бог сохранит вас, вы же соблюдите заповеди. Эту же мысль мы встречаем в 1 Петра 1,5: "Силою Божиею [Его часть] чрез веру [наша часть] соблюдаемых ко спасению..." Мы читаем об этом и в Филиппийцам 2,12-13: "Совершайте свое спасение... [наша часть] Бог производит в вас... [Его часть]".
3,5 Во времена гонений, когда кажется, что жестоким страданиям не будет конца, очень легко начать питать неприязнь к другим, сдаться, все бросить. Именно поэтому Павел молится, чтобы у фессалоникийцев была любовь, как у Бога, и терпение, как у Христа. Иметь терпение Христово - значит так же стойко переносить страдания, как и Он.
Под Господом в этом стихе может подразумеваться Святой Дух, а это значило бы, что здесь, как и в 2,13-14, упомянуты все три Личности Троицы.
Б. Как поступать с непокорными (3,6-15)
3,6 Создается впечатление, что некоторые святые в Фессалонике забросили работу, дававшую им средства к существованию, потому что напряженно ожидали возвращения Господа. Павел отнюдь не считает такое отношение высокодуховным и дает конкретные наставления, как поступать с такими братьями. Эти наставления он облек в форму повеления удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, то есть не желающего идти в ногу с остальными, отказывающегося работать и живущего за счет других (см. ст. 10-11). Верующие должны выразить такому брату свое неодобрение, прервав с ним всякие социальные контакты. Но его проступок, однако же, недостаточно серьезен, чтобы повлечь за собой отлучение от церкви.
Предание, которое фессалоникийцы приняли от Павла, гласило о необходимости усердно и неустанно трудиться, самому зарабатывая себе на жизнь.
3,7 Апостол не забросил изготовление палаток только потому, что знал о возвращении Господа Иисуса. Он действительно каждую секунду ожидал прихода Христа, но продолжал служить и трудиться, осознавая, что Господь может прийти и после окончания его жизни.
3,8 Никто не мог обвинить Павла в том, что он обосновался в чужом доме и ел заработанное чужим трудом. Он не только проповедовал Евангелие, но и зарабатывал себе на жизнь. Павлу приходилось трудиться день и ночь, но он твердо решил не обременять никого из них.
3,9 Апостол, как проповедник Евангелия, имел право на финансовую поддержку со стороны тех, кто нашел спасение через его служение (1 Кор. 9,6-14; 1 Тим. 5,18). Но он предпочел отказаться от этого права ради возможности служить примером благородной независимости и неутомимого трудолюбия.
3,10 Фессалоникийцы уже получили повеление не помогать уклоняющимся от работы. Если кто-то, будучи в состоянии работать, отказывается это делать, то и есть ему тоже не полагается. Не противоречит ли это тому факту, что верующие всегда должны быть добры? О нет! Поощрение лени не имеет к доброте никакого отношения. Сперджен говорил: "Истинная любовь к заблуждающимся выражается не в братании с ними в их заблуждении, а в хранении верности Иисусу во всем".
3,11 Здесь Павел использует восхитительную игру слов с целью подчеркнуть несообразность псевдо-духовности этих бесчинных братьев. [В греческом тексте стоит совсем не ergazomenous (работая, занимаясь делом), а periergazomenous (вмешиваясь в чужую работу, суясь не в свое дело). (Обратите внимание на корень "erg" - "работа".)]
Его слова можно перефразировать так:
1. "Деятели, единственное дело которых - совать нос в чужие дела".
2. "Те, которым только и дела, что до чужих дел".
3. "Знающие дело лишь в делах других".
3,12 Всех таковых апостол увещевает и убеждает Господом нашим Иисусом Христом работать без фанфар и зарабатывать себе на хлеб. Лишь это будет добрым свидетельством, несущим славу Богу.
3,13 Тех, кто верно трудится, апостол поощряет продолжать в том же духе. Важен конец забега, а не его начало, поэтому нужно продолжать делать добро, не унывая и не уставая.
3,14 Но как поступить с тем, кто отказывается следовать указаниям апостола? Другие христиане должны образумить его, порвав с ним все общественные контакты. Цель этого наказания - пристыдить за недостойное поведение и заставить исправиться.
3,15 Однако это наказание не столь сурово, как отлучение. Здесь оступившегося все еще почитают братом. Отлученный же оказывается на одной ступени с язычниками и мытарями (Мф. 18,17).
Наказание верующего всегда имеет своей целью восстановление его взаимоотношений с Господом и народом Божьим. Совершаться оно должно не с озлобленностью или враждебностью, а с христианской любезностью и твердостью. С оступившимся нужно обращаться не как с врагом, а как с братом.
Сегодня нам кажется довольно странным, что христиане в Фессалонике настолько страстно ожидали возвращения Господа, что забросили повседневную работу. Нет, сегодня церкви эта опасность не грозит! Мы ударились в другую, прямо противоположную этой, крайность. Мы настолько поглощены делами и зарабатыванием денег, что потеряли свежесть и трепет надежды на Его скорый приход.
VI. БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРИВЕТСТВИЕ (3,16-18)
3,16 Этот стих кто-то назвал "мирным завершением для бурного Послания". В нем Павел молится, чтобы страдающие святые в Фессалонике познали мир Господа мира всегда и во всем.
Безмятежность христианина не зависит ни от каких обстоятельств этого мира. В ее основе лежит лишь Личность и труд Господа Иисуса. Мир не может ни дать ее, ни отнять. Но при любых жизненных обстоятельствах протянуть за ней руку должны мы сами. Мир - это не прекращение гонений, а спокойствие сердца, которое приходит от веры в Бога и которое не зависит от обстоятельств.
3,17-18 В этом месте Павел, очевидно, взял перо из руки своего переписчика (секретаря) и написал заключительное приветствие. Это приветствие, по его словам, служит знаком во всяком написанном им послании. Некоторые поняли это так, что несколько слов в конце каждого письма, написанные почерком Павла, служили доказательством его подлинности. Другие же считают, что знак - типичное благословение Павла: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами (Рим. 16,24; 1 Кор. 16,23; 2 Кор. 13,14; Гал. 6,18; Еф. 6,24; Флп. 4,23; Кол. 4,18; 1 Фес. 5,28; 1 Тим. 6,21; 2 Тим. 4,22; Тит. 3,15; Флм. 25 и, если Евреям написал Павел, Евр. 13,25). Из этого мы видим, что все его послания заканчиваются на ноте благодати.
ВОСХИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ
Истина о возвращении Господа упоминается в каждой главе 1 Фессалоникийцам и в первых двух главах Второго послания. Эта тема - золотая нить в ткани повествования, объединяющая оба письма.
Но мы не должны забывать, что пророчество дается не для того, чтобы заинтриговать наш разум или же возбудить любопытство. Его цель - преобразовать нашу жизнь.
Для верующих надежда на скорое возвращение Христа имеет практический аспект огромной важности.
1. Эта истина должна очищающе воздействовать на нашу жизнь (1 Фес. 5,23; 1 Ин. 3,3).
2. Она должна побуждать нас молиться и трудиться для спасения погибающих (Быт. 19,14; Иез. 33,6; Иуд. 21-23).
3. Она должна помогать нам стойко переносить все беды и гонения (Рим. 8,18; 2 Кор. 4,17; 1 Фес. 4,13-18).
4. Она должна побудить нас сокращать размеры наших материальных владений; их ценность уменьшается по мере приближения Его прихода (см. Лев. 25,8-10.14-16).
5. Она должна принуждать нас извиняться перед каждым, кого мы обидели и, где необходимо, возмещать нанесенный ущерб (Мф. 5,24; Иак. 5,16).
6. Она должна вдохновить нас на усердное служение, напоминая, что грядет ночь, когда уже никто не сможет трудиться (Ин. 9,4; 1 Фес. 1,9-10).
7. Она должна помочь нам всегда пребывать в нетерпеливом ожидании (Лк. 12,36) и в тесном общении с Ним, чтобы нам не было стыдно, когда Он придет (1 Ин. 2,28).
8. Она должна дарить нам мужество исповедовать Христа (Мр. 8,38; Лк. 9,26).
9. Она должна быть утешающей надеждой (Ин. 14,1-3.28; 1 Фес. 4,18; 2 Фес. 1,7; 2 Тим. 2,12).
10. Она должна поощрять нас к сдержанности, кротости и взвешенному благоразумию (Флп. 4,5).
11. Она должна стать поводом к единству и любви (1 Фес. 3,12-13).
12. Она должна придавать нам силы искать небесного (Кол. 3,1-4).
13. Она должна напоминать, что нам придется дать отчет и получить определенную награду (Рим. 14,10-12; 1 Кор. 3,11-15; 2 Кор. 5,10).
14. Она должна использоваться при проповеди Евангелия как истина, взывающая к разуму и сердцу (Деян. 3,19-21; Откр. 3,3).
Тех, кто еще не уверовал, истина о возвращении Христа должна привести к раскаянию в грехах и решению полностью доверить свою жизнь Ему как Господу и Спасителю. Только те, кто во Христе, уйдут к Нему при восхищении. Все остальные останутся на земле для суда и наказания.
Что, если это произойдет уже сегодня?
Приход Христа играет важную роль и в Посланиях к Фессалоникийцам, и в жизни христианина, и поэтому мы бы хотели добавить следующие резюме.
Доводы в пользу теории о восхищении до великой скорби
1. Первый довод основан на учении о близости восхищения. Есть много мест Писания, из которых следует, что христиане должны надеяться, что Господь придет с минуты на минуту. Мы должны ждать и надеяться, не зная времени Его прихода. Если бы Церковь должна была пройти через великую скорбь, то мы никак не могли бы ожидать Его прихода в любой момент. Ведь Он задержался бы по крайней мере на семь лет, так как мы еще не вступили в великую скорбь, а когда этот период наступит, он продлится семь лет. Поэтому учение о восхищении Церкви до начала великой скорби - единственное, которое вы можете принять, продолжая верить, что Христос вернется в любой момент.
Вот некоторые стихи, из которых следует, что мы должны пребывать в постоянном ожидании Его прихода, поскольку не знаем, когда это произойдет:
"И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8,23).
"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11,26). (Под этим подразумевалось, что Господь мог прийти и при жизни коринфян, которым адресованы эти слова.)
"Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (2 Кор. 5,2). (В свое новое тело верующие облекутся при восхищении.)
"А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры" (Гал. 5,5).
(Надежда праведности - это приход Господа и прославленное тело, которое мы тогда получим.)
"Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Флп. 3,20-21).
"Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко" (Флп. 4,5).
"Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1 Фес. 1,9-10).
"Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тим. 2,13).
"Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евр. 9,28).
"Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит" (Евр. 10,37).
"Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний: долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господа приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, судия стоит у дверей" (Иак. 5,7-9).
"Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Пет. 4,7).
"И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, так как Он чист" (1 Ин. 3,3).
"Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд. 21). (Здесь милость нашего Господа Иисуса Христа - Его возвращение за Своим народом, выкупленным ценой Его Крови, чтобы взять его домой на небеса).
"Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего" (Откр. 3,11).
"Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги этой" (Откр. 22,7).
"Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр. 22,12).
"Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22,20).
Есть и другие стихи, которые не имеют непосредственного отношения к вознесению, но, тем не менее, вносят свой вклад в общее впечатление, что приход Христа близок. Во все века своего существования верующая Церковь считала время прихода Христа неизвестным и поэтому верила, что это может случиться в любой момент.
"Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий" (Мф. 24,42-44).
"О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк. 13,32-37).
"И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему" (Лк. 12,36).
"Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2,18).
"Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 1,7).
"Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя" (Откр. 3,3).
"Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его" (Откр. 16,15).
2. Второй довод базируется на обещании, что Церковь будет избавлена от грядущего гнева. В Римлянам 5,9 Павел говорит: "...спасемся Им от гнева". В 1 Фессалоникийцам 1,10 о Господе Иисусе говорится как об избавляющем "нас от грядущего гнева". А из 1 Фессалоникийцам 5,9 узнаем, что "Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа". Под гневом может подразумеваться гнев периода великой скорби или Божье вечное наказание для неверующих. В Посланиях к Фессалоникийцам, судя по контексту, это, скорее всего, гнев великой скорби (см. 1 Фес. 5,2-3; 2 Фес. 1,6-10; 2,10-21).
3. В книге Откровение 3,10 Христос обещает сохранить Свой народ от (греч. ek, означающее "прочь из") годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
4. В пользу учения о восхищении до великой скорби говорит и структура книги Откровение. В главах 2 и 3 Церковь описывается как пребывающая на земле, после главы 3 нет ни одной ссылки на то, что она на земле. В главах 4 и 5 мы видим святых на небесах с венцами победителей. Потом в главах 6-19 описывается великая скорбь на земле. Святые Церкви уже на небесах.
5. Великая скорбь не наступит, пока не откроется человек греха (2 Фес. 2,3). Но человек греха не откроется, пока не будет взят удерживающий (2 Фес. 2,7-8). Несомненно, удерживающим можно назвать Святого Духа: Он сдерживает распространение зла, пока Церковь еще в мире. Он будет взят из этого мира как пребывающий в Церкви, при вознесении.
В каком-то смысле Святой Дух всегда был в этом мире и всегда в нем будет. Но есть еще и совершенно иной смысл, в котором Он пришел в день Пятидесятницы как постоянно пребывающий в верующих и в Церкви. И именно в этом качестве Он будет взят при восхищении. Это не означает, что Святой Дух не будет совершать служение во время великой скорби. Он и тогда будет обличать и обращать грешников. Но Он не будет пребывать в них, не будет объединять их в Церковь. Его служение будет напоминать то, что Он нес во времена ВЗ.
6. В 1 Фессалоникийцам 4,18 сказано, что мысль о грядущем восхищении несет утешение. День же Господень придет не как утешитель, а как вор ночью (1 Фес. 5,2). Это - время внезапной пагубы (ст. 3) и гнева (ст. 9), укрыться от которых невозможно (ст. 3). Восхищение же, напротив, радующая сердце, а не внушающая страх перспектива.
7. Между приходом Христа за Своими святыми и Его приходом со Своими святыми должно пройти какое-то время. Когда Христос придет за Своими святыми, все верующие будут взяты из мира и получат прославленные тела (1 Кор. 15,51).
Тем не менее, когда Христос вернется как Царь царей, Его встретят спасенные, у которых все еще будут их обычные тела, что видно из того, что они будут растить детей (Ис. 65,20-25; Зах. 8,5). Если восхищение и откровение произойдут одновременно (в конце великой скорби), то откуда же возьмутся эти люди?
Есть еще одна причина, почему между восхищением и Царством должно пройти какое-то время.
Вслед за восхищением на небесах должно состояться судилище Христа, где Господь оценит верность Своих святых и соответственно наградит их (2 Кор. 5,10). Награды, полученные при этом, будут определять, сколько власти получит тот или иной святой в Тысячелетнем Царстве (Лк. 19:17,19).
Если бы восхищение и установление Царства произошли одновременно, то для судилища Христова просто не было бы времени.
8. День Господень может застать всех врасплох только в том случае, если придет, как вор ночью (1 Фес. 5,2). Тем не менее Павел довольно ясно заявляет, что верующих он не застанет, как вор ночью (1 Фес. 5,4).
Значит, верующих он вообще не застанет. Почему? По двум причинам: 1) верующие - дети не ночи, а дня (1 Фес. 5,4-5); 2) Бог не определил верующих на гнев (1 Фес. 5,9).
9. При восхищении верующие отправляются в дом Отца (Ин. 14,3), а не назад на землю.
10. В центре событий периода великой скорби будут находиться евреи. Этот период назван "бедственным временем для Иакова" (Иер. 30,7). Обратите внимание на детали в Ев. от Матфея (24): Иудея (ст. 16), суббота (ст. 20), святое место (ст. 15). К Церкви эти термины не имеют никакого отношения.
11. Несколько прототипов ВЗ указывают на восхищение до великой скорби. Мы не пытаемся построить на этих прообразах доктрину, но они очень хорошо вписываются в картину восхищения до великой скорби.
Енох - прототип Церкви - был взят с земли до того, как на нее обрушились воды Божьего суда, в то время как Ноя и его семью - прототипов верующего остатка евреев - Бог хранил на всем протяжении потопа. Лот был выведен из Содома до того, как на город излился огонь суда. Авраам, принесший в жертву Исаака, - прототип Бога, принесшего Своего Сына в жертву на Голгофе. После этого происшествия Исаак упоминается впервые тогда, когда он отправляется навстречу своей невесте, чтобы привести ее к себе домой. Так и Христос в первый раз после Своего вознесения появляется тогда, когда идет забрать Свою Невесту домой на небеса.
Илия был взят с земли, до того как на нечестивую Иезавель обрушилось наказание.
12. Первые шестьдесят девять седмин пророчества Даниила (9,24-27) - это время от указа Артаксеркса в 445 г. до н.э. до распятия Христа.
К Церкви они не имеют никакого отношения. Почему же Церковь должна быть при семидесятой седмине, то есть при великой скорби? (Вообще-то эпоха Церкви - это "вставка" между 69-й и 70-й седминами.)
Доводы против теории о восхищении Церкви до великой скорби и в пользу мнения о ее восхищении по окончании этого периода
1. Смысл обещания в Откровении 3,10 заключается не в том, что святые будут спасены от великой скорби, а что Бог сохранит их на всем ее протяжении (ср. Ин. 17,15).
Ответ: Слова из этого стиха, переведенные как "сохраню тебя от", буквально означают "сохраню из". Греческий предлог ek означает "прочь из". Поэтому здесь имеется в виду не то, что Церковь будет сохранена в или в течение великой скорби, но что она вообще будет из нее взята. Эти же слова использованы в Ев. от Иоанна 17,15, где Иисус молится: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла". Пламмер комментирует: "Так же как Христос - Тот, в Котором Его ученики живут и движутся, так и зло - то, из чего (ek), как Он молится, они должны быть сохранены". Эта молитва была услышана: верующие были взяты из царства сатаны и переведены в Царство Сына Божьего.
2. В греческом оригинале Римлянам 5,3 слово "скорбь" употреблено с определенным артиклем. (Соответствует русскому указательному местоимению "эта скорбь". - Прим. переводчика.)
Ответ: Вряд ли Павел имеет в виду, что от скорби терпение происходит лишь в период великой скорби. Он ясно заявляет, что та скорбь, через которую верующим приходится идти в этой жизни, учит их терпению.
3. Библия часто обещает верующим скорбь (Ин. 16,33). Почему же мы не должны пройти и через великую скорбь?
Ответ: Никто не отрицает, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14,22). Но та скорбь, которая является участью каждого верующего, радикально отличается от великой скорби, ожидающей мир, отвергший Христа.
4. Из 2 Фессалоникийцам 1,7 видно, что святые не обретут покой, пока Господь Иисус не вернется на землю в конце великой скорби.
Ответ: Фессалоникийцы, которым это было написано, уже давно обрели покой на небесах. Но злая участь их гонителей и отмщение за святых будут явлены миру, когда Господь Иисус вернется в силе и великой славе.
5. По утверждению Деяний 3,21, небеса приняли Господа Иисуса до времени совершения всего, то есть Тысячелетнего Царства.
Ответ: Эти слова были сказаны мужам израильским (ст. 12). В том, что касается израильского народа, именно так все и будет. Это заявление перекликается со словами Иисуса Иерусалиму: "Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!" (Мф. 23,39). Это произойдет в конце периода великой скорби. Но Церковь уже семь лет как будет восхищена на небеса.
6. Псалом 109,1 говорит, что Христос будет сидеть по правую руку от Бога, пока все Его враги не будут уничтожены. Это произойдет в конце великой скорби.
Ответ: В книге Откровение (20,8-9) мы читаем о тех, кто будет врагом Христа в конце Тысячелетнего Царства - спустя 1000 лет после завершения великой скорби. Положение по правую руку от Бога может быть местом почета и власти или же географическим местонахождением.
7. В Титу 2,13 блаженное упование - то же самое, что и явление славы. Поэтому восхищение произойдет в то же время, что и явление. Значит, нам следует ждать не восхищения перед великой скорбью, а прихода Христа как Царя царей.
Ответ: Этот довод основывается на одном из синтаксических правил греческого языка, называемого правилом Грэнвилла Шарпа, которое гласит: "Если два существительных, соединенных союзом "и" (греч. kai), стоят в одном падеже, причем перед первым существительным есть определенный артикль, а перед вторым нет, то второе существительное обозначает ту же личность или предмет, что и первое, и является продолжением его описания". Возьмем в качестве примера Титу 2,13, гласящее: "...славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа." Слова "Бог" и "Спаситель" соединены союзом "и", стоят в одном падеже, определенный артикль, переведенный здесь как "наш", в греческом оригинале стоит перед словом "Бог", а не "Спаситель".
Поэтому, согласно правилу Грэнвилла Шарпа, слово "Спаситель" относится к той же личности, что и слово "Бог", и является ее дальнейшим описанием. Это доказывает, конечно же, что наш Спаситель Иисус Христос - Бог.
В этом же самом стихе читаем: "Ожидая блаженного упования и явления славы...". В греческом оригинале перед "блаженным упованием" стоит определенный артикль. Поэтому некоторые и утверждают, что, следуя правилу Грэнвилла Шарпа, "блаженное упование" - то же самое, что и "явление славы". Поскольку под "явлением славы", как правило, понимают приход Христа как Царя царей, то и надежда верующего - не восхищение до начала великой скорби, а приход Христа во славе на землю.
На это есть два ответа. Прежде всего, как и из всех известных нам правил, из правила Грэнвилла Шарпа есть исключения. Одно из них - Ев. от Луки 14,23: "Пойди по дорогам и изгородям", где в греческом тексте перед первым существительным стоит определенный артикль. Если строго следовать правилу, то придется признать, что дороги - то же самое, что и изгороди! Второе исключение находится в Ефесянам 2,20: "основание апостолов и пророков". Но никто, внимательно изучающий Библию, не заявит, что апостолы и пророки - одно и то же.
И даже если предположить, что благословенная надежда - то же самое, что и славное появление, ничто не может помешать нам смотреть на восхищение как на славное явление Христа Церкви, в то время как откровение будет Его славным явлением миру. Слова apokalupsis (откровение) и Вpiphaneia (явление) могут относиться и к восхищению Церкви, и к приходу Христа как Царя царей.
8. Другие места Писания, говорящие, что надежда верующих - приход Христа как Царя царей, - это 1 Коринфянам 1,7; 1 Тимофею 6,14; 2 Тимофею 4,8; 1 Петра 1,7.13; 4,13.
Ответ: Слова "откровение" и "явление", использованные в этих стихах, относятся и к приходу Христа за Своими святыми, и к Его приходу со Своими святыми.
Сначала следует Его откровение и явление Церкви, а позже - миру. Но даже если бы все указанные выше стихи действительно относились к приходу Христа как Царя царей, нам должно быть ясно, что надежда верующего простирается на все благословения пророческого будущего. Мы с радостным нетерпением ожидаем восхищения, прихода Христа как Царя царей, Тысячелетнего Царства и Царства вечного.
9. Учение о восхищении Церкви до начала великой скорби не имеет глубоких исторических корней. Надежда на восхищение до начала великой скорби не принадлежит к изначальным традициям церкви. Она берет свое начало примерно 160 лет назад из учения Дж. Н. Дарби.
Ответ: Церковь НЗ ожидала Сына Божьего с небес. Святые не знали, когда Он придет, поэтому рассчитывали на Его появление в любую минуту. Доводы, построенные на том, чему кто-то учил или не учил, называют ad hominem (доказательство, рассчитанное на чувства убеждаемого) и считают не относящимися к делу. Вопрос должен стоять так: "Что говорит Писание?", а не: "Что говорит тот или другой?"
10. Последняя труба в 1 Коринфянам 15,52 и труба Божья (1 Фес. 4,16) относятся к восхищению и идентичны седьмой трубе в Откровении 11,15. Так как седьмая труба протрубит в конце великой скорби, когда "царство мира соделается Царством Господа нашего и Христа Его", то восхищение должно произойти после великой скорби.
Ответ: Эти трубы не идентичны. "Последняя труба" - то же самое, что и "труба Божья". Она возвещает восхищение и дает сигнал к воскресению верующих и их уходу в дом Отца. Это "последняя труба" для Церкви. Седьмая труба в Откровении 11,15 - последняя, возвещающая ряд судов в период великой скорби. Это - последняя труба для неверующего Израиля и неверующих язычников. "Последняя труба" из 1 Коринфянам 15,52, названная также "трубой Божьей" (1 Фес. 4,16), прозвучит до начала великой скорби. Седьмая труба прозвучит по ее окончании.
11. В Ев. от Матфея 13,24-30 пшеница и плевелы растут вместе до конца века, то есть до конца великой скорби.
Ответ: Да, это так. Но речь в этой притче идет о Царстве Небесном, а не о Церкви. В Царстве вплоть до окончания великой скорби будут и те, кто к нему принадлежит, и те, кто не принадлежит.
12. Первое воскресение в Откровении 20,4-5 происходит в конце великой скорби, а не за семь лет до этого, как утверждают сторонники учения о восхищении до великой скорби.
Ответ: Первое воскресение - это не отдельное событие, а целая их серия. Оно началось с воскресения Христа (1 Кор. 15,23). Следующей стадией будет воскресение верующих при восхищении. Его третья стадия - воскресение святых великой скорби при возвращении Христа на землю (Откр. 20,4-5). Другими словами, первое воскресение включает в себя воскресение Христа и всех истинных верующих, независимо от того, когда они воскресли. Все неверующие воскреснут в конце Тысячелетнего Царства, чтобы предстать перед великим белым престолом (Откр. 20,11-15).
13. Восхищение не может произойти тайно, потому что оно произойдет при возвещении, гласе архангела и трубе Божьей (1 Фес. 4,16).
Ответ: Учение о тайне восхищения основывается на том факте, что оно свершится во мгновение ока (1 Кор. 15,52). Оно закончится прежде, чем мир сможет что-нибудь увидеть или понять, что произошло.
14. Джордж Мюллер, Семюэль Трегеллес, Освальд Смит и другие выдающиеся деятели церкви придерживались мнения о восхищении после великой скорби.
Ответ: Это еще ни о чем не говорит. Обе точки зрения имеют много знаменитых сторонников.
15. Большинство ссылок НЗ на приход Христа относится к Его приходу как Царя царей.
Ответ: Это никоим образом не противоречит истине о восхищении. То, что в НЗ небеса упоминаются намного чаще, чем ад, еще не значит, что ада нет.
16. Церковь не испытает во время великой скорби ярость Бога, но испытает ярость антихриста или же ярость сатаны.
Ответ: Шесть раз в книге Откровение на суды великой скорби указывается как на гнев Божий:
"И третий ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое и на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред агнцем" (14,9-10).
"И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия." (14,19).
"И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное - семь ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия." (15,1).
"И одно из четырех животных дало семи ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков" (15,7).
"И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю" (16,1).
"И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его" (16,19).
17. Когда Иисус говорит: "Гряду скоро" (Откр. 22,7.12.20), это не значит, что Он может прийти в любой момент; имеется в виду, что Его появление будет внезапным.
Ответ: Это вопрос спорный. Но если даже здесь речь и идет о внезапности, все равно есть стихи, такие как (Евр. 10,37): "...еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит".
18. Удерживающий во 2 Фессалоникийцам 2,6-8 - не Святой Дух, а римское правительство или же сила Божья.
Ответ: Этот вопрос подробно обсуждался в комментарии к этим стихам.
19. Петр и Павел не могли верить, что Господь может прийти с минуту на минуту, потому что оба знали, что умрут (Ин. 21,18-19; 2 Пет. 1,14-15; 2 Тим. 4,6).
Ответ: Павел иногда говорит о себе как о живущем на земле в момент, когда Господь вернется (1 Фес. 4,15), а иногда как об одном из тех верующих, которые умрут, а потом воскреснут (Флп. 3,10-11).
Таким должно быть и наше отношение. Мы с нетерпением ждем прихода Господа при нашей жизни, но осознаем, что можем умереть и прежде восхищения.
Петр верил, что конец всего уже близок (1 Пет. 4,7). Он гневно обрушивался на насмешников, которые отрицали приход Господа, говоря, что "от начала творения все остается так же" (2 Пет. 3,4).
20. Господь не может прийти в любой момент, потому что прежде Евангелие должно дойти до самых отдаленных уголков мира (Мф. 24,14).
Ответ: Это относится к Евангелию Царства, которое разойдется по всему миру в дни великой скорби. Весть его будет такой: "Уверуйте в Господа Иисуса Христа и будете спасены; когда же придет Христос, вы вместе с Ним войдете в Тысячелетнее Царство". Это тот же путь спасения, который мы проповедуем сегодня, только наш взгляд устремлен на восхищение.
Другими словами, мы говорим: "Уверуйте в Господа Иисуса Христа, и будете спасены; когда же придет Христос, вы вместе с Ним уйдете в дом Отца".
21. В таких стихах, как Ев. от Матфея 28,19-20 и Деяния 1,8, сказано, что Евангелие должно достичь "всех народов" и до "края земли". Если это так, то Господь никак не мог прийти при жизни апостолов.
Ответ: В Колоссянам 1:6,23 Павел утверждает, что "весь мир" и "всякая тварь поднебесная" слышали Благую Весть. В Римлянам 10,18 говорится, что слово Евангелия дошло до пределов вселенной.
Мы, конечно же, понимаем, что это относится к миру, известному людям в то время, и к странам, прилегающим к Средиземноморью.
22. Планы Павла на долгие миссионерские путешествия (Деян. 18,21; 23,11; Рим. 15,22-25.30-31) показывают, что он не ожидал прихода Господа в ближайшем будущем.
Ответ: Свои планы Павел подчинял воле Божьей (Деян. 18,21; Рим. 1,10; 1 Кор. 4,19). Он трудился так, как если бы не рассчитывал на возвращение Господа при его жизни, и бодрствовал, как если бы верил, что Он мог явиться с минуты на минуту.
23. Павел говорил о тяжких временах в последние дни (1 Тим. 4,1-3; 2 Тим. 3,1-5). Это предполагало наличие промежутка времени, в течение которого Господь точно не придет.
Ответ: Павел также сказал, что тайна беззакония уже тогда была в действии (2 Фес. 2,7), а Иоанн писал, что уже наступило "последнее время" (1 Ин. 2,18). Оба апостола не видели в этом никакой проблемы, которая лишила бы христиан надежды на близость возвращения Господа.
24. Из притч в Ев. от Матфея 25,14-30 и Ев. от Луки 19,11-27 напрашивается вывод, что до возвращения Господа пройдет еще много времени. Поэтому первые христиане никак не могли ожидать прихода Господа в любой момент.
Ответ: Первые христиане, очевидно, не строили своего вероучения на притчах, потому что они все-таки ожидали вознесения (1 Фес. 1,10). Помимо этого, понятие "долгое время" в Ев. от Матфея 25,19 слишком неопределенно, чтобы исключить близость Его возвращения.
Притча в Ев. от Луки учит, что Царство откроется не скоро (Лк. 19,11), но это отнюдь не исключает того, что восхищение Церкви может произойти в любой момент.