1 We then, as workers together with him, beseech you also that ye receive not the grace of God in vain.
2 (For he saith, I have heard thee in a time accepted, and in the day of salvation have I succoured thee: behold, now is the accepted time; behold, now is the day of salvation.)
3 Giving no offence in any thing, that the ministry be not blamed:
4 But in all things approving ourselves as the ministers of God, in much patience, in afflictions, in necessities, in distresses,
5 In stripes, in imprisonments, in tumults, in labours, in watchings, in fastings;
6 By pureness, by knowledge, by longsuffering, by kindness, by the Holy Ghost, by love unfeigned,
7 By the word of truth, by the power of God, by the armour of righteousness on the right hand and on the left,
8 By honour and dishonour, by evil report and good report: as deceivers, and yet true;
9 As unknown, and yet well known; as dying, and, behold, we live; as chastened, and not killed;
10 As sorrowful, yet alway rejoicing; as poor, yet making many rich; as having nothing, and yet possessing all things.
11 O ye Corinthians, our mouth is open unto you, our heart is enlarged.
12 Ye are not straitened in us, but ye are straitened in your own bowels.
13 Now for a recompence in the same, (I speak as unto my children,) be ye also enlarged.
14 Be ye not unequally yoked together with unbelievers: for what fellowship hath righteousness with unrighteousness? and what communion hath light with darkness?
15 And what concord hath Christ with Belial? or what part hath he that believeth with an infidel?
16 And what agreement hath the temple of God with idols? for ye are the temple of the living God; as God hath said, I will dwell in them, and walk in them; and I will be their God, and they shall be my people.
17 Wherefore come out from among them, and be ye separate, saith the Lord, and touch not the unclean thing; and I will receive you,
18 And will be a Father unto you, and ye shall be my sons and daughters, saith the Lord Almighty.
(For he saith, I have heard thee in a time accepted, and in the day of salvation have I succoured thee: behold, now is the accepted time; behold, now is the day of salvation.)
Be ye not unequally yoked together with unbelievers: for what fellowship hath righteousness with unrighteousness? and what communion hath light with darkness?
And what agreement hath the temple of God with idols? for ye are the temple of the living God; as God hath said, I will dwell in them, and walk in them; and I will be their God, and they shall be my people.
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.
Стихи, которые вы недавно исследовали:
Стихи, которые вы недавно исследовали:
!«Кликните» по стиху для его исследования и Вы увидите:
6 вариантов перевода:
– русский синодальный,
– русский современный,
– русский («Радостная весть»),
– украинский (И. Огиенко),
– английский King James Version,
– английский American Standard
Значение слов-оригиналов (греческий и иврит)
Параллельные места Библии, связанные с выбранным стихом
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Баркли
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 6
ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
Смотрите Введение к Первому посланию к Коринфянам.
1-2
ПОСЛАННИК ОТ ХРИСТА (2 Кор. 5,20-6,2)
Павел заявляет, что он посланник Христа; эта служба - его долг и слава. Греческое слово пресбеутес, употребленное здесь - значительное слово. Оно употреблялось в двух значениях, соответствовавших двум значениям латинского слова легатус.
1) Римские провинции делились на две группы. Одна из них управлялась непосредственно сенатом, другая находилась под управлением императора. Разделение проводилось по следующему принципу: провинции, в которых царил мир и не было войск, управлялись сенатом. Но провинции, в которых происходили волнения и стояли войска, управлялись императором. Императорские провинции управлялись от имени императора его представителем. Он назывался легатус пресбеутес. Итак, первое слово в этом названии обозначает человека, облеченного полномочиями от императора. И Павел считает себя облеченным полномочиями от Иисуса Христа работать ради Церкви.
2) Но пресбеутес и легат имеют еще более интересное значение. Если римский сенат решил, что такую-то страну надо присоединить как провинцию, он посылал туда десять легат, то есть посланников из числа сенаторов, которые вместе с военачальником устанавливали условия мира с побежденными, границы новой провинции, составляли конституцию для новой администрации и, по возвращении в Рим, представляли все это на одобрение сенату. На них возлагалась ответственность за то, чтобы ввести другие народы в Римскую Империю. Таким образом, Павел видит себя посланником, приносящим людям поставленные Богом условия, на которых они могут стать гражданами Его царства и членами Его семьи.
Нет на земле более ответственного поста, чем пост посланника:
1) Посланник Англии - англичанин в чужой стране. Жизнь его проходит среди людей, говорящих на чужом языке, имеющих иные традиции и ведущих иной образ жизни. Таков и христианин: он живет в миру, он принимает участие в жизни и деятельности мира. Но он сам является гражданином царства Божия. В этом отношении он чужой. Человек, не желающий отличаться, вообще не может быть христианином.
2) Посланник говорит от имени своей страны. Когда говорит английский посланник, он говорит голосом Англии. Бывают случаи, когда христианин должен говорить от имени Христа. В решениях и совещаниях мира его уста должны вещать послание Христово по конкретному мирскому делу.
3) Честь страны находится в руках ее посланника. По нему судят о его стране. К его голосу прислушиваются, к его деяниям присматриваются, и люди говорят: "Вот так говорит и поступает такая-то страна". Лайтфут, знаменитый епископ Даремский, сказал в проповеди по случаю рукоположения: "Посланник действует не только как представитель, но и как уполномоченный своего господина... На посланнике не только лежит обязанность передать определенное послание, проводить определенную политику, но также исследовать возможности, изучать характеры, изыскивать удобные моменты, чтобы преподносить все это своим слушателям в самом привлекательном виде". На посланнике лежит важная ответственность заслужить для своей страны любовь народа, среди которого он живет.
И в этом состоит обязанность христианина и его огромная ответственность. В его руках честь Христа и честь Церкви. Каждым своим словом или делом он может привлечь внимание людей к своей Церкви и к своему Господу, либо оттолкнуть их от Него.
Следует особо отметить призыв Павла: "Примиритесь с Богом". В Новом Завете речь никогда не идет о примирении Бога с людьми, но всегда о примирении людей с Богом. Нет там речи и об умиротворении гнева Божьего. Все спасение идет от Него. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного. Не Бог отдалился от людей, но люди отдалились от Него. Увещевание Божие, произнесенное Павлом, является Отеческим призывом к заблудшим и отчужденным детям вернуться домой, где их ждет любовь.
Павел умоляет их не принимать всуе благодать Божию. Есть такое у людей - и это вечная трагедия - в суете растрачивать благодать Божию. Давайте рассмотрим это в плане человеческих отношений. Допустим, что отец трудится и жертвует всем, чтобы дать сыну все возможности, окружает его любовью, заботливо планирует его будущее и делает все, что в силах человеческих, чтобы хорошо подготовить его к жизни. Допустим, сын не испытывает никаких чувств благодарности и стремления быть достойным всего этого, и допустим, он окажется совершенным неудачником не потому, что у него нет способности, но просто потому, что он забыл любовь, давшую ему столь многое. Вот это-то и больно ранит родительское сердце. Каждый раз, когда Бог дает людям свое милосердие, а люди, по своей глупости, бессмысленно транжирят то, что могло возродить их, Христос снова распинается, а сердце Бога разрывается.
3-10
МОРЕ БЕДСТВИЙ (2 Кор. 6,3-10)
Во всех случайностях, опасностях и переменах жизни для Павла важно только одно: удостовериться, что он искренний служитель Иисуса Христа. Сделав это, Павел обращает внимание "на море бедствий, сквозь которое он прошел и все еще ходит, прилагая все усилия. Каждое слово в этом чрезвычайном перечне, названном кем-то "гимном вестника спасения", отражает реальные события полной приключений и невзгод жизни Павла.
Павел открывает список торжественным словом - терпение (хипомоне). Это слово, в сущности, непереводимо. Оно не обозначает человека, способного сидеть со сложенными руками и опущенной головой, и переносить бурю невзгод. Оно характеризует дарование торжественно переносить невзгоды, преображая их. У Хризостома чудный гимн этому хупомоне. Он называет его "источником всякого добра, матерью благочестия, неувядающим цветком, неприступной крепостью, гаванью, в которой не бывает бурь", а также "матерью всех добродетелей, залогом праведных деяний, миром в войне, затишьем в буре, безопасностью в заговоре". Эта смелая и торжествующая способность невредимо преодолевает кризисные ситуации, и с улыбкой приветствует невидимое. Это дарование извлекает из несчастья силу и славу.
Павел говорит далее о трех аспектах с тремя пунктами в каждом, в которых проявляется это торжествующее терпение.
1) Во внутренних конфликтах христианской жизни.
а) В бедствиях. Греческое слово флипсис, выражало первоначально физическое давление на человека. Существуют чувства, подавляющие дух человека подобно либо печалям, лежащим бременем на его сердце, либо разочарованиям, которые могут разрушить его жизнь. Торжествующее терпение может совладать со всеми бедствиями.
б) В нуждах. Греческое слово анагке означает в нуждах жизни. Человек может избежать некоторых жизненных тягостей, но иные - неизбежны. Он вынужден переносить определенные невзгоды. Самыми тяжелыми из них являются скорбь, ибо лишь жизнь, не знавшая любви, и смерть, являющаяся уделом каждого человека, не знают ее. Торжествующее терпение дает человеку способность перенести все, что случается в жизни.
в) В стесненных обстоятельствах. Употребленное слово стенохориа, буквально обозначает слишком узкое место. Оно может быть употреблено для армии, попавшей в окружение в узкой долине, и не имеющей места ни отступать, ни маневрировать. Оно употребляется при описании судна, застигнутого штормом, и неспособного ни бороться с ним, ни уйти от него. Бывают моменты, когда человек находится в таком положении, когда на него как будто надвигаются стены. И даже тогда торжествующее терпение придает ему способность вдохнуть беспредельности неба. 2) Во внешних страданиях.
а) Под ударами. Для Павла жизнь христианина была наполнена не только духовными, но и физическими страданиями. Ведь очевидно, что если бы не было людей, готовых выносить пытки на костре или быть растерзанным дикими зверями, то мы сегодня не были бы христианами. Еще и ныне для некоторых принадлежность к христианской вере является источником физических страданий, и непреложна истина, что "кровь мучеников есть семя Церкви".
б) В темницах. Клемент из Рима говорит, что Павла не менее семи раз сажали в тюрьму. Из Деяний Святых Апостолов мы знаем, что перед тем, как он писал коринфянам, он был уже в тюрьме в Филиппах, а после того в Иерусалиме, в Кесарии и в Риме. Список христиан, посаженных в тюрьму за веру, охватывает все время от первого века до двадцатого. Всегда были люди, согласные пожертвовать скорее свободой, нежели верой.
в) В изгнаниях. Вновь и вновь показывает история, что христиан преследовали не только власть имущие и суды, но также и разъяренные толпы. Джон Уэсли рассказывал, в какое положение попал в Уэднсбери, когда, подобно приливу, хлынула на него толпа. "Пытаться заговорить с ними было бессмысленно, шум со всех сторон был подобен реву моря. Они тащили меня, пока мы не добрались до города. Увидев открытую дверь большого дома, я попытался войти, но один из толпы схватил меня за волосы и втащил меня назад в гущу толпы. Она не останавливалась ни разу, пока не протащила меня по всей главной улице из одного конца города в другой". Джордж Фоке рассказывает другую историю, произошедшую с ним в Тикхилле: "Я увидел священника и большую часть церковного совета, собравшихся в церкви. Я подошел к ним и начал говорить, но они сразу же набросились на меня, и один из них взял в руки Библию и, пока я говорил, ударил меня ею по лицу так, что я обливался кровью. А толпа кричала: "Подайте его нам сюда, вон его из церкви". И когда они схватили меня, они били меня сильно, бросали меня на землю и через забор, а потом тащили меня через какой-то дом на улицу, забрасывали камнями и били меня; так что я был весь в крови и в грязи. Но когда я встал на ноги, я провозгласил им слово жизни, и показал им плоды деятельности их учителей, и как они позорили христианство". Толпа часто была враждебна к христианству, но ныне христианство должно опасаться не насилия толпы, а выдерживать насмешки и высокомерное презрение. 3) В усердии христианской жизни.
а) В трудах. Греческое слово копос, в Новом Завете близко к выражению христианская жизнь. Оно означает трудиться почти до полного изнеможения; оно означает труд, отнимающий все силы. Христианин - труженик на ниве Господней.
б) В бдениях. Одни бессонные ночи посвящаются молитве, другие проходят в опасности и тревоге, когда просто невозможно спать. И Павел всегда готов бодрствовать как часовой Господа.
в) В постах. Вне всякого сомнения, Павел говорит здесь не о добровольно налагаемых на себя постах, а о тех периодах, когда ему приходилось ходить голодным, выполняя возложенную на него миссию. Ему, кстати, можно было бы противопоставить тех, которые не откажут себе в трапезе, в то время как им нужно было бы пойти на богослужение.
От испытаний и невзгод, преодоленных терпением и стойкостью, Павел переходит к доспехам, данным ему Богом для христианской борьбы. И снова Павел соблюдает приведенную выше структуру из трех аспектов, по три пункта в каждом.
1) Божий дар интеллекта а) в чистоте. Павел употребляет здесь греческое слово хагнотес, которое определялось как "старательное стремление избегать всех грехов против богов. Почитание и служение Богу, как того требует природа", как "благоразумие в наивысшей степени", и как "освобождение от всякого плотского и духовного позора". В сущности, это то самое качество, которое дает человеку право войти в самое присутствие Божие.
б) В благоразумии. Этот род знания определялся как "знание того, что нужно делать". Это знание проявляется не в изложении теологических тонкостей, но в ежедневной жизни христианина.
в) В великодушии. В Новом Завете это слово (макрофуниа) означает терпеливость в обращении с людьми, относиться к ним терпеливо, даже тогда, когда они не правы, или когда они поступают жестоко и оскорбительно. Это важное слово. В Первой книге Маккавейской 8,4 сказано, что римляне "своим благоразумием и твердостью овладели всем краем". Непобедимость римлян объясняется и тем, что они никогда не заключали мир, даже если сами потерпели поражения. Терпеливость или великодушие означает стойкость такого человека, который, даже если потерпит поражение в битве, никогда не признает поражения в войне.
2) Божий дар душевных свойств.
а) В благости. Благость (хрестотес) - одно из великих слов Нового Завета. Оно является антонимом слова жестокость. Один крупный комментатор определял его как "сочувственная доброжелательность или мягкосердечность, придающая человеку ощущение непринужденности и избегает того, что причиняет кому-то боль". Великий пример приведен в Быт. 26,17-22, повествующий о том, как Исаак не защищался и не спорил из-за колодцев. Такой человек думает более о других, чем о себе.
б) В Духе Святом. Павел хорошо знал, что без содействия Святого Духа ни одного полезного слова не скажешь и ни одного доброго дела не совершишь. Но фраза может означать не Святого Духа, а дух святости. Тогда она указывает на то, что святость была главным побуждением во всей деятельности Павла, и что она единственно направляла на достойное служение Богу.
в) В нелицемерной любви. Павел употребляет слово агапе, характерное для Нового Завета. Оно означает неистощимую благосклонность. Оно характеризует дух человека, пекущегося лишь о высшем благе других, независимо от того, что сам он испытывает от них; он никогда не помышляет о мести, а встречает обиды и неудачи с несокрушимой доброжелательностью.
3) Божий дар успехов в трудах по благовестию Евангелия.
а) В слове истины. Павел знал, что Иисус не только дал ему благовествовать Евангелие, но также и силу, и усердие для благовествования. Бог дал ему и слово, и необходимые возможности, и силу духа.
б) В силе Божией. Для Павла Божья сила была главной, единственной силой, которой он располагал. Генрих V сказал после битвы при Атинкуре. "Он не позволит, чтобы менестрели слагали и пели песни о его славной победе, потому что вся хвала и благодарность принадлежит Богу". Павел никогда не сказал бы гордо: "Я сделал это, - но скромно, - Бог благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его..." (Гал. 1,16).
в) С оружием правды в правой и левой руке. Это означает доспехи для защиты и для нападения. Меч и копье носили в правой руке, а щит на левой руке; и Павел говорит, что Бог дал ему силу одолеть свою задачу и защитить себя от искушений.
Павел завершает свой лирический отрывок серией противопоставлений. Он начинает с противопоставления в чести и в бесчестии. Для передачи значения в бесчестии Павел употребляет слово, обычно имеющее в греческом языке значение лишение прав гражданина (атимиа). Павел говорит: "Я, может быть, лишен всех прав и привилегий, которые может дать сей мир, но я все же гражданин Царства Божия". Есть люди, критикующие каждое его действие и ненавидящие его имя, но благоволение Божие ему было бесспорным.
Нас почитают обманщиками, но мы верны. Употребленное слово (планос) буквально означает бродячего шарлатана-знахаря и обманщика-самозванца. Павла, собственно, так и называли, но он знал, что вещает Божью истину.
Мы неизвестны, но нас узнают. Клеветавшие на него иудеи называли его полным ничтожеством, о котором никто никогда и не слышал, но те, которые приняли Христа, помнили его с благодарностью.
Нас почитают умершими, но вот, мы живы. Опасность была его постоянным спутником, а смерть - компаньоном, и все же, благодатью и милосердием Божиим и он торжествующе жил жизнью, которую не могла убить смерть.
Нас наказывают, но мы не умираем. Он сталкивался с обстоятельствами, которые могли подавить дух любого человека, но они не могли сломить дух Павла.
Нас огорчают, а мы всегда радуемся. Происходили события, которые могли разбить сердце каждого человека, но они не могли огорчать Павла.
Мы нищи, но многих обогащаем. Вероятно, у него не было ни гроша, но он благовествовал о том, что обогатит души людей.
Мы ничего не имеем, но всем обладаем. И, возможно, что у него не было ничего, но с ним был Христос. Поэтому у него было все, что нужно в этом и в грядущем мире.
11-13
ПРИЗНАКИ ЛЮБВИ (2 Кор. 6,11-13 и 7,2-4)
Мы соединяем здесь 2 Кор. 6,11-13 и 7,2-4, опустив пока отрывок 6,14-7,1. Причину этого мы разъясним, когда обсудим опущенный отрывок.
Павел говорит здесь тоном чистой любви. Положен конец долгой ссоре, и между ними господствует любовь. К фразе "сердце наше расширено" имеем прекрасный комментарий у Иоанна Златоуста. Он говорит, что под воздействием тепла все тела расширяются, и тепло любви всегда расширит сердце человека.
В Синодальном издании Библии в стихе 6,12 мы встречаем фразу "в сердцах ваших тесно", очень типичную для Нового Завета, но не совсем точную. Слово сердце, в оригинале (сплагхна), буквально обозначает: сердце, печень и легкие. Полагали, что в этих органах располагаются чувства. Греческое выражение, конечно, звучит для нас неудачно, а перевод Синодального издания звучит лучше и соответствует нашим представлениям. Мы говорим, человек меланхоличен, что буквально означает, что у него черная печень. Мы помещаем любовь в сердце человека, которое, однако, всего лишь физический орган. Кроме того, чувства человека часто ассоциируются с грудью.
Павел делает здесь целый ряд утверждений: он никого не обидел, никому не повредил, ни от кого не искал корысти. К концу своей жизни Вальтер Скотт тоже сделал I ряд заявлений: "Я никому не расшатал веры. Я не исказил ничьих принципов". Текерей также к концу жизни написал молитву, в которой молился, чтобы ему "никогда не написать и слова, несовместимого с любовью Божией, или с любовью человека, чтобы никогда не распространить свои предрассудки или потворствовать предрассудкам других, а чтобы всегда говорить истину, но никогда не руководствоваться алчными побуждениями". Только одно может быть страшнее, чем грешить самому: учить грешить других. Печальная жизненная истина заключается в том, что всегда кто-то толкает; человека к его первому соблазну, дает ему первый толчок к греху. Ведь страшное дело -столкнуть более молодого или слабого собрата на ложный путь. Кто-то рассказывал о старике, лежавшем в подавленном состоянии на смертном одре. Когда его спросили, в чем причина его горя, он ответил, что когда-то в детстве играл с друзьями на перекрестке дорог на общинной земле. Там стоял указательный столб, плохо закрепленный в своем фундаменте. Ради шутки они повернули его указатели в другое направление. И старик сказал: "Я не могу отделаться от; мысли, сколько людей пошли по ложному пути из-за того, что мы тогда сделали".
Самое глубокое сожаление может вызвать у человека именно такой поступок, если он послал человека по неверному пути. Павел же может заявить, что его указания, его наставления и руководства всегда направляли к лучшему. Он заканчивает этот отрывок, выражая свое глубокое утешение и изобильную радость при всей скорби, которая окружает его. Несомненно, никогда не было более ясного доказательства того, что человеческие отношения - самые важные в жизни. Человек, счастливый у себя дома, может преодолеть все, что ждет его за стенами. Человеку, чувствующему дружескую поддержку, не страшны путы и удары судьбы. Как это сказал автор Притчей Соломоновых: "Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть". (Прит. 15,17).
14-18
ВЫЙДИТЕ ИЗ СРЕДЫ ИХ И ОТДЕЛИТЕСЬ! (2 Кор. 6,14-7,1)
Мы возвращаемся к пропущенному нами раньше отрывку. В том месте, где он стоит, он кажется неуместным. Его строгость не согласуется с веселой и радостной любовью, звучащей в предыдущих и последующих стихах.
Во вступлении мы видели, что Павел написал коринфянам письмо еще до Первого Послания к ним. В 1 Кор. 5,9 он говорит: "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками". Возможно, что это письмо совершенно потеряно. Но возможно, что это один его раздел. Легко могло случиться, что, когда собирали Павловы послания, один лист был неправильно помещен. Ведь их упорядочили не ранее 90 г., когда уже, пожалуй, не оставалось в живых никого, кто знал бы их истинный порядок. И, действительно, по содержанию этот отрывок соответствует тому, что сказано в 1 Кор. 5,9.
В этом месте как бы кроются некоторые понятия из Ветхого Завета. Павел начинает с того, что призывает коринфян не преклоняться под чужое ярмо с неверными. Оно, несомненно, восходит к старой заповеди во Втор. 22,10. "Не паши на воле и осле вместе" (ср. Лев. 19,19). Существуют определенные несовместимые вещи, которые испокон веков не полагалось совмещать. Невозможно, чтобы христианская чистота и языческая порочность находились под одним ярмом.
С вопросом "Какая совместимость храма Божия с идолами?" - мысль Павла, возможно, обращалась к Манассии, поставившему истукана в дом Господень (4 Цар. 21,1-9), и, позже, к Иосии, уничтожившему все вещи для идолопоклонства (4 Цар. 23,3 и далее). Или же он думает о мерзостях, описанных у Иез. 8,3-18. Люди связывали иногда храм Божий с поклонением идолам, и это приводило к ужасным последствиям.
Весь отрывок является страстным призывом не поддерживать дружбы с неверными. Это призыв к коринфянам блюсти свою непорочность от мирского. Кто-то метко заметил, что сущность истории Израиля заключается в словах "Выходите!" Слово Божие, которое пришло к Аврааму, гласит: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего" (Быт. 12,1). Подобное предупреждение получил Лот перед тем, как были истреблены Содом и Гоморра (Быт. 19,12-14). Бывают положения, с которыми христианин не может солидаризироваться.
Трудно себе представить, сколько необходимо было соблюдать тому, кто впервые принимал христианство.
1) Часто человек, принимавший христианство, должен был оставить свое занятие. Допустим, он был каменщиком. Что делать, если его хозяин получил заказ построить языческий храм? Представим себе портного. Как ему поступить, если надо кроить и шить одежды для языческих жрецов и богов? Или он был солдатом. У ворот каждого лагеря горел огонь на жертвеннике, посвященном божеству Цезаря. Как поступить, если ему придется клясться Цезарю в верности? В эпоху раннего христианства перед человеком час от часу вставала проблема: верность своей профессии или верность Иисусу Христу. Говорят, однажды к Тертуллиану пришел человек, изложил ему свою проблему и добавил: "Но, в конце концов, я должен же жить". "А должен ли?" - спросил его Тертуллиан.
В эпоху ранней Церкви быть христианином часто означало оставить свое ремесло. Одной из наиболее известных современных иллюстраций к этому является Ф. У. Чарингтон. Он был наследником большого состояния, нажитого пивоварением. Однажды ночью он проходил мимо кабака и увидел там ждущую у дверей женщину; мужчина, очевидно, ее муж, вышел оттуда, и она пыталась удержать его, чтобы он не вернулся назад. Ударом кулака мужчина сбил ее с ног. Чарингтон посмотрел вперед, потом взглянул вверх. На кабаке было написано его имя. "Этим ударом кулака мужчина не только сбил с ног свою жену, но и совсем вышиб меня из торговли пивом", - сказал он, и отказался от своего состояния, не желая прикасаться к деньгам, нажитым таким путем. Никто не отвечает за совесть другого человека. Каждый человек должен сам решать за себя, может ли он прийти ко Христу со своей профессией и с Христом на свою работу.
2) Часто принять христианство означало для человека отказаться от общественной жизни. В античном мире, как мы это видели в употреблении мяса, пожертвованного идолам, многие языческие праздники проводились в честь бога. Приглашение обычно гласило: "Приглашаю вас отобедать со мною за столом бога Серапес". Даже если это было иначе, начинался и заканчивался языческий праздник возлиянием чаши вина богам. Мог ли христианин принимать участие в таком празднестве? Или должен ли он |уйти и распрощаться навсегда с общественной жизнью, которая так много для него значила?
3) Часто это означало, что человек был вынужден оставить семейные узы. Мука раннего христианства часто состояла в том, что оно разрывало семьи. Женщина могла принять христианство, а муж мог прогнать ее. Мужчина мог стать христианином, а жена могла покинуть его. Сыновья и дочери принимали Христа, и двери дома могли навсегда закрыться перед ними. Верно, что Христос принес на землю не мир, а разделяющий меч, и мужчины и женщины должны были любить Его более, чем своих самых близких и любимых. Они должны были быть готовы покинуть и дом родной.
Как бы трудно оно ни было, но всегда останется правдой, что человек не сможет исполнять некоторые обязанности и быть христианином. Христианин должен отстраняться от некоторых занятий этого мира.
Прежде чем перейти к следующему отрывку, следует отметить еще один момент. Павел цитирует здесь Писание, причем все цитаты приведены не дословно. Они представляют собой сочетания из различных отрывков Писания: из Лев. 26,11; Ис. 52,11; Иез. 20,34; 37,27 и 2 Цар. 7,14. Павел вообще редко цитирует точно. Почему? Важно помнить, что в то время книги писались на папирусовых свитках. Например, для написания Деяний Святых Апостолов требовался свиток длиной более 10 метров, очень громоздкий при чтении. В Писании не было деления на главы: его ввел Стефан Лангтон в тринадцатом столетии. Не было также и деления на стихи: его ввел Стефанус, парижский печатник, в шестнадцатом столетии. Наконец, вплоть до шестнадцатого века, не было ничего подобного алфавитному указателю. И вот поэтому Павел и поступал единственно разумным образом: он цитировал по памяти, и, коль скоро, он правильно излагал смысл, его мало заботила точность цитаты. Существенным для него была не буква Писания, а содержащаяся в нем благая весть.
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 6
Прозрачность откровения Павла (в 2 Коринфянам) для меня не имеет равных во всей священной литературе. Сэдлер
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Если Первое послание к Коринфянам часто изучают и используют в проповедях, то Вторым посланием к Коринфянам часто пренебрегают. И тем не менее это очень важное послание. Несомненно, такое пренебрежение в значительной мере вызвано его труднопереводимым ироническим стилем.
В наших переводах множество слов выделено курсивом, а это показывает, как много пришлось восполнить для того, чтобы передать это эмоциональное письмо языком, приемлемым для нас.
Это Послание трудное. Значение многих слов, по меньшей мере, не ясно. Этому есть несколько объяснений:
(1) о многом Павел пишет сатирически, и иногда трудно быть уверенным в том, когда именно он это делает;
(2)для того чтобы полностью понять некоторые стихи, нужна дополнительная точная информация о путешествиях Павла, путешествиях его сотрудников и о письмах, им написанных;
(3) письмо глубоко личное, и слова его часто идут от сердца, а такие слова - не самые легкие для понимания.
Но трудности не должны нас обескураживать. К счастью, они касаются только деталей и не затрагивают основных истин Послания. Наконец, Второе послание к Коринфянам очень любят и часто цитируют. Изучив его, вы лучше поймете почему.
II. АВТОРСТВО
Почти никто не отрицает, что 2 Коринфянам написано Павлом, хотя существуют теории "вставок" в некоторых местах. Однако целостность этого письма (с типичными для Павла отклонениями от темы!) очевидна.
Внешнее свидетельство о 2 Коринфянам сильно, хотя относится к несколько более позднему времени, чем свидетельство о 1 Коринфянам. Как ни странно, Климент Римский его не цитирует, зато цитируют Поликарп, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Киприан. Маркион упоминает его третьим в числе признанных им десяти посланий Павла. Оно включено и в канон Муратори. Начиная с 175 г. н. э., свидетельств в пользу 2 Коринфянам более чем достаточно.
Внутренних свидетельств авторства Павла не перечесть. За исключением Послания к Филимону, это письмо Павла наиболее личное и содержит мало доктрин. Частые ссылки на себя - отличительная черта апостола - и явно тесная связь с 1 Коринфянам, Галатам, Римлянам, Деяниями - все это подтверждает традиционный взглядписьмо написано Павлом. Тот же автор и та же община, что и в общепризнанном Первом послании, ясно это подтверждают.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
По-видимому, Второе послание к Коринфянам было написано менее чем год спустя после написания 1 Коринфянам из Македонии (некоторые приписки к ранним переводам уточняют: из Филипп). Общепринята датировка Послания 57 г. н. э., но многие предпочитают 55 г. или 56 г., а Харнак называет даже 53 г.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Одна из причин нашей любви к Второму посланию к Коринфянам в том, что оно такое личное. Кажется, оно приближает нас к Павлу гораздо больше, чем все остальное, им написанное. Мы в какой-то мере чувствуем, с каким великим воодушевлением он трудился для Господа. Мы можем уловить величественность этого величайшего жизненного призвания. В немом изумлении мы читаем перечень перенесенных им страданий. Мы ощущаем тот горячий прилив негодования, с каким он отвечал своим неразборчивым в средствах критикам. Короче говоря, Павел, кажется, открывает нам все тайники своей души.
О первом визите Павла в Коринф говорится в главе 18 Деяний. Это произошло во время его второго миссионерского путешествия, сразу после того как он произнес свою знаменитую речь в афинском ареопаге.
В Коринфе Павел делал палатки вместе с Акилой и Прискиллой и проповедовал Евангелие в синагогах. Затем из Македонии пришли Сила и Тит, чтобы присоединиться к нему в благовествовании, которое продолжалось как минимум восемнадцать месяцев (Деян. 18,11).
Когда большинство иудеев отвергло проповедь Павла, он обратился к язычникам. Когда к Богу обратились души - и иудеи, и язычники,- иудейские начальники привели апостола к проконсулу Галлиону. Но тот прогнал их из суда, сказав, что это дело не подпадает под его юрисдикцию.
После суда Павел еще много дней оставался в Коринфе, а затем отправился в Кенхреи, Ефес, а потом в долгий путь обратно в Кесарию и Антиохию.
Во время третьего миссионерского путешествия он вернулся в Ефес и оставался там два года. В это время Павла посетила делегация из Коринфа, прося совета по многим вопросам. В ответ на заданные вопросы и было написано 1 Коринфянам.
Позже апостол был очень обеспокоен тем, как коринфяне отреагировали на его письмо, в особенности на ту часть, где говорится о наказании согрешившего брата. Поэтому он отправился из Ефеса в Троаду, где надеялся встретить Тита. Однако встреча не состоялась, и он направился в Македонию. Сюда и пришел Тит с новостями - и хорошими, и плохими. Христиане наказали согрешившего святого - и наказание привело к его духовному выздоровлению. Это была добрая весть. Но христиане так и не послали денег нуждающимся святым в Иерусалиме, хотя и намеревались сделать это. Данная новость была уже хуже. И, наконец, Тит рассказал, что в Коринфе очень активно действовали лжеучителя, которые подрывали работу апостола и оспаривали его авторитет как служителя Христова. И это была дурная весть.
Таковы были обстоятельства, вызвавшие к жизни Второе послание к Коринфянам, написанное из Македонии.
В Первом послании Павел выступает в основном как учитель, тогда как во Втором он принимает роль пастыря. Если вы вслушаетесь внимательно, то услышите биение сердца того, кто любил народ Божий и отдавал всего себя ради их благополучия.
Итак, давайте теперь отправимся в это великое путешествие. Изучая "мысли, что дышат, и слова, что горят", будем делать это с молитвой о том, чтобы Бог просветил нас Духом Своим Святым.
План
I. ПАВЕЛ ОБЪЯСНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ (Гл. 1 - 7)
А. Приветствие (1,1-2)
Б. Служение утешения в страданиях (1,3-11)
В. Объяснение перемены планов (1,12 - 2,17)
Г. Верительные письма Павла для служения (3,1-5)
Д. Противопоставление Ветхого и Нового Заветов (3,6-18)
Е. Обязательство ясно проповедовать Евангелие (4,1-6)
Ж. Земной сосуд с небесной судьбой (4,7-18)
З. Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)
И. Совесть Павла в служении чиста (5,11 - 6,2)
К. Поведение Павла в служении (6,3-10)
Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)
М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 - 7,1)
Н. Павел радуется добрым вестям из Коринфа (7,2-16)
II. ПАВЕЛ УВЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 8 - 9)
А. Хорошие примеры щедрости (8,1-9)
Б. Добрый совет завершить сборы (8,10-11)
В. Три хороших принципа щедрости (8,12-15)
Г. Три добрых брата, посланных подготовить сборы (8,16-24)
Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)
Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)
III. ПАВЕЛ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЕ АПОСТОЛЬСТВО (Гл. 10 - 13)
А. Павел отвечает своим обвинителям (10,1-12)
Б. Принцип Павла: вспахивать для Христа целину (10,13-16)
В. Высшая цель Павла - восхваление Господа (10,17-18)
Г. Павел утверждает свое апостольство (11,1-15)
Д. Страдания Павла ради Христа подтверждают его апостольство (11,16-32)
Е. Откровения Павла подтверждают его апостольство (12,1-10)
Ж. Знамения Павла подтверждают его апостольство (12,11-13)
З. Павел скоро посетит Коринф (12,14 - 13,1)
И. Апостольство Павла подтверждают сами коринфяне (13,2-6)
К. Желание Павла делать коринфянам добро (13,7-10)
Л. Прощание Павла, полное благодати и освященное верой в Триединого Бога (13,11-13)
6,1 Некоторые понимают, что в этом стихе Павел обращается к коринфянам и побуждает их в полной мере воспользоваться явленной им благодатью.
Мы бы, скорее, сочли, что Павел продолжает излагать содержание вести, которую он проповедовал неспасенным. Он уже рассказал неверующим о чудесной благодати, предлагаемой им Богом. Сейчас он просит их принимать благодать не тщетно. Они не должны позволить семени Евангелия упасть на бесплодную почву. Нет, они должны ответить на эту чудесную весть, приняв того Спасителя, о Котором она говорит.
6,2 Далее Павел цитирует Исаию (49,8). Если мы обратимся к этой главе и изучим ее, мы обнаружим, что Бог спорит со Своим народом, отвергающим Мессию. Из стиха 7 ясно, что Господь Иисус отвергнут народом, и мы знаем, что Его отвержение привело к смерти. Но в стихе 8 мы находим слова Иеговы, уверяющие Господа Иисуса, что Его молитва услышана и что Бог поможет Ему и сохранит Его. В день спасения помог тебе. Это относится к воскресению Господа Иисуса Христа. Время благоприятное и день спасения будут возвещены воскресением Христа из мертвых. Проповедуя Евангелие, Павел берет эту чудесную истину и возвещает неспасенным слушателям: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения". Иначе говоря, эра, о которой Исаия пророчествовал как о дне спасения, уже наступила, а потому Павел побуждает людей довериться Спасителю, пока длится день спасения.
К. Поведение Павла в служении (6,3-10)
6,3 Здесь Павел от вести, которую он проповедовал, переходит к собственному поведению в христианском служении. Он понимал, что всегда найдутся люди, ищущие повод уклониться и не слушать весть спасения, и если такой повод им дает непоследовательная жизнь проповедника, то это укрепляет их в нежелании слушать. Потому он напоминает коринфянам, что никому ни в чем не полагал претыкания, чтобы не было порицаемо служение. Как мы указали ранее, под служением здесь понимается не какая-то возвышенная церковная должность, а, скорее, служение Христово. Идея человеческого посвящения в сан здесь ни при чем. Служение принадлежит всем тем, кто принял Христа.
6,4 В стихах 4-10 апостол описывает, как он старался исполнить свое служение - его невозможно ни в чем упрекнуть. Осознавая, что служит Всевышнему, он всегда старался вести себя достойно такого призвания. Денни прекрасно комментирует это место:
"Источники великой глубины разверзаются перед ним, когда он думает об этом; когда он начинает говорить, его обстоятельства крайне затруднительны, и он может говорить лишь отдельными бессвязными словами, но еще до того, как он останавливается, он уже завоевал свободу и изливает душу, не сдерживаемый ничем". (Denney, Second Corinthians, p. 230.)
Стихи 4 и 5 описывают перенесенные Павлом физические страдания, которые сделали его таким искренним, верным служителем Господа. В следующих двух стихах говорится о проявленных им христианских добрых качествах. Затем в стихах 8-10 он перечисляет противоречия, характерные для христианского служения.
Великое терпение, несомненно, относится к долготерпению Павла по отношению к людям, к поместным церквам и всем невзгодам, которые все вместе должны были бы сбить его с пути непоколебимой твердости.
Бедствия - это, возможно, реальные преследования, которые он испытал во имя Христа.
Нужды - здесь имеются в виду лишения, от которых он страдал: видимо, нехватка еды, одежды, отсутствие крыши над головой.
Тесные обстоятельства - это могут быть неблагоприятные ситуации, в которых он часто оказывался.
6,5 Как утверждается в Деяниях (16,23), Павел перенес множество ударов. О его темницах говорится дальше, в 2 Коринфянам 11,23, а слово, переведенное как "изгнания", может также переводиться как "мятеж" и относиться к волнениям и беспорядкам, которые часто были ответной реакцией на проповедь Евангелия. (В частности, весть о том, что язычники могут спастись так же, как и иудеи, вызвала несколько особенно яростных всплесков насилия.) Под трудами Павла может подразумеваться как изготовление палаток, так, конечно же, и другие формы физического труда, не говоря уже о путешествиях. Бдения - так описывается постоянная необходимость быть начеку и противостоять дьявольским козням и усилиям врагов повредить ему. Посты - это может быть добровольное воздержание от пищи, но более вероятно, что здесь имеется в виду голод, вызванный бедностью.
6,6 Павел совершал служение в чистоте, то есть в целомудрии и святости. Никто не мог бы обвинить его в безнравственности.
Служение проходило в благоразумии; возможно, подразумевается тот факт, что это было не служение невежества, а служение данного Богом знания, что хорошо доказывает широта Божественной истины, явленная в посланиях Павла.
У коринфян было более чем достаточно доказательств его великодушия! Само терпение, с которым он выносил все их грехи и недостатки, было достаточным доказательством. Благость, или доброта, Павла проявилась в том, что он самоотверженно отдавал себя для других, с любовью относился к народу Божьему и сострадал ему.
Выражение "в Духе Святом", без сомнения, означает, что все, сделанное Павлом, совершалось силой Духа и в подчинении Ему.
"В нелицемерной любви" означает, что любовь к другим, столь очевидная в жизни апостола Павла, была не воображаемой или лицемерной, а искренней. Она свойственна всем его поступкам.
6,7 В слове истины. Эти слова указывают на то, что все служение Павла исполнялось в послушании слову истины, или же что это служение было честным, последовательно соответствующим той вести, которую он проповедовал, а именно: слову истины.
"В силе Божьей, безусловно, означает, что апостол исполнял свое дело не собственной силой, а просто полагаясь на силу, которую дает Бог. Некоторые также предполагали, что это может относиться к чудесам, которые Павел мог творить, поскольку был апостолом.
Оружие правды описано в Ефесянам 6,14-18. Там перед нами предстает личность прямая, честная и последовательная. Кто-то сказал: "Когда человек облечен в деятельную праведность, он неуязвим". Если на нашей совести нет прегрешений против Бога и людей, дьяволу почти некуда стрелять. Относительно выражения "в правой и левой руке" существуют сомнения. Одним из наиболее вероятных объяснений является то, что в древней битве меч держали в правой руке, а щит - в левой. Меч говорил о наступательном бое, а щит - об оборонительном. В этом случае Павел может говорить здесь о хорошем христианском характере как сочетании нападения и защиты.
6,8 Здесь и в следующих двух стихах Павел описывает некоторые из резких противоречий, присущих служению для Господа Иисуса. Истинный последователь проходит через горные вершины и глубокие долины и через то, что лежит между ними. Это жизнь чести и бесчестия, победы и кажущегося поражения, похвалы и критики.
Истинный служитель Божий - объект порицания и похвалы. Некоторые хорошо отзываются о его рвении и мужестве, тогда как другие могут только осуждать. С ним обращаются как с обманщиком и самозванцем, и все же он верен, или "правдив". Он не обманщик, а искренний служитель Всевышнего Бога.
6,9 В том, что касается мира, Павел был неизвестен для него и не понят им, и все же он был хорошо известен Богу и братьям-христианам. ("Мы неизвестны, но нас узнают" - очень уместно написано на надгробии Джона Нельсона Дарби (1800-1882), который совершал служение по всему миру почти так же, как Павел.)
Его жизнь была жизнью ежедневного умирания,- но вот, он жив! Ему угрожали, на него охотились, его гнали и преследовали, а он завоевывал свободу только тем, что проповедовал Евангелие с еще большим рвением. Это еще сильнее подчеркивает следующее выражение: нас наказывают, но мы не умираем. Под наказанием здесь имеется в виду то наказание, которое он претерпел от рук людей. Возможно, не раз они считали, что положили конец его мятежной жизни, - и вновь слышали о его подвигах ради Христа в других городах!
6,10 Служению сопутствовала скорбь, но Павел всегда радовался. Не надо даже и говорить, как он скорбел, когда отвергали евангельскую весть, когда Божьи дети спотыкались на духовном пути; скорбел он и о собственных недостатках. И все же, когда он думал о Господе и о Божьих обетованиях, у него всегда была великолепная причина для того, чтобы поднять взгляд вверх и возрадоваться.
Павел был нищ в смысле обладания благами этого мира. Мы не читаем о том, чтобы он владел какой-то собственностью или состоянием. Но подумайте, сколько жизней обогатилось через его служение! Хотя он не имел ничего, все же в определенном смысле он обладал всем, что действительно имеет значение.
"В этих кульминационных высказываниях, - пишет А. Т. Робертсон, - Павел дает волю воображению, и оно играет, как свет молнии на облаках". (Robertson, Ministry, p. 238.)
Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)
6,11 А сейчас апостол изливает страстный призыв к коринфянам открыть ему свои сердца. Он открыто и откровенно говорил им о своей любви. Поскольку уста говорят от избытка сердца, отверстые уста Павла говорили от сердца, полного привязанности к этим людям. Именно в этом заключается общий смысл стиха, что подтверждают следующие слова: сердце наше расширено, то есть с любовью готово принять их.
Как выразил это Тозер, "Павел был маленьким человеком с обширной внутренней жизнью; его великое сердце часто ранила узость его учеников. Вид их съежившихся душ причинял ему боль". (A. W. Tozer, The Root of the Righteous, 1955.)
6,12 Любая скованность в отношениях между Павлом и коринфянами исходила не от него, а от них. Они могли ограничить свою любовь к нему до того, что не были уверены, принимать его или нет, однако он не ограничивал себя в любви к ним. Недостаток любви проявили они, а не Павел.
6,13 Если они хотят воздать ему за его любовь к ним (он говорит о тех, которые были его детьми в вере), они должны позволить своей привязанности к нему быть более открытой. Павел чувствовал себя их отцом. И они должны были любить его как отца в вере. Только Бог может дать это чувство, но они должны позволить Ему сделать это в своей жизни.
Перевод Моффатта хорошо улавливает эту мысль стихов 11-13:
"О коринфяне, я ничего от вас не прячу; мое сердце широко открыто для вас. "Скованность?" - это в вас, а не во мне. Теперь давайте меняться честно, как говорят дети! Широко откройте мне ваши сердца".
М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 - 7,1)
6,14 Связь между стихами 13 и 14 следующая: Павел сказал святым быть открытыми в своей любви к нему. Теперь он объясняет, что это можно сделать, отделив себя от всех форм греха и неправедности. Несомненно, он в какой-то мере думает о лжеучителях, заполонивших коринфскую общину.
Упоминание о неравном ярме восходит к Второзаконию (22,10): "Не паши на воле и осле вместе". Вол был животным чистым, а осел нечистым; шаг у них разный, тягловая сила тоже.
Напротив, когда верующие несут одно ярмо с Господом Иисусом, они обнаруживают, что иго Его - благо и бремя Его легко (Мф. 11,29-30).
Это место в 2 Коринфянам - одно из ключевых в Слове Божьем по вопросу об отделении. Здесь содержится ясное указание: верующий должен отделить себя от неверных, от беззакония, тьмы, Велиара, идолов.
Конечно, здесь прослеживается связь с брачными отношениями. Христианин не должен вступать в брак с человеком неспасенным. Однако в тех случаях, когда верующий уже состоит в браке с человеком неверующим, этот отрывок не оправдывает отделения или развода. Божья воля в таком случае в том, чтобы брак сохранялся ради того, чтобы неспасенный супруг мог со временем спастись (1 Кор. 7,12-16).
Кроме того, сказанное относится и к деловым отношениям. Христианин не должен избирать себе в компаньоны тех, кто не знает Господа. Это применимо к тайным орденам или братствам: как верный Христу может быть последовательным членом организации, где имя Христа нежелательно? Что касается социальной, общественной жизни, то, согласно этому стиху, христианин должен поддерживать контакты с неспасенными, чтобы привести их к Христу, но он никогда не должен участвовать в их грешных удовольствиях или других неблаговидных делах, потому что это заставит их подумать, что он ничем от них не отличается.
Этот отрывок применим и к религиозным делам: верный последователь Христа не захочет сохранять членство в церкви, где неверующих сознательно признают членами церкви.
Стихи 14-16 говорят о важных жизненных отношениях.
Праведность и беззаконие описывают всю сферу нравственного поведения.
Свет и тьма связаны со способностью понять то, что от Бога.
Христос и Велиар относятся к области авторитета, другими словами, к вопросу о личности или вещи, которую человек признаeт господином своей жизни.
Верный и неверный относятся к области веры.
Храм Божий и идолы в полной мере характеризуют личное поклонение человека.
Праведность и беззаконие не могут быть вместе: они нравственно противоположны. И свет не имеет ничего общего с тьмою. Когда в комнате зажигается свет, тьма рассеивается. Они не могут сосуществовать одновременно.
6,15 Имя "Велиар" означает "нечестивый" или "порочный". Здесь это - имя дьявола. Возможен ли мир между Христом и сатаной? Конечно же, нет! Так не может быть и союза верного с неверным. Попытка заключить такой союз была бы изменой Господу.
6,16 Идолы не имеют ничего общего с храмом Божьим. Если это так, то как тогда верующие могут иметь дело с идолами, если они - храм Бога живого? Конечно, под идолами здесь понимаются не просто вырезанные из дерева фигуры, но все, что встает между душой и Христом. Это могут быть деньги, удовольствия, слава или материальные блага.
Апостол находит обильные доказательства того, что мы являемся храмом Бога живого в таких фрагментах Писания, как Исход 29,45, Левит 26,12 и Иезекииль 37,27.
Денни говорит:
"[Павел] ожидает, что христиане будут хранить святость дома Божьего ненарушенной так же ревностно, как и иудеи; теперь, говорит он, этот дом - мы сами: самих себя мы должны сохранить незапятнанными этим миром". (Denney, Second Corinthians, p. 246.)
6,17 Если это так, Павел бросает им вызов: выйдите. Он цитирует Исаию (52,11). Это обычные наставления, которые Бог дает Своим людям об отделении от зла. Христиане не должны оставаться среди зла как часть его, чтобы исправить его. Бог хочет, чтобы они вышли из среды его. Нечистое в данном стихе - это прежде всего языческий мир, но оно относится к любому злу: в коммерции, в социальной жизни или же в религиозной. Этот стих нельзя использовать для проповеди отделения от других верующих. Христианам звучит увещание стараться "сохранить единство духа в союзе мира".
6,18 Христианам иногда бывает тяжело разрывать связи, существовавшие годами, для того чтобы повиноваться Слову Божьему. Кажется, в стихе 18 Бог предвосхищает такие трудности. Он уже сказал в стихе 17: "Я приму вас", и сейчас добавляет: "И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель". Как воздаяние за то, что человек стоит со Христом вне лагеря зла, ему дано будет узнать новое и более близкое общение с Отцом. Это не значит, что мы становимся сыновьями и дочерями через послушание Его Слову, но мы проявляем себя как Его сыны и дщери, когда так поступаем, и мы испытаем радости и удовольствия сыновства так, как не испытывали никогда раньше.
"Благословения истинного отделения нисколько не меньше, чем славное общение с Самим великим Богом!" ("Избранное").
Сегодня эта проблема стоит перед евангельскими христианами в либеральных и нео-ортодоксальных церквах. Они постоянно спрашивают: "Что я должен делать?" Здесь мы находим ответ Бога. Они должны оставить общество, где не чтят Господа Иисуса и не превозносят как возлюбленного Сына Божьего и Спасителя мира. Вне такого общения они могут сделать для Бога гораздо больше, чем все то, чего они могут достичь, оставаясь в нем.
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 6
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (1,1).
Время и обстоятельства написания
Наиболее вероятная дата написания послания - 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес (Деян. 20,1), но еще не прибыв снова в Коринф (Деян. 20,2).
Основав в 51-52 гг. церковь в Коринфе (Деян. 18,1-18), Павел возвратился в Антиохию; этим закончилось его второе миссионерское путешествие (Деян. 18,22). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года (Деян. 19,1-40; 20,31). Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам (1 Кор. 16,17.18). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышал о настроениях в Коринфе совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно; позднее Павел назовет его огорчительным (2,1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже "в третий раз" (12,14; 13,1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2,5.10).
Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам "строгое послание", полное укоров и призывов к покаянию (2,3.4; 7,8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10-13) глав.
Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это "строгое послание", сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2,12.13; 7,5-9.13-15; Деян. 20,1.2).
Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу "строгому посланию". По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2,13; 7,5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2,12), но "не имел покоя духу". Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита. Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (7,6-15).
Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (7,5-16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны "лжеапостолов" (11,13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10-13; также 3,1-6; 7,2).
Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца (Деян. 20,2.3), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме (Деян. 20,3 - 21,17).
Характерные особенности и темы
Второе послание к коринфянам - очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола: гл. 1-7 проникнуты мыслью об утешении и поддержке свыше в страданиях и скорбях (1,3-7; 7,4.7.13); гл. 10-13 посвящены постижению силы Божией, проявляющейся в немощи человеческой (12,9.10).
Другие темы послания: безупречность поступков Павла (1,12.17.18; 6,3-10; 7,2.3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (1,5-11; 4,8-12; 6,4-10; 11,23 - 12,9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2,4; 11,2.7-11; 12,14.15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2,9; 10,8; 13,8-10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериям мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (1,12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9).
Трудности истолкования
Хотя принадлежность послания апостолу Павлу не оспаривалась, под вопрос не раз ставилась его структурная целостность: утверждалось, что гл. 10-13 представляют собой отдельное письмо, написанное по иному поводу и лишь позднее присоединенное к первым девяти главам послания.
Основной аргумент в пользу мнения, что гл. 10-13 являются самостоятельным посланием, состоит в том, что тон письма и отношение Павла к Коринфской церкви благожелательны в гл. 1-9, но строги и грозны в гл. 10-13. Возможно ли, чтобы оба раздела были написаны по одному поводу и касались одних и тех же обстоятельств в той же общине?
Отвечая на этот вопрос, надо признать, что, действительно, с 10,1 тон послания меняется. Но это, скорее всего, вызвано переменой темы. В первой части послания Павел прежде всего хочет поделиться своей радостью и выразить благодарность по поводу раскаяния коринфян. Он также хочет дать пространное и достоверное описание своего служения делу благовестия. Исчерпав эти темы, он обращается к своим читателям с призывом завершить сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). И в завершение, отложив наименее приятную задачу напоследок, Павел переходит к проблеме лжеапостолов и к их обвинениям в его адрес (гл. 10-13), что и обусловило перемену тона послания. Кроме того, знаменательно, что и в ранний период истории церкви нет следа разделения этого послания. Его читали и толковали как единое целое. Такое восприятие Второго послания к коринфянам и сегодня представляется наиболее верным.
Высказывались и другие, поддержанные весьма немногими исследователями, сомнения относительно единства послания, а именно: будто раздел 2,14 - 7,4 составляет отдельное послание, а 6,14 - 7,1 - вставка, не связанная с основным текстом, и что гл. 8 и 9 являются самостоятельным посланием. В ответ на все эти предположения можно признать, что упомянутые разделы действительно отличаются по тону и содержанию от общего контекста, но эта стилевая особенность присуща посланиям Павла, и разделы эти согласуются с содержанием послания.
Содержание
I. Приветствие (1,1.2)
II. Изложение сути служения Павла (1,3 - 7,16)
А. Благодарение за Божие утешение (1,3-11)
Б. Обоснование перемены планов Павла (1,12 - 2,4)
В. Прощение раскаявшегося грешника (2,5-11)
Г. Путешествие Павла в Троаду и Македонию (2,12.13)
Д. Величие новозаветного служения (2,14 - 7,4)
1. Его торжество и благоухание (2,14-17)
2. Живое рекомендательное письмо - сами коринфяне (3,1-3)
3. Новый завет непреходящей славы (3,4 - 4,6)
4. Сокровище, носимое в глиняных сосудах (4,7 - 5,10)
5. Служение примирения (5,11 - 6,13)
6. Призыв отделиться от зла (6,14 - 7,4)
Е. Радость Павла в связи с прибытием Тита (7,5-16)
III. Сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8,9)
А. Пример Македонии (8,1-7)
Б. Пример Иисуса (8,8.9)
В. Аргументация в защиту благотворительности (8,10 - 9,15)
IV. Защита от лжеапостолов (10,1 - 13,10)
А. Истинная духовная сила Павла (10,1-12)
Б. "Похвальба" Павла (10,13 - 12,21)
1. Определение меры "похвальбы" (10,13 - 11,21)
2. "Похвальба" страданием и слабостью (11,22-33)
3. "Похвальба" небесным видением (12,1-10)
4. Попечение Павла о коринфянах (12,11-21)
В. Предостережение (13,1-10)
V. Заключительные приветствия и благословение (13,11-14)
1 не тщетно. Если коринфяне допустят, чтобы общину их разрушили лжеапостолы (11,13), или если они откажутся очиститься "от всякой скверны плоти и духа" (7,1), их жизнь все меньше будет служить прославлению Бога, так что полученная ими спасающая благодать окажется бесплодной.
2 теперь время благоприятное. Когда Бог предлагает помощь, следует отозваться на нее немедленно, пока предложение не взято обратно. Слово "теперь" в широком смысле подразумевает всю новозаветную эпоху. В более ограниченном смысле - это именно тот момент в жизни, когда человек слышит, что Бог предлагает ему помощь.
6 Здесь перечислены характеристики истинного служителя слова: чистая проповедь, чистое поведение, чистые побуждения и глубокая любовь к людям.
в Духе Святом. Сила Духа Святого явственна в служении Павла: она сообщала убедительность его проповеди, обличала неверующих во грехе (ср. Ин. 16,8-11), подавала духовные дары (1 Кор. 12,7-11). Эти действия Святого Духа опять-таки свидетельствовали в пользу Павла и его служения.
7 в слове истины. Павел не станет порочить святость истины или лгать ради достижения какой-либо желаемой цели.
в силе Божией. Она часто проявлялась в чудесах, исцелениях или в посрамлении врагов (ср. Деян. 14,3.9.10; 19,11.12; 20,10; 28,8.9; Рим. 15,19).
с оружием. Оружием Павел называет правду. См. 10,4 и ком.; Еф. 6,10-18.
11 сердце наше расширено. В этом послании Павел, как нигде, раскрывает свои чувства. И его открытое сердце преисполнено любви к тем, к кому он обращается.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо. Иной перевод: "не впрягайтесь в чужое ярмо". В предписании (Втор. 22,10), запрещавшем впрягать вместе животных разных пород, Павел усматривает более глубокий духовный смысл. с неверными. Лжеапостолы в Коринфе называли себя христианами, но не были верны Евангелию (11,13-15).
15 Велиар. Одно из имен сатаны.
16 вы храм Бога живаго. В ветхозаветное время Бог пребывал в скинии, затем - в храме, построенном Соломоном. Воплотившийся Христос был истинным храмом, в Нем обитал Бог (Ин. 2,21; Кол. 2,9). Ныне же Бог обитает в верующих, которых Павел и называет "храмом Божиим" (1 Пет. 2,5; 1 Кор. 6,19).
как сказал Бог. Ветхозаветное обетование, что Бог будет пребывать в среде Своего народа в награду за верность Ему (здесь Павел цитирует Лев. 26,11.12), перешло в новозаветное обещание: Бог пребудет с теми, кто уповает на Христа.
17 Здесь цитируются пророки Исайя (52,11) и Иезекииль (20,34), хотя и не дословно. Эти указания подразумевают отделение от неверующих (ср. ст. 14; следует отметить, что Ис. 52,11 повелевает Израилю выйти из среды неверного Вавилона). Этими стихами, однако, нельзя обосновывать тенденцию к сепаратизму в случае расхождения взглядов по второстепенным вопросам (см. Рим. 14,1; Тит. 3,9).
18 См. 2 Цар. 7,14. Павел объединяет здесь несколько ветхозаветных обетований о близости Божией и милости Его, но при этом ясно указывает непременное условие осуществления их - удаление христиан от нравственной скверны.