1 But I determined this with myself, that I would not come again to you in heaviness.
2 For if I make you sorry, who is he then that maketh me glad, but the same which is made sorry by me?
3 And I wrote this same unto you, lest, when I came, I should have sorrow from them of whom I ought to rejoice; having confidence in you all, that my joy is the joy of you all.
4 For out of much affliction and anguish of heart I wrote unto you with many tears; not that ye should be grieved, but that ye might know the love which I have more abundantly unto you.
5 But if any have caused grief, he hath not grieved me, but in part: that I may not overcharge you all.
6 Sufficient to such a man is this punishment, which was inflicted of many.
7 So that contrariwise ye ought rather to forgive him, and comfort him, lest perhaps such a one should be swallowed up with overmuch sorrow.
8 Wherefore I beseech you that ye would confirm your love toward him.
9 For to this end also did I write, that I might know the proof of you, whether ye be obedient in all things.
10 To whom ye forgive any thing, I forgive also: for if I forgave any thing, to whom I forgave it, for your sakes forgave I it in the person of Christ;
11 Lest Satan should get an advantage of us: for we are not ignorant of his devices.
12 Furthermore, when I came to Troas to preach Christ's gospel, and a door was opened unto me of the Lord,
13 I had no rest in my spirit, because I found not Titus my brother: but taking my leave of them, I went from thence into Macedonia.
14 Now thanks be unto God, which always causeth us to triumph in Christ, and maketh manifest the savour of his knowledge by us in every place.
15 For we are unto God a sweet savour of Christ, in them that are saved, and in them that perish:
16 To the one we are the savour of death unto death; and to the other the savour of life unto life. And who is sufficient for these things?
17 For we are not as many, which corrupt the word of God: but as of sincerity, but as of God, in the sight of God speak we in Christ.
And I wrote this same unto you, lest, when I came, I should have sorrow from them of whom I ought to rejoice; having confidence in you all, that my joy is the joy of you all.
For out of much affliction and anguish of heart I wrote unto you with many tears; not that ye should be grieved, but that ye might know the love which I have more abundantly unto you.
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.
Стихи, которые вы недавно исследовали:
Стихи, которые вы недавно исследовали:
!«Кликните» по стиху для его исследования и Вы увидите:
6 вариантов перевода:
– русский синодальный,
– русский современный,
– русский («Радостная весть»),
– украинский (И. Огиенко),
– английский King James Version,
– английский American Standard
Значение слов-оригиналов (греческий и иврит)
Параллельные места Библии, связанные с выбранным стихом
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Баркли
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 2
ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
Смотрите Введение к Первому посланию к Коринфянам.
1-4
КОГДА УКОРЯЕТ СВЯТОЙ (2 Кор. 1,23-2,4)
Вот эхо неприятных событий. Как мы уже видели во вступлении, события, по-видимому, развивались так: положение в Коринфе становилось все хуже и хуже. Церковь раздирали групповые распри, и среди них были люди, которые отрицали авторитет Павла. Стремясь как-то исправить положение, Павел нанес краткосрочный визит в Коринф, который не только не исправил, но еще более обострил положение и совершенно расстроил Павла. Вследствие этого он написал, будучи в сердцах и в слезах, очень строгое письмо, полное упреков. Именно поэтой причине не выполнил он свое обещание снова посетить их, ибо, в сложившихся обстоятельствах такой визит мог причинить неприятность как ему, так и коринфянам.
В этом отрывке проявляется и сердце Павла: ведь он вынужден строго поступать с теми, кого он любил.
1) Он очень неохотно прибегает к строгости и к упрекам. И то лишь когда он вынужден, и ему не остается иного выхода. Есть люди, глаза которых всегда выискивают ошибки и недостатки, языки которых всегда готовы критиковать, и в голосе их всегда высокие ноты. Павел не был таким. Он поступал мудро. Если мы постоянно критикуем людей и придираемся к каждому слову, если мы постоянно сердиты и резки в обращении, если людей больше упрекаем, чем хвалим, - то ясно, что такая строгость не окажет на них благотворного воздействия, а обесценивается из-за своей односторонности. Чем реже человек бросает упреки, тем сильнее их действие. Во всяком случае, глаза истинного христианина скорее ищут хорошего, чтобы похвалить, чем плохого, чтобы заклеймить.
2) Когда Павел укоряет, он делает это любя. Он никогда не говорил лишь для того, чтобы оскорбить или обидеть. Некоторые люди могут испытывать садистское наслаждение, видя человека, вздрагивающего от резкого и жестокого слова. Но Павел был не таким. Он укорял не для того, чтобы причинить боль, но чтобы вернуть человеку радость. Когда Джон Кнокс лежал на смертном одре, он сказал: "Бог знает, что в моем уме никогда не было места ненависти по отношению к тем людям, к которым были обращены мои самые суровые осуждения". Надо ненавидеть грех, но любить грешника. Действительно влиятелен тот упрек, когда делающий его любовно обнимает упрекаемого. Упреки, брошенные в порыве ярости, болят и могут ужасать человека, но укор оскорбленной и страдательной любви может тронуть сердце его.
3) Когда Павел укоряет, он меньше всего старается продемонстрировать людям свою власть. В одном из современных романов отец говорит своему сыну: "Я вколочу в тебя страх пред любящим Богом". Проповеднику и учителю Слова Божия грозит опасность заставлять людей думать так, как думаем мы и настаивать на том, что, если они не видят мир так же, как и мы, то они ошибаются. Долг учителя заключается не в том, чтобы воспроизвести себя в людях, но помочь им самим продумать свою веру и споспешествовать их радости. Цель благовестника не в том, чтобы воссоздать свою бледную копию, но создать здравомыслящего человека. Один ученик великого учителя А. Б. Брюса сказал: "Он снял ограждение и мы смогли увидеть голубую воду". Павел знал, что, как учитель, он никогда не должен проявлять свою власть, но воспитывать и учить тех, за кого он в ответе.
4) Наконец, хотя он очень неохотно осуждал, хотя он хотел видеть в других только благочестивое, и хотя сердце его было наполнено любовью, Павлу приходилось по необходимости укорять. Когда Джон Нокс упрекнул Королеву Мэри в намеченном ее браке с Дон Карлосом, она сначала попыталась разгневаться и оскорбиться, потом попробовала "море слез". На это Нокс ответил: "Меня никогда не радовали слезы какого-нибудь создания Господа, я едва могу выносить слезы моих мальчиков, которых мне приходится наказывать отеческой рукой, еще меньше я могу радоваться слезам Вашего величества; но я скорее вынесу, хотя и неохотно, слезы Вашего величества, нежели потерплю угрызения своей совести, соблюдая молчание и предавая мое государство". Мы нередко воздерживаемся от упреков из чувства ложной доброты, либо во избежание неприятностей. Но бывают такие моменты, когда для устранения неприятностей необходима очная ставка с ними, а трусливые попытки сохранить шаткий мир лишь могут привести к более серьезным опасностям. Если будем руководствоваться любовью и разумными соображениями не ради собственного тщеславия, но для высшего блага других, - тогда мы будем знать, когда нужно говорить и когда молчать.
5-11
МОЛЕНИЕ О ПРОЩЕНИИ ГРЕШНИКА (2 Кор. 2,5-11)
Это место тоже является отголоском перенесенных волнений и несчастий. Когда Павел посетил Коринф, он встретился с вожаком оппозиции в Коринфской церкви, который нанес Павлу личные оскорбления; и Павел настаивал на том, чтобы он был подвергнут наказанию. Большая часть коринфских христиан увидела в поведении этого вожака не только оскорбление Павлу, но и оскорбление доброго имени всей Коринфской церкви. И на него наложили епитимию, которую некоторые считали недостаточной и требовали, чтобы он был подвергнут более суровому наказанию.
И вот здесь проявляется величие Павла. Он ходатайствует, заявляя, что ослушник достаточно наказан, ибо он уже раскаивался и дальнейшие наказания принесут больше вреда, чем добра. Это может вызвать у него отчаяние, а такое отношение к нему - не есть уже служение Христу и Церкви, а потакание проискам сатаны. Если бы Павел был движим лишь человеческими чувствами, он тайно радовался бы тяжелой судьбе своего обидчика. В этой ситуации, как нигде более, проявляется величие характера Павла, когда он в милосердии своем умоляет пощадить человека, причинившего ему такую обиду. Перед нами в высшей степени достойный пример христианского поведения в случае оскорбления и обиды.
1) Павел вообще не воспринял этот случай как личное оскорбление. Важным было не оскорбление своих собственных чувств, а сохранение дисциплины и мира в церкви. Некоторые люди воспринимают все лично. Любая критика, даже доброжелательная, воспринимается такими людьми как личная обида. Именно такие люди, более чем кто-нибудь другой, нарушают мир среди братства. Хорошо было бы, если бы мы помнили, что критика и совет направлены не на то, чтобы причинить боль, но чтобы помочь нам.
2) Когда Павел одобрил наказание ослушника, им двигало не чувство мести, но желание исправить его; он не стремился сбить человека с ног, а подать руку и помочь ему подняться. Павел не осуждал человека по абстрактным нормам справедливости, но по христианской любви. Ведь часто грех - положительные замыслы, проявившиеся с дурной стороны. Человек, замышляющий успешную кражу, обладает инициативой и организационными способностями; гордость - это интенсивное чувство независимости, подлость - извращенное приобретение. Павел видел свою цель не в том, чтобы искоренить в человеке такие качества, а направить их на возвышенные намерения. Христианский долг состоит не в том, чтобы вбить в человека покорность, а воодушевить его к благим деяниям.
3) Павел настаивал на том, что наказание не должно вызвать у человека отчаяние или сделать его бессердечным. Неверное обращение с человеком часто подталкивает в объятия дьявола. Чрезмерная суровость может отвратить человека от церкви и христианского братства, в то время как сочувственное исправление может привести человека в церковь. Мэри Лэм, у которой бывали приступы безумия, терпела резкое обращение со стороны матери. Она часто вздыхала: "Почему я никогда не могу сделать что-нибудь угодное матери?" Лютер едва мог читать молитву "Отче наш", потому что его собственный отец был столь строг, что при слове "отец" перед его глазами вставала картина мрачного ужаса. Он любил говорить: "Жалеть розгу - портить дитя. Помимо розги имей при себе яблоко, чтобы дать его сыну, когда он поступает благоразумно". Наказание должно воодушевлять человека, а не обескураживать его. В конечном счете, можно достигнуть этого, если мы поймем, что - даже наказывая человека - мы все же верим в него.
12-17
ТОРЖЕСТВОВАТЬ ВО ХРИСТЕ (2 Кор. 2,12-17)
Павел начинает с того, что его страстное желание узнать о событиях в Коринфе беспокоило его так, что он дольше не мог ждать в Трое, хотя он и нашел там благоприятную почву для благовествования, и отправился встретить идущего к нему Тита. И за этим следует восторженное благодарение Богу, приведшему все к счастливому концу. Стихи 14-16 трудно понять отдельно, но, если их читать в контексте Павловых мыслей, перед нами встает живая картина. Он говорит, что идем в триумфальном шествии Христа; и далее, что мы являемся благоуханием познания Христа для людей. Для одних - запах смертоносный на смерть, а для других - запах живительный на жизнь.
Перед его глазами стоит картина римского триумфа - торжественного парада, и Христа - победителя мира. Высшей честью, которую римскому полководцу-победителю оказывали, был триумф. Чтобы быть удостоенным такого торжества, римский полководец должен был исполнить определенные требования. Он должен был быть главнокомандующим на поле битвы, завершить военную кампанию, завоевать область, возвратить домой победоносные войска. В одной битве должно было быть убито не менее пяти тысяч вражеских воинов, победа над иноземным врагом должна была быть одержана, но не в гражданской войне.
Торжественный парад полководца-победителя проходил по улицам Рима к Капитолию в определенном порядке. Впереди шли государственные деятели и сенат. За ними трубачи. Затем несли награбленную в завоеванной земле добычу. Когда Тит завоевал Иерусалим, по улицам Рима несли семисвечник, позолоченный стол для хлебов предложения и золотые трубы. Потом несли картины завоеванной страны и модели взятых крепостей и судов. Затем вели белого жертвенного быка. Далее шли пленные князья, предводители и полководцы в цепях, которых потом ненадолго сажали в тюрьму, но вероятнее всего, почти сразу же казнили. Далее шли ликторы со своими прутьями, а за ними музыканты с лирами, потом жрецы, размахивающие кадилами с горящим в них благовонным фимиамом. Затем ехал сам полководец-победитель. Он стоял в колеснице, запряженной четверкой и был одет в пурпурный мундир, расшитый золотыми пальмовыми листьями, а поверх него - в пурпурную тогу, расшитую золотыми звездами. В руке он держал скипетр из слоновой кости с римским орлом, а над его головой раб держал корону Юпитера. За ним ехала его семья; и, наконец, шла армия, во всем украшении с криками: "победа!" Шествие проходило по украшенным гирляндами улицам, среди выкрикивающей радостные приветствия толпы. Это было грандиозное событие; такое зрелище могло быть однократным событием жизни.
Вот эта картина стояла перед глазами Павла. Он видит Христа, шествующего торжественно по миру, а себя в этом победоносном шествии. Он уверен, что ничто не может остановить это триумфальное шествие.
Мы видели в этом шествии жрецов, размахивающих наполненными благовониями кадилами. Для победителя этот запах фимиама был фимиамом радости, победы и жизни; но для пленников, шедших несколько впереди, это был запах смертоносный, напоминавший им поражение и близкую смерть. И вот так думает Павел о себе и о других апостолах, благовествующих Евангелие торжествующего, победоносного Христа. Для тех, кто примет это Евангелие - это будет, как и для победителей, благоухание жизни. Для тех, кто оттолкнет его - это будет запах смертоносный, как и для побежденных.
В одном Павел был уверен: даже весь мир не может одолеть Христа. Павел жил не в пессимистическом страхе, а в приподнятом оптимизме, основанном на непобедимом величии Христа.
Еще раз слышится эхо неприятного прошлого. Были люди, утверждавшие, что Павел, якобы, неспособен благовествовать Евангелие Христово. Более того, были и такие, которые утверждали, что он использует Евангелие для личного обогащения. И Павел вновь употребляет слово эиликринейа для определения своей искренности, способной выдержать проницательные лучи солнца. Его благовестие от Бога, и оно выдержит сам суд Христов. Павел не боялся, что бы ни говорили люди, потому что его совесть говорила ему, что Бог одобряет его труд, а Христос скажет ему "хорошо, добрый и верный раб!"
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 2
Прозрачность откровения Павла (в 2 Коринфянам) для меня не имеет равных во всей священной литературе. Сэдлер
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Если Первое послание к Коринфянам часто изучают и используют в проповедях, то Вторым посланием к Коринфянам часто пренебрегают. И тем не менее это очень важное послание. Несомненно, такое пренебрежение в значительной мере вызвано его труднопереводимым ироническим стилем.
В наших переводах множество слов выделено курсивом, а это показывает, как много пришлось восполнить для того, чтобы передать это эмоциональное письмо языком, приемлемым для нас.
Это Послание трудное. Значение многих слов, по меньшей мере, не ясно. Этому есть несколько объяснений:
(1) о многом Павел пишет сатирически, и иногда трудно быть уверенным в том, когда именно он это делает;
(2)для того чтобы полностью понять некоторые стихи, нужна дополнительная точная информация о путешествиях Павла, путешествиях его сотрудников и о письмах, им написанных;
(3) письмо глубоко личное, и слова его часто идут от сердца, а такие слова - не самые легкие для понимания.
Но трудности не должны нас обескураживать. К счастью, они касаются только деталей и не затрагивают основных истин Послания. Наконец, Второе послание к Коринфянам очень любят и часто цитируют. Изучив его, вы лучше поймете почему.
II. АВТОРСТВО
Почти никто не отрицает, что 2 Коринфянам написано Павлом, хотя существуют теории "вставок" в некоторых местах. Однако целостность этого письма (с типичными для Павла отклонениями от темы!) очевидна.
Внешнее свидетельство о 2 Коринфянам сильно, хотя относится к несколько более позднему времени, чем свидетельство о 1 Коринфянам. Как ни странно, Климент Римский его не цитирует, зато цитируют Поликарп, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Киприан. Маркион упоминает его третьим в числе признанных им десяти посланий Павла. Оно включено и в канон Муратори. Начиная с 175 г. н. э., свидетельств в пользу 2 Коринфянам более чем достаточно.
Внутренних свидетельств авторства Павла не перечесть. За исключением Послания к Филимону, это письмо Павла наиболее личное и содержит мало доктрин. Частые ссылки на себя - отличительная черта апостола - и явно тесная связь с 1 Коринфянам, Галатам, Римлянам, Деяниями - все это подтверждает традиционный взглядписьмо написано Павлом. Тот же автор и та же община, что и в общепризнанном Первом послании, ясно это подтверждают.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
По-видимому, Второе послание к Коринфянам было написано менее чем год спустя после написания 1 Коринфянам из Македонии (некоторые приписки к ранним переводам уточняют: из Филипп). Общепринята датировка Послания 57 г. н. э., но многие предпочитают 55 г. или 56 г., а Харнак называет даже 53 г.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Одна из причин нашей любви к Второму посланию к Коринфянам в том, что оно такое личное. Кажется, оно приближает нас к Павлу гораздо больше, чем все остальное, им написанное. Мы в какой-то мере чувствуем, с каким великим воодушевлением он трудился для Господа. Мы можем уловить величественность этого величайшего жизненного призвания. В немом изумлении мы читаем перечень перенесенных им страданий. Мы ощущаем тот горячий прилив негодования, с каким он отвечал своим неразборчивым в средствах критикам. Короче говоря, Павел, кажется, открывает нам все тайники своей души.
О первом визите Павла в Коринф говорится в главе 18 Деяний. Это произошло во время его второго миссионерского путешествия, сразу после того как он произнес свою знаменитую речь в афинском ареопаге.
В Коринфе Павел делал палатки вместе с Акилой и Прискиллой и проповедовал Евангелие в синагогах. Затем из Македонии пришли Сила и Тит, чтобы присоединиться к нему в благовествовании, которое продолжалось как минимум восемнадцать месяцев (Деян. 18,11).
Когда большинство иудеев отвергло проповедь Павла, он обратился к язычникам. Когда к Богу обратились души - и иудеи, и язычники,- иудейские начальники привели апостола к проконсулу Галлиону. Но тот прогнал их из суда, сказав, что это дело не подпадает под его юрисдикцию.
После суда Павел еще много дней оставался в Коринфе, а затем отправился в Кенхреи, Ефес, а потом в долгий путь обратно в Кесарию и Антиохию.
Во время третьего миссионерского путешествия он вернулся в Ефес и оставался там два года. В это время Павла посетила делегация из Коринфа, прося совета по многим вопросам. В ответ на заданные вопросы и было написано 1 Коринфянам.
Позже апостол был очень обеспокоен тем, как коринфяне отреагировали на его письмо, в особенности на ту часть, где говорится о наказании согрешившего брата. Поэтому он отправился из Ефеса в Троаду, где надеялся встретить Тита. Однако встреча не состоялась, и он направился в Македонию. Сюда и пришел Тит с новостями - и хорошими, и плохими. Христиане наказали согрешившего святого - и наказание привело к его духовному выздоровлению. Это была добрая весть. Но христиане так и не послали денег нуждающимся святым в Иерусалиме, хотя и намеревались сделать это. Данная новость была уже хуже. И, наконец, Тит рассказал, что в Коринфе очень активно действовали лжеучителя, которые подрывали работу апостола и оспаривали его авторитет как служителя Христова. И это была дурная весть.
Таковы были обстоятельства, вызвавшие к жизни Второе послание к Коринфянам, написанное из Македонии.
В Первом послании Павел выступает в основном как учитель, тогда как во Втором он принимает роль пастыря. Если вы вслушаетесь внимательно, то услышите биение сердца того, кто любил народ Божий и отдавал всего себя ради их благополучия.
Итак, давайте теперь отправимся в это великое путешествие. Изучая "мысли, что дышат, и слова, что горят", будем делать это с молитвой о том, чтобы Бог просветил нас Духом Своим Святым.
План
I. ПАВЕЛ ОБЪЯСНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ (Гл. 1 - 7)
А. Приветствие (1,1-2)
Б. Служение утешения в страданиях (1,3-11)
В. Объяснение перемены планов (1,12 - 2,17)
Г. Верительные письма Павла для служения (3,1-5)
Д. Противопоставление Ветхого и Нового Заветов (3,6-18)
Е. Обязательство ясно проповедовать Евангелие (4,1-6)
Ж. Земной сосуд с небесной судьбой (4,7-18)
З. Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)
И. Совесть Павла в служении чиста (5,11 - 6,2)
К. Поведение Павла в служении (6,3-10)
Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)
М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 - 7,1)
Н. Павел радуется добрым вестям из Коринфа (7,2-16)
II. ПАВЕЛ УВЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 8 - 9)
А. Хорошие примеры щедрости (8,1-9)
Б. Добрый совет завершить сборы (8,10-11)
В. Три хороших принципа щедрости (8,12-15)
Г. Три добрых брата, посланных подготовить сборы (8,16-24)
Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)
Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)
III. ПАВЕЛ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЕ АПОСТОЛЬСТВО (Гл. 10 - 13)
А. Павел отвечает своим обвинителям (10,1-12)
Б. Принцип Павла: вспахивать для Христа целину (10,13-16)
В. Высшая цель Павла - восхваление Господа (10,17-18)
Г. Павел утверждает свое апостольство (11,1-15)
Д. Страдания Павла ради Христа подтверждают его апостольство (11,16-32)
Е. Откровения Павла подтверждают его апостольство (12,1-10)
Ж. Знамения Павла подтверждают его апостольство (12,11-13)
З. Павел скоро посетит Коринф (12,14 - 13,1)
И. Апостольство Павла подтверждают сами коринфяне (13,2-6)
К. Желание Павла делать коринфянам добро (13,7-10)
Л. Прощание Павла, полное благодати и освященное верой в Триединого Бога (13,11-13)
2,1 Этот стих - продолжение последних двух стихов главы 1. Павел объясняет дальше, что причина, по которой он не пошел в Коринф, как собирался, заключается в том, что он не хотел причинить им огорчение, которое неизбежно вызвали бы его упреки. Слова: "...я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением", кажется, предполагают, что после своего первого посещения, описанного в Деяниях (18,1-17), он приходил к ним, принеся печаль и боль. Возможно, об этом промежуточном посещении идет речь в 2 Коринфянам (12,14 и 13,1).
2,2 Если бы апостол пришел в Коринф и стал в чем-то лично упрекать христиан, он, конечно, огорчил бы их. В этом случае он и сам бы огорчился, потому что ожидал, что именно эти люди обрадуют его. Как говорит Райри: "Если я сделаю вам больно, кто же останется, чтобы порадовать меня, кроме опечаленных? В этом не будет никакого утешения".
2,3 Вместо того чтобы вызвать это обоюдное огорчение личным посещением, апостол Павел решил написать письмо. Он надеялся, что Послание достигнет желаемого результата: коринфяне накажут согрешившего брата и следующее посещение Павла не будет омрачено напряженными отношениями с этими глубоко любимыми им людьми.
Является ли письмо, о котором идет речь в первой части стиха 3, Первым посланием к Коринфянам, или же это какое-то другое письмо, сегодня не существующее? Многие считают, что это не может быть 1 Коринфянам, потому что, согласно стиху 4, оно было написано от великой скорби и стесненного сердца и со многими слезами. Другие исследователи полагают, что это описание очень хорошо подходит к 1 Коринфянам. Возможно, Павел написал в Коринф строгое письмо, которое до нас не дошло. Скорее всего, он написал его после печального посещения (2 Кор. 2,1), а Тит доставил. О таком письме может идти речь в 2,4.9; 7,8.12.
Какая бы точка зрения ни была правильной, мысль стиха 3 такова: Павел написал им именно так для того, чтобы при посещении ему не пришлось иметь огорчения от печали тех, кто должен дать ему радость. Он был уверен в том, что приносящее радость ему обрадует и их. В контексте это означает, что благочестивое решение проблемы наказания приведет к обоюдной радости.
2,4 В этом стихе мы можем заглянуть в глубь сердца великого духовного пастыря. Павлу было очень больно оттого, что коринфское собрание мирилось с грехом. Это причиняло ему великую скорбь и стеснение сердца, и горячие слезы скорби текли по его щекам. Очевидно, коринфский грех волновал апостола больше, чем самих коринфян. Они должны были понять это письмо не как попытку задеть их чувства, а как доказательство его любви к ним. Он надеялся, что, если он напишет им, у них будет достаточно времени исправить положение, так что его следующее посещение станет радостным. "Раны, нанесенные другом, говорят о верности". Мы не должны негодовать, если нам благочестиво советуют или нас предупреждают. Мы должны понять, что небезразличны тому человеку, который это делает. Правдивый упрек следует принимать так, будто он исходит от Господа, и быть за него благодарными.
2,5 В стихах с 5 по 11 апостол более прямо говорит о случае, вызвавшем эти затруднения. Обратите внимание, какое милосердие и христианское уважение он проявляет. Ни разу он не называет ни грех, ни грешника. Выражение "если же кто огорчил" может относиться к человеку, совершившему кровосмешение (1 Кор. 5,1), или к кому-то другому, вызвавшему проблемы в общине. Мы предполагаем, что это относится к первому. Павел не считал это оскорбление своим личным. Это в какой-то степени огорчило всех верующих.
2,6 Коринфские верующие согласились наказать согрешившего. По-видимому, они отлучили его от Церкви. Это привело к тому, что согрешивший искренне раскаялся и был восстановлен в Господе. Здесь Павел говорит коринфянам, что для этого человека довольно наказания. Его не надо продлевать без необходимости. В последней части стиха мы находим выражение "от многих". Некоторые считают, что "многие" - это большинство. Другие полагают, что это подразумевает всех членов церкви, за исключением одного наказанного. Эти последние отрицают, что голосов большинства достаточно в решении церковных вопросов. Они говорят, что там, где действует Святой Дух, решения должны быть единогласными.
2,7-8 Теперь, когда этот человек полностью раскаялся, коринфяне должны простить его и постараться поддержать, вновь приняв в свое общение. Если они этого не сделают, есть опасность, что он будет поглощен чрезмерной печалью, то есть он может отчаяться, не веря в реальность прощения, и жить дальше в постоянном унынии и печали. Коринфяне должны оказать ему любовь, широко раскрыв объятья и приняв обратно с радостью и добротой.
2,9 Павел писал Первое послание к Коринфянам, чтобы узнать святых на опыте. Это давало им возможность показать, действительно ли они послушны слову Господа, посланному через апостола Павла. Он предложил им исключить этого человека из общения Церкви. Они поступили именно так и этим показали, что действительно послушны. Сейчас Павел хочет, чтобы они сделали следующий шаг - вновь приняли этого человека.
2,10 Филлипс перефразирует стих 10 так: "Если вы простите определенного человека, будьте уверены, что я его тоже прощаю. В том, в чем я лично могу простить его, я его прощаю, как перед Христом". Павел хочет, чтобы святые знали: если они простят раскаявшегося грешника, он с ними заодно. Если у Павла было что простить ему, он прощает его ради коринфян и от лица Христова.
Внимание, уделенное в этом письме церковному взысканию, говорит о его важности. И все же многие евангельские церкви сегодня пренебрегают этим вопросом. Вот еще один пример того, как мы можем исповедовать свою веру в богодухновенность Писания и при этом отказываться подчиняться ему, когда это нас не устраивает.
2,11 Не применить наказание, когда оно требуется, столь же опасно для общины, как и не простить, когда человек искренне покаялся. Сатана со своими хитрыми умыслами всегда готов вмешаться в такую ситуацию. В первом случае он испортит репутацию общины тем грехом, с которым она мирится, а во втором погрузит кающегося в чрезмерную скорбь, если община его не восстановит. Если сатана не может уничтожить безнравственностью, он постарается сделать это безмерной скорбью, следующей за покаянием.
Комментируя выражение "нам не безызвестны его умыслы", Дж. Сидлоу Бакстер замечает:
"Сатана использует все виды уловок, чтобы отвратить души от истины: сито, чтобы их "просеивать" (Лк. 22,31); умыслы, чтобы обхитрить (как в нашем тексте); сорняки, чтобы заглушить (Мф. 13,22); хитрости, чтобы строить козни (Еф. 6,11); львиный рык, чтобы устрашить (1 Пет. 5,8); ангельский облик, чтобы обмануть (2 Кор. 11,14) и сети, чтобы уловить их (2 Тим. 2,26)". (J. Sidlow Baxter, Awake My Heart, взято из чтения на 10 ноября, "Intoxication with Error".)
2,12 Здесь Павел возвращается к оставленному им в стихе 4 объяснению того, почему он изменил свои планы. Он не пошел в Коринф, о чем объявил первоначально. В предыдущих стихах сказано, что он не пришел в Коринф, чтобы избежать посещения с суровыми упреками. В стихах 12-17 Павел рассказывает, что именно случилось с ним в этот важный момент его служения. Как упоминалось раньше, Павел, оставив Ефес, направился в Троаду, надеясь встретить там Тита и получить новости из Коринфа. Когда он добрался до Троады, Господь отворил перед ним какую-то чудесную дверь, предоставив возможность благовествовать о Христе.
2,13 Несмотря на эту драгоценную возможность, дух Павла был неспокоен. Тита, на встречу с которым он шел, там не было. Бремя коринфской церкви тяжело лежало на сердце апостола. Должен ли он остаться и проповедовать Евангелие Христово? Или идти дальше, в Македонию? Он принял решение идти в Македонию. Интересно, как отреагировали коринфяне на эти слова. Поняли ли они - может быть с долей стыда, - что именно их поведение лишило апостола покоя, именно оно привело к тому, что он должен был отвергнуть прекрасную возможность благовествовать ради того, чтобы узнать об их духовном благополучии?
2,14 Павел не был побежден. Куда бы он ни шел в служении Христу, его сопровождала победа. И поэтому он изливает свою благодарность: "Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе". А. Т. Робертсон говорит:
"Без единого слова объяснения Павел вырывается из трясины отчаяния и, как птица, устремляется к высотам радости. Он, как орел, парит в вышине с гордым презрением к лежащей внизу долине". (A. T. Robertson, The Glory of the Ministry, p. 32.)
Здесь Павел заимствует образ из триумфальных процессий римских завоевателей. Возвращаясь домой после славной победы, они вели по улицам столицы своих пленников. По обеим сторонам несли курильницы с фимиамом, и благоухание наполняло собой всю округу. Павел изображает Господа, выступающего как завоеватель из Троады в Македонию и ведущего апостола в Своей свите. Куда бы ни пошел Господь через Своих служителей, везде Он побеждает. Благоухание познания Христа распространяется апостолом повсюду. Ф. Б. Мейер пишет:
"Куда бы они ни шли, везде люди лучше узнавали Иисуса, красота личности Господа становилась более явной. Люди ощущали тонкое благоухание, разлитое в воздухе, и оно привлекало их к Человеку из Назарета". (Frederick Brotherton Meyer, Paul, p. 77.)
Таким образом, Павел чувствует, что не он потерпел поражение в войне с сатаной, а Господь одержал победу, и Павел ее разделяет.
2,15 В триумфальных шествиях, о которых говорит Павел, благоухание фимиама означало для победителей славную победу, однако пленным оно говорило об их участи. Таким образом, апостол говорит, что проповедь Евангелия имеет двойной эффект. Для спасаемых она означает одно, а для погибающих нечто совсем другое. Для тех, кто принимает Благую Весть, она становится залогом славного будущего; для других - это предзнаменование гибели. Но Бог прославляется в любом случае, ибо для Него это - благоухание благодати в одном случае и благоухание справедливости в другом. Это хорошо выразил Ф. Б. Мейер:
"Когда нам говорят, что для Бога мы можем быть благоухающим запахом Христа, под этим должно подразумеваться, что мы можем жить так, что напомним Господу об Иисусе на Его смертном пути. Это все равно что сказать: когда Бог смотрит на нас изо дня в день, Он должен увидеть в нас Иисуса; наша жизнь должна напомнить Ему (говоря человеческим языком) ту благословенную жизнь, которая была принесена в жертву Богу за этот благоухающий аромат". (Там же, р. 78.)
2,16 Для спасаемых христиане - запах живительный на жизнь, для погибающих - запах смертоносный на смерть. Мы - то, что Филлипс называет "освежающим благоуханием самой жизни", которое приносит жизнь тем, кто верит; но для тех, кто отказывается верить, мы - "смертельный запах гибели". Этот двойной эффект прекрасно иллюстрируется случаем из ВЗ. Когда филистимляне захватили Божий ковчег, он приносил им смерть и разрушение все то время, что находился у них (1 Цар. 5). Но когда его возвратили назад и оставили в доме Аведдара, это принесло благословение и процветание и ему, и дому его (2 Цар. 6,11). Размышляя об огромной ответственности проповедовать весть, которая имеет такие далеко идущие последствия, Павел восклицает: "И кто способен к сему?"
2,17 Связь между стихами 17 и 18 видна лучше, если между ними вставить местоимение "мы". "Кто способен к сему? - Мы, потому что мы не повреждаем Слова Божьего..." (Но, тем не менее, это заявление нужно рассматривать без отрыва от 3,5, где Павел говорит, что способность его - от Бога.) "Многие" относится к учителямиудаистам, которые старались отвратить коринфян от апостола. (В оригинальном тексте формулировка очень сильная: "как все остальные"; несомненно, это гипербола, которых особенно много в 2 Коринфянам.) Что это были за люди? Павел говорит, что они сделали Слово Божье предметом торговли и спекуляции, или повреждали его. Ими двигали корыстные побуждения. Они старались превратить служение в выгодную профессию. То же самое слово, которое переведено здесь как "повреждать", применялось к тем, кто портил вино для продажи, как правило, разбавляя его. Так и эти лжеучителя старались разбавить Слово Божье своими собственными доктринами. Они пытались, например, смешать закон и благодать.
Павел был не из тех, кто разбавляет Слово Божье или спекулирует им. Скорее, он мог описать свое служение в четырех выражениях, исполненных глубокого смысла. Во-первых, искренно, что значит "прозрачно". Его служение было честным. С ним не было связано никакого обмана, никаких уверток. Все было открыто. Робертсон объясняет смысл этого выражения с юмором: "Ягоды у Павла и на дне были такие же хорошие, как сверху". (Robertson, Ministry, p. 47.)
Во-вторых, Павел говорит, что служение его - от Бога. Другими словами, все, что он говорил, исходило от Бога. От Бога исходила его весть, и от Бога он получил силу провозглашать ее.
В третьих, он прибавляет: перед Богом. Это значит, что в своем служении Господу апостол осознавал, что Бог всегда смотрит на него сверху. Он по-настоящему чувствовал ответственность перед Богом и понимал, что от Божьего взгляда ничто не укроется. И в-четвертых, он заканчивает: проповедуем во Христе. Это означает, что он говорил во имя Христа, с властью Христа, как представитель Христа.
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 2
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (1,1).
Время и обстоятельства написания
Наиболее вероятная дата написания послания - 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес (Деян. 20,1), но еще не прибыв снова в Коринф (Деян. 20,2).
Основав в 51-52 гг. церковь в Коринфе (Деян. 18,1-18), Павел возвратился в Антиохию; этим закончилось его второе миссионерское путешествие (Деян. 18,22). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года (Деян. 19,1-40; 20,31). Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам (1 Кор. 16,17.18). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышал о настроениях в Коринфе совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно; позднее Павел назовет его огорчительным (2,1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже "в третий раз" (12,14; 13,1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2,5.10).
Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам "строгое послание", полное укоров и призывов к покаянию (2,3.4; 7,8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10-13) глав.
Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это "строгое послание", сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2,12.13; 7,5-9.13-15; Деян. 20,1.2).
Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу "строгому посланию". По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2,13; 7,5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2,12), но "не имел покоя духу". Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита. Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (7,6-15).
Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (7,5-16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны "лжеапостолов" (11,13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10-13; также 3,1-6; 7,2).
Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца (Деян. 20,2.3), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме (Деян. 20,3 - 21,17).
Характерные особенности и темы
Второе послание к коринфянам - очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола: гл. 1-7 проникнуты мыслью об утешении и поддержке свыше в страданиях и скорбях (1,3-7; 7,4.7.13); гл. 10-13 посвящены постижению силы Божией, проявляющейся в немощи человеческой (12,9.10).
Другие темы послания: безупречность поступков Павла (1,12.17.18; 6,3-10; 7,2.3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (1,5-11; 4,8-12; 6,4-10; 11,23 - 12,9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2,4; 11,2.7-11; 12,14.15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2,9; 10,8; 13,8-10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериям мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (1,12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9).
Трудности истолкования
Хотя принадлежность послания апостолу Павлу не оспаривалась, под вопрос не раз ставилась его структурная целостность: утверждалось, что гл. 10-13 представляют собой отдельное письмо, написанное по иному поводу и лишь позднее присоединенное к первым девяти главам послания.
Основной аргумент в пользу мнения, что гл. 10-13 являются самостоятельным посланием, состоит в том, что тон письма и отношение Павла к Коринфской церкви благожелательны в гл. 1-9, но строги и грозны в гл. 10-13. Возможно ли, чтобы оба раздела были написаны по одному поводу и касались одних и тех же обстоятельств в той же общине?
Отвечая на этот вопрос, надо признать, что, действительно, с 10,1 тон послания меняется. Но это, скорее всего, вызвано переменой темы. В первой части послания Павел прежде всего хочет поделиться своей радостью и выразить благодарность по поводу раскаяния коринфян. Он также хочет дать пространное и достоверное описание своего служения делу благовестия. Исчерпав эти темы, он обращается к своим читателям с призывом завершить сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). И в завершение, отложив наименее приятную задачу напоследок, Павел переходит к проблеме лжеапостолов и к их обвинениям в его адрес (гл. 10-13), что и обусловило перемену тона послания. Кроме того, знаменательно, что и в ранний период истории церкви нет следа разделения этого послания. Его читали и толковали как единое целое. Такое восприятие Второго послания к коринфянам и сегодня представляется наиболее верным.
Высказывались и другие, поддержанные весьма немногими исследователями, сомнения относительно единства послания, а именно: будто раздел 2,14 - 7,4 составляет отдельное послание, а 6,14 - 7,1 - вставка, не связанная с основным текстом, и что гл. 8 и 9 являются самостоятельным посланием. В ответ на все эти предположения можно признать, что упомянутые разделы действительно отличаются по тону и содержанию от общего контекста, но эта стилевая особенность присуща посланиям Павла, и разделы эти согласуются с содержанием послания.
Содержание
I. Приветствие (1,1.2)
II. Изложение сути служения Павла (1,3 - 7,16)
А. Благодарение за Божие утешение (1,3-11)
Б. Обоснование перемены планов Павла (1,12 - 2,4)
В. Прощение раскаявшегося грешника (2,5-11)
Г. Путешествие Павла в Троаду и Македонию (2,12.13)
Д. Величие новозаветного служения (2,14 - 7,4)
1. Его торжество и благоухание (2,14-17)
2. Живое рекомендательное письмо - сами коринфяне (3,1-3)
3. Новый завет непреходящей славы (3,4 - 4,6)
4. Сокровище, носимое в глиняных сосудах (4,7 - 5,10)
5. Служение примирения (5,11 - 6,13)
6. Призыв отделиться от зла (6,14 - 7,4)
Е. Радость Павла в связи с прибытием Тита (7,5-16)
III. Сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8,9)
А. Пример Македонии (8,1-7)
Б. Пример Иисуса (8,8.9)
В. Аргументация в защиту благотворительности (8,10 - 9,15)
IV. Защита от лжеапостолов (10,1 - 13,10)
А. Истинная духовная сила Павла (10,1-12)
Б. "Похвальба" Павла (10,13 - 12,21)
1. Определение меры "похвальбы" (10,13 - 11,21)
2. "Похвальба" страданием и слабостью (11,22-33)
3. "Похвальба" небесным видением (12,1-10)
4. Попечение Павла о коринфянах (12,11-21)
В. Предостережение (13,1-10)
V. Заключительные приветствия и благословение (13,11-14)
1 не приходить к вам опять с огорчением. См. Введение: Время и обстоятельства написания.
3 Это самое и писал я вам. После "огорчительного" посещения (ст. 1) Павел направил коринфской церкви послание, полное упреков, которое доставил Тит (2,13; 7,6.7.13.14).
4 От великой скорби... я писал вам. Павел продолжает здесь тему, поднятую в так называемом "строгом послании" (не сохранившемся до наших дней), которое он отправил в укоризну коринфской общине после кратковременного, тягостного посещения (Введение: Время и обстоятельства написания).
не для того, чтобы огорчить вас. Отправляя "строгое послание", Павел хотел показать, что его любовь к коринфским христианам глубока и он всегда озабочен их подлинными интересами, даже если это бывает связано с временным огорчением для них и для него самого.
5 Если же кто огорчил. Возможно, эта указание на упомянутого в 1 Кор. 5,1-8 человека, который имел женой жену своего отца.
6 наказания от многих. По-видимому, то ли после отбытия Павла, то ли после прибытия Тита со "строгим посланием" коринфяне применили к согрешившему церковное наказание (ср. Мф. 18,15-20).
7 Церковное наказание должно прекратиться после искреннего раскаяния грешника в содеянном. Цель наказания - везде и всегда - устранить грех и достичь примирения.
10 от лица Христова. Тема прощения часто возникает в этом послании. Все человеческие поступки совершаются не втайне, а перед лицом Христа, Церкви. Если Христос, а за Ним и Павел простили согрешившего, то и коринфянам следует поступить так же (ср. Мф. 16,19; Ин. 20,23).
11 чтобы не сделал нам ущерба сатана. Иной перевод: "чтобы не перехитрил вас сатана". Сатана может внушить стремление к излишней строгости и неумолимости даже в ответ на сердечное раскаяние.
12 в Троаду. Город на крайнем северо-западе Малой Азии (современная Турция), откуда Павлу предстояло плыть в Филиппы. В этом же городе Павел ранее имел видение македонянина, умолявшего прийти помочь жителям этой провинции (Деян. 16,8.9).
хотя мне и отверста была дверь Господом. Господь создал благоприятные условия для проповеди Евангелия.
13 я не имел покоя духу моему. Павел надеялся, что в Троаде его встретит Тит и сообщит, что "строгое послание" было принято с пониманием. Павел с нетерпением ожидал встречи с Титом.
простившись с ними. С христианами Троады.
в Македонию. Павел сначала направился в Филиппы, затем, возможно, в Фессалонику или Верию. Деяния (16,8 - 18,1) описывают путешествие Павла по этому маршруту. Здесь повествование об отношениях апостола с коринфской церковью прерывается (до 7,5) и следует отступление, посвященное природе новозаветного служения, которому отдал себя Павел.
14 торжествовать во Христе. Т.е. побеждать, преодолевать все препятствия силой Христа и истиной Евангелия Христова.
благоухание познания о Себе распространяет. Павел сравнивает благовестие с благоуханием Божиим, которое он, Павел, и его "соработники" распространяют по миру.
15 мы Христово благоухание Богу. Иными словами, в глазах Божиих христиане по отношению к Христу - то же, что аромат по отношению к цветку.
16 И кто способен к сему? Т.е. нести Благую Весть по миру, являясь благоуханием Христа.
17 как многие. Павел пишет, что он и те, кто с ним, в отличие от многих (в том числе и обвинителей Павла), не повреждают слова Божия, а это означает, что благовестие Павла - слово Божие.