Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Исход
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Левит
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Числа
Главы:
1
2
3
4
Руфь
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
2-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
3-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
4-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ездра
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Неемия
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Есфирь
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Иов
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Притчи
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Екклесиаст
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Песни Песней
Пророческие
Главы:
1
2
3
4
5
Плач Иеремии
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Даниил
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Осия
Главы:
1
2
3
Иоиль
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Амос
Глава:
1
Авдий
Главы:
1
2
3
4
Иона
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
Михей
Главы:
1
2
3
Наум
Главы:
1
2
3
Аввакум
Главы:
1
2
3
Софония
Главы:
1
2
Аггей
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Захария
Главы:
1
2
3
4
Малахия

Новый Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям
Пророческие

   К Титу 2

Главы: 1 2 3
Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
Юношей также увещевай быть целомудренными.
Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1 2 3
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «К Титу»
Комментарии к главе 2
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К ТИТУ

Смотрите Введение к Первому посланию к Тимофею

1-2

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,1.2)
1. СТАРЦЫ

Всю эту главу можно было бы назвать так: характер активного христианина. В ней указано, кем должны быть люди и какое они должны занимать положение в разном возрасте. Начинается все со старцев. Они должны быть бдительны. В греческом это нефалиос и значит трезвый, рассудительный, в противоположность чрезмерно злоупотребляющему вином. Смысл заключается в том, что человек, достигший старческого возраста, должен хорошо знать, в чем заключается, подлинное наслаждение и в чем нет. Старцы должны уже знать, что за всякое злоупотребление приходится платить много больше, чем оно в действительности стоит.

Они должны быть степенны. В греческом это семнос, и оно характеризует подлинно степенное, серьезное поведение, но не поведение брюзги, отравляющего радость и удовлетворение, а поведение человека, сознающего, что он живет в озарении вечности и что через не такое уж долгое время он покинет общество людей и переселится в общество Бога.

Они должны быть целомудренны. В греческом это софрон и им характеризуют человека, полностью владеющего собой. С годами старцы должны обрести эту очищающую, спасительную силу ума, способную управлять каждым инстинктом и каждой страстью настолько, чтобы отводить им надлежащее место в своей жизни, нисколько не поддаваясь им. Все эти три слова вместе значат, что старцы познали, как бы мы сказали, серьезность жизни. Некоторая доля беспечности и легкомыслия еще простительна юности, но с годами человек должен обрести мудрость. Одно из самых трагических обстоятельств в жизни - зрелище человека, ничему не научившегося с годами.

И далее Павел говорит, что старцы должны быть здравы:

а) в вере. У человека, действительно живущего подле Христа, уносящиеся годы и жизненный опыт не только не отнимают веру, но напротив, укрепляют ее. Годы должны учить нас верить Богу все больше.

б) в любви. С возрастом человек, может быть, должен больше всего опасаться, как бы не впасть в нравоучительность и в выискивание недостатков у людей. Иногда годы уносят у людей доброту и сочувствие. Это трагично, но бывает, что человек настолько укрепится в своих взглядах, что начнет отрицать все новые взгляды и мысли. Но с годами человек должен больше понимать ошибки и мысли других, а не становиться нетерпимым к ним.

в) в терпении. Годы должны действовать на человека так же, как на сталь: они должны смягчать его, чтобы он становился все более и более выносливым, и все чаще одерживал победу над жизненными невзгодами.

3-5

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,3-5)
2. СТАРИЦЫ

Совершенно очевидно, что в раннехристианской Церкви очень почетное и ответственное место отводилось старицам, женщинам преклонного возраста. Е. Ф. Браун, бывший сам миссионером в Индии и хорошо знавший англо-индийское общество прошлых столетий, рассказывает очень интересный случай. Одного из его друзей, бывшего в отпуске в Англии, спросили: "Кого вы больше всего любите в Индии?" И к удивлению всех он ответил: "Бабушек". В англо-индийском обществе тех времен было мало женщин пожилого возраста, потому что женщины, стоявшие на правительственной службе, заканчивали ее и возвращались в Англию будучи еще довольно молодыми, и недостаток женщин пожилого возраста был серьезной проблемой. "Женщины преклонного возраста, - продолжает Е. Ф. Браун, - играют чрезвычайно важную роль в обществе - столь важную, что это не всегда в достаточной мере осознают, пока не обратят внимание на общество, в котором их почти нет. Добрые бабушки и ласковые милосердные старые девы выступают в качестве естественных советников девушек и юношей". Женщины преклонного возраста, обретшие с годами ясность ума, понимание людей и сочувствие им. должны играть роль в жизни церкви и своей церковной общины.

Павел приводит и их четыре характера. Поведение их должно соответствовать поведению святых и людей, причастных к священным обрядам. Климент Александрийский выразил это так: "Христианин должен жить так, будто вся жизнь - духовное общество". Хорошо видно, как изменились бы мир и церковное братство, если бы мы всегда помнили, что приобщены духовному. Многие ожесточенные споры, обидчивость и нетерпимость, которые так часто сопровождают церковную деятельность, исчезли бы сразу.

Они не должны быть клеветницами. Интересной особенностью человеческой натуры как раз и является то, что люди с большим удовольствием слушают и повторяют злобные истории о человеке, чем истории, показывающие его в хорошем свете. Было бы неплохо решить для себя, не говорить вообще ничего о людях, если нечего сказать о них хорошего. Старые женщины должны учить и наставлять молодых. Иногда складывается впечатление, что люди извлекают из опыта лишь одно - выливать ушаты холодной воды на планы и мечты других людей. Долг же христианина - использовать свой опыт для того, чтобы направлять и вдохновлять, а не для того, чтобы расхолаживать и обескураживать.

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,3-5(продолжение))
3. МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Молодые женщины должны любить своих мужей, любить своих детей, быть целомудренными и чистыми, хорошо вести домашнее хозяйство - быть попечительными в доме, добрыми по отношению к слугам и послушными мужьям, с тем, чтобы никто не мог говорить плохо о слове Божием.

В этом отрывке некоторые идеи имеют непреходящий характер, некоторые же были обусловлены временем.

В древней Греции женщина вела очень уединенный и замкнутый образ жизни. В доме у нее были отдельные покои и она редко покидала их, она даже не участвовала в трапезах с мужской половиной семьи в ее покои входил только ее муж, и ни один другой мужчина. Она никогда не посещала общественные собрания, редко появлялась на улицах, и при том никогда одна. В сущности, говорили, что греческая женщина не может честным путем зарабатывать на жизнь. Не было женских профессий или ремесел, и если она хотела сама зарабатывать на жизнь, она была вынуждена заниматься проституцией. Если бы женщины в раннехристианской Церкви сразу уничтожили все эти, веками сложившиеся и освященные ограничения, это бы лишь вызвало подозрения к церкви, и люди стали бы говорить, что христианство развращает женщин. Описанная здесь жизнь может показаться слишком ограниченной, но читать этот отрывок следует с учетом тогдашних условий. В этом смысле отрывок носит преходящий характер. Но в некотором смысле этот отрывок имеет и непреходящее значение.

Остается неопровержимым фактом, что у человека нет в мире более великой и важной задачи, ответственности и привилегии, чем устроить свой дом и свою семью. А ведь есть такие женщины, которые, занимаясь многочисленными делами и проблемами, связанными с домом, семьей и детьми, говорят иногда: "Вот хорошо бы покончить со всем этим и зажить подлинно религиозной жизнью". Но, в сущности, нигде нельзя жить более религиозной жизнью, чем в своем доме. Как это у Д. Кебла:

"Нет нужды уходить в монастырскую келью

От наших соседей и от нашей работы,

Или стремиться слишком высоко в облака

К грешным людям в поднебесье,

Обычный круг вещей, каждодневные заботы, -

В них мы найдем все, что нам нужно:

Место, чтобы отказаться от себя, дорогу,

Которая нас каждый день ведет все ближе к Богу".

В конечном счете, наибольших успехов человек и женщина могут достичь именно в устройстве дома. Многие из тех, кто оставил свой след в этом мире, мог это сделать лишь потому, что кто-то дома любил его и заботился о нем. Неизмеримо важнее, чтобы мать была дома и смогла уложить своих детей, помолиться с ними перед сном, чем присутствовать на общественных и церковных собраниях.

6

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,6)
4. МОЛОДЫЕ ЛЮДИ

Обязанности молодых людей выражены одним, но очень емким предложением. Молодые люди должны быть целомудренными. Как мы уже видели, человек целомудренный, софрон, обладает духовной способностью избегать опасностей жизни. Безопасность его гарантирована тем, что он владеет всеми своими инстинктами и страстями. В юности человека всегда подстерегают опасности.

1) Кровь в юности горячая, она стучит сильнее, и страсти говорят громче. Течение жизни в юности сильнее и ее поток иногда вовсе грозит унести молодого человека.

2) В юности больше возможностей ошибиться и ступить на стезю порока. Молодые люди попадают в компании, где много сильных искушений. Юноше часто приходится учиться или работать вдали от дома; он еще не вверил свою судьбу провидению, не взял на себе никаких обязательств и у него нет еще никаких прочных связей, которые чувством долга удерживают пожилого человека на правильном пути. В юности существует много больше возможностей потерпеть крушение в жизни.

3) Юности всегда свойственна уверенность, в основе которой лежит недостаток опыта. Молодой человек поступает опрометчиво почти везде там, где взрослый человек будет вести себя осмотрительно, уже только потому, что он еще не знает всех тех моментов, в которых может сильно просчитаться. Так например, он будет гнать автомобиль намного быстрее, потому что не знает, как быстро может случиться авария и от какой маленькой детали может зависеть его безопасность. Он часто совершенно беззаботно взвалит на свои плечи ответственность там, где взрослый человек еще подумает, потому что еще не знает всех связанных с этим трудностей и не знает на своем опыте, как просто можно все испортить. Опыт нельзя приобрести за деньги, за него надо платить годы. Рискованно, но и славно быть молодым.

Именно потому молодой человек должен прежде всего стараться стать хозяином своих страстей и инстинктов. Никто не может служить другим, пока не овладеет своими чувствами. "Владеющий собою лучше завоевателя города" (Прит. 16,32). Самодисциплина - не самая блестящая добродетель, но именно она - самый существенный элемент жизни. Когда пыл юности опирается на прочное умение владеть собой, человек готов на великое свершение.

7-8

ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИНА (Тит. 2,7.8)
5. ХРИСТИАНСКИЙ УЧИТЕЛЬ

Чтобы обеспечить эффективность своего наставничества, Тит должен подкреплять свои слова примером своей жизни. Он сам должен быть показательным образцом проповедуемого им учения.

1) Все должны видеть, что он действует из абсолютно чистых побуждений. Христианского учителя и проповедника всегда подстерегают определенные искушения. Всегда существует опасность, что он начнет выпячивать свою личную роль, будет демонстрировать свой ум и ловкость и пытаться привлекать внимание лично к себе, а не к благой вести Божией. Ведь всегда существует искушение обрести личную власть. Учителя, проповедника, пастора всегда одолевает искушение стать диктатором. Да, он должен быть руководителем, но диктатором он не должен быть никогда. Он увидит что людей можно вести, но гнать их нельзя. Самая большая опасность, которая может постигнуть христианского учителя и проповедника - это неправильно оценить, что такое успех. Человек, не пользующийся известностью за пределами своей сферы деятельности, в глазах Бога вполне может достичь большего успеха, чем те, чье имя на устах всех.

2) Он должен проявить степенность - чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства, степенность - это не отчужденность, не высокомерие и не гордыня: это сознание огромной ответственности быть посланником Христа. Иные люди могут заниматься мелочами, христианский же учитель не может себе позволить этого, он должен стоять выше. Иные люди могут таить злобу на других, христианский же учитель не должен таить злобы. Иные могут очень чувствительно и болезненно воспринимать все, что касается карьеры, продвижения по службе и должности, он же должен быть таким скромным, как будто не занимает вовсе никакой должности и все связанное с карьерой его не трогает. Иные люди могут в ходе спора возбуждаться и даже впадать в ярость, он же должен обладать ясностью ума, которую ничто не может поколебать. Ничто не наносит больше вреда делу Христову, чем руководитель церкви и пастырь христиан, проявляющие в своем служении черты, недостойные посланника Христова.

3) Он должен нести людям слово здравое, неукоризненное. Христианский учитель и проповедник должны хорошо знать, что они проповедуют истину благой вести, а не свои собственные идеи. Им всегда грозит опасность удариться в детали или посторонние проблемы, потому да молит он всегда Бога: "Боже, дай мне чувство меры". На рассмотрение главных проблем веры ему не хватает всей жизни, а если он начнет проповедовать свои собственные идеи или интересы какой-то группы, он не сможет эффективно учить слову Божию и проповедовать его. Павел возлагает на Тита грандиозную задачу: не говорить людям о Христе, а показывать им Его. Он должен быть как и святой пастырь у Чосера:

"Но любви Христа и о Его двенадцати апостолах Он учил, но прежде всего следовал им сам".

"Сперва он добился сам, а потом учил", - вот самая большая похвала христианскому учителю.

9-10

ХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР (Тит. 2,9.10)
6. ХРИСТИАНСКИЙ ТРУЖЕНИК

Проблема рабов была очень острой в раннехристианской Церкви. Она могла иметь две стороны. Если господин был язычником, на рабе лежала большая ответственность, ибо он мог, очевидно, лишь своим поведением показать хозяину, что такое христианство. На рабе лежала задача показать господину, каким может быть христианин; и такая ответственность до сегодняшнего дня лежит на христианине - труженике. Многие люди редко по собственной воле переступают порог церкви; священник редко может поговорить с ними. Каким же образом может христианство вообще вступить с ними в какие-либо контакты? Единственная возможность заключается в том, чтобы коллега или сотрудник-христианин показал им на личном примере, что такое христианство. Существует известная история о св. Франциске Ассизском. Когда-то он сказал одному молодому монаху: "Пойдем в деревню проповедовать народу". И они отправились. Они остановились и поговорили с одним человеком, потом с другим. Они попросили кусок хлеба в одном доме, потом в другом. Св. Франциск останавливался поиграть с детьми и обменивался приветствиями с прохожими. А потом они повернули назад домой. "Но, отче, - заметил монах, - когда же мы будем проповедовать?" "Проповедовать? - улыбнулся в ответ св. Франциск, - каждый наш шаг, каждое наше слово, каждое наше действие были проповедью".

Но проблема рабов имела и другую сторону. Если господин был христианином, в сердце раба могло проснуться новое искушение: он мог начать спекулировать на своем христианстве, он мог начать считать, что ему, как христианину, должны сделать определенные послабления. Он мог полагать, что кое-что может "сойти ему с рук", потому что и он и его господин - члены одной церкви. От некоторых людей вполне можно ожидать, что они спекулируют или будут спекулировать на своем христианстве - и это было бы самой плохой рекламой для христианства, которую может сделать человек.

Павел перечисляет качества христианского труженика. Он повинуется [у Баркли: покорный, послушный]. Христианин никогда не гнушается выполнять распоряжения. Христианство учит его служению. Христианин-труженик угождает [у Баркли: умелый].

Он должен удовлетворять, выполнять запросы людей. Христианин-труженик должен обязательно со всем старанием выполнить данное ему поручение. Он почитателен. Он не думает, что христианство дает ему особое право быть невоспитанным. Нет, христианство не отменяет сфер компетенции в промышленности и торговле. Христианин-труженик честен. Другие люди могут позволить себе мягкие грешки, которыми полон мир, но его руки остаются чистыми. Христианин-труженик верен. Его хозяин может рассчитывать на его верность. Может быть и так, что на работе такой христианин будет иметь неприятности, но если он твердо придерживается своих норм, он завоюет уважение всех. У Е. Ф. Брауна есть эпизод из жизни в Индии. Одного слугу-христианина хозяин однажды послал передать на словах известие. Слуга знал, что это известие ложно и отказался передать его. Хотя это и разозлило хозяина, но впоследствии он стал еще больше уважать его и знал, что всегда может положиться на него. Истина заключается в том, что в конечном счете мир видит, что лучше всех - работник-христианин. В наше время в некотором смысле трудно быть христианином на рабочем месте, но в другом смысле это даже проще, чем мы полагаем, ибо нет в мире работодателя, который бы не искал работника, на которого можно полностью положиться.

11-14

МОРАЛЬНАЯ СИЛА ЯВЛЕНИЯ ХРИСТА (Тит. 2,11-14)

В Новом Завете немного мест, где также ярко показана сила, которую обрели люди через воплощение Христово и Его явление. Основной упор Павел делает на чуде морального преображения, которое может свершить в человеке Иисус Христос.

Это чудо неоднократно подчеркнуто здесь самым интересным и примечательным образом. Исаия когда-то призывал свой народ: "Перестаньте делать зло, научитесь делать добро" (Ис. 1,16.17). Вот она первая стадия добродетели, стадия отрицания, прекращение делать зло и освобождение от всего, что низко; и вторая стадия - положительная, стадия утверждения - обретение сияющих добродетелей, которые являются отличительной чертой христианской жизни. Сперва отречение от всякого нечестия и мирских похотей. Что подразумевал Павел под мирскими похотями? Иоанн Златоуст сказал, что мирское - это все то, что не перейдет с нами в жизнь небесную, раствориться вместе с этим миром. Лишь очень близорукий человек льнет всем своим сердцем и вкладывает все свои труды в вещи, которые ему потом придется оставить, кода он покинет мир сей. Но еще проще это понятие мирские похоти можно истолковать как все то, что мы не сможем показать Богу. Лишь Христос может сделать так, чтобы мы могли показать Богу не только нашу внешнюю жизнь, но и наше сердце.

В этом заключается негативная стадия воплощения Христова; но вот его положительная стадия. Иисус Христос дает нам способность жить целомудренно, то есть будучи хозяином над всеми своими страстями и инстинктами, отведя им надлежащее им в жизни место; праведно, отдавая должное как Богу, так и людям; благочестиво, что заставляет нас жить в убеждении, что сей мир - всего лишь храм Божий. Динамика этой новой жизни заключается в ожидании явления Иисуса Христа. В ожидании визита монарха или верховного представителя власти чистят и украшают все, дабы взор царский мог узреть все. Христианин - человек, всегда готовый к приходу Царя Царей.

И потом Павел подводит итог того, что совершил Иисус Христос, и вновь он отмечает при этом сперва момент отрицания, а потом момент утверждения. Иисус избавил нас от всякого беззакония, от силы, побуждающей нас к греховному. Иисус очищает нас, чтобы мы смогли стать особенными людьми, народом Божиим. Для передачи значения особенный Павел употребил интересное слово периоусиос, что значит предназначенный (для чего-либо); и его употребляли специально для обозначения части добычи, захваченной в битве или в военном походе, которую победивший царь отделял и предназначал лично для себя. Свершениями Иисуса Христа христианин становится пригодным для специального предназначения Божия. Понятие о моральной силе воплощения - грандиозная идея. Христос не только освободил нас от наказания за прошлые грехи. Он может дать нам способность вести совершенный образ жизни в этом мире и сейчас; и Он может так очистить нас, что мы будем пригодны для специального предназначения Божия.

15

ТРОЙНАЯ ЗАДАЧА (Тит. 2,15)

Здесь Павел сжато и кратко излагает Титу тройную задачу христианского проповедника, учителя и руководителя. Он должен говорить. Он должен возвестить людям весть, послание. О некоторых вещах спорить нельзя, да и дискутировать неуместно. Иногда нужно только сказать: "Так говорит Бог".

Он должен увещевать. Проповедник, нагоняющий на свою аудиторию унылое отчаяние, не достиг своей цели, не выполнил возложенной на него задачи. В людях нужно обличать их грехи не для того, чтобы они почувствовали безнадежность своего положения, а чтобы повести их к благодати и милосердию, которые превыше всех их грехов. Он должен обличать. Грешнику нужно открыть глаза на его грех; уму заблудшегося следует указать на его ошибку, черствое сердце нужно разбудить. Христианское послание, не опиум для усыпления, а скорее яркий свет, показывающий людям себя такими, какими они есть и Бога таким, каков Он.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Титу»
Комментарии к главе 2

Это небольшое Послание содержит так много важных христианских доктрин и составлено столь мастерски, что включает в себя все нужное для христианского познания и жизни. Мартин Лютер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Более девятнадцати столетий назад один престарелый миссионер написал эти три небольшие главы малоизвестному миссионеру, находившемуся в то время на небольшом острове. Какое же отношение могут они иметь к христианам "просвещенного" двадцатого века? Допустим, это были лишь слова апостола Павла (большинство либералов не допустило бы и этого!); в таком случае они имели бы какое-то значение для любителей церковной истории или для тех, кто изучает раннехристианскую эпоху. Но это также и "слова, которыми учит Святой Дух", поэтому они содержат в себе то, чего не сможет дать ни одна другая книга. То же самое учение мы встречаем в Первом послании к Тимофею, которое излагает и рассматривает тему о пресвитерах. Встречающиеся повторения и параллельные места, которые особенно часты в ВЗ, не излишни; напротив, они говорят о том, как сильно Бог хочет, чтобы Его народ осознал важность и значимость определенных истин! Вероятно, самые прекрасные стихи этого Послания - 2,11-14, которые содержат уравновешенное описание учения о благодати.

II. АВТОРСТВО

Вопрос об авторстве Послания к Титу обсуждается в "Введении" к пастырским посланиям.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ Судя по схожести темы и слов, Послание к Титу, как говорят об этом изучающие Библию, было написано в одно время с Первым посланием к Тимофею или сразу же после него. В любом случае, оно было написано между Первым и Вторым посланиями, а никак не после Второго послания кТ имофею. Хотя время написания этого Послания точно определить нельзя, оно было написано приблизительно между 64 г. и 66 г. н.э. Место написания - предположительно Македония.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА Основные темы Послания, похожие на два других пастырских послания (см. "Введение" к пастырским посланиям), прекрасно раскрывают то, как верующие должны украшать учение о благодати добрыми делами и благочестием.

К сожалению, сегодня многие из тех, кто принял учение о благодати, не проявляют большого интереса к добрым делам и благочестию. Такое поведение неправильно и искажает понятие истинной благодати.

Павел прекрасно подводит итог теме: "Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам" (3,8).

План

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1-4)

II. ПРЕСВИТЕРЫ В ОБЩИНЕ (1,5-9)

III. ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ОБЩИНЕ (1,10-16)

IV. НАСТАВЛЕНИЯ В ОБЩИНЕ (2,1-15)

V. НАЗИДАНИЕ ОБЩИНЫ (3,1-11)

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3,12-15)


IV. НАСТАВЛЕНИЯ В ОБЩИНЕ (2,1-15)

2,1 Жизнь лжеучителей более соответствовала клевете, нежели Библии. Своим поведением они отрицали великие истины веры. Кто сможет оценить, какой урон христианству наносят те, кто на словах исповедует великую святость, а живет во лжи? Задача Тита, да и всех истинных служителей Господа, - учить сообразно со здравым учением. Он должен был остановить ужасное несоответствие между словами Божьего народа и их жизнью. В действительности это и есть ключевой момент всего Послания - практическое применение здравого учения в добрых делах. Последующие стихи говорят о том, какими же должны быть эти дела.

2,2 Во-первых, речь пойдет о старцах - не пресвитерах в официальном смысле, но о зрелых физически и умственно мужах. Они должны быть бдительны. В основном это означает умеренность в употреблении вина, но простирается и на рассудительность во всех сферах жизни. Они должны быть степенны, достойны, но, пожалуйста, не угрюмы! У каждого достаточно собственных проблем. Старцы должны быть целомудренны, то есть уравновешенны и сдержанны. Они должны быть здравы в вере.

С годами некоторые люди становятся черствыми, грубыми, циничными. Но тот, кто здрав в вере, - благодарен, оптимистичен и хороший собеседник. Они должны быть здравы в любви.

Любовь не эгоистична, она думает о других и проявляется в отдаче другим.

Они должны быть сильны в терпении.

Возраст несет с собой немощи и бессилие, с которыми трудно смириться.

Кто здрав в терпении, тот сможет выдержать испытания с благодарностью и силой духа.

2,3 Старицы также должны вести себя прилично. Избави нас Бог от легкомысленных женщин, мысли которых обращены к пустым вещам! Они не должны быть клеветницы. Слово, которое использует Павел в этом стихе, - греческий эквивалент слова "дьявол" (diabolos). Это слово уместно, потому что в своей основе и действии клевета имеет сатанинскую природу.

Они не должны быть рабами пьянства.

Фактически они не должны порабощаться любой пищей, напитками или лекарствами. В то время как им запрещено совершать общественное служение в Церкви, старицы призваны учить дома. Кто может измерить значимость такого служения! 2,4 В особенности старицы должны вразумлять молодых жен. Годы, проведенные за изучением Библии, практические знания дают им возможность передать эти ценности тем, кто только начинает свою жизнь. В противном случае каждое новое поколение обречено познавать все трудным путем, повторяя ошибки прошлого.

В то время как роль назидания возложена на стариц, молодые должны постараться развить хорошие отношения с благочестивыми христианами старше их по возрасту, для того чтобы в нужное время получить хороший совет и обличение.

Молодая жена должна быть научена тому, как любить своего мужа. Это больше, чем поцелуй перед уходом на работу. Это включает в себя множество всевозможных способов, которые подтверждают, что она действительно почитает его, признает его главенство в доме, не принимает без него важных решений, поддерживает в доме порядок, уделяет ему внимание своим присутствием, живет по средствам, безотлагательно признается в проступках, милосердно прощает, постоянно открыта к общению, воздерживается от критики или выяснения отношений с мужем в присутствии других и поддерживает его в трудные времена.

Они должны быть научены, как любить детей - читать и молиться вместе с ними, находиться дома, когда они возвращаются домой из школы, твердо и честно дисциплинировать их, воспитывать их для служения Господу, а не для мира и ада.

2,5 Молодые женщины должны быть научены целомудрию, то есть они должны хорошо понимать, что приемлемо для них как христианок, и знать, как избежать крайностей. Они должны быть чистыми, верными своим мужьям, избегать нечистоты в мыслях, словах или делах. Они должны быть попечительными о доме, осознавая, что такое служение принесет славу Богу.

Старицы должны прививать им почтительное отношение к домашнему труду, уча, что как жена и мать она служит Господу больше, чем работая в промышленности или бизнесе и пренебрегая домом и семьей.

Молодые жены должны быть научены тому, как быть добрыми, как жить для других, быть приветливыми, милостивыми и щедрыми, а не самолюбивыми и скупыми. Они должны быть покорны своим мужьям, осознавая, что муж - глава семьи. Если жена более активна и талантлива, чем муж, она не должна возвышаться над ним, а наоборот, должна ободрять его и помогать ему, чтобы он был более активным в служении поместной церкви и в собственном доме. Если жена впадает в искушение придираться к нему, она должна противостоять искушению и наоборот, похвалить мужа. Все это служит тому, чтобы Слово Божье не порицалось, или не было унижено. В этом Послании Павел нередко отмечает, что противоречивая жизнь христиан вызывает нарекания на Господа.

2,6 Павел не повелел Титу, чтобы тот учил молодых жен. Из предосторожности это служение поручено старицам. Но Тит должен был увещать юношей, особенно в том, чтобы они были целомудренны и контролировали себя.

Правильно говорят, что юность - время особого дерзновения, неиссякаемой энергии и пылких стремлений. Именно поэтому они должны научиться сдержанности и уравновешенности во всех сферах своей жизни.

2,7 У Павла были советы и для самого Тита. Поставленный на служение в церквах, Тит во всем должен показывать образец добрых дел. Учение не должно расходиться с поведением. Это учение должно быть чистым, степенным, неповрежденным. Чистое учение должно соответствовать вере, однажды переданной святым. О степенности Павел говорит как об учении, которое должно быть возвышенным и доступным. Неповрежденность - качество, которое многие современные переводы опускают и которое должно быть присуще искреннему учителю, не повреждающему пути истины.

2,8 Слово здравое, неукоризненное свободно от всяких исключений. Оно должно быть свободно от посторонних тем, доктринальных новинок, причуд, грубостей и симпатии. Такое учение неопровержимо. Те, кто противится здравому учению, останутся в стыде, потому что они не смогут найти слабое место во всеоружии верующего. Нет лучше довода, чем святая жизнь!

2,9 Особое повеление дано рабам.

Мы должны помнить, что Библия признает существование институтов, с которыми она не обязательно согласна.

Например, в ВЗ говорится о многих патриархах, живших в многоженстве, хотя многоженство никогда не было волей Бога для Его народа. Бог никогда не одобрял несправедливость и беспощадность рабства, и в грядущий день хозяева дадут за это отчет перед Ним.

В то же время НЗ не призывает к революции для освобождения рабов. Скорее, он осуждает и устраняет жестокость рабства силой Евангелия. История показывает, что везде, где широко проповедовалось Слово Божье, жестокость и пороки рабства исчезали.

Везде, где рабство еще сохранилось и в наши дни, раб не лишен всего самого лучшего в христианстве. Он может стать свидетелем преображающей силы Христа, он может украсить учение Бога нашего Спасителя. НЗ больше места отводит теме о рабах, нежели о правителях народов! Это свидетельствует об их значимости в Царстве Божьем. Рабы-христиане должны повиноваться, исключая случаи, когда повиновение ведет к непослушанию Господу. В таком случае они должны отказаться повиноваться и, как подобает христианам, терпеливо переносить последствия. Они должны удовлетворять во всех отношениях, то есть быть полезными как качественно, так и в количественно. Если всю свою работу они будут делать как для Господа, Он вознаградит их. Они не должны прекословить или быть нетерпимыми.

Многие рабы в первые дни христианства обратили своих хозяев к Господу Иисусу благодаря тому, что их жизнь разительно отличалась от жизни других рабов-язычников.

2,10 Самое большое отличие заключалось в том, что они не занимались воровством, как другие рабы. Христианская мораль требовала от них честности. Неудивительно, что рабы-христиане стоили дороже на торгах по продаже рабов.

Они были научены оказывать добрую верность во всем. Им можно было полностью доверять, и именно этим, то есть всей их жизнью и служением, они были украшением учению Спасителя нашего, Бога. То, что было истинным для рабов-христиан в то время, должно быть истиной для всех тружеников-христиан сегодня.

2,11 Следующие четыре стиха дают прекрасное описание нашего спасения. Но, восхищаясь этой жемчужиной, мы не должны отделять ее от оправы. Павел настаивал, что все члены Божьей семьи должны быть последовательны в своем поведении. Теперь же он говорит о том, что одна из целей нашего спасения - жить в безупречной святости.

Ибо явилась благодать Божья. В данном случае под благодатью Божьей имеется в виду Сын Божий. Божья благодать явилась, когда Господь Иисус пришел на нашу планету, особенно когда Он отдал Самого Себя за наши грехи.

Он явился для спасения всех людей.

Его заместительная жертва достаточна для спасения всех. Но только те, кто воистину принимает Его как Господа и Спасителя, обретают спасение. Здесь, да и в любом месте Библии, вы не найдете ничего, подтверждающего, что в конце концов все будут спасены. Всеобщее спасение - это ложь дьявола.

2,12 Спасающая нас благодать также научает нас в школе святости. Это школа, в которой учат говорить: "Нет и нет". Во-первых, нет - нечестию, или неверию. Во-вторых, мирским похотям - не только сексуальным грехам, но также жажде богатства, власти, удовольствий, славы или чему угодно, имеющему отношение к мирскому.

Положительный аспект учения благодати - жить целомудренно, праведно по отношению к другим и благочестиво в чистом свете Его присутствия.

Именно это должно характеризовать нас в мире, где все касающееся нас обязательно аннулируется. Это всего лишь место нашего странствования, а не наш постоянный дом.

2,13 Живя в этом мире как странники, мы воодушевлены великолепным упованием - явлением славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Должны ли мы понимать под этим время восхищения Церкви на небеса (1 Фес. 4,13-18)? Или здесь говорится о возвращении Христа для царствования, когда Он явится миру в славе, восторжествует над противниками и установит Свое Царство (Откр.

19,11-16)? Мы верим, что Павел говорит о первом, то есть о пришествии Христа за Своей Невестой, Церковью.

Независимо от того, что это означает - Его пришествие как Жениха или как Царя, - верующий должен быть готовым и ожидать Его славного явления.

2,14 Ожидая Его возвращения, мы не должны забывать о цели Его Первого пришествия и о Его самопожертвовании. Он дал Себя не только для того, чтобы спасти нас от позора и наказания греха, но и для того, чтобы избавить нас от всякого беззакония. Если бы Он отменил наказание за грех, а его власть в нашей жизни осталась бы несокрушенной, наше спасение было бы совершено наполовину.

Он также отдал Себя, чтобы очистить Себе народ особенный. Очень часто мы ведем себя, как народ особенный, но не в том смысле, какой предопределил Господь! Он не умер за нас для того, чтобы мы были странными людьми или вели себя вызывающе. Он хочет, чтобы мы были народом, который в особенном смысле принадлежит Ему, а не миру или самим себе. Он дал Себя за нас, чтобы нам быть ревностными к добрым делам. Мы должны стремиться творить добрые дела во имя Его и для славы Его. Подумайте о том, какое рвение люди проявляют в спорте, политике и бизнесе. С такой же ревностью мы должны стремиться делать добрые дела.

2,15 "Сие" - то, что было передано Титу для научения, все сказанное в предыдущих стихах, особенно касающееся цели нашего Спасителя. Тит должен был увещевать, или побуждать верующих к жизни практического благочестия, и обличать любого, кто противился апостольскому учению в слове или жизни. Ему не следовало извиняться за такую настойчивость в служении; он должен делать это со всякой властью и дерзновением от Святого Духа. Чтобы никто не пренебрегал тебя. Титу не следовало смущаться из-за возраста, языческого происхождения или какой-либо естественной неспособности. Он говорил Слово Божье, и все остальное было неважно.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Титу»
Комментарии к главе 2

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Послание к Титу было написано Павлом (см. Послание к Тимофею. Введение: Автор).

Время и обстоятельства написания

Это послание, как и Первое послание к Тимофею, было составлено Павлом во время его четвертого миссионерского путешествия и может датироваться 62-м-64 г. по Р.Х. (см. 1 Тим.: Время и обстоятельства написания).

Тит - христианин из язычников (эллин), вероятно, обращенный Павлом (Тит. 1,4). Новый Завет мало что сообщает о нем, в книге Деяния он не упоминается. Известно, что на заре своей миссионерской деятельности Павел взял Тита с собой в Иерусалим, где отказался подвергнуть его обрезанию (Гал. 2,1-3); по всей видимости, Тит был спутником Павла в его втором и третьем миссионерских путешествиях и какое-то время в четвертом. Он был надежным и верным сотрудником, на которого Павел мог положиться в сложных ситуациях, вроде той, что возникла в Коринфе (2 Кор. 8,6.16.23; 12,18). Позднее Тит нес служение как представитель апостола Павла на Крите (Тит. 1,5) и в Далматии (2 Тим. 4,10).

Павел писал Титу из Македонии (3,12). Во время одного из своих путешествий он и Тит занимались миссионерской деятельностью на Крите (1,12). Отбывая с Крита, Павел оставил там Тита для продолжения своего дела (1,5). Это послание Павел написал Титу, чтобы воодушевить его довести свое служение на острове до конца. В частности, Павел хотел, чтобы Тит завершил организацию церковных общин (1,5-9), боролся против ереси, которую внесли бывшие там лжеучители (1,10-14; 3,9-11), и наставил общины, как надлежит себя вести (2,1 - 3,8).

Характерные особенности и темы

Как и Первое послание к Тимофею, Послание к Титу заслуживает внимания за сведения об организации церкви. Оно содержит подробное описание качеств, которыми должен обладать избираемый на служение пресвитера или епископа (1,6-9), а также важные свидетельства о том, что звания "пресвитер" и "епископ" относятся к одной иерархической ступени, а не к различным (1,7).

Подобно 1 Тим., в Послании к Титу выражена серьезная озабоченность о здравом учении (1,9.13; 2,1.2). Оно содержит два важных богословских размышления о благодати, явленной Богом через Иисуса Христа (2,11-14; 3,4-7), утверждение о втором пришествии Христа (2,13), о совершенном за нас искупительном деле Христа (2,14), о возрождении Святым Духом (3,5) и оправдании благодатью (3,5.7). В этом послании также содержится догмат о Божестве Христа - звание Спаситель применяется свободно и в одном контексте и к Богу (1,3; 2,10; 3,4), и ко Христу (1,4; 2,13; 3,6).

В этом послании наряду с заботой о здравом учен Павел уделяет внимание подобающему христианам поведению. Для Павла то и другое неразрывно связано. В частности, он подчеркивает свойство "целомудрия" (1,8; 2,2.5.6.12) и важность "добрых дел" (2,7.14; 3,1.8.14).

Трудности истолкования

Павел описывает лжеучение на Крите как нечто, возникшее внутри общины (1,10.16). Для него была характерна связь с иудейскими "баснями" (1,14), родословиями, спорами о законе (3,9) и человеческими постановлениям (1,14). Лжеучители исходили из узкой иудео-христианской перспективы (1,10) и стремились к руководящим должностям из корыстолюбия (1,11). Они преуспевали, уводя людей с верного пути и внося разделения (1,10; 3,10).

Фактически все, что Павел говорит в Послании к Титу о лжеучении на Крите, имеет параллели с тем, что он сказал в Первом и во Втором посланиях к Тимофею о том, что имело место в Ефесе. Нет основания считать, что была некоего рода органическая связь между двумя лжеучениями. С другой стороны, здесь и там лжеучения были, возможно, схожими проявлениями более общего синкретического движения в Римской империи того времени (ср. проблемы, к которым обращается Павел в своих посланиях к колоссянам и ефесянам).

Содержание

I. Приветствие (1,1-4)

II. Основная часть (1,5 - 3,11)

А. Организационные вопросы церковных общин на Крите (1,5-9)

1. Для чего Павел оставил Тита на Крите (1,5)

2. Качества, необходимые пресвитерам (1,6-9)

Б. Указания, как поступать с лжеучителями (1,10-16)

В. Наставления различным группам верующих (2,1-15)

1. Общие указания Титу (2,1)

2. Наставления старцам, старицам, молодым женщинам, юношам (2,2-6)

3. Наставления Титу (2,7.8)

4. Наставления рабам (2,9.10)

5. Богословское обоснование христианского поведения (2,11-14)

6. Заключительные указания Титу (2,15)

Г. Наставления относительно "добрых дел" (3,1-8)

1. Предварительные указания (3,1.2)

2. Греховность человека вне Христа (3,3)

3. Восприятие грешником благодати Божией (3,4-7)

4. Заключительные указания (3,8)

Д. Указания, как поступать с лжеучителями (3,9-11)

III. Заключение (3,12-15)


1-15 Павел обращается к тому, что должен проповедовать Тит. Он дает отдельные наставления о том, как должны жить старцы, старицы, молодые женщины, юноши и рабы, а также сам Тит, и заключает их размышлением о благодати Божией.

1 здравое учение. См. ком. к 1,9.

2-6 См. 1 Тим. 5,1-2.

2 целомудренны. Данное качество доминирует в советах Павла в этом разделе (ст. 5,6,12; 1,8 и ком.).

3 учили добру. Судя по следующему стиху, имеется в виду их поведение дома.

4 вразумляли. Вероятно, Павел имеет в виду проблемы, с которыми столкнулись некоторые молодые вдовы в Ефесе (1 Тим. 5,11-13).

5 попечительными о доме. В отличие от поведения некоторых молодых вдов в Ефесе (1 Тим. 5,13).

покорными. См. ком. к 1 Тим. 2,11.

да не порицается слово Божие. Забота Павла: поведение христиан должно служить подтверждением Евангелия (ст. 8,10).

7 показывай в себе образец. Подобный совет Павел дает и Тимофею (1 Тим. 4,12).

добрых дел. Начиная с этого места, добрые дела - одна из основных тем Павла в этом послании (ст. 14; 3,1.8.14).

9 рабов. См. также Еф. 6,5-8; Кол. 3,22-25; 1 Тим. 6,1.2.

10 дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. См. ком. к ст. 5.

11-14 Эти стихи содержат богословское обоснование практических наставлений, изложенных в ст. 2-10.

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Благодать Божия, незаслуженное снисхождение Бога, была явлена в Иисусе Христе (3,4.6; 2 Тим. 1,10). Цель Божия в ее даровании - спасении грешников (3,4-7; 2 Тим. 1,9). Благодать объемлет всех людей, невзирая на пол, возраст или общественное положение (ст. 2-10; 1 Тим. 2,1-6).

13 ожидая блаженного упования и явления славы. Т.е. Второго пришествия Христа (1 Тим. 6,14; 2 Тим. 4,1.8).

великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это одно из самых ясных утверждений Божественного достоинства Христа в Новом Завете.

14 Который дал Себя за нас на кресте. Павел прослеживает два аспекта совершенного Христом: добровольный и заместительный характер Его смерти.

чтобы избавить нас от всякого беззакония. Павел подчеркивает личностный аспект искупления: Христос заплатил цену, необходимую, чтобы освободить людей от греха (Мф. 20,28;Мк. 10,45; 1 Тим. 2,6; 1 Пет. 1,18.19).

и очистить Себе народ особенный. Церковь и Христос очищают от греха отдельных людей (Евр. 9,14; 1 Ин. 1,7.9) ради того, чтобы они вместе могли составить собственный народ Божий (Иез. 37,23), см. также Еф. 5,25-27.

ревностный к добрым делам. См. ком. к ст. 7.

15 увещевай и обличай. Обобщение разнообразных указаний Павла, данных Титу в ст. 2-10 и 1,10-16.

со всякою властью. Т.е. в качестве представителя Павла.

чтобы никто не пренебрегал тебя. См. ст. 8; 1 Тим. 4,12.