Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.
Стихи, которые вы недавно исследовали:
Стихи, которые вы недавно исследовали:
!«Кликните» по стиху для его исследования и Вы увидите:
6 вариантов перевода:
– русский синодальный,
– русский современный,
– русский («Радостная весть»),
– украинский (И. Огиенко),
– английский King James Version,
– английский American Standard
Значение слов-оригиналов (греческий и иврит)
Параллельные места Библии, связанные с выбранным стихом
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Баркли
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Коринфянам»
Комментарии к главе 16
ВВЕДЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
ВЕЛИЧИЕ КОРИНФА
Уже один взгляд на карту показывает, что Коринфу было уготовано важное место. Южная Греция представляет собой почти остров. На западе Коринфский залив глубоко вдается в сушу, а на востоке граничит с Сардоническим заливом. И вот, на этом узком перешейке, между двумя заливами, стоит город Коринф. Такое положение города неизбежно привело к тому, что Коринф стал одним из величайших торговых и коммерческих центров античного мира. Все пути сообщения из Афин и северной Греции в Спарту и на Пелопоннесский полуостров проходили через Коринф.
Через Коринф проходили не только пути сообщения между южной и северной Грецией, но большая часть торговых путей из западного Средиземноморья в восточное. Крайняя южная точка Греции была известна под названием мыс Малеа (ныне мыс Матапан). Это был опасный мыс, и "обойти вокруг мыса Малеа" звучало в те времена так же, как звучало позднее "обойти вокруг мыса Горн". У греков было две поговорки, ясно показывающие их мнение об этом: "Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, забудет свой дом", и "Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, сначала составит свое завещание".
Вследствие этого моряки выбирали один из двух путей. Они поднимались по Сардоническому заливу и, если их суда были достаточно малы, перетаскивали их волоком через перешеек и потом спускали их в Коринфский залив. Перешеек назывался Диолкос - место, через которое волокут. Если же судно было слишком большим, то груз выгружали, переносили носильщиками через перешеек на другое судно, стоящее по другую сторону перешейка. Эти семь километров через перешеек, где теперь проходит Коринфский канал, сокращали путь на 325 км, и избавляли от опасностей путешествия вокруг мыса Малеа.
Понятно, каким крупным коммерческим центром являлся Коринф. Сообщение между южной и северной Грецией проходило через него. Сообщение же между восточным и западным Средиземноморьем, еще более интенсивное, чаще всего осуществлялось через перешеек. Вокруг Коринфа находились еще три города: Лехэуле - у западного побережья, Кенхрея - на восточном побережье и Скоэнус - на небольшом расстоянии от Коринфа. Фаррар пишет так: "Предметы роскоши вскоре появились на рынках, которые посещали все народы цивилизованного мира - арабский бальзам, финикийские финики, слоновая кость из Ливии, вавилонские ковры, козий пух из Киликии, шерсть из Лаконии, рабы из Фригии".
Коринф, по выражению Фаррара, был ярмаркой тщеславия античного мира. Люди называли его Греческим мостом, его называли также Злачным местом Греции. Кто-то однажды сказал, что если человек простоит довольно долгое время на Пикадилли в Лондоне, то он может, в конце концов, увидеть каждого жителя страны. Коринф был Пикадилли Средиземноморья. В дополнение к этому там проводились также и Истмийские игры, которые уступали по своей известности лишь Олимпийским. Коринф был богатым многолюдным городом, одним из крупнейших торговых центров древнего мира.
ПОРОЧНОСТЬ КОРИНФА
Коринф получил всеобщую известность благодаря своему торговому процветанию, но он стал также и олицетворением безнравственной жизни. Само слово "коринфовать", то есть жить по-коринфски, вошло в греческий язык и означало вести пьяную и развратную жизнь. Это слово вошло и в английский язык, и во времена регенства коринфянами звали молодых людей, ведших разгульный и безрассудный образ жизни. Греческий писатель Элиан говорит, что, если когда-либо на сцене в греческой драме появлялся коринфянин, то он обязательно был пьяным. Само название Коринф было синонимом разгула. Город был источником зла, известным во всем цивилизованном мире. Над перешейком возвышался холм Акрополь, а на нем стоял большой храм богини Афродиты. При храме жила тысяча жриц богини Афродиты, жриц любви, священных проституток, которые спускались по вечерам с Акрополя и предлагали себя каждому за деньги на улицах Коринфа, пока у греков не возникла новая поговорка: "Не каждый мужчина может позволить себе поехать в Коринф". Помимо этих грубых грехов в Коринфе процветали еще более утонченные пороки, которые привезли с собой купцы и моряки со всех концов известного в то время мира. И поэтому Коринф стал не только синонимом богатства и роскоши, пьянства и невоздержанности, но и синонимом мерзости и разврата.
ИСТОРИЯ КОРИНФА
История Коринфа делится на два периода. Коринф - древний город. Фукидид, древнегреческий историк, утверждает, что первые триремы, боевые греческие корабли, были построены в Коринфе. Согласно легенде, в Коринфе был построен и корабль аргонавтов Арго. Но в 235 году до Р. Х. Коринф постигла трагедия. Рим был занят завоеванием мира. Когда римляне пытались покорить Грецию, Коринф возглавлял сопротивление. Но греки не могли выстоять против дисциплинированного и хорошо организованного римского войска, и в том же году генерал Луций Мумий захватил Коринф и превратил его в груду развалин.
Но место, с таким географическим положением не могло вечно пустовать. Почти ровно через сто лет после разрушения Коринфа, в 35 году до Р. Х., Юлий Цезарь восстановил его из руин, и Коринф стал римской колонией. Более того, он стал столицей, центром римской провинции Ахаиа, в которую входила почти вся Греция.
Во времена апостола Павла население Коринфа было очень пестрым.
1) В нем жили ветераны римской армии, которых поселил здесь Юлий Цезарь. Отслужив свой срок, солдат получал римское гражданство, после чего его посылали в какой-то новый город, давали ему земельный надел, с тем, чтобы он поселился там. Такие римские колонии устраивали во всем мире, и основной костяк населения в них составляли ветераны регулярной римской армии, получившие за свою верную службу римское гражданство.
2) Как только Коринф возродился вновь, в город вернулись купцы, поскольку его отличное географическое положение давало ему существенные преимущества.
3) Среди населения Коринфа было много иудеев. Во вновь построенном городе открывались прекрасные коммерческие перспективы, и они стремились воспользоваться ими.
4) Жили там и небольшие группы финикийцев, фригийцев и народов с востока, со странными и историческими манерами. Фаррар говорит об этом так: "Это смешанное и разнородное население, состоящее из греческих авантюристов и римских горожан, с разлагающей примесью финикийцев. Там жила масса иудеев, отставных солдат, философов, купцов, моряков, вольноотпущенников, рабов, ремесленников, торговцев, маклеров". Он характеризует Коринф как колонию без аристократии, традиций и авторитетных граждан.
И вот, зная, что прошлое Коринфа и само его название были синонимами богатства и роскоши, пьянства, разврата и порока, прочтем 1Кор. 6,9-10:
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?
Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют".
В этом рассаднике порока, в самом, казалось бы, для этого малопригодном городе во всей Греции, совершил Павел одно из своих величайших деяний, и в нем была одержана одна из величайших побед христианства.
ПАВЕЛ В КОРИНФЕ
Не считая Ефеса, Павел оставался в Коринфе дольше, чем в каком-либо другом городе. С опасностью для жизни покинул он Македонию и перебрался в Афины. Здесь многого он не достиг, и потому пошел дальше в Коринф, где и оставался в течение восемнадцати месяцев. Нам станет ясней, как мало мы знаем о его работе, когда узнаем, что все события об этих восемнадцати месяцах сведены в 17 стихов (Деян. 18,1-17).
По прибытии в Коринф Павел поселился у Акилы и Прискиллы. С большим успехом проповедовал он в синагоге. После прибытия Тимофея и Силы из Македонии Павел удвоил свои усилия, но иудеи были столь враждебны и непримиримы, что ему пришлось уйти из синагоги. Он переселился к Иусту, жившему по соседству с синагогой. Самым известным из обращенных им в веру Христову был Крисп, начальник синагоги; а среди народа проповеди Павла тоже имели большой успех.
В 52 году в Коринф прибыл новый губернатор, римлянин Галлион, известный своим обаянием и благородством. Иудеи попытались воспользоваться его неосведомленностью и добротой и привели к нему на суд Павла, обвиняя его в том, "что он учит людей чтить Бога не по закону". Но Галлион, сообразуясь с беспристрастностью римского правосудия, отказался разбирать их обвинение и не принял никаких мер. Поэтому Павел смог завершить здесь свое дело и потом отправился в Сирию.
ПЕРЕПИСКА С КОРИНФОМ
Находясь в Ефесе, Павел узнал в 55 году, что в Коринфе не все благополучно, и потому написал тамошней церковной общине. Вполне вероятно, что коринфская переписка Павла, которой мы располагаем, является неполной и что компоновка ее нарушена. Надобно помнить, что лишь в 90 году, или около этого письма и послания Павла были впервые собраны. Кажется, они имелись в различных церковных общинах лишь на кусках папируса и, поэтому, было трудно их собирать. Когда собирали послания к Коринфянам, их, по-видимому, нашли не все, собрали не полностью и расположили их не в первоначальной последовательности. Попытаемся представить себе, как это все происходило.
1) Имелось письмо, написанное до Первого послания Коринфянам. В 1Кор. 5,9 Павел пишет: "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками". Очевидно, что это указание на ранее написанное письмо. Некоторые ученые полагают, что это письмо бесследно утеряно. Другие считают, что оно содержится во 2Кор. 6,14-7,1. И действительно, этот отрывок перекликается с вышеупомянутой темой. В контексте же Второго послания к Коринфянам этот отрывок как-то не читается. Если же перейдем непосредственно от 2 Кор. 6,13 ко 2Кор. 7,2, то увидим, что смысл и связь отлично сохраняются. Ученые называют этот отрывок "Предыдущим посланием". Первоначально, в посланиях не было деления на главы и стихи. Деление на главы было предпринято не ранее тринадцатого столетия, деление же на стихи не ранее шестнадцатого. Поэтому упорядочение собранных писем представляло большие трудности.
2) Различные источники сообщали Павлу о том, что в Коринфе не все ладно. а) Такие сведения доходили от домашних Хлоиных (1Кор. 1,11). Они сообщали о ссорах, раздирающих церковную общину. б) Новости эти дошли до Павла и с прибытием в Ефес Стефана, Фортуната и Ахаика (1Кор. 16,17). Которые личными контактами дополняли настоящее положение дел. в) Сведения эти пришли с письмом, в котором коринфская община просила Павла дать указания по различным вопросам. 1Кор. 7,1 начинается словами "О чем вы писали ко мне..." В ответ на все эти сообщения Павел написал Первое послание к Коринфянам и отправил его к коринфской церкви с Тимофеем (1Кор. 4,17).
3) Это послание вызвало, однако, дальнейшее ухудшение отношений между членами церкви, и, хотя у нас нет об этом письменных сведений, мы можем заключить, что Павел лично посетил Коринф. Во 2Кор. 12,14 мы читаем: "И вот в третий раз я готов идти к вам". Во 2Кор. 13,1,2 он снова пишет им, что придет к ним в третий раз. Ну, а если было третье посещение, то должно было быть и второе. Мы же знаем лишь об одном, изложенном в Деян. 18,1-17. У нас нет никаких сведений о втором посещении Павлом Коринфа, но ведь он находился от Ефеса всего в двух-трех днях плавания на корабле.
4) Это посещение ни к чему хорошему не привело. Дела лишь обострились и, в конечном счете, Павел написал строгое послание. О нем мы узнаем из некоторых отрывков Второго послания к Коринфянам. В 2Кор. 2,4 Павел пишет: "От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами..." В 2Кор. 7,8 он пишет: "Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время". Это письмо, как результат душевных страданий, было столь суровым, что он опечалился, послав его.
Ученые называют это послание Строгим посланием. Имеем ли мы его? Очевидно, что это не Первое послание к Коринфянам, потому что оно не душераздирающее и не мучительное. Очевидно также, что во время составления этого послания положение не было безнадежным. Если же мы перечтем теперь Второе послание к Коринфянам, то столкнемся со странным обстоятельством. Из глав 1-9 видно полное примирение, но с 10-ой главы происходит резкий перелом. Главы 10-13 содержат самое душераздирающее, что Павел когда-либо писал. Они ясно показывают, что ему причинили острую боль, что он был оскорблен как никогда ни до, ни после этого. Нападкам и критике подвергаются его внешность, его речь, его апостольство, его честь.
Большинство ученых полагают, что главы 10-13 - и есть Строгое послание, и, что при составлении собрания посланий Павла, оно попало не на свое место. Если мы хотим иметь точное представление о переписке Павла с Коринфской церковью, нам надо читать сначала главы 10-13 Второго послания, а главы 1-9 после них. Мы знаем, что Строгое послание Павел переслал в Коринф с Титом (2Кор. 2,13; 7,13).
5) Павла волновало все, что было связано с этим посланием. Он не мог дождаться, когда Тит вернется с ответом, и отправился встретить его (2 Кор. 2,13; 7,5.13). Он встретил его где-то в Македонии и узнал, что все обошлось хорошо и, возможно, в Филиппах, он написал Второе послание к Коринфянам, главы 1-9, - письмо примирения.
Сталкер говорил, что послания Павла снимают покрывало неизвестности с раннехристианских общин, сообщая нам, что происходит внутри их. Лучше всего это высказывание характеризует послания к Коринфянам. Здесь мы видим, что значили для Павла слова "забота о всех церквах". Мы видим здесь и сокрушенное сердце и радости. Мы видим Павла, пастыря своей паствы, принимающего близко к сердцу ее заботы и печали.
ПЕРЕПИСКА С КОРИНФОМ
Прежде чем приступить к детальному разбору посланий, составим хронологию переписки с Коринфской общиной.
1) Предшествовавшее послание, которое, может быть, составляет 2Кор. 6,4-7,1.
2) Прибытие домочадцев Хлоиных, Стефана, Фортуната и Ахаика и получение Павлом послания Коринфской церкви.
3) В ответ на все это написано Первое послание Коринфянами отправлено с Тимофеем в Коринф.
4) Положение ухудшается еще больше, и Павел лично посещает Коринф. Это посещение оказывается неудачным. Оно тяжело сокрушило его сердце.
5) В результате этого Павел пишет Строгое послание, которое, вероятно. составляет главы 10-13 Второго послания к Коринфянам, и было переслано с Титом.
6) Не в состоянии вынести ожидания ответа, Павел отправляется в путь, чтобы встретить Тита. Он встречает его в Македонии, узнает, что все образовалось и, возможно, в Филиппах пишет главы 1-9 Второго послания к Коринфянам: Послание примирения.
В первых четырех главах Первого послания к Коринфянамрассматривается вопрос о расхождениях в Божьей церкви в Коринфе. Вместо того чтобы быть единой во Христе, она была расколота на секты и партии, отождествляющие себя с различными христианскими руководителями и учителями. Именно учение Павла вызвало этот раскол, ввиду того, что Коринфяне слишком много думали о мудрости и знании человеческом и слишком мало о чистом милосердии Божием. В действительности же, несмотря на всю их, якобы, мудрость, они еще находились в незрелом состоянии. Они думали, что они мудрые, но, в сущности, они были не лучше детей.
1-12
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ (1 Кор. 16,1-12)
Внезапный переход с 15-ой главы в 16-ую самый типичный для стилистики Павла. В главе 15 Павел витал в высших сферах мысли и теологии и обсуждал жизнь мира грядущего. В главе 16 говорит он самым обычным образом самые практичные вещи и заботится о сегодняшнем дне мира нашего и о проблемах управления церковью. Мысль Павла не знает границ, но и в заботах об управлении церковью не забывает он и мельчайшие детали. Он не относился к тем мечтателям, чувствующим себя как дома в самых высоких сферах теологических рассуждений, и теряющихся в практических вопросах. Даже, когда голова его витала высоко в облаках, он твердо стоял ногами на земле.
Павел начинает с проблемы сбора средств для бедных в Иерусалиме. Это мероприятие было очень дорого его сердцу (ср. Гал. 2,10; 2 Кор. 8,9; Рим. 15,25; Деян. 24,17). В древнем мире существовало определенное чувство братства. В греческом мире возникли общества, называвшиеся ераной. Если у человека наступили трудные дни, если он внезапно впал в нужду, его друзья собирались и давали ему беспроцентную ссуду. При синагогах имелись особые должностные лица, которые собирали деньги и пожертвования среди имущих и раздавали их среди неимущих. Очень часто иудеи, выехавшие в другие страны и процветавшие там, посылали в Иерусалим своих посланцев с пожертвованиями в храм и для бедных. Павел не хотел, чтобы христианская церковь отставала в щедрости от иудейской церкви и от язычников.
Но для него этот сбор для бедных святых в Иерусалиме значил нечто большее: 1) Он был одним из способов продемонстрировать на практике единство христианской церкви. Это был способ показать рассеянным в большом мире христианам, что они являются не только членами поместной церкви, но членами Церкви, каждая часть которой имела обязательства по отношению к остальным. Церковная концепция Павла была далека от того, чтобы ограничиваться узкими границами одного прихода. 2) Такие сборы способствовали распространению христианского учения. Организовав этот сбор средств, Павел дал новообращенным возможность претворить в жизнь учение Христа о силе и достоинстве любви.
Уже указывалось, что в различных посланиях и речах Павел употребил не менее девяти различных слов для обозначения этого сбора.
1) Здесь он называет его логия: это слово означает особый сбор. Логия - это нечто, противоположное налогу, что должен был платить человек; это было дополнительное дарение. Человек никогда не выполнит свой христианский долг лишь одними обязательствами. Иисус задавал вопрос: "Что особенного делаете?" (Мат. 5,47).
2) Иногда он называет его харис (1Кор. 16,3; 2Кор. 8,4). Как мы уже видели, харис отличается тем, что это свободный дар. Действительно приятное дело не в том, чтобы выжать из человека определенную сумму, но чтобы он давал по расположению сердца. Следует отметить, что Павел не устанавливает точную сумму, которую должен давать коринфский христианин. Он говорит, что они должны давать, сколько позволяет их состояние. Сердце должно подсказать человеку, что он должен дать.
3) Иногда он употребляет слова койнониа (2Кор. 8,4; 9,13; Рим. 15,6). Койнониа означает братство, а суть братства заключается в том, чтобы делиться. Ведь в братстве каждый человек не может удерживать все, что имеет; а он рассматривает все свое состояние как нечто, чем он должен делиться с другими. Руководящим вопросом для него является: "Что я могу давать?", а не "Что я могу оставить себе?"
4) Иногда Павел употребляет слово диакониа (2 Кор. 8,4; 9,1; 12,13). Диакониа означает практическую христианскую службу. От родственного ему слова диаконос происходит русское слово диакон. Иногда препоны жизни могут помешать нам справиться со службой, и посему наши средства могут быть посланы в недоступное для нас место.
5) Один раз он употребляет слово хадротес, что значит обилие (2Кор. 8,20). В этом стихе Павел говорит о посланцах, которые будут сопровождать его, дабы убедиться, что он не истратит этот избыток на иные цели. Павел никогда не пожелал бы его лично для себя. Он был тем доволен, что он мог заработать трудом рук своих и в поте лица своего. И он бывал сердечно рад, когда он мог чем-то делиться. Мрачным комментарием к человеческой природе является история о человеке, мечтающем быть миллионером и почти всегда начинающего с перечисления того, что бы он купил себе, и очень редко думающего о том, что бы он отдал другим.
6) Иногда он употребляет слово эулогия, означающее в данном случае благословение (2 Кор. 9,5). Существуют дары, которые нельзя назвать благословением. Такой дар есть унылая и неизбежная обязанность. Истинные же дары - благословения доставляют радость щедрым сердцам.
7) Иногда он употребляет слово лейтургиа (2 Кор. 9,12). В классическом греческом языке это слово имело благородную историю. В эпоху величия Афин некоторые щедрые граждане добровольно принимали на себя расходы на проведение определенных мероприятий. Это могли быть расходы по подготовке хора для новой драмы, либо по подготовке к соревнованию спортивной команды, оплата постройки и экипировки триремы или боевого корабля в опасные для города дни. Первоначально лейтургиа означала добровольно принятую на себя государственную службу. Христианское приношение даров должно быть добровольным. Его надо рассматривать как привилегию помочь чем-нибудь Божьим домочадцам.
8) Один раз Павел употребляет для обозначения этого денежного сбора слово элемозуне (Деян. 24,17), что означает в переводе милостыня. Подаяние играло в мышлении и в религии иудеев такую важную роль, что иудей мог употребить одно слово для выражения подаяния, милостыни и праведности.
"Ибо милосердие к отцу не будет забыто;
несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится.
В день скорби твоей воспомянется о тебе:
как лед от теплоты, разрешатся грехи твои"
(Сир. 3,14-15).
Иудей сказал бы: "Как еще может человек показать, что он благочестив, если не своею щедростью?!"
9) И, наконец, он употребляет для этого греческое слово просфора (Деян. 24,17). Интересно отметить, что слово просфора означает жертвоприношение, и жертва. В подлинном смысле слова, все данное человеку в момент нужды, является жертвой Богу. Лучшую жертву, какую может принести Ему человек, после кающегося сердца, это доброта, проявленная к одному из Его бедствующих детей.
В заключение этого отрывка Павел представляет двух своих помощников. Один из них Тимофей. У Тимофея был один недостаток: он был молод. Положение в Коринфе было довольно затруднительным даже для опытного Павла; поэтому оно может быть сложнее и труднее для Тимофея. Павел рекомендует, чтобы они относились к Тимофею с уважением не ради самого Тимофея, а ради выполняемой им работы. Не человек славит работу, а работа славит человека. Нет более высокого достоинства, чем достоинство важной задачи. Второй помощник - Аполлос. В этом отрывке Аполлос показан как человек большой мудрости. Уже в начале Послания мы видели, что в Коринфе была партия, которая называла себя, "мы Аполлосовы", не получив на то его согласия. Аполлос знал об этом, и, несомненно, желал оставаться в стороне с тем, чтобы эта партия не старалась перетянуть его на свою сторону. Он был достаточно мудр, чтобы понимать, что, если церковь раздирается групповой политикой, то лучше и мудрее держаться подальше.
13-24
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ПРИВЕТСТВИЯ (1 Кор. 16,13-24)
Этот отрывок тоже представляет для нас интерес, потому что его практический характер и наставления проливают свет на будничную жизнь раннехристианской церкви.
Павел начинает с пяти императивов. Первые четыре из них как бы полностью взяты из жизни воина и похожи на приказы командира своим солдатам. "Как страж, будь всегда наготове. При нападении стой твердо в вере, и не уступай ни пяди. В минуты битвы будь героем. Будь сильным в битве за своего царя, подобно хорошо снаряженному и хорошо обученному воину". После этого метафора меняется. Если по отношению к тем, кто угрожает христианской вере извне, христианин должен обладать определенными, приведенными выше качествами, то внутри церковной общины он должен проявлять чувство товарищества и христианской любви. Жизнь христианина, следовательно, всегда характеризуется несгибаемым мужеством и любовью.
В Ефесе к Павлу пришли Стефан, Фортунат и Ахаик, принесшие ему самые свежие и подлинные известия о состоянии дел в Коринфе. Его отзыв о Стефане представляет большой интерес. Стефан заслуживает уважения, потому что он посвятил себя служению церкви. В ранней церкви добровольное и старательное служение представляло собой зачаток официальной службы. Человек становился церковным руководителем не столько через назначение, сколько вследствие того, что его жизнь и его работа выделяли его из среды других и внушали уважение. Т. К. Эдвардс говорит: "В церкви много должностных, но лишь немногие трудятся упорно и старательно".
Стихи 19 и 20 - список приветствий. Посылают привет Акила и Прискилла. Эти два, муж и жена, проходят через все послания Павла и через Книгу Деяний Святых Апостолов. Они были иудеями, и, подобно Павлу, занимались изготовлением палаток. Первоначально они жили в Риме, но в 49 или 50 г. римский император Клавдий издал декрет, изгонявший всех иудеев из Рима. Акила и Прискилла нашли убежище в Коринфе, где с ними и встретился Павел впервые (Деян. 18,2). Из Коринфа они позже отправились в Ефес, откуда теперь Павел передает их привет старым единоверцам в Коринфе. Из Рим. 16,3 мы узнаем, что они вернулись в Рим и вновь осели там. Из истории Акилы и Прискиллы можно сделать интересный вывод: даже в те времена путешествие было довольно просто и естественно. Они переезжали, занимаясь своим ремеслом, из Палестины в Рим, из Рима в Коринф, из Коринфа в Ефес и из Ефеса в Рим.
В отношении этих двух людей следует сделать еще одно важное замечание. На заре христианской веры вообще не было церковных зданий. Мы услышим о здании церкви лишь в третьем веке после Рождества Христова. Небольшие общины встречались в частных домах. Если в доме имелась достаточно большая комната, то верующие собирались там. И вот, куда бы ни переезжали Акила и Прискилла - их дом всегда был церковью. Когда они жили в Риме, Павел посылал привет им и церкви, находившейся в их доме (Рим. 16,3-5). Когда же он пишет из Ефеса, он посылает привет от них и от церкви, находящейся в их доме. Акила и Прискилла относятся к тем удивительным людям, которые превращают свои дома в источник христианского света и любви, принимая многочисленных гостей, потому что Христос всегда был их незримым гостем, превращая свой дом в приют мира, отдыха и дружбы для одиноких и искушаемых, печальных и отчаявшихся. Гомер сделал одному из своих героев большой комплимент, сказав о нем: "Он жил в доме у дороги и был другом путников и странников". Христианские странники всегда находили мирный приют там, где жили Акила и Прискилла. Дай нам Бог сделать наши дома похожими на их дом!
"Приветствуйте друг друга святым целованием", - пишет Павел. Поцелуй мира был прекрасным обычаем раннехристианской церкви. Возможно, это был иудейский обычай, который переняла христианская церковь. Святое целование, по-видимому, совершалось после окончания молитвы и перед тем, как христиане причащались. Оно являлось знаком и символом того, что они сидели за столом любви, соединенные друг с другом совершенной любовью. Кирилл Иерусалимский пишет об этом так: "Не думайте, что это такой же поцелуй, каким вы обмениваетесь с общими друзьями на рыночной площади". Это целование не совершалось беспорядочно. Конечно, в более поздние времена этими поцелуями не обменивались мужчины и женщины, а лишь женщины с женщинами и мужчины с мужчинами. Иногда это было не целование в губы, а в руки. Этот обычай стал называться просто: "Святой". И, действительно, напоминание об этом прекрасном обычае как раз нужно было в тот момент Коринфской церкви, раздираемой ссорами и разногласиями.
Почему этот прекрасный обычай меньше практикуется в церкви? Во-первых, потому что, каким бы прекрасным он ни был, он мог оскорбить человека, и, более того, мог быть неправильно истолкован и использован во вред церкви языческими клеветниками. Во-вторых, потому что церковь постепенно утрачивала характер братства. В небольших домовых церквях, где встречались с друзьями, и где все были тесно связаны друг с другом, это было самым естественным приветствием. Но когда маленькая группа братьев превратилась в большой приход, а небольшая комната в домовой церкви в большую церковь, церковное богослужение потеряло свою интимность. Вместе с этим ушло из практики и святое целование. Явно, что вместе со значительным увеличением церквей мы что-то утеряли, ибо, чем большим и разнородным по составу является поместная община, тем труднее в ней сохранить чувство братства, тем труднее членам действительно знать и любить друг друга. И все же церковь, являющаяся приходом чужих друг другу людей или, в лучшем случае, знакомых, - не истинная церковь в глубоком смысле слова.
И вот в конце, на последней странице письма приписывает Павел свой личный привет; письмо же записал его секретарь. И Павел предостерегает коринфян против каждого, кто не любит Христа. И после этого приписывает на арамейском языке фразу, "маранафа", которая по всей вероятности, значит "Господь наш грядет". На первый взгляд странно встретить фразу на арамейском языке в письме, написанном на греческом языке греческой церкви. Объясняется она тем, что эта фраза стала кличем и паролем. В ней сконцентрирована была жгучая надежда раннехристианской церкви, и христиане узнавали друг друга по этой фразе, на языке, который язычники не могли понять.
И в заключение Павел шлет верующим в Коринфе благодать Господа нашего Иисуса Христа и свою любовь. Он предостерегал, укорял, говорил в праведном гневе, но последнее слово его - любовь.
Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Коринфянам»
Комментарии к главе 16
Фрагмент церковной истории, подобного которому нет. Вайзекер
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Первое послание к Коринфянам - это "книга проблем" в том смысле, что Павел рассматривает в нем проблемы ("Что же касается..."), которые стояли перед общиной в порочном городе Коринфе. В этом качестве книга особенно нужна сегодняшним церквам, раздираемым проблемами. Разделение, поклонение руководителям, как героям, безнравственность, споры о законе, проблемы брака, сомнительная практика и предписания о духовных дарах - все это здесь рассматривается. Однако было бы неверно думать, что вся книга посвящена проблемам! В этом же Послании есть самое прекрасное произведение о любви не только в Библии, но и во всей мировой литературе (гл. 13); замечательное учение о воскресении - и Христовом, и нашем (гл. 15); поучения о причастии (гл. 11); заповедь принимать участие в материальных пожертвованиях. Без этого Послания мы были бы намного беднее. Это сокровищница практического христианского учения.
II. АВТОРСТВО
Все ученые согласны, что названное нами Первoe послание к Коринфянам вышло из-под пера Павла. Некоторые (главным образом либеральные) исследователи полагают, что в письме есть некие "чужие вставки", но эти субъективные предположения не подкрепляются доказательствами-рукописями. 1 Коринфянам 5,9, видимо, ссылается на предыдущее (неканоническое) письмо Павла, которое было неправильно понято коринфянами.
Внешнее свидетельство в пользу 1 Коринфянам очень раннее. Климент Римский (около 95 г. н. э.) говорит о книге как о "послании благословенного апостола Павла". Книгу цитировали и такие ранние церковные авторы, как Поликарп, Юстин Мученик, Афенагор, Ириней, Климент Александрийский и Тертуллиан. Она входит в список канона Муратори и следует за Посланием к Галатам в еретическом каноне Маркиона "Апостоликон".
Внутреннее свидетельство также очень сильно. Помимо того, что автор сам называет себя Павлом в 1,1 и 16,21, его доводы в 1,12-17; 3,4.6.22 также доказывают авторство Павла. Совпадения с Деяниями и другими посланиями Павла и сильный дух искренней апостольской озабоченности исключают подделку и делают аргументы в пользу подлинности его авторства более чем достаточными.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Павел говорит нам, что пишет из Ефеса (16,8-9, ср. ст. 19). Поскольку он трудился там в течение трех лет, скорее всего, 1 Коринфянам было написано во второй половине этого продолжительного служения, то есть где-то в 55 или 56 г. н. э. Некоторые ученые датируют Послание даже более ранним сроком.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Древний Коринф находился (и находится) в южной Греции, к западу от Афин. Во времена Павла его расположение было выгодным: через город проходили торговые пути. Он стал крупным центром международной торговли, в него прибывало множество транспорта. Поскольку религия народа была извращенной, город вскоре превратился и в центр худших форм безнравственности, так что само название "Коринф" стало олицетворением всего нечистого и чувственного. Он пользовался репутацией города настолько распутного, что даже появился новый глагол "korinthiazomai", означавший "вести порочный образ жизни".
Апостол Павел впервые посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18). Сначала он с Прискиллой и Акилой, которые, как и он, делали палатки, трудился среди иудеев. Но когда большинство иудеев отвергло его проповедь, он обратился к коринфским язычникам. Души спаслись проповедью Евангелия, и образовалась новая церковь.
Примерно через три года, когда Павел проповедовал в Ефесе, он получил из Коринфа письмо, сообщающее о серьезных проблемах, с которыми столкнулась община. В письме также были заданы разные вопросы о христианской жизни. В ответ на это письмо он и написал Первое послание к Коринфянам.
Тема Послания - как исправить мирскую и плотскую церковь, которая легкомысленно относится к тем умонастроениям, ошибкам и действиям, которые так тревожили апостола Павла. По меткому выражению Моффатта, "церковь была в миру, как и должно быть, но мир был в церкви, чего быть не должно".
Поскольку такая ситуация до сих пор не редкость в некоторых общинах, значение Первого послания к Коринфянам остается непреходящим.
План
I. ВСТУПЛЕНИЕ (1,1-9)
А. Приветствие (1,1-3)
Б. Благодарение (1,4-9)
II. НЕУРЯДИЦЫ В ЦЕРКВИ (1,10 - 6,20)
А. Разделения среди верующих (1,10 - 4,21)
Б. Безнравственность среди верующих (Гл. 5)
В. Тяжбы между верующими (6,1-11)
Г. Нравственная распущенность среди верующих (6,12-20)
III. ОТВЕТ АПОСТОЛА НА ВОПРОСЫ О ЦЕРКВИ (Гл. 7 - 14)
А. О браке и безбрачии (Гл. 7)
Б. Об идоложертвенных яствах (8,1 - 11,1)
В. О покрывале для женщин (11,2-16)
Г. О Вечере Господней (11,17-34)
Д. О дарах Духа и их использовании в Церкви (Гл. 12 - 14)
IV. ОТВЕТ ПАВЛА ОТРИЦАЮЩИМ ВОСКРЕСЕНИЕ (Гл. 15)
А. Несомненность воскресения (15,1-34)
Б. Опровержение доводов против воскресения (15,35-57)
В. Заключительный призыв в свете воскресения (15,58)
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (Гл. 16)
А. О сборах (16,1-4)
Б. О своих личных планах (16,5-9)
В. Заключительные наставления и приветствия (16,10-24)
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (Гл. 16)
А. О сборах (16,1-4)
16,1 В первом стихе главы 16 речь идет о сборах, которые коринфская церковь должна была посылать нуждающимся святым в Иерусалим. Точная причина их бедности неизвестна. Некоторые полагают, что она была вызвана голодом (Деян. 11,28-30). Еще одной причиной, возможно, было то, что иудеев, которые исповедовали веру в Христа, их неверующие родственники, друзья и соотечественники бойкотировали и изгоняли из общества. Они, очевидно, лишались работы и подвергались бесчисленным экономическим притеснениям, целью которых было заставить их отказаться от исповедания веры в Христа. Павел уже установил в церквах галатийских, то есть дал указания по этому делу, а сейчас он призывает коринфян сделать то же, о чем просил галатийских святых.
16,2 Хотя наставления, данные в стихе 2, относятся конкретно к сборам, все же эти принципы имеют непреходящую ценность. Прежде всего, откладывать деньги нужно в первый день недели. Здесь четко указывается, что ранние христиане уже не считали соблюдение субботы, или дня седьмого, обязательным. Господь воскрес в первый день недели, день Пятидесятницы также был первым днем недели, ученики собирались вместе в первый день недели для хлебопреломления (Деян. 20,7). Сейчас они в первый день недели должны отлагать что-нибудь для святых.
Второй важный принцип состоит в том, что наставления о сборах касаются каждого. Богатые и бедные, рабы и свободные - все должны были участвовать в пожертвованиях, отдавая часть своего состояния.
Далее, это следовало делать систематически. В первый день недели они должны были отлагать у себя и сберегать какую-то сумму денег. Они откладывали эти деньги не на черный день или для какого-то конкретного случая. Дар этот следовало отделять от других денег; он предназначался для особого использования, и отдать его надо было по требованию. Даяние должно было быть соразмерным. На это указывает выражение "сколько позволит ему состояние".
Чтобы не делать сборов, когда я приду. Апостол Павел не хочет, чтобы они занимались приготовлениями в последнюю минуту. Он осознавал серьезную возможность пожертвования без должной подготовки сердца и кошелька.
16,3 Стихи 3 и 4 дают ценный совет о том, с каким вниманием следует подходить к сбору денег в христианском собрании. Во-первых, следует заметить, что деньги не надо доверять какомулибо одному человеку. Даже Павел не мог единолично принимать их. Во-вторых, обратите внимание, что апостол не назначает самовластно тех, кто должен отнести деньги. Он оставляет решение данного вопроса на усмотрение поместной общины. Когда они изберут посланников, Павел отправит их в Иерусалим.
16,4 Если решат, что апостолу тоже прилично будет отправиться в Иерусалим, то местные братья будут сопровождать его туда. Обратите внимание, что он говорит: "...то они со мною пойдут", а не "я пойду с ними".
Возможно, это намек на авторитет Павла как апостола. Некоторые комментаторы предполагают, что пойдет Павел или не пойдет, зависело от размеров дара, но нам с трудом верится, что великий апостол мог действовать исходя из такого принципа.
Б. О своих личных планах (16,5-9)
16,5 Павел излагает свои личные планы в стихах 5-9. Из Ефеса, откуда он писал это письмо, он собирался пройти через Македонию. Затем он надеялся отправиться на юг, в Коринф.
16,6-8 Апостол собирался перезимовать со святыми в Коринфе, а затем они проводили бы его туда, куда он отправится дальше. В настоящее время, по дороге в Македонию, он не увидит их, но позже хочет пробыть с ними некоторое время, если Господь позволит. Прежде чем идти в Македонию, Павел хотел пробыть в Ефесе до Пятидесятницы. Именно из стиха 8 мы узнаем, что Послание было написано в Ефесе.
16,9 Павел понимал, что в Ефесе в данный момент были все возможности для того, чтобы послужить Христу. И в то же время он осознавал, что было много противников. Какую неизменную картину христианского служения рисует перед нами этот стих: с одной стороны, нивы побелели и поспели к жатве, с другой - недремлющий враг старается помешать, разделить и противодействовать любым возможным способом!
В. Заключительные наставления и приветствия (16,10-24)
16,10 Апостол добавляет несколько слов о Тимофее. Если этот верный молодой служитель Господень придет в Коринф, они должны принять его так, чтобы он был у них безопасен, или "без страха", как говорится в некоторых рукописях. Возможно, Павел призывает их к тому, чтобы предоставили Тимофею возможность прийти к ним без опасения, что его не примут как служителя Господня. Вероятно, значение стиха именно таково, что подтверждается словами Павла: "Ибо он делает дело Господне, как и я".
16,11 Поскольку Тимофей верно служил Христу, никто не должен был пренебрегать им. Напротив, нужно искренне стараться проводить его с миром, чтобы он мог вернуться к Павлу в должное время. Апостол ждал воссоединения с Тимофеем и с братьями.
16,12 А что до брата Аполлоса, Павел очень просил его с братьями посетить Коринф. Аполлос не считал, что ныне в этом была для него воля Божья, но соглашался пойти в Коринф, когда у него будет возможность. Стих 12 ценен для нас тем, что показывает дух любви, который преобладал среди служителей Божьих. Кто-то назвал его прекрасной картиной "неревнивой любви и уважения". А еще в нем отражена та свобода, с которой каждый служитель Господень мог полагаться на Божье руководство безо всяких указаний из какого-либо другого источника. Даже сам апостол Павел не обладал властью диктовать Аполлосу, что ему делать.
В этой связи Айэнсайд замечал: "Я не хотел бы вырвать эту главу из своей Библии. Она помогает мне понять, как Бог ведет Своих рабов в их служении Ему". (Ironside, First Corinthians, p. 542.)
16,13-14 Здесь Павел дает содержательные наставления святым. Они должны постоянно бодрствовать, стоять в вере, быть мужественными, твердыми. Возможно, Павел снова думает об опасности проникновения лжеучений. Христиане должны быть всегда настороже. Они не должны уступать ни пяди жизненно важной территории. Они должны действовать с истинным мужеством. И наконец, они должны быть тверды в Господе. Во всем, что они делают, они должны проявлять любовь. Это значит посвящать жизнь Богу и другим. Это значит отдавать им себя.
16,15 Затем следуют увещевания, касающиеся семейства Стефана. Эти славные христиане были начатком Ахаии, то есть самыми первыми обращенными в Ахаие. По-видимому, после своего обращения они посвятили себя на служение святым. Они служили народу Божьему. Семейство Стефаново уже упоминалось в стихе 1,16. Там Павел напоминает, что крестил это семейство. Многие настаивают на том, что семейство Стефаново включало и младенцев, и таким образом стараются оправдать детокрещение. Однако из этого стиха довольно ясно видно, что в этом доме младенцев не было, поскольку определенно сказано, что домашние посвятили себя на служение святым.
16,16 Апостол наставляет христиан быть почтительными к тем, кто помогает в работе, и к любому трудящемуся. Мы знаем из общего учения НЗ, что те, кто отдает себя служению для Христа, должны встречать любовь и уважение всех христиан. Если бы этому правилу следовали больше, разделений и зависти было бы меньше.
16,17 Прибытие Стефана, Фортуната и Ахаика принесло Павлу сердечную радость. Они восполнили для него отсутствие коринфян. Это может означать, что они проявили доброту к апостолу, чего не делали коринфяне. Или, что более вероятно, они сделали то, чего коринфяне сделать не могли, поскольку находились далеко от Павла.
16,18 Они принесли Павлу новости из Коринфа, а также доставили новости от апостола домой, в свою общину. И вновь Павел препоручает их любви и уважению поместной церкви.
16,19 Церкви Асийские - это общины в провинции Асия (сегодня Малая Азия),столицей которой был Ефес.
Акила и Прискилла, по-видимому, жили в это время в Ефесе. Когда-то они жили в Коринфе, и поэтому коринфские святые знали их. Акила делал палатки и работал вместе с Павлом, живя этим трудом. Выражение "с домашней их церковью" дает нам представление о простоте жизни общины в это время. Для поклонения, молитвы и общения христиане собирались у себя дома. Затем они шли проповедовать Евангелие на работе, на рынке, в местной тюрьме - везде, куда вел их Господь.
16,20 Все братия общины присоединялись к любовному приветствию, посылаемому братьям-христианам в Коринф. Апостол предписывает своим читателям приветствовать друг друга святым целованием. В то время поцелуй был обычным способом приветствия, даже среди мужчин. Святое целование - это приветствие, в котором нет фальши и нечистоты. В нашем сексуально озабоченном обществе, где так часты извращения, широкое использование поцелуя как способа приветствия может стать серьезным искушением и привести к тяжелым нравственным падениям. Поэтому среди христиан в англоязычных культурах место поцелуя заняло рукопожатие. Как правило, мы не должны под предлогом культурных соображений извинять невыполнение слов Писания. Но в случае, когда буквальное подчинение может привести к греху или даже к появлению порока из-за возникших в поместной церкви условий, возможно, рукопожатие вместо поцелуя вполне оправдано.
16,21 Павел, как правило, диктовал письма одному из своих сотрудников. Однако в конце он обычно брал в руки перо, добавлял несколько слов своим почерком, а затем приписывал свое характерное приветствие. Именно это он и делает здесь.
16,22 Греческое слово "анафема" означает проклятие. Кто не любит Господа Иисуса, тот уже осужден, но приговор им будет объявлен в пришествие Господа Иисуса Христа. Христианин - это тот, кто любит Спасителя. Он любит Господа Иисуса более, чем кого-либо или что-либо в этом мире. Нелюбовь к Сыну Божьему - преступление против Самого Бога. Райл комментирует:
"Святой Павел не оставляет никакого выхода человеку, который не любит Христа. Он не оставляет никакой лазейки, никакого извинения. Человеку может недоставать ясного познания, и он все равно спасется. Он может быть несмелым и поддаться человеческому страху, как Петр. Он может ужасно пасть, подобно Давиду, и все же подняться снова. Но если человек не любит Христа, он не на пути жизни. На нем все еще лежит проклятие. Он на той широкой дороге, которая ведет к погибели". (J. C. Ryle, Holiness, p. 235.)
Маранафа - арамейское выражение, которым пользовались первые христиане, и означает оно "Господь, приди!" Если разделить это слово "маран афа", оно будет значить "Наш Господь пришел", а если "марана фа" - "наш Господь, приди!"
16,23 Благодать - любимая тема Павла. Он любил начинать и заканчивать свои послания на этой возвышенной ноте. Это одна из примет, указывающих на подлинность его авторства.
16,24 Во всем Послании мы слышали биение сердца этого верного апостола Христова. Мы слышали его, когда он наставлял, утешал, увещал и предостерегал своих детей в вере. Его любовь к ним несомненна. Когда они читали эти заключительные слова, им, наверно, было стыдно за то, что они позволили лжеучителям прийти и оспорить апостольство Павла, за то, что они отвернулись от первоначальной любви к нему.
Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Коринфянам»
Комментарии к главе 16
Автор
Автором послания назван Павел. Подлинность авторства посланий к коринфянам никогда серьезно не подвергалась сомнениям. Документы изучены всесторонне, поскольку предоставляют уникальный материал для более глубокого понимания самого апостола Павла, его служения и учения.
Время и обстоятельства написания
Павел ясно указывает, что пишет послание, находясь в Ефесе (16,8). Это было во время его третьего миссионерского путешествия (ок. 53-57 гг. по Р.Х.). Поскольку апостол провел в Ефесе более двух лет (Деян. 19,8.10), то написание Первого послания к коринфянам можно отнести приблизительно к 55 г. по Р.Х.
Книга Деяния не упоминает об этой переписке, однако сообщает важные сведения об основании церкви в Коринфе (18,1-11) во время второго миссионерского путешествия апостола Павла (50-52 гг.). Павел прибыл в этот город после посещения Афин (Деян. 17,16-34). Первое послание к коринфянам (2,1-5) позволяет предположить, что инцидент с афинскими философами еще более утвердил Павла в намерении нести простую проповедь креста, сколь бы непривлекательной она ни казалась некоторым слушателям. При поддержке влиятельной супружеской четы христиан, Акилы и Прискиллы (16,19), Павел проповедовал в синагоге, пока противодействие иудеев не заставило его сосредоточиться на проповеди язычникам. Христианская община в Коринфе, состоявшая из иудеев и язычников, процветала (Деян. 18,8-10). Проповедь Павла продолжалась довольно долго (более полутора лет, согласно Деян. 18,11.18). Павел имел основания ожидать от коринфских христиан определенной духовной зрелости.
Это послание свидетельствует, что за истекший период в Коринфской церкви обнаружилось немало серьезных проблем: раздоры и разделения, неправильное представление о Вечере Господней, бесчинство во время молитвенных собраний, искажение вероучения и крайности в поведении - от развращенности нравов до нездорового аскетизма. Что произошло? Коринф был не только одним из самых крупных городов Римской империи, но и одним из самых порочных. Удобно расположенный торговый центр предлагал удовольствия на любой вкус. На таком фоне христиане расходились во мнениях до крайностей: одни утверждали, что общение с грешниками допустимо и необходимо, другие же доказывали обратное. Споры, вызванные этими взаимоисключающими мнениями, вышли из-под контроля и угрожали будущему Коринфской общины.
Из 1 Кор. 5,9 можно заключить, что Павел ранее уже посылал этой церкви послание (не дошедшее до нас), увещевая ее членов отделиться от порочных христиан. Оно, по-видимому, содержало также просьбу о пожертвованиях (16,1-4) и другие указания относительно проблем общины. Однако беспорядки не утихли. Со временем до апостола дошли сведения, что церковь в Коринфе раздирается внутренними разногласиями, в частности из-за того, что некоторые члены общины считали себя более духовными и сведущими, чем их собратья по вере (1,11.12; 3,1-4; 8,1-3). Вероятно, ему сообщили и о другом: об упреках в его адрес, о безнравственности членов общины, о судебных тяжбах между ними (4,1-4; 5,1; 6,1-6). Более того, сама община прислала письмо Павлу, запрашивая наставлений по таким вопросам, как брак и развод, идоложертвенная пища, духовные дары, и советов по сбору пожертвований (7,1,25; 8,1; 12,1; 16,1); просили они и о том, чтобы их посетил Аполлос (16,12). Апостол столкнулся с комплексом проблем и в пространном Первом послании откликнулся на нужды церкви в Коринфе.
Характерные особенности и темы
Содержание послания обусловлено спецификой спорных вопросов, возникших в Коринфе. Многие ученые высказывали мнение, что послание составлено на основании противоречия между информацией, дошедшей до Павла (гл. 1-6), и проблемами, изложенными самими коринфянами в их письме (гл. 7-16). Хотя такая схема, возможно, не до конца соответствует отдельным частям послания, она позволяет составить о нем общее представление. Следует отметить, однако, что за разнообразием тем, затронутых в этом документе, лежат и глубокие проблемы: нападки на авторитет Павла, превозношение собственной духовностью, недостаток любви. По мере разрешения этих проблем апостол ясно излагает свое учение об основополагающих вопросах веры, в том числе - о державной власти Бога, о природе Церкви, об освящении и о воскресении мертвых.
Содержание
I. Введение (1,1-9)
II. Известие, полученное от домашних Хлои (1,10 - 6,20)
А. Разделения в церкви (1,10 - 4,21)
1. Сообщение (1,10-17)
2. Благовестие и истинная мудрость (1,18 - 3,4)
3. Служение и апостольство (3,5 - 4,21)
Б. Нравственные и этические проблемы (5,1 - 6,20)
1. Грех кровосмешения (5,1-13)
2. Судебные тяжбы (6,1-11)
3. Половая распущенность (6,12-20)
III. Ответ на письмо коринфян (7,1 - 16,12)
А. О браке и разводе (7,1-40)
1. Брачные отношения (7,1-9)
2. Вопрос о разводе (7,10-24)
3. Отдельный вопрос о "девственности" (7,25-40)
Б. Об идоложертвенных яствах (8,1 - 11,1)
1. Проблема и ее разрешение по существу (8,1-13)
2. Авторитетность Павла в этом вопросе (9,1-27)
3. Израильтяне как пример (10,1-22)
4. Выводы (10,23 - 11,1)
В. О богослужении (11,2-34)
1. О покрытии головы (11,2-16)
2. Вечеря Господня (11,17-34)
Г. О дарах духовных (12,1 - 4,40)
1. Единство и разнообразие (12,1-31)
2. Величие любви (13,1-13)
3. Пророчество и дар языков (14,1-25)
4. Принцип благочиния (14,26-40)
Д. О воскресении (15,1-58)
1. Важность воскресения Христова (15,1-11)
2. Неоспоримость воскресения (15,12-34)
3. Природа нового тела воскресших (15,35-49)
4. Выводы (15,50-58)
Е. О пожертвованиях и других вопросах (16,1-12)
IV. Заключение (16,13-24)
1 При сборе же для святых. На основании 2 Кор. 8,1-4 и Рим. 15,25-27 можно заключить, что одной из основных целей третьего миссионерского путешествия Павла был сбор пожертвований среди язычников в пользу евреев-христиан в Иудее, которые, вероятно вследствие гонений, испытывали острую нужду. См. 5,9.
для святых. См. ком. к 1,2.
2 В первый день недели. Воскресенье - день, когда воскресший Господь явился ученикам (Ин. 20,19.26; ср. "день воскресный" в Откр. 1,10). Ранние христиане собирались по воскресеньям для "преломления хлеба" и молитвы (Деян. 20,7); таким образом, уместно было назначить на этот день сбор пожертвований.
5-9 Из этих стихов ясно, что Павел писал послание, находясь в Ефесе, и намеревался посетить Коринф, следуя северным путем (т.е. через Троаду в Малой Азии, Филиппы в Македонии и т.д.). Он осуществил этот план (Деян. 20,1.2; 2 Кор. 2,12.13). Павел не видел надобности в кратком и "тягостном" посещении Коринфа вскоре после отправки этого послания (2 Кор. 1,23; 2,1; 13,2).
10 Если же придет к вам Тимофей. Ранее (4,17) Павел упоминал, что послал (или пошлет) к ним Тимофея как своего представителя (Деян. 19,22). Апостол заботится, чтобы его молодой сотрудник был принят с должным уважением.
12 что до брата Аполлоса. По-видимому, коринфяне в своем письме просили, чтобы Аполлос возвратился к ним (см. Введение: Время и обстоятельства написания; Деян. 18,27 - 19,1). Несмотря на сложную обстановку в коринфской общине (4,6; 4,15 и ком.), Павел внял просьбе коринфян, но Аполлос не смог в то время прийти к ним.
18 Стефана, Фортуната и Ахаика. Они, вероятно, и доставили Павлу письмо от коринфской общины.
19 асийские. Ефес, где писалось послание, был главным городом Асии (Азии) - провинции Римской империи, занимавшей юго-западную часть теперешней Турции (Деян. 19,10).
20 святым целованием. По всей видимости, обычное приветствие в ранней Церкви. Хотя такая практика не была чужда иудаизму и римской культуре, слово "святой" указывает, какое значение это приветствие приобретало среди "святых", отражая особенные отношения родства братьев и сестер во Христе.
21 собственноручно. Все послание (до этого момента) было написано писцом (Рим. 16,22). Павел обычно сам приписывал несколько слов в конце, служивших как бы личной его подписью.
22 маран-афа. Здесь, вместо греческого выражения, Павел вписал арамейские слова, означающие: "Приди, Господи!" (или "Господь грядет"), что отражает богослужебную практику ранней Церкви в Палестине.
24 любовь моя со всеми вами. Эти слова свидетельствуют об отеческом отношении Павла к подопечным (см. 1,2 и ком.).