Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Малахия
Исторические
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие
Иисус Навин
Книга Судей
Руфь
1-я Царств
2-я Царств
3-я Царств
4-я Царств
1-я Паралипоменон
2-я Паралипоменон
Ездра
Неемия
Есфирь
Поучительные
Иов
Псалтирь
Притчи
Екклесиаст
Песни Песней
Пророческие
Исаия
Иеремия
Плач Иеремии
Иезекииль
Даниил
Осия
Иоиль
Амос
Авдий
Иона
Михей
Наум
Аввакум
Софония
Аггей
Захария

Новый Завет

Радостная весть
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Соборные послания
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Письма Павла
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям

   К Колоссянам 4

Главы: 1 2 3 4
И вы, господа, поступайте с рабами по правде и справедливости. Помните, что и у вас есть Господин на небе.
Постоянно молитесь, бодрствуйте во время молитвы и благодарите!
Молитесь также и о нас, чтобы Бог открыл нам двери для Слова и дал нам возвестить тайну Христа. Ради нее я в цепях.
Молитесь, чтобы я смог возвестить ее и раскрыть так ясно, как я должен.
Ведите себя мудро с посторонними, используйте любую возможность.
Пусть ваша беседа будет всегда приятна и остроумна, и пусть для каждого у вас найдется нужный ответ.
Все мои новости вам расскажет Тихик. Это мой любимый брат, верный служитель и сотрудник в делах для Господа.
Я его для того и посылаю к вам — ободрить ваши сердца известием о том, как обстоят наши дела.
С ним я посылаю верного и любимого брата Онесима, он один из ваших. Они известят вас обо всем, что здесь происходит.
Вам передают приветы Аристарх, мой товарищ по тюрьме, и Марк, двоюродный брат Варнавы. (Вы уже получили распоряжение о нем: если он придет к вам, пожалуйста, примите его.)
Вам посылает привет также Иисус по прозвищу Юстус. Они единственные из евреев, кто трудится вместе со мной для Царства Бога; они для меня большая поддержка.
Из ваших передает привет Эпафрас, служитель Христа Иисуса; он всегда сражается за вас, молясь, чтобы вы стояли непоколебимо, в совершенном и убежденном послушании воле Бога.
Я свидетель тому, как он не щадя сил трудится ради вас и ради христиан Лаодикеи и Иераполя.
Вас приветствуют дорогой наш врач Лука и Демас.
Передавайте приветы братьям в Лаодикее, а также Нимфе и церкви, которая собирается у нее дома.
Когда письмо прочтут у вас, сделайте так, чтобы его прочитали и в лаодикейской общине. А вы прочитайте письмо из Лаодикеи.
И скажите Архиппу: «Смотри, непременно исполни служение, которое ты получил от Господа!»
Пишу собственной рукой: Привет от Павла. Помните о моих цепях. Да будет с вами Божья милость!
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1 2 3 4
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «К Колоссянам»
Комментарии к главе 4
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К КОЛОССЯНАМ
ГОРОДА В ДОЛИНЕ РЕКИ ЛИКУС

Приблизительно в 150 от Ефеса, в долине реки Ликус стояли когда-то три крупных города - Лаодикия, Иераполь и Колоссы. Когда-то они были фригийские города, а во время Павла входили в римскую провинцию Асию. Из каждого из них почти можно было видеть два других. Иераполь и Лаодикия стояли по обеим сторонам долины протекавшей между ними реки Ликус на расстоянии около 10 км друг от друга. Колоссы лежали в 20 км выше по обоим берегам реки.

Долина Ликуса имела две важные особенности.

1. Она славилась своими землетрясениями. Древнегреческий географ Страбон дает ей странное определение эвсейстос, что по-русски значит пригодный для землетрясения. Лаодикия была неоднократно разрушена землетрясением, но она была настолько богата и независима, что перестроилась без финансовой помощи римского правительства. Как выразился о ней Иоанн, автор Откровения, в своих глазах она была богата и ни в чем не нуждалась (Откр.3,17).

2. Воды реки Ликус и его притоков были насыщены известняком, который оседал по всей местности, образуя удивительные природные образования. Вот как описывает эту местность Лайтфут: "Древние памятники захоронены, плодородные поля покрыты, русла рек забиты, потоки отведены в сторону, образованы фантастические гроты, каскады и каменные арки этой странной, капризной силой, одновременно разрушительной и созидательной, тихо работавшей на протяжении веков. Гибельная для растительности, эта инкрустация распространялась по земле, как белый саван. Подобно ледникам на горных склонах, они еще за тридцать километров привлекают взгляд путешественника своим белым блеском и придают необычайность этому необычно красивому и впечатлительному пейзажу".

БОГАТАЯ ОБЛАСТЬ

Тем не менее, эта область была богата и славилась двумя тесно связанными между собой ремеслами. Вулканические почвы очень плодородны, и все, что не было покрыто меловыми отложениями, были великолепные пастбища, на которых паслись огромные стада овец. Эта область была крупнейшим центром шерстяной промышленности тогдашнего мира. Лаодикия особенно славилась производством высококачественных одежд. С этим ремеслом тесно было связано крашение. Эти известковые воды обладали каким-то качеством, обеспечивающим особенно высокое качество покраски тканей, а город Колоссы настолько славился своим красильным ремеслом, что одна из красок носила его имя.

Таким образом, эти три города находились в важной географической и экономически процветающей области.

НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД

Когда-то все три города имели одинаково большое значение, но с годами судьбы их изменились. Лаодикия стала политическим и финансовым центром района; Иераполь стал крупным промышленным городом и известным курортом. В этой вулканической области было много глубоких расселин, из которых поднимались горячие пары и родники, получившие широкую известность своими лечебными свойствами; люди тысячами приходили в Иераполь купаться и пить его воду.

Одно время Колоссы был таким же крупным центром, как и два других города. За Колоссами вставали горные цепи Кадма и Колоссы господствовали над проходами к горным дорогам. Там останавливались во время своих завоевательных походов персидские цари Кир и Ксеркс, и греческий историк Геродот даже называл Колоссы "великим городом Фригии". Но по какой-то причине эта слава померкла. Степень того упадка показывает тот факт, что месторасположение Иераполя и Лаодикии можно определить еще и сегодня. Там еще стоят руины каких-то больших зданий, а на том месте, где когда-то стояли Колоссы, не осталось ни камня, и можно лишь догадываться, где они стояли. Даже в то время, когда Павел писал свое послание, Колоссы был лишь небольшим городом, и Лайтфут говорит, что это был самый незначительный из всех городов, в которые писал Павел.

Но, в городе Колоссы возникла ересь, которая могла привести к гибели христианской веры, если бы позволили ей беспрепятственно развиваться.

ИУДЕИ ВО ФРИГИИ

Для полноты картины надо добавить еще один факт. В области, в которой находились эти три города, жило много иудеев. Задолго до этого Антиох Третий Великий приказал переселить 2000 иудейских семей из Вавилона и Месопотамии в районы Лидии и Фригии. Эти иудеи процветали и, как это часто бывает, за ними последовали в этот район многие единоплеменники, чтобы разделить с ними их процветание. Их пришло туда столько, что строгие палестинские иудеи жаловались на то, что так много иудеев покинуло суровые условия страны предков "ради вин и бань Фригии".

Число проживавших там иудеев можно представить себе из следующего исторического события. Как мы видели, Лаодикия была административным центром области. В 62 г. до Р. Х. прокуратором там был Флакк. Он захотел положить конец практике иудеев вывозить из провинции деньги для уплаты храмового налога, наложив запрет на вывоз денег, и только в своей части провинции изъял около 10 кг контрабандного золота, предназначенного для иерусалимского Храма, что равнялось храмовому налогу не менее 11 тысяч человек. Ввиду того, что женщины и дети были освобождены от уплаты налога и, надо полагать, что многие иудеи все же смогли провести свои деньги контрабандой, можно считать, что иудейское население области составляло около 50 тысяч человек.

ЦЕРКОВЬ В КОЛОССАХ

Церковь в Колоссах была одной из тех, которые Павел основал не сам и которые он никогда не посещал. Он причисляет колоссян и лаодикийцев к тем, что не видел лица его во плоти (2,1). Но, вне всякого сомнения, эта церковь была создана по его указанию. В течение трех лет, которые Павел прожил в Ефесе, Евангелие распространялось во всю провинцию Асия, и все ее жители - как иудеи, так и греки - слышали проповедь о Господе Иисусе (Деян. 19,21). Колоссы находились на расстоянии 150 км от Ефеса и, несомненно, эта церковь была создана в ходе той двухлетней кампании. Мы не знаем, кто ее основал, но вполне может быть, что это был Епафрас, который охарактеризован в послании как сотрудник Павла и как верный служитель Христов в колосской церкви, а позже был связан с Иераполем и Лаодикией (1,7; 4,12.13). Если Епафрас и не был основателем церкви в Колоссах, он, несомненно, был служителем Христовым в этой области.

ЯЗЫЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Совершенно ясно, что церковь в Колоссах состояла, в основном, из язычников. Фразы типа отчужденные и враги (1,21) Павел употребляет обычно в отношении тех, кто когда-то был чужд заветов обетования. В 1,27 Павел говорит о том, что Бог благоволил показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, имея при этом в виду самих колоссян. В 3,5-7 он приводит перечень их грехов до того, как они стали христианами, а это типичные языческие грехи. Мы можем уверенно сказать, что церковь в Колоссах состояла, в основном, из язычников.

УГРОЗА ЦЕРКВИ

Должно быть, это Епафрас принес Павлу в римскую темницу известие о сложившейся в Колоссах ситуации. Многие принесенные вести были хорошие. Павел благодарит Бога за новость об их вере в Иисуса Христа и их любви ко всем святым (1,4), за плоды, которые приносит их христианская вера (1,6). Епафрас принес ему весть об их любви в духе (1,8). Павел рад слышать об их благоустройстве и твердости их веры (2,5). В Колоссах, конечно, были проблемы, но они не обрели характера эпидемии. Павел считал, что предотвращение лучше исцеления, и в этом послании он хватает зло еще до того, как оно получило широкое распространение.

ЕРЕСЬ В КОЛОССАХ

Никто не может с полной уверенностью сказать, что это была за ересь, угрожавшая существованию церкви в Колоссах. "Колосская ересь" - это одна из крупных схоластических проблем Нового Завета. Нам остается лишь обратиться к самому посланию, собрать приведенные в нем характерные черты и посмотреть соответствует ли им какая-либо известная ересь.

1. Это была ересь, нападавшая на абсолютное первенство Христа и на уникальность Его верховной власти. Ни в одном другом Павловом послании нет такой возвышенной характеристики Иисуса Христа, или такой настойчивости в утверждении Его совершенства и завершенности. Иисус Христос - образ невидимого Бога; в Нем обитает всякая полнота (1,15.19); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (2,3); в Нем обитает вся полнота Божества телесно (2,9).

2. Павел особенно подчеркивает роль Христа в творении. Им создано все (1,16), и все Им стоит (1,17). Сын был орудием, Которым Отец сотворил вселенную.

3. Одновременно Павел прикладывает все усилия к тому, чтобы подчеркнуть подлинную человечность Христа. Именно во плоти совершил Христос Свой искупительный подвиг (1,22). Вся полнота Божества обитает в Нем телесно (2,9). При всей Его Божественности, Иисус был подлинно из плоти и крови человеческой.

4. Кажется, что в этой ереси был элемент астрологии. В 2,8 Павел предостерегает колоссян, чтобы кто не увлек их по стихиям мира, а в 2,20 говорит, что если они со Христом, что они умерли для стихий мира. Греческое слово стойхея, переведенное здесь как стихия, имеет два значения.

а) В его основе лежит значение - ряд предметов. Например, оно может означать ряд, шеренгу солдат, но чаще всего его употребляли для обозначения азбуки, букв алфавита, так сказать, по порядку. Отсюда оно получило значение элементы, составные части предметов. Если так его и следует понимать, тогда Павел имеет в виду, что колоссяне скатываются на позиции элементарного христианства, когда как они должны были возмужать в вере.

б) Мы полагаем, что второе значение более уместно здесь. Стойхея может иметь значение элементарные духи мира, и, в частности, духи звезд и планет. Древних преследовала мысль о влиянии звезд, и даже величайшие и мудрейшие люди не делали ничего, не посоветовавшись с ними. Древние полагали, что все находится в железных руках судьбы, зависящей от звезд, и астрология заявляла, что может дать людям секретные знания, которые освободят их от рабской зависимости и от этих элементарных духов и бесов. Вероятнее всего, что лжеучители колоссян проповедовали, что для того, чтобы освободить людей от зависимости от этих элементарных духов, нужно еще что-то, помимо Иисуса Христа.

5. Эта ересь придавала большое значение бесовским силам. В послании неоднократно говорится о начальствах и властях, которыми Павел обозначает эти бесовские силы (1,16; 2,10.15). Древние безоговорочно верили в бесовские силы. В их представлении воздух прямо-таки кишел ими. Каждая природная сила - ветер, гром, молния, дождь - имела свое бесовское начальство. Каждое место, каждое дерево, каждая река, каждое озеро имело, по их мнению, своего беса. Эти бесы были, в некотором смысле, промежуточным звеном к Богу, а в другом смысле, барьерами к Нему, потому что в представлении древних, большинство из них враждебны человеку. Древние жили в мире, в котором обитала масса бесов и духов. Очевидно, лжеучители колоссян проповедовали, что для победы над бесовской силой нужно еще нечто, кроме Иисуса Христа.

6. В этой ереси был и философский элемент. Еретики увлекают людей философией и пустым обольщением (2,8). Еретики из Колосс говорили, что простоту благой вести необходимо дополнить более искусным и трудным для понимания знанием.

7. В этой ереси была тенденция настаивать на соблюдении особых дней и праздников, новомесячий и суббот (2,16).

8. В этой ереси был и притворный аскетический элемент. Лжеучители устанавливали законы о пище и питье (2,16). Их лозунгом было: "Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся" (2,21). Эта ересь намеревалась ограничить христианскую свободу соблюдением различных законных обрядов.

9. В этой ереси присутствовало антиномическое течение. Лжеучители пытались насадить у людей небрежное отношение к необходимой для христианина непорочности, и легкомыслие к телесным грехам (3,5-8).

10. По-видимому, эта ересь отводила некоторое место почитанию ангелов (2,18). Помимо бесов и демонов они вводили и ангелов в качестве посредников между Богом и людьми.

11. И, наконец, в этой ереси, по-видимому, были элементы духовного и интеллектуального снобизма. В 1,28 Павел излагает свою цель: вразумлять всякого человека, научать всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Мы видим, как повторяется фраза всякого человека, и что цель Павла заключается в том, чтобы делать каждого человека совершенным во всякой мудрости. Справедливо сделать из этого вывод, что еретики отводили благую весть лишь нескольким избранным и создавали интеллектуальную и духовную аристократию в широко открытую христианскую веру.

ГНОСТИЧЕСКАЯ ЕРЕСЬ

Было ли в то время какое-либо общее еретическое течение, которое включало бы все эти аспекты? Было такое движение - гностицизм. Гностицизм возник из двух фундаментальных идей о материи. Гностики, во-первых, полагали, что только дух благ, а материя - по сути своей порочна. Во-вторых, гностики верили, что материя извечна, и что вселенная не была сотворена из ничего, в противоположность христианскому кредо веры, а из этой порочной материи. Из этих фундаментальных положений неизбежно вытекали определенные последствия.

1. Они влияли на учение о творении. Если Бог - Дух, то Он абсолютно благ и вовсе не мог творить из этой порочной материи. Поэтому Бог не был творцом мира. Он изливал серию эманации, каждая из которых находился дальше от Него, до тех пор, пока наконец на другом конце не появилась г. эманация, которая была настолько удалена от Бога, что она могла обрабатывать материю, и вот эта эманация и сотворила мир. Но гностики шли еще дальше. Ввиду того, что каждая последующая эманация находился все дальше и дальше от Бога, она, говорили гностики, все меньше и меньше знала о Нем. По мере увеличения числа серий этих эманации, незнание обращалось во враждебность, и, таким образом, самая удаленная от Бога эманация ничего не знала о Нем, и, одновременно, была враждебной Ему. Из этого следовало, что сотворивший этот мир ничего не знал об истинном Боге и в то же время был совершенно враждебным Ему. И вот, опровергая эту гностическую теорию творения, Павел утверждал, что посредником Бога в процессе творения была не какая-то невежественная и враждебная Ему сила, а Сын, совершенно хорошо знавший Отца и любивший Его.

2. Они затрагивали и Самого Иисуса Христа. Если материя была совершенно порочной, а Иисус был Сын Божий, то, утверждали гностики, Иисус не мог иметь тело из плоти и крови. Он должен был быть неким духом, фантомом. Таким образом, выдумки гностиков доходили до того, что Иисус при ходьбе, якобы, не оставлял следов на земле. А это, конечно, совершенно лишало Иисуса Его человеческой сущности и возможности быть Спасителем людей. Опровергая эту гностическую теорию, Павел настаивал на том, что у Иисуса было тело из плоти и крови и что Он спас людей в теле из плоти и крови.

3. Они затрагивали этические аспекты жизни. Если материя порочна, то из этого следует, что и наши тела порочны, а если наши тела порочны, то из этого вытекают два последствия.

а) Мы должны морить голодом и бить свое тело и отрекаться от него, вести строго аскетический образ жизни, подавлять свое тело, отказывая ему во всех потребностях и желаниях.

б) Но можно подойти и с совершенно противоположной стороны. Если тело порочно, неважно, что человек с ним делает; важен только дух. И потому человек может удовлетворять желания своего тела и это не имеет никакого значения.

Таким образом, гностицизм мог проявляться в аскетизме, с соблюдением всевозможных законов и ограничений; или же, он мог вылиться в антиномианизм, который оправдывает любую аморальность. И мы видим, что обе эти тенденции пропагандировали колосские лжеучители.

4. Из этого следует, что гностицизм претендовал на высокоинтеллектуальный образ жизни и мышления. Между Богом и человеком стоит длинный ряд эманации, и чтобы добраться до Бога, человек должен с трудом взбираться по длинной лестнице. Для этого ему нужны разные таинственные знания, особая для избранных подготовка, и скрытые пароли. Он должен знать все это, чтобы вести строгий аскетический образ жизни, а тот, кто хочет вести такой суровый аскетический образ жизни, тот попросту не сможет заниматься повседневными делами. И потому, считали гностики, высшие религиозные сферы открыты только немногим избранным. Вот эта идея о необходимости принадлежать к некоей интеллекту религиозной аристократии соответствует ситуации, сложившейся в Колоссах.

5. Надо добавить еще одно. Совершенно очевидно, в угрожавшем колосской церкви лжеучении, призвал иудейский элемент. Соблюдение праздников новомесячий и суббот было характерно для иудаизма, да и законы о пище и питье были, по существу, иудейскими левитскими законами. Откуда взялся этот иудейский элемент? Странно отметь, что многие иудеи сочувствовали гностицизму. Они знали все об ангелах, бесах и духах. Но они всего говорили: "Мы отлично знаем, что для постижения Бога нужны специальные знания. Мы отлично знаем, что Иисус и Его благая весть слишком просты, и это особое знание можно найти только в иудейском законе. Наш обрядовый и формальный за - вот то особое знание, которое дает человеку способность достичь Бога". И потому гностицизм и иудаизм нередко вступали в странный союз, и вот именно такой союз мы и находим в Колоссах, где, мы уже видели, было много иудеев.

Совершенно очевидно, что колосские лжеучители заражены гностической ересью. Они пытались превратить христианство в философию или в теософию, и, если бы они преуспели в этом, христианская вера была бы разрушена.

АВТОРСТВО ПОСЛАНИЯ

Остается еще один вопрос. Многие богословы не считают, что послание написал Павел. Они выдвигают три тезиса.

1. Они говорят, что в Послании к Колоссянам много слов и фраз, которые не встречаются ни в одном другом послании Павла. И это совершенная правда, но это ничего не доказывает. Мы не можем требовать от человека, чтобы он писал всегда одинаково и пользовался одним и тем же языком. Можно вполне считать, что в Послании к Колоссянам Павлу нужно было сказать что-то новое и найти для этого новые слова.

2. Они говорят, что гностицизм развивался много позже, чем эпоха Павла, так что, если колосская ересь была связана с гностицизмом, то оно должно было быть написано позже, чем эпоха Павла. Правда, что крупные сочинения гностиков были написаны позже, но идея двух миров и идея о порочности материи тесно связаны как с иудейским, так и с греческим мировоззрением. В Послании к Колоссянам нет ничего такого, чего нельзя было бы объяснить гностической линией, имевшей долгую историю в античном мировоззрении, хотя, конечно, систематизация его имела место позже.

3. Они говорят, что отразившиеся в Послании к Колоссянам воззрения на Иисуса Христа намного обгоняют все то, что встречается в посланиях, которые несомненно принадлежат Павлу. На это можно дать два ответа.

Во-первых, Павел говорит о неисследимом богатстве Христовом. В Колоссах Павел столкнулся с новой ситуацией, и для того, чтобы совладать с этой ситуацией, он черпал новые ответы из этого непостижимого богатства. В Послании к Колоссянам христология действительно превосходит все написанное в ранних посланиях Павла, но это еще вовсе не дает права утверждать, что Павел не написал его, если мы не хотим утверждать, что его мысль все время оставалась на одном месте. Справедливо будет сказать, что человек продумывает смысл и содержание своей веры по мере того, как его к этому принуждают обстоятельства, и перед лицом новых обстоятельств Павел продумал по-новому значение Христа.

Во-вторых, зародыш Павловой идеи о Христе, изложенной в Послании к Колоссянам, в сущности, содержится уже в одном из его более ранних посланий. В 1 Кор. 8,6 Павел пишет, что у нас один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. В этой фразе - основа всего того, что он говорит в Послании к Колоссянам. Зерно уже было в его уме, готово расцвести, как только новые условия дадут ему рост.

Нам не нужно колебаться в том, чтобы признать, что Послание к Колоссянам написано самым Павлом.

ВЕЛИКОЕ ПОСЛАНИЕ

Странно и удивительно, но остается фактом, что Павел написал послание, в котором получили отражение самые высокие полеты его мысли, в такой незначительный город, каким были тогда Колоссы. Но, тем самым, он пресек тенденцию, которая в противном случае, разрушила бы христианство в Малой Азии и, может быть, могла причинить непоправимый вред всей Церкви.

1-4

Комментарии к Кол. 4,1 смотрите в предыдущем разделе.

ХРИСТИАНСКАЯ МОЛИТВА (Кол. 4,2-4)

Павел не написал ни одного послания, без того, чтобы не указать своим друзьям на их долг и на данную им привилегию молиться.

Они должны быть постоянны в молитве. Даже лучшим из нас иногда кажется, что молиться бесполезно, и что молитва не идет дальше стен комнаты, в которой мы молимся. Выход из этого не в том, чтобы перестать молиться вообще, а в том, чтобы продолжать молиться, потому что молящийся не может долгое время быть духовно черствым.

Они должны бодрствовать в молитве. Вполне может быть, что Павел повелевает своим друзьям не спать, когда они молятся. Может быть также, что он имеет при этом в виду время на горе Преображения, когда ученики заснули и увидели славу лишь проснувшись снова (Лук. 9,32), или же то время в Гефсиманском саду, когда Иисус молился, а ученики Его спали (Мат. 26,40). Правда, после тяжелого трудового дня нас иногда охватывает сон как раз тогда, когда мы хотим молиться. Но еще чаще в нашей молитве присутствует своего рода усталость. В таком случае не надо пытаться молиться долго: Бог поймет и одно предложение произнесено, как очень уставшим ребенком.

Павел просит своих друзей молиться также о нем. Здесь мы должны быть очень внимательны и попробовать показать, что же Павел имел при этом в виду. Павел просит их молиться не столько о себе самом, сколько о его работе. Павел мог бы просить их помолиться о многом - за освобождение из темницы, за благоприятный исход судебного разбирательства, наконец, о небольшом отдыхе и покое для него, но он просит их молиться о том, чтобы Бог дал ему силу и возможность делать дело, на которое Он послал Павла в мир. Не надо молиться за то, чтобы Бог избавил нас и других от нашей задачи, а скорее за то, чтобы Он придал нам силы выполнить возложенную на нас задачу. Молиться надо всегда о силах и лишь изредка об освобождении, потому что ключевой нотой христианской жизни должно быть не избавление, а победа.

5-6

ХРИСТИАНИН И МИР (Кол. 4,5-6)

Это три краткие инструкции о жизни христиан в мире.

1. Христианин должен мудро и тактично вести себя в отношениях с другими, которые не находятся в Церкви. Он обязательно должен быть миссионером, но он должен знать, когда говорить и когда не говорить с другими о своей и об их религии. Он не должен производить на других впечатления превосходства и склонности к критике. Лишь немногих людей удалось когда-либо убедить стать христианами; поэтому Христианин должен помнить, что он может привлечь людей к христианству или оттолкнуть их от него не столько словами, сколько своей жизнью. На Христианине лежит огромная ответственность показывать другим Христа в своей повседневной жизни.

2. Христианин должен искать хороших возможностей. Он должен пользоваться каждой возможностью трудиться ради Христа и служить людям. Повседневная жизнь и работа постоянно предоставляют людям возможности свидетельствовать о Христе и оказывать на людей влияние за Него, но ведь столькие избегают представившиеся им возможности, вместо того, чтобы ухватиться за них. Церковь постоянно предоставляет своим членам возможность учить, петь, посещать, трудиться на благо христианской общины, а ведь столько людей умышленно отказываются от этих возможностей, вместо того, чтобы принять их и воспользоваться ими. Христианин всегда должен искать возможность служить Иисусу Христу и своим собратьям.

3. Речь Христианина должна быть обаятельной и остроумной, чтобы он всегда знал, как отвечать каждому. Это очень интересный наказ, ведь в представлении многих людей христианство связано со своего рода ханжеской тупостью и со взглядом, что смех считается почти ересью. Один комментатор сказал, что это "предостережение не путать верноподданное благочестие с некрасивой вялостью". Христианин должен предлагать людям свою весть с очарованием и остроумием, которые были присущи Самому Иисусу.

7-11

ВЕРНЫЕ СОРАТНИКИ (Кол. 4,7-11)

Перечень имен в конце главы является списком героев веры. Надо вспомнить обстоятельства, в которых было написано послание. Павел находился в заключении в ожидании суда, а быть другом заключенного в тюрьму человека всегда опасно, потому что его так просто может постичь та же судьба, что и заключенного. Нужно было иметь мужество, чтобы навестить Павла в заключении и показать себя его сторонником и единомышленником. Посмотрим, что мы знаем об этих людях.

С ним был Тихик. Он пришел из римской провинции Асии и, вероятнее всего, был тем представителем церкви, который доставил пожертвования бедным христианам в Иерусалиме (Деян. 20,4). Ему также было доверено нести в разные места послание, известное нам как Послание к Ефесянам (Еф. 6,21). Здесь есть одна интересная деталь. Павел пишет, что Тихик расскажет, как обстоят дела у него, у Павла. Это указывает на то, что очень многое все же передавалось устно и никогда не включалось в сами послания Павла. Уже по своему характеру послание не могло быть очень длинным, и оно касалось проблем веры и поведения, которые могли угрожать существованию конкретных церквей. Все личное адресаты послания слушали устно. Таким образом, мы можем охарактеризовать Тихика как личного посланца Павла.

С ним был Онисим. О нем Павел говорит очень мило и обходительно. Онисим был тем беглым рабом, который каким-то образом добрался до Рима и Павел отсылал его теперь назад к его хозяину Филимону. Но Павел называет Онисима не беглым рабом, а верным и возлюбленным братом. Когда Павлу нужно было сказать что-нибудь о человеке, он всегда говорил о нем самое лучшее.

С ним был Аристарх. Это был македонец из Фессалоники (Деян. 20,4). Мы мало знаем об Аристархе, но из этого уже ясно одно - такого человека было хорошо иметь рядом в трудную минуту. Он был с Павлом, когда жители Ефеса взбунтовались в храме Артемиды и из-за того, что он не прятался, толпа захватила его (Деян. 19,29). Он был с Павлом и тогда, когда Павел отправился узником на корабле в Рим (Деян. 27,2). Вполне может быть, что он действительно записался Павловым рабом, чтобы сопровождать его в это последнее путешествие. И вот теперь он в Риме, так сказать, сокамерник Павла. Совершенно очевидно, что Аристарх был из тех людей, которые всегда оказываются на месте, когда дело становится плохо. Когда бы Павел не оказывался в трудном положении, Аристарх оказывался рядом с ним.

С ним был Марк. Из всех действующих лиц ранней Церкви у него самая поразительная история. Он был так близок Петру, что тот мог называть его своим сыном (1 Пет. 5,13), и мы знаем, что при написании своего Евангелия Марк использовал и записал материал Петра. Павел и Варнава взяли Марка с собой в свое первое миссионерское путешествие (Деян. 13,5), но в середине путешествия, когда стало трудно и опасно, Марк оставил их и вернулся домой (Деян. 13,13). Павел долго не мог забыть ему этого. Когда они собирались отправиться во второе миссионерское путешествие, Варнава опять хотел взять с собой Марка, но Павел отказался взять с собой дезертира, и по этой причине расстался с Варнавой и никогда больше не работал с ним вместе (Деян. 15,36-40). Согласно преданию, Марк отправился в Египет и основал церковь в Александрии. Что произошло в промежутке между этими событиями, мы не знаем, но мы хорошо знаем, что Марк был с Павлом во время его последнего заключения, и что Павел вновь стал смотреть на него как на очень полезного сотрудника (Фил. 24; 2Тим. 4,11). Марк искупил свою вину, а здесь в упоминании о Марке слышится эхо старой неприятной истории. Павел наказал церкви в Колоссах принять Марка и гостеприимно встретить его, если он придет. Почему он это делает? Несомненно, потому, что его церкви с подозрением смотрели на человека, которого Павел однажды не взял с собой, посчитав его непригодным для служения Христу. А вот теперь Павел, как обычно, вежливо и продуманно, хочет сделать все необходимое, чтобы Марку не помешало его прошлое, полностью одобряя его деятельность и представляя его как одного из своих доверенных друзей. Завершения жизненного пути Марка - это одновременно результат деятельности и Марка и Павла.

Об Иисусе, прозываемом Иустом, мы знаем только имя. Вот помощники и утешители Павла. Мы знаем, что иудеи встретили Павла в Риме довольно холодно (Деян. 28,17-29), но в Риме с ним были люди, верность которых должна была согревать его сердце.

12-15

ДРУГИЕ ЗНАТНЫЕ ИМЕНА (Кол. 4,12-15)

Этот список знатных христиан идет дальше.

В нем стоит Епафрас. Он, по-видимому, был пастором церкви в Колоссах (Кол. 1,7). Из этого отрывка складывается впечатление, что это был пресвитер церквей в городах Иераполе, Лаодикии и Колоссах, слуга Божий, молившийся и трудившийся за людей, над которыми его поставил Бог.

В нем стоит Лука, любимый врач, находившийся с Павлом до конца (2 Тим. 4,11). Это был врач, по-видимому, оставивший свою доходную медицинскую практику, чтобы заботиться о Павле и о жале во плоти его и проповедовать Христа.

Стоит в нем и Димас. Примечательно, что только к его имени не прибавлено никаких похвал и оценок; он просто Димас, и больше ничего. С краткими упоминаниями имени Димаса в посланиях Павла связана целая история. В Фил. 24 он приведен вместе с теми, кто назван сотрудниками Павла. В Кол. 4,14 он назван просто Димасом. А при последнем упоминании о нем (2 Тим. 4,10) сказано, что он оставил Павла, потому что возлюбил век нынешний. Здесь налицо тонкие контуры истории отпадения человека, потери энтузиазма и краха веры. Димас - один из тех, кто отказался преобразоваться во Христе.

В этом списке стоит Нимфан и братья в Лаодикии, собиравшиеся в его доме. Надо помнить, что до третьего века не было особых церковных зданий. До этого христианские общины собирались и встречались в доме руководителя церкви. Была церковь, собиравшаяся в доме Акилы и Прискиллы в Риме и в Ефесе (Рим. 16,5; 1 Кор. 16,19). В те времена церковь и дом были идентичны, и сегодня еще всякий христианский дом должен быть церковью Иисуса Христа.

16

ТАЙНА ПОСЛАНИЯ К ЛАОДИКИЙЦАМ (Кол. 4,16)

За этим скрыта одна из тайн посланий Павла. Послание к Колоссянам следовало отправить в Лаодикию, а другое послание, говорит Павел, придет из Лаодикии в Колоссы. Что это было за послание к лаодикийцам? Существуют четыре возможности.

1. Могло существовать особое послание к лаодикийской церкви. Если оно существовало, то оно утеряно, хотя, как мы увидим, послание, приписываемое Лаодикии, существует. Совершенно очевидно, что Павел написал больше посланий, чем дошло до нас. До нас дошло тринадцать его посланий, охватывающих приблизительно пятнадцати лет. Многие его послания, должно быть, утеряны, и, возможно, среди них и послание к лаодикийцам.

2. Это может быть послание известное нам как Послание к Ефесянам. Это послание почти наверное было написано не церкви в Ефесе, а было предназначено для широкого распространения среди всех малоазийских церквей. Вполне может быть, что это послание достигло Лаодикии и теперь находилась на пути в Колоссы.

3. Это может быть Послание к Филимону. Это даже очень может быть, как мы стараемся показать в нашем исследовании этого послания.

4. В течение многих веков существовало приписываемое Павлу послание к лаодикийцам. До нас оно дошло на латыни, но латынь его такова, что очень похоже на то, что оно является буквальным переводом с греческого. Послание было включено в Кодекс Фульденсис Нового Завета, который принадлежал Виктору Капуанскому и который восходит к шестому веку. Это так называемое послание к лаодикийцам можно проследить еще дальше. Оно упоминается и у Иеронима в пятом веке, но Иероним сам говорил, что это подделка, и что большинство исследователей согласны в том, что это не подлинник. Вот содержание этого послания. Павел, Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом, братьям находящимся в Лаодикии. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Благодарю Христа во всякой молитве моей, чтобы вы оставались твердыми в вашей вере и чтобы вы были упорны в Его трудах в ожидании Его обетования в судный день. Да не обольстят вас пустыми словами определенные люди, пытающиеся увести вас от истины Евангелия, которое проповедовал вам я... (Дальше идет строка с неясным текстом). А теперь узы мои о Христе сделались известными всем; в них нахожу удовольствие и радость. И эта послужит мне во спасение вечное по вашей молитве и содействием Духа Святого, жизнью ли то, или смертью. Для меня жизнь - Христос, а смерть - радость. Да свершит Он это в вас в Своем милосердии, дабы вы имели ту же любовь, были единодушны. И потому, возлюбленные мои, как вы слышали в присутствии моем, так держитесь того и совершайте со страхом и трепетом перед Богом, и тогда вам будет жизнь вечная; ибо Бог производит это в вас. Все делайте без ропота и сомнения. Наконец, возлюбленные, возрадуйтесь во Христе; берегитесь корыстных в стремлениях к наживе. Доводите все ваши молитвы до Бога и будьте тверды в уме Христовом. Делайте и помышляйте только то, что чисто, что истинно, что благопристойно, что справедливо и что любезно. Твердо держитесь того, что слышали и получили в сердца ваши и обретете покой. Святые приветствуют вас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с вашим духом. Позаботьтесь о том, чтобы это послание было прочитано колоссянам, и чтобы послание к колоссянам было прочитано у вас.

Таково послание, которое, якобы, было написано лаодикийцам. Совершенно очевидно, что оно составлено, в основном, из фраз, взятых из Послания к Филиппинцам, а начало взято из Послания к Галатам. Не приходится сомневаться в том, что оно было написано благочестивым автором, прочитавшем в Послании к Колоссянам, что существовало послание к Лаодикийцам и решившем составить его таким, как ему казалось, оно должно было быть. Лишь немногие примут это древнее послание к Лаодикийцам за подлинник послания апостола Павла.

17-18

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ (Кол. 4.17-18)

Послание заканчивается настоятельным напоминанием Архиппу исполнить возложенное на него особое поручение. Может быть, мы так никогда и не узнаем, в чем заключалось это особое поручение; может быть, на него прольет свет наше изучение Послания к Филимону. А сейчас это дело так и оставим.

Павловы послания писал обычно секретарь. Мы, например, знаем, что имя писца, записавшего Послание к Римлянам, было Тертий (Рим. 16,22). У Павла была привычка в конце послания собственноручно ставить свою подпись и свои благословения - и здесь он как раз это и делает.

"Помните мои узы", - говорит он. Павел неоднократно в своих посланиях упоминает о своих узах (Еф. 3,1; 4,1; 6,20; Флм. 9). Это не жалость к себе и не взывание к сочувствию. Павел заканчивает Послание к Галатам словами: "Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (Гал. 6,17). Конечно, в этом есть пафос. Один комментатор трогательно замечает: "Когда мы читаем о его узах, нельзя забывать о том, что они скользили по бумаге, когда он писал (свою подпись). Рука его была скована с солдатом, сторожившим его". Но Павловы упоминания о страданиях являются не взыванием к сочувствию, а заявлением о полномочиях и об авторитете. Это гарантия его права говорить. Он как бы заявляет: "Это не послание человека, который не знает, что такое служение Христу, или который требует от других того, чего не готов сделать сам. Это послание человека, который сам пострадал и принес жертвы за Христа. Мое единственное право говорить заключается в том, что я тоже нес Крест Христа".

Послание пришло к неизбежному концу. В конце каждого послания Павла стоит благодать. Он всегда заканчивает тем, что призывает на других благодать, в которой он сам пребывает.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Колоссянам»
Комментарии к главе 4

Вчитывайтесь в него [Послание к Колоссянам], вновь и вновь размышляйте над его богодухновенной мыслью, выраженной вдохновенным языком; пусть свет и сила этой мысли наполнит душу и воплотится в вашу жизнь - это обогатит вас и в земной жизни, и в вечности. Р. К. Х. Ленски

Введение

I. ОСОБОЕ МЕСТО В КАНОНЕ

Большинство посланий апостола Павла адресовано христианским общинам крупных или важных городов, таких как Рим, Коринф, Ефес, Филиппы. Колоссы же были городом, лучшие дни которого остались в прошлом. Да и местная христианская община не играла сколько-нибудь значительной роли в истории раннехристианской церкви.

Короче, если бы не богодухновенное Послание, адресованное христианам, жившим в этом городе, Колоссы были бы известны сегодня лишь исследователям древней истории.

Хотя город и не имел особого значения, Послание, которое апостол направил туда, очень важно. Наряду с главой 1 Ев. от Иоанна и главой 1 Послания к Евреям, в главе 1 Послания к Колоссянам великолепно изложен догмат о Божественной природе Христа, нашего Господа. Так как учение это лежит в основе всех христианских истин, значение данного Послания невозможно переоценить.

В Послании также содержатся наставления, касающиеся взаимоотношений людей, лжеучений и жизни во Христе.

II. АВТОРСТВО

Ничто не свидетельствует о том, что вплоть до девятнадцатого века кто-либо подвергал сомнению тот факт, что Послание к Колоссянам было написано Павлом, настолько безупречными являются свидетельства в пользу его авторства. Особенно убедительны внешние свидетельства. Послание цитируют, часто называя Павла его автором, Игнатий и Юстин Мученик, Феофил Антиохийский и Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген. Как канон Маркиона, так и канон Муратори признают подлинность Послания к Колоссянам.

К внутренним доказательствам относится тот простой факт, что сам автор трижды говорит, что он Павел (1:1,23; 4,18), и содержание Послания соответствует этим утверждениям. Изложение учения, за которым следуют практические наставления христианам, типично для апостола. Возможно, самое убедительное доказательство подлинности - явная связь с Посланием к Филимону, которое единодушно признается написанным Павлом. Пять человек, упоминавшихся в этом кратком Послании, также упоминаются и в Послании к Колоссянам. Даже на такого критика, как Ренан, произвели впечатление параллели с Посланием к Филимону, и у него были сомнения относительно послания к Колоссянам.

Аргументы против авторства Павла базируются на лексических данных, особенностях учения о Христе и явных отголосках полемики с гностицизмом.

Что касается первого пункта - в Послании к Колоссянам некоторые излюбленные Павлом слова заменяются новыми. Салмон, консервативный британский богослов прошлого века, возражал против этого аргумента: "Я не могу согласиться с утверждением, что человек, пишущий новое сочинение, не имеет права, под угрозой потери индивидуальности, использовать ни одного слова, которое он не употреблял в одном из предыдущих сочинений". (George Salmon, A Historical Introduction to the Study of the Books of the New Testament, p. 384.)

Что касается учения о Христе в Послании к Колоссянам, оно согласуется с доктриной, изложенной в Послании к Филиппийцам и в Евангелии от Иоанна, и лишь для тех, кто склонен считать, что учение о Божественности Христа появилось только во II в. под влиянием язычества, эта доктрина будет представлять некоторую сложность.

Что же касается гностицизма, либеральный шотландский ученый Моффатт считал, что ранняя стадия гностицизма, зафиксированная в Послании к Колоссянам, вполне могла существовать в I веке. (New Bible Commentary, p. 1043.)

Таким образом, утверждение о том, что автором Послания к Колоссянам был апостол Павел, покоится на твердом основании.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Возможно, Послание к Колоссянам, как одно из тюремных посланий, было написано Павлом во время его двухлетнего заключения в Кесарии (Деян. 23,23; 24,27). Но, поскольку принимал там Павла благовестник Филипп, кажется очень маловероятным, что Павел, который был столь учтивым и любезным христианином, не упомянул бы его. Высказывалось также предположение, что Послание было написано во время ефесского заключения, хотя это значительно менее вероятно.

Наиболее вероятное время написания этого письма и Послания к Филимону - середина римского заключения Павла, около 60 г. н.э. (Деян. 28,30-31).

К счастью, как это обычно бывает, понимание этой книги не зависит от знания всех обстоятельств, в которых она была написана.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Колоссы были городом провинции Фригии, части региона, теперь известного как Малая Азия. Он был расположен в 16 км к востоку от Лаодикии и в 21 км к юго-востоку от Иераполя (см. 4,13). Он был также расположен в 160 км к востоку от Ефеса, у входа в ущелье, проходящее через Кадмийский горный хребет (узкую долину длиной в девятнадцать км), на военной дороге, ведущей от Евфрата на запад. Колоссы стояли на реке Ликус (Волк), которая течет на запад и впадает в реку Меандр недалеко от Лаодикии. Там вода горячих источников Иераполя смешивается с холодной водой Колосс, порождая мягкий, теплый климат Лаодикии.

Иераполь был как оздоровительным, так и религиозным центром, в то время как Лаодикия была главным городом долины. Во времена, предшествовавшие новозаветным, Колоссы были более крупным городом. Название его, возможно, связано со словом "colossus" ("колосс, гигант"), относящимся к известняковым образованиям фантастической формы, находившимся близ него.

Мы не знаем точно, как Благая Весть достигла Колосс. К тому времени, когда Павел писал это Послание, он еще не встречался с местными христианами (2,1). Обычно считается, что Благую Весть о спасении принес в этот город Епафрас (1,7). Многие полагают, что он был обращен в христианство апостолом Павлом во время трехлетнего пребывания последнего в Ефесе. Фригия являлась частью проконсульской Асии, и Павел бывал там (Деян. 16,6; 18,23), но в Колоссах не был (2,1).

Мы знаем из Послания, что церкви в Колоссах начинало угрожать лжеучение, которое в зрелой своей форме стало известно как гностицизм. Гностики кичились своим знанием (греч. gnosis).

Они заявляли, что их знание выше знания апостолов, и пытались создать впечатление, что человек не может быть поистине счастлив, если не посвящен в глубочайшие тайны их культа.

Некоторые приверженцы гностицизма отрицали человеческую сущность Христа. Они утверждали, что "Христос" - Божественное влияние, которое снизошло от Бога на Человека Иисуса во время Его крещения. Также они считали, что Христос оставил Иисуса перед распятием. В результате, согласно их учению, Иисус умер, но Христос - нет.

Некоторые разновидности гностицизма содержали учение о том, что между Богом и материей есть разные уровни, или ранги, духовных существ.

Они пришли к этому в попытке объяснить происхождение зла. А. Т. Робертсон поясняет:

"Гностики прежде всего размышляли о происхождении вселенной и о существовании зла. Они принимали как аксиому то, что Бог благ, но понимали также и то, что тем не менее существует зло. По их теории, зло - неотъемлемое свойство материи. Однако благой Господь не мог создать несущую зло материю. Поэтому они выдвинули постулат о существовании ряда эманаций (эонов), духов, ангелов между Богом и материей. Идея состояла в том, что один эон исходил от Бога, другой эон - из этого эона и так далее, пока не подходила очередь эманации, которая была достаточно удалена от Бога, чтобы не "компрометировать" Его созданием злой материи, но в то же время достаточно близкой к Нему, чтобы иметь силу творить". (A.T. Robertson, Paul and the Intellectuals, p. 16.)

Некоторые гностики, считая, что тело греховно по своей природе, жили исповедуя аскетизм - систему, предполагавшую самоотречение и даже умерщвление плоти в попытке достичь более высокого духовного состояния.

Другие впадали в противоположную крайность, потакая всем своим плотским желаниям и утверждая, что тело никак не влияет на духовную жизнь человека!

В Колоссах, по-видимому, обнаруживались следы двух других заблуждений: антиномизма и иудаизма. Антиномизм - учение о том, что человек, получивший Божью благодать, не должен контролировать себя, а может в полной мере предаваться своим плотским желаниям и страстям. Ветхозаветный иудаизм превратился в систему ритуалов, с помощью которых человек надеялся достичь оправдания перед лицом Божьим.

Заблуждения, имевшие место в Колоссах, живы и в наши дни. Гностицизм вновь отразился в движениях "Христианская наука", теософия, мормонизм, в секте "Свидетели Иеговы", "Единстве" и других. Антиномизм характерен для всех, кто утверждает, что, поскольку на нас распространяется благодать Божья, мы можем жить так, как нам нравится. Иудаизм, как показывают Послание к Евреям и другие части НЗ, изначально был дарованным Богом откровением, обряды и ритуалы которого должны были символически передавать духовные истины. Но со временем он превратился в религиозный культ, в котором форма сама по себе считалась достойной награды, и потому ее духовный смысл часто игнорировался. В настоящее время ему соответствуют многочисленные религиозные движения, которые учат, что человек может заслужить расположение Божье и награду от Него собственными делами, игнорируя или отрицая при этом грешную природу человека и то, что он нуждается в спасении, которое может даровать ему только Бог.

В Послании к Колоссянам Павел мастерски противостоит всем этим заблуждениям, показывая Божественную славу и деяния Господа нашего Иисуса Христа.

Это Послание поразительно схоже с Посланием Павла к Ефесянам. Однако сходство не означает дублирование. В Ефесянам автор видит верующих восседающими во Христе на небесах. В Колоссянам верующие находятся на земле, а Христос, их великий Глава, - на небесах. Акцент в послании к Ефесянам делается на то, что христианин находится во Христе.

Послание к Колоссянам говорит о Христе в христианине, о надежде на блаженство. В центре Послания Ефесянам - Церковь как Тело Христово, "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1,23). Следовательно, подчеркивается единство Тела Христова. В Колоссянам, в главе 1, утверждается главенство Христа и необходимость для нас держаться Главы (2,18-19) и быть Ему покорными. Пятьдесят четыре из 155 стихов Послания к Ефесянам сходны со стихами Послания к Колоссянам.

План

I. УЧЕНИЕ О ВСЕСОВЕРШЕНСТВЕ ХРИСТА (Гл. 1 - 2)

А. Приветствие (1,1-3)

Б. Павел благодарит Господа и молится о христианах (1,3-14)

В. Прославление Христа, Главы Церкви (1,15-23)

Г. Миссия, возложенная на Павла (1,24-29)

Д. Полнота Христа в противоположность гибельным заблуждениям - философии, фарисейству, мистицизму и аскетизму (2,1-23)

II. ДОЛГ ХРИСТИАНИНА ПЕРЕД ВСЕСОВЕРШЕННЫМ ХРИСТОМ (Гл. 3-4)

А. Новая жизнь христианина: совлечение ветхого человека и облачение в нового (3,1-17)

Б. Подобающее христианину поведение в семье (3,18 - 4,1)

В. Жизнь христианина в молитве и свидетельство словом и жизнью (4,2-6)

Г. Краткая информация о некоторых соратниках Павла (4,7-14)

Д. Приветствия и указания, касающиеся Послания (4,15-18)

4,1 Данный стих логически связан с заключительным стихом главы 3. Господа должны оказывать своим рабам должное и справедливое. Они не должны отказывать им в подобающем вознаграждении, но должны хорошо платить за работу, которую те сделали. Это адресовано непосредственно христианам-нанимателям. Бог ненавидит притеснение бедных и не приемлет дары от людей, которые разбогатели, обманывая своих работников. Бог фактически говорит: "Возьмите свои деньги; Мне не нравится то, как вы их получили" (см. Иак. 5,1-4). Господа не должны быть надменны, им следует иметь страх Божий. У них также есть Господь на небесах, Тот, Кто справедлив и праведен во всем.

Прежде чем завершить раздел, интересно отметить, как апостол Павел постоянно освещает эти темы повседневной жизни лучом господства Христа: 1) жены - как прилично в Господе (ст. 18); 2) дети - благоугодно Господу (ст. 20); 3) рабы - боясь Господа (ст. 22); 4) рабы - как для Господа (ст. 23).

В. Жизнь христианина в молитве и свидетельство словом и жизнью (4,2-6)

4,2 Павел никогда не устает увещевать народ Божий быть усердным в молитвенной жизни. Без сомнения, одна из вещей, о которых мы будем сожалеть, когда попадем на небеса, это то, что мы не проводили больше времени в молитве, особенно когда поймем, сколько наших молитв не оставалось без ответа. Все, что связано с молитвой, во многом таинственно, на многие вопросы мы не можем найти ответа. Лучшая позиция для христианина в этом вопросе - не пытаться проанализировать или понять глубочайшие тайны молитвы. Лучший подход - продолжать молиться, сохраняя простую веру и отбросив всякие интеллектуальные сомнения.

Мы должны не только быть постоянны в молитве, но и бодрствовать в ней. Это тотчас же напоминает нам о просьбе, обращенной к ученикам в Гефсиманском саду: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". Они не были бдительны и поэтому скоро крепко заснули. Мы должны бороться не только со сном, но также с блуждающими мыслями, безразличием и фантазиями. Также мы должны следить за тем, чтобы у нас всегда было достаточно времени для молитвы (Еф. 6,18). И вновь мы должны молиться с благодарением. Мы должны быть благодарны не только за молитвы, на которые Господь ответил в прошлом, но, веруя, мы можем благодарить Господа и за молитвы, на которые Он еще не ответил. Гай Кинг хорошо подводит итог: "В Своей любви Он хочет лучшего для нас; в Своей мудрости Он знает, что для нас лучше; и в Его власти дать нам это лучшее". (Guy King, Crossing the Border, p. 111.)

4,3 Павел просит колоссян не забывать молиться также о нем и о служителях Господних, которые были с ним в Риме. Интересно заметить, что он просит не освобождения из тюрьмы, а того, чтобы Бог отверз ему дверь для проповеди слова. Апостол хотел, чтобы Бог открыл для него дверь.

Какой важный урок для нас! Мы легко можем служить Христу, самостоятельно открывая дверь. Но это заблуждение, которого следует избегать. Если Господь открывает для нас двери, мы с уверенностью можем входить в них, зная, что нас ведет Он. С другой стороны, если мы открываем дверь самостоятельно, то не можем быть уверены в том, что Господь хочет именно этого, и вскоре, трудясь якобы для Господа, мы вполне можем опуститься до мирских средств. Просьба Павла состоит в том, чтобы ему была открыта дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую он находился в узах. Под тайной Христовой в этом стихе имеется в виду тайна Церкви и, в частности, тот ее аспект, который может быть определен словами "Христос для язычников". Это тот особый аспект благовествования, проповедовать который было доверено Павлу. Именно за то, что он осмелился провозгласить, что язычники могут спастись так же, как иудеи, вожди иудейские в конечном итоге добились его заключения и отправки в Рим.

Некоторые богословы считают, что великая тайна Церкви была открыта Павлу в тюрьме. Поэтому они уделяют особое внимание "тюремным посланиям", что создает впечатление, будто они недооценивают важность Евангелий и других книг НЗ. Но из этого стиха ясно, что проповедь тайны была причиной его заключения в тюрьму и потому, должно быть, она была открыта ему за некоторое время до ареста.

4,4 Он стремится открыть ее, то есть проповедовать так, чтобы она была понятна всем людям. К этому должен стремиться каждый христианин, который пытается свидетельствовать о Христе. Нет особой доблести в том, чтобы быть "углубленным". Наша цель - нести Благую Весть всему человечеству; чтобы добиться этого, мы должны делать нашу проповедь простой и ясной.

4,5 Со внешними христиане должны обходиться благоразумно. В своем повседневном хождении они должны отдавать себе отчет в том, что за ними пристально наблюдают неверующие. Мир больше интересует то, как мы живем, а не то, что мы говорим. Эдгар Гест сказал: "Я всегда предпочту увидеть проповедь, чем услышать ее". Это не означает, что христианин не должен свидетельствовать о Христе своими устами, но имеется в виду, что его поведение должно согласовываться с его речами. Его поступки не должны подавать повод говорить: "Хорошо говорит, да плохо делает".

Пользуясь временем - используя любую возможность. Каждый день нам предоставляются возможности свидетельствовать о спасительной силе Господа Иисуса Христа. Когда представляется такой случай, мы должны быть готовы использовать его.

Часто это требует каких-либо жертв. Но какова бы ни была цена, мы должны быть готовы проповедовать о нашем драгоценном Спасителе тем, кто не знает Его.

4,6 Наше слово всегда должно быть с благодатью, приправлено солью, дабы мы знали, как отвечать каждому. Если наша речь должна всегда сопровождаться благодатью, это значит, что она должна быть вежливой, простой и христианской. В ней недопустимы сплетни, фривольности, нечистота и злость. Выражение "приправлено солью" может иметь несколько значений. Некоторые комментаторы считают, что хотя наша речь должна быть любезной, она в равной мере должна быть честной и нелицемерной. Другие рассматривают соль как нечто усиливающее вкус, и считают, что Павел говорит здесь о том, что наша речь должна быть не скучной, невыразительной и бесцветной, а интересной и полезной. Лайтфут говорит, что языческие авторы использовали слово "соль" как метафору, обозначающую остроумие. Павел заменяет остроумие мудростью. Возможно, лучший способ объяснить это выражение - изучить речи Господа Иисуса. Женщине, виновной в прелюбодеянии, Он сказал: "И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". В этих словах и благодать, и соль. Прежде всего благодать: "Я не осуждаю тебя", а затем соль: "иди и впредь не греши". У колодезя Иаковлева Господь Иисус также сказал женщине: "Дай Мне пить. ...пойди, позови мужа твоего". Первые слова говорят о благодати, тогда как последние напоминают нам скорее о соли.

Дабы вы знали, как отвечать каждому. Возможно, апостол имеет в виду, в частности, гностиков, которые приходили к колоссянам со своим правдоподобным учением. От колоссян требовалась готовность отвечать этим лжеучителям речами, полными мудрости и веры.

Г. Краткая информация о некоторых соратниках Павла (4,7-14)

4,7 Тихик, по-видимому, был тем, кому апостол Павел поручил доставить это Послание из Рима в Колоссы. Макларен представляет себе, как удивился бы Тихик, если бы ему сказали, "что эти куски пергамента переживут показную роскошь Рима и что благодаря упомянутому в них его имени о нем будет известно до конца времен по всему миру".

Здесь Павел заверяет христиан, что, приехав, Тихик скажет им все новости о делах апостола. Приятно читать, как Павел называет этого брата. Он пишет о нем, как о возлюбленном брате и верном служителе и сотруднике в Господе. Насколько такие эпитеты желанней высокопарных титулов, которыми именуются чиновники церкви в наши дни!

4,8 Путешествия Тихика в Колоссы преследовало две цели. Во-первых, дать информацию о Павле и его сотрудниках в Риме что называется из первых рук, а во-вторых, утешить сердца колоссян. И здесь снова утешить скорее означает укрепить или ободрить (см. 2,2), чем собственно утешить. В конечно счете его служение помогло бы им противостоять распространенным тогда лжеучениям.

4,9 Упомянутое в Послании имя Онисим напоминает нам прекрасную историю, которая разворачивается перед нами в Послании Павла к Филимону. Онисим был рабом, который бежал в Рим, чтобы спастись от наказания. Каким-то образом он встретил Павла, а тот привел его к Христу.

Теперь Онисим собирается отправиться назад, к своему бывшему хозяину, Филимону, в Колоссы. Он отвезет Послание Павла Филимону, тогда как Тихик доставит Послание церкви в Колоссы. Представьте себе, какое волнение царило среди христиан в Колоссах, когда прибыли эти два брата с посланиями от Павла! Без сомнения, они засиделись допоздна, расспрашивая о том, как обстоят дела в Риме, и слушая о мужестве Павла в его служении Спасителю.

4,10 Не многое известно об Аристархе, кроме того что и раньше он бывал арестован за свое служение Господу, что зафиксировано в Деяниях 19,29. Теперь он заключенный вместе с Павлом в Риме.

О Марке здесь говорится как о племяннике Варнавы. Этот молодой человек был вместе с Павлом и Варнавой в начале их миссии. Из-за его неудачи Павел решил оставить его дома, но Варнава настаивал на том, чтобы взять Марка с собой. Это привело к разладу в отношениях двух старших служителей. Тем более приятно узнать, что падение Марка не было окончательным и теперь он вновь завоевал доверие горячо любимого Павла.

Если Марк приедет в Колоссы, Павел просит местных христиан принять его. Выражение "о котором вы получили приказания" не обязательно означает, что колоссяне ранее получали какие-либо указания, касающиеся Марка. Оно может означать те инструкции, которые Павел дает им сейчас: если придет к вам, примите его.

Время глагола "получили" может означать, что к тому времени как колоссяне будут читать это Послание, они уже получат инструкции. Упоминание о Марке, написавшем второе Евангелие, напоминает нам о том, что все мы изо дня в день пишем Евангелие:

Мы все пишем книгу: что день, то глава.
Поступки, желания, взгляды, слова -
Они выдают нас, дурны иль чисты.
Какое Евангелие напишешь ты?

4,11 Имя еще одного соратника Павла - Иисус, прозываемый Иустом. Имя Иисус было тогда распространенным, да и до сих пор является таковым в некоторых странах. Это греческий эквивалент древнееврейского имени Иешуа. Без сомнения, этот человек был прозван Иустом, так как его друзья-христиане считали, что не подобает человеку иметь то же имя, что и у Сына Божьего. Три человека, о которых говорилось выше, были обращенными иудеями. В действительности это единственные иудеи, которые были сотрудниками Павла для Царства Божьего, людьми, бывшими ему отрадой.

4,12 Когда Павел завершает свое Послание, Епафрас напоминает ему послать от него приветствия возлюбленным братьям в Колоссах. Епафрас, уроженец Колосс, постоянно вспоминал верующих в своих молитвах, прося Господа, чтобы они пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.

4,13 Павел свидетельствует, что Епафрас усердно молился не только за колоссян, но также за христиан, находящихся в Лаодикии и Иераполе. Этот человек особенно заботился о христианах, с которыми был знаком. Без сомнения, список людей, о которых он молился, был очень длинным, и нас не удивило бы, если бы он вспоминал о каждом из них в ежедневной молитве. "Он усердно молится за вас все время, чтобы вы были стойкими в вере, зрелыми в убеждении и всецело преданными исполнению Божьей воли" (NEB).

4,14 Теперь Павел приветствует колоссян от имени Луки, врача возлюбленного, и Димаса. Здесь мы сталкиваемся с контрастом. Лука много путешествовал вместе с Павлом и, вероятно, служил ему и физически, и духовно, когда тот болел, подвергался преследованиям или был заключен в тюрьму.

Димас, напротив, какое-то время сопровождал апостола, но в конце концов Павел вынужден был сказать о нем: "Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику" (2 Тим. 4,10).

Д. Приветствия и указания, касающиеся Послания (4,15-18)

4,15 Приветствия посылаются братьям в Лаодикии, Нимфану и домашней церкви его. О церкви в Лаодикии мы читаем также в Откровении 3,14-22. Церковь там начала безразлично относиться к делам Божьим. Верующие стали в высшей степени бездуховны и самодовольны. Считая, что у них все в порядке, эти люди не осознавали своей наготы. В рукописях существуют различия, касающиеся того, мужчине (Нимфану) или женщине (Нимфане) адресовано это приветствие. Достаточно отметить, что в этом доме в Колоссах собиралась церковь. В те дни у христиан не было красивых зданий, как сейчас. Однако большинство из нас охотно согласится с тем, что для церкви гораздо важнее сила Божья, нежели прекрасное здание или изысканная обстановка. Сила не зависит от последних; роскошные здания часто мешают церкви.

4,16 Когда это послание будет прочитано в Колоссах, его следует отправить Лаодикийской церкви, чтобы и там могли его прочитать. Без сомнения, это было сделано, но, исходя из написанного в Откровении 3, по-видимому, лаодикийцы не прислушались к тому, что было в Послании, по крайней мере, не запомнили эти слова надолго.

Павел также указывает, что в Колоссах должно быть прочитано послание, которое из Лаодикии. Невозможно выяснить, какое послание он имеет в виду. Некоторые считают, что имелось в виду так называемое послание Павла к Ефесянам. В некоторых древних рукописях в Ефесянам 1,1 пропущено слово "в Ефесе". Это позволило комментаторам полагать, что Послание к Ефесянам, возможно, было циркулярным Посланием, которое адресовалось нескольким различным церквам, например, в Ефесе, Лаодикии, а затем в Колоссах. Такая точка зрения подкрепляется тем фактом, что в Послании к Ефесянам гораздо меньше ссылок на конкретных людей по сравнению с Посланием к Колоссянам. (С другой стороны, поскольку Павел провел в Ефесе три года, он познакомился там со столь многими людьми, что было бы необоснованно выбрать горстку из них, не обидев при этом остальных.)

4,17 Архиппу сказано, чтобы он исполнил служение, которое он принял в Господе. Опять у нас нет определенной информации о том, какое служение имеется в виду. Многие считают, что Архипп был сыном Филимона и активно участвовал в служении церкви в Колоссах. Этот стих станет нам более понятен, если мы поставим себя на место Архиппа и услышим, как Дух Божий говорит нам: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Каждому из нас Господь поручил какое-то служение и когда-нибудь потребует от нас отчет в том, как мы его исполнили.

4,18 В этот момент апостол взял перо в свою руку и написал завершающее приветствие, подписавшись своим неиудейским именем Павел. Без сомнения, узы на его руках мешали ему писать, они напоминали ему о себе, и он сказал колоссянам: "Помните мои узы". "Звон цепей и скрип пера вместе - это завершающий знак того, что цепи, надетые на проповедника, не могут сковать Слово Божье". (New Bible Commentary, p. 1051.)

Затем он завершил Послание словами "Благодать со всеми вами. Аминь".

А. Т. Робертсон пишет: "Нет слова богаче, чем "благодать", ибо в нем вся любовь Господа, проявленная в том, что Он даровал нам Своего Сына". (Robertson, Intellectuals, p. 211.)

Аминь.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Колоссянам»
Комментарии к главе 4

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Послание к колоссянам было написано апостолом Павлом (1,1; 4,18). Сомнения некоторых современных ученых относительно его авторства беспочвенны. По языку и стилю Послание к колоссянам соответствует другим посланиям Павла, а некоторые отличия в словоупотреблении (напр., слова "полнота", "тайна", "начальства", "смиренномудрие", отсутствующие в других посланиях) проистекают главным образом от использования автором языка его противников с целью их опровержения.

Отсутствие в послании как свидетельств об иерархическом устройстве церкви, так и упоминаний об авторитетных лицах в Колосской общине убедительно указывает на период, когда Павел и его сподвижники сами несли служение в основанных ими церквах.

Время и обстоятельства написания

Некогда Колоссы, расположенные на реке Лик в юго-восточной части Малой Азии, был крупным и процветающим городом, важным стратегическим пунктом на торговом пути между Ефесом, располагавшимся в ста шестидесяти километрах к западу от Колосс, и Евфратом, примерно в семистах километрах восточнее. Однако во времена Римской империи Колоссы пришли в упадок вследствие роста двух соседних городов в долине Лика - Лаодикии, столицы округа, в шестнадцати километрах западнее, и Иераполя, знаменитого своими целебными источниками, примерно в двадцати километрах северо-западнее.

Павел никогда не посещал г. Колоссы (2,1). Церковь здесь была основана жителем этого города по имени Епафрас, очевидно, во время служения Павла в Ефесе (53-55 гг. по Р.Х.), откуда "все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и еллины" (Деян. 19,10). Спустя пять - семь лет основатель Колосской церкви присоединился к заключенному в Риме Павлу (Деян. 28; Кол. 4,12.13), чтобы рассказать апостолу о странном учении, которое представляло опасность для духовного благополучия церкви в Колоссах, и пребывал с Павлом, вознося молитвы о церквах Ликийской долины.

Характерные особенности и темы

Христианам, к которым обращается Павел в этом послании, пришлось столкнуться с какой-то эллинизированной формой иудаизма. Сторонники этого учения полагали, что христиане все еще уязвимы со стороны различных духовных сил, которые надо умилостивлять через поклонение, воздержание от пищи и питья, а также посредством почитания определенных особых дней, предписываемых ветхозаветным обрядовым законом. Назначение послания - помочь христианам осознать, что для угождения Богу им нужен только Христос. Бог уже принял их в силу того, что они соединились со Христом в Его смерти и воскресении. Хотя стяжание совершенства и непорочности по-прежнему является их целью (1,22.23.28), они уже имеют "полноту во Христе", Который Сам есть Совершенство (2,10).

Трудности истолкования

В глубокой древности во Фригии - области в центральной части Малой Азии, где находились Колоссы, - возникло поклонение богине Кибеле, культ которой (возродившийся в римскую эпоху) требовал обрядового очищения бычьей кровью, переживания экстатических состояний и т.п. Таким образом, благовестие Павла в Колоссах происходило в период "реанимации" там древнего языческого культа.

Спустя несколько лет после благовествования в Колоссах о Христе Павел и Епафрас обнаружили, что фригийцам потребовалось нечто большее, чем распятый и воскресший Христос. Чрезвычайно трудно воссоздать то лжеучение, с которым пришлось иметь дело Павлу, поскольку послание представляет собой в гораздо меньшей степени критику заблуждений, нежели положительное утверждение мысли о достаточности Личности и дела Христа. Тем не менее, некоторые черты этого лжеучения все-таки можно охарактеризовать.

Оно претендовало на роль "философии", но таковой не являлось, поскольку предполагало не столько умозрительные построения, сколько оккультную практику, основанную на разного рода преданиях (2,8).

По-видимому, учение это было преимущественно иудаистского толка, на что указывает то значение, которое придавалось законническим установлениям, предписаниям относительно пищи, соблюдения субботы и новомесячий (2,16). Хотя обрезание тоже упомянуто (2,11), нет оснований относить его здесь к законническим требованиям.

Роль ангельских духов также представляет собой важный элемент рассматриваемого учения. Об этом свидетельствует особая акцентуация на превознесенности Христа над "начальствами и властями", а также на Его победе над ними (1,15.16.19; 2,10.15.18.19).

Выражение "стихии мира" также относится к ангельским существам. Согласно старому и весьма распространенному толкованию, Павел возражает против того "основного принципа", что жизнь с Богом достигается через "дела праведности". Однако подразумеваемая посланием борьба между Христом и духовными существами говорит о более трансцендентной и зловещей подоплеке. Греческое слово, которое иногда переводится как "принципы", означает буквально "элементы". В те времена этот термин в эллинистическом мире обозначал богов звезд и планет, а также физические "элементы" (землю, ветер, огонь, воду), которые мыслились имеющими влияние на судьбы людей.

Даже некоторые еврейские мыслители стали отождествлять ангелов с астральными силами, под покровительством которых якобы находятся небесные тела. Более того, в I в. по Р.Х. в среде иудаизма зародилось мистическое направление, основанное на спекулятивных толкованиях Ветхого Завета и некоторых апокрифических произведений. По-видимому, колоссяне и оказались под влиянием такого синкретического учения - отчасти иудейского, отчасти языческого.

Содержание

I. Введение (1,1-14)

А. Приветствие (1,1.2)

Б. Благодарение за колоссян (1,3-8)

В. Молитва за колоссян (1,9-14)

II. Восхваление Сына (1,15-23). Он есть:

А. Глава творения и космических сил (1,15-17)

Б. Глава нового творения и примирения (1,18-20)

В. Цель и осуществление примирения (1,21-23)

III. Цель служения Павла и его попечение о колоссянах (1,24 - 2,7)

IV. Достаточность ("полнота") Христа (2,8-23)

А. Тщетность предания человеческого и "стихий мира" (2,8)

Б. Полнота жизни в полноте Божией (2,9.10)

В. Обрезание и крещение во Христе (2,11.12)

Г. Новая жизнь и прощение во Христе (2,13,14)

Д. Победа во Христе над враждебными духами (2,15)

Е. Свобода от Закона и запретов (2,16-23)

V. Жизнь во Христе (3,1 - 4,6)

А. Совлечение ветхого человека и облечение в нового (3,1-17)

1. Основание для повиновения - единение со Христом в Его смерти и жизни (3,1-4)

2. Умерщвление ветхого человека (3,5-9)

3. Новая жизнь во Христе (3,10-14)

4. Мир Божий, слово Христово и почитание Христа (3,15.16)

Б. Наставления о христианской жизни (3,17 - 4,6)

1. Об отношениях между "высшими" и "низшими" в обществе и в семье (3,18 - 4,1)

2. О молитве (4,2-4)

3. Об отношении к "внешним" (4,5.6)

VI. Заключительные приветствия (4,7-18)

2-6 Устремление верующих к "горнему" (3,1) совершается через молитву (Еф. 6,18-20 и ком.) и через благоразумное и мудрое отношение к "внешним" по вере, дабы и те смогли быть привлечены к полноте жизни во Христе.

7-17 Послание завершается кратким перечислением духовных вождей, которые связывали воедино основанные Павлом церкви.

7 Тихик. Ему было поручено доставить послания колоссянам и Филимону, а также (вероятно, позднее) ефесянам (Еф. 6,21-22). Впервые он упоминается в качестве одного из спутников Павла в Деян. 20,4. Он был родом из провинции Асия в Малой Азии и, по-видимому, в конце жизни апостола Павла был одним из его самых доверенных посланников (2 Тим. 4,12; Тит. 3,12).

10 Аристарх. Иудей из Фессалоники. Содействовал Павлу во время его служения в Ефесе (Деян. 19,29), сопровождал апостола в Греции (Деян. 20,4), был с ним в Иерусалиме и Риме (Деян. 27,2).

Марк. Автор Евангелия. См. Деян. 13,13; 15,37-40.

11 Иисус, прозываемый Иустом. Никаких иных сведений о нем не имеется.

12 Епафрас. См. 1,7; Введение: Время и обстоятельства написания.

13 Иераполе. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

14 Лука. Автор Евангелия и Деяний Апостолов. Постоянный спутник Павла в его путешествиях, описанных в книге Деяний (Деян. 16,10).

Димас. Еще раз он упоминается в Писании при повторном тюремном заточении апостола Павла в Риме (2 Тим. 4,10).

15 Нимфана. Скорее, Нимфа (женское имя), если свидетельства некоторых рукописей верны. В доме у этой женщины собиралась лаодикийская церковь.

домашнюю церковь. В ранней церкви весьма актуальной формой служения являлось предоставление в распоряжение церкви своего дома (Рим. 12,13; 1 Тим. 3,2; Тит. 1,8; Евр. 13,2; 1 Пет. 4,9). Упоминания о домашних церквах см. в Деян. 12,12; Рим. 16,4; 1 Кор. 16,19; Флм. 1,2.

16 из Лаодикии. Вероятно, Павел имеет в виду письмо, известное нам как Послание к Ефесянам, которое во многих древних рукописях встречается без указания адресата. Однако на основании рефлекторного стиля Послания к Ефесянам естественнее было бы предположить, что оно было написано спустя какое-то время после Послания к Колоссянам. Впрочем, наиболее вероятна гипотеза относительно послания "из Лаодикии", что это было какое-то особое послание Павла к тамошним христианам, которое не сохранилось.

17 Архиппу. По-видимому, духовный руководитель домовой церкви Филимона.

18 Приветствие моею рукою. Павел имел обыкновение надиктовывать основной текст своих посланий, а затем подписывать их собственноручно. В зависимости от обстоятельств эти заключительные строки посланий были различны. Иногда - это приветствия личного характера (напр., Рим. 16; Кол. 4,7-17); иногда - краткое изложение содержания послания (напр., Гал. 6,11-17); иногда (как в данном случае) просто подпись, удостоверяющая подлинность послания (1 Кор. 16,21; 2 Фес. 3,17; Флм. 1,19).