1 Вот почему мы, которым Бог по Своему милосердию доверил такое служение, не падаем духом.
2 Вовсе нет, ведь мы отвергли дела, обычно скрываемые из-за их постыдности; мы не жульничаем и не занимаемся подделкой Божьей Вести. Напротив, открыто возвещая истину, мы на глазах у Бога выставляем себя на суд совести всех и каждого.
3 А если Весть, которую мы возвещаем, для кого-то и закрыта завесой, то закрыта она для идущих путем погибели.
4 Бог этого века ослепил разум неверующих, и они не видят света Радостной Вести о славе Христа, который есть образ Бога.
5 Ведь мы не самих себя возвещаем, а Иисуса Христа как Господа, а себя — лишь как ваших слуг ради Иисуса.
6 Потому что Бог, сказавший: «Из тьмы да воссияет свет», — воссиял в наших сердцах, озаряя их светом познания Божьей славы на лице Иисуса Христа.
7 Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас.
8 Нас теснят со всех сторон, но мы не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии.
9 Нас преследуют, но мы не брошены на произвол судьбы. Мы сбиты с ног, но не уничтожены.
10 Мы всегда носим в своем теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем теле.
11 Нас, живых, постоянно предают смерти ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти.
12 Итак, в нас действует смерть, а в вас — жизнь.
13 А так как в нас тот же дух веры, о котором сказано в Писании: «Я поверил и поэтому стал говорить», мы верим, а потому и говорим.
14 Мы знаем: Тот, кто поднял Господа Иисуса из мертвых, и нас поднимет вместе с Иисусом и поставит перед Собою, рядом с вами.
15 Ведь все это делается ради вас, чтобы Божья доброта, умножаясь, достигла множества сердец и хлынула из них потоком благодарности во славу Бога.
16 Вот почему мы не падаем духом. Даже если наша внешняя оболочка ветшает, то наша внутренняя сущность обновляется с каждым днем.
17 Страдания наши легки и мимолетны, а приносят они нам огромную, полновесную, вечную славу, которая многократно перевешивает страдания.
18 Мы устремляем взор не на видимое, а на невидимое. Ведь видимое — временно, невидимое — вечно.
Вовсе нет, ведь мы отвергли дела, обычно скрываемые из-за их постыдности; мы не жульничаем и не занимаемся подделкой Божьей Вести. Напротив, открыто возвещая истину, мы на глазах у Бога выставляем себя на суд совести всех и каждого.
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.
Стихи, которые вы недавно исследовали:
Стихи, которые вы недавно исследовали:
!«Кликните» по стиху для его исследования и Вы увидите:
6 вариантов перевода:
– русский синодальный,
– русский современный,
– русский («Радостная весть»),
– украинский (И. Огиенко),
– английский King James Version,
– английский American Standard
Значение слов-оригиналов (греческий и иврит)
Параллельные места Библии, связанные с выбранным стихом
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Баркли
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 4
ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
Смотрите Введение к Первому посланию к Коринфянам.
1-6
ОСЛЕПЛЕННОЕ ОКО (2 Кор. 4,1-6)
Здесь Павел говорит, прямо или косвенно, о четырех типах людей:
1) Сначала он упоминает кое-что о себе. Он замечает, что не унывает при исполнении служения, возложенного на него, намекая на две причины, побуждающие его к этому.
а) Сознание великой задачи. Человек, сознающий, что ему поручено великое дело, может совершить изумительное. Одним из лучших музыкальных произведений является "Мессия" Генделя. Из записи видно, что все произведение он сочинил за двадцать два дня, и что в это время он почти не ел и не спал. Великая задача дает человеку необыкновенные силы.
б) Воспоминание о дарованной ему милости. Целью жизни Павла было свершить нечто ради той любви, которая спасла его.
2) Затем Павел напоминает о своих противниках и клеветниках. И вновь слышатся отголоски неприятного прошлого; мы узнаем, что его противники выдвинули против Павла три обвинения. Они злословили, что он применял тайные происки, беспринципную хитрость для достижения своих целей и фальсифицировал Евангелие. Когда кто-нибудь неправильно толкует наши мотивы, извращает смысл наших поступков и придает ложное значение нашим словам - мы можем утешаться, что это испытал также и Павел.
3) Павел говорит о людях, отказавшихся принять Евангелие. Он настаивает на том, что он так проповедовал Евангелие, что любому человеку с любым познанием доступно было принять изложенные в нем положения и зов Христа. Но, даже несмотря на это, некоторые остаются глухи к призыву и слепы к его славе. Что же с ними?
О них Павел говорит что-то необыкновенное: "бог века сего ослепил их умы", так что они не могут верить. Во всей Библии чувствуется определенное мировоззрение, согласно которому этот мир является властью тьмы и зла. Иногда эту силу называют Сатаной, иногда Дьяволом. В Евангелии от Иоанна Иисус трижды говорит о князе мира сего и о его поражении (Иоан. 12,31; 14,30; 16,11). Павел в Ефес. 2,2 говорит о князе, господствующем в воздухе, а здесь он говорит о боге мира сего. Даже в молитве "Отче наш" упомянуто о злой силе, о лукавом. Правильный перевод Евангелия от Матфея 6,13 гласит: "Избавь нас от Злостного". В этой идее Нового Завета можно проследить определенные влияния:
а) Персидская вера Зороастризм, рассматривает весь мир как поле битвы между богом света и богом тьмы, между Ормуздом и Ахриманом. Судьба человека определяется тем, чью сторону в этой борьбе он займет.
Когда иудеи были завоеваны персами, они столкнулись с этой идеей, и она, несомненно, оказала определенное влияние на их мышление.
б) Основной мыслью в иудейской религии является идея о двух веках - нынешнем и грядущем. В эпоху христианства иудеи пришли к мысли, что их век неисправимо плох и обречен на полное уничтожение, когда взойдет заря грядущего века. Уместно было бы утверждать, что их век находился под властью бога сего мира и во вражде с истинным Богом.
в) Следует помнить, что идея злой и вражьей силы не столько теологическая проблема, сколько факт жизненного опыта. Рассматривая эту проблему в теологическом плане, мы наталкиваемся на серьезные трудности. Откуда явилась эта злая вражья сила в мир, сотворенный Богом? Что ее ждет в конечном счете? Но, рассматривая ее просто как проблему жизненного опыта, мы все знаем, насколько реально зло в мире. Шотландский писатель Роберт Льюис Стивенсон где-то говорит: "Вы знаете Каледонский вокзал в Эдинбурге? Однажды утром, когда дул холодный восточный ветер, я встретил там Сатану".
У каждого есть такого рода опыт, о котором говорит Стивенсон. Кто не может принять благую весть Евангелия Христова, кто предался злому началу мира сего, те не могут более услышать зов Божий. Это не Бог оставил их. Они сами своим поведением закрыли себе доступ к Нему.
4) Павел говорит далее об Иисусе. Главная мысль его заключается в том, что в Иисусе Христе мы видим подобие образа Божия. "Видевший Меня, - говорит Иисус, - видел Отца" (Иоан. 14,9). Когда Павел проповедовал, он не говорил, "Взирайте на меня". Он призывал, "Взирайте на Иисуса Христа! И в Нем ты увидишь славу Божию, нисшедшую на землю в доступном для каждого образе".
7-15
СТРАДАНИЯ И ТОРЖЕСТВО (2 Кор. 4,7-15)
Этот отрывок Павел начинает с того, что привилегии, которыми пользуется христианин, могут вызвать в нем чувство гордости. Но жизнь создана так, чтобы удерживать человека от этого. Какой бы ни была его христианская слава, он все же остается смертным, жертвой обстоятельств, зависящим от случайностей и перемен в жизни; его тело все же смертное, со всеми его слабостями, болями и страданиями. Он подобен человеку, обладающему драгоценным сокровищем в глиняном сосуде, который сам по себе непрочен и никчемен. Мы много говорим о власти человека и о силах, которыми он ныне управляет. Но, в действительности, для человека характерна не власть, а слабость. Как сказал Паскаль: "Капля воды или дуновение воздуха может убить его".
При рассматривании 2Кор. 2,14-16 мы видели римского полководца в триумфальном параде. Но от гордыни полководца удерживали две вещи: Во-первых, когда он ехал в колеснице и раб держал корону над его головой, жители Рима не только выражали свое восхищение, но все время повторяли: "Оглянись и помни, что ты умрешь!" Во-вторых, в самом конце триумфальной процессии шли воины победоносного полководца. Они пели не только хвалебные песни в его честь, но выкрикивали и грубые шутки и оскорбления в его адрес, дабы он не стал надменным.
Жизнь окружает нас немощью, хотя Христос окружил нас славой, дабы мы помнили: немощность - наша, а слава - Божия, чтобы знали свою полную зависимость от Него.
И Павел далее описывает христианскую жизнь, в которой телесная немощь переплетается со славой Божьей, целым рядом парадоксов.
1) Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены. Мы подвергаемся различным притеснениям, но никогда не попадаем в безвыходный тупик. Для христианина характерно, что, даже если тело его в стесненных обстоятельствах или в трудных положениях, дух его всегда находит спасительную дорогу в простор Божий.
Мэтью Арнольд пишет о своей встрече с ткачом и с христианским проповедником в лондонских трущобах:
Горело солнце в августе
На жалкие трущобы Бетнал Грин:
И бледный ткач в окне малом
Казался трижды удручен.
Я встретил старца и спросил:
"Больной и утомленный, как дела?"
"Прекрасны, - он в ответ, - ибо с вчерашнего утра
Христос, хлеб жизни, радует меня".
Если тело ткача задыхалось в тесноте, то хилая душа проповедника достигала сил и умиления в общении с Христом.
2) Мы гонимы, но не оставлены Богом. Самым примечательным для мучеников было то, что в самые тяжелые для них времена они имели блаженное общение с Христом. Как сказала Жанна д'Арк, когда ее покинули все: "Лучше быть одной с Богом. Его благость не изменит мне, также как и Его совет и любовь. В Его силе я буду дерзать, дерзать и дерзать до тех пор, пока не умру". А псалмопевец написал так: "Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня" (Пс. 26,10). Ничто не может отвратить верность Божию.
3) Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. Бывают случаи, когда христианин не знает, что ему делать в сложившейся ситуации, но и тогда он не сомневается, что все же можно еще что-то сделать. Иногда христианин не видит, как складывается его жизнь, но он никогда не сомневается, что она все же сложится. Если ему придется пойти "и долиною смертной тени", он знает, что он выйдет из нее. Бывает и так, что христианин должен выучить самый тяжелый урок, тот самый урок, который пришлось выучить Иисусу в Гефсиманском саду: принять то, что выше его понимания и сказать: о Боже, Ты есть любовь. Построю веру я на ней".
Френсис Томсон писал оприсутствии Христа в самые темные дни.
Но (даже в грусти сокрушенной)
Зови! и в горестной скорби
Явится в свете лестница до неба,
Как Иакову, во сне глухой ночи.
Зови среди ночи, душа моя, в тревоге
Зови, рыдай, схвативши небо за полы.
И ты узришь Христа, идущего на помощь,
Не по морю, а в дом родной стезею.
Действительно, христианин может быть в самых трудных обстоятельствах, но он не отчаивается, ибо рядом с ним Христос.
4) Мы низлагаемы, но не погибаем. Главной характерной чертой христианина является то, что, даже если он и падает, он вновь и вновь встает на ноги. Дело не в том, что его никогда не разобьют, но в том, что его никогда окончательно не победят. Он может проиграть бой, но неглавную битву.
Изложив великие парадоксы жизни христианина, Павел раскрывает секрет своей жизни, причины, почему он смог вынести все, что выпало на его долю и как он смог выполнить то, что он сделал.
1) Он был убежден, что человек, разделяющий жизнь Христа, должен участвовать и в связанных с ней опасностях, и если человек решил жить с Христом, он должен быть готов умереть с Ним. Павел знал и принял, как должное, неумолимый закон христианской жизни: "Без креста нет венца".
2) Он выносит все, зная о власти Бога, воскресившего Иисуса Христа из мертвых. Он мог так смело говорить, не считаясь с собственной безопасностью, потому что он верил, что, даже если смерть постигнет его, Бог сможет воскресить и воскресит его. Он был уверен, что может положиться на власть, достаточную для сохранения жизни и превосходящую смерть.
3) Он выносил все, потому что он был убежден в том, что его страдания и испытания приведут других к свету и любви Божией. Большая система плотин Боулдер в США сделала плодородными огромные территории пустыни. Строительство этой оросительной системы потребовало жизни людей. По окончании строительства в стену плотины была вмонтирована таблица с именами умерших рабочих, а под ней было написано: "Они умерли, чтобы пустыня могла радоваться и цвести как роза". Павел смог пройти через все, потому что знал, что это не бессмысленно; он знал, что приведет других к Христу. Человек, убежденный в том, что он перенесет все ради победы Христа, может вынести все.
16-18
ТАЙНА ХРИСТИАНСКОГО ДОЛГОТЕРПЕНИЯ И СТОЙКОСТИ (2 Кор. 4,16-18)
И далее Павел излагает секрет этой стойкости.
1) Жизнь человеческая подчинена неопровержимому закону: с годами ее физические силы увядают, а его духовные силы растут. Страдания, ослабляющие тело человека, могут закалить его душу. Поэт молил: "Дай с возрастом душе расти в красе". Телесная жизнь скатывается медленно и неизбежно вниз по склону, ведущему к смерти, духовная жизнь - поднимается по склону, ведущему к Богу. Причины нет страшиться многих лет; ведут они не к смерти, а к Богу.
2) Павел был убежден, что все страдания, перенесенные им в этой жизни, не идут ни в какое сравнение с той славой, которой будет наделен он в грядущей жизни. Он был уверен в том, что Бог никогда не останется в долгу перед человеком. Алистер Маклин, духовный отец автора "Корабля Юлиссис", рассказывает о старой женщине, которую обстоятельства вынудили оставить дом и чистый воздух гор и жить в трущобах большого города. Но она продолжала верить в Бога, и однажды сказала: "Бог вознаградит меня лучшим, и я вновь увижу цветы".
В "Канун Рождества" английский поэт Роберт Браунинг пишет о мученике, о котором "надгробная надпись на грубой доске" гласила:
Я родился рабом больным и бедным,
Но нищета не в силах была скрыть
Кристально чистый жемчуг в сердце
От Цезаря. Поэтому пришлось
Бороться дважды мне с дикими зверями,
По прихотям его страдали трижды деточки мои;
И, наконец, я заслужил освобожденья:
Мучительно меня сжигали на костре.
Но перед смертию Рука явилась мне
Над головой сквозь пламя,
И, душу трепетную приняв мою,
Представила ее Христу;
Отер Он всякую слезу с очей моих,
И вижу ненаглядное лицо Его.
Сергей, собрат мой, пишет на стене
Свидетельство сие,
Ибо я все уж позабыл.
Земные страдания были забыты в небесном ликовании. Примечательно, что в Евангелии Иисус всегда, когда он предсказывал свою смерть, предсказывал и свое воскресение. Кто страдает за Христа, будет соучаствовать в Его славе. Залогом тому служит благородство Самого Бога.
3) Именно по этой причине человек должен заострять свое внимание не на видимом, а на невидимом. Видимое принадлежит этому миру - его дни сочтены и оно преходящее; невидимое же небесное - оно пребывает вечно.
Жизнь можно воспринимать двумя способами. Мы можем смотреть на жизнь как на медленное, но неизбежное отдаление от Бога. Вадсворт в своей "Оде на напоминания о смерти", выразил мысль, что пришедший в мир ребенок имел какое-то воспоминание о небесах, которое он постепенно утратил с годами.
Витая в облаках славы,
Начинаем мы жизнь свою.
Тени мирские наводят сомнения
В душу пытливого подростка.
И в конце человек оказывается прикованным к земле, а небо забыто. Томас Гуд написал с тоскливым пафосом:
Припоминаю я
Пихту высокую
С стройной главой
В небе родном.
Вера счастливая
Детства невинного,
Где ты теперь?
Счастья не знал с тех пор
Как понял правду я:
Рай - близок малышу -
Далек от меня.
Если мы будем думать лишь о видимом, то, поневоле, познание мира будет таким. Но есть и другое восприятие мира. Автор Послания к Евреям написал о Моисее: "Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд" (Евр. 11,27).
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 4
Прозрачность откровения Павла (в 2 Коринфянам) для меня не имеет равных во всей священной литературе. Сэдлер
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ
Если Первое послание к Коринфянам часто изучают и используют в проповедях, то Вторым посланием к Коринфянам часто пренебрегают. И тем не менее это очень важное послание. Несомненно, такое пренебрежение в значительной мере вызвано его труднопереводимым ироническим стилем.
В наших переводах множество слов выделено курсивом, а это показывает, как много пришлось восполнить для того, чтобы передать это эмоциональное письмо языком, приемлемым для нас.
Это Послание трудное. Значение многих слов, по меньшей мере, не ясно. Этому есть несколько объяснений:
(1) о многом Павел пишет сатирически, и иногда трудно быть уверенным в том, когда именно он это делает;
(2)для того чтобы полностью понять некоторые стихи, нужна дополнительная точная информация о путешествиях Павла, путешествиях его сотрудников и о письмах, им написанных;
(3) письмо глубоко личное, и слова его часто идут от сердца, а такие слова - не самые легкие для понимания.
Но трудности не должны нас обескураживать. К счастью, они касаются только деталей и не затрагивают основных истин Послания. Наконец, Второе послание к Коринфянам очень любят и часто цитируют. Изучив его, вы лучше поймете почему.
II. АВТОРСТВО
Почти никто не отрицает, что 2 Коринфянам написано Павлом, хотя существуют теории "вставок" в некоторых местах. Однако целостность этого письма (с типичными для Павла отклонениями от темы!) очевидна.
Внешнее свидетельство о 2 Коринфянам сильно, хотя относится к несколько более позднему времени, чем свидетельство о 1 Коринфянам. Как ни странно, Климент Римский его не цитирует, зато цитируют Поликарп, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Киприан. Маркион упоминает его третьим в числе признанных им десяти посланий Павла. Оно включено и в канон Муратори. Начиная с 175 г. н. э., свидетельств в пользу 2 Коринфянам более чем достаточно.
Внутренних свидетельств авторства Павла не перечесть. За исключением Послания к Филимону, это письмо Павла наиболее личное и содержит мало доктрин. Частые ссылки на себя - отличительная черта апостола - и явно тесная связь с 1 Коринфянам, Галатам, Римлянам, Деяниями - все это подтверждает традиционный взглядписьмо написано Павлом. Тот же автор и та же община, что и в общепризнанном Первом послании, ясно это подтверждают.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
По-видимому, Второе послание к Коринфянам было написано менее чем год спустя после написания 1 Коринфянам из Македонии (некоторые приписки к ранним переводам уточняют: из Филипп). Общепринята датировка Послания 57 г. н. э., но многие предпочитают 55 г. или 56 г., а Харнак называет даже 53 г.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Одна из причин нашей любви к Второму посланию к Коринфянам в том, что оно такое личное. Кажется, оно приближает нас к Павлу гораздо больше, чем все остальное, им написанное. Мы в какой-то мере чувствуем, с каким великим воодушевлением он трудился для Господа. Мы можем уловить величественность этого величайшего жизненного призвания. В немом изумлении мы читаем перечень перенесенных им страданий. Мы ощущаем тот горячий прилив негодования, с каким он отвечал своим неразборчивым в средствах критикам. Короче говоря, Павел, кажется, открывает нам все тайники своей души.
О первом визите Павла в Коринф говорится в главе 18 Деяний. Это произошло во время его второго миссионерского путешествия, сразу после того как он произнес свою знаменитую речь в афинском ареопаге.
В Коринфе Павел делал палатки вместе с Акилой и Прискиллой и проповедовал Евангелие в синагогах. Затем из Македонии пришли Сила и Тит, чтобы присоединиться к нему в благовествовании, которое продолжалось как минимум восемнадцать месяцев (Деян. 18,11).
Когда большинство иудеев отвергло проповедь Павла, он обратился к язычникам. Когда к Богу обратились души - и иудеи, и язычники,- иудейские начальники привели апостола к проконсулу Галлиону. Но тот прогнал их из суда, сказав, что это дело не подпадает под его юрисдикцию.
После суда Павел еще много дней оставался в Коринфе, а затем отправился в Кенхреи, Ефес, а потом в долгий путь обратно в Кесарию и Антиохию.
Во время третьего миссионерского путешествия он вернулся в Ефес и оставался там два года. В это время Павла посетила делегация из Коринфа, прося совета по многим вопросам. В ответ на заданные вопросы и было написано 1 Коринфянам.
Позже апостол был очень обеспокоен тем, как коринфяне отреагировали на его письмо, в особенности на ту часть, где говорится о наказании согрешившего брата. Поэтому он отправился из Ефеса в Троаду, где надеялся встретить Тита. Однако встреча не состоялась, и он направился в Македонию. Сюда и пришел Тит с новостями - и хорошими, и плохими. Христиане наказали согрешившего святого - и наказание привело к его духовному выздоровлению. Это была добрая весть. Но христиане так и не послали денег нуждающимся святым в Иерусалиме, хотя и намеревались сделать это. Данная новость была уже хуже. И, наконец, Тит рассказал, что в Коринфе очень активно действовали лжеучителя, которые подрывали работу апостола и оспаривали его авторитет как служителя Христова. И это была дурная весть.
Таковы были обстоятельства, вызвавшие к жизни Второе послание к Коринфянам, написанное из Македонии.
В Первом послании Павел выступает в основном как учитель, тогда как во Втором он принимает роль пастыря. Если вы вслушаетесь внимательно, то услышите биение сердца того, кто любил народ Божий и отдавал всего себя ради их благополучия.
Итак, давайте теперь отправимся в это великое путешествие. Изучая "мысли, что дышат, и слова, что горят", будем делать это с молитвой о том, чтобы Бог просветил нас Духом Своим Святым.
План
I. ПАВЕЛ ОБЪЯСНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ (Гл. 1 - 7)
А. Приветствие (1,1-2)
Б. Служение утешения в страданиях (1,3-11)
В. Объяснение перемены планов (1,12 - 2,17)
Г. Верительные письма Павла для служения (3,1-5)
Д. Противопоставление Ветхого и Нового Заветов (3,6-18)
Е. Обязательство ясно проповедовать Евангелие (4,1-6)
Ж. Земной сосуд с небесной судьбой (4,7-18)
З. Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)
И. Совесть Павла в служении чиста (5,11 - 6,2)
К. Поведение Павла в служении (6,3-10)
Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)
М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 - 7,1)
Н. Павел радуется добрым вестям из Коринфа (7,2-16)
II. ПАВЕЛ УВЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 8 - 9)
А. Хорошие примеры щедрости (8,1-9)
Б. Добрый совет завершить сборы (8,10-11)
В. Три хороших принципа щедрости (8,12-15)
Г. Три добрых брата, посланных подготовить сборы (8,16-24)
Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)
Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)
III. ПАВЕЛ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЕ АПОСТОЛЬСТВО (Гл. 10 - 13)
А. Павел отвечает своим обвинителям (10,1-12)
Б. Принцип Павла: вспахивать для Христа целину (10,13-16)
В. Высшая цель Павла - восхваление Господа (10,17-18)
Г. Павел утверждает свое апостольство (11,1-15)
Д. Страдания Павла ради Христа подтверждают его апостольство (11,16-32)
Е. Откровения Павла подтверждают его апостольство (12,1-10)
Ж. Знамения Павла подтверждают его апостольство (12,11-13)
З. Павел скоро посетит Коринф (12,14 - 13,1)
И. Апостольство Павла подтверждают сами коринфяне (13,2-6)
К. Желание Павла делать коринфянам добро (13,7-10)
Л. Прощание Павла, полное благодати и освященное верой в Триединого Бога (13,11-13)
Е. Обязательство ясно проповедовать Евангелие (4,1-6)
4,1 В первых шести стихах главы 4 Павел подчеркивает, что на каждом служителе Христа лежит серьезная ответственность излагать евангельскую весть просто. Не должно быть никакой таинственности. Ничего скрытого или загадочного. Все должно быть ясно, честно и искренне.
Павел говорил о том, как поразительно Бог наделил его способностью быть служителем Нового Завета. Сейчас он продолжает развивать мысль от этой отправной точки. Осознание величайшего преимущества христианского служения не дает такому человеку, как Павел, предаваться унынию.
Конечно же, в христианском служении встречается много такого, что подавляет, от чего опускаются руки, но в любой нужде Господь помогает Своей милостью и благодатью. И что бы ни вызывало упадок духа, ободрение и поддержка всегда больше.
Павел не унывал. Встречая на своем пути кажущиеся непреодолимыми преграды, он вел себя не трусливо, а достаточно мужественно.
4,2 Филлипс красочно перефразирует стих 2:
"Мы не прибегаем ни к каким фокусам, ни к каким хитрым проделкам, не используем никакой бесчестной манипуляции Словом Божьим. Мы излагаем простые истины и таким образом представляем себя совести каждого человека перед Богом".
Несомненно, здесь апостол снова думает о лжеучителях, пришедших в коринфскую церковь. Их методы были теми же, какими всегда пользуются силы зла, а именно: постыдные соблазны, увлекающие к греху, искусное передергивание истины, путаные доводы и фальсификация Слова Божьего. Последнее выражение "не искажая слова Божьего", безусловно, относится к любимому занятию этих людей - попыткам смешать закон и благодать.
Метод апостола был совсем другим. Он отображен в словах: "...открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом".
Открывать истину можно двумя способами. Мы открываем истину, когда излагаем ее просто и понятно. Но мы открываем ее и тогда, когда живем ею, когда другие видят ее в нашей жизни и на нашем примере. Павел пользовался обоими методами. Он проповедовал Евангелие и был послушен Евангелию в собственной жизни. Делая это, он старался представить себя совести каждого человека перед Богом.
4,3 Апостол говорит здесь о величайшей тщательности, с которой он старался сделать истину Божью доступной людям и в понимании, и на практике. Если закрыто благовествование, если Благая Весть скрыта от кого-то, то это не Божья вина, и Павел тоже не хочет быть в этом повинным. И все же, когда он пишет эти слова, он понимает, что есть такие люди, которые не могут принять Благой Вести. Кто они? Это погибающие. Почему же они так ослеплены? Ответ дается в следующем стихе.
4,4 Виновен сатана. Здесь он назван богом века сего. Он успешно набрасывает покрывало на умы неверующих. Он держал бы их в постоянной тьме, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа для их спасения.
В нашей физической вселенной солнце светит всегда. Мы не всегда видим его, но причина в том, что между солнцем и нами что-то встает. Точно так же и с Благой Вестью. Свет благовествования сияет всегда. Бог всегда старается воссиять в сердцах людей. Но сатана воздвигает между неверующими и Богом различные преграды. Это может быть облако гордости, противления, уверенности в собственной праведности или сотня других препятствий. Но все это успешно мешает воссиять свету благовествования. Сатана просто не хочет, чтобы люди спаслись.
Благовествование связано с Христом во славе. Взгляду верующего представлен не плотник из Назарета, не просто Христос, распростертый на кресте позора, а Господь Иисус Христос, Который умер, был похоронен, воскрес и ныне сидит одесную Бога на небесах. В Него верит верующий - в прославленного Сына Божьего на небесах.
4,5 В этом стихе можно найти и самую лучшую и самую худшую тему для проповедника. Худшая тема - это проповедовать себя, тогда как лучшая тема - проповедовать Христа Иисуса, Господа.
По-видимому, иудаисты имели привычку проповедовать себя. Павел отмежевывается от такой компании. Он не стал бы тратить чужое время, проповедуя такой недостойный предмет.
Тема его - Христос Иисус, Господь. Он старался пробудить в людях желание преклонить колени перед Иисусом Христом и присягнуть Ему как Господину своей жизни.
Апостол представляет своих сотрудников как рабов ваших для Иисуса. Делая это, он успешно оттесняет на задний план и себя, и своих соратников. Они только рабы, готовые содействовать всему, что приведет людей к Господу Иисусу.
4,6 Здесь Павел сравнивает обращение грешника с появлением света на заре творения. В самом начале Бог повелел из тьмы воссиять свету. "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" (Быт. 1,3). Далее Павел говорит, что Тот же самый Бог, Который в самом начале повелел из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца. Удивительно. При сотворении мира Бог повелел свету сиять. Но в новом творении Сам Бог озарит наши сердца. Насколько это более лично! События начальных стихов Бытие 1 - это картина происходящего в новом творении. Бог в начале создал человека невинным. Но в мир вошел грех и вместе с ним - плотная тьма. Когда звучит проповедь Евангелия, Дух Божий носится над сердцем человека, так же как Он носился над водою в начале творения. Затем Бог озаряет сердце этого человека, показывая ему, что он грешен и нуждается в Спасителе. "Материальное творение в Книге Бытие началось со света, и с того же начинается духовное творение. Бог "озаряет наши сердца" Святым Духом, и тогда начинается духовная жизнь" ("Избранное").
Далее нам поясняется, почему Бог озарил наши сердца. В стихе говорится: "...дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа". Это звучит так, как если бы Его цель состояла лишь в том, чтобы дать нам свет познания славы Божьей. Но Дж. Н. Дарби в своем новом переводе предлагает значительное изменение этого стиха:
"...чтобы сиять дальше светом познания славы Божьей в лице Иисуса Христа". Другими словами, Бог сияет в наших сердцах не просто для того, чтобы просветить нас этим познанием, но и для того, чтобы через нас это знание могло сиять другим. "Мы - не конечный пункт полученных нами благ и уроков, а канал их передачи" ("Избранное").
В Писании можно найти хорошую иллюстрацию этой мысли - жизнь самого Павла. По дороге в Дамаск Бог озарил его сердце. Он понял, что Тот, Кого он ненавидел, Кто, по его мнению, лежал в иудейском гробу, - это Господь славы. С того дня он пошел распространять познание славы Божьей - такой, какова она в лице Иисуса Христа.
Ж. Земной сосуд с небесной судьбой (4,7-18)
4,7 Поговорив об обязанности проповедовать весть просто, апостол Павел задумывается о человеке, которому доверено чудесное сокровище Евангелия. Сокровище - это славная весть Евангелия. С другой стороны, глиняный сосуд - хрупкое человеческое тело.
Контраст между ними огромен. Евангелие подобно драгоценному бриллианту, который ярко сверкает, как бы его ни повернули. Подумать только: такой драгоценный бриллиант доверен хрупкому, непрочному, слепленному из глины сосуду!
Сосуды из глины, разбитые, грязные, Незримо Богатства полны. Сокровище неба сияюще-ясное - Христос в Его людях земных. Непрочные, хрупкие - все же несущие Сокровище через века. Дар чудный вручила нам щедро дающая Господа Бога рука. Пустым быть, и низким, и неизвестным, Но Богу - сосудом святым, Наполненным Даром чудесным, небесным - Христом, и одним только Им! Ни крошки земли и ни капельки фальши, Не скрыла чтоб свет темнота; Ни капли себя, благовествовать дальше Пустым и разбитым - но полным Христа!
(Тр. Фрэнсис Бивен)
Почему же Бог определил этому сокровищу быть в глиняных сосудах? А для того, чтобы избыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Бог хочет, чтобы человек был занят не собою, а Божьей властью и величием. А потому Он намеренно вверяет весть Евангелия слабым, часто непривлекательным людям. Вся хвала и слава должна принадлежать Создателю, а не созданию.
Как радостно понять, что непосильно дело, Которое нам сделать предстоит. А потому хвала за все, что уже сделано, Не нам, а лишь Ему принадлежит.
(Хьютон)
Джоветт говорит:
"Это противоестественно, когда сосуд отбирает славу у сокровища, когда шкатулка привлекает больше внимания, чем лежащий в ней драгоценный камень. Очень извращенно смещены акценты, когда рама отодвигает картину на второе место, а посуда для пира заменяет еду. Что-то ужасное есть в христианском служении, когда "избыточная сила" приписывается нам, а не Богу. Такая избыточность очень быстротечна, она увянет так же скоро, как зеленое растение, и будет предана забвению". (J. H. Jowett, Life in the Heights, p. 65.)
Когда Павел писал стих 7, он почти наверняка думал о событии из главы 7 Судей. Там написано, что Гедеон вооружил свое войско трубами и пустыми кувшинами со светильниками внутри.
По условному сигналу его люди начали трубить в трубы и разбивать кувшины. Когда кувшины были разбиты, ярко засияли светильники. Это устрашило врагов. Они подумали, что их окружило огромное воинство, а не какие-то триста человек. Урок в том, что точно так же, как и в случае с Гедеоном, свет сияет только тогда, когда кувшины разбиты, так что это согласуется с Евангелием. Только тогда, когда человеческое орудие сокрушено, когда оно подчинено Господу, Евангелие может воссиять через нас во всем своем величии.
4,8 Сейчас апостол объясняет, что поскольку сокровище было вверено глиняным сосудам, то, с одной стороны, есть кажущееся поражение, а с другой стороны - постоянная победа.
Все внешние признаки говорят о слабости, а на самом деле присутствует несравненная сила. Когда он говорит: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены", - он имеет в виду, что на него постоянно давят враги и трудности, но они не могут полностью воспрепятствовать свободному изложению Благой Вести.
Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. С человеческой точки зрения Павел часто не знал, что его проблемы вообще можно как-то решить, и все же Господь никогда не позволял ему впадать в отчаяние. Он никогда не попадал в такое узкое место, из которого нет выхода.
4,9 Мы гонимы, но не оставлены. Иногда он ощущал присутствие врага так близко, что его горячее дыхание обжигало шею, но Господь никогда не покидал его, не отдавал врагам. Низлагаемы, но не погибаем означает, что Павел очень часто бывал серьезно "ранен в боях", однако Господь поднимал его вновь, чтобы он шел дальше, неся славную весть Евангелия.
Английский "Новый комментарий к Библии" перефразирует стихи 8 и 9 933 2 Коринфянам 4 так: "Окруженные врагами, но не искалеченные; не знающие, что делать, но не лишенные всякой надежды; изгнанные людьми, но не оставленные Богом; часто сбитые с ног, но не убитые".
Мы можем не понимать, почему Господь позволил Своему служителю пройти через такие испытания. Нам кажется, он мог бы успешнее послужить Господу, если бы Тот позволил ему идти по пути, свободному от бед. Но это место в Писании учит противоположному. Бог в Своей поразительной мудрости считает необходимым, чтобы рабы Его испытывали болезни, скорби, беды, преследования, трудности и нужду. Все это нужно для того, чтобы сломить глиняные сосуды и свет Евангелия воссиял ярче и яснее.
4,10 Жизнь раба Божьего - это жизнь в постоянной мертвости. Как Сам Господь Иисус при жизни на земле постоянно подвергался оскорблениям и гонениям, так и его последователи будут терпеть то же. Но это не означает поражения. Это путь к победе. Когда мы ежедневно так умираем, другим это может принести благословение. Только так жизнь Иисуса может проявиться в нашем теле. Жизнь Иисусова здесь - это прежде всего не Его жизнь на земле, а Его нынешняя жизнь превознесенного Сына Божьего на небесах. Как мир может увидеть жизнь Христа, когда Он не присутствует сегодня в мире лично, физически? Ответ таков: когда мы, христиане, страдаем в служении Господу, Его жизнь открывается в теле нашем.
4,11 Стих 11 продолжает мысль о жизни из смерти. Это один из важнейших принципов нашего существования. Мясо, которое мы едим и которым живем, доступно нам через смерть животных. То же происходит и в духовной сфере. "Кровь мучеников - семя Церкви". Чем больше гонений, бедствий и преследований переносит Церковь, тем больше распространяется христианство.
И все же нам трудно принять эту истину. Когда служитель Господа подвергается насилию, мы обычно воспринимаем это как трагедию. На самом же деле это обычный для Бога образ действий, а не исключение. Мы постоянно подвергаемся смерти ради Иисуса, и таким образом жизнь Иисусова открывается в смертной плоти нашей.
4,12 Здесь апостол обобщает все вышесказанное, напоминая коринфянам, что жизнь пришла к ним через его постоянные страдания. Для того чтобы иметь возможность отправиться в Коринф благовествовать, Павлу пришлось пройти через невообразимые страдания и трудности. Но они того стоили, потому что коринфяне доверились Господу Иисусу и теперь имели вечную жизнь. Физические страдания и потери Павла означали духовные приобретения для других. Робертсон говорит: "Его умирание служило благу тех, кому приносило пользу его служение". (Robertson, Ministry, p. 157.)
Когда нас посещает болезнь, мы часто склонны взывать к Господу, прося избавить нас от нее, чтобы мы лучше могли послужить Ему. Возможно, иногда нам следует благодарить Бога за такие недуги в нашей жизни и торжествовать в немощах, ибо на нас возложена сила Христова.
4,13 Апостол говорил о неизменной хрупкости и слабости человеческого сосуда, которому доверено Евангелие. Как же он относится к этому? Побежден ли он, лишен ли мужества, опустил ли руки? Нет. Вера дает ему силы продолжать проповедовать Евангелие, потому что он знает: за страданиями этой жизни последует несказанная слава.
В Псалме 115,1 псалмопевец говорит: "Я веровал, и потому говорил". Он доверял Господу, а потому сказанное им было результатом этой глубокой веры. Павел говорит здесь, что это же верно и для него. Он обладал тем же самым духом веры, что и псалмопевец, когда произносил эти слова. Павел говорит: "...и мы веруем, потому и говорим".
Бедствия и гонения в жизни Павла не закрыли его уста. Истинная вера всегда находит выражение. Она не может молчать.
Хоть ты горюешь и обижен, Хотя до праха ты унижен, Но веришь во Христа - не жди же, Скажи, скажи об этом. И если во Христа ты веришь, Сердцем Спасителя приемлешь, Что ты, печаля Духа, медлишь? - Скажи, скажи об этом.
4,14 Если нам кажется странным, что постоянная угроза смерти не ослабила Павла, мы можем найти ответ в стихе 14. Секрет его бесстрашия - в проповеди христианской вести. Он знал, что его жизнь - это еще не все. Он знал, что христианин может быть уверен в воскресении. Тот же самый Бог, воскресивший Господа Иисуса Христа, воскресит через Иисуса и апостола Павла и поставит перед Собою вместе с коринфянами.
4,15 Обладая непоколебимой надеждой на воскресение, апостол был готов подвергнуться ужасным лишениям и испытаниям. Он знал, что все эти страдания дают двойной результат.
Они изобилуют благословениями для коринфян и этим производят благодарность во славу Божью. Вот этими двумя мотивами Павел и руководствовался во всем, что говорил и делал. Он делал это во славу Божью и для блага своих ближних.
Павел понимал, что чем больше он страдает, тем больше изливается благодать Божья на других. Чем больше людей спасется, тем большей будет благодарность Богу, тем больше Бог прославляется.
Кажется, этот дух хорошо отражен в парафразе этого стиха в английской "Живой Библии":
"Наши страдания - для вашего блага. Чем больше вас придет ко Христу, тем больше людей возблагодарят Его за великую Его милость и тем больше будет прославлен Господь".
4,16 Павел объяснял свою готовность подвергнуться любым страданиям и опасностям тем, что он всегда видел впереди надежду на воскресение. Посему он не унывал. Хотя, с одной стороны, постоянно происходил процесс физического распада, все же, с другой стороны, он постоянно духовно обновлялся, что давало ему силы продолжать служение, невзирая ни на какие враждебные обстоятельства.
Тот факт, что внешний человек тлеет, вряд ли нуждается в объяснениях или комментариях. Слишком хорошо это видно по нашим собственным телам! Но здесь Павел радуется тому, что Бог каждый день дает ему силы для христианского служения. Воистину, как сказал Микеланджело, "чем больше отсекается мрамора, тем больше растет статуя".
Айэнсайд комментирует:
"Нам говорят, что наше тело полностью обновляется каждые семь лет... И все же мы сознаем себя все теми же людьми. Наша личность из года в год остается неизменной и останется той же в грядущей великой перемене. В бабочке жизнь та же, что и в личинке". (H. A. Ironside, более полных данных нет.)
4,17 Когда мы читаем, какие ужасные бедствия перенес апостол Павел, нам может казаться трудным для понимания то, что он говорит о них как о легком страдании. В определенном смысле легким оно вовсе не было. Оно было горьким и жестоким.
Но объяснение можно найти в проводимом Павлом сравнении. Бедствия, если их рассматривать как таковые, могут быть весьма тяжелыми, но по сравнению с ожидающим впереди преизбытком вечной славы они легки. (На иврите слово "слава" образовано от корня "быть тяжелым", что, видимо, обусловило формулировку, избранную Павлом. Ср. с переводом этого стиха в "Благой Вести от Бога": "Ибо кратковременное страдание приносит нам славу вечную, которая далеко перевешивает наше страдание".) Кроме того, легкое страдание кратковременно, тогда как слава вечна. Урок, полученный нами через страдания в этом мире, принесет нам обильные плоды в мире грядущем.
Мурхед замечает: "Маленькая радость входит в нас в этом мире; там в радость войдем мы. Здесь - несколько капель, там - целый океан". (William C. Moorehead, Outline Studies in the New Testament: Acts to Ephesians, p. 191.)
В этом стихе есть пирамида, которая, по словам Ф. Е. Марша, не утомляет и не заставляет восходящего выбиться из сил, а приносит несказанный отдых и утешение его душе.
4,18 Здесь слово "смотрим" относится не только к человеческому зрению; скорее, оно передает идею взгляда на вещь как на нечто важное. Видимое не является целью существования. Это относится прежде всего к невзгодам, испытаниям и страданиям, которые перенес Павел. Они были несущественны для его служения; великой же целью его суждения было невидимое. Это может включать в себя славу Христа, благословения ближним и ту награду, которая ожидает верного служителя Христова в Судный день.
Джоветт комментирует:
"Для того чтобы уметь видеть первое, нужно зрение; чтобы уметь видеть второе, нужно прозрение. Первый способ видеть - естественный, второй - духовный. Основной орган различения в первом случае - разум, во втором - вера... Во всем Писании зрение и прозрение постоянно противопоставляются, и везде нас учат понимать ограниченность и недостаточность одного и ставить выше него полноту и широту другого". (Jowett, Life in the Heights, pp. 68-69.)
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 4
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (1,1).
Время и обстоятельства написания
Наиболее вероятная дата написания послания - 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес (Деян. 20,1), но еще не прибыв снова в Коринф (Деян. 20,2).
Основав в 51-52 гг. церковь в Коринфе (Деян. 18,1-18), Павел возвратился в Антиохию; этим закончилось его второе миссионерское путешествие (Деян. 18,22). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года (Деян. 19,1-40; 20,31). Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам (1 Кор. 16,17.18). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышал о настроениях в Коринфе совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно; позднее Павел назовет его огорчительным (2,1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже "в третий раз" (12,14; 13,1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2,5.10).
Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам "строгое послание", полное укоров и призывов к покаянию (2,3.4; 7,8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10-13) глав.
Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это "строгое послание", сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2,12.13; 7,5-9.13-15; Деян. 20,1.2).
Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу "строгому посланию". По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2,13; 7,5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2,12), но "не имел покоя духу". Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита. Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (7,6-15).
Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (7,5-16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны "лжеапостолов" (11,13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10-13; также 3,1-6; 7,2).
Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца (Деян. 20,2.3), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме (Деян. 20,3 - 21,17).
Характерные особенности и темы
Второе послание к коринфянам - очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола: гл. 1-7 проникнуты мыслью об утешении и поддержке свыше в страданиях и скорбях (1,3-7; 7,4.7.13); гл. 10-13 посвящены постижению силы Божией, проявляющейся в немощи человеческой (12,9.10).
Другие темы послания: безупречность поступков Павла (1,12.17.18; 6,3-10; 7,2.3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (1,5-11; 4,8-12; 6,4-10; 11,23 - 12,9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2,4; 11,2.7-11; 12,14.15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2,9; 10,8; 13,8-10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериям мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (1,12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9).
Трудности истолкования
Хотя принадлежность послания апостолу Павлу не оспаривалась, под вопрос не раз ставилась его структурная целостность: утверждалось, что гл. 10-13 представляют собой отдельное письмо, написанное по иному поводу и лишь позднее присоединенное к первым девяти главам послания.
Основной аргумент в пользу мнения, что гл. 10-13 являются самостоятельным посланием, состоит в том, что тон письма и отношение Павла к Коринфской церкви благожелательны в гл. 1-9, но строги и грозны в гл. 10-13. Возможно ли, чтобы оба раздела были написаны по одному поводу и касались одних и тех же обстоятельств в той же общине?
Отвечая на этот вопрос, надо признать, что, действительно, с 10,1 тон послания меняется. Но это, скорее всего, вызвано переменой темы. В первой части послания Павел прежде всего хочет поделиться своей радостью и выразить благодарность по поводу раскаяния коринфян. Он также хочет дать пространное и достоверное описание своего служения делу благовестия. Исчерпав эти темы, он обращается к своим читателям с призывом завершить сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). И в завершение, отложив наименее приятную задачу напоследок, Павел переходит к проблеме лжеапостолов и к их обвинениям в его адрес (гл. 10-13), что и обусловило перемену тона послания. Кроме того, знаменательно, что и в ранний период истории церкви нет следа разделения этого послания. Его читали и толковали как единое целое. Такое восприятие Второго послания к коринфянам и сегодня представляется наиболее верным.
Высказывались и другие, поддержанные весьма немногими исследователями, сомнения относительно единства послания, а именно: будто раздел 2,14 - 7,4 составляет отдельное послание, а 6,14 - 7,1 - вставка, не связанная с основным текстом, и что гл. 8 и 9 являются самостоятельным посланием. В ответ на все эти предположения можно признать, что упомянутые разделы действительно отличаются по тону и содержанию от общего контекста, но эта стилевая особенность присуща посланиям Павла, и разделы эти согласуются с содержанием послания.
Содержание
I. Приветствие (1,1.2)
II. Изложение сути служения Павла (1,3 - 7,16)
А. Благодарение за Божие утешение (1,3-11)
Б. Обоснование перемены планов Павла (1,12 - 2,4)
В. Прощение раскаявшегося грешника (2,5-11)
Г. Путешествие Павла в Троаду и Македонию (2,12.13)
Д. Величие новозаветного служения (2,14 - 7,4)
1. Его торжество и благоухание (2,14-17)
2. Живое рекомендательное письмо - сами коринфяне (3,1-3)
3. Новый завет непреходящей славы (3,4 - 4,6)
4. Сокровище, носимое в глиняных сосудах (4,7 - 5,10)
5. Служение примирения (5,11 - 6,13)
6. Призыв отделиться от зла (6,14 - 7,4)
Е. Радость Павла в связи с прибытием Тита (7,5-16)
III. Сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8,9)
А. Пример Македонии (8,1-7)
Б. Пример Иисуса (8,8.9)
В. Аргументация в защиту благотворительности (8,10 - 9,15)
IV. Защита от лжеапостолов (10,1 - 13,10)
А. Истинная духовная сила Павла (10,1-12)
Б. "Похвальба" Павла (10,13 - 12,21)
1. Определение меры "похвальбы" (10,13 - 11,21)
2. "Похвальба" страданием и слабостью (11,22-33)
3. "Похвальба" небесным видением (12,1-10)
4. Попечение Павла о коринфянах (12,11-21)
В. Предостережение (13,1-10)
V. Заключительные приветствия и благословение (13,11-14)
2 не искажая слова Божия. Павел говорит, что само служение не позволяет и не дает основания искажать слово Божие в угоду слушающим, поскольку любое искажение ничего не прибавляет к Благой Вести, но, напротив, умаляет ее.
4 бог века сего. Т.е. сатана (ср. 1 Ин. 5,19).
века сего. Т.е. этого падшего мира.
чтобы для них не воссиял. Иной перевод: "чтобы не увидеть им", т.е. чтобы и они не увидели. Неверующие являются таковыми вследствие духовной слепоты.
5 Ибо мы не себя проповедуем. Главное - не то, принимают Павла или отвергают его, а то, принимают ли Христа, Которого проповедует Павел. Некоторые проповедники (в частности, противники Павла) настолько были поглощены отстаиванием своего понимания благовестия, что забывали о Том, Кого благовествовали, т.е. о Христе.
6 потому что Бог. Бог - Первопричина всего, и только Он дарует новую духовную жизнь.
озарил наши сердца. Условие, необходимое для принятия евангельской истины. Подобно тому как в начале творческое слово Божие явило свет там, где не было света, так ныне творческое слово Божие сообщает духовную жизнь и понимание Евангелия там, где этого не было (см. статью "Достоверность Писания").
познанием славы Божией. На языке ВЗ слава Божия - то яркое сияние, которое сопровождало присутствие Самого Бога. Она вела народ израильский из Египта под видом столпа облачного днем, огненного - ночью (Исх. 13,21.22). Позднее она наполняла скинию при Моисее (Исх. 33,8-13; 40,34-38) и храм Соломона (3 Цар. 8,10.11). Однако слава Божия покинула храм во времена пророка Иезекииля из-за греховности народа (Иез. 10,4.18.19; 11,23) и возвратилась только с приходом Иисуса, Который явился ее воплощением. Иоанн говорит: "...мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1,14).
7 сокровище сие. Т.е. служение благовестия и сопутствующую ему силу нового завета, силу Духа Святого.
в глиняных сосудах. Имеется в виду слабость человеческой природы, в частности - немощь телесная, столь явно контрастирующая со славой благовестия. Павел напоминает, что Богу свойственно действовать через тех, кто слаб и незначителен в глазах мира сего.
Богу. Характерная для всего послания тема: Павел озабочен тем, чтобы слава воздавалась Богу, а не ему.
10 Павел говорит здесь о главном, через что прошел Христос (смерть и воскресение); на этом фоне понятным становится его собственный опыт как апостола Христова. Таким образом, Павел рассматривает свои страдания как участие в страданиях Христа (1,5 и ком.).
чтобы... жизнь Иисусова открылась. Сила Иисуса открывается в слабости Павла, как бы возвышаясь над ней.
12 Хотя Павел (как и Иисус) претерпевает многочисленные невзгоды, плодом его служения является духовная жизнь и сила воскресения в других людях. В этом - непостижимый для мира парадокс: получившие пользу от чьего-либо служения могут как будто пребывать в большем благополучии среди мира, чем те, кто совершал это служение в их среде и, по примеру Христа, многое претерпел ради Евангелия (ср. 8,9).
13 Павел цитирует Пс. 115,1 по Септуагинте.
15 во славу Божию. См. ком. к 4,5.
16 мы не унываем. Это выражение повторяет ст. 1. Бог прославляется посредством служения Павла даже в моменты его слабости и упадка духа.
если внешний наш человек и тлеет. Противопоставление внешнего и внутреннего подразумевает не просто тело и душу, а ветхую, падшую природу и обновленное во Христе человечество.
17 кратковременное легкое страдание наше. См. 4,8-12; 6,4-10; 11,23-33. Павел считает, что подобные страдания сулят верующим великую награду в будущем. Вера и покорность Богу среди страданий угодна Ему и не будет забыта (1 Пет. 1,6.7; Рим. 8,17.18). Тем не менее, не всякое страдание угодно Богу и заслуживает награды - лишь перенесенное за веру ("ради Иисуса", ст. 11).
вечную славу. Букв.: "вечное бремя славы". Скорби этой жизни легки и незначительны в сравнении с весомостью славы, которая будет дарована в вечности и навечно.
18 невидимое вечно. Эта тема часто встречается в послании. Невидимый мир обладает реальностью и значением, видимый же мир преходящ.