Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Малахия
Исторические
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие
Иисус Навин
Книга Судей
Руфь
1-я Царств
2-я Царств
3-я Царств
4-я Царств
1-я Паралипоменон
2-я Паралипоменон
Ездра
Неемия
Есфирь
Поучительные
Иов
Псалтирь
Притчи
Екклесиаст
Песни Песней
Пророческие
Исаия
Иеремия
Плач Иеремии
Иезекииль
Даниил
Осия
Иоиль
Амос
Авдий
Иона
Михей
Наум
Аввакум
Софония
Аггей
Захария

Новый Завет

Радостная весть
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Соборные послания
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Письма Павла
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям

   К Евреям 4

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Итак, раз обещание о входе в то место Его отдыха остается в силе, следует бояться вот чего: как бы не оказалось, что кто-нибудь из вас упустил такую возможность.
Потому что нам точно так же возвестили Радостную Весть, как и тем. Но тем не пошла на пользу Весть, которую они услышали, потому что они не соединили ее с верой.
Ведь мы, поверившие, входим в то место отдыха, о котором Бог сказал:«И так Я в гневе клятву дал: »Не вступятони туда, где ждет их отдых Мой«».
А ведь дела Бога завершены со времени сотворения мира. Потому что в одном месте Писания сказано так о седьмом дне: «И отдохнул Бог в седьмой день от всех Своих дел».
В то же время в отрывке выше сказано: «Не вступят они туда, где ждет их отдых Мой».
Следовательно, кому-то еще предстоит вступить туда. А раз те первые, кому была возвещена Радостная Весть, не вступили из-за непокорности,
то Бог снова назначил некий день — Сегодня, как Он, спустя столько времени, сказал в том псалме Давида, что приводился выше:«Сегодня, если голос Его слышите,сердцам своим не дайте стать строптивыми».
Ведь если бы Иешуа дал им отдых, Бог не стал бы после этого говорить о каком-то другом дне.
Значит, субботний отдых еще предстоит Божьему народу.
Ведь тот, кто вступил в Его отдых, и сам отдохнул от своих дел, как Бог — от собственных.
Так сделаем все, чтобы вступить в тот отдых. Пусть никто не отпадет, последовав тому же дурному примеру непокорности.
Ведь Слово Бога живет и действует. Оно острей любого обоюдоострого меча и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух, до связок и мозга костей — Слово Бога судит желания и помыслы сердец.
Ничто во всем творении не может быть скрыто от Бога, все предстает нагим и без прикрас перед глазами Того, кому мы должны дать отчет.
Итак, раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем.
Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха.
Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «К Евреям»
Комментарии к главе 4
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К ЕВРЕЯМ
БОГ МНОГООБРАЗНО ОТКРЫВАЕТСЯ НАМ

У людей никогда не было единого взгляда на религию. "Бог, - говорил Теннисон, - открывается нам по-разному". А Джордж Рассел выразил это так: "Существует столько же способов восхождения к звездам, сколько людей отваживается подниматься к ним". Одна известная и прекрасная поговорка гласит: "У Бога есть Свой ключик к каждому сердцу". В общих чертах можно выделить четыре концепции религии.

1. Для некоторых людей религия - это внутренняя дружба с Богом. Это настолько единение со Христом, что можно сказать, что христианин живет во Христе, и Христос живет в христианине. Так понимал религию Павел. Для него религия была тем, что таинственным образом единило его с Богом.

2. Для других религия является образцом, по которому они должны строить свою жизнь и силой, позволяющей им достичь этот образец. Так смотрели на религию Иаков и Петр. Они видели в религии образец, по которому надлежит построить свою жизнь, она же придавала им силы для достижения этого образца.

3. Иные же видят в религии удовлетворение своих интеллектуальных поисков. Их ум ищет и ищет до тех пор, пока они не поймут, что их разум может успокоиться в Боге. Еще Платон говорит, что жизнь неисследованная недостойна того, чтобы ее жить. Есть такие люди, которые должны либо понять, либо погибнуть. Первая глава Евангелия от Иоанна представляет собой величайшую в мире попытку удовлетворить требования и запросы человеческого разума.

4. Есть также люди, для которых религия является путем, который ведет в присутствие Бога. Она устраняет преграды и открывает двери к Нему. Вот именно так и понимал религию автор Послания к Евреям. Он был всецело поглощен этой мыслью. В Иисусе он нашел Того, Кто может привести его в непосредственное присутствие Бога. В Евр. 10,19-23 изложена великая мысль о религии.

"Итак, братия, имея дерзновение входить в святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть, плоть Свою... Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою...".

Если бы автору было необходимо суммировать свое Послание в одном призыве, им наверняка, стала бы фраза: "Приступим".

ДВА ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ

Концепция автора Послания к Евреям вписывалась в оба современных ему образа мышления. С одной стороны это греческий образ мышления. Еще от Платона, то есть в течение пяти веков, сознание греков было озабочено противоречиями между реальным и нереальным, видимым и невидимым, преходящим и вечным. Именно грекам принадлежала идея о существовании где-то мира реального, для которого наш мир является только слабым отражением. Платон считал, что где-то там существует мир совершенных форм, идей, или образцов. Платон говорил: "Создатель мира спланировал свое творение и выполнил его по непреходящему и вечному образцу, копией которого является мир сей". Филон Александрийский, заимствовавший свои идеи у Платона, говорил: "Бог с самого начала знал, что прекрасную копию можно сделать только имея прекрасный образец, и что предметы, решившись создать этот видимый мир, Он сотворил сперва идеальный мир, чтобы создать предметный телесный мир по бестелесному и божественному образцу". Цицерон говорил о законах, известных людям и применяемым ими на земле: "У нас нет ничего сколько-нибудь похожего на настоящий закон и подлинную справедливость; то, что у нас есть - это только тень и крохи".

Эту идею о существовании где-то там действительного мира, несовершенной копией которого является наш мир, можно встретить у всех мыслителей древности. В сем мире мы можем лишь догадываться и искать на ощупь; здесь мы можем работать лишь с копиями и несовершенными предметами. А все действительные и реальные предметы находятся в не видимом для нас мире. На надгробном памятнике известному богослову начертана латинская надпись: "Прочь от теней и видимости к истине". Если это так, то совершенно очевидно, что цель нашей жизни в этом мире заключается в том, чтобы уйти от теней и несовершенства и достичь реальности. И вот как раз это и утверждает автор Послания к Евреям, что Иисус Христос дает нам такую способность. Автор Послания к Евреям говорит грекам: "Всю свою жизнь вы пытались уйти от теней и прийти к истине. Иисус Христос дает вам возможность сделать это".

ИУДЕЙСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ

Но автор Послания к Евреям разделяет также и иудейский образ мышления. В иудействе было опасно приближаться к Богу. "Человек, - сказал Бог Моисею, - не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33,20). Иаков был крайне удивлен в Пенуэле: "Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя" (Быт. 32,30). Когда Маной понял, Кто был его гость, он в ужасе сказал своей жене: "Верно, мы умрем; ибо видели мы Бога" (Суд. 13,22). Одним из важнейших религиозных праздников иудеев был День Очищения. Только в этот день первосвященник входил в Святое Святых, где, по представлению иудеев, обитал Бог. В Святое Святых никогда не входил никто, кроме первосвященника, и только в этот день. В законе было ясно сказано, что, входя в Святое Святых, первосвященник не должен задерживаться там надолго, "чтобы не навлечь ужас на Израиля". Было опасно входить в присутствие Бога; кто оставался там слишком долго, мог быть убит.

Именно поэтому, в иудейское мировоззрение пришла идея о завете. Бог, в Своем милосердии и без всякой заслуги на то со стороны иудеев, обратился к народу Израиля и предложил ему вступить в особые отношения с Ним. Но это особое отношение было обусловлено соблюдением данного им закона. В драматической сцене в Исх. 24,3-8 показано, как народ Израиля вступил в эти отношения и принял этот закон.

С этого момента Израиль имел доступ к Богу, но лишь в том случае, если он будет соблюдать закон. Нарушение закона является грехом, а грех воздвигал преграду между Израилем и Богом и закрывал ему доступ к Нему. И чтобы устранить эту преграду, была создана вся система левитского священничества и жертвоприношений. Бог дал Израилю закон; люди грешили; поэтому возникала преграда между Израилем и Богом; совершались жертвоприношения, предназначенные для устранения преград к Богу. Но жизнь показала, что жертвоприношение не в силе сделать этого. Это служило доказательством того, что вся система продолжающихся жертвоприношений оказалась безнадежной. Эта битва была обречена на поражение и сама цель ее - устранить воздвигнутый человеческим грехом барьер между человеком и Богом, - недостижима.

СОВЕРШЕННЫЙ СВЯЩЕННИК И СОВЕРШЕННАЯ ЖЕРТВА

Народу нужны были совершенный священник и совершенная жертва. Нужен был кто-то, способный принести Богу жертву, которая бы раз и навсегда открыла дорогу и доступ к Нему. И именно это сделал Христос, говорит автор Послания к Евреям. Он -совершенный первосвященник, потому что Он одновременно совершенный человек и совершенный Бог. В Своем человеческом облике Он приводил людей к Богу, а в Своей божественности Он приносит людям Бога. На Нем нет греха. Совершенной жертвой, которую Он принес Богу, является Он Сам - жертва на столько совершенная, что ее никогда больше не нужно приносить.

Иудею автор Послания к Евреям говорил: "Вы всю свою жизнь искали совершенного священника, который мог бы принести совершенную жертву и открыть вам доступ к Богу. Вы получили Его в Иисусе Христе и только в Нем". А греку автор Послания к Евреям говорил: "Вы ищете путь от теней к реальности: вы найдете его в Иисусе Христе".

Иисус был Тем, Кто открыл людям доступ к реальности и к Богу - вот главная мысль этого послания.

ЗАГАДКА НОВОГО ЗАВЕТА

До сих пор все ясно. Все остальные вопросы, возникающие в связи с изучением и толкованием Послания к Евреям, окутаны тайной. Е. Ф. Скотт писал: "Послание к Евреям представляет собой во многих аспектах загадку Нового Завета". Ответы на вопросы, когда оно было написано, кому и кто его написал мы можем лишь предполагать. История этого послания показывает, как тайна, окружающая его, довела до того, что к нему относились осторожно и с подозрением. Потребовалось много времени, прежде чем послание окончательно и бесспорно вошло в число книг Нового Завета. В Мураториевом каноне, составленном около 170 г., оно вообще не упоминается. Крупные ученые из Александрии Климент и Ориген знали и любили его, но соглашались с тем, что его место среди книг Священного Писания спорно. Что же касается североафриканских отцов Церкви, то Киприан никогда не упоминает его, а Тертуллиану известно, что его место среди Писания оспаривается. Евсевий, историк Церкви, заявил, что среди вызывающих споры книг, это послание выделяет своими высокими качествами. Лишь во времена Афанасия, в середине четвертого столетия, Послание к Евреям было окончательно включено в Новый Завет, но даже Лютер не был твердо уверен в правильности этого решения. Странно, что этот важный документ так долго ждал своего признания!

КОГДА ОНО БЫЛО НАПИСАНО

Сведения об этом мы можем почерпнуть только из самого послания. Оно без сомнения было написано в эпоху, которую можно назвать вторым поколением христианства (2,3). События излагают слушателям те, которые сами слышали Господа. Людям, адресованным это послание, христианская вера не была новизной; по всей вероятности, они должны были быть зрелыми людьми и подготовленными слушателями (5,12). У них должна была быть длинная история, потому что автор ссылается на события прошлых дней (10,32). Позади у них были великое прошлое и героические мученики, на которые они должны были взирать и черпать вдохновение (13,7).

При установлении даты послания нам прежде всего может помочь упоминание о гонениях. Из послания ясно, что одно время их наставники и руководители умирали за свою веру (13,7). Сами адресаты послания еще не подвергались гонениям, потому что они "еще не до крови сражались" (12,4). Ясно также, что они пережили страдания так как им пришлось "принять расхищение их имения" (10,32-34). В общем, послание производит впечатление, что адресатам грозит опасность преследований. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что послание было написано в период между двумя волнами гонений: в дни, когда христиане непосредственно не подвергались гонениям, но и не пользовались любовью среди своих земляков.

Первое гонение христиан было в 64 г., во времена Нерона, а второе - в 85 г., при императоре Домициане. Где-то между этими двумя датами было написано Послание к Евреям, вероятнее всего ближе к эпохе правления императора Домициана. По всей вероятности, послание было написано около 80 года.

КОМУ БЫЛО НАПИСАНО ПОСЛАНИЕ?

И здесь мы тоже должны ограничиваться сведениями и намеками, которые мы находим в самом послании. Один факт ясен - послание не могло быть написано крупной церковной общине, ибо тогда название ее не исчезло бы совершенно из памяти. Сначала придержемся твердо того, что знаем. Послание было написано церковной общине, имевшей долгую историю (5,12), которая когда-то в прошлом пострадала от гонений (10,32-34). Оно было написано церкви, у которой были великие времена, великие учители и проповедники (13,7). Оно было написано церкви, которая была основана не самими апостолами (2,3), церкви, отличившейся щедростью и широтой взглядов (6,10).

Послание содержит и прямой намек. Среди завершающих послание приветствий находим такое предложение: "Приветствуют вас Италийские" (13,24). [У Баркли: "Пришедшие из Италии приветствуют вас"]. Взятая отдельно, эта фраза может означать, что письмо либо было отправлено из Италии, либо в Италию; более вероятно, что оно было написано в Италию. Допустим, человек пишет письмо из Ленинграда заграницу, вероятно он не напишет: "Все из Ленинграда приветствуют тебя", а скорее: "Все в Ленинграде приветствуют тебя". Если же он находится за границей и вместе с ним другие ленинградцы, он вполне может написать: "Все ленинградцы приветствуют тебя". Поэтому мы можем сказать, что послание было написано в Италию, а если это так, то очень вероятно, что оно было написано в Рим.

Но, совершенно ясно, оно не было написано всей римской церкви, тогда оно никогда не утратило бы своего названия. Далее оно производит впечатление, будто было написано небольшой группе единомышленников, вероятно группе ученых. Из 5,72 мы видим, что они долгое время учились и готовились стать учителями христианской веры. Кроме этого, чтение Послания к Евреям требует такого знания Ветхого Завета, что его мог только написать ученый ученым.

Если все это свести вместе, то можно сказать, что Послание к Евреям было написано крупным проповедником и учителем Церкви небольшой группе или школе христиан в Риме. Он был их учителем. Но в настоящее время он находился вдали от них, и так как боялся, что они уходят с пути веры, написал это послание. Это не столько послание, сколько беседа. Оно не начинается как послание Павла, хотя оно и заканчивается приветствием, как любое письмо. Сам автор называет его словом увещевания, проповедью.

КЕМ БЫЛО НАПИСАНО ПИСЬМО?

По-видимому, самым трудноразрешимым является вопрос авторства. И именно эта неопределенность явилась причиной того, что его не решались включить в Новый Завет. В те времена оно называлось просто "Евреям". Никакого авторства ему не приписывали, никто не связывал его непосредственно с именем апостола Павла. Климент Александрийский допускал, что оно было написано Павлом на арамейском языке, а Лука перевел его, потому что стиль совершенно отличался от Павлова. Ориген сделал известное замечание: "Лишь Бог знает, кто написал Послание к Евреям". Тертуллиан считал Варнаву его автором. Иероним говорил, что римско-католическая церковь не считала его посланием Павла и говорил дальше: "Кто бы ни был автором Послания к Евреям...". Так же относился к нему и Августин. Лютер заявлял, что Павел не мог быть его автором, потому что образ мыслей в нем иной. Кальвин говорил, что не может заставить себя поверить, что это послание написано апостолом Павлом.

На протяжении всей истории Церкви никто никогда серьезно не допускал, что Павел написал Послание к Евреям. Но как же послание получило свое название? Это произошло очень просто. Когда Новый Завет окончательно складывался, приобретал свою современную форму, возникли споры о том, какие книги включить в него и какие нет. Для вынесения окончательного решения была проведена проверка: написана ли книга или послание апостолом или человеком, имевший близкие отношения к апостолам? К этому времени Послание к Евреям было известно во всей Церкви. Многие, как и Ориген, считавшие, что Один Бог знает, кто написал его, читали и любили это послание и желали, чтобы оно было включено в Новый Завет. Сделать это можно было только включив его вместе с тринадцатью посланиями апостола Павла. Послание к Евреям заняло место среди книг Нового Завета из-за собственного величия, но для включения оно должно было относиться к посланиям Павла. Люди и тогда хорошо знали, что оно не было написано Павлом, но считали его Павловым, потому что никто не знал его автора и оно обязательно должно было быть включено в Новый Завет.

АВТОР ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯМ

Можем ли мы догадаться, кто был его автором? Выдвигались различные предположения, назывались многие имена. Мы можем рассмотреть лишь три из них.

1. Тертуллиан полагал, что его написал Варнава. Варнава был уроженцем Кипра; киприоты были известны своим отличным греческим языком, а Послание к Евреям написано лучшим в Новом Завете греческим языком. Варнава был левитом (Деян. 4,36) и имел среди авторов Нового Завета точнейшие знания о священничестве и жертвоприношении, на которой базируется послание. Его называли "сыном утешения", по-гречески параклесис: автор Послания к Евреям тоже называет послание словом увещания, параклесис (13,22). Варнава относился к тем немногим, которых признавали иудеи и греки, потому что был знаком как с иудейским, так и с греческим образом мышления. Может быть Варнава действительно написал это послание, но почему тогда исчезло его имя с его страниц?

2. Лютер был уверен в том, что автором Послания к Евреям был Аполлос. Согласно Нового Завета Аполлос был иудей, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян. 18,24; 1 Кор. 1,12; 3,4). Человек, написавший Послание к Евреям, хорошо знал Писания и был красноречив; он думал и доказывал так, как образованные жители Александрии. Несомненно автор Послания к Евреям по происхождению и образу мышления был человеком, похожим на Аполлоса.

3. Романтичную догадку высказал Гарнак, крупный немецкий богослов. Он предположил, что это могли быть размышления Акилы и Прискиллы. Они были учителями (Деян. 18,26). Их дом в Риме был церковью (Рим. 16,5). Гарнак полагает, что именно поэтому письмо начинается без приветствий и потому же исчезло имя автора - основная часть послания была написана женщиной, а она не имела права учить.

Но, даже рассмотрев все догадки и предположения, мы вынуждены сказать, как сказал Ориген уже семнадцать столетий назад, что лишь Один Бог знает, кто написал Послание к Евреям. Для нас автор остается лишь голосом; но мы можем благодарить Бога за труд этого великого безымянного, который с несравненным мастерством и красотой написал об Иисусе, Который есть путь к реальности и путь к Богу.

1-10

НЕ УПУСКАЙТЕ ВАШУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЙТИ В ПОКОЙ БОЖИЙ (Евр. 4,1-10)

В таком сложном отрывке, как этот, лучше сперва попытаться уловить общее направление мысли автора, прежде чем рассматривать отдельные аспекты. Автор Послания к Евреям в действительности употребляет слово покой - катапаусис, - в трех различных значениях.

1. В смысле спокойствие, безмятежность Бога. Это величайшее благо - приобщиться спокойствия Божьего, Его безмятежности.

2. В смысле Земля Обетованная, как и в Евр. 3,12. Для сынов Израиля, столь долго странствовавших в пустыне, земля обетованная действительно была покоем Божиим.

3. В смысле отдыха Божьего, которым почил Он в день седьмой от всех дел Своих. Такое употребление слова в двух или трех значениях, такая манера выжимать из слова каждую каплю заключенного в нем смысла, были типичными для научного, теоретического мышления в эпоху написания Послания к Евреям.

А теперь рассмотрим систему его аргументации. Для простоты рассмотрим его доводы по порядку.

1. Обетование покоя Божьего Его народу еще живо и пребывает с нами; опасность же заключается в том, что мы не сможем достичь его.

2. Сыны Израиля тогда не смогли войти в покой Его. В данном случае слово покой употреблено в значении поселения в земле обетованной после долгих лет странствования в пустыне. Автор имеет здесь в виду историю, изложенную в Числ. 13 и 14. В этих главах рассказывается о том, что сыны Израиля пришли к границам земли обетованной, что они послали соглядатаев высмотреть землю Ханаанскую. Десять из двенадцати вернулись и сообщили, что земля богата, но что захватить ее будет невозможно, и лишь Халев и Иисус Навин высказались за то, чтобы с милостью и силою Божьей пойти вперед и завоевать эту землю. Но народ Израилев послушался боязливых и посему всему этому поколению "неверующих" был закрыт вход в покой и мир земли обетованной. Они не поверили тому, что Бог проведет их через лежавшие перед ними трудности и потому они не достигли покоя, который они могли получить.

3. А теперь автор вкладывает в слово покой иной смысл. Эти люди действительно не достигли покоя, который они могли получить. Но, несмотря на то, что они не вошли в него, для народа Божьего еще остается субботство, то есть покой, отдых. В основе этого аргумента лежит одна из любимых теорий иудейских раввинов. В седьмой день, после завершения творения, Бог почил от всех дел Своих. В истории творения, Быт. 1 и 2, примечателен один факт. О первых шести днях творения везде сказано: "и был вечер, и было утро"; то есть, каждый день имел начало и конец. А относительно седьмого дня, в который Бог почил от дел Своих, вообще нет никакого упоминания о вечере. Исходя из этого, раввины утверждали, что, тогда как все другие дни кончались, День, когда Бог отдыхает, не имеет конца; Бог удалился почивать навечно. Поэтому, хотя сыны Израиля когда-то давно и не смогли войти в покой, он все же оставался.

4. И автор опять употребляет слово покой в значении земля обетованная. После сорока лет странствования в пустыне настал день, когда народ Израиля под руководством Иисуса Навина вошел в землю обетованную, земля обетованная была покой, и можно было утверждать, что обетование было исполнено.

5. Обетование все же не было исполнено, потому что в Пс. 94,7-11 царь Давид слышит голос Божий, обращенный к людям, что, если они не ожесточат сердец своих, то они смогут войти в Его покой. Другими словами, через сотни лет после того, как Иисус Навин ввел народ свой в покой земли обетованной, Бог все еще взывает к ним, приглашая их войти в Его покой. Этот покой есть нечто намного большее, чем просто вступление в землю обетованную.

6. И вот приходит последний призыв. Бог взывает к людям не ожесточать сердец их и войти в Его покой. Божье "ныне" все еще длится и обетование все еще действительно; но это "ныне" не будет длиться вечно: жизнь человеческая имеет конец; обетование может быть упущено. Поэтому, говорит автор Послания к Евреям: "Здесь же и теперь через веру войдем в самый покой Бога".

Интересно обратить внимание на возможные значения и толкования 4,1. В русском переводе Библии этот стих звучит так: "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим", другими словами: "Берегись, чтобы своим непослушанием и безверием вы сами не закрыли себе путь к покою и миру, которые предлагает вам Бог".

Вполне может быть, что и это верный перевод. Другой возможный вариант греческого текста звучит так: "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим".

Такой перевод звучит как предупреждение нам. Легко подумать, что великие дни веры ушли в прошлое. Рассказывают, что один ребенок, послушав некоторые из великих историй Ветхого Завета, задумчиво сказал: "Тогда Бог был намного интереснее". В Церкви существует тенденция оглядываться назад в убеждении, что сила Божья ослабла, и что золотые времена веры ушли в прошлое. Но автор Послания к Евреям трубит другой сигнал: "Никогда не думайте, что вы опоздали родиться; никогда не думайте, будто времена великих обетовании и больших свершений ушли в прошлое. Мы все еще живем в эпоху, которую Бог назвал "ныне". И вам уготовано такое же великое блаженство, которое вкушают святые, и вас еще ждут муки, которые выпали мученикам за веру. Бог ныне так же велик, как Он был всегда".

Этот отрывок заключает в себе две важные вечные истины.

1. Слово, каким бы важным оно ни было, не приносит никакой пользы, если оно не станет неотъемлемым достоянием человека, услышавшего его. Люди могут слышать по-разному. Одни слушают безразлично, другие - беспристрастно; одни - критически, другие - скептически; иные - цинически. Слушать же всегда нужно заинтересованно и добросовестно, веря услышанному и поступая соответствующим образом. Обетования Господни - это не просто прекрасные произведения искусства, это обетования, ради которых нужно пожертвовать свою жизнь и в соответствии с которыми нужно поступать.

2. В 4,1 автор Послания к Евреям умоляет людей опасаться, чтобы не оказаться среди опоздавших. Употребленное автором греческое слово фабеисфай в буквальном смысле значит опасаться, бояться. Страх христианина не тот страх, в котором человек бежит прочь от возложенной на него задачи; это также и не тот страх, который парализует человека и делает его бездеятельным; это страх, заставляющий его мобилизовать все силы, в стремлении достичь той единственной цели, ради которой стоит жить.

11-13

СТРАХ, ВНУШАЕМЫЙ СЛОВОМ (Евр. 4,11-13)

Смысл этого отрывка заключается в том, что Слово Божие, дошедшее до людей, не может быть игнорировано. Иудеи всегда особо относились к словам. Высказанное слово обретало самостоятельное бытие. Оно не было просто звукосочетанием, имеющем определенное значение; оно обладало силой и властью, оно жило и творило. Бог говорил Исаии, что слова Его всегда будут действенными; они всегда будут творить то, к чему Он их предназначил.

Мы сможем лучше понять все это, если вспомним то огромное значение, которое слово играло в истории человечества. Вожди и лидеры формулировали лозунги и воздаяния, с которыми потом люди отправлялись в крестовые походы и совершали преступления. Выдающиеся люди писали манифесты, которые приводили к созданию национальных государств или к их гибели. На протяжении тысячелетий устное слово, произнесенное великим вождем или мыслителем, вершило историю. Если это можно сказать о словах людей, то насколько вернее это по отношению к Слову Божьему!

Автор Послания к Евреям характеризует Слово Божие в нескольких важных фразах. Слово Божие живо. Некоторые типографские издания мертвы, как ихтиозавры; некоторые книги и слова не вызывают никакого живого интереса. Платон был одним из величайших мыслителей человечества, но маловероятно, чтобы какое-нибудь изучение наследия Платона, сходное с настоящим изучением Библии, нашло бы интересу широкой публики. Великий факт заключается в том, что Слово Божие было и оставалось живым для всех людей всех времен. Многое безвозвратно кануло в небытие, некоторые проблемы вызывают чисто научный или исторический интерес, а слово Божие должен услышать каждый человек, чтобы выразить свое отношение к сделанному в нем обетованию - принять его или отказаться.

Слово Божие действенно. История ясно показывает, что везде, где люди серьезно относились к Слову Божию, происходило невероятное. Как только Библия была переведена на английский язык и Слово Божие дошло до простых людей, это неизбежно привело к грандиозным событиям эпохи Реформации. Когда люди серьезно относятся к Богу, они неизменно осознают, что Слово Божие не только нужно изучать, читать или обсуждать - его нужно воплотить в жизнь; по нему нужно жить.

Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого. Автор Послания к Евреям не жалеет слов для утешения и иллюстрации своей мысли: Слово Божие проникает до разделения души и духа. Греческое слово псухе, душа, означает источник жизни. Все живое имеет псухе, это сама физическая жизнь. По-гречески дух, который свойствен лишь человеку, означает пнейма. Дух дает человеку способность думать, логически мыслить и устремлять взор свой за пределы земные к Богу. Автор Послания к Евреям как бы говорит, что Слово Божие испытывает как земное физическое бытие человека так и его духовную жизнь. Он говорит, что слово Божие судит сердечные помышления и намерения. Намерения (желания), в греческом - энфумесис, - эмоциональная сторона человека; помышления, в греческом энноиа, - умственная, интеллектуальная сторона его. Автор как бы говорит: "Бог должен испытывать как вашу эмоциональную, так и умственную жизнь".

И, наконец, автор Послания к Евреям делает свои выводы. "Нет твари, - говорит он, - сокровенной от Него", и "все обнажено и открыто пред очами Его". При этом автор употребляет два интересных слова: греческое гумнос, буквально "обнаженный", которым автор хочет сказать, что люди могут носить любые одежды и личины, но в присутствии Божием все они спадают, и мы должны предстать пред Ним в естественном виде. Второе слово - тетрахелисменос, - еще более ярко. Это не обычное слово и значение его точно не установлено. По-видимому, его употребляли в следующих трех значениях.

1. Как термин спортивной борьбы для обозначения приема: схватить противника за горло так, чтобы он не мог пошевелиться. Человек может долго избегать Бога и уходить от Него, но, в конце концов, Бог так схватит его, что он не сможет избежать встречи с Ним лицом к лицу. Ведь именно от Бога никто не может убежать.

2. В значении снимать шкуру с животных. Животное подвешивали и снимали с него шкуру. Люди могут судить нас по нашему поведению и по нашей внешности, а Бог читает в тайниках наших сердец.

3. Иногда под подбородком преступника, которого вели на суд или казнь, привязывали кинжал острием вверх, так, чтобы он не мог склонить головы и скрыть свое лицо и все видели его и его бесчестие. В таком случае говорили, что с человеком сделали тетрахелисменос. В конце нашего пути все мы должны посмотреть в глаза Богу. Мы можем отворачивать взгляд от людей, с глазами которых нам стыдно встретиться, но мы обязаны посмотреть в глаза Богу. В книге Кермита Эби "Бог в тебе" читаем: "Рано или поздно человек должен остановить свой бег от себя самого и от своего Бога - может быть, просто потому, что больше некуда бежать". И настает момент, когда каждый человек должен встретиться с тем Богом, от глаз Которого ничто не может быть скрыто.

14-16

ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИК (Евр. 4,14-16)

Здесь мы вплотную приближаемся к чрезвычайно важной концепции, получившей отражение именно в Послании к Евреям - об Иисусе, как идеальном Первосвященнике. На Него возложена задача донести глас Божий до людей и ввести людей в присутствие Бога. Первосвященник должен одновременно отлично знать человека и Бога. И автор этого послания утверждает, что именно Иисус обладал этими способностями.

1. Прежде всего, автор подчеркивает абсолютное величие и божественность Иисуса Христа. Он велик по Своему рождению, а не через почести, которые воздали Ему люди или придали Ему какие-нибудь внешние атрибуты; исключительно по Своему существу. Он прошел небеса; эта фраза может иметь два значения. В Новом Завете слово небеса имеет несколько различных значений: оно может означать небо или присутствие Бога. Таким образом, эта фраза может значить, что Иисус прошел все существующие небеса и находился в присутствии Самого Бога. Но она также может иметь значение, которое вкладывала в свои слова Кристиана Россетти, когда она писала: "Небеса не могут удержать Его". Иисус так велик, что даже небеса недостаточно велики для Него. Никто не подчеркивал так настойчиво абсолютное величие Иисуса, как автор Послания к Евреям.

2. Потом он обращает внимание на другую сторону. Никто никогда не настаивал на то, что Иисусу были свойственны все человеческие качества. Он прошел через все человеческие немощи и во всем похож на нас, за исключением того, что Он без всякого греха. Прежде чем подробнее рассмотреть этот аспект, нужно отметить следующее: так как Иисус был без греха, Он знает недоступные нам глубины и высоты искушения. Ему приходилось вести неизмеримо более жестокую борьбу с искушением, чем нам. Почему? А потому что мы уступаем искушению много раньше, чем искуситель успеет приложить все свои силы. Нам неизвестно жгучее искушение по тому, что мы поддаемся ему намного раньше, чем оно обретет такую силу. Иисус же подвергался испытаниям и искушениям, которые намного превосходили известных нам, потому что против Него искуситель пускал в ход всю меру Своей силы.

Проиллюстрируем это на примере боли. Тело и скелет человека могут выдержать определенную степень боли; при превышении этого порога, человек теряет сознание, поэтому ему просто неизвестны определенные формы интенсивной боли. Вот также и с искушением. Человек уступает искусителю, а Иисус выдержал те искушения, которые известны человеку, и еще гораздо большие, и все же не уступил, не поддался ему. Вне всякого сомнения, враг искушал Его во всем, в чем он искушает всех людей, но также верно, что он искушал Его много острее, чем нас.

3. Обретенный Иисусом жизненный опыт оказал на Него разностороннее действие.

а) Он обрел дар сострадания. Необходимо понять сказанное автором послания, но следует сразу отметить, что это связано с большими трудностями. Христианское понимание Бога, как о любящем Отце, давно уже вросло в каждую клетку нашего ума и сердца, а в то время это была новая идея. В иудаизме основная идея о Боге заключалась в том, что Он свят, то есть отличен. В представлении иудеев отсутствовала мысль о том, что Ему могут быть свойственны человеческие переживания и чувства, и что Он вообще может разделять их с людьми - уже только потому, что Он - Бог.

Еще хуже могли себе представить это греки. Стоики - вершина греческой мысли, - говорили, что главной особенностью Бога является апатеиа, а под этим они понимали полное отсутствие способности вообще что-нибудь чувствовать. Стоики утверждали, что если человек способен радоваться или печалиться, то другие люди могут оказывать на него влияние. А коль так, то этот другой человек может, по крайней мере, на какой-то момент, стать более значительным, более великим, чем первый. И потому никто не может быть и не должен быть способным в каком-либо смысле оказывать какое-либо влияние на Бога, ибо это сделало бы его более значительным, более великим, чем Сам Бог; и потому Бог должен стоять выше всяких чувств.

Представители другой греческой философской школы - эпикурейцы, - считали, что боги пребывают в совершенном счастье и блаженстве. А жили они, по их убеждению, в интермундии, пространстве между мирами, и к тому же вообще не знали о том, что миры существуют.

У иудеев Бог был отличным от всех; у стоиков были бесчувственные боги, у эпикурейцев - совершенно отрешенные боги. И вот в этот мир пришла христианская религия с ее невероятной идеей о Боге, Который сознательно и добровольно прошел через все человеческие чувства и переживания. Плутарх, один из наиболее верующих людей среди греков, считал кощунством вовлекать Бога в дела нашего мира. Христианство же изображало Бога не только вовлеченным в дела мира сего, но даже пережившим и прочувствовавшим все страдания этого мира. Нам даже трудно себе представить, какой переворот в отношениях человека с Богом принесло христианство в этот мир. На протяжении многих веков люди представляли себе Бога совершенно недосягаемым и недоступным, а теперь они вдруг увидели Того, Кто прошел через все то, что проходит каждый человек.

б) Это имело два последствия. Это придавало Богу милосердие. Совершенно очевидно почему - потому что Бог понимает. Многие люди прожили жизнь свою отшельниками, в уединении; они были защищены от соблазнов, искушавших тех, жизнь которых очень сложна. Многие люди легко справляются со своей натурой; другие наделены пылкими страстями, делающими жизнь опасным приключением. Люди, жившие отшельниками или обладающие холодной натурой, с трудом смогут понять, почему другой человек впал в искушение. Они чувствуют лишь отвращение ко всему и лишь осуждают то, чего не могут понять. Но Бог знает. "Знать все, значит, прощать все" - это верно прежде всего именно по отношению к Нему.

В одной книге Джон Форстер рассказывает о том, как он однажды, в тридцатых годах, пришел домой в деревню и увидел свою дочь, сидящей в слезах у радиоприемника. На его вопрос о причине ее слез, дочь ответила: "В последних известиях сообщили, что сегодня японские танки вошли в Кантон". Большинство людей, услышав это, в лучшем случае почувствуют сожаление. Государственный деятель мог усмотреть в таком известии плохое предзнаменование, но большинство людей отнеслись к нему равнодушно. Почему же плакала тогда дочь Джона Форстера? Потому что она родилась в Кантоне. Для нее Кантон был домом, там были ее няня, школа и друзья.

Вся разница заключалась в том, что она бывала там, в Кантоне. Если вы где-то побывали - все звучит для вас совсем иначе. И точно также Бог может сказать относительно всякого человеческого чувства и переживания: "Я был там". Когда мы должны поведать печальную и грустную историю, когда глаза наши полны слез, мы обращаемся не к Богу, Который неспособен понять происшедшее; мы обращаемся к Богу, Который побывал здесь.

в) Это дало Богу способность помогать. Он знает наши трудности, потому что Он прошел через них. Лучший совет и наилучшую помощь вам в дороге может дать человек, когда-то путешествовавший по этой дороге. Бог может помочь, потому что Он знает все. Иисус - идеальный Первосвященник, потому что Он совершен как Бог и как человек. Потому что Он знает нашу жизнь, Он может сочувствовать и сострадать нам и придать нам силы. Он принес людям Бога и Он может привести людей к Богу.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Евреям»
Комментарии к главе 4

В Писаниях нет другой такой книги, об авторе которой велось бы столько споров и богодухновенность которой была бы столь бесспорной. Конибеар и Хаусон

Введение

I. ОСОБОЕ MECTO В КАНОНЕ

Послание к Евреям уникально в НЗ во многих отношениях. Его начало совершенно не характерно для эпистолярного жанра, чего не скажешь о конце; вполне очевидно, что оно было направлено или в Италию, или из Италии (13,24) и адресовано конкретной группе, по всей вероятности, еврейских христиан. Высказывалось предположение, что первоначально оно было адресовано маленькой домашней церкви и по этой причине не было знакомо большим и известным общинам, которые сохранили бы предания о его происхождении и адресате. Стиль Послания - самый литературный из всех книг НЗ. Он поэтичен, насыщен цитатами из Септуагинты. Автор Послания обладал большим словарным запасом и строго придерживался правил греческого языка относительно временных форм глагола и других деталей.

Будучи в каком-то смысле очень еврейским (его часто сравнивают с книгой Левит), письмо весьма важно для христианского мира как предостережение против ухода от подлинной сущности смерти Христа к пустому религиозному ритуалу.

II. АВТОРСТВО

Автор Послания к Евреям неизвестен, хотя во многих изданиях Синодального перевода Библии имя апостола Павла и присутствует в заглавии книги. В ранней Восточной церкви (Дионисий и Климент, оба из Александрии) высказывалось предположение, что автором Послания был Павел. После длительных колебаний эта точка зрения взяла верх (начиная с Афанасия), и в конце концов с ней согласился и Запад.

Однако в наше время вряд ли кто будет утверждать, что автором Послания был Павел. Ориген признавал, что содержание письма, а также некоторые детали были характерно Павловыми, стиль же оригинала совершенно не похож на стиль Павла. (Это, однако, не исключает возможности того, что Павел был его автором, потому что литературный гений может изменить свой стиль.) В течение веков авторство приписывалось семи различными людям: Луке, стиль которого очень похож на стиль Послания и который был хорошо знаком с проповедями Павла; Варнаве, Силе, Филиппу и даже Акиле и Прискилле.

Лютер высказывал предположение, что автором был Аполлос, человек, которому было по силам написать книгу подобного содержания и стиля: он прекрасно знал Писания ВЗ и владел искусством красноречия (он был родом из Александрии, которая славилась школой риторики). Аргументом против данной теории служит то, что об этом не упоминается ни в одном александрийском предании, что вряд ли было бы возможно, напиши уроженец Александрии это Послание.

По какой-то причине Господь счел необходимым оставить имя автора неизвестным. Вполне может быть, что именно Павел написал это письмо, но намеренно скрыл свое авторство ввиду предубеждения, питаемого к нему евреями. А поэтому никто за все века не добавил ничего к словам Оригена, сказанным в древности: "Кто написал это Послание, со всей определенностью знает один лишь Бог".

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Несмотря на то что человек, написавший Послание, неизвестен, время его написания можно определить довольно точно.

Внешние свидетельства говорят в пользу его появления в первом веке, поскольку этой книгой пользовался Климент Римский (около 95 г.). Хотя Поликарп и Юстин Мученик цитируют Послание, имени автора они не называют. Дионисий Александрийский цитирует Послание к Евреям как произведение Павла, Климент Александрийский утверждает, что Павел написал письмо на еврейском, а Лука перевел его. (Однако же сама по себе книга на перевод не похожа.) Ириней и Ипполит считали, что Павел не был автором Послания, Тертуллиан же полагал, что автором был Варнава.

На основании внутренних свидетельств создается впечатление, что автор - христианин второго поколения (2,3; 13,7), поэтому оно вряд ли было написано очень рано, скажем, одновременно с Посланием Иакова или же 1 Фессалоникийцам (ср. 10,32). Поскольку здесь не упоминаются Иудейские войны (начавшиеся в 66 г. н.э.) и, очевидно, жертвоприношения в храме все еще совершались (8,4; 9,6; 12,27; 13,10), написано это письмо было до 66 г. н.э. и, вне всяких сомнений, до разрушения Иерусалима (70 г. н.э.).

Преследования упомянуты, но верующие "еще не до крови сражались".

Если письмо было отправлено в Италию, то из-за кровавых гонений, развязанных Нероном (64 г. н.э.), дата написания Послания перемещается самое позднее к середине 64 г. н.э.

Вполне вероятным нам представляется 63-65 г. н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

В общем и целом Послание к Евреям посвящено теме невероятной борьбы, сопровождающей переход из одной религиозной системы в другую. Это и боль от рвущихся старых связей, стресс и напряженность отчуждения, огромное давление, оказываемое на отступника с целью заставить его возвратиться.

Но проблема, стоящая в центре этого Послания, не просто в переходе из старой системы в новую, ей равноценную. Нет, здесь стоял вопрос о переходе из иудаизма в христианство и, как показывает автор, о том, чтобы оставить тень ради субстанции, ритуал ради истинной сущности, предварительное ради окончательного, временное ради постоянного - короче, хорошее ради наилучшего.

Но это была также проблема и ухода от популярного к непопулярному, от большинства к меньшинству, от угнетателей к угнетенным. А это порождало много серьезных трудностей.

Послание было адресовано людям иудейского происхождения. Эти евреи слышали Евангелие, проповедуемое апостолами и благовестниками на заре Церкви, видели великие чудеса Святого Духа, подкреплявшие эту проповедь. На Благую Весть они откликнулись по-разному.

Одни уверовали в Господа Иисуса Христа и искренне обратились в христианство.

Некоторые утверждали, что стали христианами, принимали крещение и занимали свое место в поместных общинах. Но тем не менее они никогда не были возрождены Святым Духом Божьим.

Другие решительно отвергали весть спасения.

В Послании речь идет о первых двух группах - евреях, которые поистине обрели спасение, но которые от христианства были далеки.

Когда еврей оставлял веру своих отцов, на него смотрели как на ренегата и вероотступника ("мешуммед"), ему грозило одно или несколько наказаний: - лишение наследства; - исключение из религиозного братства Израиля; - потеря рабочего места; - лишение собственности; - "психотеррор" и физические пытки; - превращение в объект всеобщих насмешек; - тюремное заключение; - мученическая смерть.

Оставалась, конечно же, и дорога к отступлению. Если он отречется от Христа и вернется в иудаизм, то избавится от дальнейших гонений. Между строк этого Послания мы читаем о некоторых аргументах, которые пускались в ход с целью убедить "ренегата" вернуться в иудаизм: - богатые традиции пророков; - выдающееся служение ангелов в истории древнего народа Божьего; - близость с прославленным законодателем Моисеем; - национальные узы, связывающие еврея с гениальным военачальником Иисусом Навином; - слава Ааронова священства; - Святое святых, место, избранное Богом, чтобы обитать среди Своего народа; - завет закона, данный Богом через Моисея; - предписанное Богом устройство святилища и великолепная завеса; - богослужения в святилище и особенно ритуал в великий День искупления (Йом Киппур - самый важный день в иудейском календаре).

Перед нашими глазами живо встает образ иудея, жившего на заре нашей эры, который описывает всю славу своей древней, богатой обрядами религии, а потом с презрительной усмешкой спрашивает: " А что есть у вас, христиан? У нас есть все это. Что есть у вас? Ничего, кроме непритязательной горницы и стола с хлебом и вином на нем! Неужели вы хотите сказать, что оставили все то ради этого?"

Послание к Евреям - это на самом деле ответ на вопрос: "Что у вас есть?" И ответ этот сформулирован одним словом: "Христос". В Нем мы имеем:

- Того, Кто больше пророков;

- Того, Кто больше ангелов;

- Того, Кто больше Моисея;

- Того, Кто больше Иисуса Навина;

- Того, Чье священство выше священства Аарона;

- Того, Кто служит в намного лучшем святилиище;

- Того, Кто ввел намного лучший завет;

- Того, Чьим прообразом было устройство скинии и завеса;

- Того, Чье жертвоприношение Самого Себя, совершенное раз и навсегда, стоит выше многократных жертвоприношений быков и козлов.

Подобно тому как звезды меркнут в лучах более яркого, чем они, солнца, так и прообразы и тени иудаизма меркнут в лучах более славной, чем они, Личности Господа Иисуса и Его дела.

Но была еще и проблема гонений.

Те, кто объявлял о своей принадлежности Господу Иисусу, сталкивались с ожесточенным фанатическим противодействием. Ввиду этого истинным верующим грозила опасность пасть духом, впасть в отчаяние. А значит, их нужно было ободрить, поощрить не терять веру в обетования Божьи. Они должны терпеливо все переносить ввиду грядущей награды.

Тем, кто лишь назывался христианином, угрожала опасность вероотступничества. Заявив однажды, что приняли Христа, теперь они могли категорически от Него отречься и вернуться к обрядовой религии. Это равносильно попранию Сына Божьего ногами, осквернению Его Крови и оскорблению Святого Духа. За такой преднамеренный грех не было ни покаяния, ни прощения. Послание к Евреям снова и снова предостерегает против этого греха. В 2,1 говорится, что совершающий этот грех отпадает от вести Христа; в 3,7-19 - что он восстает против Бога, или же ожесточает свое сердце.

В 6,6 он назван отпадшим, или вероотступником. В 10,25 этот грех назван грехом оставления собрания, в 10,26 - грехом произвольным, или преднамеренным. В 12,16 об этом грехе сказано как о продаже своего первородства за одну снедь. Наконец, в 12,25 он назван отказом слушать Того, Кто говорит с небес. Но все эти предостережения направлены против различных аспектов одного и того же греха - греха вероотступничества.

В наши дни Послание к Евреям так же актуально, как и на заре существования Церкви.

Мы нуждаемся в постоянном напоминании о тех вечных привилегиях и благословениях, которые принадлежат нам во Христе. Мы нуждаемся в увещании все терпеливо переносить, невзирая ни на какие трудности и противодействия. Все называющие себя христианами нуждаются в предостережении: не возвращйтесь к обрядовой религии, после того как вкусили и увидели, как благ Господь.

План

I. ПРЕВОСХОДСТВО ЛИЧНОСТИ ИИСУСА (1,1 - 4,13)

А. Превосходство Иисуса над пророками (1,1-3)

Б. Превосходство Иисуса над ангелами (1,4 - 2,18)

В. Превосходство Иисуса над Моисеем и Иисусом Навином (3,1 - 4,13)

II. ПРЕВОСХОДСТВО СВЯЩЕНСТВА ИИСУСА (4,14 - 10,18)

А. Превосходство первосвященства Иисуса над первосвященством Аарона (4,14 - 7,28)

Б. Превосходство служения Иисуса над служением Аарона (Гл. 8)

В. Превосходство жертвы Христа над жертвоприношениями Ветхого Завета (9,1 - 10,18)

III. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ И УВЕЩАНИЯ (10,19 - 13,17)

А. Предостережение не презирать Христа (10,19-39)

Б. Увещание к вере на примерах Ветхого Завета (Гл. 11)

В. Увещание надеяться на Христа (Гл. 12)

Г. Увещание о различных христианских добродетелях (13,1-17)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (13,18-25)


4,1 Никто не вправе считать, что обещание покоя уже утратило свою силу. Оно не было полностью и окончательно исполнено в прошлом, поэтому обетование покоя все еще в силе.

Однако все называющие себя верующими должны удостовериться, что не промахнутся мимо цели. Если они верят на словах, то над ними нависла угроза отречения от Христа и обращения к какой-либо религиозной системе, бессильной дать спасение.

4,2 Нам возвещена Благая Весть - весть о вечной жизни, даруемой по вере в Христа. Благая Весть была возвещена и израильтянам - весть о покое в земле Ханаанской. Но пользы эта весть покоя им не принесла.

Их неуспеху есть два возможных объяснения, в зависимости от того, какого из вариантов прочтения стиха 2, встречающихся в рукописях, мы будет придерживаться. Следуя Синодальному переводу, они потерпели неудачу потому, что эта весть не была растворена верою слышавших. Другими словами, они не поверили ей или же не начали по ней жить.

В некоторых рукописях написано, что они "не объединились верою с теми, кто ей сосредоточенно внимал".

Здесь имеется в виду, что большинство израильтян не были объединены верою с Халевом и Иисусом Навином, которые поверили обещаниям Бога.

В любом случае главная мысль здесь такова: неверие лишило их того покоя, что Бог приготовил для них в земле обетованной.

4,3 В этом стихе очень непросто определить последовательность в развитии мысли. Создается впечатление, что здесь три ничем не связанных друг с другом предложения, и тем не менее через все три красной нитью проходит одна тема - Божий покой.

Сначала мы узнаем, что мы уверовавшие и есть те, кто входит в Божий покой. Вера - это ключ, открывающий нам дверь. Как уже говорилось, сегодня верующие наслаждаются спокойной совестью, потому что знают, что уже никогда не будут судимы за свои грехи (Ин. 5,24). Но верно также и то, что в вечный Божий покой войдут лишь те, кто верит. И здесь, скорее всего, имеется в виду этот будущий покой.

В следующем предложении эта же мысль подчеркнута с помощью отрицания: "Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой"" (см. Пс. 94,11). Точно так, как вера распахивает двери, неверие их закрывает.

У нас, уповающих на Христа, есть уверенность в Божьем покое; у неверующих израильтян такой уверенности быть не могло, потому что они не верили Божьему слову.

Наибольшую трудность представляет собой третья фраза: "...хотя дела Его были совершены еще в начале мира".

Вероятно, проще всего ее объяснить, если связать с предыдущей фразой. Там, говоря о Своем покое, Бог использовал будущее время: "Они не войдут в покой Мой". Будущее время сигнализирует, что возможность войти в покой Божий все еще существует, хотя некоторые лишились ее из-за своего непослушания. Несмотря на то что дела Божьи были совершены еще в начале мира, в этот покой еще можно войти.

4,4 Цель этого стиха - доказать на основании Писания, что Бог почил после того, как работа по сотворению мира была завершена. Неопределенность автора в идентификации процитированного отрывка никоим образом не свидетельствует о его неведении. Это просто литературный прием - цитировать из книги, которая в то время еще не была разделена на главы и стихи. В основу этого стиха легло изречение из Бытия (2,2): "...Бог... почил в день седьмой от всех дел Своих".

Здесь использовано прошедшее время, и может показаться, что оно указывает на принадлежность покоя Божьего лишь к истории, но никак не к пророчеству, что оно не имеет какоголибо отношения к нам сегодняшним.

Но это не так.

4,5 В подтверждение мысли о том, что ссылка на покой Бога по завершении творения не означает, что этот вопрос закрыт, автор снова цитирует с небольшим изменениями Псалом 94,11, где используется будущее время: "Не войдут в покой Мой". По сути, он говорит: "Размышляя о Божьем покое, не пытайтесь ограничить его тем, что произошло в главе 2 книги Бытие; помните, что позже Бог говорил о Своем покое как о все еще доступном для людей".

4,6 До этого звена в цепи доказательств мы видели, что с момента создания мира Бог предлагал человечеству покой. Входные ворота были распахнуты.

Израильтяне в пустыне не вошли в покой из-за своей непокорности. Но это не означает, что обещание стало недействительным! 4,7 Следующий шаг автора - показать, что даже во времена Давида, спустя 500 лет после того как израильтяне не были допущены в Ханаан, Бог для обозначения благоприятного времени все еще использовал слово "ныне".

В стихах 3,7.8.15 автор уже цитировал Псалом 94,7-8. Здесь он опять цитирует его как свидетельство того, что Божье обещание покоя не утратило силу со смертью израильтян в пустыне. Во времена Давида Он все еще умолял людей поверить Ему и не ожесточать своих сердец.

4,8 Конечно же, некоторые из израильтян все-таки вошли в Ханаан вместе с Иисусом Навином. Но даже они не обрели того окончательного покоя, который Бог приготовил для любящих Его. В Ханаане были войны, грех, болезни, печали, страдания и смерть.

Если бы на этом Божье обещание покоя было исчерпано, Он не стал бы предлагать его снова во время Давида.

4,9 Все вышесказанное подводит читателя к выводу: поэтому для народа Божьего еще остается субботство (покой). Здесь для обозначения покоя автор использует другое греческое слово (sabbatismos), родственное слову "sabbath" (шаббат). Оно обозначает вечный покой, которым будут наслаждаться все искупленные драгоценной Кровью Христа. Это соблюдение "шаббата" (субботы), конца которому не будет.

4,10 Всякий входящий в покой Божий найдет успокоение от своих трудов точно так же, как и Бог успокоился от Своих дел в седьмой день.

Возможно, прежде чем обрести спасение, мы усиленно старались это спасение заслужить. Осознав же, что этот труд был завершен Христом на Голгофе, мы прекратили свои бесполезные потуги и доверились воскресшему Искупителю.

Обретя спасение, мы с любовью, ревностно трудимся для Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас. Наши добрые дела - плод живущего в нас Святого Духа. Мы нередко устаем на Его служении, но от Его служения мы не устаем никогда.

В вечном Божьем покое мы успокоимся от всех своих земных трудов.

Это не означает, что на небесах нам нечем будет заняться. Мы и там будем поклоняться и служить Ему, но навсегда забудем, что такое усталость, беды, преследования и печали.

4,11 Предыдущие стихи продемонстрировали, что покой Божий доступен людям и сегодня. Здесь же сказано, что для того чтобы в этот покой войти, необходимо усердие. Мы должны стараться, чтобы убедиться, что наша единственная надежда - Христос Господь. Мы должны со всем усердием сопротивляться искушению верить в Него лишь на словах и отречься, лишь только разразится буря преследований и страданий.

Израильтяне были легкомысленны.

Они пренебрежительно отнеслись к обетованиям Бога. Они страстно желали вернутся в Египет, землю своего рабства. Об усердном "присвоении" Божьих обещаний верою не было и речи. Как следствие этого, они никогда не вошли в Ханаан. Их пример должен послужить нам предостережением.

4,12 В следующих двух стихах содержится предостережение, что неверие никогда не останется необнаруженным. Прежде всего, его раскроет Слово Божье. (Термин "logos", используемый здесь для передачи понятия "слово", - знакомое слово, использованное Иоанном в прологе к его Евангелию. Тем не менее, стих этот относится не к Живому Слову, Иисусу, а к Слову написанному - Библии). Это Слово Божье живое - оно живет постоянно и активно; действенное - побуждает к действию; острое - острее всякого меча обоюдоострого; проникновенное - пронзает душу и дух, две невидимые нематериальные составляющие человека. Оно проникает до суставов и мозгов; суставы делают возможными внешние действия, а мозг - скрытая, но очень важная для жизни составляющая костей; распознающее - оно различает и судит помышления и намерения сердечные.

Именно Слово судит нас, а не мы - Слово.

4,13 Кроме того, неверие открыто и перед живым Господом. Здесь на смену безличному местоимению приходит местоимение личное. И нет твари, сокровенной от Него. У Него ничто не остается незамеченным. Он знает абсолютно все. Он всегда видит все, что происходит во вселенной. В контексте стиха очень важна мысль, что Он знает, где истинная вера, а где лишь согласие разума с фактами.

II. ПРЕВОСХОДСТВО СВЯЩЕНСТВА ИИСУСА (4,14 - 10,18)

А. Превосходство первосвященства Иисуса над первосвященством Аарона (4,14 - 7,28)

4,14 В этих стихах автор возвращается к очень важной мысли, обсуждение которой началось в 3,1: Христос как великий Первосвященник Своего народа. В них Он представлен как великий источник силы и богатства для Своего нуждающегося народа, могущий даровать им победу. В центре внимания стоит уже не критически рассматривающее вас Слово, а сочувствующий вам всем сердцем Христос. Когда Слово полностью разоблачило нас (ст. 12-13), мы можем обратиться к Нему за милостью и благодатью.

Обратите внимание на превосходные качества нашего изумительного Господа:

1. Он - великий Первосвященник. Общество, устроенное по законам Моисея, видело много первосвященников, но ни одного из них никогда не называли великим.

2. Он прошел через небеса и галактики на третьи небеса, место обитания Бога. Это говорит, конечно же, о Его вознесении и прославлении, когда Он воссел по правую руку от Отца.

3. Он - Человек. Иисус - имя, данное Ему при рождении; это то имя, которое особым образом связано с Его человеческой природой.

4. Он - Бог. Титул "Сын Божий", используемый по отношению к Христу, говорит о Его абсолютном равенстве с Богом Отцом. Его человеческая сущность наделила Его полномочиями с точки зрения людей, Его Божественность - с точки зрения Бога. Не удивительно, что Он назван великим Первосвященником.

4,15 Нам опять же стоит обратить свое внимание на то, что Он пережил.

Никто не может поистине сострадать другому, если сам не прошел через подобное. Как Человек, наш Господь прошел через все, через что проходим мы, а потому может понять все те испытания, которые нам приходится переносить. (Он не может сочувствовать нашим проступкам, потому что Сам ничего подобного не испытал.) Муж скорбей и печалей разделяет всю боль, Что терзает наши с вами сердца.

Он, подобно нам, был искушен во всем, кроме греха. Писание с ревностной тщательностью оберегает безгрешное совершенство Господа Иисуса; должны это делать и мы. Он не знал греха (2 Кор. 5,21) и не совершал его (1 Пет.

2,22); в Нем нет греха (1 Ин. 3,5).

Он был не в состоянии согрешить ни как Бог, ни как Человек. Будучи совершенным Человеком, Он ничего не делал по Своей воле; Его послушание Отцу было абсолютным (Ин. 5,19), а Отец, конечно же, никогда бы не приказал Ему согрешить.

Ошибкой было бы утверждать, что поскольку Он не мог грешить, то и искушать Его не было никакого смысла. Целью искушения было со всей убедительностью продемонстрировать, что Он не мог грешить. (Суть доктрины о том, мог или не мог Христос согрешить, богословы формулируют с помощью двух латинских выражений: "non posse peccare" - невозможно согрешить и "posse non peccare" - возможно не согрешить. Истинное учение - non posse peccare: Он не мог согрешить.)

Если вы подвергнете золото испытанию, то испытание не утратит своей значимости только потому, что золото оказалось чистым. Если бы в нем содержалась хоть какая-та примесь, испытание тут же выявило бы это. Точно так же нельзя утверждать, что поскольку Он не мог согрешить, то и не был истинным Человеком. Грех отнюдь не неотъемлемый элемент человеческой природы, нет, он - вторгшийся в нее чужак. Наша человеческая природа замутнена грехом, Его - совершенна.

Если бы Иисус мог согрешить, как человек, живущий на земле, что могло бы помешать Ему согрешить как Человеку, живущему на небесах? Возносясь, чтобы занять место по правую руку от Отца, Он не оставил Свою человеческую природу позади, в прошлом. На земле Он был непогрешимым, непогрешимым Он остался и на небесах.

4,16 Здесь читателям дано милостивое приглашение: уверенно приступайте к престолу благодати. Наше дерзновение опирается на знание того, что Он умер, чтобы спасти нас, и живет, чтобы хранить нас. Мы уверены в сердечном приеме, потому что Он зовет нас прийти.

В эпоху ВЗ люди не могли прийти к Богу. Приблизиться к Нему мог лишь первосвященник да и то лишь однажды в году. Мы можем приходить в Его присутствие в любое время дня и ночи и получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Его милость покрывает все, чего мы не должны были бы делать, благодать же дает силы делать то, что следует, но на что нам не хватает сил.

Очень хорошо об этом написал Морган: "Мне никогда не надоест указывать, что греческая фраза, переведенная как "благовременный", - выражение из разговорной речи, его точный эквивалент: "как раз вовремя". "Чтобы мы могли получить милость и обрести благодать для помощи как раз вовремя"- благодать именно тогда и там, где я в ней нуждаюсь. Тебя терзает искушение. Когда оно начинает свою атаку, подними взор к Нему, и благодать придет на помощь как раз вовремя. Твое прощение не будет отложено до часа вечерней молитвы. Но там, на городской улице, когда искушение обдает тебя жаром, обратись к Христу с мольбой о помощи, и благодать Его будет с тобой как раз вовремя". (G. Campbell Morgan, "Choice Gleanings Calender".)

До этого момента Иисус был представлен как превосходящий пророков, ангелов и Моисея. Теперь мы обратимся к важной теме священства, чтобы увидеть, что первосвященство Иисуса более высокого порядка, чем первосвященство Аарона.

Когда Бог давал Моисею закон на горе Синай, Он учредил и институт человеческого священства, посредством которого люди могли приблизиться к Нему. Он постановил, что священники должны быть родом из колена Левия и из семейства Аарона. Этот порядок известен как левитское, или аароновское, священство.

В ВЗ упомянуто и другое учрежденное Богом священство - священство патриарха Мелхиседека. Этот человек жил в дни Авраама, задолго до того как был дан закон, и нес служение и царя, и священника. В последующих стихах автор показывает, что Христос - священник по чину Мелхиседека и что этот чин намного выше священства Ааронова.

В первых четырех стихах описан священник по чину Аарона. Далее, в стихах 5-10, подробно, главным образом путем противопоставления, описывается соответствие Христа сану священника.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Евреям»
Комментарии к главе 4

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Автор Послания к евреям хорошо знаком с греческой эллинистической литературной традицией, прекрасно знает Ветхий Завет (в его греческом переводе, представленном Септуагинтой), понимает и глубоко чувствует ход истории искупления, нашедшей завершение в Иисусе Христе. Автор лично знаком с адресатами своего послания (13,22.23) и посвящен в обстоятельства жизни их общины (10,32-34). Как и адресаты послания, его автор пришел к вере в Иисуса Христа не в результате непосредственного общения с Господом, а благодаря проповеди апостолов (2,3.4). И, последнее, что доподлинно известно, он знаком с Тимофеем (13,23).

Однако в Послании к евреям не содержится никаких конкретных указаний на автора; его имя окутано глубокой тайной. Восточная церковь во времена Климента Александрийского (примерно 150-215 гг. по Р.Х.) и Оригена (185-253 гг. по Р.Х.) приписывала это послание апостолу Павлу, хотя оба названных богослова отмечали стилистические различия между посланиями Павла и данным посланием. Западная церковь в лице Тертуллиана (примерно 160-225 гг. по Р.Х.) предполагала автором Послания к евреям Варнаву - левита из еврейского "рассеяния", который написал свое послание, поскольку к нему, по-видимому, обратились за поддержкой (Деян. 4,36). В ранний период были и другие предположения относительно возможного авторства послания. Среди них - Лука и Климент Римский (ок. 95 г. по Р.Х.). В период с V по XVI в. по Р.Х. авторство апостола Павла было принято восточной и западной церковными традициями. В период Реформации Лютер высказал предположение, что автором Послания к евреям является Аполлос, христианин-еврей из Александрии, который был искусен в речах и силен в писании (Деян. 18,24). Версии, выдвинутые в современный период, в круг предполагаемых авторов вводят Прискиллу (см., однако, 13,22, где автор говорит о себе, употребляя глагол мужского рода), Епафраса (Кол. 1,7) и Силу (Деян. 15,22.32.40; 1 Пет. 5,12). Как ни сложно разобраться в таком количестве вариантов авторства данного послания, куда сложнее прийти к однозначному мнению по этому вопросу. Учитывая авторитет церковной традиции, пожалуй, наиболее вероятным автором следовало бы считать апостола Павла, но, как справедливо отмечал Кальвин, Послание к евреям написано в стиле, отличном от стиля Павла (включая учительную методологию), и автор говорит о себе как об ученике апостолов - 2,3, что совершенно не свойственно Павлу, который всегда подчеркивал, что получил евангелие непосредственно от Самого Христа - Гал. 1,1.11.12).

Если автор не Павел, произведения которого нам известны, то знание имени автора мало способствует пониманию данного послания. Послание к евреям действительно содержит теологические положения, созвучные с богословием апостола Павла. Однако учение Иоанна о Христе как о Божественном Слове также отражено в послании. Эти особенности, так же как и образ Иисуса, обрисованный в полном соответствии с тремя синоптическими Евангелиями, позволяют безошибочно признать, что подлинным вдохновителем данного послания, как и Писания в целом, является Дух Святой. И хотя имя человека, писавшего Послание к евреям, остается неизвестным, бесспорно, что послание, как и Ветхий Завет до него, написано так, "как говорит Дух Святой" (3,7).

Время и обстоятельства написания

В Послании к евреям содержится немало информации о его адресатах, но не сообщается ничего конкретного о времени и цели написания самого послания. Так, известно, что получатели послания говорили на греческом языке и пользовались греческим переводом Ветхого Завета. Они вполне разделяли богословскую аргументацию, выстроенную на основе Ветхого Завета, интересовались ветхозаветной святостью и системой жертвоприношений, а также вопросами священства. Они не слышали благой вести непосредственно от Иисуса, а восприняли ее от апостолов (2,3); сталкивались с преследованиями (10,32-34) и испытывали изгнание из среды иудеев (13,12.13). Существовала также опасность отпадения, обусловленная угрозой смерти (2,14-18). Наконец, через автора послания им передавали приветствия верующие, названные словом "италийские" (13,24).

Сопоставив все эти данные, можно заключить, что адресатами послания были христиане-евреи "рассеяния", или диаспоры, возможно, проживавшие в Италии (тогда слова приветствия из 13,24 можно рассматривать как посланные "домой" - в Италию - теми, кто в данный момент находился на чужбине).

Самое раннее свидетельство о Послании к евреям исходит из Рима: оно содержится в Первом послании Климента, датируемом ок. 96 г. по Р.Х. Однако Послание к евреям было написано гораздо раньше - когда храм еще не был разрушен и священный ритуал совершался в нем (10,2.3.11). Возможно, время его написания следует отнести к царствованию Нерона, который инспирировал гонения на христиан (64 г. до Р.Х.). В таком случае преследования, упоминаемые в 10,32-34, могут быть соотнесены с эдиктом Клавдия, который выселил евреев из Рима в 49 г. по Р.Х. (Деян. 18,2).

Преследуемых за веру во Христа, отстраненных от иудейского богопоклонения и смущенных отсутствием внешних проявлений славы Христа (Который в земной Своей жизни был гоним и преследуем, а потом скрыт на небесах) адресатов послания автор его пытается укрепить в вере (10,38.39), отвратить от сомнений и направить их мысли к покою в Боге и граду Божиему (4,1.2.11; 11,10.14-16; 13,14).

Характерные особенности и темы

Литературный стиль Послания к евреям и его сосредоточенность на первосвященстве Христа выделяют это послание из общего контекста новозаветных книг. Выдающийся вклад данного послания в новозаветное откровение Иисуса Христа состоит в том, что оно сообщает об исполнении во Христе установлений Закона Моисеева - о святилище, о жертве и о священстве.

Автор характеризует свое обращение как "слово увещания" (13,22). Этим же греческим выражением в Деян. 13,15 названа речь в синагоге, и это обстоятельство позволяет отождествить данное послание с письменной формой проповеди. Назвав послание "словом увещания", автор выразил его основную идею и цели (3,13; 6,18; 10,25; 12,5).

Увещания основываются на убежденности автора в том, что сам Ветхий Завет свидетельствует о несовершенстве заключенного на Синае завета с его системой жертвоприношений и непосредственно указывает на грядущего Первосвященника - Иисуса Христа. Иисус превосходнее посредника прежнего (ветхого) завета, превосходнее ветхозаветного святилища и ветхозаветных жертвоприношений. Он "достоин большей славы", чем Моисей (3,3). В противовес земному и внешнему характеру ветхозаветного богопоклонения, Иисус освятил нас для истинного поклонения Богу, к которому мы приступаем с чистой совестью. Он - залог лучших обетований Божиих, поскольку неразрывно соединил нас с Богом благодати.

Содержание

I. Христос выше ангелов (гл. 1; 2)

А. Пролог: последнее и высшее Свое слово Бог сказал в Своем Сыне (1,1-4)

Б. Писание свидетельствует о великой славе Сына (1,5-14)

В. Увещание не отказываться от спасения, явленного Сыном (2,1-4)

II. Христос выше Моисея (3,1 - 4,13)

А. Сыну принадлежит большая, чем слуге, слава (3,1-6)

Б. Увещание не уподобляться тем, которые из-за неверия обречены были блуждать в пустыне (3,7 - 4,13)

III. Христос выше Аарона (4,14 - 7,28)

А. Христос - истинный Первосвященник (4,14 - 5,11)

Б. Увещания быть духовно зрелыми (5,12 - 6,12)

В. Священник навек по клятве Божией (6,13-20)

Г. Священник навек по чину Мелхиседека (гл. 7)

IV. Первосвященническое служение Христа (8,1 - 10,18)

А. Лучший завет (гл. 8)

Б. Лучшая скиния (9,1-10)

В. Лучшая жертва, очищающая совесть (9,11-28)

Г. Жертва Христа - однажды и навсегда (10,1-18)

V. Призыв укрепляться в вере (10,19 - 12,29)

А. Лучший завет дает лучшие обетования (10,19-39)

Б. Герои веры (гл. 11)

В. Истинные дети Божий (12,1-17)

Г. Небесный Иерусалим (12,18-29)

VI. Заключение (гл. 13)

А. Заключительные увещания (13,1-19)

Б. Благословения и приветствия (13,20-25)


p>2 нам оно возвещено. Возвещено слово Божие, но если израильтяне не могли слышать его, как и созерцать Бога, то Христос возвестил слово Благой Вести так, чтобы Его слышали все.

3-5 Основная тема данных стихов - "покой" Божий, который берет свое начало от седьмого дня творения (ст. 4, см. Быт. 2,2). Автор послания понимает обещание физической земли как обетование вхождения в покой Божий (3,11), но только верующие могут войти в него (ст. 3).

7 "ныне". Читающие послание должны осознавать, что они живут в период времени, названный словом "ныне" (3,13), поэтому им необходимо внимать обетованиям и бодрствовать. Приглашение войти в покой, переданное через Давида, распространяется на новое поколение, которое ныне должно откликнуться на слово Божие.

8 Согласно другому толкованию (ср. ст. 3-5), физическая земля - Ханаан - никак не может подразумеваться под обетованным покоем Божиим. Когда Дави писал свои псалмы, Израиль уже долгие годы жил в земле ханаанской. Если обретение обетованной земли исполнилось еще во времена Иисуса Навина, то слова Давида в таком контексте лишаются всякого смысла. Однако надежда патриархов была связана не с ханаанской страной, а с небесной (11,6). Подобные аргументы из Ветхого Завета приведены автором и в 7,11; 8,7.

9 еще остается субботство. Окончательное празднование субботы (вхождение в покой Божий) ожидает народ Божий в будущем.

10 успокоился от дел своих. См. Откр. 14,13.

12 до разделения души и духа. Некоторые толкователи в этом стихе видят подтверждение теории трихотомического состава человека, предполагающего наличие тела, души и духа. Однако контекст не дает оснований для таких утверждений. В этом стихе речь идет не об "архитектонике" человека, а о силе проникновения в человека слова Божиего и производимой им работы.

14 прошедшего небеса. Христос воскрес, вознесся и воссел одесную Бога (8,1), исполняя служение нашего великого и предвечного Первосвященника (7,26; 9,11.24).

Сына Божия. См. ком. к 1,5.

15 искушен во всем. Христос был искушаем, подобно нам, но не поддался искушению. См. статью "Безгрешность Иисуса".

16 приступаем с дерзновением. Имея Первосвященником Иисуса Христа, верующие могут смело "приступать" (обращаться) к Богу, ибо им во Христе и благодаря Ему дарована благодать - прощение грехов, искупленных жертвой Христовой, и мир с Богом, достигнутый ходатайством Первосвященника.