Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Малахия
Исторические
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие
Иисус Навин
Книга Судей
Руфь
1-я Царств
2-я Царств
3-я Царств
4-я Царств
1-я Паралипоменон
2-я Паралипоменон
Ездра
Неемия
Есфирь
Поучительные
Иов
Псалтирь
Притчи
Екклесиаст
Песни Песней
Пророческие
Исаия
Иеремия
Плач Иеремии
Иезекииль
Даниил
Осия
Иоиль
Амос
Авдий
Иона
Михей
Наум
Аввакум
Софония
Аггей
Захария

Новый Завет

Радостная весть
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Соборные послания
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Письма Павла
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям

   Деяния 9

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
А Саул по-прежнему дышал злобой и грозил смертью ученикам Господа. Придя к первосвященнику,
он попросил у него письма в Дамаск, к местным синагогам, чтобы иметь право арестовывать и отправлять в Иерусалим последователей Пути, всех, кого ему удастся обнаружить — и мужчин, и женщин.
Но по дороге, когда он уже был недалеко от Дамаска, его внезапно молнией озарил свет с неба.
Упав на землю, он услышал голос, говоривший ему:— Саул, Саул! Что ты Меня гонишь?
— Кто Ты, Господин мой? — спросил Саул.— Я Иисус, которого ты гонишь.
А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что делать.
Спутники Саула стояли онемев: они слышали голос, но никого не видели.
Саул поднялся с земли, но, открыв глаза, ничего не видел. Его взяли под руки и привели в Дамаск.
И три дня он ничего не видел, не ел и не пил.
В Дамаске был ученик по имени Анания, и ему в видении сказал Господь:— Анания!— Я здесь, Господь! — ответил тот.
— Собирайся и ступай на улицу, что называется Прямой, — сказал Господь. — Разыщи в доме Иуды человека из Тарса по имени Саул. Он сейчас молится,
и ему было видение, что в дом входит человек по имени Анания и возлагает на него руки, чтобы вернуть ему зрение.
— Господь! — возразил Анания. — Я от многих слышал об этом человеке, я знаю, сколько зла причинил он святому народу Твоему в Иерусалиме.
У него и здесь полномочия от старших священников арестовывать всех, кто призывает Твое Имя.
— Ступай! — сказал ему Господь. — Я избрал его на служение Себе, и он возвестит Мое Имя язычникам с их царями и народу Израиля.
Я сам покажу ему, сколько страданий он должен будет перенести ради Меня.
И Анания пошел, вошел в дом и, возложив на Саула руки, сказал:— Саул, брат мой, Господь — Иисус, который явился тебе в пути, — послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.
И тут же у Саула будто какая-то чешуя, покрывавшая его глаза, упала с них, и он снова стал видеть. Он тотчас принял крещение,
а потом поел, и к нему вернулись силы. В Дамаске он пробыл с учениками несколько дней
и сразу стал проповедовать в синагогах, что Иисус — Сын Божий.
— Разве это не тот самый человек, который жестоко преследовал тех, кто призывает это Имя? — изумлялись его слушатели. — И разве сюда он пришел не для того, чтобы хватать их и отправлять к старшим священникам?
Но Саул проповедовал с еще большей силой и так убедительно доказывал, что Иисус — Помазанник Божий, что ставил дамасских евреев в тупик.
С тех пор прошло немало дней. Евреи сговорились его убить,
но Саулу стало известно об их заговоре. День и ночь евреи караулили его у городских ворот, чтобы убить.
Но ученики Саула ночью спустили его в корзине через отверстие в стене.
Придя в Иерусалим, Саул попытался примкнуть к ученикам. Но все его боялись, потому что не верили в то, что он действительно ученик.
Его поддержал Варнава, который привел его к апостолам и рассказал о том, как Саул в пути увидел Господа, говорившего с ним, и как смело возвещал он имя Иисуса в Дамаске.
Так Саул стал их спутником в Иерусалиме и бесстрашно говорил о Господе.
Кроме того, он беседовал и с грекоязычными евреями и вступал с ними в спор. Те задумали его убить.
Узнав об этом, братья увели его в Кесарию, а оттуда переправили в Тарс.
А тем временем для церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии наступил мир. Она укреплялась и жила в благоговейном трепете перед Господом. С помощью Святого Духа ее численность все возрастала.
Петр же обходил город за городом. Пришел он и к народу Божьему, что жил в Лидде.
Там он встретил человека по имени Эней, разбитого параличом и уже восемь лет прикованного к постели.
— Эней, — сказал ему Петр, — Иисус Христос тебя исцеляет. Встань и сверни свою циновку.И тот сразу же встал.
Это видели все жители Лидды и Шарона и обратились к Господу.
В Яффе жила одна ученица по имени Тавита́ (это имя переводится «газель»). Она делала много добра и помогала бедным.
И случилось так, что в те дни она заболела и умерла. Тело ее омыли и положили в верхней комнате.
Лидда находится недалеко от Яффы, и, когда ученики узнали, что Петр в Лидде, они послали к нему двух человек с просьбой поспешить к ним.
Петр собрался и тут же пошел с ними. Как только он пришел, его отвели в верхнюю комнату, где его обступили все вдовы. Они, плача, показывали ему платья и плащи, сделанные для них руками Газели, когда она была жива.
Петр удалил всех из комнаты, встал на колени, помолился и, повернувшись к покойнице, сказал:— Тавита, встань!Та открыла глаза и, увидев Петра, села.
Петр, подав руку, помог ей подняться и, позвав весь народ Божий и вдов, показал им ее живую.
Об этом стало известно во всей Яффе, и многие поверили в Господа.
А Петр еще долгое время оставался в Яффе, гостя у некоего Симона, кожевника.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 9
ВВЕДЕНИЕ К ДЕЯНИЯМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ДРАГОЦЕННАЯ КНИГА

В некотором смысле Деяния Святых Апостолов самая важная книга Нового Завета. Не будь этой книги, мы, кроме сведений, извлеченных из посланий апостола Павла, ничего не знали бы о развитии ранней Церкви.

Историография знает два метода. Один из них пытается проследить ход событий день за днем, неделю за неделей, а другой как бы открывает ряд окон на важные моменты и великие личности того или иного времени. Именно этот второй метод был применен при написании Деяний Апостолов.

Мы называем ее Книгой Деяний Святых Апостолов. На самом же деле, книга не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий отчет о деяниях Апостолов. Кроме Павла в ней упоминаются лишь три апостола. В Деян. 12,2 сказано одним коротким предложением, что Иаков, брат Иоанна, был казнен Иродом. Иоанн упомянут, но он не произносит ни слова. Лишь о Петре книга дает определенную информацию, но скоро и он, как выдающееся лицо, уходит со сцены. Название книги по-гречески гласит: "Деяния мужей-апостолов". Очевидно, что автор стремился запечатлеть в ней некоторые типичные деяния героических и мужественных руководителей первохристианской Церкви.

АВТОРСТВО КНИГИ

Хотя в книге об этом ничего не сказано, Лука с давних пор считался ее автором. О самом Луке нам известно очень мало; в Новом Завете имя его упоминается трижды: - Кол. 4,14; Фил. 23; 2 Тим. 4,19. Из них мы можем заключить с достоверностью две вещи: во-первых, Лука был врачом и, во-вторых, он был одним из самых ценных помощников Павла и его самым верным другом, потому что он был с ним даже во время его последнего тюремного заключения. Мы можем сделать вывод, что он был из язычников. Кол. 4,11 оканчивает перечень имен и приветствий от обрезанных, то есть от иудеев; стих 12 начинает новый список, в котором приведены имена язычников. Отсюда мы делаем интересное заключение, что Лука - единственный автор в Новом Завете, который происходит из язычников.

О том, что Лука был врачом, можно догадаться по тому, что он инстинктивно употребляет медицинские термины. В Лк. 4,35, повествуя о человеке, в котором был нечистый дух, он выражением "и повергнув его посреди синагоги" употреблял точный медицинский термин "конвульсии". В Лк. 9,38, рисуя портрет человека, просившего Иисуса: "умоляю Тебя взглянуть на сына моего", - он употребляет типичное слово, означающее посещение доктором больного. Самый интересный пример приведен в высказывании о верблюде и игольным ушам. Все три автора - синоптики приводят его (Мф. 19,24; Мк. 10,25; Лк. 18,25). Матфей и Марк употребляют греческое слово рафис, обыденное слово для иглы портного или домохозяйки. Лишь Лука употребляет греческое слово белоне, обозначающее иглу хирурга. Лука был врачом и врачебный лексикон совершенно естественно выходил из под его пера.

КОМУ ПРЕДНАЗНАЧАЛАСЬ КНИГА

И свое Евангелие, и Деяния Апостолов Лука написал для Феофила (Лк. 1,3; Деян. 1,1). Мы можем лишь догадываться, кем был Феофил. В Лк. 1,3 он называет его "достопочтенный Феофил", что в действительности означает "ваше превосходительство" и обозначает высокопоставленного на службе Римской империи человека. Существует несколько возможных объяснений этого имени.

1) Может быть, Феофил вовсе не имя настоящего человека. В те времена быть христианином было опасно. Имя Феофил составлено от двух греческих слов: Теос - то есть Бог и филен - любить. Может быть, Лука писал боголюбивому человеку, и, из-за безопасности не называет его настоящего имени.

2) Если Феофил был реальным человеком, то он, должно быть, был высокопоставленным чиновником. Вероятно, Лука писал ему, чтобы показать, что христианство - чудная религия, а христиане - благочестивые люди. Возможно, что он хотел убедить государственного чиновника не преследовать христиан.

3) Третья теория, более романтическая предыдущих, основана на том, что Лука был врачом, а в древности врачами были, в основном, рабы. Была высказана догадка, что Лука был врачом тяжелобольного Феофила, которому врачебное искусство и забота Луки вернули здоровье, и в знак благодарности он дал Луке свободу. И, возможно, в знак благодарности за это Лука записал своему благодетелю самое драгоценное - историю Иисуса.

ЦЕЛЬ ЛУКИ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ

Человек, пишущий книгу, имеет перед собой какую-то цель и, может быть, не одну. Подумаем же, почему Лука написал Деяния.

1) Одна его цель - рекомендовать христианство римскому правительству. Лука не раз показывает сколь учтивыми были римские судьи к Павлу. В Деян. 13,12 Сергий Павел, губернатор Кипра, уверовал в Христа. В Деян. 18,12 проконсул Галлион в Коринфе остался совершенно безучастным к требованиям иудеев наказать Павла. В Деян. 16,35 и далее, судьи в Филиппах, осознав свою ошибку, принесли публичное извинение Павлу. В Деян. 19,31 начальники в Ефесе заботились о том, чтобы Павлу не был причинен вред. Лука указывал на то, что в прошлом римское правительство часто проявляло благопристойное расположение к христианам и всегда было справедливым к ним.

Лука старается показать, что христиане - благочестивые и верные граждане и что их всегда такими и считали. В Деян. 18,14 Галлион заявляет, что у Павла нет мысли об обиде или злом умысле. В Деян. 19,37 ефесский чиновник дает христианам похвальную характеристику. В Деян. 23,29 Клавдий Лисий заявляет, что он ничего не имеет против Павла. В Деян. 25,25 Фест говорит, что Павел не сделал ничего, чем бы заслужил смерть, и в этой же главе Фест и Агриппа соглашаются, что Павла можно было бы отпустить, если бы он не обратился к Цезарю.

Лука писал свою книгу в то время, когда христиан ненавидели и преследовали, и он так изложил ее, чтобы показать, что римские судьи всегда были справедливы к христианам и никогда не смотрели на них как на злых людей. Было даже сделано очень интересное предположение, что Деяния - антология, составленная для защиты Павла в императорском суде Рима.

2) Другим замыслом Луки было показать, что христианство - вероучение для всех людей всех стран.

Именно эту мысль не могли принять иудеи. Они считали себя избранным Богом народом, и что Богу не нужен никакой другой народ. Лука хочет доказать другое. Он показывает Филиппа, проповедующего самарянам; Стефана, сделавшего христианство универсальным и погибшего за это; и Петра, принявшего Корнилия в христианство. Он показывает христиан, проповедующих язычникам в Антиохии, и Павла, разъезжавшего по древнему миру и убеждающего людей принять Христа; в Деян. 15 он показывает, что Церковь пришла к важному решению принимать язычников на равных правах с иудеями.

З) Но это были не главные его намерения. Главная цель Деяний Лука запечатлел в словах воскресшего Христа в Деян. 1,8: "Вы... будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Он намеревался показать распространение христианства как религию, зародившуюся в маленьком уголке Палестины, и которая менее чем за тридцать лет достигла Рима.

С. Х. Тернер указывает, что Деяния распадаются нашесть частей, каждая из которых заканчивается коротким резюме

а) В 1,1-6,7 рассказывается об Иерусалимской церкви и проповедовании Петра, и заканчивается следующим резюме: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере".

б) В 6,8-9,31 описывается распространение христианства по всей Палестине, мученичество Стефана и проповедь в Самарии. Эта часть заканчивается с резюме:

"Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем и, при утешении от Святого Духа, умножались".

в) В 9,32-12,24 входит разговор Павла, распространение Церкви до Антиохии и принятие Корнилия. Она заканчивается словами: "Слово же Божие росло и распространялось".

г) В 12,25-16,5 рассказывается о распространении христианской Церкви в Малой Азии и о проповеди в Галатии. Она заканчивается: "И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом".

д) В 16,21-19,20 рассказывается о распространении Церкви до Европы и о подвижничестве Павла в больших языческих городах, как Коринф и Ефес. Она заканчивается таким резюме: "С такой силою возрастало и возмогало слово Божие".

е) В 19,21-28,31 рассказывается о прибытии Павла в Рим и о пребывании его в тюрьме. Конец показывает Павла "Проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно".

Такой план Деяний уже дает ответ на самый трудный вопрос: Почему Деяния заканчиваются именно повествованием о пребывании Павла в тюрьме в ожидании суда. Нам бы так хотелось узнать, что же произошло с ним потом; но конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование здесь, потому что он выполнил поставленную задачу: он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространялось по всему миру и, наконец, достигло Рима. Один крупный исследователь Нового Завета сказал, что Деяния могли бы быть названы так: "О том, как благая весть дошла от Иерусалима до Рима".

ИСТОЧНИКИ

Лука был историком, и поэтому важно, какими источниками он пользовался. Откуда же взял Лука свои факты? В этом плане Деяния распадаются на две части:

1) Первую часть составляют пятнадцать глав, свидетелем которых Лука не был, и информацию о которых он получил из вторых рук. По всей вероятности, он имел доступ к двум источникам.

а) Сохранились воспоминания в поместных церквах. Они, может быть, никогда не были записаны, но церковные общины хранили память. В этой части изображены факты из трех церквей: история Иерусалимской церкви, охватывающая Деян. 1-5 и 15-16; история церковной общины в Кесарии, охватывающая Деян. 8, 26-40 и 9, 31- 10, 48, и, наконец, история церковной общины в Антиохии, охватывающая Деян. 11, 19-30 и 12, 25-14, 28.

б) Вероятно существовали циклы рассказов, состоящих из Деяний Павла, Деяний Иоанна, Деяний Филиппа и Деяний Стефана. Дружба с Павлом, несомненно, помогла Луке познакомиться со всеми крупными деятелями тогдашних церквей и, поэтому, он мог располагать всеми событиями и историями этих церквей.

2) Но большую часть изложенного в главах 16-28 Лука знал лично, как участник событий. Если внимательно читать Деяния, то можно заметить странную вещь: большую часть своего рассказа Лука излагает в 3-ем лице множественного числа, а отдельные отрывки изложены от 1-го лица множественного числа и вместо "они" Лука употребляет "мы". Следующие отрывки изложены от 1-го множественного числа: Деян. 16,10-17; 20, 5-16; 21, 1-18; 27, 1-28, 16. Лука, должно быть, был участником этих событий. Вероятно, он вел дневник и записывал свидетельства очевидцев. Что касается того, свидетелем которого он не был, он, по-видимому, узнал от Павла, с которым он провел долгое время в тюрьме. Не могло быть крупного деятеля церкви, которого Лука не знал бы лично, и, в любом случае, он мог получить нужную информацию от людей, бывших свидетелями того или иного события.

Читая Деяния, мы можем быть убеждены в том, что ни у одного историка не было когда-либо лучших источников и никто не использовал их более аккуратно, нежели Лука.

1-9

ОБРАЩЕНИЕ ПАВЛА (Деян. 9, 1-9)

В этом отрывке рассказана самая известная история обращения в христианство. Постараемся по возможности проникнуть в образ мысли Павла. Если оно нам удастся, мы увидим, что его обращение не было уж столь неожиданным. Мысли о свидетельстве и смерти Стефана беспокоили его, и он не мог от них отвязаться. Разве мог так умереть Плохой человек? Дабы рассеять свои усиливающиеся сомнения, Павел прибегал к крайнему. Сперва он преследовал христиан в Иерусалиме. Но это лишь усугубляло его собственные впечатления, потому что ему приходилось вновь и вновь задавать себе один и тот же вопрос: что давало этим простым людям способность спокойно и бесстрашно встречать опасность, страдания и смерть? Но, находясь в ожесточении, он направился в синедрион.

Указ синедриона имел силу везде, где были иудеи. Павел слышал, что некоторые христиане ушли в дамаск, ион обратился в синедрион за рекомендательными письмами, с тем, чтобы ему выдали христиан и в Дамаске. От Иерусалима до Дамаска приблизительно 220 км. Путешествовали они пешком, что занимало неделю. Сопроводителями Павла были чиновники из синедриона, своего рода полиция. Но Павел был фарисеем и не мог иметь ничего общего с ними; он шел один и думал, потому что больше ему ничего не оставалось делать.

Дорога шла через Галилею, и Галилея еще живей будила мысль об Иисусе. Напряжение нарастало. И так он подошел к Дамаску, одному из древнейших городов мира. Непосредственно перед Дамаском дорога поднималась на гору Хеврон, и перед глазами путника в зеленой долине лежал белый город Дамаск, "жемчужина в изумрудно-зеленом блюде". В тот момент, когда Павел поднялся на гору Хеврон, приближаясь к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба, и к нему проговорил Христос: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?" Победил Христос. Внутреннее сопротивление и внутренняя борьба в Павле прекратилась, и Павел смирился.

И в Дамаск Павел вошел уже измененным человеком. И насколько он изменился! Он, мысливший войти в город с карающей рукой, вошел немощный и слепой, опираясь на руку сопроводителей.

В словах воскресшего Христа к Павлу заключается сущность христианства: "иди в город; сказано будет тебе, что тебе надобно делать". До этого момента Павел делал то, что он хотел, что сам считал за правильное, чему велел ГОЛОС рассудка. Но с этого момента ему приходилось делать то, что ему было велено. Христианин делает уже не то, что ему вздумается, а старается идти путем, предназначенным для него Христом.

10-19

ХРИСТИАНСКОЕ РАДУШИЕ (Деян. 9, 10-19а)

Анания, несомненно, один из забытых подвижников христианской Церкви. Если правда, что смерть Стефана воздействовала на Павла, то обращению Павла Церковь обязана и братскому отношению Анании. Репутация Павла шла впереди его.

Анания получил весть от Бога пойти и помочь Павлу: он должен пойти на улицу, называемую "Прямой". Это была большая улица, пересекавшая весь Дамаск с запада на восток. Она была разделена на три части: центральную, по которой проходило транспортное движение, и две боковые пешеходные дорожки, на которых теснилась толпа и где в своих лавочках сидели купцы и расхваливали свои товары. Получив Божью весть, Анания смог бы счесть ее безумной. Ведь она значила: "Иди, помоги человеку, который хотел арестовать или даже убить тебя". Поэтому, он смог бы с подозрением приблизиться к Павлу, как бы выполняя неприятную для него задачу, или начать разговор с обвинениями и упреками; но нет - его первые слова были: "Брат Савл".

Сколько радушия было в этих словах! Это один из ярчайших примеров христианской любви. Вот какое влияние может оказать Христос. Один известный проповедник, проводивший евангелизационную кампанию в Америке, обратился во время своей последней проповеди к собравшимся и спросил, что им дали эти собрания. Встала негритянская девочка. Она не была оратором и смогла лишь связать несколько предложений. Вот что она сказала: "Во время этих собраний я приняла Христа, и Его любовь дала мне возможность простить убийц моего отца". Он дает возможность прощать - в этом сущность христианства. Павел и Анания, бывшие доселе врагами, встретились во Христе как братья.

20-22

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ (Деян. 9, 19-22)

Комментарий к Деян. 9,19 смотрите в предыдущем разделе.

Перед нами сообщение Луки о деяниях Павла после его обращения. Для того, чтобы проследить все события этого периода его жизни, надо прочитать также, что говорит Павел в Гал. 1,15-24. Если свести воедино оба эти описания, мы получим следующую картину:

1. Обращение Савла по дороге в Дамаск.

2. Проповедь в Дамаске.

3. Пребывание в Аравии (Гал. 1,17).

4. Возвращение в Дамаск и проповедь там в течение трех лет (Гал. 1,18).

5. Приход в Иерусалим.

6. Побег из Иерусалима в Кесарию.

7. Возвращение в Сирию и Киликию (Гал. 1,21).

1) Итак, мы видим, что Павел начал сразу со свидетельства в Дамаске, где жило много иудеев, и, следовательно, было много синагог. Именно в них возвысил Павел впервые свой голос, свидетельствуя о Христе. Этим совершил он величайшее духовное мужество. Именно к этим синагогам получил Павел письма и полномочия защищать как официальное лицо интересы иудейской веры и синедриона. Ему было бы намного проще начать свидетельствовать о Христе где-нибудь в другом месте, где его не знали бы, и где его действия не свидетельствовали Против него. Павел говорит: "Я новое творение и считаю, что те, кто меня страшились, должны знать это". И вот он провозглашает: "Я не стыжусь благовествования Христова".

2) Лука не упоминает второго его подвига. Павел отправился в Аравию (Гал. 1,17). В жизни Павла произошла перемена, потрясшая его так, что на некоторое время он должен был остаться наедине с Богом. Перед ним открывалась новая жизнь. Ему были необходимы руководство на совершенно новом пути и силы для выполнения чрезвычайно ответственной задачи. За тем и за другим он обратился к Богу. Он получил от Бога видение и теперь он жаждет от Него силы для претворения Божьего откровения в жизнь.

23-25

ЧУДНОЕ СПАСЕНИЕ ПАВЛА (Деян. 9, 23-25)

Здесь ярко показано, какое большое значение имеют несколько слов библейского текста. Лука говорит, что когда же прошло довольно времени, в Дамаске произошло следующее. За этой фразой скрывается срок в три года (Гал. 1,18). В течение этих трех лет Павел работал и проповедовал в Дамаске, и иудеи настолько утвердились в решении убить его, что даже поставили охрану у ворот его дома, чтобы он не смог уйти. Но древние города были обнесены стенами, которые иногда были настолько широкими, что по ним могла проехать колесница. На этих стенах были и дома, окна которых выходили за стену. Под покровом ночи Павла доставили в один из таких домов испустили в корзине за стену города; так он выбрался из Дамаска и направился в Иерусалим. Павел стоит еще в самом начале своей опасной жизни, посвященной служению Христу, но уже здесь ему приходится спасаться в крайне трудных условиях, рискуя жизнью.

1) Этот случай свидетельствует о мужестве Павла. Он видел, как иудеи собирались большими группами против него в синагогах. Он знал о судьбе Стефана, помнил о своих планах против христиан и знал, что может произойти с ним. Очевидно, что он ясно давал себе отчет о затруднениях, связанных с принятием христианства, но из тона повествования видно, что Павел проявил мужество в этой ситуации. Этот случай позволил ему доказать свою верность тому Господу, Которого он когда-то преследовал, и Которого он теперь любил, будучи готовым с радостью умереть в служении Ему.

2) Здесь мы также видим последствия его проповеди. Она была столь убедительной и неопровержимой, что иудеи решили прибегнуть к насилию. Никто не станет преследовать бессильного неудачника. Бернард Шоу сказал однажды, что величайшую честь дают автору люди, приказывающие сжечь его книги. Кто-то сказал еще: "Волк никогда не нападет на чучело овцы". Фальшивое, притворное христианство ничем не рискует. Страдать ради Христа - значит заслуживать самую высокую оценку от Бога.

26-31

ОТВЕРЖЕН В ИЕРУСАЛИМЕ (Деян. 9, 26-31)

Когда Павел пришел в Иерусалим, он увидел, что к нему Относятся с недоверием. Но ведь иначе и быть не могло.

Именно здесь он разорял Церковь и влачил мужчин и женщин в тюрьму. Мы уже видели, что в самые критические периоды его жизни определенные люди способствовали обращению Павла и его подвижничеству за дело Церкви. Во-первых, молитва Стефана обратила мысль Павла к Церкви. Далее, радушное всепрощение Анании сыграло решающую роль в том, что Павел обратился и стал проповедовать во имя Иисуса. И вот, мы видим, как чуткое сердце и милосердие Варнавы связали Павла с Церковью. Когда каждый сторонился Павла, Варнава поручился за него. Этот поступок показывает Варнаву как истинного христианина.

1) Он доверял Павлу. Когда другие считали его соглядателем, Варнава утверждал, что Павел верующий. Люди в общем делятся на тех, кто верит в хорошее начало в людях, и на тех, кто видит в них только плохое; и странно, что в других людях мы видим себя и судим о них так, как хотелось бы нам их видеть. Если мы подозрительно отнесемся к человеку, то он действительно начнет делать сомнительные дела. Если же мы будем неуклонно верить в лучшее в нем, то он, в конце концов, оправдает наше доверие. Как сказал сам Павел: "Любовь не мыслит зла". Никто не верил в людей больше, чем Иисус, и его ученик стал достойным своего Господа.

2) Он никогда не упрекал человека его прошлым. Ведь часто человека осуждают навечно за одну совершенную ошибку. Милосердие Господа Бога и состоит в том, что он никогда не ставит нам в вину наши прошлые грехи; и мы тоже никогда не должны осуждать человека за то, что он однажды оступился.

В этом отрывке мы видим Павла и специфической роли: он дискутировал с иудеями, говорящими по-гречески. Стефан был одним из них, и, вероятнее всего, Павел пошел в те же синагоги, в которых он выступал против Стефана, дабы засвидетельствовать, что жизнь его изменилась. Ап. Павел открыто говорил о своей жизни в прошлом, что часто очень трудно.

И снова жизнь Павла в опасности. Ему едва удалось спастись. Из Иерусалима его тайно препроводили в Кесарию, а потом в Тарс. И вновь он повторяет свои действия: он отправляется в свой родной город, чтобы и там засвидетельствовать свое обращение, то есть, что Иисус Христос сделал его новым творением.

32-43

ДЕЙСТВИЕ ПЕТРА (Деян. 9, 32-43)

Некоторое время в центре внимания стоял Павел, но снова это место занимает Петр. В сущности, этот отрывок является продолжением Деян. 8,25. Петр изображен в действии. Но этого мало. Явно установлен и источник силы Петра. При исцелении Енея Петр не сказал: "Я исцеляю тебя", а "исцеляет тебя Иисус Христос". Прежде чем обратиться к Тавифе, что означает "серна", Петр молился. Петр надеялся не на свои силы, а призывал силу Иисуса Христа. Мы же много думаем о том, что мы можем сделать сами, а слишком мало о том, что может сделать через нас Христос.

В этом отрывке мы встречаем одно интересное слово. Дважды (стих 32 и 41) христиане, живущие в Лидде, названы святыми. Это же самое слово было употреблено Ананией по отношению к христианам в Иерусалиме (стих 13). Это слово всегда употребляет Павел по отношению к членам Церкви, потому что все его письма адресованы святым в том или ином месте.

В греческом тексте употреблено слово хагиос и оно многозначно. Иногда его переводят прилагательным священный, святой, но в корне оно означает иной, другой человек. В основном, христианин отличается от обычных людей. Но в чем его отличие? Хагиос относилось непосредственно к израильтянам. Это особый священный народ. Их отличие от других народов заключается в том, что Израиль был избран Богом для Своих целей. Но Израиль не выполнил свое предназначение. Он вел себя непослушно. Это привело к утрате данных им Богом привилегий. И Церковь стала истинным преемником Израиля. Отличными от других стали христиане, и эта отличительность состояла в том, что они были избраны для особых целей Божиих.

И мы, христиане, отличаемся от прочих людей не тем, что мы избраны для особых почестей на этой земле, а тем, что мы избраны для великого служения. Мы спасены для служения.

Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 9

Христос - основа, Церковь - средство, а Дух Святой - сила. У. Грехем Скрогги

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Деяния Апостолов - это единственная богодухновешая история Церкви; это также первая и единственная основная история Церкви, освещающая начало становления христианства. Все другие авторы основываются на сочинении Луки, добавляя к нему некоторые традиционные представления (и много домыслов!). Без этой книги перед нами возникло бы серьезное затруднение: резкий переход от жизни нашего Господа, описанной в Евангелиях, сразу к посланиям. Из кого состояли общины, которым адресованы послания, и как они возникли? Деяния отвечают на эти и многие другие вопросы. Это мостик не только между жизнью Христа и жизнью во Христе, которой учат послания, но также переходное звено между иудаизмом и христианством, между законом и благодатью. В этом состоит одна из главных трудностей толкования Деяний - постепенное расширение горизонта от маленького еврейского движения с центром в Иерусалиме до мировой веры, которая проникла в саму столицу империи.

II. АВТОРСТВО

Автор Ев. от Луки и Деяний Апостолов - один и тот же человек; в этом почти все единодушны. Если третье Евангелие написано Лукой, то ему же принадлежат и Деяния, и наоборот (см. "Введение" к комментариям к Евангелию от Луки).

Внешние свидетельства того, что Деяния написал Лука, убедительны, широко распространены и относятся к раннему периоду истории Церкви. Направленный против маркионизма "Пролог к Евангелию от Луки" (около 160-180 гг.), канон Муратори (около 170-200 г.) и ранние отцы Церкви: Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген - все соглашаются с тем, что Лука - автор Деяний. Того же мнения почти все, кто следует за ними в церковной истории, включая такие авторитеты, как Евсевий и Иероним.

В самом тексте Деяний есть три внутренних свидетельства, доказывающих авторство Луки. В начале Деяний автор особо упоминает более раннее произведение, также посвященное Феофилу. Из Евангелия от Луки (1,1-4) ясно, что здесь имеется в виду третье Евангелие. Стиль, экспрессивность изложения, лексика, особое внимание, уделяемое апологетике, и множество более мелких деталей связывают эти два труда. Если бы не желание поместить Евангелие от Луки вместе с другими тремя Евангелиями, без сомнения, эти два произведения вошли бы в Новый Завет вместе, как например 1-е и 2-е послания к коринфянам.

Далее, из текста Деяний ясно, что автор был спутником Павла в его путешествиях. Об этом свидетельствует использование местоимения "мы" в некоторых стихах (16,10-17; 20,5 - 21,18; 27,1 - 28,16); то есть автор непосредственно присутствует при событиях, о которых сообщает. Попытки скептиков объяснить эти особенности как чисто художественный прием неубедительны. Если они были добавлены только с целью придать произведению большую достоверность, то почему они вводятся так редко и ненавязчиво и почему лицо, входящее в это "мы", не называется по имени?

Наконец, если исключить других спутников Павла, упомянутых автором в третьем лице, а также тех его спутников, о которых известно, что они не были с Павлом во время событий, описанных в данных отрывках (с "мы"), то единственным реальным кандидатом является Лука.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

В то время как установление точного времени написания некоторых других книг НЗ не является столь важным, оно имеет большое значение для Деяний Апостолов, книги, которая прежде всего является историей Церкви, и к тому же первой историей.

Были предложены три датировки Деяний, две из которых согласуются с авторством Луки, а одна отрицает его:

1. Датировка этой книги П в. н.э., разумеется, делает невозможным признание авторства за Лукой: вряд ли он мог прожить дольше чем до 80 или, самое позднее, 85 г. н.э. Некоторые либеральные ученые считают, что автор использовал "Иудейские древности" Иосифа (около 93 г. н.э.), но параллели, на которые они ссылаются, рассматривая Деяния, 5,36 (о Февде), не согласуются, и нет особого сходства между описанными событиями.

2. Общепризнанная точка зрения такова: Лука написал и Евангелие, и Деяния между 70-80 гг. Тогда для составления своей Благой Вести Лука мог бы использовать Евангелие от Марка, существовавшее, вероятно, с 60-х гг.

3. Можно сделать обоснованное предположение, что Лука закончил писать Деяния вскоре после того, как произошли события, завершающие книгу: то есть во время первого заключения Павла в Риме. Возможно, Лука планировал написать третий том (но на это, видимо, не было Божьей воли) и поэтому не упоминает о гонениях, обрушившихся на христиан между 63 и 67 г. Однако отсутствие упоминаний о таких событиях, как жесточайшее преследование христиан Нероном в Италии после пожара в Риме (64 г.), война иудеев с Римом (66-70 г.), мученическая смерть Петра и Павла (вторая половина 60-х годов) и самое трагичное для иудеев и евреев-христиан - разрушение Иерусалима, указывают на более раннюю датировку. Итак, наиболее вероятно, что Лука написал Деяния Апостолов, когда Павел находился в римской тюрьме - в 62 или 63 г. н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Деяния Апостолов преисполнены жизнью и действием. В них мы видим, как действует Святой Дух, формируя Церковь, укрепляя ее и распространяя ее влияние. Это потрясающий рассказ о том, как Дух Господень, используя самые невероятные средства, преодолевая самые непреодолимые препятствия и идя самыми нетривиальными путями, достигает удивительнейших результатов.

В Деяниях повествование возобновляется с того момента, на котором заканчиваются Евангелия, затем краткие драматические описания знакомят нас с ранними неспокойными годами молодой Церкви. Деяния рассказывают о великом переходном периоде, когда новозаветная Церковь освобождалась от пут иудаизма и заявляла о себе как о новом, совершенно отличном сообществе, в котором иудеи и язычники едины во Христе. По этой причине Деяния можно назвать историей "отлучения от груди Исаака". Когда мы читаем эту книгу, мы испытываем своего рода духовное наслаждение при виде того, как творит Господь. В то же время мы ощущаем и напряжение, наблюдая, как грех и сатана противостоят и пытаются препятствовать делу Божьему.В первых двенадцати главах центральное место занимает апостол Петр, мужественно проповедующий народу Израилеву С тринадцатой главы и далее на первый план выходит апостол Павел как ревностный, вдохновенный и неутомимый просветитель язычников.Деяния охватывают приблизительно 33-летний период. Дж. Б. Филлипс заметил, что ни в один другой сравнимый по протяженности период человеческой истории "небольшое количество простых людей не смогло так повлиять на мир, чтобы их враги со слезами ярости на глазах говорили, что эти люди "перевернули мир вверх дном"". (J. В. Pmllips, The Young Church in Action,

. vvi.) План

I. ЦЕРКОВЬ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 1 - 7)

А. Воскресший Господь обещает крещение Духом Святым (1,1-5)

Б. Возносящийся Господь дает Апостолам повеление (1,6-11)

В. Пребывающие в молитве ученики ожидают в Иерусалиме (1,12-26)

Г. День Пятидесятницы и рождение Церкви (2,1-47)

Д. Исцеление хромого и призыв народа израильского к покаянию (3,1-26)

Е. Преследования и рост Церкви (4,1-7,60)

II. ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ И САМАРИИ (8,1-9,31)

А Служение Филиппа в Самарии (8,1-25)

Б. Филипп и евнух ефиоплянин (8,26-40)

В. Обращение Савла из Тарса (9,1-31)

III. ЦЕРКОВЬ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ (9,32-28,31)

А Петр проповедует язычникам Евангелие (9,32 - 11.18)

Б. Основание церкви в Антиохии (11,19-30)

В. Гонения Ирода на христиан и его смерть (12,1-23)

Г. Первое миссионерское путешествие Павла: Галатия (12,24 - 14,28)

Д. Совещание в Иерусалиме (15,1-35)

Е. Второе миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (15,36-18,22)

Ж. Третье миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (18,23-21,26)

3. Арест Павла и суды над ним (21,27-26,32)

И. Путь Павла в Рим и кораблекрушение (27,1-28,16)

К. Домашний арест Павла и его свидетельство иудеям в Риме (28,17-31)


В. Обращение Савла из Тарса (9,1-31)

9,1-2 Глава 9 - определенный поворотный пункт в Деяниях. До сих пор Петр занимал видное положение, проповедуя народу израильскому С этого момента все более выдающейся фигурой постепенно будет становиться апостол Павел, а Благая Весть все больше и больше будет распространяться среди язычников.

Савлу Тарсянину в это время, возможно, было чуть больше тридцати лет. Законоучители иудейские считали его одним из самых перспективных молодых иудеев. Что касается рвения, то в этом он превосходил всех своих товарищей.

Наблюдая за ростом христианской веры, известной как путь Господень (см. также 18,26; 19:9,23), он видел в ней угрозу своей собственной религии. Поэтому с неиссякаемой энергией, казалось, он принялся истреблять эту вредную секту. В частности, он добился от первосвященника официальных полномочий, позволяющих ему отыскивать последователей Иисуса в Дамаске (Сирия), чтобы связав приводить их в Иерусалим на суд и казнь.

9,3-6 Он и его спутники подходили к Дамаску. Внезапно яркий свет осиял его с неба, и Савл упал на землю. Он услышал голос, говорящий ему: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Когда Савл спросил: "Кто Ты, Господи?"- ему дан был ответ: "Я Иисус, Которого ты гонишь".

Чтобы понять, какие чувства обуревали Савла в этот момент, необходимо помнить: он был твердо убежден, что Иисус из Назарета умер и погребен. Так как лидер "секты" погиб, все, что нужно было сделать,- уничтожить Его последователей. Тогда земля освободится от этого "бедствия".

Теперь же на Савла обрушивается истина: Иисус вовсе не мертв, а воскрес из мертвых и воссел одесную Бога на небесах! То, что он увидел Спасителя во славе, круто изменило всю его жизнь.

Савл узнал также, что, преследуя учеников Иисуса, он гнал Самого Господа. Боль, причиненную членам Тела Христова на земле, ощущал и Глава Тела на небесах.

Савл прежде должен был получить учение, а затем уже служение. Сначала он узнал все о Самом Иисусе. Затем был послан в Дамаск, где он должен был получить приказ о выступлении в поход.

9,7-9 Люди же, шедшие с ним, в это время находились в полном изумлении. Они слышали звук с небес, но не могли разобрать слов, которые слышал Савл (22,9). Они не видели Господа, лишь Савл видел Его. С этого момента он был призван к апостольскому служению.

Гордого некогда фарисея повели за руку в Дамаск, где он три дня не видел. Все это время он не ел и не пил.

9,10-14 Можно представить, какой эффект произвела эта новость на христиан в Дамаске. Они знали, что Савл идет в город, чтобы схватить их. Они молились, надеясь на вмешательство Божье. Возможно, они даже осмеливались молиться об обращении Савла. А теперь они слышат, что первый враг веры стал христианином. Они с трудом верили собственным ушам.

Когда Господь сказал Анаши, одному из христиан в Дамаске, пойти к Савлу. Анания высказал все плохие предчувствия, которые наполняли его сердце в отношении этого человека. Но получив уверение, что Савл сейчас молится, а не преследует христиан, Анания пошел в Иудин дом на Прямой улице.

9,15-16 У Господа был чудесный план для Савла: "...он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми; и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое". Прежде всего, Павел будет апостолом язычников, и это задание приведет его к царям. Но он также будет проповедовать своим соотечественникам по плоти, и вот от них он испытает самые сильные преследования.

9,17-18 Трогательно проявляя христианскую любовь и милосердие, Анания выражает свое единение с новообращенным, возложив на него руки, назвав его "брат Савл "и объяснив цель своего прихода. Он пришел, чтобы Савл мог прозреть и исполниться Святого Духа.

Нужно отметить, что Святой Дух снизошел на Савла через возложение рук простого ученика. Анания был, как выражаются комментаторы, просто мирянином. То, что Господь использовал человека, который не был апостолом, - упрек тем, кто пытается сделать духовное прерогативой духовенства.

Когда человек истинно обращен, с ним всегда случаются определенные события. Существуют некоторые признаки, подтверждающие реальность обращения. Это утверждение верно в отношении Савла Тарсянина. Каковы эти признаки? Фрэнсис В. Диксон перечисляет некоторые из них:

1. Он встретил Господа и услышал Его голос (Цеян. 9,4-6). Он получил Божественное откровение, которое только одно могло убедить его и сделать смиренным учеником и преданным последователем, каким он стал.

2. Он исполнился страстным желанием повиноваться Господу и творить Его волю (Деян. 9,6).

3. Он начал молиться Деян. 9,11).

4. Он крестился (Деян. 9,18).

5. Он пребывал в общении с народом Божьим (Деян. 9,19).

6. Он начал убедительно свидетельствовать (Деян. 9,20).

7. Он возрастал в благодати (Деян. 9,22).

СЛУЖЕНИЕ МИРЯН

Один из самых важных уроков, преподанных нам в Деяниях, таков: христианство - движение мирян. Свидетельство было доверено всем верующим, а не только специально подготовленным священникам и другим духовным лицам.

Харнак заявлял, что "великие победы ранней Церкви в Римской империи были достигнуты не учителями, проповедниками или апостолами, а простыми миссионерами". (Harnack, цитируется по Leighton Ford, The Christian Persuader,

. 46.)

Дин Индж писал:

"Христианство начиналось как религия, в которой роль пророков играли простые, не имеющие духовного сана люди. ...Именно от рядовых членов Церкви зависит будущее христианства". (Dean Inge, цитируется по Е. Stanley Jones, Conversion,

. 219.)

Брайан Грин отмечает:

"Будущее христианства и евангелизация всего мира находятся главным образом в руках простых мужчин и женщин, а не профессионалов от религии". (Bryan Green, там же.)

Лейтон Форд говорит:

"Церковь, которая доверяет свидетельство лишь специалистам, живет нарушая как замысел своего Главы, так и устойчивую практику первых христиан. Благовествование было задачей всей Церкви, а не только ее лидеров". (Leighton Ford, цитируется no Jones, Conversion,

. 46.)

И наконец, Дж. А. Стюарт пишет:

"Каждый член поместной общины в личных контактах завоевывал души для Христа, а затем приводил этих новообращенных в ту же церковь, к которой принадлежал сам. Там они глубже знакомились с учением и укреплялись в вере в Искупителя. Затем, в свою очередь, они поступали так же". (James A. Stewart, Pastures of Tender Grass,

. 70.)

В апостольской Церкви не было священнослужителя, который возглавлял бы местную общину. Обычная поместная церковь состояла из верующих (святых), епископов и диаконов (Флп. 1,1). Все святые были служителями^, новозаветном смысле. Епископы были старейшинами, блюстителями или духовными вождями. Диаконы занимались финансовыми делами поместной церкви.

Ни один епископ или старейшина не был профессиональным священнослужителем. Пастырями для общины верующих было несколько старейшин, которые трудились совместно.

Кто-то спросит: "А как же апостолы, пророки, проповедники Евангелия, пастыри и учителя? Не были ли они священнослужителями в первых церквах?" Ответ на этот вопрос дан в Ефесянам 4,12. Эти дары были ниспосланы для духовного роста святых, чтобы они (верующие) могли совершать служение, созидая тем самым Тело Христово. Цель этих служителей заключалась не в том, чтобы утвердиться во главе местной общины, а чтобы приблизить день, когда местная церковь будет в состоянии существовать без их помощи. Тогда они могли идти дальше для основания и укрепления других церквей.

Согласно историкам Церкви, церковная иерархия появилась во втором веке. В период, описанный в Деяниях, она еще не была известна. Она послужила помехой на пути всемирной евангелизации и распространения Церкви, так как при ней слишком многое зависит от очень небольшого количества людей.

Христиане в НЗ не только проповедовали, но также были и священниками. Как святое священство, они имели постоянный доступ к Богу для поклонения Ему (1 Пет. 2,5). Как царственное священство, они обладали правом возвещать о Том, Кто призвал их "из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2,9). Всеобщее священство не значит, что все христиане были достаточно подготовлены, чтобы проповедовать или учить публично; оно, главным образом, ограничивается поклонением и свидетельством. Но что оно действительно означает, так это то, что в Церкви не должно быть особого класса священников, которые полностью контролировали бы богослужение.

9,19-25 Ученики в Дамаске открыли свои сердца и дома для Савла. Вскоре он уже проповедовал в синагогах, бесстрашно свидетельствуя о том, что Иисус есть Сын Божий. Это приводило его слушателей иудеев в изумление. Они знали, что Савл ненавидел само имя Иисуса. А теперь он учит, что Иисус есть Бог. Как могло такое случиться?

Мы не знаем, какое время он оставался в Дамаске в первый раз. Однако из Галатам, 1,17 мы узнаем, что, покинув Дамаск, он отправился на неопределенное время в Аравию, а затем вернулся назад. В какую часть главы 9 мы можем "вместить" это путешествие? Возможно, между стихами 21 и 22.

Многие из слуг Божьих, лучше всех послуживших Ему, до того как начать проповедническую деятельность некоторое время пребывали в Аравии или в пустыне.

В Аравии у Савла была возможность поразмышлять о великих событиях, которые произошли в его жизни, и особенно о евангелии милости Божьей, дарованной ему Когда он вернулся в Дамаск, ему удалось привести в замешательство иудеев в синагогах, доказывая, что Сей есть Христос, Мессия народа израильского. Это так разъярило их, что они согласились убить того, кто когда-то был лучшим среди них, а теперь стал "вероотступником", "ренегатом" и "перевертышем". Савл бежал, спустившись ночью в корзине через отверстие в городской стене. Это выглядело как позорное бегство, но гордыня Савла и так уже была сломлена, а переломивший себя человек ради Христа может вытерпеть позор, которого другие постарались бы избежать.

9,26-30 С позиций обычного человека Иерусалим был для Савла самым опасным местом. Однако уверенность, что на все воля Божья, позволяет ему уделить соответствующее внимание личной безопасности.

Вопрос, был ли этот первый визит Павла как христианина в Иерусалим тем же, который состоялся через три года после его обращения (Гал. 1,18), еще остается открытым. Во время первого посещения Иерусалима Павел из всех апостолов видел лишь Петра и Иакова. Здесь, в стихе 27, говорится, что Варнава, взяв его, пришел к апостолам. Разумеется, здесь могут подразумеваться Петр и Иаков, но могут иметься в виду и все апостолы. В последнем случае это его второй визит в Иерусалим, не упомянутый более нигде.

Сначала ученики в Иерусалиме боялись принять Савла, сомневаясь в искренности его обращения. Варнава, оправдывая свое имя - "сын утешения", отнесся к Савлу по-дружески, рассказав о его обращении и бесстрашном свидетельстве о Христе в Дамаске. Когда же христиане увидели, как Савл смело проповедовал во имя Господа Иисуса в Иерусалиме, они поняли, что он искренен. Против него яростно выступили еллинисты. Когда братия узнали, что ему угрожает опасность от этих иудеев, они проводили Савла в Кесарию. Оттуда он направился в свой родной город Тарс, расположенный рядом с юго-восточным побережьем Малой Азии.

9,31 Затем для церквей в Палестине наступила короткая передышка. Это было временем закрепления уже завоеванных позиций и численного и духовного роста христианских общин.

III. ЦЕРКОВЬ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ (9,32-28,31)

А. Петр проповедует язычникам Евангелие (9,32 - 11,18)

9,32-34 Когда вновь повествование возвращается к Петру, мы застаем его посещающим христиан в разных частях Иудеи. Наконец он прибывает в Лидду (Лод), на северо-западе от Иерусалима, по дороге к Иоппии (современная Яффа). Там он встречает парализованного человека, который восемь уже лет лежал в постели. Назвав его по имени, Петр сказал ему, что Иисус Христос - его Исцелитель. Еней тотчас встал и убрал свою постель. Вполне возможно, что одновременно с физическим исцелением он получил и новую духовную жизнь.

9,35 Исцеление расслабленного стало свидетельством о Господе для Лидды и для всей прибрежной равнины Сарон. В результате многие обратились к Господу.

9,36-38 Иоппия была главным морским портом Палестины на Средиземном море и находилась примерно в тридцати милях к северо-востоку от Иерусалима. Среди живущих там христиан была одна добросердечная женщина по имени Тавифа ("Серна"), которая славилась тем, что шила одежду для бедных. Когда она внезапно умерла, ученики послали сообщение в Лидду, умоляя Петра незамедлительно прийти к ним.

9,39-41 Придя, Петр увидел всех вдовиц, которые со слезами показывали рубашки и платья, какие делала Серна для них. Он попросил их выйти, затем, преклонив колена, помолился и приказал Тавифе встать. Тотчас же она воскресла и вновь присоединилась к своим друзьям-христианам.

9,42 Чудо воскрешения сделалось широко известным, так что многие уверовали в Господа. Но если сравнить стихи 42 и 35, окажется, что после исцеления Енея обратилось больше людей, чем вследствие воскрешения Серны.

9,43 Петр довольно дней пробыл в Иоппии, живя в доме Симона, кожевника. Упоминание о ремесле Симона имеет особый смысл. Иудеи считали кожевенное дело нечистым занятием. Постоянный контакт с трупами животных осквернял правоверного иудея. Тот факт, что Петр жил у Симона, показывает, что он уже не был связан этим иудейским предрассудком.

Часто указывают на то, что в каждой из трех идущих подряд глав мы становимся свидетелями обращения потомка одного из сыновей Ноя. Евнух ефиоплянин (гл. 8), без сомнения, принадлежал к роду Хама. Предком Савла из Тарса (гл. 9) был Сим. В главе 10 в лице Корнилия мы встретим человека, принадлежавшего к потомству Иафета. Это прекрасное доказательство того, что Благая Весть едина для всех рас и культур и что во Христе между ними стираются все границы. В главе 2 Петр воспользовался ключами Царства, чтобы открыть дверь веры иудеям, в главе 10 мы увидим, как он делает то же для язычников.

Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 9

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Согласно традиции, принято считать, что Деяния святых апостолов написаны Лукой - врачом, сопутствовавшим Павлу на некоторых этапах его второго и третьего миссионерских путешествий, а также сопровождавшим его в Рим. Церковь сохранила множество свидетельств II-IV вв. по Р.Х. в пользу авторства Луки. С этим были согласны Ириней Лионский (130-202 гг.), Климент Александрийский (150-215 гг.) и Евсевий Кесарийский (ок. 325 г.); авторство Луки отмечено и в каноне Муратори (ок. 170 г.).

Свидетельства самой книги Деяния, ведущие к такому заключению, можно вывести, главным образом, из примечательных "мы" в разных местах второй части книги (16,10-17; 20,5-15; 21,1-18; 27,1 - 28,16). Из них видно, что автор сопровождал Павла из Троады (Малая Азия) в Филиппы (Европа), затем обратно из европейских Филипп в малоазийскую Троаду и далее - в Палестину. Наконец, он же сопровождает Павла из Палестины в Рим.

Автор был образованным эллином, о чем свидетельствуют стиль Евангелия от Луки и Деяний и безукоризненный греческий язык, на котором они написаны. Кроме того, методический подход автора к излагаемой теме и его исследовательские приемы (Лк. 1,1-4) тоже говорят о том, что это высоко образованный человек.

В Послании к колоссянам (4,14) Павел отмечает, что ему сопутствует "Лука, врач возлюбленный". Некоторые ученые, особенно в конце XIX и начале XX вв., утверждали, что медицинские термины в текстах, написанных Лукой, и явный интерес автора к теме болезней (Лк. 4,38; 8,43.44; Деян. 3,7; 12,23; 13,11; 20,7-11; 28,3.8) указывают на то, что автор был врачом. Однако этому имеются возражения, поскольку многие писатели древности свободно пользовались медицинскими терминами, которые собственно таковыми еще и не были. Так что этот факт нельзя использовать как доказательство, что автор - медик. Тем не менее, внимание к вопросам медицины в Деяниях только усиливает вероятность того, что ее автором был действительно врач Лука.

Время и обстоятельства написания

Существуют три версии о времени написания Деяний апостолов: между 105-м и 130 гг. по Р.Х., между 80-м и 95 гг. и ранее 70 г. Первые две основаны отчасти на теории, что автор Деяний (вероятно, не Лука) использовал труд иудейского историка I в. (ок. 37/38-100 гг. по Р.Х.) Иосифа Флавия ("Иудейские древности", 18.4-10 и 20.97-98), откуда почерпнул сведения о восставших Февде и Иуде (Деян. 5,36.37). Но вполне возможно, что Февда, которого упоминает Гамалиил (Деян. 5,36), и Февда, о котором пишет Иосиф, - разные лица. Равным образом и упоминание Лукой и Иосифом Флавием Иуды (6 г. по Р.Х.) не доказывает, что один автор зависел от другого. Приверженцы поздней датировки утверждают, что Лука (Деян. 12,19-23) был ознакомлен с описанием смерти Ирода Агриппы I (44 г. по Р.Х.), сделанным Иосифом Флавием ("Иудейские древности", 19.343-350), и что он заимствовал материал оттуда, поскольку оба автора описывают это событие в сходных выражениях. Все же эти два описания значительно разнятся. Кроме того, указывалось, что богословие книги Деяния совпадает с идеями Иустина Мученика, писателя II в. Но эта теория верна, скорее, в обратном порядке: Иустин Мученик мог почерпнуть свои богословские выкладки из книги Деяния.

Сторонники более поздней датировки - 150 г. - утверждают, будто текст Лк. 21,20, где упоминаются войска, свидетельствует, что разрушение Иерусалима уже свершилось, когда Лука писал Деяния. Можно отметить, что Марк употребляет выражение "мерзость запустения" (пророчество из Дан. 9,27, повторенное в Мк. 13,14 и Мф. 24,15) как несомненно понятное иудеям. Лука, напротив, говоря об исполнении того же пророчества, употребляет слово "войска", т.е. выражение, понятное язычникам. Но в любом случае разница в выборе слов не свидетельствует о том, что Иерусалим уже пал.

Мнение, что Деяния были написаны Лукой ранее 70 г. по Р.Х. (вероятно, ок. 60-64 гг.), более правдоподобно. Во-первых, гл. 28 заканчивается на том, что Павел пользуется частичной свободой. В ожидании суда кесаря Павел имеет возможность проповедовать всем, кто приходит к нему, - это могло происходить до 64 г., когда Нерон возложил на христиан ответственность за пожар в Риме. Во-вторых, о смерти Павла не упоминается, а ведь из 2 Тим., гл. 4 ясно, что она близка и неизбежна (и случилась, вероятно, в 67-68 гг.). В-третьих, в конце книги Деяния Лука описывает благосклонность римского правительства к христианству; после 64 г. отношение к нему стало иным. В-четвертых, на более раннюю дату написания книги указывает словоупотребление, характерное для самого раннего периода христианства: "ученик", "первый день недели" - позднее он стал называться "днем Господним" (Откр. 1,10; в синодальном переводе "день воскресный" - неточно), "народ израильский" (4,27) - позднее (Тит. 2,14) это выражение включает и иудеев, и язычников - "народ особенный", "Сын Человеческий" (7,56).

Согласно Лк. 1,3 и Деян. 1,1, изначально обе книги предназначались Феофилу. Об этом человеке ничего не известно, но он, возможно, был покровителем Луки. Несомненно, что он был язычником, получившим наставление в христианской вере (Лк. 1,4). Возможно, покровительствуя Луке, Феофил обеспечил ему существование, пока тот работал над своими книгами. Можно сравнить это с положением Иосифа Флавия, который, указав, что ему покровительствуют римские военачальники Веспасиан и Тит ("Против Апиона", 1.50), говорит еще и о другом благодетеле, некоем Епафродите ("Против Апиона", 1.1; 2.1; 2.296).

Материалом для Луки служило то, чему он сам был свидетелем, а также сведения из источников, имевшихся в Палестине и за ее пределами. Возможно, ему помогали Сосипатр из Верии, Аристарх и Секунд из Фессалоники, Гаий из Дервии и многие другие. Находясь в Палестине во время двухлетнего заключения Павла, Лука собирал материал для своего Евангелия и для первой части книги Деяния. Вероятно, он беседовал с Марией, матерью Иисуса, и другими "очевидцами и служителями Слова" (Лк. 1,2).

Характерные особенности и темы

Книга Деяния апостолов представляет собой точное историческое повествование о жизни ранней церкви (середина во I в. по Р.Х.). Лука приводит географические подробности, говорит о правительственных служащих и императорах; при описании морского путешествия в Италию он пользуется соответствующими морскими терминами. Все это указывает на то, что автор - добросовестный исследователь, лично бывший очевидцем многих описанных им событий.

Лука, возможно, преследовал несколько целей. В Деян. 1,1.2 он уведомляет, что в Евангелии описал жизнь Иисуса вплоть до Его вознесения. В первой главе (Деян. 1,8) кратко сообщается об общей теме книги Деяния: Господь намерен распространить Свое дело "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Книга Деяния - путевая карта распространения Церкви по древнему миру; она представляет христианство в его развитии. Некоторые рассматривали Деяния как своеобразную апологию христианства, написанную Лукой, или попытку показать, что христианство не представляет угрозы для Рима. Книга называется "Деяниями святых апостолов", однако Лука описывает лишь служение Петра (Деян. 1-12) и Павла (Деян. 13-28).

Содержание

I. Петр и благовествование иудеям в Иерусалиме, Иудее и Самарии (1,1 - 12,24)

А. Наставления, полученные от Иисуса, и ожидание Духа Святого (гл. 1)

Б. Возникновение Церкви (гл. 2-7)

1. Сошествие Духа Святого и первая проповедь Петра (2,1-41)

2. Общение верующих (2,42-47)

3. Исцеление нищего и вторая проповедь Петра (гл. 3)

4. Преследование со стороны синедриона (4,1-31)

5. Общинная жизнь и церковная дисциплина (4,32 - 5,11)

6. Дальнейшие преследования со стороны синедриона (5,12-42)

7. Избрание семи диаконов (6,1-7)

8. Гонения и смерть Стефана (6,8 - 7,60)

В. Преследуемая Церковь рассеивается и несет Евангелие по Иудее и Самарии (гл. 8)

1. Филипп проповедует в Самарии и обращает ефиопского вельможу (гл. 8)

2. Обращение Савла (9,1-31)

3. Проповедь Петра в Лидде и Иоппии (9,32-43)

4. Проповедь Петра Корнилию в Кесарии; излияние Духа Святого на язычников (10,1 - 11,18)

5. Церковь в Антиохии Сирийской (11,19-30)

6. Преследование Церкви Иродом Агриппой I и его смерть (12,1-24)

II. Павел и благовествование язычникам (12,25 - 28,31)

А. Первое миссионерское путешествие Павла, распространение евангелия на Кипре и в Малой Азии (12,25 - 14,28)

1. Иерусалимский собор (15,1-35)

2. Второе миссионерское путешествие Павла - снова Малая Азия, затем - Европа (15,36 - 18,22)

3. Третье миссионерское путешествие Павла - и вновь Малая Азия, затем - Македония и Греция (18,23 - 21,16)

4. Арест Павла, суд над ним и заключение в Палестине (21,17 - 26,32)

5. Путешествие в Рим (27,1 - 28,16)

6. Проповедь Павла в Риме в течение двух лет (28,17-31)


1 Савл. См. 7,58 и ком.

еще дыша угрозами и убийством. Савл уже помог расправиться со Стефаном и считал, что должен и в дальнейшем делать все, чтобы искоренить новое учение.

2 последующих сему учению. Другой перевод: "стоящих на этом пути". Выражение, равнозначное следующим наименованиям: "христиане" (оно встречается только в 11,26; 26,28; 1 Пет. 4,16), "ученики" (ст. 10,19), "святые" (ст. 13), "все, призывающие имя Твое" (ст. 14) и "братья" (ст. 17,30). Слово "путь" указывает, что христианское движение состоит из последователей Иисуса, Который Сам есть Путь (Ин. 14,6). Оно неоднократно встречается в Книге Деяний (13,10; 16,17; 18,25; 19,9.23). Петр (2 Пет. 2,2) употребляет выражение "путь истины" (ср. Пс. 118,30) как определение христианской веры, в отличие от "пути, ведущего в погибель" (Мф. 7,13).

3 свет с неба. Сверхъестественный свет, более яркий, чем свет южного солнца (26,13).

4 Савл, Савл. Имя, повторенное дважды, указывает на важность обращения (ср. Быт. 22,11; 46,2; Исх. 3,4; 1 Цар. 3,10; Лк. 10,41; 22,31).

гонишь Меня. Гонение на учеников Иисуса равнозначно гонению на Самого Иисуса (Мф. 5,10-12; Ин. 15,19.20).

5 кто Ты, Господи. Греч, слово "кириос" может быть употреблено в значении "Господь" (т.е. Владыка Небесный) и "господин", "сударь" (т.е. вежливое, уважительное обращение). Хотя Савл только начинал понимать, кто такой Иисус на самом деле, ярчайший свет и голос с неба, вероятно, заставили его употребить слово "кириос" в его божественном значении - Господь. Ср. Исх. 3,4.

7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос. В 22,9 Павел говорит, что они голоса "не слыхали". Греч, слово, переведенное как "голос", может означать и "звук". Спутники Павла слышали некие звуки, но не могли понять значение слов.

15 избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. Павел считал себя апостолом язычников (Рим. 1,13.14), равно как Петр был апостолом для иудеев (Гал. 2,8). Но Павел неоднократно проповедовал и иудеям, особенно в синагогах (9,20; Рим. 1,16; 1 Кор. 9,20).

17 Господь Иисус, явившийся тебе. Случившееся с Савлом не было видением, он действительно встретил Господа (ср. Ис. 6,1.5).

исполнился Святаго Духа. Ср. 2,38. Здесь ничего не говорится о каких-либо сверхъестественных дарах, подчеркивается лишь убедительность его проповеди об Иисусе как Сыне Божием (ст. 20).

18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его. См. Введение: Автор.

26 Савл прибыл в Иерусалим. Согласно Гал. 1,18.19, Павел виделся в Иерусалиме только с Петром и Иаковом, братом Господним. Возможно, другие апостолы либо побоялись встретиться с ним, либо в то время проповедовали в других

35 в Сароне. Саронская равнина, лежащая вдоль побережья на север от Иоппии.

36 В Иоппии. Древний морской порт (позже - Яффа, теперь это южная часть Тель-Авива); см. Иона 1,3.

37 Ее омыли. В Иерусалиме тело Иисуса было предано погребению в самый день смерти, но вне города допускалось хоронить менее поспешно (до трех дней).

43 у некоторого Симона кожевника. Тот факт, что Петр готов был поселиться у кожевника (иудеи считали это ремесло нечистым, так как занимающиеся им прикасаются к мертвым животным, Лев. 5,2), указывает на то, что евангельская проповедь уже начинала сметать преграды между людьми. Это также предвосхищает видение Петра, описанное в 10,9-23.