Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Исход
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Левит
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Числа
Главы:
1
2
3
4
Руфь
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
2-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
3-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
4-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ездра
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Неемия
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Есфирь
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Иов
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Притчи
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Екклесиаст
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Песни Песней
Пророческие
Главы:
1
2
3
4
5
Плач Иеремии
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Даниил
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Осия
Главы:
1
2
3
Иоиль
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Амос
Глава:
1
Авдий
Главы:
1
2
3
4
Иона
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
Михей
Главы:
1
2
3
Наум
Главы:
1
2
3
Аввакум
Главы:
1
2
3
Софония
Главы:
1
2
Аггей
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Захария
Главы:
1
2
3
4
Малахия

Новый Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям
Пророческие

   1-е Коринфянам 8

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Что же касается приношения идолам, то мы знаем, что „у всех нас есть знания". Знание заставляет людей раздуваться в гордости, любовь же помогает людям становиться сильнее.
Если кто думает, что знает что-нибудь, то ничего тот ещё не знает, как надо знать.
Но если кто любит Бога, то известен он Ему.
Итак, по поводу пищи мы знаем, что „идол в мире - ничто" и что „есть только один Бог".
И даже хотя существуют так называемые „боги", будь то на земле или в небесах (а на самом деле есть множество „богов" и множество „господ"),
для нас существует только один Бог-Отец и один Господь Иисус Христос. Через Него существует всё, и через Него мы живы.
Но не все имеют это знание. Некоторые до недавнего времени ещё поклонялись идолам, и когда они едят жертвенное мясо, то считают это поклонением идолам, и их чувствительная совесть становится нечистой.
Но пища не приблизит нас к Богу. Если мы не едим, то нам нисколько не хуже; как если и едим мы, то нам нисколько не лучше.
Смотрите только, чтобы это ваше право не вынудило тех, кто слаб духом, впасть в грех.
Ибо, если кто-то, у кого чувствительная совесть, увидит, что вы, наделённые знанием, едите в языческом храме, то разве это не поощрит его начать есть мясо, принесённое в жертву идолам?
Тот, кто слаб, уничтожен будет от ваших познаний, тот самый брат ваш, за кого умер Христос!
И греша таким образом против своих братьев и уязвляя их чувствительную совесть, вы грешите против Христа.
И потому, если пища побуждает брата моего грешить, то я никогда больше не буду есть мяса, чтобы не ввести брата моего в грех.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Коринфянам»
Комментарии к главе 8
ВВЕДЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ
ВЕЛИЧИЕ КОРИНФА

Уже один взгляд на карту показывает, что Коринфу было уготовано важное место. Южная Греция представляет собой почти остров. На западе Коринфский залив глубоко вдается в сушу, а на востоке граничит с Сардоническим заливом. И вот, на этом узком перешейке, между двумя заливами, стоит город Коринф. Такое положение города неизбежно привело к тому, что Коринф стал одним из величайших торговых и коммерческих центров античного мира. Все пути сообщения из Афин и северной Греции в Спарту и на Пелопоннесский полуостров проходили через Коринф.

Через Коринф проходили не только пути сообщения между южной и северной Грецией, но большая часть торговых путей из западного Средиземноморья в восточное. Крайняя южная точка Греции была известна под названием мыс Малеа (ныне мыс Матапан). Это был опасный мыс, и "обойти вокруг мыса Малеа" звучало в те времена так же, как звучало позднее "обойти вокруг мыса Горн". У греков было две поговорки, ясно показывающие их мнение об этом: "Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, забудет свой дом", и "Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, сначала составит свое завещание".

Вследствие этого моряки выбирали один из двух путей. Они поднимались по Сардоническому заливу и, если их суда были достаточно малы, перетаскивали их волоком через перешеек и потом спускали их в Коринфский залив. Перешеек назывался Диолкос - место, через которое волокут. Если же судно было слишком большим, то груз выгружали, переносили носильщиками через перешеек на другое судно, стоящее по другую сторону перешейка. Эти семь километров через перешеек, где теперь проходит Коринфский канал, сокращали путь на 325 км, и избавляли от опасностей путешествия вокруг мыса Малеа.

Понятно, каким крупным коммерческим центром являлся Коринф. Сообщение между южной и северной Грецией проходило через него. Сообщение же между восточным и западным Средиземноморьем, еще более интенсивное, чаще всего осуществлялось через перешеек. Вокруг Коринфа находились еще три города: Лехэуле - у западного побережья, Кенхрея - на восточном побережье и Скоэнус - на небольшом расстоянии от Коринфа. Фаррар пишет так: "Предметы роскоши вскоре появились на рынках, которые посещали все народы цивилизованного мира - арабский бальзам, финикийские финики, слоновая кость из Ливии, вавилонские ковры, козий пух из Киликии, шерсть из Лаконии, рабы из Фригии".

Коринф, по выражению Фаррара, был ярмаркой тщеславия античного мира. Люди называли его Греческим мостом, его называли также Злачным местом Греции. Кто-то однажды сказал, что если человек простоит довольно долгое время на Пикадилли в Лондоне, то он может, в конце концов, увидеть каждого жителя страны. Коринф был Пикадилли Средиземноморья. В дополнение к этому там проводились также и Истмийские игры, которые уступали по своей известности лишь Олимпийским. Коринф был богатым многолюдным городом, одним из крупнейших торговых центров древнего мира.

ПОРОЧНОСТЬ КОРИНФА

Коринф получил всеобщую известность благодаря своему торговому процветанию, но он стал также и олицетворением безнравственной жизни. Само слово "коринфовать", то есть жить по-коринфски, вошло в греческий язык и означало вести пьяную и развратную жизнь. Это слово вошло и в английский язык, и во времена регенства коринфянами звали молодых людей, ведших разгульный и безрассудный образ жизни. Греческий писатель Элиан говорит, что, если когда-либо на сцене в греческой драме появлялся коринфянин, то он обязательно был пьяным. Само название Коринф было синонимом разгула. Город был источником зла, известным во всем цивилизованном мире. Над перешейком возвышался холм Акрополь, а на нем стоял большой храм богини Афродиты. При храме жила тысяча жриц богини Афродиты, жриц любви, священных проституток, которые спускались по вечерам с Акрополя и предлагали себя каждому за деньги на улицах Коринфа, пока у греков не возникла новая поговорка: "Не каждый мужчина может позволить себе поехать в Коринф". Помимо этих грубых грехов в Коринфе процветали еще более утонченные пороки, которые привезли с собой купцы и моряки со всех концов известного в то время мира. И поэтому Коринф стал не только синонимом богатства и роскоши, пьянства и невоздержанности, но и синонимом мерзости и разврата.

ИСТОРИЯ КОРИНФА

История Коринфа делится на два периода. Коринф - древний город. Фукидид, древнегреческий историк, утверждает, что первые триремы, боевые греческие корабли, были построены в Коринфе. Согласно легенде, в Коринфе был построен и корабль аргонавтов Арго. Но в 235 году до Р. Х. Коринф постигла трагедия. Рим был занят завоеванием мира. Когда римляне пытались покорить Грецию, Коринф возглавлял сопротивление. Но греки не могли выстоять против дисциплинированного и хорошо организованного римского войска, и в том же году генерал Луций Мумий захватил Коринф и превратил его в груду развалин.

Но место, с таким географическим положением не могло вечно пустовать. Почти ровно через сто лет после разрушения Коринфа, в 35 году до Р. Х., Юлий Цезарь восстановил его из руин, и Коринф стал римской колонией. Более того, он стал столицей, центром римской провинции Ахаиа, в которую входила почти вся Греция.

Во времена апостола Павла население Коринфа было очень пестрым.

1) В нем жили ветераны римской армии, которых поселил здесь Юлий Цезарь. Отслужив свой срок, солдат получал римское гражданство, после чего его посылали в какой-то новый город, давали ему земельный надел, с тем, чтобы он поселился там. Такие римские колонии устраивали во всем мире, и основной костяк населения в них составляли ветераны регулярной римской армии, получившие за свою верную службу римское гражданство.

2) Как только Коринф возродился вновь, в город вернулись купцы, поскольку его отличное географическое положение давало ему существенные преимущества.

3) Среди населения Коринфа было много иудеев. Во вновь построенном городе открывались прекрасные коммерческие перспективы, и они стремились воспользоваться ими.

4) Жили там и небольшие группы финикийцев, фригийцев и народов с востока, со странными и историческими манерами. Фаррар говорит об этом так: "Это смешанное и разнородное население, состоящее из греческих авантюристов и римских горожан, с разлагающей примесью финикийцев. Там жила масса иудеев, отставных солдат, философов, купцов, моряков, вольноотпущенников, рабов, ремесленников, торговцев, маклеров". Он характеризует Коринф как колонию без аристократии, традиций и авторитетных граждан.

И вот, зная, что прошлое Коринфа и само его название были синонимами богатства и роскоши, пьянства, разврата и порока, прочтем 1 Кор. 6,9-10:

"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?

Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют".

В этом рассаднике порока, в самом, казалось бы, для этого малопригодном городе во всей Греции, совершил Павел одно из своих величайших деяний, и в нем была одержана одна из величайших побед христианства.

ПАВЕЛ В КОРИНФЕ

Не считая Ефеса, Павел оставался в Коринфе дольше, чем в каком-либо другом городе. С опасностью для жизни покинул он Македонию и перебрался в Афины. Здесь многого он не достиг, и потому пошел дальше в Коринф, где и оставался в течение восемнадцати месяцев. Нам станет ясней, как мало мы знаем о его работе, когда узнаем, что все события об этих восемнадцати месяцах сведены в 17 стихов (Деян. 18,1-17).

По прибытии в Коринф Павел поселился у Акилы и Прискиллы. С большим успехом проповедовал он в синагоге. После прибытия Тимофея и Силы из Македонии Павел удвоил свои усилия, но иудеи были столь враждебны и непримиримы, что ему пришлось уйти из синагоги. Он переселился к Иусту, жившему по соседству с синагогой. Самым известным из обращенных им в веру Христову был Крисп, начальник синагоги; а среди народа проповеди Павла тоже имели большой успех.

В 52 году в Коринф прибыл новый губернатор, римлянин Галлион, известный своим обаянием и благородством. Иудеи попытались воспользоваться его неосведомленностью и добротой и привели к нему на суд Павла, обвиняя его в том, "что он учит людей чтить Бога не по закону". Но Галлион, сообразуясь с беспристрастностью римского правосудия, отказался разбирать их обвинение и не принял никаких мер. Поэтому Павел смог завершить здесь свое дело и потом отправился в Сирию.

ПЕРЕПИСКА С КОРИНФОМ

Находясь в Ефесе, Павел узнал в 55 году, что в Коринфе не все благополучно, и потому написал тамошней церковной общине. Вполне вероятно, что коринфская переписка Павла, которой мы располагаем, является неполной и что компоновка ее нарушена. Надобно помнить, что лишь в 90 году, или около этого письма и послания Павла были впервые собраны. Кажется, они имелись в различных церковных общинах лишь на кусках папируса и, поэтому, было трудно их собирать. Когда собирали послания к Коринфянам, их, по-видимому, нашли не все, собрали не полностью и расположили их не в первоначальной последовательности. Попытаемся представить себе, как это все происходило.

1) Имелось письмо, написанное до Первого послания Коринфянам. В 1 Кор. 5,9 Павел пишет: "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками". Очевидно, что это указание на ранее написанное письмо. Некоторые ученые полагают, что это письмо бесследно утеряно. Другие считают, что оно содержится во 2 Кор. 6,14-7,1. И действительно, этот отрывок перекликается с вышеупомянутой темой. В контексте же Второго послания к Коринфянам этот отрывок как-то не читается. Если же перейдем непосредственно от 2 Кор. 6,13 ко 2 Кор. 7,2, то увидим, что смысл и связь отлично сохраняются. Ученые называют этот отрывок "Предыдущим посланием". Первоначально, в посланиях не было деления на главы и стихи. Деление на главы было предпринято не ранее тринадцатого столетия, деление же на стихи не ранее шестнадцатого. Поэтому упорядочение собранных писем представляло большие трудности.

2) Различные источники сообщали Павлу о том, что в Коринфе не все ладно. а) Такие сведения доходили от домашних Хлоиных (1 Кор. 1,11). Они сообщали о ссорах, раздирающих церковную общину. б) Новости эти дошли до Павла и с прибытием в Ефес Стефана, Фортуната и Ахаика (1 Кор. 16,17). Которые личными контактами дополняли настоящее положение дел. в) Сведения эти пришли с письмом, в котором коринфская община просила Павла дать указания по различным вопросам. 1 Кор. 7,1 начинается словами "О чем вы писали ко мне..." В ответ на все эти сообщения Павел написал Первое послание к Коринфянам и отправил его к коринфской церкви с Тимофеем (1 Кор. 4,17).

3) Это послание вызвало, однако, дальнейшее ухудшение отношений между членами церкви, и, хотя у нас нет об этом письменных сведений, мы можем заключить, что Павел лично посетил Коринф. Во 2 Кор. 12,14 мы читаем: "И вот в третий раз я готов идти к вам". Во 2 Кор. 13,1,2 он снова пишет им, что придет к ним в третий раз. Ну, а если было третье посещение, то должно было быть и второе. Мы же знаем лишь об одном, изложенном в Деян. 18,1-17. У нас нет никаких сведений о втором посещении Павлом Коринфа, но ведь он находился от Ефеса всего в двух-трех днях плавания на корабле.

4) Это посещение ни к чему хорошему не привело. Дела лишь обострились и, в конечном счете, Павел написал строгое послание. О нем мы узнаем из некоторых отрывков Второго послания к Коринфянам. В 2 Кор. 2,4 Павел пишет: "От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами..." В 2 Кор. 7,8 он пишет: "Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время". Это письмо, как результат душевных страданий, было столь суровым, что он опечалился, послав его.

Ученые называют это послание Строгим посланием. Имеем ли мы его? Очевидно, что это не Первое послание к Коринфянам, потому что оно не душераздирающее и не мучительное. Очевидно также, что во время составления этого послания положение не было безнадежным. Если же мы перечтем теперь Второе послание к Коринфянам, то столкнемся со странным обстоятельством. Из глав 1-9 видно полное примирение, но с 10-ой главы происходит резкий перелом. Главы 10-13 содержат самое душераздирающее, что Павел когда-либо писал. Они ясно показывают, что ему причинили острую боль, что он был оскорблен как никогда ни до, ни после этого. Нападкам и критике подвергаются его внешность, его речь, его апостольство, его честь.

Большинство ученых полагают, что главы 10-13 - и есть Строгое послание, и, что при составлении собрания посланий Павла, оно попало не на свое место. Если мы хотим иметь точное представление о переписке Павла с Коринфской церковью, нам надо читать сначала главы 10-13 Второго послания, а главы 1-9 после них. Мы знаем, что Строгое послание Павел переслал в Коринф с Титом (2 Кор. 2,13; 7,13).

5) Павла волновало все, что было связано с этим посланием. Он не мог дождаться, когда Тит вернется с ответом, и отправился встретить его (2 Кор. 2,13; 7,5.13). Он встретил его где-то в Македонии и узнал, что все обошлось хорошо и, возможно, в Филиппах, он написал Второе послание к Коринфянам, главы 1-9, - письмо примирения.

Сталкер говорил, что послания Павла снимают покрывало неизвестности с раннехристианских общин, сообщая нам, что происходит внутри их. Лучше всего это высказывание характеризует послания к Коринфянам. Здесь мы видим, что значили для Павла слова "забота о всех церквах". Мы видим здесь и сокрушенное сердце и радости. Мы видим Павла, пастыря своей паствы, принимающего близко к сердцу ее заботы и печали.

ПЕРЕПИСКА С КОРИНФОМ

Прежде чем приступить к детальному разбору посланий, составим хронологию переписки с Коринфской общиной.

1) Предшествовавшее послание, которое, может быть, составляет 2 Кор. 6,4-7,1.

2) Прибытие домочадцев Хлоиных, Стефана, Фортуната и Ахаика и получение Павлом послания Коринфской церкви.

3) В ответ на все это написано Первое послание Коринфянам и отправлено с Тимофеем в Коринф.

4) Положение ухудшается еще больше, и Павел лично посещает Коринф. Это посещение оказывается неудачным. Оно тяжело сокрушило его сердце.

5) В результате этого Павел пишет Строгое послание, которое, вероятно. составляет главы 10-13 Второго послания к Коринфянам, и было переслано с Титом.

6) Не в состоянии вынести ожидания ответа, Павел отправляется в путь, чтобы встретить Тита. Он встречает его в Македонии, узнает, что все образовалось и, возможно, в Филиппах пишет главы 1-9 Второго послания к Коринфянам: Послание примирения.

В первых четырех главах Первого послания к Коринфянам рассматривается вопрос о расхождениях в Божьей церкви в Коринфе. Вместо того чтобы быть единой во Христе, она была расколота на секты и партии, отождествляющие себя с различными христианскими руководителями и учителями. Именно учение Павла вызвало этот раскол, ввиду того, что Коринфяне слишком много думали о мудрости и знании человеческом и слишком мало о чистом милосердии Божием. В действительности же, несмотря на всю их, якобы, мудрость, они еще находились в незрелом состоянии. Они думали, что они мудрые, но, в сущности, они были не лучше детей.

1-13

Главы 8, 9 и 10 посвящены проблеме, которая может показаться не очень важной, но она имела огромное значение для Коринфа и требовала разрешения. Можно или нельзя есть мясо, принесенное в жертву идолам? Прежде чем приступим к подробному изучению этих глав, уместно изложить проблему и в общих штрихах обрисовать предлагаемые Павлом решения в тех случаях, в которых они вторгались в жизнь коринфян.

Приношение жертв богам было неотъемлемой частью жизни античного мира. Эти жертвоприношения были двух видов: частные и публичные. В обоих случаях на алтарь всесожжения приносилось не все животное, а, чисто символически, лишь небольшая часть, не более, чем срезанные со лба волосы.

При частных жертвоприношениях животное, так сказать, делили на три части. Первая, символическая часть, сжигалась на алтаре. Вторую - ребра, бедро и левую часть головы получали, как законную долю, жрецы. Третью часть мяса получал сам молящийся. Этим мясом он справлял пир. Особенно часто это делали в день свадьбы. Иногда пиры проводились в доме хозяина, а иногда они даже проводились в храме бога, которому была принесена жертва. В нашем распоряжении, например, есть написанное на папирусе приглашение к обеду, которое гласит: "Антоний, сын Птоломея, приглашает вас отобедать с ним у стола нашего Господа Сераписа". Серапис - бог, которому он принес жертву.

Коринфянина занимал вопрос: "Может ли он принимать участие в таких пирах? Может ли он вообще взять в рот мясо, принесенное в жертву идолу?" Если нет, то он почти полностью закрывал себе доступ на все общественные праздники.

Во время общественных жертвоприношений, то есть, в жертвоприношениях, устраиваемых государством, а такие жертвоприношения были обычным явлением, после сожжения символической части мяса, и после того, как жрецы получили свою долю, остатки мяса доставались городским чиновникам и другим гражданам. Остатки же они продавали лавкам и на рынке. Поэтому, даже если мясо куплено на рынке, оно могло быть мясом, принесенным в жертву идолу.

Вера в демонов и бесов еще более осложняла всю проблему в ту эпоху. Воздух был наполнен ими, и они постоянно пытались вселиться в человека. Если им это удавалось, они вредили телу и расстраивали его ум. Одним из специфических способов, которыми духи и демоны проникали в человека, была пища. Они садились на пищу и таким образом попадали во внутрь. Одним из способов избежать этой напасти было посвятить эту пищу какому-нибудь хорошему богу, который препятствовал бы злому духу. По этой причине почти все животные перед забоем посвящали какому-нибудь богу. Если это не было сделано, мясо благословляли именем бога, прежде чем его съесть.

Это означало, что едва ли можно было купить или съесть мясо, которое так или иначе не было бы связано с именем того или иного языческого бога. Мог ли христианин есть его? Для нас эта проблема представляет лишь исторический интерес, но для христиан Коринфа или любого древнегреческого города, эта проблема в значительной степени определяла всю жизнь и требовала решения.

Ответ Павла распадается на несколько частей:

1) Христианину не следует делать ничего такого, что может оскорбить собрата, сознание которого еще не пробуждено, который сам еще не столь силен в своей вере, - заявляет Павел в главе 8. Это верно даже в том случае, если освященный христианин чувствует себя в безопасности от заразы языческих идолов или считает, что идол всего лишь символ чего-то несуществующего.

2) В главе 9 Павел обращается к сторонникам принципа христианской свободы, указывая при этом, что он сам хорошо знает этот принцип, но ради церкви сознательно воздерживается от многого. Он знает принцип христианской свободы, но, в то же время, и принцип христианского долга.

3) В главе 10, стихи 1-13 он обращается к тем, кто заявляет, что их христианская принадлежность и привилегированное положение надежно защищают их от заразы. Он приводит в пример народ Израиля, имевшего все привилегии Избранного Богом народа и впавшего в грех.

4) В главе 10, стихи 14-22 он заявляет, что человек, сидевший за столом Господа, не может сидеть за столом языческого бога, даже если этого бога и нет. И в самом деле, ведь нечто греховное заключается уже в том, чтобы в уста, вкушавшие прежде трапезу Господню, положить мясо, пожертвованное какому-то ложному богу.

5) В главе 10,23-26 он предупреждает против чрезмерной суетливости и избыточной придирчивости. Человек может покупать в лавках и на рынке без вопросов то, что там продается.

6) В главе 10,27.28 он советует, как вести себя в чужом доме. В нем христианин может есть все, что перед ним поставят, не задавая вопросов; но, если ему умышленно скажут, что мясо идолопожертвенное, то он должен отказаться есть его, так как это противоречит его христианскому принципу.

7) Наконец, в главах 10,29-33 и главе 11,1 Павел излагает принцип, что поведение христиан должно быть настолько безукоризненным, чтобы как-то не оскорблять ни иудеев, ни неиудеев. Лучше пожертвовать каким-либо правом, нежели, воспользовавшись им, причинить кому-либо оскорбление.

А теперь мы можем рассмотреть эти главы подробно.

СОВЕТ МУДРЫМ (1 Кор. 8)

Мы видели, как трудно было в греческом городе избежать проблем, если кто-то отказывался принимать идоложертвенные яства. Лишь для немногих коринфян это не составляло проблемы. Они считали, что их высшее знание говорит им определенно, что языческие боги попросту не существуют, и, поэтому, христианин может без угрызений совести есть мясо, принесенное в жертву идолам. В сущности, на это у Павла два ответа. Один приведен в 10,20, где Павел говорит, что, хотя он полностью согласен с точкой зрения, что языческие боги не существуют, он уверен в том, что эти духи и бесы существуют и стоят за идолами, пытаясь отвратить людей от веры в истинного Бога.

В данном же отрывке он использует более простой аргумент. Он напоминает, что в Коринфе живут люди, которые всю жизнь верили в языческих богов, и верят в них еще и в настоящее время; и эти люди, простые души, не могут полностью освободиться от предрассудков, что идол действительно нечто реальное, хотя и ложная реальность. Когда же они едят мясо, пожертвованное идолам, они испытывают угрызения совести. Они не могут избавиться от этого, инстинктивно чувствуя, что это нехорошо. Поэтому заявления о том, что нет ничего предосудительного в употреблении мяса, пожертвованного идолам, оскорбляют и сбивают с толку сознание этих простых душ. Наконец, Павел заявляет: если ничто не причиняет вам никакого вреда, но оно оскорбительно или вводит в соблазн кого-то, то его вовсе не следует оставить, ибо христианин никогда не должен делать ничего такого, что может явиться камнем преткновения для своего брата.

В этом отрывке, посвященном, казалось бы, столь далекому для нас вопросу, Павел высказывает три важных принципа, истинность которых непреходяща:

1) Одно и то же может быть безопасным для одного человека, и очень опасным для другого. Говорят, и это святая истина, что у Бога есть свой тайный ключик к сердцу каждого человека. Но верно и то, что и у дьявола также есть свой особый ключик к нему. У нас может быть достаточно сил устоять перед некоторыми соблазнами, но у другого - нет. Одно дело может не представлять никакого соблазна для нас, но явиться непреодолимым искушением для другого. Поэтому, прежде чем решить что делать, надо подумать не только о том, как это отразится на нас, но также и о том, как оно повлияет на ближнего.

2) Ничто не следует судить только с точки зрения знаний. Следует судить также с позиции любви. Более либеральные коринфяне утверждали, что они достаточно просвещены, чтобы не считаться с идолами. Они, собственно, ушли далеко от таких предрассудков. Знание делает человека надменным и придает ему чувство превосходства. Он смотрит свысока на менее образованных людей. Но такое знание, не есть истинное знание. Уже само сознание умственного превосходства опасно. Наше поведение должно определяться не чувством нашего превосходства в знаниях, но чувством любви к людям. И, может статься, что, ради блага брата нашего во Христе, нам придется отказаться от каких-либо действий или слов.

3) Отсюда вытекает очень важная истина. Никто не должен предаваться удовольствию или требовать для себя свободы, если это может соблазнять другого. Силой своего духа он, возможно, в состоянии справиться с желанием. Христианин должен думать не только о себе, а и о более слабом собрате. Удовлетворение своих желаний, которые могут привести к гибели другого человека, является не наслаждением, а грехом.

Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Коринфянам»
Комментарии к главе 8

Фрагмент церковной истории, подобного которому нет. Вайзекер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Первое послание к Коринфянам - это "книга проблем" в том смысле, что Павел рассматривает в нем проблемы ("Что же касается..."), которые стояли перед общиной в порочном городе Коринфе. В этом качестве книга особенно нужна сегодняшним церквам, раздираемым проблемами. Разделение, поклонение руководителям, как героям, безнравственность, споры о законе, проблемы брака, сомнительная практика и предписания о духовных дарах - все это здесь рассматривается. Однако было бы неверно думать, что вся книга посвящена проблемам! В этом же Послании есть самое прекрасное произведение о любви не только в Библии, но и во всей мировой литературе (гл. 13); замечательное учение о воскресении - и Христовом, и нашем (гл. 15); поучения о причастии (гл. 11); заповедь принимать участие в материальных пожертвованиях. Без этого Послания мы были бы намного беднее. Это сокровищница практического христианского учения.

II. АВТОРСТВО

Все ученые согласны, что названное нами Первoe послание к Коринфянам вышло из-под пера Павла. Некоторые (главным образом либеральные) исследователи полагают, что в письме есть некие "чужие вставки", но эти субъективные предположения не подкрепляются доказательствами-рукописями. 1 Коринфянам 5,9, видимо, ссылается на предыдущее (неканоническое) письмо Павла, которое было неправильно понято коринфянами.

Внешнее свидетельство в пользу 1 Коринфянам очень раннее. Климент Римский (около 95 г. н. э.) говорит о книге как о "послании благословенного апостола Павла". Книгу цитировали и такие ранние церковные авторы, как Поликарп, Юстин Мученик, Афенагор, Ириней, Климент Александрийский и Тертуллиан. Она входит в список канона Муратори и следует за Посланием к Галатам в еретическом каноне Маркиона "Апостоликон".

Внутреннее свидетельство также очень сильно. Помимо того, что автор сам называет себя Павлом в 1,1 и 16,21, его доводы в 1,12-17; 3,4.6.22 также доказывают авторство Павла. Совпадения с Деяниями и другими посланиями Павла и сильный дух искренней апостольской озабоченности исключают подделку и делают аргументы в пользу подлинности его авторства более чем достаточными.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Павел говорит нам, что пишет из Ефеса (16,8-9, ср. ст. 19). Поскольку он трудился там в течение трех лет, скорее всего, 1 Коринфянам было написано во второй половине этого продолжительного служения, то есть где-то в 55 или 56 г. н. э. Некоторые ученые датируют Послание даже более ранним сроком.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Древний Коринф находился (и находится) в южной Греции, к западу от Афин. Во времена Павла его расположение было выгодным: через город проходили торговые пути. Он стал крупным центром международной торговли, в него прибывало множество транспорта. Поскольку религия народа была извращенной, город вскоре превратился и в центр худших форм безнравственности, так что само название "Коринф" стало олицетворением всего нечистого и чувственного. Он пользовался репутацией города настолько распутного, что даже появился новый глагол "korinthiazomai", означавший "вести порочный образ жизни".

Апостол Павел впервые посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18). Сначала он с Прискиллой и Акилой, которые, как и он, делали палатки, трудился среди иудеев. Но когда большинство иудеев отвергло его проповедь, он обратился к коринфским язычникам. Души спаслись проповедью Евангелия, и образовалась новая церковь.

Примерно через три года, когда Павел проповедовал в Ефесе, он получил из Коринфа письмо, сообщающее о серьезных проблемах, с которыми столкнулась община. В письме также были заданы разные вопросы о христианской жизни. В ответ на это письмо он и написал Первое послание к Коринфянам.

Тема Послания - как исправить мирскую и плотскую церковь, которая легкомысленно относится к тем умонастроениям, ошибкам и действиям, которые так тревожили апостола Павла. По меткому выражению Моффатта, "церковь была в миру, как и должно быть, но мир был в церкви, чего быть не должно".

Поскольку такая ситуация до сих пор не редкость в некоторых общинах, значение Первого послания к Коринфянам остается непреходящим.

План

I. ВСТУПЛЕНИЕ (1,1-9)

А. Приветствие (1,1-3)

Б. Благодарение (1,4-9)

II. НЕУРЯДИЦЫ В ЦЕРКВИ (1,10 - 6,20)

А. Разделения среди верующих (1,10 - 4,21)

Б. Безнравственность среди верующих (Гл. 5)

В. Тяжбы между верующими (6,1-11)

Г. Нравственная распущенность среди верующих (6,12-20)

III. ОТВЕТ АПОСТОЛА НА ВОПРОСЫ О ЦЕРКВИ (Гл. 7 - 14)

А. О браке и безбрачии (Гл. 7)

Б. Об идоложертвенных яствах (8,1 - 11,1)

В. О покрывале для женщин (11,2-16)

Г. О Вечере Господней (11,17-34)

Д. О дарах Духа и их использовании в Церкви (Гл. 12 - 14)

IV. ОТВЕТ ПАВЛА ОТРИЦАЮЩИМ ВОСКРЕСЕНИЕ (Гл. 15)

А. Несомненность воскресения (15,1-34)

Б. Опровержение доводов против воскресения (15,35-57)

В. Заключительный призыв в свете воскресения (15,58)

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ (Гл. 16)

А. О сборах (16,1-4)

Б. О своих личных планах (16,5-9)

В. Заключительные наставления и приветствия (16,10-24)


Б. Об идоложертвенных яствах (8,1 - 11,1)

В стихах 8,1 - 11,1 рассматривается вопрос об идоложертвенных яствах, представлявший реальную проблему для тех, кто недавно обратился ко Христу из язычества. Возможно, на какие-то праздники их могли приглашать в храм, где устраивался большой пир, на котором подавали мясо, прежде предложенное в жертву идолам. А может быть, они могли пойти на рынок за мясом и обнаружить, что мясник продает мясо, бывшее идоложертвенным. Конечно, это никак не отражается на качестве мяса, но должен ли христианин покупать его? Или, например, верующего могли пригласить в чей-то дом и угостить пищей, прежде предложенной какому-то языческому божеству. Если он знает, что дело обстоит именно так, должен ли он вкушать эту пищу? Павел отвечает на эти вопросы.

8,1 Апостол начинает с утверждения, что и он, и коринфяне имеют знание о идоложертвенных яствах. Это не та тема, в которой они совершенно невежественны. Например, все они знали, что от простого предложения кусочка мяса какому-нибудь идолу мясо никоим образом не менялось. Его запах и калорийность оставались теми же. Однако Павел прибавляет, что знание надмевает, а любовь назидает.

Под этим он подразумевает, что одного только знания недостаточно, чтобы разбираться в таких вопросах. Если бы знание было единственным применяемым принципом, это могло бы привести к гордыне. На деле в таких случаях христиане должны были применять не только знание, но и любовь. Они должны учитывать не только то, что законно для них, но и что лучше для других.

8,2-3 Вайн перефразирует стих 2 следующим образом: "Если человек воображает, что достиг полного знания, он даже еще не начал узнавать, как следует достигать знания". Без любви не может быть истинного знания. С другой стороны, кто любит Бога, тому дано знание от Него, в том смысле, что Бог одобряет его. ("Благая Весть от Бога", как и некоторые другие переводы, предлагает следующий перевод этого стиха: "Но если кто-то любит Бога, то известен он Ему".)

С одной стороны, Богу известны все, а с другой стороны, Он особенно хорошо знает верующих. Слово "известен" (или "знает") используется здесь, чтобы обозначить благосклонность или одобрение. Человек, который принимает решение, как относиться к идоложертвенным яствам, на основании любви к Богу и человеку, а не только руководствуясь чистым знанием, заслуживает Божью улыбку одобрения.

8,4 Говоря об идоложертвенном, верующие понимают, что идол - не настоящий бог, обладающий властью, знанием и любовью. Павел не отрицает существования идолов как таковых; мы знаем, что были, например, образы, которые вырезали из дерева или камня. Позднее он подтверждает, что за этими идолами стоят бесовские силы. Но здесь он подчеркивает, что богов, которых призваны изображать эти идолы, нет. Нет иного Бога, кроме Единого, то есть Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

8,5 Павел признает, что в языческой мифологии было много так называемых богов, таких как Юпитер, Юнона или Меркурий. Считалось, что некоторые из них живут на небе, а другие, такие как Церера или Нептун, - здесь, на земле. В этом смысле есть много богов и господ много, то есть много мифологических созданий, которым люди поклонялись и у которых были в рабстве.

8,6 Верующие знают, что есть один истинный Бог Отец, из Которого все, и мы для Него. Это означает, что Бог, наш Отец - Источник, или Создатель, всего и что мы были созданы для Него. Другими словами, Он - цель нашего существования. Мы знаем также, что есть один Господь, а именно Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Выражение "Которым все" описывает Господа Иисуса как Посредника или Сотрудника Божьего, тогда как выражение "и мы Им" указывает на то, что благодаря Его посредничеству мы были созданы и спасены.

Когда Павел говорит, что есть один Бог Отец и один Господь Иисус Христос, он не хочет этим сказать, что Господь Иисус Христос - не Бог. Он просто указывает на роли, исполняемые двумя Лицами Божества в творении и искуплении соответственно.

8,7 Но не все христиане, в особенности новообращенные, понимают ту свободу, которую они имеют во Христе Иисусе. В прошлом имея дело с идолослужением, привыкнув к идолам, они считают, что поклоняются идолам, когда едят мясо, бывшее идоложертвенным. Они считают, что идол реален, и поэтому совесть их, будучи немощна, оскверняется.

Слово "немощна" здесь не означает "физически или духовно слабая". Это определение относится к тем, кто слишком щепетилен в делах, не имеющих морального значения. Например, Бог не запрещает верующему есть свинину. Согласно ВЗ, эту пищу не мог есть иудей, но христианину дана совершенная свобода вкушать такую пищу. Однако иудей, обращенный в христианство, может все же колебаться в данном вопросе. Ему может казаться, что нехорошо есть на ужин жареную свинину. Таких, как он, Библия называет немощным братом. Это значит, что он не пользуется в полной мере своей христианской свободой. Фактически, пока он считает, что есть свинину нельзя, он будет грешить, если будет употреблять ее в пищу. Это и имеется в виду в выражении "совесть их, будучи немощна, оскверняется". Если моя совесть осуждает какое-то действие, а я совершаю его, я грешу. "Все, что не по вере, грех" (Рим. 14,23).

8,8 Пища сама по себе не является для Бога вопросом первостепенной важности. Воздержание от определенных видов пищи не обеспечивает нам Божьей благосклонности, также как и употребление такой пищи не делает нас лучшими христианами.

8,9 Но, хотя мы ничего не приобретаем, когда едим такую пищу, мы можем многое потерять, если, делая это, станем причиной того, что немощный христианин споткнется. Здесь и должен вступить в действие принцип любви. Христианин свободен есть мясо, которое до того приносилось в жертву идолам, но с его стороны было бы совершенно неправильно есть его, если, делая это, он может навредить немощному брату или сестре.

8,10 Опасность состоит в том, что если немощный брат увидит, что ктото делает нечто сомнительное в его глазах, он может поступить так же, хотя совесть и будет осуждать его. В этом стихе апостол осуждает присутствие за столом в капище из-за того воздействия, которое оно может оказать на других. Конечно, когда Павел говорит о человеке, сидящем за столом в капище, он имеет в виду какие-либо общественные мероприятия или большие торжества, такие как свадьба. Никогда нельзя есть в капище, если трапеза включает в себя какое-либо участие в идолослужении. В дальнейшем Павел осуждает это (10,15-26). Выражение "если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание..." означает: если кто-нибудь увидит тебя, обладающего христианской свободой в полной мере и знающего, что мясо, принесенное в жертву идолам, не является нечистым... Важный принцип здесь заключается в том, что мы должны считаться не только с тем, как воздействует такой поступок на нас самих, но, что еще важнее, и с тем, какое воздействие он окажет на других.

8,11 Человек может так гордиться своим знанием дозволенного христианину, что это станет причиной ошибки его брата во Христе. Слово "погибнет" не означает, что он лишится вечного спасения. Оно означает не утрату жизни, а утрату хорошей жизни. Свидетельство немощного брата будет ущербно, а его жизнь изменится в неблагоприятную для него сторону в смысле полезности для Бога. Слова "за которого умер Христос" указывают, что к вероятности навредить немощному брату во Христе нужно относиться весьма серьезно. Павел доказывает здесь, что если Господь Иисус Христос возлюбил этого человека настолько, что захотел умереть за него, то мы не смеем мешать его духовному прогрессу, делая что-либо, способное толкнуть его на ложный путь. Несколько кусочков мяса этого не стоят!

8,12 Дело не только в том, что мы можем согрешить против брата во Христе или ранить его немощную совесть. Таким образом мы грешим против Самого Христа. Что бы мы ни сделали меньшему из Его братьев, мы делаем это Ему. Все, что причиняет боль одному из членов Его Тела, причиняет боль и Главе. Вайн указывает, что, обсуждая эту тему, апостол подводит своих читателей к рассмотрению ее в свете искупительной смерти Христа.

Барнс говорит: "Это призыв, рожденный глубокой и нежной любовью, страданиями и предсмертными стонами Сына Божьего". (Barnes, First Corinthians, p. 147.) Грех против Христа - это, по словам Годета, "худшее из преступлений". Осознавая это, мы должны весьма внимательно рассмотреть свои поступки в свете того, как они воздействуют на других, и воздерживаться от всего, что может причинить вред брату.

8,13 Поскольку соблазнить брата - значит согрешить против Христа, Павел утверждает, что не будет есть мяса вовек, если, делая это, он соблазняет брата своего. Действие Божье, свершаемое в жизни другого человека, неизмеримо важнее нежного жаркого! Хотя сегодня для большинства христиан тема идоложертвенного не является больным вопросом, принципы, которые закладывает здесь Дух Божий, имеют непреходящую ценность. В современной христианской жизни есть многое, что, хотя и не запрещено Словом Божьим, может причинить вред немощным христианам. Даже если мы имеем право участвовать в таких делах, более важно право отказаться от него ради духовного благополучия тех, кого мы любим во Христе, наших братьевверующих.

На первый взгляд кажется, что в главе 9 обсуждается новая тема. Однако вопрос идоложертвенного рассматривается на протяжении еще двух глав.

Здесь Павел просто делает отступление, чтобы привести собственный пример самоотвержения ради блага других. Согласно принципу, выдвинутому в 8,13, он с готовностью отказывается от своего апостольского права на финансовую поддержку. Таким образом, эта глава тесно связана с главой 8.

Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Коринфянам»
Комментарии к главе 8

Автор

Автором послания назван Павел. Подлинность авторства посланий к коринфянам никогда серьезно не подвергалась сомнениям. Документы изучены всесторонне, поскольку предоставляют уникальный материал для более глубокого понимания самого апостола Павла, его служения и учения.

Время и обстоятельства написания

Павел ясно указывает, что пишет послание, находясь в Ефесе (16,8). Это было во время его третьего миссионерского путешествия (ок. 53-57 гг. по Р.Х.). Поскольку апостол провел в Ефесе более двух лет (Деян. 19,8.10), то написание Первого послания к коринфянам можно отнести приблизительно к 55 г. по Р.Х.

Книга Деяния не упоминает об этой переписке, однако сообщает важные сведения об основании церкви в Коринфе (18,1-11) во время второго миссионерского путешествия апостола Павла (50-52 гг.). Павел прибыл в этот город после посещения Афин (Деян. 17,16-34). Первое послание к коринфянам (2,1-5) позволяет предположить, что инцидент с афинскими философами еще более утвердил Павла в намерении нести простую проповедь креста, сколь бы непривлекательной она ни казалась некоторым слушателям. При поддержке влиятельной супружеской четы христиан, Акилы и Прискиллы (16,19), Павел проповедовал в синагоге, пока противодействие иудеев не заставило его сосредоточиться на проповеди язычникам. Христианская община в Коринфе, состоявшая из иудеев и язычников, процветала (Деян. 18,8-10). Проповедь Павла продолжалась довольно долго (более полутора лет, согласно Деян. 18,11.18). Павел имел основания ожидать от коринфских христиан определенной духовной зрелости.

Это послание свидетельствует, что за истекший период в Коринфской церкви обнаружилось немало серьезных проблем: раздоры и разделения, неправильное представление о Вечере Господней, бесчинство во время молитвенных собраний, искажение вероучения и крайности в поведении - от развращенности нравов до нездорового аскетизма. Что произошло? Коринф был не только одним из самых крупных городов Римской империи, но и одним из самых порочных. Удобно расположенный торговый центр предлагал удовольствия на любой вкус. На таком фоне христиане расходились во мнениях до крайностей: одни утверждали, что общение с грешниками допустимо и необходимо, другие же доказывали обратное. Споры, вызванные этими взаимоисключающими мнениями, вышли из-под контроля и угрожали будущему Коринфской общины.

Из 1 Кор. 5,9 можно заключить, что Павел ранее уже посылал этой церкви послание (не дошедшее до нас), увещевая ее членов отделиться от порочных христиан. Оно, по-видимому, содержало также просьбу о пожертвованиях (16,1-4) и другие указания относительно проблем общины. Однако беспорядки не утихли. Со временем до апостола дошли сведения, что церковь в Коринфе раздирается внутренними разногласиями, в частности из-за того, что некоторые члены общины считали себя более духовными и сведущими, чем их собратья по вере (1,11.12; 3,1-4; 8,1-3). Вероятно, ему сообщили и о другом: об упреках в его адрес, о безнравственности членов общины, о судебных тяжбах между ними (4,1-4; 5,1; 6,1-6). Более того, сама община прислала письмо Павлу, запрашивая наставлений по таким вопросам, как брак и развод, идоложертвенная пища, духовные дары, и советов по сбору пожертвований (7,1,25; 8,1; 12,1; 16,1); просили они и о том, чтобы их посетил Аполлос (16,12). Апостол столкнулся с комплексом проблем и в пространном Первом послании откликнулся на нужды церкви в Коринфе.

Характерные особенности и темы

Содержание послания обусловлено спецификой спорных вопросов, возникших в Коринфе. Многие ученые высказывали мнение, что послание составлено на основании противоречия между информацией, дошедшей до Павла (гл. 1-6), и проблемами, изложенными самими коринфянами в их письме (гл. 7-16). Хотя такая схема, возможно, не до конца соответствует отдельным частям послания, она позволяет составить о нем общее представление. Следует отметить, однако, что за разнообразием тем, затронутых в этом документе, лежат и глубокие проблемы: нападки на авторитет Павла, превозношение собственной духовностью, недостаток любви. По мере разрешения этих проблем апостол ясно излагает свое учение об основополагающих вопросах веры, в том числе - о державной власти Бога, о природе Церкви, об освящении и о воскресении мертвых.

Содержание

I. Введение (1,1-9)

II. Известие, полученное от домашних Хлои (1,10 - 6,20)

А. Разделения в церкви (1,10 - 4,21)

1. Сообщение (1,10-17)

2. Благовестие и истинная мудрость (1,18 - 3,4)

3. Служение и апостольство (3,5 - 4,21)

Б. Нравственные и этические проблемы (5,1 - 6,20)

1. Грех кровосмешения (5,1-13)

2. Судебные тяжбы (6,1-11)

3. Половая распущенность (6,12-20)

III. Ответ на письмо коринфян (7,1 - 16,12)

А. О браке и разводе (7,1-40)

1. Брачные отношения (7,1-9)

2. Вопрос о разводе (7,10-24)

3. Отдельный вопрос о "девственности" (7,25-40)

Б. Об идоложертвенных яствах (8,1 - 11,1)

1. Проблема и ее разрешение по существу (8,1-13)

2. Авторитетность Павла в этом вопросе (9,1-27)

3. Израильтяне как пример (10,1-22)

4. Выводы (10,23 - 11,1)

В. О богослужении (11,2-34)

1. О покрытии головы (11,2-16)

2. Вечеря Господня (11,17-34)

Г. О дарах духовных (12,1 - 4,40)

1. Единство и разнообразие (12,1-31)

2. Величие любви (13,1-13)

3. Пророчество и дар языков (14,1-25)

4. Принцип благочиния (14,26-40)

Д. О воскресении (15,1-58)

1. Важность воскресения Христова (15,1-11)

2. Неоспоримость воскресения (15,12-34)

3. Природа нового тела воскресших (15,35-49)

4. Выводы (15,50-58)

Е. О пожертвованиях и других вопросах (16,1-12)

IV. Заключение (16,13-24)


1 О идоложертвенных яствах. В главе, начинающейся с этого стиха, речь идет об идолопоклонстве; этой же теме посвящена и десятая глава (гл. 9, развивая другую тему, поддерживает главный аргумент Павла). Вопрос подняли сами коринфяне в своем письме (см. Введение: Время и обстоятельства написания), однако суть его не вполне ясна. Известно, что между ними были разногласия относительно употребления в пищу идоложертвенных яств. Павел в своем послании решительно отвергает такую практику. По мнению некоторых толкователей, в гл. 8 и 10,25-30 обсуждается одна и та же тема. Другие (на основании 8,10) утверждают, что в этой главе Павел занят проблемой христиан, участвующих в языческих пиршествах и употребляющих ритуальную пищу.

мы все имеем знание. В ст. 1-3 Павел говорит о грехе самонадеянности. Эти слова раскрывают, что поступки коринфян являлись выражением принципиальной позиции. Ими руководила не любовь (ср. гл. 13), а гордыня.

3 дано знание от Него. Иной перевод: "тот познан Им". Коринфянам следовало не надмеваться тем, что они знают, а сосредоточиться на Том, Кто знает их (ср. 13,12).

4 идол... ничто. По-видимому, доводом коринфян в пользу употребления идоложертвенной пищи было само учение монотеизма: если Бог только один и учит презирать идолов (Ис. 46,6.7), к чему волноваться из-за идоложертвенной пищи? В ст. 4-6 Павел признает эту истину и подтверждает ее, но затем показывает ошибочность выводов, сделанных коринфянами.

7 Но не у всех такое знание. Не все признают, что "идол в мире ничто". И новообращенные верующие, имея сомнения в душе, едят идоложертвенное "как жертвы идольские, и совесть их... оскверняется". Павел подразумевает, что эти "немощные" христиане грешат уже только потому, что думают, будто совершают что-то дурное.

10 сидишь за столом в капище. См. ком. к ст. 1 (ср. 10,18-22).

11 от знания твоего. "Знание" некоторых коринфян служило не к назиданию церкви, а, напротив, надмевало одних и являлось соблазном для других.

12 уязвляя немощную совесть их. Обычно это толкуется в том смысле, что христианин с "немощной совестью", совершая нечто, что он (или она) считает дурным (хотя на деле оно не таково), становится более уязвимым для других грехов.

13 не буду есть мяса вовек. Это заключительное высказывание выражает основной принцип любви: польза других важнее собственной (10,24.33; 13,5; Флп. 2,4).