Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Исход
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Левит
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Числа
Главы:
1
2
3
4
Руфь
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
2-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
3-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
4-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ездра
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Неемия
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Есфирь
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Иов
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Притчи
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Екклесиаст
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Песни Песней
Пророческие
Главы:
1
2
3
4
5
Плач Иеремии
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Даниил
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Осия
Главы:
1
2
3
Иоиль
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Амос
Глава:
1
Авдий
Главы:
1
2
3
4
Иона
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
Михей
Главы:
1
2
3
Наум
Главы:
1
2
3
Аввакум
Главы:
1
2
3
Софония
Главы:
1
2
Аггей
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Захария
Главы:
1
2
3
4
Малахия

Новый Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям
Пророческие

   Деяния 14

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
В Иконии они, как обычно, пришли в еврейскую синагогу и говорили так убедительно, что уверовали многие иудеи и язычники.
Но некоторые иудеи не поверили и отравили умы язычников, внушив злобу против братьев.
Павел и Варнава пробыли там долгое время и смело говорили о Господе, Который во свидетельство Своей благодати творил их руками знамения и чудеса.
Население города разделилось: одни были с иудеями, другие с апостолами.
Когда же язычники и иудеи вместе с их предводителями задумали посрамить и побить Павла и Варнаву камнями,
то апостолы, узнав об этом, ушли в окрест- ность городов Листра и Дервия, в Ликаонии,
и там продолжали благовествовать.
В Листре жил человек, не владевший ногами. Он был калекой ещё от рождения и никогда не ходил.
Этот человек сидел и слушал речи Павла. Павел посмотрел на него и, увидев, что есть у того вера получить исцеление,
громко сказал: „Встань на ноги". И калека вскочил и стал ходить.
Тогда люди, увидев, что сделал Павел, закричали на своём языке: „Боги в образе человеческом сошли к нам,"
и назвали Варнаву Зевсом, а Павла - Гермесом, так как из них двоих говорил он.
За городскими воротами стоял храм Зевса. Жрец этого храма привёл быков и принёс венки к воротам и хотел вместе с народом принести жертвы в знак поклонения апостолам.
Услышав об этом, Варнава и Павел разорвали одежды и с криком бросились к толпе,
восклицая: „Люди, что вы делаете? Мы не боги, а такие же, как и вы! Мы пришли к вам с благовестием, чтобы от этих пустых вещей вы обратились к живому Богу, создавшему небо и землю, и море, и всё, что в них.
Прежде Он позволял каждому народу идти своим путём,
хотя постоянно напоминал о Себе, творя добро: посылал вам с неба дожди, давая вам урожай в плодоносное время, даруя вам пищу, а сердца ваши наполняя радостью".
Даже такими словами Павел и Варнава едва сумели удержать толпу от жертвоприношения им.
Но в это время пришли из Антиохии и Иконии иудеи и настроили толпу против апостолов. Они побили камнями Павла и выволокли его за город, думая, что он умер.
Когда ученики собрались вокруг него, он встал и пошёл в город, а на следующий день вместе с Варнавой отправился в Дервию.
И благовествовали они в том городе и приобрели много учеников, а потом возвратились в Листру, Иконию и Антиохию,
укрепляя души учеников и побуждая их оставаться твёрдыми в вере. Они говорили: „Через множество страданий надлежит нам войти в Царство Божье".
Избрав в каждой церкви старейшин, Павел и Варнава после молитвы и поста передали их на милость Господа, в Которого те уверовали.
Пройдя через Писидию, они пришли в Памфилию
и проповедовали в Пергии, потом спустились в Атталию,
а оттуда отплыли в Антиохию, из которой прежде по благодати Божьей, были посланы свершить то, что было ими исполнено.
Прибыв туда и собрав всю церковь, они рассказали обо всём, что сотворил через них Бог, и как Он открыл язычникам дверь веры;
И долго ещё оставались они там с учениками.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 14
ВВЕДЕНИЕ К ДЕЯНИЯМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ДРАГОЦЕННАЯ КНИГА

В некотором смысле Деяния Святых Апостолов самая важная книга Нового Завета. Не будь этой книги, мы, кроме сведений, извлеченных из посланий апостола Павла, ничего не знали бы о развитии ранней Церкви.

Историография знает два метода. Один из них пытается проследить ход событий день за днем, неделю за неделей, а другой как бы открывает ряд окон на важные моменты и великие личности того или иного времени. Именно этот второй метод был применен при написании Деяний Апостолов.

Мы называем ее Книгой Деяний Святых Апостолов. На самом же деле, книга не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий отчет о деяниях Апостолов. Кроме Павла в ней упоминаются лишь три апостола. В Деян. 12,2 сказано одним коротким предложением, что Иаков, брат Иоанна, был казнен Иродом. Иоанн упомянут, но он не произносит ни слова. Лишь о Петре книга дает определенную информацию, но скоро и он, как выдающееся лицо, уходит со сцены. Название книги по-гречески гласит: "Деяния мужей-апостолов". Очевидно, что автор стремился запечатлеть в ней некоторые типичные деяния героических и мужественных руководителей первохристианской Церкви.

АВТОРСТВО КНИГИ

Хотя в книге об этом ничего не сказано, Лука с давних пор считался ее автором. О самом Луке нам известно очень мало; в Новом Завете имя его упоминается трижды: - Кол. 4,14; Фил. 23; 2 Тим. 4,19. Из них мы можем заключить с достоверностью две вещи: во-первых, Лука был врачом и, во-вторых, он был одним из самых ценных помощников Павла и его самым верным другом, потому что он был с ним даже во время его последнего тюремного заключения. Мы можем сделать вывод, что он был из язычников. Кол. 4,11 оканчивает перечень имен и приветствий от обрезанных, то есть от иудеев; стих 12 начинает новый список, в котором приведены имена язычников. Отсюда мы делаем интересное заключение, что Лука - единственный автор в Новом Завете, который происходит из язычников.

О том, что Лука был врачом, можно догадаться по тому, что он инстинктивно употребляет медицинские термины. В Лк. 4,35, повествуя о человеке, в котором был нечистый дух, он выражением "и повергнув его посреди синагоги" употреблял точный медицинский термин "конвульсии". В Лк. 9,38, рисуя портрет человека, просившего Иисуса: "умоляю Тебя взглянуть на сына моего", - он употребляет типичное слово, означающее посещение доктором больного. Самый интересный пример приведен в высказывании о верблюде и игольным ушам. Все три автора - синоптики приводят его (Мф. 19,24; Мк. 10,25; Лк. 18,25). Матфей и Марк употребляют греческое слово рафис, обыденное слово для иглы портного или домохозяйки. Лишь Лука употребляет греческое слово белоне, обозначающее иглу хирурга. Лука был врачом и врачебный лексикон совершенно естественно выходил из под его пера.

КОМУ ПРЕДНАЗНАЧАЛАСЬ КНИГА

И свое Евангелие, и Деяния Апостолов Лука написал для Феофила (Лк. 1,3; Деян. 1,1). Мы можем лишь догадываться, кем был Феофил. В Лк. 1,3 он называет его "достопочтенный Феофил", что в действительности означает "ваше превосходительство" и обозначает высокопоставленного на службе Римской империи человека. Существует несколько возможных объяснений этого имени.

1) Может быть, Феофил вовсе не имя настоящего человека. В те времена быть христианином было опасно. Имя Феофил составлено от двух греческих слов: Теос - то есть Бог и филен - любить. Может быть, Лука писал боголюбивому человеку, и, из-за безопасности не называет его настоящего имени.

2) Если Феофил был реальным человеком, то он, должно быть, был высокопоставленным чиновником. Вероятно, Лука писал ему, чтобы показать, что христианство - чудная религия, а христиане - благочестивые люди. Возможно, что он хотел убедить государственного чиновника не преследовать христиан.

3) Третья теория, более романтическая предыдущих, основана на том, что Лука был врачом, а в древности врачами были, в основном, рабы. Была высказана догадка, что Лука был врачом тяжелобольного Феофила, которому врачебное искусство и забота Луки вернули здоровье, и в знак благодарности он дал Луке свободу. И, возможно, в знак благодарности за это Лука записал своему благодетелю самое драгоценное - историю Иисуса.

ЦЕЛЬ ЛУКИ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ

Человек, пишущий книгу, имеет перед собой какую-то цель и, может быть, не одну. Подумаем же, почему Лука написал Деяния.

1) Одна его цель - рекомендовать христианство римскому правительству. Лука не раз показывает сколь учтивыми были римские судьи к Павлу. В Деян. 13,12 Сергий Павел, губернатор Кипра, уверовал в Христа. В Деян. 18,12 проконсул Галлион в Коринфе остался совершенно безучастным к требованиям иудеев наказать Павла. В Деян. 16,35 и далее, судьи в Филиппах, осознав свою ошибку, принесли публичное извинение Павлу. В Деян. 19,31 начальники в Ефесе заботились о том, чтобы Павлу не был причинен вред. Лука указывал на то, что в прошлом римское правительство часто проявляло благопристойное расположение к христианам и всегда было справедливым к ним.

Лука старается показать, что христиане - благочестивые и верные граждане и что их всегда такими и считали. В Деян. 18,14 Галлион заявляет, что у Павла нет мысли об обиде или злом умысле. В Деян. 19,37 ефесский чиновник дает христианам похвальную характеристику. В Деян. 23,29 Клавдий Лисий заявляет, что он ничего не имеет против Павла. В Деян. 25,25 Фест говорит, что Павел не сделал ничего, чем бы заслужил смерть, и в этой же главе Фест и Агриппа соглашаются, что Павла можно было бы отпустить, если бы он не обратился к Цезарю.

Лука писал свою книгу в то время, когда христиан ненавидели и преследовали, и он так изложил ее, чтобы показать, что римские судьи всегда были справедливы к христианам и никогда не смотрели на них как на злых людей. Было даже сделано очень интересное предположение, что Деяния - антология, составленная для защиты Павла в императорском суде Рима.

2) Другим замыслом Луки было показать, что христианство - вероучение для всех людей всех стран.

Именно эту мысль не могли принять иудеи. Они считали себя избранным Богом народом, и что Богу не нужен никакой другой народ. Лука хочет доказать другое. Он показывает Филиппа, проповедующего самарянам; Стефана, сделавшего христианство универсальным и погибшего за это; и Петра, принявшего Корнилия в христианство. Он показывает христиан, проповедующих язычникам в Антиохии, и Павла, разъезжавшего по древнему миру и убеждающего людей принять Христа; в Деян. 15 он показывает, что Церковь пришла к важному решению принимать язычников на равных правах с иудеями.

З) Но это были не главные его намерения. Главная цель Деяний Лука запечатлел в словах воскресшего Христа в Деян. 1,8: "Вы... будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Он намеревался показать распространение христианства как религию, зародившуюся в маленьком уголке Палестины, и которая менее чем за тридцать лет достигла Рима.

С. Х. Тернер указывает, что Деяния распадаются нашесть частей, каждая из которых заканчивается коротким резюме

а) В 1,1-6,7 рассказывается об Иерусалимской церкви и проповедовании Петра, и заканчивается следующим резюме: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере".

б) В 6,8-9,31 описывается распространение христианства по всей Палестине, мученичество Стефана и проповедь в Самарии. Эта часть заканчивается с резюме:

"Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем и, при утешении от Святого Духа, умножались".

в) В 9,32-12,24 входит разговор Павла, распространение Церкви до Антиохии и принятие Корнилия. Она заканчивается словами: "Слово же Божие росло и распространялось".

г) В 12,25-16,5 рассказывается о распространении христианской Церкви в Малой Азии и о проповеди в Галатии. Она заканчивается: "И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом".

д) В 16,21-19,20 рассказывается о распространении Церкви до Европы и о подвижничестве Павла в больших языческих городах, как Коринф и Ефес. Она заканчивается таким резюме: "С такой силою возрастало и возмогало слово Божие".

е) В 19,21-28,31 рассказывается о прибытии Павла в Рим и о пребывании его в тюрьме. Конец показывает Павла "Проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно".

Такой план Деяний уже дает ответ на самый трудный вопрос: Почему Деяния заканчиваются именно повествованием о пребывании Павла в тюрьме в ожидании суда. Нам бы так хотелось узнать, что же произошло с ним потом; но конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование здесь, потому что он выполнил поставленную задачу: он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространялось по всему миру и, наконец, достигло Рима. Один крупный исследователь Нового Завета сказал, что Деяния могли бы быть названы так: "О том, как благая весть дошла от Иерусалима до Рима".

ИСТОЧНИКИ

Лука был историком, и поэтому важно, какими источниками он пользовался. Откуда же взял Лука свои факты? В этом плане Деяния распадаются на две части:

1) Первую часть составляют пятнадцать глав, свидетелем которых Лука не был, и информацию о которых он получил из вторых рук. По всей вероятности, он имел доступ к двум источникам.

а) Сохранились воспоминания в поместных церквах. Они, может быть, никогда не были записаны, но церковные общины хранили память. В этой части изображены факты из трех церквей: история Иерусалимской церкви, охватывающая Деян. 1-5 и 15-16; история церковной общины в Кесарии, охватывающая Деян. 8, 26-40 и 9, 31- 10, 48, и, наконец, история церковной общины в Антиохии, охватывающая Деян. 11, 19-30 и 12, 25-14, 28.

б) Вероятно существовали циклы рассказов, состоящих из Деяний Павла, Деяний Иоанна, Деяний Филиппа и Деяний Стефана. Дружба с Павлом, несомненно, помогла Луке познакомиться со всеми крупными деятелями тогдашних церквей и, поэтому, он мог располагать всеми событиями и историями этих церквей.

2) Но большую часть изложенного в главах 16-28 Лука знал лично, как участник событий. Если внимательно читать Деяния, то можно заметить странную вещь: большую часть своего рассказа Лука излагает в 3-ем лице множественного числа, а отдельные отрывки изложены от 1-го лица множественного числа и вместо "они" Лука употребляет "мы". Следующие отрывки изложены от 1-го множественного числа: Деян. 16,10-17; 20, 5-16; 21, 1-18; 27, 1-28, 16. Лука, должно быть, был участником этих событий. Вероятно, он вел дневник и записывал свидетельства очевидцев. Что касается того, свидетелем которого он не был, он, по-видимому, узнал от Павла, с которым он провел долгое время в тюрьме. Не могло быть крупного деятеля церкви, которого Лука не знал бы лично, и, в любом случае, он мог получить нужную информацию от людей, бывших свидетелями того или иного события.

Читая Деяния, мы можем быть убеждены в том, что ни у одного историка не было когда-либо лучших источников и никто не использовал их более аккуратно, нежели Лука.

1-7

В ИКОНИИ (Деян. 14, 1-7)

Павел и Варнава отправились в Иконию, находившуюся приблизительно в 145 километрах от Антиохии Писидийской. Это был очень старый город и даже считался древнее Дамаска. В стародавние времена был в этом городе царь Нанак и поговорка "со времен царя Нанака"означала "от сотворения мира". Как обычно они начали проповедовать в синагоге, и их проповедь имела успех; но завистливые иудеи натравили на них толпу, и вновь пришлось Павлу и Варнаве идти дальше.

Следует отметить, что Павел и Варнава все более рисковали своей жизнью. В Иконии им опять-таки грозила расправа самосудом. Чем дальше шли Павел и Варнава, тем дальше уходили они от цивилизации. В цивилизованных городах по крайней мере жизнь их была в безопасности, потому что римская администрация поддерживала порядок; но за их пределами Павлу и Варнаве всегда угрожал самосуд толпы фригийцев, подстрекаемой иудеями. Они же оба были мужественные. А мужество всегда необходимо христианину.

8-18

В ЛИСТРЕ ИХ ПРИНЯЛИ ЗА БОГОВ (Деян. 14, 8-18)

В Листре с Павлом и Варнавою произошел странный случай. Объяснение тому, что их приняли за языческих богов, находится в истории Ликаонии. Народ, живший в окрестностях Листры, верил в предание, что однажды Зевс и Гермес в личинах явились на землю. Никто на земле не принял их в дом, и лишь один старик-крестьянин Филемон с женой Бавкией угостили их. За это боги высекли все население, кроме Филемона и Бавкии, которые стали стражами великолепного храма, а когда они умерли - боги обратили их в два больших дерева. Поэтому, когда Павел вылечил больного, жители Листры решили не повторить тогдашней ошибки. Варнава был человеком благородной осанки, и они приняли его за Зевса - царя богов. Гермес был вестником богов, и, так как Павел был оратором, они приняли его за Гермеса.

Этот отрывок представляет особый интерес, потому что мы видим здесь, как Павел обращался к язычникам, не имевшим представления об иудейской традиции и истории, на которые он мог бы ссылаться. Обращаясь к ним, он начинает говорить о природе и мироздании, а потом переходит к Богу, Творцу вселенной. Он начинает о сегодняшнем и насущном, и переходит к будущему и небесному. Важно помнить, что мироздание - облечение Бога Живого. Говорят, что однажды во время плавания в Средиземном море, в свите Наполеона говорили о Боге. Они дошли до того, что отрицали Его вовсе. Наполеон молчал, но потом он поднял руку и указал на море и на небо. "Господа, - произнес он, - кто сотворил все это?".

19-20

МУЖЕСТВО ПАВЛА (Деян. 14, 19-20)

Среди всех этих волнений в Листру прибыли некоторые Иудеи. Они сознательно следовали за Павлом и Варнавой, Чтобы разрушать содеянное ими, и натравляли на них народ.

Листра была римской колонией; но она была на окраине однако, увидев, что они наделали, они испугались поэтому они и вытащили Павла за город, считая его убитым. Они испугались карающей руки римского правосудия и постарались избавиться от его тела, дабы избежать последствий.

Необычайным является мужество Павла. Когда он пришел в себя, он сразу же направился в город, в котором его уже однажды побили камнями. Ведь и Джон Уэсли советовал: "Всегда смотри толпе в лицо". Как поступить мужественнее, чем отправится назад к тем, кто пытался убить тебя? Такой поступок окажет больше воздействия на людей, чем сотни проповедей. Люди неизбежно должны были задать себе вопрос: откуда человек берет силы поступать так.

21-28

УКРЕПЛЕНИЕ ЦЕРКВИ (Деян. 14, 21-28)

Этот отрывок ярко характеризует Павла в трех аспектах:

1) Он крайне честен с людьми, решившими стать, христианами. Он ясно поучал, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Он не обещал им легкого пути, а руководился принципом, что Христос явился "не для того, чтобы облегчить жизнь верующих, а чтобы возвеличить их".

2) На своем обратном пути Павел совершал рукоположение на пресвитерское служение во всех небольших общинах новообращенных христиан. Он ясно продемонстрировал свою убежденность в том, что христиане должны жить в братстве. Как один из отцов Церкви сказал: "Никто не может назвать Бога Отцом, не имея Церкву за матерью". А Джон Уэсли выразился так: "Никто сам по себе не вознесся на небо; ему придется или найти собратьев или привлечь других ко Христу". Павел с самого начала своей миссии не только приводил отдельных людей ко Христу, но и основал христианские поместные церкви.

3) Павел и Варнава знали, что они достигли этого не своими силами. Они прославляли Бога, что Он совершил через них. Они смотрели на себя лишь как на соработников у Бога. После крупной победы при Азенкуре, король Генрих запретил сочинять какие-либо оды и указал, чтобы все воздавали славу за эту победу только Богу. Мылишь тогда начинаем осознавать истинный дух христианского служения, когда будем помышлять не о своей славе, а станем служить в убеждении, что мы лишь орудие в руках Господа Бога.

ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКОЙ ВАЖНОСТИ

Присоединение христиан из язычников вызвало в Церкви проблему, которая требовала решения. Мышление и традиции иудея сводились к тому, что он принадлежит к Избранному народу. Фактически, иудеи верили не только в то, что они особым образом принадлежат Богу, но даже в то, что Бог принадлежит исключительно им. Их проблема была следующая: должен ли язычник перед принятием в христианскую поместную общину соблюдать обрезание и закон Моисеева? Другими словами, должен ли язычник до принятия христианства стать Сперва иудеем? Или же может верующий язычник приобщиться непосредственно к Церкви Христовой?

Если бы даже этот вопрос и был решен, встала бы неизбежно другая проблема. Правоверный иудей не мог общаться с язычником. Он не мог ни принять его в гости, ни пойти к нему. Он не стал бы, поскольку это было возможно, вступать с ним в деловые соглашения. Если даже язычники и были бы допущены в поместную церковь, то насколько дозволено иудею общаться с неиудеем в общественной жизни церкви?

Эти проблемы требовали немедленного решения. Но, в конечном счете, Церковь пришла к заключению, что между иудеями и язычниками не должно быть никакого различия. В Деян. 15 рассказывается об Иерусалимском соборе, решение которого явилось хартией вольностей для верующих из язычников.

Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 14

Христос - основа, Церковь - средство, а Дух Святой - сила. У. Грехем Скрогги

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Деяния Апостолов - это единственная богодухновешая история Церкви; это также первая и единственная основная история Церкви, освещающая начало становления христианства. Все другие авторы основываются на сочинении Луки, добавляя к нему некоторые традиционные представления (и много домыслов!). Без этой книги перед нами возникло бы серьезное затруднение: резкий переход от жизни нашего Господа, описанной в Евангелиях, сразу к посланиям. Из кого состояли общины, которым адресованы послания, и как они возникли? Деяния отвечают на эти и многие другие вопросы. Это мостик не только между жизнью Христа и жизнью во Христе, которой учат послания, но также переходное звено между иудаизмом и христианством, между законом и благодатью. В этом состоит одна из главных трудностей толкования Деяний - постепенное расширение горизонта от маленького еврейского движения с центром в Иерусалиме до мировой веры, которая проникла в саму столицу империи.

II. АВТОРСТВО

Автор Ев. от Луки и Деяний Апостолов - один и тот же человек; в этом почти все единодушны. Если третье Евангелие написано Лукой, то ему же принадлежат и Деяния, и наоборот (см. "Введение" к комментариям к Евангелию от Луки).

Внешние свидетельства того, что Деяния написал Лука, убедительны, широко распространены и относятся к раннему периоду истории Церкви. Направленный против маркионизма "Пролог к Евангелию от Луки" (около 160-180 гг.), канон Муратори (около 170-200 г.) и ранние отцы Церкви: Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген - все соглашаются с тем, что Лука - автор Деяний. Того же мнения почти все, кто следует за ними в церковной истории, включая такие авторитеты, как Евсевий и Иероним.

В самом тексте Деяний есть три внутренних свидетельства, доказывающих авторство Луки. В начале Деяний автор особо упоминает более раннее произведение, также посвященное Феофилу. Из Евангелия от Луки (1,1-4) ясно, что здесь имеется в виду третье Евангелие. Стиль, экспрессивность изложения, лексика, особое внимание, уделяемое апологетике, и множество более мелких деталей связывают эти два труда. Если бы не желание поместить Евангелие от Луки вместе с другими тремя Евангелиями, без сомнения, эти два произведения вошли бы в Новый Завет вместе, как например 1-е и 2-е послания к коринфянам.

Далее, из текста Деяний ясно, что автор был спутником Павла в его путешествиях. Об этом свидетельствует использование местоимения "мы" в некоторых стихах (16,10-17; 20,5 - 21,18; 27,1 - 28,16); то есть автор непосредственно присутствует при событиях, о которых сообщает. Попытки скептиков объяснить эти особенности как чисто художественный прием неубедительны. Если они были добавлены только с целью придать произведению большую достоверность, то почему они вводятся так редко и ненавязчиво и почему лицо, входящее в это "мы", не называется по имени?

Наконец, если исключить других спутников Павла, упомянутых автором в третьем лице, а также тех его спутников, о которых известно, что они не были с Павлом во время событий, описанных в данных отрывках (с "мы"), то единственным реальным кандидатом является Лука.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

В то время как установление точного времени написания некоторых других книг НЗ не является столь важным, оно имеет большое значение для Деяний Апостолов, книги, которая прежде всего является историей Церкви, и к тому же первой историей.

Были предложены три датировки Деяний, две из которых согласуются с авторством Луки, а одна отрицает его:

1. Датировка этой книги П в. н.э., разумеется, делает невозможным признание авторства за Лукой: вряд ли он мог прожить дольше чем до 80 или, самое позднее, 85 г. н.э. Некоторые либеральные ученые считают, что автор использовал "Иудейские древности" Иосифа (около 93 г. н.э.), но параллели, на которые они ссылаются, рассматривая Деяния, 5,36 (о Февде), не согласуются, и нет особого сходства между описанными событиями.

2. Общепризнанная точка зрения такова: Лука написал и Евангелие, и Деяния между 70-80 гг. Тогда для составления своей Благой Вести Лука мог бы использовать Евангелие от Марка, существовавшее, вероятно, с 60-х гг.

3. Можно сделать обоснованное предположение, что Лука закончил писать Деяния вскоре после того, как произошли события, завершающие книгу: то есть во время первого заключения Павла в Риме. Возможно, Лука планировал написать третий том (но на это, видимо, не было Божьей воли) и поэтому не упоминает о гонениях, обрушившихся на христиан между 63 и 67 г. Однако отсутствие упоминаний о таких событиях, как жесточайшее преследование христиан Нероном в Италии после пожара в Риме (64 г.), война иудеев с Римом (66-70 г.), мученическая смерть Петра и Павла (вторая половина 60-х годов) и самое трагичное для иудеев и евреев-христиан - разрушение Иерусалима, указывают на более раннюю датировку. Итак, наиболее вероятно, что Лука написал Деяния Апостолов, когда Павел находился в римской тюрьме - в 62 или 63 г. н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Деяния Апостолов преисполнены жизнью и действием. В них мы видим, как действует Святой Дух, формируя Церковь, укрепляя ее и распространяя ее влияние. Это потрясающий рассказ о том, как Дух Господень, используя самые невероятные средства, преодолевая самые непреодолимые препятствия и идя самыми нетривиальными путями, достигает удивительнейших результатов.

В Деяниях повествование возобновляется с того момента, на котором заканчиваются Евангелия, затем краткие драматические описания знакомят нас с ранними неспокойными годами молодой Церкви. Деяния рассказывают о великом переходном периоде, когда новозаветная Церковь освобождалась от пут иудаизма и заявляла о себе как о новом, совершенно отличном сообществе, в котором иудеи и язычники едины во Христе. По этой причине Деяния можно назвать историей "отлучения от груди Исаака". Когда мы читаем эту книгу, мы испытываем своего рода духовное наслаждение при виде того, как творит Господь. В то же время мы ощущаем и напряжение, наблюдая, как грех и сатана противостоят и пытаются препятствовать делу Божьему.В первых двенадцати главах центральное место занимает апостол Петр, мужественно проповедующий народу Израилеву С тринадцатой главы и далее на первый план выходит апостол Павел как ревностный, вдохновенный и неутомимый просветитель язычников.Деяния охватывают приблизительно 33-летний период. Дж. Б. Филлипс заметил, что ни в один другой сравнимый по протяженности период человеческой истории "небольшое количество простых людей не смогло так повлиять на мир, чтобы их враги со слезами ярости на глазах говорили, что эти люди "перевернули мир вверх дном"". (J. В. Pmllips, The Young Church in Action,

. vvi.) План

I. ЦЕРКОВЬ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 1 - 7)

А. Воскресший Господь обещает крещение Духом Святым (1,1-5)

Б. Возносящийся Господь дает Апостолам повеление (1,6-11)

В. Пребывающие в молитве ученики ожидают в Иерусалиме (1,12-26)

Г. День Пятидесятницы и рождение Церкви (2,1-47)

Д. Исцеление хромого и призыв народа израильского к покаянию (3,1-26)

Е. Преследования и рост Церкви (4,1-7,60)

II. ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ И САМАРИИ (8,1-9,31)

А Служение Филиппа в Самарии (8,1-25)

Б. Филипп и евнух ефиоплянин (8,26-40)

В. Обращение Савла из Тарса (9,1-31)

III. ЦЕРКОВЬ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ (9,32-28,31)

А Петр проповедует язычникам Евангелие (9,32 - 11.18)

Б. Основание церкви в Антиохии (11,19-30)

В. Гонения Ирода на христиан и его смерть (12,1-23)

Г. Первое миссионерское путешествие Павла: Галатия (12,24 - 14,28)

Д. Совещание в Иерусалиме (15,1-35)

Е. Второе миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (15,36-18,22)

Ж. Третье миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (18,23-21,26)

3. Арест Павла и суды над ним (21,27-26,32)

И. Путь Павла в Рим и кораблекрушение (27,1-28,16)

К. Домашний арест Павла и его свидетельство иудеям в Риме (28,17-31)


14,1-2 В Иконии, как и в других местах, где имелись синагоги, Павлу и Варнаве разрешили проповедовать в соответствии с обычаем, широко распространенным среди иудеев в то время. Дух Божий наделил их слою такой силой, что великое множество иудеев и обращенных из язычников уверовало в Господа Иисуса. Это вызвало ярость тех иудеев, которые отказались повиноваться Благой Вести, и они, в свою очередь, возбудили и раздражили язычников против братьев. В книге Деяний подстрекателями большей части гонений против апостолов были неуверовавшие иудеи, хотя действовали они зачастую не своими руками. Они умели мастерски убеждать язычников осуществлять их безбожные замыслы.

14,3 Чувствуя, что обстановка обостряется, проповедники все же продолжали смело говорить во имя Господа, Который подтверждал то, что их проповедь от Бога, наделив их способ ностью совершать знамения и чудеса. Знамения и чудеса - два слова, обозначающие сверхъестественные события. Слово "знамение" означает, что в событии содержится определенный урок, в то время как "чудо" должно вызывать чувство священного трепета.

14,4-7 По мере возрастания напряженности в городе ясно обозначились противоборствующие стороны. Одни были на стороне иудеев, а другие на стороне апостолов. В конечном итоге неуверовавшие язычники и иудеи спровоцировали столкновение, для того чтобы напасть на апостолов. (Здесь это слово фактически означает "миссионеры".) Они хотели побить их камнями, но апостолы удалились в ЛИСТРУ и ДЕРВИЮ, города в ЛИКАОНИИ, области, расположенной в центре Малой Азии. С неослабевающим рвением они продолжали благовествовать по всему этому краю.

Когда Павлу и Варнаве угрожало избиение камнями, они удалились в Ликаонию. В других подобных случаях на всем протяжении своего миссионерского служения они, по-видимому, оставались на месте, несмотря на опасность. Почему в данной ситуации они бежали, а в других, подобных этой, проявляли твердость? Как нам кажется, однозначного ответа на этот вопрос нет. Основополагающим принципом деятельности апостолов было руководство Святого Духа. Эти люди жили в тесном общении с Господом. Пребывая в Нем, они всегда знали о Божьих намерениях и воле. Для них было важно именно это, а не раз и навсегда установленный свод норм и правил поведения.

14,8-9 В Листре миссионеры ветретили человека, который был хром от рождения. Слушая говорившего Павла, он проявил необычайный интерес. Павел каким-то образом понял, что этот человек имеет веру для получения исцеления. Хотя здесь прямо и не сказано, как Павел узнал об этом, мы считаем, что истинному проповеднику дана способность распознавать душевное состояние людей, с которыми он общается. Он может различить, говорит в них лишь простое любопытство или их душа действительно скорбит, осознавая свою греховность.

14,10-12 Как только Павел приказал этому человеку подняться на ноги, он вскочил и стал ходить. Так как чудо произошло на глазах у людей и Павел, без сомнения, обратил на себя всеобщее внимание, говоря громким голосом, на народ это произвело большое впечатление. Туг же в народе раздались голоса, провозглашавшие Варнаву Зевсом, а Павла - Ермием (Гермесом). (Эти греческие имена использованы в оригинальном тексте. В некоторых текстах используются более распространенные латинские имена этих богов - Юпитер и Меркурий.) Народ действительно поверил, что в образе этих двух проповедников явились их боги. По какой-то неназванной причине они сочли Варнаву верховным божеством. Поскольку Павел начальствовал в слове, они решили, что он -Ермий (Гермес), вестник Зевса.

14,13 Даже жрец Зевса был убежден, что их действительно посетили боги. Он поспешно вышел из храма, расположенного у ворот их города, с волами и венками, чтобы совершить великое жертвоприношение. Подобное движение представляло для христианской веры угрозу более изощренную, чем все другие известные формы противодействия. Существующая тенденция концентрировать внимание не на Христе, а на Его служителе, угрожает успеху христианской проповеди в гораздо большей степени, чем преследования.

14,14-15 Сначала Варнава и Павел не понимали, что собирается делать толпа, поскольку не знали ликаонского наречия. Как только проповедникам стало ясно, что люди намерены поклоняться им как богам, они разодрали свои одежды в знак негодования и протеста. Затем они бросились в народ и принялись усиленно отговаривать людей от такого безумства. Они не боги, они люди, подобные ликаонянам. Их цель - просто нести людям Благую Весть, чтобы они обратились от безжизненных идолов к Богу живому.

14,15-17 Обращает на себя внимание то, что, в отличие от проповеди иудеям, Павел и Варнава не цитировали этим язычникам ВЗ. Вместо этого они начали с истории творения, которая всегда интересна языческим народам во всех странах и во все времена. Проповедники объяснили, что в прошедших родах Бог попустил всем народам ходить своими путями. Но даже и тогда у них были свидетельства о существовании Бога - творение и Его забота о них. Именно Он, любя их, давал дожди и времена плодоносные, исполняя пищею и веселием сердца их. Последнее образное выражение означает, что, посылая необходимую для тела пищу, Бог наполнял их сердца веселием, которое проистекает от наслаждения пищей.

14,18 Проповедь возымела желаемый результат. Люди, хоть и неохотно, отказались от своего намерения приносить жертвы этим служителям Господа.

14,19-20 Иудеи из Антиохии Писидийской и Иконии настигли Павла и Варнаву в Листре. Им удалось и здесь настроить язычников против миссионеров. Те же самые простые люди, которые готовы были почитать апостолов, как богов, теперь побили Павла камнями и вытащили за город, считая, что убили его.

Комментарий Келли к этому отрывку наиболее удачен:

"Почему это случилось? Сам отказ от почестей, которые жители Листры готовы были им оказать, в высшей степени оскорбителен для человека и делает его склонным поверить самой одиозной лжи о тех, кого он готов был боготворить. Обожание -чувство, проникнутое экзальтацией, и если его объект не оправдывает возложенных на него надежд, оно вскоре превращается в ненависть, а может привести и к гибели того, кому еще недавно воздавались божественные почести. В отличие от мелитцев, которые сначала посчитали Павла убийцей, а потом богом, жители Листры изменили свое отношение к Павлу в противоположном направлении. Прислушавшись к наговорам иудеев, хотя обычно презирали их мнение, они побили его камнями как лжепророка того, кому хотели приносить жертвы, и, вытащив из города, оставили лежать как мертвого". (Kelly, Acts,

. 202.)

Был ли Павел действительно умершим после того, как его побили камнями? Если во 2 Коринфянам 12,2 описывается именно этот случай, то даже он не знал этого. Мы можем сказать только одно: его выздоровление было чудесным. Когда ученики собрались около него, он встал и пошел с ними назад в город. На другой день он удалился с Варнавой в ДЕРВИЮ.

14,21 Апостолы не придавали особого значения соображениям личной безопасности. На это указывает тот факт, что проповедав Евангелие в Дервии, они обратно проходили ЛИСТРУ, место, где Павла побивали камнями. Это иллюстрирует способность быстро восстанавливать силу и возвращаться назад.

Хотя здесь и не упоминается о Тимофее, возможно, именно в это время он получил спасение благодаря проповеди Павла. Когда апостол посетил Листру в следующий раз, Тимофей уже был учеником и пользовался среди братьев большим уважением (Деян. 16,1-2). Однако тот факт, что позже Павел называл его истинным сыном в вере (1 Тим. 1,2), не обязательно означает, что именно Павел привел его к Христу. Возможно, он был "истинным сыном", следуя примеру Павла в жизни и служении.

Когда служение миссионеров в Листре завершилось, они вновь посетили ИКОНИЮ и АНТИОХИЮ ПИСИДИЙСКУЮ, где ранее уже были основаны церкви. Целью их прихода на этот раз было то, что мы сейчас называем работой с новообращенными. Они никогда не удовлетворялись лишь проповедью Евангелия и приведением душ к Спасителю. Для них это был лишь первый этап. Затем они стремились укрепить новообращенных в святой вере, в особенности объясняя им учение о Церкви и отведенном ей особом месте в Божьем плане.

Эрдман указывает:

"Цель должным образом разработанной программы миссионерской деятельности - в каждом регионе основывать самоуправляющиеся, жизнестойкие и способные к самостоятельному росту церкви. Это всегда было целью практической деятельности Павла". (Erdman, Acts,

. 109.)

14,22 Работа с новообращенными заключалась, во-первых, в утверждении душ учеников и укреплении христиан в вере через наставление Словом Божьим. Павел описал этот процесс в Колоссянам 1,28-29: "...Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно".

Во-вторых, они убеждали их пребывать в вере. Принимая во внимание широкомасштабные преследования, такое увещание было особенно своевременным. Увещанию этому сопутствовало напоминание о том, что многими скорбями надлежит войти в Царство Божье. Это относится к будущему Царству Божьему, в котором верующие разделят славу Христа. Человек входит в Царство Божье прежде всего через рождение свыше. Гонения и скорби не спасают. Однако путь к будущей славе тех, кто, уверовав, входит в Царство Божье, как обещает им Павел, полон скорбей: "...Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим. 8,17).

14,23 Одновременно миссионеры также рукополагали пресвитеров в каждой церкви. В этой связи необходимо сделать несколько замечаний:

1. Новозаветными старейшинами (пресвитерами) были набожные, зрелые мужчины, которые осуществляли духовное руководство поместной церковью. Они также называются епископами или блюстителями.

2. В книге Деяний пресвитеры не назначались сразу же, как только основывалась церковь. Чаще всего апостолы делали это во время второго посещения церкви. Другими словами, за это время те, кому Сам Дух Святой предназначил быть пресвитерами, могли проявить себя.

3. Старейшины (пресвитеры) назначались апостолами и их представителями. В то время еще не был написан НЗ, который дает четкие указания, каким требованиям должны отвечать пресвитеры. Однако апостолы знали, каковы эти требования, и могли отобрать людей, обладающих необходимыми качествами.

4. Сегодня у нас нет апостолов, которые могли бы назначать пресвитеров. Однако о качествах, необходимых пресвитерам, мы можем прочитать в 3-й главе 1 Тимофею и в 1-й главе Титу. Таким образом, каждая поместная церковь должна уметь распознавать среди своих членов людей, которые соответствуют требованиям, предъявляемым Богом к служителям.

После того как Павел и Варнава помолились с постом, они предали верующих Господу. Нам может показаться совершенно необычным то, что за такой короткий период могли организоваться церкви. Лишь в течение непродолжительного времени им требовалось наставничество миссионеров, и тем не менее они блестяще продолжали дело Господне, существуя как независимые церкви. Ответ в конечном итоге заключается в могущественной силе Духа Божьего. Но сила эта про являлась в жизни людей, подобных Павлу и Варнаве. Где бы они ни оказывались, они своим примером вели окружающих к Богу. Люди видели неподдельность и искренность их жизни. Их проповедь подтверждалась личным примером, и влияние такого двойного свидетельства было неоценимо.

Стихи 21-23 описывают обычную схему деятельности апостолов: проповедь Евангелия, обучение новообращенных и основание и укрепление церквей.

14,24-26 Потом, пройдя через Писидию, они направились на юг, в ПАМФИЛИЮ. Затем они вновь посетили ПЕРГИЮ, а оттуда сошли в морской порт АТТАЛИЮ, где взошли на корабль и отмыли в АНТИОХИЮ СИРИЙСКУЮ. Она стала конечным пунктом их первого миссионерского путешествия. Именно в Антиохии они были преданы благодати Божьей на дело, которое только что исполнили.

14,27 Каким радостным, вероятно, был тот день, когда все христиане Антиохии собрались вместе, чтобы услышать рассказ о миссионерских подвигах этих двух великих Божьих избранников. С подобающей христианам скромностью они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. Это был рассказ не о том, что они сделали для Бога, а о том, что Ему было угодно совершить через них.

14,28 Они пребывали в Антиохии немалое время с учениками. По разным оценкам, они пробыли там от одного года до двух лет.

СТРАТЕГИЯ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вызывает восхищение то, как маленькая горстка неназванных учеников, живших в забытом уголке мира, вдохновленная прекрасным откровением, отправилась на проповедь Евангелия всему миру и как она справилась с этой задачей. Каждый считал себя непосредственно ответственным за эту работу и отдавался ей безраздельно.

Большей частью Евангелие проповедовали местные христиане, не оставляя при этом своих каждодневных занятий. Они передавали Благую Весть своим соседям.

Кроме того, апостолы и другие путешественники ходили из страны в страну, проповедуя Евангелие и основывая церкви. Они отправлялись в путь по двое или небольшими группами. Иногда старшего сопровождал младший, например, Тимофей Павла.

Проповедническая деятельность осуществлялась главным образом двумя путями: через благовестие личное и благовестие большим группам людей. В связи с последним интересно заметить, что проповеди большей частью были импровизированными и поводом для них служили местные события или кризисные ситуации.

Почти все проповеди, приведенные там (в Деяниях), произносились в обстоятельствах, исключавших любую возможность для проповедника подготовиться к выступлению; каждый описанный случай был неожиданным. (С.А. Coates, An Outline of Luke's Gospel,

. 254.)

Как сказал Е. М. Баундс, их проповедническая деятельность не ограничивалась часовым выступлением, а заполняла всю их жизнь. Апостолами и их спутниками руководил Дух Святой, но это водительство часто подтверждалось их поместной церковью. Так, мы читаем, что пророки и учители в Антиохии возложили руки на Варнаву и Павла, отправляя их в первое миссионерское путешествие (13,2). Таким же образом, прежде чем Тимофей отправился с Павлом, о нем свидетельствовали братья (16,2). Павла и Силу перед их вторым миссионерским путешествием антиохийская церковь поручила благодати Божьей (15,40).

Обычно утверждают, что "географической" стратегией апостолов была проповедь в больших городах и осно вание там церквей, которые затем благовествовали бы в близлежащей местности. Возможно, это слишком упрощенное понимание. Основой их стратегии было следование указаниям Духа Святого, куца бы Он ни вел их: в большой город или маленькую деревню. Дух Святой повел Филиппа из оживленной Самарии благовествовать одному человеку на дороге в Газу (8,26-40). И Он же привел Павла в Верию (17,10), которую Цицерон называл "городом в стороне от дорог". Честно говоря, мы не видим в книге Деяний апостолов одной, раз и навсегда избранной и неизменной географической стратегии. Скорее, мы видим здесь водительство Духа, соответствующее Его высшей воле.

Везде, где люди оказывались восприимчивыми к Евангелию, основывались поместные церкви. Их собрания придавали служению неизменный и стабильный характер. Церкви эти были самоуправляемыми, финансово независимыми и самораспространяющимися. Апостолы время от времени посещали общины, укрепляя и наставляя верующих (14,21-22; 15,41; 20,1-2) и назначая пресвитеров (14,23).

В своих миссионерских странствиях апостолы и их спутники иногда обеспечивали себя сами (18,3; 20,34), а иногда жили за счет пожертвований от церквей и отдельных лиц (Флп. 4:10,15-18). Павел работал, чтобы обеспечить не только свои нужды, но и нужды тех, кто был с ним (20,34).

Хотя поместные церкви поручали апостолов благодати Божьей и поддерживали их материально, они не контролировали их. Апостолы были свободными посланцами Господа, возвещающими Божью волю, не пропуская ничего полезного (20,20).

По окончании своих миссионерских путешествий они возвращались в свою церковь и отчитывались перед ней в том, как Господь действовал через них (14,26-28; 18,22-23). Это прекрасный образец для подражания всем миссионерам на все времена.

Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»
Комментарии к главе 14

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Согласно традиции, принято считать, что Деяния святых апостолов написаны Лукой - врачом, сопутствовавшим Павлу на некоторых этапах его второго и третьего миссионерских путешествий, а также сопровождавшим его в Рим. Церковь сохранила множество свидетельств II-IV вв. по Р.Х. в пользу авторства Луки. С этим были согласны Ириней Лионский (130-202 гг.), Климент Александрийский (150-215 гг.) и Евсевий Кесарийский (ок. 325 г.); авторство Луки отмечено и в каноне Муратори (ок. 170 г.).

Свидетельства самой книги Деяния, ведущие к такому заключению, можно вывести, главным образом, из примечательных "мы" в разных местах второй части книги (16,10-17; 20,5-15; 21,1-18; 27,1 - 28,16). Из них видно, что автор сопровождал Павла из Троады (Малая Азия) в Филиппы (Европа), затем обратно из европейских Филипп в малоазийскую Троаду и далее - в Палестину. Наконец, он же сопровождает Павла из Палестины в Рим.

Автор был образованным эллином, о чем свидетельствуют стиль Евангелия от Луки и Деяний и безукоризненный греческий язык, на котором они написаны. Кроме того, методический подход автора к излагаемой теме и его исследовательские приемы (Лк. 1,1-4) тоже говорят о том, что это высоко образованный человек.

В Послании к колоссянам (4,14) Павел отмечает, что ему сопутствует "Лука, врач возлюбленный". Некоторые ученые, особенно в конце XIX и начале XX вв., утверждали, что медицинские термины в текстах, написанных Лукой, и явный интерес автора к теме болезней (Лк. 4,38; 8,43.44; Деян. 3,7; 12,23; 13,11; 20,7-11; 28,3.8) указывают на то, что автор был врачом. Однако этому имеются возражения, поскольку многие писатели древности свободно пользовались медицинскими терминами, которые собственно таковыми еще и не были. Так что этот факт нельзя использовать как доказательство, что автор - медик. Тем не менее, внимание к вопросам медицины в Деяниях только усиливает вероятность того, что ее автором был действительно врач Лука.

Время и обстоятельства написания

Существуют три версии о времени написания Деяний апостолов: между 105-м и 130 гг. по Р.Х., между 80-м и 95 гг. и ранее 70 г. Первые две основаны отчасти на теории, что автор Деяний (вероятно, не Лука) использовал труд иудейского историка I в. (ок. 37/38-100 гг. по Р.Х.) Иосифа Флавия ("Иудейские древности", 18.4-10 и 20.97-98), откуда почерпнул сведения о восставших Февде и Иуде (Деян. 5,36.37). Но вполне возможно, что Февда, которого упоминает Гамалиил (Деян. 5,36), и Февда, о котором пишет Иосиф, - разные лица. Равным образом и упоминание Лукой и Иосифом Флавием Иуды (6 г. по Р.Х.) не доказывает, что один автор зависел от другого. Приверженцы поздней датировки утверждают, что Лука (Деян. 12,19-23) был ознакомлен с описанием смерти Ирода Агриппы I (44 г. по Р.Х.), сделанным Иосифом Флавием ("Иудейские древности", 19.343-350), и что он заимствовал материал оттуда, поскольку оба автора описывают это событие в сходных выражениях. Все же эти два описания значительно разнятся. Кроме того, указывалось, что богословие книги Деяния совпадает с идеями Иустина Мученика, писателя II в. Но эта теория верна, скорее, в обратном порядке: Иустин Мученик мог почерпнуть свои богословские выкладки из книги Деяния.

Сторонники более поздней датировки - 150 г. - утверждают, будто текст Лк. 21,20, где упоминаются войска, свидетельствует, что разрушение Иерусалима уже свершилось, когда Лука писал Деяния. Можно отметить, что Марк употребляет выражение "мерзость запустения" (пророчество из Дан. 9,27, повторенное в Мк. 13,14 и Мф. 24,15) как несомненно понятное иудеям. Лука, напротив, говоря об исполнении того же пророчества, употребляет слово "войска", т.е. выражение, понятное язычникам. Но в любом случае разница в выборе слов не свидетельствует о том, что Иерусалим уже пал.

Мнение, что Деяния были написаны Лукой ранее 70 г. по Р.Х. (вероятно, ок. 60-64 гг.), более правдоподобно. Во-первых, гл. 28 заканчивается на том, что Павел пользуется частичной свободой. В ожидании суда кесаря Павел имеет возможность проповедовать всем, кто приходит к нему, - это могло происходить до 64 г., когда Нерон возложил на христиан ответственность за пожар в Риме. Во-вторых, о смерти Павла не упоминается, а ведь из 2 Тим., гл. 4 ясно, что она близка и неизбежна (и случилась, вероятно, в 67-68 гг.). В-третьих, в конце книги Деяния Лука описывает благосклонность римского правительства к христианству; после 64 г. отношение к нему стало иным. В-четвертых, на более раннюю дату написания книги указывает словоупотребление, характерное для самого раннего периода христианства: "ученик", "первый день недели" - позднее он стал называться "днем Господним" (Откр. 1,10; в синодальном переводе "день воскресный" - неточно), "народ израильский" (4,27) - позднее (Тит. 2,14) это выражение включает и иудеев, и язычников - "народ особенный", "Сын Человеческий" (7,56).

Согласно Лк. 1,3 и Деян. 1,1, изначально обе книги предназначались Феофилу. Об этом человеке ничего не известно, но он, возможно, был покровителем Луки. Несомненно, что он был язычником, получившим наставление в христианской вере (Лк. 1,4). Возможно, покровительствуя Луке, Феофил обеспечил ему существование, пока тот работал над своими книгами. Можно сравнить это с положением Иосифа Флавия, который, указав, что ему покровительствуют римские военачальники Веспасиан и Тит ("Против Апиона", 1.50), говорит еще и о другом благодетеле, некоем Епафродите ("Против Апиона", 1.1; 2.1; 2.296).

Материалом для Луки служило то, чему он сам был свидетелем, а также сведения из источников, имевшихся в Палестине и за ее пределами. Возможно, ему помогали Сосипатр из Верии, Аристарх и Секунд из Фессалоники, Гаий из Дервии и многие другие. Находясь в Палестине во время двухлетнего заключения Павла, Лука собирал материал для своего Евангелия и для первой части книги Деяния. Вероятно, он беседовал с Марией, матерью Иисуса, и другими "очевидцами и служителями Слова" (Лк. 1,2).

Характерные особенности и темы

Книга Деяния апостолов представляет собой точное историческое повествование о жизни ранней церкви (середина во I в. по Р.Х.). Лука приводит географические подробности, говорит о правительственных служащих и императорах; при описании морского путешествия в Италию он пользуется соответствующими морскими терминами. Все это указывает на то, что автор - добросовестный исследователь, лично бывший очевидцем многих описанных им событий.

Лука, возможно, преследовал несколько целей. В Деян. 1,1.2 он уведомляет, что в Евангелии описал жизнь Иисуса вплоть до Его вознесения. В первой главе (Деян. 1,8) кратко сообщается об общей теме книги Деяния: Господь намерен распространить Свое дело "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Книга Деяния - путевая карта распространения Церкви по древнему миру; она представляет христианство в его развитии. Некоторые рассматривали Деяния как своеобразную апологию христианства, написанную Лукой, или попытку показать, что христианство не представляет угрозы для Рима. Книга называется "Деяниями святых апостолов", однако Лука описывает лишь служение Петра (Деян. 1-12) и Павла (Деян. 13-28).

Содержание

I. Петр и благовествование иудеям в Иерусалиме, Иудее и Самарии (1,1 - 12,24)

А. Наставления, полученные от Иисуса, и ожидание Духа Святого (гл. 1)

Б. Возникновение Церкви (гл. 2-7)

1. Сошествие Духа Святого и первая проповедь Петра (2,1-41)

2. Общение верующих (2,42-47)

3. Исцеление нищего и вторая проповедь Петра (гл. 3)

4. Преследование со стороны синедриона (4,1-31)

5. Общинная жизнь и церковная дисциплина (4,32 - 5,11)

6. Дальнейшие преследования со стороны синедриона (5,12-42)

7. Избрание семи диаконов (6,1-7)

8. Гонения и смерть Стефана (6,8 - 7,60)

В. Преследуемая Церковь рассеивается и несет Евангелие по Иудее и Самарии (гл. 8)

1. Филипп проповедует в Самарии и обращает ефиопского вельможу (гл. 8)

2. Обращение Савла (9,1-31)

3. Проповедь Петра в Лидде и Иоппии (9,32-43)

4. Проповедь Петра Корнилию в Кесарии; излияние Духа Святого на язычников (10,1 - 11,18)

5. Церковь в Антиохии Сирийской (11,19-30)

6. Преследование Церкви Иродом Агриппой I и его смерть (12,1-24)

II. Павел и благовествование язычникам (12,25 - 28,31)

А. Первое миссионерское путешествие Павла, распространение евангелия на Кипре и в Малой Азии (12,25 - 14,28)

1. Иерусалимский собор (15,1-35)

2. Второе миссионерское путешествие Павла - снова Малая Азия, затем - Европа (15,36 - 18,22)

3. Третье миссионерское путешествие Павла - и вновь Малая Азия, затем - Македония и Греция (18,23 - 21,16)

4. Арест Павла, суд над ним и заключение в Палестине (21,17 - 26,32)

5. Путешествие в Рим (27,1 - 28,16)

6. Проповедь Павла в Риме в течение двух лет (28,17-31)


1 В Иконии. Древний фригийский город, который греки сделали городом-государством (полисом). Позднее, во времена Августа, он стал административным центром Галатии - провинции Римской империи.

4 на стороне Апостолов. Здесь впервые в Книге Деяний это слово имеет расширительное значение и включает иных лиц (напр., Варнаву), кроме учеников, избранных Самим Иисусом (Мф. 10,1-4; Деян. 1,24-26).

5 побить их камнями. Побивание камнями было принятой в Иудее формой смертной казни за богохульство.

6 Листру и Дервию. Хотя эти два города, наравне с Иконией, относились к Галатийской провинции Римской империи, они входили в округ под названием Ликаония. Однако позже (в 37-72 гг. по Р.Х.) Икония отошла к Фригии. См. ком. к ст. 20.

8 В Листре. В 6 г. до Р.Х. Август укрепил это древнее ликаонийское поселение и превратил его в римскую колонию в Галатии, заселив Листру ветеранами римской армии.

11 говоря по-ликаонски. Т.е. на родном языке большинства жителей.

12.13 В Листре бытовало древнее предание о том, что греческие боги Зевс (верховное божество) и Гермес (вестник Зевса) явились на холмах Фригии, ища гостеприимства. Их приняла только одна супружеская пара, и за это их домик был превращен в храм с золотой крышей и мраморными колоннами. Дома же остальных жителей, отказавшихся принять богов, были разрушены. Возможно, что жители Листры, припомнив легенду, приняли Варнаву за Зевса, а Павла за его вестника. Чтобы отвратить гнев свыше, они оказали им божеские почести.

14 разодрали свои одежды. Как знак душевной боли (при виде богохульства).

15-17 Содержание проповеди Павла тождественно его проповеди в Афинах (17,22-31). И здесь, и там он обращался к толпам язычников, которые не поняли б цитат из ветхозаветных писаний и их толкования. Павел указывает, что творческая и промыслительная сила Божия достигла и листрийцев.

20 в Дервию. Приграничный город в Ликаонии на расстоянии около ста километров к юго-востоку от Листры.

23 пресвитеров. От греч. "пресбитерос" - "старейшина", "старший" (см. 1 Тим. 3,1-7; Тит 1,5-9).