Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Исход
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Левит
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Числа
Главы:
1
2
3
4
Руфь
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
2-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
3-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
4-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ездра
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Неемия
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Есфирь
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Иов
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Притчи
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Екклесиаст
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Песни Песней
Пророческие
Главы:
1
2
3
4
5
Плач Иеремии
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Даниил
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Осия
Главы:
1
2
3
Иоиль
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Амос
Глава:
1
Авдий
Главы:
1
2
3
4
Иона
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
Михей
Главы:
1
2
3
Наум
Главы:
1
2
3
Аввакум
Главы:
1
2
3
Софония
Главы:
1
2
Аггей
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Захария
Главы:
1
2
3
4
Малахия

Новый Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям
Пророческие

   К Филимону 1

Главы: 1
От Павла, узника во имя Христа Иисуса, и Тимофея, брата нашего, Филимону, дорогому нашему другу и сотоварищу по трудам,
а также Апфии, сестре нашей, Архиппу, нашему сотоварищу по трудам, и церкви, что в доме твоём.
Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и от Господа, Иисуса Христа.
Я всегда благодарю Бога, когда вспоминаю тебя в молитвах,
ибо слышу о твоей любви и вере, вере в Господа Иисуса и любви ко всем людям Божьим.
Я молюсь, чтобы вера, которую ты разделяешь с нами, привела тебя к пониманию всего того хорошего, что мы имеем во Христе.
Большую радость и утешение принесла мне твоя любовь, ибо благодаря твоим стараниям сердца людей Божьих ожили, брат.
Поэтому, хотя как брат во Христе я и мог бы смело призвать тебя к исполнению твоего долга,
предпочитаю воззвать к тебе, опираясь на любовь. Я представляюсь тем, кто я и есть, Павлом, стариком, а теперь к тому же ещё и узником во имя Христа Иисуса.
Я взываю к тебе ради сына моего Онисима, отцом которого я стал в тюрьме.
Ранее он был бесполезен для тебя, теперь же он полезен не только тебе, но и мне также.
Я послал его обратно к тебе (хотя, должен сказать, что послав его, отправил вместе с ним и своё сердце).
Я хотел бы удержать его здесь, чтобы он служил мне вместо тебя, пока я в тюрьме за благо-вествование.
Но без твоего согласия я не хотел делать ничего, чтобы любая твоя милость была не из обязанности, а по твоей собственной воле.
Возможно, он для того был взят у тебя на время, чтобы ты навсегда принял его обратно,
но уже не как раба, а лучше, чем раба, - как брата возлюбленного. Я очень люблю его, но ты полюбишь его ещё больше не только как человека, но как брата в Господе.
Итак, если ты в самом деле считаешь меня другом, прими его так же, как принял бы меня.
И если он чем обидел тебя, или задолжал тебе, то отнеси это на мой счёт.
Я, Павел, пишу это своей рукой: я заплачу тебе. (Я уже не говорю тебе о том, что сам ты обязан мне жизнью своею.)
Да, брат, прошу тебя сделать кое-что для меня перед Господом. Оживи же моё сердце во Христе.
Я пишу тебе, уверенный в твоём послушании. Я знаю, что ты сделаешь даже больше того, о чём я тебе пишу.
Также приготовь для меня гостевую комнату, ибо я надеюсь, что буду передан невредимым в твои руки в ответ на твои молитвы.
Епафрас, мой сотоварищ по заключению во имя Христа Иисуса, приветствует тебя,
а также Марк, Аристарх, Лука и Димас, мои сотоварищи.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, с тобою.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «К Филимону»
Комментарии к главе 1
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К ФИЛИМОНУ
УНИКАЛЬНОСТЬ ПОСЛАНИЯ

Послание к Филимону является в определенном смысле уникальным. Это единственное дошедшее до нас частное письмо Павла. Павел, несомненно, написал много частных писем, но из всех сохранилось лишь Послание к Филимону. В дополнение к другим достоинствам данного послания, этот факт приобретает особое значение.

ОНИСИМ - БЕГЛЫЙ РАБ

Можно двояко представить себе все происшедшее. Одно - совершенно однозначно, другое - связанное с именем И. Дж. Годспида, более запутано и, несомненно, более драматично. Давайте сперва рассмотрим более простой вариант.

Онисим был беглым рабом и, очень вероятно, еще и вором. "Если он чем обидел тебя, - пишет Павел, - или должен, считай это на мне - я заплачу" (ст. 18 и 19). Беглец нашел как-то дорогу в Рим, чтобы затеряться в переполненных людьми улицах великого города, как-то встретился с Павлом и стал христианином, сыном, рожденным Павлом в узах его (ст. 10).

Но потом что-то случилось и Павел, очевидно, не мог более скрывать беглого раба и ситуация обострилась. Может быть, таковым явился приход Епафраса. Может быть, Епафрас признал в Онисиме раба, которого он видел в Колоссах и всплыла вся дурная история, или, может быть, с приходом Епафраса Онисим сам решил напрочь порвать со своим компрометирующим прошлым.

ПАВЕЛ ОТПРАВЛЯЕТ ОНИСИМА НАЗАД

За время, проведенное с Павлом, Онисим сделался почти незаменимым для него и Павлу очень хотелось бы оставить его около себя. "Я хотел при себе удержать его", - пишет он (ст. 13). Но он не хочет делать что-нибудь без согласия на то Филимона, хозяина Онисима (ст. 14). И потому он отправляет Онисима назад. Никто лучше Павла не знал, какой это рискованный шаг. Раб не считался человеком, а лишь живым орудием. Хозяин имел абсолютную власть над своими рабами. "Он может дать им пощечину или осудить их на тяжелую работу - заставляя, например, работать на своих полях в деревне или на своего рода фабрике-тюрьме. Или он может наказывать их ударами палки, плети или бича, он может выжигать им на лбу клеймо, если они воры или беглецы, и даже, если они окажутся неисправимыми, распять их на кресте". Римский историк Плиний рассказывает о том, как некий Ведий Поллио обошелся со своим рабом. Раб нес во двор дома поднос с хрустальными кубками, уронил и разбил один из них. Поллио приказал немедленно бросить его в пруд с рыбами в центре двора, где хищные миноги тут же разорвали его на куски. Ювенал описывает одну госпожу, бьющую свою служанку из-за одного каприза и господина, "наслаждающегося криком от жестоких палочных побоев, и считавшего их прекраснее песен всяких сирен". Этот рабовладелец не мог успокоится до тех пор, пока не призывал мучителя, чтобы тот выжег раскаленным железом клеймо за то, что раб украл пару полотенец. Раб действительно находился в постоянной зависимости от каприза хозяина или хозяйки.

Хуже еще было то, что рабов постоянно умышленно угнетали. В Римской империи было около 60 миллионов рабов и приходилось опасаться их восстания. Взбунтовавшегося раба тут же убивали, а беглого в лучшем случае клеймили на лбу латинской буквой ф - фугитив, беглый, раскаленным докрасна железом, в худшем же случае - казнили, распинали на кресте. Павел хорошо знал все это, и вследствие того, что рабство настолько пропитало жизнь древнего мира, было довольно рискованно посылать Онисима назад даже к христианину Филимону. И потому Павел дал Онисиму с собой это письмо.

ПРИЗЫВ ПАВЛА

Онисим по-гречески буквально выгодный, годный. Когда-то Онисим был негодным человеком, а теперь он годен (ст. 11). Ну, так вот, мы можем сказать, что он Онисим не только по имени, но и по своей натуре. А Филимон может быть, потерял его на время, с тем, чтобы теперь обрести навсегда (ст. 15). Он должен принять Онисима теперь уже не как раба, а как брата во Христе (ст. 16). Онисим теперь сын Павла в вере и Филимон должен принять его, как бы он принимал самого Павла.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Так вот каков он, призыв Павла. Многие люди удивлялись тому, что Павел нигде не касается в своих посланиях серьезно проблемы рабства. Он не осуждает его, он даже не велит Филимону освободить Онисима, Филимон примет его назад все в том же качестве раба. Некоторые люди критиковали Павла за то, что он не воспользовался случаем осудить и заклеймить рабство, на котором был основан древний мир. Лайтфут говорит: "Слово "освобождение", кажется, готово сорваться с его губ, но он никогда не произносит его". На это молчание были свои причины.

Рабство было неотъемлемой частью античного мира; на нем было основано все общество. Аристотель считал, что это в порядке вещей, когда одни люди должны быть рабами, дровосеками, водоносами, чтобы служить высшим слоям общества. Вполне возможно, что Павел просто потому принимал институт рабства; было почти невозможно себе представить общество без него. Кроме того, если бы христианство каким-то образом побуждало рабов к мятежу или бегству, это привело бы только к трагедии. Любое такое восстание было бы жестоко подавлено, каждый раб, который самовольно обрел бы свою свободу, был бы безжалостно наказан, да и само христианство было бы заклеймено как революционное и губительное. Согласно христианской вере, освобождение должно было обязательно наступить, но время для этого еще не созрело; а обнадеживать рабов и побуждать их взять свободу силой, немедленно принесло бы больше вреда, чем пользы. Некоторые вещи нельзя достичь сразу и их наступления. Мир должен ждать до тех пор, пока закваска подымится.

НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Но христианство оказывало свое воздействие. Оно установило новые отношения между людьми, в которых отбрасывались все внешние различия между ними. Христиане - одно тело, будь то иудеи или еллины, рабы или свободные (1 Кор. 12,13). В христианстве нет ни иудея, ни язычника, нет раба ни свободного, нет ни мужского пола, ни женского (Гал. 3,28). В христианстве нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного (Кол. 3,11). Онисим бежал рабом, и рабом же он возвращается, но теперь он был не только рабом, но и возлюбленным братом в Господе. Когда в жизни устанавливаются такие отношения социальные различия теряют значения. Сами названия господин и раб становятся неуместными. Если господин обращается со своим рабом так же как обращается с ним сам Христос, и если раб служит своему господину так же, как он служит Христу, не будет иметь никакого значения, ибо называем одного господином, а другого рабом; отношения между ними основаны не на человеческих понятиях, потому что оба они во Христе.

В пору зарождения, христианство не нападало на институт рабства: это могло бы иметь губительные последствия. Но христианство установило новые отношения между людьми, в которых обычные человеческие социальные различия теряют свое действие. Здесь уместно отметить, что эти новые отношения не дали рабу право извлекать из них выгоды для себя; скорее они делали его еще лучшим рабом и более способным слугой, ибо ныне он должен был делать все так, чтобы ему не стыдно было показать это Христу. Эти отношения также не значили, что отныне господин будет мягким и добродушным, готовым удовлетворяться плохо выполненной работой и плохой услугой, но они значили, что отныне он не будет больше относиться к рабу как к орудию, а как к человеку и брату во Христе.

В своих посланиях Павел дважды указывает на обязательства рабов и господ - в Еф. 6,5-9 и Кол. 3, 22-4,1. И то и другое было написано Павлом в период, когда он находился в тюрьме в Риме и, очень вероятно, когда Онисим находился с ним. Надо думать, многое во взглядах, изложенных в этих посланиях навеяно долгими разговорами, которые Павел вел с обратившимся в христианство беглым рабом.

С этой точки зрения Послание к Филимону - частное письмо, которое Павел дал Онисиму, отсылая назад беглого раба; оно было написано для того, чтобы Филимон принял назад Онисима не как языческий господин, а как христианин брата во Христе.

Посмотрим на послание в другом разрезе - какое место занимает Архипп. Его имя встречается в Послании к Колоссянам и в Послании к Филимону. В Послании к Филимону Павел посылает приветствие Архиппу, сподвижнику нашему (ст. 2), и такое определение заставляет предположить, что Архипп мог быть служителем в колосской общине того времени. Его имя упоминается также в Кол. 4,17: "Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе". Ну, а это указание идет после целого ряда замечаний, совершенно определенно касающихся не Колоссов, а Лаодикии (Кол. 4,13.15.16). Разве тот факт, что имя его упоминается в послании, адресованном в Лаодикию, не предполагает, что Архипп сам также находился в Лаодикии? Зачем же, в таком случае, нужно было посылать ему такое личное известие? Если бы он был в Колоссах, то слышал бы его, как и все, при чтении послания. Зачем же нужно было посылать это устное распоряжение? Совершенно очевидно, причина заключается в том, что Архипп находился не в Колоссах, а в Лаодикии.

Если это так, то значит и дом Филимона находится в Лаодикии, а Онисим - беглый лаодикийский раб. А это значит, что Послание к Филимону было, в сущности, написано в Лаодикию. И, потому, пропавшее послание к Лаодикийцам, упомянутое в Кол. 4,16, ничто иное, как Послание к Филимону. Ну, а это решает всю проблему. Следует также помнить, что в античную эпоху, с ее взглядами на проблему рабства, Павел здорово рисковал уже тем, что вообще отсылал Онисима назад. А посему можно утверждать, что Послание к Филимону по существу не только личное письмо. Оно, несомненно, было написано Филимону и находившейся в его доме церковной общине. И, кроме того, его должны были прочитать также и в Колоссах. Ну, а что делает в этом случае Павел? Понимая риск, связанный с отсылкой назад Онисима, Павел организовывает в его пользу настроение и мнение церквей в Лаодикии и в Колоссах. Он не оставляет решение судьбы одному Филимону: это решение должна вынести вся христианская община. Так уж случилось, но есть один маленький, но важный лингвистический момент, который говорит в пользу такой точки зрения. В русском переводе Библии конец ст. 11 звучит так: "Я возвращаю его". В греческом это глагол анапемпейн; его обычно употребляют - ив этом смысле чаше, чем в любом другом - при передаче дела кому-то для вынесения решения. И, потому, ст. 11 более вероятно следовало бы перевести: "Я передаю дело на ваше усмотрение", то есть, не только Филимона, но также и церкви в его доме.

По этому поводу можно было бы сказать еще многое. Но существует лишь одно затруднение. В Кол. 4,9 сказано об Онисиме так: "который от вас", что очень похоже на то, что он происходит из Колосс. Но И. Дж. Годспид, столь рьяно и убедительно защищающий эту точку зрения, утверждает, что Иераполь, Лаодикия и Колоссы находились близко друг от друга и так походили на одну церковь, что их вполне можно рассматривать как одну церковную общину, и, потому, выражение "который от вас" не обязательно должно значить, что Онисим происходил из Колосс, а что он просто происходил из этого небольшого района. Если мы готовы согласиться с этим, то ничто уже не мешает изложенной выше гипотезе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ

Но Годспид здесь не останавливается. Он пытается и дальше реконструировать историю Онисима и придает ей очень трогательное продолжение. В ст. 13 и 14 Павел совершенно ясно дает понять, что он бы очень хотел оставить Онисима у себя. "Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя [у Баркли: от твоего имени] послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добровольно". И Павел напоминает Филимону, что он, Филимон, обязан ему, Павлу, спасением своей души (ст. 19). И Павел говорит дальше с очаровательным юмором: "Дай мне воспользоваться от тебя в Господе" (ст. 20). Он как бы говорит: "Будучи уверенным в твоем послушании, я написал тебе, зная, что ты сделаешь даже больше, чем я говорю" (ст. 21). Мог ли Филимон устоять перед таким призывом? Разве мог он, прочитав такие слова, не отправить Онисима, вместе со своим благословением, назад к Павлу? Годспид считает, что Павел, несомненно, получил назад Онисима и он стал помощником Павла на ниве благовествования.

ЕПИСКОП ЕФЕССКИЙ

Давайте перенесемся на пятьдесят лет вперед. Игнатия, одного из величайших мучеников, отправили на казнь из Антиохии в Рим. В пути он пишет послания - которые еще сохранились - церквам в Малой Азии. Он останавливается в Смирне и пишет церкви в Ефесе. В первых главах этого послания он много говорит об удивительном ефесском епископе. И как же звали этого епископа? Его звали Онисим. И Игнатий употребляет тот же каламбур, который в свое время употреблял Павел - он Онисим по имени и по своей природе, годный и полезный для Христа. Вполне может быть, что беглый раб стал со временем великим епископом Ефеса.

ЧТО СДЕЛАЛ ДЛЯ МЕНЯ ХРИСТОС

Если все это правда, то у нас есть еще одно объяснение. Почему сохранился и пережил века маленький листок письма, лист папируса, и как он вообще попал в собрание Павловых посланий? В нем не разбирается важный вопрос вероучения; оно не направлено против крупной ереси - это единственное из Павловых посланий, написанное отдельному лицу. Практически можно с уверенностью сказать, что первое собрание Павловых посланий было составлено в Ефесе, где-то в конце первого - начале второго века. Именно тогда Онисим был епископом Ефеса и, вполне возможно, что именно он настоял на включении этого послания в собрание. Хотя оно и было таким коротким и носило личный характер, все могли узнать, что для него сделала благодать Божия. Через это послание великий епископ поведал миру о том, что когда-то он был беглым рабом и, что своей жизнью он обязан Иисусу Христу и апостолу Павлу.

Вернулся ли Онисим назад к Павлу с благословением Филимона? Стал ли он, бывший беглый раб, епископом Ефеса? Настаивал ли он на включении этого небольшого послания в собрание Павловых посланий для того, чтобы миру поведать о том, что сделал для него Иисус Христос через апостола Павла? Мы никогда не сможем сказать это совершенно определенно, но это - милая повесть о благодати Божией в Христе - и давайте будем надеяться, что она правдива!

1-7

ЧЕЛОВЕК, К КОТОРОМУ БЫЛО ЛЕГКО ВЗЫВАТЬ (Флм. 1-7)

Послание к Филимону носит необычный характер по той причине, что в нем мы видим Павла с необычной стороны, в качестве просителя. Ни один человек не выступал так редко в роли просителя. В этом послании Павел просит об одолжении, не столько для себя, сколько для Онисима, свернувшего с пути истинного, которому Павел теперь помогает вернуться на истинный путь. Необычно уже само начало послания. Обычно Павел начинает свои послания с того, что указывает на свое апостольство, на свое звание апостола, сейчас же Павел пишет как другу и опускает свой официальный титул. Он пишет не как апостол, а как узник Иисуса Христа. Уже с самого начала Павел отказывается говорить с позиции своей власти, а взывает исключительно к сочувствию и любви. Мы не знаем, кто такие Апфия и Архипп, но высказывалось предположение, что Апфия - это жена Филимона, а Архипп - его сын, потому что и они должны были быть очень заинтересованы в возвращении Онисима, беглого раба. Архипп, вне всякого сомнения, сочувствовал Павлу в его христианском служении, потому что Павел называет его своим сподвижником.

Совершенно очевидно также, что к Филимону было легко обратиться с просьбой об одолжении. Его вера во Христа и любовь к собратьям были известны всем и рассказы о них дошли даже до Рима, где Павел находился в заключении. Дом Филимона, должно быть, походил на оазис в пустыне, потому что Павел так и пишет "им успокоены сердца святых" [у Баркли: освежал, подкреплял сердца святых]. Приятно войти в историю как человек, в доме которого Божьи люди получали освежение и подкрепление.

В этом отрывке один стих (ст. 6) очень трудно переводим и о нем написано много. В Библии он переведен так: "(Молюсь), дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе". Очень трудно переводима фраза "общение веры твоей". В греческом это койнония пистеос. На наш взгляд, эта фраза может иметь три значения.

а) Кайнопия может значить доля в, пай в (чем-нибудь); так, оно может значить участие в предприятии, и потому фраза может иметь значение твоя доля, твое участие в христианской вере, то есть это молитва о том, чтобы вера, которую разделяет Филимон с Павлом, вела Филимона все глубже и глубже к пониманию христианской истины.

б) Койнония может значить товарищество, чувство товарищества и тогда это молитва о том, чтобы христианское чувство товарищества вело Филимона все глубже к пониманию истины.

в) Койнония может также значить делиться, и в этом случае ст. 6 будет значить: "(Молюсь), чтобы щедрость, с которой ты делишься всем, что у тебя есть, вела тебя все глубже и глубже к познанию добрых дел, которые ведут ко Христу".

На наш взгляд третье значение самое правильное. Очевидно Филимон отличался именно христианской щедростью; он любил людей Божиих и в его доме они отдыхали, подкреплялись и освежались. И вот теперь Павел собирается просить щедрого человека быть еще более щедрым. И в этом заключена важная идея, если такое толкование соответствует истине. Это значит, что, давая другим, мы узнаем все больше о Христе. Это значит, что по мере того, как мы отдаем от себя, мы наполняемся Христом. Это значит, щедрая рука и открытое сердце - самый верный путь к большему познанию величия Христа. Больше всего о Христе знает не умник-ученый, даже не святой, проводящий свои дни в молитвах, а человек, живущий щедро и с любовью среди людей.

8-17

ПРОСЬБА О ЛЮБВИ (Флм. 8-17)

Павел, конечно, мог потребовать от Филимона все что ему хотелось, но он лишь скромно просит. Дар должен быть свободным и добровольным; если его вымогают - это вовсе не дар.

В ст. 9 Павел описывает себя. В Библии это переведено как старец и узник Иисуса Христа. Но многие ученые предлагают заменить слово старец [у Баркли: старый, пожилой]. Они утверждают, что Павла нельзя было характеризовать как старого человека. Вне всякого сомнения, ему не было и шестидесяти, ему было где-то между пятьюдесятью пятью и шестьюдесятью. Но те, которые отклоняют перевод старец на этом основании, ошибаются. Павел сам употребил слово пресбутес, а Гиппократ, великий греческий врач и писатель, говорит, что пресбутес - это человек в возрасте от сорока девяти до пятидесяти шести лет; в этом возрасте человека можно назвать пожилым, после этого возраста он становится герон, что по-гречески значит старый, старец. Но какой перевод предлагают они? Есть два очень похожих друг на друга слова: в написании они различаются лишь одной буквой, а в произношении они звучат совершенно одинаково. Это слова пресбутес - старый и пресбеутес - посланник, посол. В Еф. 6,20 Павел употребляет глагол от этого слова, когда он говорит: "Я исполняю посольство в узах". Но, по-видимому, лучше будет оставить перевод старый, потому что в этом послании Павел все время ссылается не на свои титулы, занимаемый им пост или данную им власть, а лишь на любовь. В этом послании говорит не посланник, а человек, проживший трудную жизнь, и сейчас одинокий и усталый. Свою просьбу Павел излагает в стихе 10, и эта просьба касается Онисима. Видно, что он пытается оттянуть момент, когда нужно произнести имя Онисима. Павел не извиняется на него и не извиняет его, он спокойно соглашается с тем, что Онисим был негодным человеком, но он утверждает, что он стал полезным теперь. Христианство, говорил Деймс Денни, обладает силой делать плохое хорошим. И здесь важно отметить, что Павел утверждает, что во Христе негодный человек стал полезным. Христианство не должно создавать неспособных и неопределенных людей. Оно должно создавать людей полезных и способных делать свое дело намного лучше, чем они делали его до того, как узнали Христа. Об одном человеке сказали, что "он витал мыслями в облаках и не годился для земных дел". Истинное христианство обращает мысли человека к небесам и одновременно делает его полезным для земных дел.

Павел называет Онисима сыном, которого он родил в узах. Поговорка раввинов гласит: "Если кто учит сына своего соседа закону, то по Писанию, он как бы родил его". Привести человека к Иисусу Христу - это значит больше, чем воспроизвести его на свет. Счастлив родитель, который не только воспроизводит ребенка на свет, но потом ведет его и к жизни вечной. Тогда он будет его родителем дважды.

Как уже было отмечено в введении к настоящему посланию, ст. 11 может иметь двойное значение. "Я возвращаю его тебе", - пишет Павел. Но слово анапемпейн значит не только возвращаю, отсылаю, но также передать дело на рассмотрение, и потому, Павел говорит Филимону: "Я передаю дело Онисима на ваше рассмотрение, чтобы вы могли вынести ваше решение, в соответствии с чувством любви, которое у вас должно быть". Онисим, по-видимому, стал очень дорог Павлу за время нахождения в тюрьме, потому что он делает ему большую похвалу, заявляя, что, отсылая его Филимону, отсылает частицу своего сердца.

И теперь идет сам призыв. Павел хотел бы оставить Онисима у себя, но он отсылает его Филимону, потому что не хочет ничего делать без его согласия. И здесь снова примечательный момент. Христианство не ставит своей целью помочь человеку уйти от своего прошлого, оно ставит своей целью помочь человеку посмотреть в глаза своему прошлому и преодолеть его. Онисим сбежал, ну и потому он должен вернуться назад, дать отчет за совершенное им и примириться со всеми последствиями своего поступка и подняться над ними. Христианство - это не просто спасение, христианство - это достижение победы. Но Онисим возвращается изменившимся, другим. Он ушел язычником-рабом, а возвращается братом во Христе. Филимону, должно быть, будет трудно смотреть на беглого раба, как на брата; но именно этого требует от него Павел. "Если ты имеешь общение со мною, - говорит Павел, - и мы с тобой соратники на ниве Христовой, и ты согласен с тем, что Онисим мой сын в вере, прими его, как меня".

И здесь снова примечательный момент. Христианин должен приветствовать возвращение человека, совершившего ошибку. Мы часто смотрим с подозрением на человека, свернувшего с истинного пути и показываем ему, что никогда не сможем вновь доверить ему. Мы верим, что Бог может простить его, но нам самим это кажется трудно сделать. Кто-то сказал, что самое возвышенное в Иисусе Христе именно то, что Он верит нам даже там, где мы терпим поражение. Заблудшему человеку путь назад может оказаться очень трудным, и Бог не сразу простит человека, который в своей самоуверенности или из-за недостатка сочувствия, сделает его ему еще труднее.

18-24

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ И ПОСЛЕДНЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (Флм. 18-24)

Таков уж закон жизни, что кто-то все же должен расплачиваться за грех. Бог может простить и Он прощает, но даже Он не может освободить человека от последствий содеянного им. Слова и величие христианской веры в том и заключаются, что точно так, как Иисус Христос взвалил на Свои плечи грехи всех людей, есть люди, готовые в своей любви оказать помощь в расплате за последствия грехов дорогих им людей. Христианство никогда не давало человеку права отказываться от уплаты своих долгов. Онисим, должно быть, не только убежал от Филимона, но еще и обокрал его. Ведь как он смог бы преодолеть такой долгий путь до Рима, если бы не похитил деньги у Филимона. Павел собственноручно пишет Филимону, что берет всю ответственность на себя и заплатит сполна.

Интересно отметить, что это отличный пример хейрографона, расписки, которую мы встречаем в Кол. 2,14. Это рукописание против Павла, добровольно принятое на себя и подписанное обязательство.

Интересно отметить, что Павел был в состоянии уплатить и охотно уплатил долги Онисима. Вновь и вновь мы видим, что у Павла были деньги. Феликс держал Павла в заключении, надеясь, что он даст ему денег, чтобы отпустил его (Деян. 24,26). Павел был в состоянии нанять гостиницу во время заключения в Риме (Деян. 28,30). Вполне возможно, что если бы Павел не предпочел жить миссионером Христа, он мог бы жить спокойной, размеренной и комфортабельной оседлой жизнью за свой счет. И этим он тоже поступился ради служения Христу.

В стихах 19-20 в голосе Павла слышится убежденность. "Филимон, - говорит он, - ты обязан мне спасением твоей души, потому что я привел тебя ко Христу. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя, получить теперь от тебя какую-то выгоду". С обворожительной улыбкой Павел говорит: "Филимон, ты воспользовался от меня многим, дай мне теперь воспользоваться от тебя немногим!" Ст. 21 типичен для манеры Павла в его обхождении с людьми. Как правило, он был о людях самого хорошего мнения и ждал от них наилучшего поведения. Он никогда даже и не посомневался в том, что Филимон исполнит его просьбу. Хорошее правило ожидать от людей самого хорошего. Это часто значит, что вы уже больше чем наполовину желающего получили. Если мы дадим человеку понять, что мы ожидаем от него немногого, мы и получим от него столько.

А в ст. 22 звучит Павлов оптимизм. Даже в тюрьме он верит в то, что молитвами своих друзей он может вновь обрести свободу.

В ст. 23 последние приветы от тех же своих сотрудников, которых мы встречаем в Послании к Колоссянам. И снова благословение: Павел призывает благодать Иисуса Христа и на Филимона и на Онисима.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Филимону»
Комментарии к главе 1

Поистине маленький шедевр эпистолярного искусства.

Эрнест Ренан

Все мы - Его (Господни) Онисимы. Мартин Лютер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

В КАНОНЕ

Возможно, кто-то считает, что мы вполне могли бы обойтись без этого коротенького письма Павла. Но они заблуждаются. Прежде всего, это Послание признано подлинным личным письмом апостола, идущим из глубины его сердца. И уже это придает ему особую окраску. Это Послание нередко сравнивают с письмом, которое посвящено той же теме - бегству раба и написано римским писателем Плинием Младшим одному из своих друзей. Письмо Павла превосходит его по всем параметрам, за исключением элегантности риторики.

В этом коротеньком Послании мы видим учтивость, тактичность (с примесью юмора) и любящее сердце Павла. Хотя в нем нет вероучения как такового, благодаря просьбе Павла: "Считай это на мне", оно служит прекрасной иллюстрацией к учению о "вменении в вину". Точно так же как долг и проступки Онисима были отнесены на счет Павла и беспомощность беглого раба была заменена платежеспособностью апостола, так и грехи христианина занесены на счет нашего Господа, а спасающие добродетели Иисуса отнесены на счет верующего. Неудивительно, что величайший реформатор Мартин Лютер писал: "Здесь мы видим, как св. Павел полностью выкладывается ради бедного Онисима, изо всех сил умоляя его хозяина о снисхождении; он ведет себя так, как если бы был Онисимом и сам причинил Филимону ущерб. То же, что Христос сделал для нас перед Богом Отцом, делает Павел для Онисима перед Филимоном... На мой взгляд, все мы - Его Онисимы". (Мартин Лютер, цитируется по: J. B. Lightfoot, Saint Paul`s Epistles to the Colossians and to Philemon, pp. 317-318.)

II. АВТОРСТВО

Все, за исключением самых негативно настроенных критиков, признают Павла автором Послания к Филимону. Более того, Ренан был настолько в этом уверен, что вынужден был усомниться в собственном неприятии тесно связанного с этим письмом Послания к Колоссянам.

Так как это Послание очень короткое и к тому же еще столь личное, неудивительно, что оно так мало цитируется в трудах первых христиан.

Внешнее свидетельство

Цитаты и ссылки на Послание к Филимону содержатся в произведениях Игнатия, Тертуллиана и Оригена. Евсевий говорит, что оно входило в число книг, признанных всеми христианами (homolo-goumena). Оно входит в список канона Муратори. В свой "канон" включил его и Маркион.

Внутреннее свидетельство

Даже в таком коротеньком письме апостол Павел трижды называет себя по имени (ст. 1, 9, 19). Стихи 2, 23 и 24 тесно связаны с Колоссянам 4,10-17; одно письмо свидетельствует о подлинности другого. Таким образом, внешние и внутренние свидетельства составляют гармоничное единство.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Письмо было отослано одновременно с Посланием к Колоссянам (приблизительно 60 г. н.э.) или же спустя примерно 30 лет после вознесения нашего Господа.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Обстоятельства, предшествовавшие написанию письма, мы можем восстановить, связав воедино содержание письма и текст Послания Павла к Колоссянам. Филимон, скорее всего, был жителем Колосс (ср. Кол. 4,17 с Флп. 2), обращенным в христианство апостолом Павлом (ст. 19). От него сбежал один из рабов, Онисим (ст. 15-16), который, вполне вероятно, прихватил и кое-что из имущества своего хозяина (ст. 18).

Беглец появился в Риме в то время, когда там томился в заключении Павел (ст. 9). Нельзя с уверенностью сказать, сидел ли Павел тогда за решеткой или же ему было позволено снимать для себя дом (Деян. 28,30). По невероятному стечению обстоятельств Онисим встретился в этом многолюдном городе с Павлом и благодаря его служению пришел ко Христу (ст. 10). В последующие дни узы взаимной любви еще более окрепли (ст. 12). Онисим оказался очень ценным помощником (ст. 13). Но они оба пришли к выводу, что Онисиму лучше всего вернуться кФилимону и возместить нанесенный в прошлом ущерб. Павел писал Филимону, ходатайствуя об Онисиме и перечисляя всякие причины, почему хозяин должен возвратить рабу свою благосклонность (ст. 17). В это же время Павел написал письмо и колоссянам.

Передать его апостол поручил Тихику, послав вместе с ним в Колоссы и Онисима (Кол. 4,7-9).

Это письмо - самое личное из всех посланий Павла. Послания Тимофею и Титу тоже адресованы конкретным людям, но посвящены они главным образом жизни общины, а не личным делам адресатов.

План

I. ПРИВЕТСТВИЕ (Ст. 1-3)

II. БЛАГОДАРНОСТЬ ПАВЛА И МОЛИТВА О ФИЛИМОНЕ (Ст. 4-7)

III. ПРОСЬБА ПАВЛА ОБ ОНИСИМЕ (Ст. 8-20)

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Ст. 21-25)

I. ПРИВЕТСТВИЕ (Ст. 1-3)

Ст. 1 Павел представляется как узник, а не как апостол. Он мог бы пустить в ход свой авторитет, но предпочел обращаться к собеседнику с, казалось бы, невыгодной позиции. Однако это низкое положение апостол позолотил славой небес. Он - узник Иисуса Христа. Ни на секунду он не унизится до положения узника Рима! Его взгляд устремлен не на императора, а на Царя царей.

Когда он писал письмо, с ним был Тимофей, поэтому апостол упоминает имя этого верного ученика вслед за своим, хотя автором письма, без всякого сомнения, был Павел.

Его главный адресат - Филимон. Это имя означает "любящий", и он, повидимому, полностью соответствовал своему имени, потому что Павел описывает его как нашего возлюбленного и сотрудника.

Ст. 2 Так как Апфия - имя женское, большинство богословов предполагает, что она была женой Филимона. Тот факт, что письмо адресовано частично и ей, напоминает нам, что христианство возвышает женщин. (Сравнив статус христианки с положением женщины в мусульманском и языческом мире, нельзя не признать, что истинным "освободителем женщины" является Иисус Христос.) Позже мы увидим, что оно возвышает и рабов.

Полет освященной фантазии почти однозначно указывает на Архиппа как на сына Филимона. Однако в этом нет полной уверенности; наверняка мы знаем только то, что он активно участвовал в христианском сражении. Павел удостаивает его звания сподвижника.

Мы можем представить его себе как преданного ученика Иисуса Христа, горящего святым рвением. В Послании к Колоссянам Павел уделяет ему особое внимание: "Скажите Архиппу: cмотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе" (Кол. 4,17).

Если Филимон, Апфия и Архипп являют собой образ христианской семьи НЗ, то выражение "домашняя твоя церковь" вызывает в памяти образ новозаветной Церкви. Это довольно ясно указывает на то, что дом Филимона служил местом встречи для группы верующих. Именно здесь они собирались для прославления Бога, молитвы и изучения Библии. Отсюда они отправлялись свидетельствовать о Христе миру, который, хоть и не окажет радушного приема их вести, но никогда не сможет ее забыть. Собираясь в доме Филимона, христиане представляли одно целое во Христе Иисусе.

Богатые и бедные, мужчины и женщины, господа и рабы - все были полноправными членами Божьей семьи. Когда же они возвращались к будничной жизни, вновь проявлялись различия в их социальном положении. Но, например, на Вечере Господней все они стояли на одной ступени - на ступени священников Божьих. Филимон ни в чем не превосходил Онисима.

Ст. 3 Создается впечатление, что типичное приветствие Павла стало воплощением всего наилучшего, что он мог пожелать тем, кого любил. Благодать - все то незаслуженное благорасположение, которое Бог изливает на Свой народ. Мир здесь - духовная безмятежность и уравновешенность, стабилизирующие жизнь всех, наученных Его благодатью. Оба эти благословения исходят от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Это очень важно. Это значит, что Господь Иисус, так же как Бог Отец, может наделять благодатью и миром. Оказывать Христу такую честь было бы богохульством, не будь Он Богом во всей полноте и истине.

II. БЛАГОДАРНОСТЬ ПАВЛА И МОЛИТВА О ФИЛИМОНЕ (Ст. 4-7)

Ст. 4 Когда бы Павел ни молился о Филимоне, он всегда благодарил Бога за этого замечательного брата. У нас есть все основания верить, что он был прекрасным произведением Божьей благодати - человеком, которого каждый был бы рад иметь своим другом или братом. Некоторые богословы считают, что Павел очень дипломатичен в первых стихах, стремясь "размягчить" сердце Филимона настолько, чтобы он принял Онисима назад. Но это значило бы приписывать апостолу недостойные мотивы и бросать тень на богодухновенный текст. Павел никогда не сказал бы этого, если бы действительно так не считал.

Ст. 5 В характере Филимона есть две черты, которые особенно радуют Павла, - его любовь и вера, которую он имеет к Господу Иисусу и ко всем святым. Его вера в Христа подтверждала, что у него был корень Божественной жизни, любовь же ко всем святым - что у него были и плоды. Его вера была плодотворной.

В Ефесянам 1,15-16 и Колоссянам 1,3-4 Павел, благодаря Бога за своих читателей, воспользовался теми же словами, что и здесь. Но в тех случаях он ставил веру прежде любви. Здесь же любовь предшествует вере. Почему такое различие? Макларен отвечает: "Порядок здесь - порядок анализа, докапывающегося от проявления к причине. Порядок в параллельных стихах - порядок продукции, поднимающийся от корня к цветку".

В расстановке слов здесь есть еще одна интересная особенность. Апостол разбивает выражение "любовь ко всем святым", вставляя "вера... к Господу Иисусу" после любви. Это можно записать так: "любовь (и вера... к Господу Иисусу) ко всем святым". Предмет веры - Господь Иисус. Предмет любви - святые. Веру Павел "окутывает" любовью, как бы предупреждая Филимона, что вскоре ему представится уникальная возможность показать реальность своей веры, проявив любовь к рабу Онисиму. Отсюда и особое ударение на слове "все" - ко всем святым.

Ст. 6 В предыдущих двух стихах Павел выражает свою благодарность за Филимона. Здесь же раскрыта природа молитвы апостола о нем. Общение веры твоей - это та практическая доброта, которую Филимон проявил по отношению к другим. Мы можем делиться своей верой, не только проповедуя Христа, но и кормя голодных, одевая бедных, утешая понесших тяжелую утрату, помогая попавшим в беду, - да, и даже прощая беглого раба.

Павел молился, чтобы благотворительность Филимона помогла многим осознать, что все его добрые дела берут начало в Иисусе Христе. Жизнь, являющая Божью любовь, обладает огромной властью и влиянием. О любви можно прочитать и в книге, но насколько же неотразимо зрелище Слова, ставшего плотью в человеческой жизни! Ст. 7 Известие о великой щедрости Филимона и его жертвенной любви дошло из Колосс в Рим, принеся великую радость (или благодарность) и утешение узнику Христа. [В большинстве рукописей вместо слова "радость" (choran) стоит "благодарность" (charin).] Для Павла было великой честью помочь Филимону найти путь к Господу, но какой же наградой для него было слышать, что его дитя в вере уверенно идет по Божьему пути. Как радостно знать, что сердца святых были успокоены этим возлюбленным братом и особенно его любовью. Никто не живет и не умирает сам по себе. Все наши поступки оказывают влияние на других. Мы не в силах оценить размеры этого влияния.

Наши возможности и на добро, и на зло поистине неограниченны.

III. ПРОСЬБА ПАВЛА ОБ ОНИСИМЕ (Ст. 8-20)

Ст. 8 Теперь Павел подходит к главной цели письма. Он хочет просить об Онисиме. Но как он к этому подойдет? Как апостол, он мог с полным на то правом сказать Филимону: "Послушай, брат, как верующий, ты обязан простить беглеца и восстановить его в прежней должности, что я и советую тебе сделать". Павел мог бы приказать ему это, и Филимон, несомненно, послушался бы. Но такая победа ничего бы не стоила.

Ст. 9 Если бы апостолу не удалось завоевать сердце Филимона, Онисим при возвращении мог бы встретить ледяной прием. Лишь послушание, основанное на любви, сделало бы положение раба в доме терпимым. Возможно, когда Павел писал это, он думал о словах Спасителя: "Если любите меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин.

14,15). А поэтому по любви он предпочел не приказывать, а просить.

Сможет ли любовь Филимона дотянуться через море до того места, где старый апостол Христа страдал в узах за Господа Иисуса? Смогут ли тронуть его сердце мольбы Павла, старца, а теперь еще и узника? Нельзя с уверенностью сказать, сколько лет было тогда апостолу. Предположительно Павлу было от 53 до 63 лет. Сегодня никто не назовет такого человека старым, но Павел, скорее всего, состарился преждевременно, потому что без оглядки сжигал себя, служа Христу. И вот теперь за Христа он стал узником. Упоминая об этом, Павел не искал сочувствия, а надеялся, что Филимон учтет это, принимая решение.

(Греческие слова "старец" (precbutes) и "посол" (presbeutes) настолько похожи, что Бентли высказывает предположение, что Павел написал "посол". Традиционные рукописи отвергают это предположение, как бы хорошо оно ни вписывалось в контекст.)

Ст. 10 В оригинале имя "Онисим" стоит в конце стиха. "Прошу тебя о сыне моем, которого я родил в узах моих, Онисиме". Пока Филимон дочитал до имени своего беглого раба, он был полностью обезоружен. Представьте себе его изумление при известии о том, что этот "мошенник" покаялся и, более того, был обращен в христианство не кем иным, а самим Павлом, узником! Одна из радостей христианской жизни, скрытая от посторонних, - видеть, как Бог совершенно непостижимым, чудесным образом трудится, открывая Себя в цепи взаимосвязанных событий, которые нельзя назвать ни случайностью, ни слепым случаем. Сначала Павел помог Филимону найти дорогу к Господу. Потом апостола арестовали и доставили в Рим, чтобы там судить. Раб Филимона сбежал от хозяина и направился в Рим. Там он какимто образом познакомился с Павлом и покаялся. И раб, и господин обрели спасение благодаря служению одного и того же проповедника, но при совершенно непохожих обстоятельствах и в отдаленных друг от друга местах. Было ли это простым совпадением? Ст. 11 Имя "Онисим" означает "выгодный, доходный". Но когда он убежал, Филимону, должно быть, не раз хотелось назвать его "негодным мерзавцем". Здесь же Павел, по сути, говорит: "Да, во всем, что касается тебя, он был бесполезен, но теперь он полезен тебе и мне". Раб, возвратившийся к Филимону, был намного лучше того, что когда-то от него сбежал. Как уже говорилось, в новозаветные времена на невольничьем рынке рабы-христиане стоили дороже других. И в наши дни христиане должны приносить на своем рабочем месте больше пользы, чем их неверующие коллеги.

Ст. 12 В этом Послании ясно видно отношение НЗ к рабству. Мы замечаем, что Павел не осуждает рабства и не запрещает его. Более того, он отсылает Онисима назад к хозяину. Но НЗ неоднократно осуждает и запрещает жестокость и оскорбления, столь характерные для рабства. Макларен пишет: "Новый Завет ... никогда не вмешивается в вопросы политического и социального устройства напрямую, но формулирует принципы, которые окажут на них огромное влияние и которые постепенно проникают в общественное сознание". (Alexander Maklaren, "Colossians and Philemon", The Expositor's Bible, p. 461.)

Насильственная революция не относится к числу библейских способов исправления пороков общества. Причина бесчеловечности людей кроется в их греховной природе. Евангелие берется за устранение коренной причины и предлагает новое творение во Христе Иисусе.

Вполне вероятно, что раб, у которого был добрый хозяин, находился в лучшем положении, чем если бы он обрел свободу. Это относится, например, к верующим - рабам Христа. Лишь те, кто стал Его рабом, могут наслаждаться истинной свободой. Возвращая Онисима Филимону, Павел не поступал с рабом несправедливо. И хозяин, и раб были верующими. Филимон был обязан относиться к нему с христианской добротой. Онисим же должен был служить хозяину с христианской преданностью. О глубокой привязанности апостола к Онисиму говорит его просьба принять беглеца, как его сердце. Павлу казалось, что с Онисимом он теряет часть самого себя.

Обратите внимание, что здесь Павел действует в соответствии с важным принципом возмещения нанесенного ущерба. Должен ли Онисим теперь, когда он обрел спасение, возвращаться к бывшему хозяину? Ответ однозначен: "Да". Спасение избавляет от власти греха и расплаты за него, но оно не аннулирует долги; новообращенный христианин должен заплатить по всем еще не отплаченным счетам, возместить весь нанесенный им ущерб, делая все, что в человеческих силах. Онисим был обязан вернуться к своему хозяину и вернуть ему сполна все, что он, может быть, у него украл.

Ст. 13 Апостол предпочел бы удержать Онисима при себе в Риме. Новообращенный раб мог бы очень много сделать для Павла, когда тот томился в заключении за проповедь Евангелия. Для Филимона это было бы прекрасной возможностью послужить апостолу, таким образом став его помощником. Данный план имел лишь один недостаток: все совершалось бы за спиной Филимона, без его ведома и согласия.

Ст. 14 Павел не хотел вынуждать владельца раба проявить великодушие, оставив Онисима у себя в Риме. В отношении раба апостол не собирался предпринимать ничего без согласия Филимона. Доброта лишится всей своей красоты, если будет совершаться по принуждению, а не с любовью и по доброй воле.

Ст. 15 Один из признаков духовной зрелости - способность за неблагоприятными обстоятельствами данного момента видеть, как Бог обращает все во благо любящим Его (Рим. 8,28).

Должно быть, бегство Онисима принесло Филимону немало горьких минут и ощущение финансовой потери.

Увидит ли он когда-нибудь своего раба вновь? Слова Павла пробиваются сквозь грозовые тучи солнечным лучом. Онисим покинул семью в Колоссах на время, чтобы теперь они могли принять его навсегда. Эти слова должны быть утешением для всех христиан, кого смерть разлучает с верующими родственниками или друзьями. Они расстаются ненадолго, а встретившись, будут вместе вечно.

Ст. 16 Филимон не только получал Онисима назад - он получал его при обстоятельствах намного лучших, чем те, при которых знал его раньше.

Между ними уже не будет привычных взаимоотношений хозяина и раба. Онисим теперь больше чем раб - он возлюбленный брат в Господе. Поэтому и служить он теперь будет не из страха, а из любви. Павел уже наслаждался общением с ним как с возлюбленным братом.

Но отныне Онисим больше не будет рядом с ним в Риме. Потеря апостола станет приобретением для Филимона.

Он узнает Онисима как брата и по плоти и в Господе. Бывший раб докажет правоту слов Павла и по плоти, то есть своим преданным служением хозяину, и в Господе, имея с ним христианское общение.

Ст. 17 Требование апостола поражает и своей смелостью, и нежностью.

Он просит Филимона принять Онисима так, как он принял бы самого апостола. Павел говорит: "Если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня". Эти слова вызывают в памяти слова Спасителя: "Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня" (Мф. 10,40) и: "...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25,40). Они напоминают нам и о том, что Бог принял нас в Лице Своего Сына, что мы так же близки и дороги Ему, как Христос.

Если Филимон считал Павла другом, человеком, с которым он имел общение, то по просьбе апостола он и Онисима примет на той же основе. Это не значит, что Онисим должен был занять в доме положение вечного гостя и совсем не работать. Нет, он все равно оставался рабом, но рабом, который принадлежал Христу, а поэтому был братом по вере.

Ст. 18 Апостол не говорит, что Онисим что-то украл у Филимона, но данный стих наводит на мысль о возможности подобного. Воровство, несомненно, было одним из главных грехов рабов. Павел готов возместить любой ущерб, который понес Филимон.

Он осознает, что урон должен быть восполнен. С обращением Онисима в христианство его задолженность хозяину никуда не исчезла. Поэтому Павел предлагает Филимону считать ее на нем.

Читая это, нельзя не вспомнить о том огромном долге, который мы накопили как грешники, и о том, как на Голгофе весь этот долг был занесен на счет Господа Иисуса. Приняв смерть вместо нас, Он сполна выплатил этот долг. Это напоминает нам и о служении Христа как нашего Ходатая. Когда сатана, клеветник братьев, выдвигает против нас обвинение за все совершенные нами проступки, наш благословенный Господь, по сути, говорит: "Занесите это на Мой счет". Эта книга - прекрасная иллюстрация к доктрине о примирении. Проступок Онисима отделил его от Филимона. У нас есть все основания считать, что благодаря служению Павла эта дистанция и враждебность между ними исчезли. Раб был примирен со своим хозяином. Так и мы из-за своего греха были отдалены от Бога. Но благодаря смерти и воскресению Христа исчезла причина враждебности и верующие получили примирение с Богом.

Ст. 19 Обычно послания Павла записывал под его диктовку кто-то другой, и лишь заключительные строки апостол писал собственной рукой. Нельзя с уверенностью сказать, написал ли он все это письмо сам, или же, по крайней мере в данном месте, взял перо и своим хорошо известным почерком принял на себя обязательство уплатить все долги, числящиеся за Онисимом.

Он был готов сделать это, хотя и Филимон, в свою очередь, был перед ним в долгу. Павел помог ему найти путь к Господу. Своей духовной жизнью он был обязан Павлу, как инструменту, посредством которого действовал Бог.

Но апостол не собирался требовать от него уплаты долга.

Ст. 20 Обращаясь к Филимону как к брату, старец Павел просит лишь об услуге в Господе, об успокоении в Господе. Он умоляет по-доброму принять Онисима, простить его и снова доверить ему ту же работу, что и раньше, но теперь уже не как рабу, а как брату в Божьей семье.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Ст. 21-25)

Ст. 21 Апостол был абсолютно уверен, что Филимон сделает больше, чем его просили. Он сам получил прощение от Христа даром. Несомненно, и для Онисима он сделает не меньше. Это может послужить яркой иллюстрацией к Ефесянам 4,32: "...будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас".

Ст. 22 Но откуда мог Павел узнать, как Филимон обойдется с Онисимом? Он надеялся, что сможет посетить Колоссы и быть гостем в доме Филимона.

Апостол был уверен, что в ответ на молитвы христиан его вскоре освободят.

Потому-то он и просит Филимона приготовить для него помещение. Возможно, это и было первым заданием, данным Онисиму: "Приготовь комнату для нашего брата Павла". Мы не знаем, смог ли Павел побывать в Колоссах.

Мы можем лишь предполагать, что для него была приготовлена комната и что в сердцах всех домочадцев, спаянных друг с другом любовью, жило огромное желание его увидеть.

Ст. 23 Вполне вероятно, что именно Епафрас и основал церковь в Колоссах (Кол. 1,7-8; 4,12-13). Теперь же, будучи, как и Павел, узником в Риме, он присоединяется к приветствиям апостола Филимону.

Ст. 24 В это время с Павлом были Марк, Аристарх, Димас и Лука. Эти же имена упомянуты и в Колоссянам 4:10,4. Имя Иисуса, прозванного Иустом, упомянуто в письме колоссянам, здесь же по какой-то причине опущено. Марк написал второе Евангелие.

Он оказался преданным слугой Господа, хотя и начал свое служение с промаха (2 Тим. 4,11, см. Деян. 13,13; 15,36-39). Аристарх, верующий из Фессалоник, сопровождал Павла в некоторых путешествиях, включая и поездку в Рим. В Колоссянам 4,10 Павел пишет, что он был заключен вместе с ним. Димас позже покинул Павла, "возлюбив нынешней век" (2 Тим. 4,10).

Лука, возлюбленный врач, оказался верным спутником и помощником вплоть до самого конца (2 Тим. 4,10).

Ст. 25 Письмо заканчивается характерными для Павла благословениями. Он желает Филимону, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа пребывала с его духом. В жизни нет большего благословения, чем когда незаслуженная благость Господа осеняет каждую ее минуту. Жить, постоянно осознавая Его присутствие и наслаждаясь Его Личностью и делом, - самое прекрасное, что только может пожелать сердце.

Павел отложил перо и, свернув письмо, вручил Тихику, чтобы тот доставил его Филимону. Вряд ли он сознавал, до какой степени главная мысль этого Послания повлияет на поведение христиан в грядущие века. Это письмо - образец любви и вежливости - сегодня актуально так же, как и в те дни, когда было написано. Аминь.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Филимону»
Комментарии к главе 1

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Послание к Филимону написано апостолом Павлом, и подлинность его никогда не подвергалась сколько-нибудь серьезным сомнениям.

Время и обстоятельства написания

Послание было написано, когда Павел находился в заключении в Риме (ок. 60 г. по Р. X.). По всей вероятности, оно было отправлено вместе с Посланием к колоссянам и адресовано Филимону, брату по вере. Раб Филимона Онисим убежал и, вероятно, в поисках помощи вступил в общение с Павлом в Риме. Сблизившись с Павлом, Онисим стал христианином.

Единственной целью Павла при написании этого послания была просьба к Филимону принять снова к себе Онисима как брата-христианина (1,12.16). Ради этого Павел напоминает Филимону о том, что и они с ним тоже братья во Христе. Поскольку Онисим стал очень дорог Павлу (1,12.16), апостол просит Филимона принять Онисима так, как он принял бы самого Павла (1,17).

Характерные особенности и темы

Послание к Филимону поясняет, как надо прилагать Писание к решению повседневных проблем. Следуя примеру Христа, Павел выступает как любящий ходатай за Онисима и напоминает о единстве верующих, братьев и сестер во Христе, - основе взаимной любви и прощения.

Содержание

I. Начальные приветствия (1,1-3)

II. Благодарение (1,4-7)

III. Просьба Павла об Онисиме (1,8-21)

IV. Еще одна просьба и заключительные приветствия (1,22-25)

1 узник. Павел сознает, что принимает узы за Христа и Его Евангелие (ср. Флп. 1,7).

возлюбленному и сотруднику нашему. Любовь Павла к Филимону дает апостолу основание обратиться к нему с весьма деликатной просьбой об Онисиме.

4 Благодарю Бога моего. В ст. 4-7 Павел молитвенно выражает основание своей дружбы с Филимоном - связывающую их веру во Христа. Послания Павла часто содержат целые разделы благодарений (Флп. 1,3-6; Кол. 1,3-6).

7 успокоены сердца святых. Филимон был подлинным благословением для народа Божия. Его сострадательность и любовь очевидны (ср. ст. 5).

10 о сыне моем Онисиме. Павел благорасположен к Онисиму, которого о привел ко Христу, когда тот посетил апостола в темнице. Такую отцовскую заботу о своих духовных детях Павел проявляет и в других случаях (1 Кор. 4,15; Гал. 4,19; 1 Фес. 2,7.11).

11 негоден... годен. Павел прибегает к игре слов: имя Онисим в переводе означает "годный", "полезный".

12 прими его, как мое сердце. Павел говорит об Онисиме с предельным душевным напряжением. Греческое слово "спланхна", переведенное здесь как "сердце", означает средоточие чувств. Павел дает понять, что недоброе отношение к Онисиму глубоко огорчит его.

16 как... брата возлюбленного. Отношения Филимона и Онисима должны измениться, поскольку Онисим теперь принадлежит к верным последователям Христа, как и Филимон.

17-19 Павел просит Филимона принять Онисима как брата во Христе. Апостол уверен, что может воззвать к любви Филимона и надеяться на его прощение, потому что и сам Филимон получил прощение Божие. Живущая в верующих любовь Божия преображает их взаимоотношения.

22 приготовь для меня... помещение. Павел предвидит свое освобождение, которое, по-видимому, и произошло. Посетил ли он потом Колоссы, неизвестно.