|
|
Варианты 1-го перевода
(рус)
Синодальный
Современный
(eng)
King James
American standart
(укр)
Український переклад І. Огієнка
|
|
Варианты 2-го перевода
(рус)
Синодальный
Современный
(eng)
King James
American standart
(укр)
Український переклад І. Огієнка
|
1
|
Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
|
1
|
Therefore we ought to give the more earnest heed to the things which we have heard, lest at any time we should let them slip.
|
2
|
Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
|
2
|
For if the word spoken by angels was stedfast, and every transgression and disobedience received a just recompence of reward;
|
3
|
то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
|
3
|
How shall we escape, if we neglect so great salvation; which at the first began to be spoken by the Lord, and was confirmed unto us by them that heard him;
|
4
|
при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
|
4
|
God also bearing them witness, both with signs and wonders, and with divers miracles, and gifts of the Holy Ghost, according to his own will?
|
5
|
Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
|
5
|
For unto the angels hath he not put in subjection the world to come, whereof we speak.
|
6
|
напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
|
6
|
But one in a certain place testified, saying, What is man, that thou art mindful of him? or the son of man, that thou visitest him?
|
7
|
Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
|
7
|
Thou madest him a little lower than the angels; thou crownedst him with glory and honour, and didst set him over the works of thy hands:
|
8
|
все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
|
8
|
Thou hast put all things in subjection under his feet. For in that he put all in subjection under him, he left nothing that is not put under him. But now we see not yet all things put under him.
|
9
|
но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
|
9
|
But we see Jesus, who was made a little lower than the angels for the suffering of death, crowned with glory and honour; that he by the grace of God should taste death for every man.
|
10
|
Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
|
10
|
For it became him, for whom are all things, and by whom are all things, in bringing many sons unto glory, to make the captain of their salvation perfect through sufferings.
|
11
|
Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
|
11
|
For both he that sanctifieth and they who are sanctified are all of one: for which cause he is not ashamed to call them brethren,
|
12
|
возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
|
12
|
Saying, I will declare thy name unto my brethren, in the midst of the church will I sing praise unto thee.
|
13
|
И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
|
13
|
And again, I will put my trust in him. And again, Behold I and the children which God hath given me.
|
14
|
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
|
14
|
Forasmuch then as the children are partakers of flesh and blood, he also himself likewise took part of the same; that through death he might destroy him that had the power of death, that is, the devil;
|
15
|
и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
|
15
|
And deliver them who through fear of death were all their lifetime subject to bondage.
|
16
|
Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
|
16
|
For verily he took not on him the nature of angels; but he took on him the seed of Abraham.
|
17
|
Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
|
17
|
Wherefore in all things it behoved him to be made like unto his brethren, that he might be a merciful and faithful high priest in things pertaining to God, to make reconciliation for the sins of the people.
|
18
|
Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
|
18
|
For in that he himself hath suffered being tempted, he is able to succour them that are tempted.
|
|
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер.
Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии.
Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии Уильяма МакДональда
Новая Женевская Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «К Евреям»
Комментарии к главе 2
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К ЕВРЕЯМБОГ МНОГООБРАЗНО ОТКРЫВАЕТСЯ НАМУ людей никогда не было единого взгляда на религию. "Бог, - говорил Теннисон, - открывается нам по-разному". А Джордж Рассел выразил это так: "Существует столько же способов восхождения к звездам, сколько людей отваживается подниматься к ним". Одна известная и прекрасная поговорка гласит: "У Бога есть Свой ключик к каждому сердцу". В общих чертах можно выделить четыре концепции религии.
1. Для некоторых людей религия - это внутренняя дружба с Богом. Это настолько единение со Христом, что можно сказать, что христианин живет во Христе, и Христос живет в христианине. Так понимал религию Павел. Для него религия была тем, что таинственным образом единило его с Богом.
2. Для других религия является образцом, по которому они должны строить свою жизнь и силой, позволяющей им достичь этот образец. Так смотрели на религию Иаков и Петр. Они видели в религии образец, по которому надлежит построить свою жизнь, она же придавала им силы для достижения этого образца.
3. Иные же видят в религии удовлетворение своих интеллектуальных поисков. Их ум ищет и ищет до тех пор, пока они не поймут, что их разум может успокоиться в Боге. Еще Платон говорит, что жизнь неисследованная недостойна того, чтобы ее жить. Есть такие люди, которые должны либо понять, либо погибнуть. Первая глава Евангелия от Иоанна представляет собой величайшую в мире попытку удовлетворить требования и запросы человеческого разума.
4. Есть также люди, для которых религия является путем, который ведет в присутствие Бога. Она устраняет преграды и открывает двери к Нему. Вот именно так и понимал религию автор Послания к Евреям. Он был всецело поглощен этой мыслью. В Иисусе он нашел Того, Кто может привести его в непосредственное присутствие Бога. В Евр. 10,19-23 изложена великая мысль о религии.
"Итак, братия, имея дерзновение входить в святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть, плоть Свою... Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою...".
Если бы автору было необходимо суммировать свое Послание в одном призыве, им наверняка, стала бы фраза: "Приступим".
ДВА ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯКонцепция автора Послания к Евреям вписывалась в оба современных ему образа мышления. С одной стороны это греческий образ мышления. Еще от Платона, то есть в течение пяти веков, сознание греков было озабочено противоречиями между реальным и нереальным, видимым и невидимым, преходящим и вечным. Именно грекам принадлежала идея о существовании где-то мира реального, для которого наш мир является только слабым отражением. Платон считал, что где-то там существует мир совершенных форм, идей, или образцов. Платон говорил: "Создатель мира спланировал свое творение и выполнил его по непреходящему и вечному образцу, копией которого является мир сей". Филон Александрийский, заимствовавший свои идеи у Платона, говорил: "Бог с самого начала знал, что прекрасную копию можно сделать только имея прекрасный образец, и что предметы, решившись создать этот видимый мир, Он сотворил сперва идеальный мир, чтобы создать предметный телесный мир по бестелесному и божественному образцу". Цицерон говорил о законах, известных людям и применяемым ими на земле: "У нас нет ничего сколько-нибудь похожего на настоящий закон и подлинную справедливость; то, что у нас есть - это только тень и крохи".
Эту идею о существовании где-то там действительного мира, несовершенной копией которого является наш мир, можно встретить у всех мыслителей древности. В сем мире мы можем лишь догадываться и искать на ощупь; здесь мы можем работать лишь с копиями и несовершенными предметами. А все действительные и реальные предметы находятся в не видимом для нас мире. На надгробном памятнике известному богослову начертана латинская надпись: "Прочь от теней и видимости к истине". Если это так, то совершенно очевидно, что цель нашей жизни в этом мире заключается в том, чтобы уйти от теней и несовершенства и достичь реальности. И вот как раз это и утверждает автор Послания к Евреям, что Иисус Христос дает нам такую способность. Автор Послания к Евреям говорит грекам: "Всю свою жизнь вы пытались уйти от теней и прийти к истине. Иисус Христос дает вам возможность сделать это".
ИУДЕЙСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯНо автор Послания к Евреям разделяет также и иудейский образ мышления. В иудействе было опасно приближаться к Богу. "Человек, - сказал Бог Моисею, - не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33,20). Иаков был крайне удивлен в Пенуэле: "Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя" (Быт. 32,30). Когда Маной понял, Кто был его гость, он в ужасе сказал своей жене: "Верно, мы умрем; ибо видели мы Бога" (Суд. 13,22). Одним из важнейших религиозных праздников иудеев был День Очищения. Только в этот день первосвященник входил в Святое Святых, где, по представлению иудеев, обитал Бог. В Святое Святых никогда не входил никто, кроме первосвященника, и только в этот день. В законе было ясно сказано, что, входя в Святое Святых, первосвященник не должен задерживаться там надолго, "чтобы не навлечь ужас на Израиля". Было опасно входить в присутствие Бога; кто оставался там слишком долго, мог быть убит.
Именно поэтому, в иудейское мировоззрение пришла идея о завете. Бог, в Своем милосердии и без всякой заслуги на то со стороны иудеев, обратился к народу Израиля и предложил ему вступить в особые отношения с Ним. Но это особое отношение было обусловлено соблюдением данного им закона. В драматической сцене в Исх. 24,3-8 показано, как народ Израиля вступил в эти отношения и принял этот закон.
С этого момента Израиль имел доступ к Богу, но лишь в том случае, если он будет соблюдать закон. Нарушение закона является грехом, а грех воздвигал преграду между Израилем и Богом и закрывал ему доступ к Нему. И чтобы устранить эту преграду, была создана вся система левитского священничества и жертвоприношений. Бог дал Израилю закон; люди грешили; поэтому возникала преграда между Израилем и Богом; совершались жертвоприношения, предназначенные для устранения преград к Богу. Но жизнь показала, что жертвоприношение не в силе сделать этого. Это служило доказательством того, что вся система продолжающихся жертвоприношений оказалась безнадежной. Эта битва была обречена на поражение и сама цель ее - устранить воздвигнутый человеческим грехом барьер между человеком и Богом, - недостижима.
СОВЕРШЕННЫЙ СВЯЩЕННИК И СОВЕРШЕННАЯ ЖЕРТВАНароду нужны были совершенный священник и совершенная жертва. Нужен был кто-то, способный принести Богу жертву, которая бы раз и навсегда открыла дорогу и доступ к Нему. И именно это сделал Христос, говорит автор Послания к Евреям. Он -совершенный первосвященник, потому что Он одновременно совершенный человек и совершенный Бог. В Своем человеческом облике Он приводил людей к Богу, а в Своей божественности Он приносит людям Бога. На Нем нет греха. Совершенной жертвой, которую Он принес Богу, является Он Сам - жертва на столько совершенная, что ее никогда больше не нужно приносить.
Иудею автор Послания к Евреям говорил: "Вы всю свою жизнь искали совершенного священника, который мог бы принести совершенную жертву и открыть вам доступ к Богу. Вы получили Его в Иисусе Христе и только в Нем". А греку автор Послания к Евреям говорил: "Вы ищете путь от теней к реальности: вы найдете его в Иисусе Христе".
Иисус был Тем, Кто открыл людям доступ к реальности и к Богу - вот главная мысль этого послания.
ЗАГАДКА НОВОГО ЗАВЕТАДо сих пор все ясно. Все остальные вопросы, возникающие в связи с изучением и толкованием Послания к Евреям, окутаны тайной. Е. Ф. Скотт писал: "Послание к Евреям представляет собой во многих аспектах загадку Нового Завета". Ответы на вопросы, когда оно было написано, кому и кто его написал мы можем лишь предполагать. История этого послания показывает, как тайна, окружающая его, довела до того, что к нему относились осторожно и с подозрением. Потребовалось много времени, прежде чем послание окончательно и бесспорно вошло в число книг Нового Завета. В Мураториевом каноне, составленном около 170 г., оно вообще не упоминается. Крупные ученые из Александрии Климент и Ориген знали и любили его, но соглашались с тем, что его место среди книг Священного Писания спорно. Что же касается североафриканских отцов Церкви, то Киприан никогда не упоминает его, а Тертуллиану известно, что его место среди Писания оспаривается. Евсевий, историк Церкви, заявил, что среди вызывающих споры книг, это послание выделяет своими высокими качествами. Лишь во времена Афанасия, в середине четвертого столетия, Послание к Евреям было окончательно включено в Новый Завет, но даже Лютер не был твердо уверен в правильности этого решения. Странно, что этот важный документ так долго ждал своего признания!
КОГДА ОНО БЫЛО НАПИСАНОСведения об этом мы можем почерпнуть только из самого послания. Оно без сомнения было написано в эпоху, которую можно назвать вторым поколением христианства (2,3). События излагают слушателям те, которые сами слышали Господа. Людям, адресованным это послание, христианская вера не была новизной; по всей вероятности, они должны были быть зрелыми людьми и подготовленными слушателями (5,12). У них должна была быть длинная история, потому что автор ссылается на события прошлых дней (10,32). Позади у них были великое прошлое и героические мученики, на которые они должны были взирать и черпать вдохновение (13,7).
При установлении даты послания нам прежде всего может помочь упоминание о гонениях. Из послания ясно, что одно время их наставники и руководители умирали за свою веру (13,7). Сами адресаты послания еще не подвергались гонениям, потому что они "еще не до крови сражались" (12,4). Ясно также, что они пережили страдания так как им пришлось "принять расхищение их имения" (10,32-34). В общем, послание производит впечатление, что адресатам грозит опасность преследований. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что послание было написано в период между двумя волнами гонений: в дни, когда христиане непосредственно не подвергались гонениям, но и не пользовались любовью среди своих земляков.
Первое гонение христиан было в 64 г., во времена Нерона, а второе - в 85 г., при императоре Домициане. Где-то между этими двумя датами было написано Послание к Евреям, вероятнее всего ближе к эпохе правления императора Домициана. По всей вероятности, послание было написано около 80 года.
КОМУ БЫЛО НАПИСАНО ПОСЛАНИЕ?И здесь мы тоже должны ограничиваться сведениями и намеками, которые мы находим в самом послании. Один факт ясен - послание не могло быть написано крупной церковной общине, ибо тогда название ее не исчезло бы совершенно из памяти. Сначала придержемся твердо того, что знаем. Послание было написано церковной общине, имевшей долгую историю (5,12), которая когда-то в прошлом пострадала от гонений (10,32-34). Оно было написано церкви, у которой были великие времена, великие учители и проповедники (13,7). Оно было написано церкви, которая была основана не самими апостолами (2,3), церкви, отличившейся щедростью и широтой взглядов (6,10).
Послание содержит и прямой намек. Среди завершающих послание приветствий находим такое предложение: "Приветствуют вас Италийские" (13,24). [У Баркли: "Пришедшие из Италии приветствуют вас"]. Взятая отдельно, эта фраза может означать, что письмо либо было отправлено из Италии, либо в Италию; более вероятно, что оно было написано в Италию. Допустим, человек пишет письмо из Ленинграда заграницу, вероятно он не напишет: "Все из Ленинграда приветствуют тебя", а скорее: "Все в Ленинграде приветствуют тебя". Если же он находится за границей и вместе с ним другие ленинградцы, он вполне может написать: "Все ленинградцы приветствуют тебя". Поэтому мы можем сказать, что послание было написано в Италию, а если это так, то очень вероятно, что оно было написано в Рим.
Но, совершенно ясно, оно не было написано всей римской церкви, тогда оно никогда не утратило бы своего названия. Далее оно производит впечатление, будто было написано небольшой группе единомышленников, вероятно группе ученых. Из 5,72 мы видим, что они долгое время учились и готовились стать учителями христианской веры. Кроме этого, чтение Послания к Евреям требует такого знания Ветхого Завета, что его мог только написать ученый ученым.
Если все это свести вместе, то можно сказать, что Послание к Евреям было написано крупным проповедником и учителем Церкви небольшой группе или школе христиан в Риме. Он был их учителем. Но в настоящее время он находился вдали от них, и так как боялся, что они уходят с пути веры, написал это послание. Это не столько послание, сколько беседа. Оно не начинается как послание Павла, хотя оно и заканчивается приветствием, как любое письмо. Сам автор называет его словом увещевания, проповедью.
КЕМ БЫЛО НАПИСАНО ПИСЬМО?По-видимому, самым трудноразрешимым является вопрос авторства. И именно эта неопределенность явилась причиной того, что его не решались включить в Новый Завет. В те времена оно называлось просто "Евреям". Никакого авторства ему не приписывали, никто не связывал его непосредственно с именем апостола Павла. Климент Александрийский допускал, что оно было написано Павлом на арамейском языке, а Лука перевел его, потому что стиль совершенно отличался от Павлова. Ориген сделал известное замечание: "Лишь Бог знает, кто написал Послание к Евреям". Тертуллиан считал Варнаву его автором. Иероним говорил, что римско-католическая церковь не считала его посланием Павла и говорил дальше: "Кто бы ни был автором Послания к Евреям...". Так же относился к нему и Августин. Лютер заявлял, что Павел не мог быть его автором, потому что образ мыслей в нем иной. Кальвин говорил, что не может заставить себя поверить, что это послание написано апостолом Павлом.
На протяжении всей истории Церкви никто никогда серьезно не допускал, что Павел написал Послание к Евреям. Но как же послание получило свое название? Это произошло очень просто. Когда Новый Завет окончательно складывался, приобретал свою современную форму, возникли споры о том, какие книги включить в него и какие нет. Для вынесения окончательного решения была проведена проверка: написана ли книга или послание апостолом или человеком, имевший близкие отношения к апостолам? К этому времени Послание к Евреям было известно во всей Церкви. Многие, как и Ориген, считавшие, что Один Бог знает, кто написал его, читали и любили это послание и желали, чтобы оно было включено в Новый Завет. Сделать это можно было только включив его вместе с тринадцатью посланиями апостола Павла. Послание к Евреям заняло место среди книг Нового Завета из-за собственного величия, но для включения оно должно было относиться к посланиям Павла. Люди и тогда хорошо знали, что оно не было написано Павлом, но считали его Павловым, потому что никто не знал его автора и оно обязательно должно было быть включено в Новый Завет.
АВТОР ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯММожем ли мы догадаться, кто был его автором? Выдвигались различные предположения, назывались многие имена. Мы можем рассмотреть лишь три из них.
1. Тертуллиан полагал, что его написал Варнава. Варнава был уроженцем Кипра; киприоты были известны своим отличным греческим языком, а Послание к Евреям написано лучшим в Новом Завете греческим языком. Варнава был левитом (Деян. 4,36) и имел среди авторов Нового Завета точнейшие знания о священничестве и жертвоприношении, на которой базируется послание. Его называли "сыном утешения", по-гречески параклесис: автор Послания к Евреям тоже называет послание словом увещания, параклесис (13,22). Варнава относился к тем немногим, которых признавали иудеи и греки, потому что был знаком как с иудейским, так и с греческим образом мышления. Может быть Варнава действительно написал это послание, но почему тогда исчезло его имя с его страниц?
2. Лютер был уверен в том, что автором Послания к Евреям был Аполлос. Согласно Нового Завета Аполлос был иудей, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян. 18,24; 1 Кор. 1,12; 3,4). Человек, написавший Послание к Евреям, хорошо знал Писания и был красноречив; он думал и доказывал так, как образованные жители Александрии. Несомненно автор Послания к Евреям по происхождению и образу мышления был человеком, похожим на Аполлоса.
3. Романтичную догадку высказал Гарнак, крупный немецкий богослов. Он предположил, что это могли быть размышления Акилы и Прискиллы. Они были учителями (Деян. 18,26). Их дом в Риме был церковью (Рим. 16,5). Гарнак полагает, что именно поэтому письмо начинается без приветствий и потому же исчезло имя автора - основная часть послания была написана женщиной, а она не имела права учить.
Но, даже рассмотрев все догадки и предположения, мы вынуждены сказать, как сказал Ориген уже семнадцать столетий назад, что лишь Один Бог знает, кто написал Послание к Евреям. Для нас автор остается лишь голосом; но мы можем благодарить Бога за труд этого великого безымянного, который с несравненным мастерством и красотой написал об Иисусе, Который есть путь к реальности и путь к Богу.
1-4
СПАСЕНИЕ, КОТОРЫМ МЫ НЕ СМЕЕМ ПРЕНЕБРЕГАТЬ (Евр. 2,1-4)
Аргументируя свое положение, автор Послания к Евреям использует принцип перехода от менее значительного к важному. Он имеет в виду два откровения. Одно откровение закона, данное людям через Ангелов, то есть, Десять Заповедей. Любое нарушение этого откровения влекло за собой строгое и справедливое наказание. Другое откровение люди получили через Иисуса Христа, Сына Божия. Так как оно было дано через Сына, это откровение неизмеримо важнее и больше, чем истина, данная через ангелов. Нарушение или отклонение его влекло за собой более строгое и страшное наказание. Если люди должны иметь в виду откровение, данное им через ангелов, то насколько важнее не потерять из виду откровение, принесенного им Сыном Божиим?
Первый стих содержит, может быть, более ясную картину, чем мы имеем в нашем переводе Библии. В этой фразе ключевыми словами просехеин и парарреин. В Библии слово просехеин переведено как обращать внимание, быть внимательным, а это лишь одно из его типичных значений. Парарреин тоже имеет много значений. Оно может означать, что что-то утекает, ускользает; оно употребляется для обозначения кольца, соскользнувшего с пальца; пищи, попавшей не в то горло; тему, проскользнувшей в разговоре, аргумента или посылки, ускользнувших от кого-то в споре; факта, ускользнувшего из памяти, для обозначения чего-то убывшего или вытекшего. Обычно им обозначают то, что было небрежно или бездумно упущено.
Но оба эти слова употребляются и в морском, навигационном словаре. Прозеин имеет значение пришвартовать судно, поставить судно на якорь; а парарреин означает судно, которому из-за халатности позволили пройти мимо порта или гавани, не учтя силы ветра, течения или пролива. Таким образом, 2,1 можно перевести так: "Посему мы должны прильнуть своею жизнью к тому, чему нас учили, чтобы лодку нашей жизни не пронесло мимо гавани и не разбило о камни". Это очень образная и впечатлительная картина ладьи, которую несет на камни, потому что кормчий заснул.
Большинству из нас в жизни не столько грозит то, что мы внезапно потерпим катастрофу, сколько то, что течение жизни нас постепенно отнесет в грех. Лишь немногие люди в полном сознании и в один момент отворачиваются от Бога. Многих же изо дня в день все дальше и дальше уносит от Него течение жизни. Большинство же незаметно для себя втягиваются в опасную ситуацию и вдруг осознают, что погубили свою жизнь. Мы всегда должны быть на страже против опасностей затягивающей жизни.
Автор Послания к Евреям двумя словами характеризует грехи, за которые человека ждет кара по закону: преступление и непослушание. Первому в греческом соответствует парабасис, что в буквальном смысле означало - переступить черту. Существует черта, установленная нашим знанием и нашим сознанием, и преступить ее - значит впасть в грех. Непослушание - в греческом паракое; первое значение его - плохой слух, как, например, у глухого человека. В дальнейшем оно получило значение небрежное слушание, например, когда по невнимательности человек неправильно понял сказанное или вовсе не уловил, о чем речь. И последнее его значение - нежелание слушать и, следовательно, непослушание гласу Божьему. Это значит умышленно закрывать уши указаниям, предупреждениям и приглашениям Бога.
Автор Послания к Евреям заканчивает указанием на то, что христианское откровение уникально по следующим трем пунктам:
1. Оно уникально по своему происхождению. Оно пришло к людям непосредственно от Самого Иисуса. Оно не результат домыслов и поисков Бога в потемках, глас Самого Бога доходит до нас в Иисусе Христе.
2. Оно уникально по способу передачи людям. Оно было дано людям, которым пишет автор послания, людьми, слышавшими его лично из уст Иисуса. Лишь тот человек может передать другим христианскую истину, кто знает Иисуса "не из вторых рук". Мы никогда не можем учить тому, чего не знаем сами; и мы проповедуем другим Христа лишь тогда, когда знаем Его сами.
3. Оно уникально по своему воздействию. Оно было засвидетельствовано знамениями и чудесами. Как говорил Ценней, конечная цель христианства заключается в том, чтобы сделать недобрых людей добрыми. А испытание истинного христианства заключается в том, что оно действительно может изменять жизнь людей. Моральные чудеса, которые творит христианство, и сегодня хорошо видны всем.
5-9
ОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ВНОВЬ СВОЕЙ СУДЬБЫ (Евр. 2,5-9)
Смысл этого отрывка не легко понять. Удастся же это, мы узнаем его величие. Автор начинает цитатой из Пс. 8,5-7. Для того, чтобы правильно понять этот отрывок, следует помнить, что весь Пс. 8 относится исключительно к человеку. Этот псалом воспевает славу, которую Бог дал человеку. В этом псалме ни чего не говорится о Мессии.
Фраза в нем, или сын человеческий, затрудняет нам понять это. Мы настолько привыкли, что эта фраза относится к Иисусу, что склонны всегда считать, что она относится к Нему. Но в древнееврейском фраза сын человеческий всегда означает просто человек. Мы видим, например, что в книге пророка Иезекииля Бог более восьми раз обращается к Иезекиилю со словами сын человеческий. "Сын человеческий! изреки пророчество и скажи..." (Иез. 30,2).
В цитированном автором псалме две параллельные фразы: "Что значит человек, что Ты помнишь его?" и "или сын человеческий, что Ты посещаешь его?" представляют собой два способа выражения одной и той же мысли. Псалом представляет собой великую лирическую молитву славе человека, какой ее предначертал Бог. В сущности, это расширение великого обетования Божьего, данного человеку в Быт. 1,28, где сказано: "Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле".
Слава человека больше той, которую мы читаем в русском переводе Библии, где сказано: "Не много Ты умалил его перед ангелами" (Пс. 8,6). Это правильный перевод греческой, а не оригинальной древнееврейской Библии. В оригинальном древнееврейском тексте сказано, что человек умален пред Элохимом, а Элохим - обычное название Бога. Псалмопевец писал о человеке вот что: "Ты лишь немного умалил его пред Богом". Таким образом, в этом псалме поется слава человеку, который при сотворении лишь несколько не дотянул до божественности, и которому Бог предначертал владычествовать над всем, что есть в мире.
Но автор Послания к Евреям идет дальше: он рисует совершенно иную картину. Бог предполагал, что человек будет владычествовать над всем, но он не достиг такого владычества. Человека погубили обстоятельства, его собственные искушения; он скован по рукам и ногам своими слабостями. Тот, который должен был быть свободным, связан; тот, который должен был быть царем, стал рабом. Как сказал Г. К. Честертон, независимо от того, что еще истинно или ложно, одно ясно - человек не есть то, чем он должен был быть.
Дальше автор послания говорит, что в этом положении к человеку пришел Иисус Христос. Он страдал и Он умер. За то, что Он страдал и умер, Он обрел славу. Эти страдания и смерть совершены для людей, и его слава принадлежит всем.
Иисус Христос умер, чтобы освободить человека от погибели и тщеты, от оков и слабостей и дать ему власть, которую он должен был иметь. Он умер, чтобы возродить человека, чтобы он стал тем, для чего он был сотворен.
В этом отрывке заключены три главные мысли:
1. Бог сотворил человека лишь немного ниже Себя, чтобы он был владыкою над всеми делами рук Его.
2. Человек через грех свой обрек себя на поражение, вместо того, чтобы занять уготованное ему владычество.
3. К человеку, находившемуся в расстройстве, пришел Иисус Христос, чтобы Своей жизнью, смертью и славой сделать человека тем, кем он должен был быть.
Можно сказать это иначе. Автор Послания к Евреям показывает нам три вещи:
1. Он показывает нам идеал того, чем человек должен быть - подобным Богу и владыкою мира.
2. Он показывает действительное положение человека; крушение и безуспешность владычествования; несостоятельность вместо славы.
3. Но он показывает нам, что нам можно достичь идеальное состояние. Необходимое изменение совершается Иисусом Христом. Автор Послания к Евреям видит во Христе Того, Кто Своими страданиями и Своей славой может сделать человека тем, чем Бог его предназначил.
10-18
НЕОТЪЕМЛЕМОЕ СТРАДАНИЕ (Евр. 2,10-18)
Здесь автор Послания к Евреям употребляет один из величайших титулов Иисуса. Он называет Его Вождем (архегос) спасения. Этот же титул архегос дан Иисусу в Деян. 3,15; 5,31; Евр. 12,2. Значение этого слова - начальник, глава. Кроме этого оно может означать основатель, зачинатель. Оно употребляется для обозначения основателя города или родоначальника семьи, или основоположника философской системы. Это же слово может быть употреблено в значении источник, начало. Так говорили, что хороший правитель - источник, архегос мира, а плохой правитель - источник, архегос распрей.
Но одна основная черта присуща этому слову во всех случаях употребления. Архегос - это тот, кто предпринимает что-то для того, чтобы другие имели в нем причастия. Он начинает семью, чтобы другие могли в ней родиться; он основывает город, чтобы другие могли жить в нем; он создает философскую школу, чтобы другие могли следовать по его стопам к истине и миру, которые он открыл. Он является также создателем блаженства, которому могут быть причастны другие. Архегос - это тот, кто прокладывает путь, по которому последуют другие. Кто-то провел такую аналогию: предположим, что судно село на рифы и спасти людей можно только, если один член команды поплывет к берегу с тросом и закрепит его там, чтобы остальные могли последовать за ним. Тот, который плывет первым, чтобы спасти остальных - архегос. Это и имеет в виду автор Послания к Евреям, когда он называет Иисуса Вождем нашего спасения. Иисус проложил путь к Богу, по которому мы можем следовать за Ним.
Откуда Он получил способность для того? В Библии сказано, что Бог совершил Его (сделал Его совершенным) через страдания. Глаголу совершил (сделал совершенным) в греческом тексте соответствует глагол телеоун, который произведен от прилагательного телеиос. Это прилагательное обычно переводится как совершенный. Но в Новом Завете прилагательное телеиос имеет особое значение. Оно не имеет ничего общего с абстрактным, метафизическим или философским совершенством. Оно употребляется для характеристики, например, животного для жертвоприношения, не имеющего пороков; студента или ученика, окончившего начальную школу и хорошо подготовленного; зрелого человека или животного; христианина, который уже не является новичком Церкви, а принял крещение. Главное значение прилагательного телеиос в Новом Завете сводится к тому, что кто-то или что-то полностью отвечают целям и требованиям, для которых они предназначены. Поэтому и глагол телеоун имеет менее значение сделать совершенным, как более привести в полное соответствие с целью и заданием, для которых он предназначен. Таким образом, автор Послания к Евреям говорит, что через страдания Иисус обрел абсолютную способность выполнить возложенную на Него задачу быть зачинателем нашего спасения.
Почему это должно было случиться?
1. Именно через Свои страдания Он сравнялся с людьми. Автор Послания к Евреям цитирует три отрывка из Ветхого Завета, предсказывающих, по его мнению, это отождествление с людьми: Пс. 21,23; Ис. 8,17.18. Если бы Иисус пришел в образе, в котором Он никогда не смог бы пострадать, то Он был бы совершенно непохож на людей, и потому не смог бы стать их Спасителем. Как сказал Джереми Тэйлор: "Когда Бог спасал людей, Он сделал это по-человечески". Именно это отождествление с людьми и представляет сущность христианского представления о Боге.
Сущность представления греков о Боге сводилась к тому, что Бог отрешен от мира людей, сущность же христианской идеи о Боге заключается в том, что Бог отождествляется с человеком. Через Свои страдания Иисус Христос сравнялся с человеком, отождествил Себя с ним.
2. Через Свое отождествление с человеком Христос сочувствует ему. Он, в буквальном смысле слова, чувствует также, как они. Кто сам через печали и страдания не прошел, не может понять другого, пережившего подобное. Человек, у которого нет болезни нервов, не имеет представления о муках, которые испытывает чувствительный человек. Физически здоровый человек не имеет представления об усталости или боли, которые постоянно мучают другого. Человек, который легко учится и схватывает новое, часто не может понять, почему у другого возникают трудности. Человек, не знающий печали, не может представить себе душевной боли другого, охваченного горем. Человек, который никогда не любил, не имеет представления о внезапном счастье или о томительном одиночестве влюбленного. Чтобы искренне сочувствовать человеку, мы сначала сами должны пережить то, что пережил другой - именно так поступил Иисус.
3. Иисус может действительно помочь человеку, потому что он сочувствует ему. Он знает наши печали; Его обуревали наши искушения. А так как Он знает какая нам нужна помощь, Он может оказать ее нам.
Комментарии (введение) ко всей книге «К Евреям»
Комментарии к главе 2
В Писаниях нет другой такой книги, об авторе которой велось бы столько споров и богодухновенность которой была бы столь бесспорной. Конибеар и Хаусон
Введение
I. ОСОБОЕ MECTO В КАНОНЕ
Послание к Евреям уникально в НЗ во многих отношениях. Его начало совершенно не характерно для эпистолярного жанра, чего не скажешь о конце; вполне очевидно, что оно было направлено или в Италию, или из Италии (13,24) и адресовано конкретной группе, по всей вероятности, еврейских христиан. Высказывалось предположение, что первоначально оно было адресовано маленькой домашней церкви и по этой причине не было знакомо большим и известным общинам, которые сохранили бы предания о его происхождении и адресате. Стиль Послания - самый литературный из всех книг НЗ. Он поэтичен, насыщен цитатами из Септуагинты. Автор Послания обладал большим словарным запасом и строго придерживался правил греческого языка относительно временных форм глагола и других деталей.
Будучи в каком-то смысле очень еврейским (его часто сравнивают с книгой Левит), письмо весьма важно для христианского мира как предостережение против ухода от подлинной сущности смерти Христа к пустому религиозному ритуалу.
II. АВТОРСТВО
Автор Послания к Евреям неизвестен, хотя во многих изданиях Синодального перевода Библии имя апостола Павла и присутствует в заглавии книги. В ранней Восточной церкви (Дионисий и Климент, оба из Александрии) высказывалось предположение, что автором Послания был Павел. После длительных колебаний эта точка зрения взяла верх (начиная с Афанасия), и в конце концов с ней согласился и Запад.
Однако в наше время вряд ли кто будет утверждать, что автором Послания был Павел. Ориген признавал, что содержание письма, а также некоторые детали были характерно Павловыми, стиль же оригинала совершенно не похож на стиль Павла. (Это, однако, не исключает возможности того, что Павел был его автором, потому что литературный гений может изменить свой стиль.) В течение веков авторство приписывалось семи различными людям: Луке, стиль которого очень похож на стиль Послания и который был хорошо знаком с проповедями Павла; Варнаве, Силе, Филиппу и даже Акиле и Прискилле.
Лютер высказывал предположение, что автором был Аполлос, человек, которому было по силам написать книгу подобного содержания и стиля: он прекрасно знал Писания ВЗ и владел искусством красноречия (он был родом из Александрии, которая славилась школой риторики). Аргументом против данной теории служит то, что об этом не упоминается ни в одном александрийском предании, что вряд ли было бы возможно, напиши уроженец Александрии это Послание.
По какой-то причине Господь счел необходимым оставить имя автора неизвестным. Вполне может быть, что именно Павел написал это письмо, но намеренно скрыл свое авторство ввиду предубеждения, питаемого к нему евреями. А поэтому никто за все века не добавил ничего к словам Оригена, сказанным в древности: "Кто написал это Послание, со всей определенностью знает один лишь Бог".
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Несмотря на то что человек, написавший Послание, неизвестен, время его написания можно определить довольно точно.
Внешние свидетельства говорят в пользу его появления в первом веке, поскольку этой книгой пользовался Климент Римский (около 95 г.). Хотя Поликарп и Юстин Мученик цитируют Послание, имени автора они не называют. Дионисий Александрийский цитирует Послание к Евреям как произведение Павла, Климент Александрийский утверждает, что Павел написал письмо на еврейском, а Лука перевел его. (Однако же сама по себе книга на перевод не похожа.) Ириней и Ипполит считали, что Павел не был автором Послания, Тертуллиан же полагал, что автором был Варнава.
На основании внутренних свидетельств создается впечатление, что автор - христианин второго поколения (2,3; 13,7), поэтому оно вряд ли было написано очень рано, скажем, одновременно с Посланием Иакова или же 1 Фессалоникийцам (ср. 10,32). Поскольку здесь не упоминаются Иудейские войны (начавшиеся в 66 г. н.э.) и, очевидно, жертвоприношения в храме все еще совершались (8,4; 9,6; 12,27; 13,10), написано это письмо было до 66 г. н.э. и, вне всяких сомнений, до разрушения Иерусалима (70 г. н.э.).
Преследования упомянуты, но верующие "еще не до крови сражались".
Если письмо было отправлено в Италию, то из-за кровавых гонений, развязанных Нероном (64 г. н.э.), дата написания Послания перемещается самое позднее к середине 64 г. н.э.
Вполне вероятным нам представляется 63-65 г. н.э.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
В общем и целом Послание к Евреям посвящено теме невероятной борьбы, сопровождающей переход из одной религиозной системы в другую. Это и боль от рвущихся старых связей, стресс и напряженность отчуждения, огромное давление, оказываемое на отступника с целью заставить его возвратиться.
Но проблема, стоящая в центре этого Послания, не просто в переходе из старой системы в новую, ей равноценную. Нет, здесь стоял вопрос о переходе из иудаизма в христианство и, как показывает автор, о том, чтобы оставить тень ради субстанции, ритуал ради истинной сущности, предварительное ради окончательного, временное ради постоянного - короче, хорошее ради наилучшего.
Но это была также проблема и ухода от популярного к непопулярному, от большинства к меньшинству, от угнетателей к угнетенным. А это порождало много серьезных трудностей.
Послание было адресовано людям иудейского происхождения. Эти евреи слышали Евангелие, проповедуемое апостолами и благовестниками на заре Церкви, видели великие чудеса Святого Духа, подкреплявшие эту проповедь. На Благую Весть они откликнулись по-разному.
Одни уверовали в Господа Иисуса Христа и искренне обратились в христианство.
Некоторые утверждали, что стали христианами, принимали крещение и занимали свое место в поместных общинах. Но тем не менее они никогда не были возрождены Святым Духом Божьим.
Другие решительно отвергали весть спасения.
В Послании речь идет о первых двух группах - евреях, которые поистине обрели спасение, но которые от христианства были далеки.
Когда еврей оставлял веру своих отцов, на него смотрели как на ренегата и вероотступника ("мешуммед"), ему грозило одно или несколько наказаний: - лишение наследства; - исключение из религиозного братства Израиля; - потеря рабочего места; - лишение собственности; - "психотеррор" и физические пытки; - превращение в объект всеобщих насмешек; - тюремное заключение; - мученическая смерть.
Оставалась, конечно же, и дорога к отступлению. Если он отречется от Христа и вернется в иудаизм, то избавится от дальнейших гонений. Между строк этого Послания мы читаем о некоторых аргументах, которые пускались в ход с целью убедить "ренегата" вернуться в иудаизм: - богатые традиции пророков; - выдающееся служение ангелов в истории древнего народа Божьего; - близость с прославленным законодателем Моисеем; - национальные узы, связывающие еврея с гениальным военачальником Иисусом Навином; - слава Ааронова священства; - Святое святых, место, избранное Богом, чтобы обитать среди Своего народа; - завет закона, данный Богом через Моисея; - предписанное Богом устройство святилища и великолепная завеса; - богослужения в святилище и особенно ритуал в великий День искупления (Йом Киппур - самый важный день в иудейском календаре).
Перед нашими глазами живо встает образ иудея, жившего на заре нашей эры, который описывает всю славу своей древней, богатой обрядами религии, а потом с презрительной усмешкой спрашивает: " А что есть у вас, христиан? У нас есть все это. Что есть у вас? Ничего, кроме непритязательной горницы и стола с хлебом и вином на нем! Неужели вы хотите сказать, что оставили все то ради этого?"
Послание к Евреям - это на самом деле ответ на вопрос: "Что у вас есть?" И ответ этот сформулирован одним словом: "Христос". В Нем мы имеем:
- Того, Кто больше пророков;
- Того, Кто больше ангелов;
- Того, Кто больше Моисея;
- Того, Кто больше Иисуса Навина;
- Того, Чье священство выше священства Аарона;
- Того, Кто служит в намного лучшем святилиище;
- Того, Кто ввел намного лучший завет;
- Того, Чьим прообразом было устройство скинии и завеса;
- Того, Чье жертвоприношение Самого Себя, совершенное раз и навсегда, стоит выше многократных жертвоприношений быков и козлов.
Подобно тому как звезды меркнут в лучах более яркого, чем они, солнца, так и прообразы и тени иудаизма меркнут в лучах более славной, чем они, Личности Господа Иисуса и Его дела.
Но была еще и проблема гонений.
Те, кто объявлял о своей принадлежности Господу Иисусу, сталкивались с ожесточенным фанатическим противодействием. Ввиду этого истинным верующим грозила опасность пасть духом, впасть в отчаяние. А значит, их нужно было ободрить, поощрить не терять веру в обетования Божьи. Они должны терпеливо все переносить ввиду грядущей награды.
Тем, кто лишь назывался христианином, угрожала опасность вероотступничества. Заявив однажды, что приняли Христа, теперь они могли категорически от Него отречься и вернуться к обрядовой религии. Это равносильно попранию Сына Божьего ногами, осквернению Его Крови и оскорблению Святого Духа. За такой преднамеренный грех не было ни покаяния, ни прощения. Послание к Евреям снова и снова предостерегает против этого греха. В 2,1 говорится, что совершающий этот грех отпадает от вести Христа; в 3,7-19 - что он восстает против Бога, или же ожесточает свое сердце.
В 6,6 он назван отпадшим, или вероотступником. В 10,25 этот грех назван грехом оставления собрания, в 10,26 - грехом произвольным, или преднамеренным. В 12,16 об этом грехе сказано как о продаже своего первородства за одну снедь. Наконец, в 12,25 он назван отказом слушать Того, Кто говорит с небес. Но все эти предостережения направлены против различных аспектов одного и того же греха - греха вероотступничества.
В наши дни Послание к Евреям так же актуально, как и на заре существования Церкви.
Мы нуждаемся в постоянном напоминании о тех вечных привилегиях и благословениях, которые принадлежат нам во Христе. Мы нуждаемся в увещании все терпеливо переносить, невзирая ни на какие трудности и противодействия. Все называющие себя христианами нуждаются в предостережении: не возвращйтесь к обрядовой религии, после того как вкусили и увидели, как благ Господь.
План
I. ПРЕВОСХОДСТВО ЛИЧНОСТИ ИИСУСА (1,1 - 4,13)
А. Превосходство Иисуса над пророками (1,1-3)
Б. Превосходство Иисуса над ангелами (1,4 - 2,18)
В. Превосходство Иисуса над Моисеем и Иисусом Навином (3,1 - 4,13)
II. ПРЕВОСХОДСТВО СВЯЩЕНСТВА ИИСУСА (4,14 - 10,18)
А. Превосходство первосвященства Иисуса над первосвященством Аарона (4,14 - 7,28)
Б. Превосходство служения Иисуса над служением Аарона (Гл. 8)
В. Превосходство жертвы Христа над жертвоприношениями Ветхого Завета (9,1 - 10,18)
III. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ И УВЕЩАНИЯ (10,19 - 13,17)
А. Предостережение не презирать Христа (10,19-39)
Б. Увещание к вере на примерах Ветхого Завета (Гл. 11)
В. Увещание надеяться на Христа (Гл. 12)
Г. Увещание о различных христианских добродетелях (13,1-17)
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (13,18-25)
2,1 Автор только что привел доказательство той истины, что Христос неизмеримо лучше ангелов, потому что Он - Сын Божий. Прежде чем показать, что Он превосходит их и как Сын Человеческий, автор отвлекается, чтобы сделать первое из целого ряда предостережений, имеющихся в этом Послании. Это предостережение: не отпасть от евангельской вести.
Поскольку и Даятель, и Его дар столь велики, все слышащие Евангелие должны быть к нему особенно внимательны. На каждом шагу их подстерегает опасность отойти от Личности и снова соскользнуть в религию образов, а это значит отступить от веры, совершить грех, для которого нет покаяния.
2,2 Мы уже говорили, что евреи придавали служению ангелов в своей истории особое значение. Самым ярким примером этому был, вероятно, тот факт, что закон был дан в присутствии бесконечного множества ангелов (Втор. 33,2; Пс. 67,18). Закон действительно был возвещен через ангелов.
Он действительно имел силу. Всякий нарушавший его действительно получал праведное воздаяние. Это было общепризнано.
2,3 Но теперь доказательство, развиваясь, переходит от меньшего к большему. Если нарушители закона наказывались, то что ожидает пренебрегающих Евангелием? Закон указывает людям, что они должны делать; Евангелие говорит, что сделал Бог.
Через закон приходит знание о грехе, через Евангелие приходит знание о спасении.
Вознерадеть о таком спасении - преступление большее, чем нарушить закон. Закон был дан Богом через ангелов Моисею, а потом народу. Евангелие же они слышали непосредственно от Господа Иисуса. К тому же проповеди в его подтверждение первые христиане слышали из уст апостолов и слышавших Спасителя.
2,4 Бог Сам засвидетельствовал подлинность вести знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого. Знамения - это те чудеса, совершавшиеся Господом и апостолами, которые символизировали духовные истины. Например, насыщение пяти тысяч (Ин. 6,1-14) послужило поводом для последовавшего за ним наставления о Хлебе жизни (Ин. 6,25-59). Главная цель чудес - вызвать у очевидцев изумление; наглядный тому пример - воскресение Лазаря (Ин. 11,1-44). Силы - это проявление сверхъестественного могущества, нарушавшего законы природы. Раздаяние Святого Духа наделяло людей способностью говорить и действовать, далеко превышая пределы своих природных возможностей.
Цель всех этих чудес - засвидетельствовать об истинности Евангелия, особенно перед еврейским народом, который по традиции, прежде чем уверовать, просил о каком-либо знамении.
Есть несколько доказательств, подтверждающих, что нужда в чудесах отпала, как только появилась возможность пользоваться записанным на свитки НЗ. Тем не менее невозможно доказать, что Святой Дух никогда не повторяет этих чудес в последующие века.
Слова "по Его воле" указывают, что Святой Дух наделяет людей этими чудесными способностями по Своему выбору. Они - суверенный дар Божий.
Люди не имеют права требовать их или ожидать как ответ на молитву, потому что Бог никогда не обещал дать их всем.
2,5 В первой главе мы видели, что Христос превосходит ангелов как Сын Божий. Теперь же будет показано, что Он превосходит их и как Сын Человеческий. Нам легче будет следить за ходом мысли автора, если мы вспомним, что в понимании евреев факт воплощения Христа был неправдоподобен, а факт Его унижения - позорен.
Для евреев Иисус был всего лишь человек и стоял на порядок ниже ангелов. В последующих стихах показано, что даже как Человек Иисус был выше ангелов.
Прежде всего отмечено, что Бог не издавал указа, согласно которому вся обитаемая будущая вселенная попала бы под контроль ангелов. Будущая вселенная здесь - это тот золотой век мира и процветания, о котором так часто говорили пророки. Мы называем его Тысячелетним Царством.
2,6 Для того чтобы показать, что в будущем господство над землей будет дано человеку, а не ангелам, здесь цитируется Псалом 8,5-7. Хотя человек в каком-то смысле и незначителен, Бог все равно помнит его. Хотя человек в каком-то смысле и незначителен, Бог все равно о нем заботится.
2,7 На шкале творения человеку было отведено место ниже ангелов. Ему не сравниться с ними ни в знании, ни в скорости передвижения, ни в силе. К тому же он смертен. И тем не менее в намерениях Бога человеку предопределено быть увенчанным славою и честью.
Скромные возможности его тела и разума будут значительно расширены, и он будет возвеличен на земле.
2,8 В будущем все будет подчинено власти человека: тьмы ангелов, мир животных, птиц и рыб, солнечная система - каждая часть сотворенной вселенной будет под его контролем.
Таково было изначальное намерение Божье относительно человека. Например, Он повелел ему: "...наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1,28).
Почему же мы ныне еще не видим, чтобы все было ему покорено? Дело в том, что человек утратил свое господство в момент, когда согрешил. Именно грех Адама навлек проклятие на все творение. Прежде покорные твари стали свирепыми. Земля начала производить колючки и чертополох. Контроль человека над природой стал понятием спорным и очень ограниченным.
2,9 Тем не менее, когда Сын Человеческий вернется, чтобы царствовать над землей, господство человека будет восстановлено. Иисус как Человек восстановит все, что потерял Адам, и более того. Поэтому, если мы сейчас и не видим, чтобы все было под контролем человека, мы видим Иисуса и в Нем находим ответ будущему владычеству человека над землей.
На короткое время, а конкретно на тридцать три года Его земного служения, Он стал ниже ангелов. Он прошел весь путь унижения, спустившись с небес в Вифлеем, в Гефсиманию, на Гаввафу, на Голгофу и в могилу. Но теперь Он увенчан славою и честью. Его возвышение - результат Его страданий и смерти; крест привел к венцу.
Во всем этом Бог преследовал ту милосердную цель, чтобы Христос вкусил смерть за всех. Спаситель умер за нас и вместо нас, то есть Он умер за человека и как человек. В Своем теле на кресте Он понес все Божье наказание за грех, чтобы тем, кто в Него уверует, никогда не пришлось его нести.
2,10 То что владычество человека было восстановлено посредством унижения Спасителя, полностью соответствовало справедливому характеру Бога.
Грех разрушил Божий порядок. Прежде чем из хаоса мог быть восстановлен порядок, следовало справедливо решить проблему греха. То что Христос должен был страдать, истекать кровью и умереть, чтобы избавить человека от греха, согласовывалось со святым характером Бога.
Мудрый Проектировщик описан как Тот, для Которого все и от Которого все. Прежде всего Он - цель всего творения, все было создано для Его славы и радости. Но Он также и Автор всего творения, ничего не было создано без Него.
Его великая цель заключалась в том, чтобы привести многих сынов в славу.
Учитывая нашу собственную непригодность, удивляешься, что Ему вообще есть до нас какое-то дело; но лишь потому, что Он - Бог всякой благодати, Он призвал нас в Свою вечную славу.
Какова цена нашего прославления? Вождь нашего спасения должен был стать совершенным через страдания.
Что касается Его нравственного облика, Господь Иисус всегда был безгрешно совершенен. В этом отношении Он никогда не мог стать совершенным.
Он должен был стать совершенным как наш Спаситель. Для того чтобы приобрести для нас вечное искупление, Он должен был пройти через все наказания, которые заслужил наш грех. Его беспорочная жизнь не могла нас спасти; для этого нужна была Его заместительная смерть. Бог нашел достойный Себя способ спасти нас. Он послал Своего единородного Сына умереть вместо нас.
2,11 В следующих трех стихах подчеркивается, что Иисус был совершенным Человеком. Если Он собирался вновь завоевать утраченную Адамом власть, то необходимо было продемонстрировать, что Он поистине Человек.
Сначала констатируется факт: "Ибо и Освящающий и освящаемые, все - от Единого", то есть все они обладают человеческой природой. Или же они "все - от Единого", а значит, как у людей, у них у всех один Бог и Отец.
Освящающий - это Христос, именно Он отделяет людей от мира для Бога. Благословенны все те, кого Он так отделяет! Освященный человек или предмет - тот, который оставил сферу своих повседневный функций, чтобы принадлежать Богу, служить Ему и радовать Его. Антонимом к понятию "освящение" служит "осквернение".
Библия говорит о четырех видах освящения: освящение до обращения, освящение по занимаемому положению, практическое и совершенное освящение. Эти виды освящения подробно рассмотрены в 1 Фессалоникийцам (5,23), в разделе "Освящение", который необходимо внимательно прочитать.
Читатель должен тщательно проработать текст Послания к Евреям в поисках стихов, где упоминается освящение, и постараться определить, о каком виде освящения в них идет речь.
Именно потому, что Иисус стал истинным Человеком, Он не стыдится называть Своих последователей братьями. Возможно ли, чтобы великий Вседержитель вселенной стал человеком и настолько тесно отождествлял Себя с творением Своих рук, что назвал их братьями?
2,12 Ответ дает Псалом 21,23, где Он говорит: "Возвещу имя Твое братиям Моим". В этом же стихе Он изображен и отождествляющим Себя со Своим народом в его поклонении: "...посреди церкви воспою Тебя". Находясь в предсмертной агонии, Он думал о том дне, когда возглавит искупленное множество в его славословии Богу Отцу.
2,13 В подтверждение истины о человеческой природе Христа цитируются еще два стиха из еврейских Писаний. У Исаии (8,17) Он говорит о Своем уповании на Бога. Безоглядное упование на Господа - один из величайших признаков истинной человеческой природы. Потом, у Исаии (8,18) приводятся слова Господа: "Вот я и дети, которых дал мне Господь". Здесь имеется в виду то, что они - члены одной семьи, признающей общего Отца.
2,14 Тех, кто считает, что унижение Христа покрыло Его позором, автор приглашает рассмотреть четыре важных благословения, проистекающие из Его страданий.
Первое из них - ниспровержение сатаны. Как это произошло? Бог в известном смысле дал Своих детей Христу, чтобы Он их освятил, спас и освободил. Так как у этих детей была человеческая природа, то и Господь Иисус принял плоть и кровь. Он отложил внешнее проявление Своей Божественности и облек Свою Божественную сущность в "одеяние из праха".
Но в Вифлееме Его путь не закончился. "Ради меня Он прошел весь путь до Голгофы!" Своей смертью Иисус лишил силы имеющего державу смерти, то есть дьявола. Иисус его уничтожил, но не в том смысле, что лишил существования, а в том, что навсегда подорвал его могущество. Он превратил его в ничто.
Сатана до сих пор активно противодействует достижению Божьих целей, но на кресте ему был нанесен смертельный удар. Время его коротко, и гибель его неизбежна. Он враг, но уже побежденный.
В каком смысле дьявол имеет державу смерти? Здесь, вероятно, подразумевается, что власть дьявола над смертью заключается в том, что он требует ее. Грех пришел в мир именно через сатану. Божья святость отдала распоряжение о смерти всех согрешивших. Поэтому в своей роли обвинителя дьявол может требовать расплаты за грех.
В языческих странах эта его власть проявляется в способности его представителей, колдунов, навлекать на человека проклятие, и тогда этот человек умирает без всякой естественной на то причины.
В Библии нет ни одного указания на то, что дьявол может навлечь на верующего смерть, не получив на то предварительно позволения Бога (Иов. 2,6), а потому он не может и диктовать, когда время жизни верующего подошло к концу. Иногда ему позволяется лишить верующего жизни руками злых людей. Но Иисус предупреждал Своих учеников, что бояться следует не тех, кто может убить тело, а Бога, Который может уничтожить и тело, и душу в аду (Мф. 10,28).
В ВЗ Енох и Илия ушли на небеса, не увидев смерти. Это, несомненно, произошло только потому, что, как верующие, они были сочтены умершими в смерти Христа, относимой тогда еще к будущему.
Когда Христос придет при восхищении, все живущие в тот момент верующие уйдут на небеса, не пережив смерти. Но смерти они не увидят, потому что Божья святость в их отношении была удовлетворена смертью Христа.
Воскресший Христос имеет ключи ада и смерти (Откр. 1,18), то есть у Него есть над ними полная власть.
2,15 Второе благословение, корнями уходящее в унижение Христа, - это избавление от страха. До креста страх смерти держал людей в пожизненном рабстве. Хотя в ВЗ и встречаются редкие проблески света относительно жизни после смерти, общая его атмосфера - это атмосфера неизвестности, ужаса и мрака. Все, что тогда было в тумане, теперь стало отчетливым и ясным, потому что Своим Евангелием Христос пролил свет на жизнь и бессмертие (2 Тим. 1,10).
2,16 Третье огромное благословение - это искупление греха. Своим приходом в мир Господь помог не ангелам, Он протянул руку помощи семени Авраамову. "Восприемлет" - перевод греческого epilambano - "схватить", "ухватиться". Так как здесь, в отличие от всех других случаев, этот глагол не может означать неистовое хватание, то его использование наводит на мысль о помощи и избавлении.
Под семенем Авраама могут подразумеваться физические потомки - евреи или же духовное семя - верующие всех времен. Важно здесь и то, что они - человеческие, а не ангельские существа.
2,17 Ввиду этого Ему было необходимо во всем уподобиться Своим братьям. Он принял истинную и совершенную человеческую природу. Он стал подверженным человеческим желаниям, мыслям, чувствам, эмоциям и привязанностям - за одним очень важным исключением: Он был без греха.
Его человеческая природа была идеальной, в нашу же вторгся чужеродный элемент - грех.
Благодаря Своей совершенной человеческой природе, Он в состоянии быть милостивым и верным первосвященником перед Богом. Он может быть милостивым к людям и верным Богу.
Его главная обязанность как первосвященника - совершить умилостивление за грехи народа. Для этого Он сделал то, что никакой другой первосвященник никогда не делал и не мог сделать: Он принес в жертву Самого Себя, безгрешного. Он добровольно умер вместо нас.
2,18 Четвертое благословение - это помощь искушаемым. Поскольку Он Сам страдал и был искушаем, то может помочь и тем, кто проходит через искушения. Он может помочь идущим через них потому, что был там Сам.
Здесь снова необходимо пояснение.
Господь Иисус был искушаем извне, но никогда - изнутри. Искушение в пустыне было искушением извне. К Иисусу явился сатана и попытался затронуть струны Его души, прибегнув к внешним стимулам. Но Спаситель никогда не мог быть искушаем ко греху похотями и страстями изнутри, потому что в Нем не было ни греха, ни того, что могло бы откликнуться на грех. Он претерпел, быв искушен. Противостояние искушению причиняет нам ту же боль, что Ему причиняло искушение.
Комментарии (введение) ко всей книге «К Евреям»
Комментарии к главе 2
ВВЕДЕНИЕ
Автор
Автор Послания к евреям хорошо знаком с греческой эллинистической литературной традицией, прекрасно знает Ветхий Завет (в его греческом переводе, представленном Септуагинтой), понимает и глубоко чувствует ход истории искупления, нашедшей завершение в Иисусе Христе. Автор лично знаком с адресатами своего послания (13,22.23) и посвящен в обстоятельства жизни их общины (10,32-34). Как и адресаты послания, его автор пришел к вере в Иисуса Христа не в результате непосредственного общения с Господом, а благодаря проповеди апостолов (2,3.4). И, последнее, что доподлинно известно, он знаком с Тимофеем (13,23).
Однако в Послании к евреям не содержится никаких конкретных указаний на автора; его имя окутано глубокой тайной. Восточная церковь во времена Климента Александрийского (примерно 150-215 гг. по Р.Х.) и Оригена (185-253 гг. по Р.Х.) приписывала это послание апостолу Павлу, хотя оба названных богослова отмечали стилистические различия между посланиями Павла и данным посланием. Западная церковь в лице Тертуллиана (примерно 160-225 гг. по Р.Х.) предполагала автором Послания к евреям Варнаву - левита из еврейского "рассеяния", который написал свое послание, поскольку к нему, по-видимому, обратились за поддержкой (Деян. 4,36). В ранний период были и другие предположения относительно возможного авторства послания. Среди них - Лука и Климент Римский (ок. 95 г. по Р.Х.). В период с V по XVI в. по Р.Х. авторство апостола Павла было принято восточной и западной церковными традициями. В период Реформации Лютер высказал предположение, что автором Послания к евреям является Аполлос, христианин-еврей из Александрии, который был искусен в речах и силен в писании (Деян. 18,24). Версии, выдвинутые в современный период, в круг предполагаемых авторов вводят Прискиллу (см., однако, 13,22, где автор говорит о себе, употребляя глагол мужского рода), Епафраса (Кол. 1,7) и Силу (Деян. 15,22.32.40; 1 Пет. 5,12). Как ни сложно разобраться в таком количестве вариантов авторства данного послания, куда сложнее прийти к однозначному мнению по этому вопросу. Учитывая авторитет церковной традиции, пожалуй, наиболее вероятным автором следовало бы считать апостола Павла, но, как справедливо отмечал Кальвин, Послание к евреям написано в стиле, отличном от стиля Павла (включая учительную методологию), и автор говорит о себе как об ученике апостолов - 2,3, что совершенно не свойственно Павлу, который всегда подчеркивал, что получил евангелие непосредственно от Самого Христа - Гал. 1,1.11.12).
Если автор не Павел, произведения которого нам известны, то знание имени автора мало способствует пониманию данного послания. Послание к евреям действительно содержит теологические положения, созвучные с богословием апостола Павла. Однако учение Иоанна о Христе как о Божественном Слове также отражено в послании. Эти особенности, так же как и образ Иисуса, обрисованный в полном соответствии с тремя синоптическими Евангелиями, позволяют безошибочно признать, что подлинным вдохновителем данного послания, как и Писания в целом, является Дух Святой. И хотя имя человека, писавшего Послание к евреям, остается неизвестным, бесспорно, что послание, как и Ветхий Завет до него, написано так, "как говорит Дух Святой" (3,7).
Время и обстоятельства написания
В Послании к евреям содержится немало информации о его адресатах, но не сообщается ничего конкретного о времени и цели написания самого послания. Так, известно, что получатели послания говорили на греческом языке и пользовались греческим переводом Ветхого Завета. Они вполне разделяли богословскую аргументацию, выстроенную на основе Ветхого Завета, интересовались ветхозаветной святостью и системой жертвоприношений, а также вопросами священства. Они не слышали благой вести непосредственно от Иисуса, а восприняли ее от апостолов (2,3); сталкивались с преследованиями (10,32-34) и испытывали изгнание из среды иудеев (13,12.13). Существовала также опасность отпадения, обусловленная угрозой смерти (2,14-18). Наконец, через автора послания им передавали приветствия верующие, названные словом "италийские" (13,24).
Сопоставив все эти данные, можно заключить, что адресатами послания были христиане-евреи "рассеяния", или диаспоры, возможно, проживавшие в Италии (тогда слова приветствия из 13,24 можно рассматривать как посланные "домой" - в Италию - теми, кто в данный момент находился на чужбине).
Самое раннее свидетельство о Послании к евреям исходит из Рима: оно содержится в Первом послании Климента, датируемом ок. 96 г. по Р.Х. Однако Послание к евреям было написано гораздо раньше - когда храм еще не был разрушен и священный ритуал совершался в нем (10,2.3.11). Возможно, время его написания следует отнести к царствованию Нерона, который инспирировал гонения на христиан (64 г. до Р.Х.). В таком случае преследования, упоминаемые в 10,32-34, могут быть соотнесены с эдиктом Клавдия, который выселил евреев из Рима в 49 г. по Р.Х. (Деян. 18,2).
Преследуемых за веру во Христа, отстраненных от иудейского богопоклонения и смущенных отсутствием внешних проявлений славы Христа (Который в земной Своей жизни был гоним и преследуем, а потом скрыт на небесах) адресатов послания автор его пытается укрепить в вере (10,38.39), отвратить от сомнений и направить их мысли к покою в Боге и граду Божиему (4,1.2.11; 11,10.14-16; 13,14).
Характерные особенности и темы
Литературный стиль Послания к евреям и его сосредоточенность на первосвященстве Христа выделяют это послание из общего контекста новозаветных книг. Выдающийся вклад данного послания в новозаветное откровение Иисуса Христа состоит в том, что оно сообщает об исполнении во Христе установлений Закона Моисеева - о святилище, о жертве и о священстве.
Автор характеризует свое обращение как "слово увещания" (13,22). Этим же греческим выражением в Деян. 13,15 названа речь в синагоге, и это обстоятельство позволяет отождествить данное послание с письменной формой проповеди. Назвав послание "словом увещания", автор выразил его основную идею и цели (3,13; 6,18; 10,25; 12,5).
Увещания основываются на убежденности автора в том, что сам Ветхий Завет свидетельствует о несовершенстве заключенного на Синае завета с его системой жертвоприношений и непосредственно указывает на грядущего Первосвященника - Иисуса Христа. Иисус превосходнее посредника прежнего (ветхого) завета, превосходнее ветхозаветного святилища и ветхозаветных жертвоприношений. Он "достоин большей славы", чем Моисей (3,3). В противовес земному и внешнему характеру ветхозаветного богопоклонения, Иисус освятил нас для истинного поклонения Богу, к которому мы приступаем с чистой совестью. Он - залог лучших обетований Божиих, поскольку неразрывно соединил нас с Богом благодати.
Содержание
I. Христос выше ангелов (гл. 1; 2)
А. Пролог: последнее и высшее Свое слово Бог сказал в Своем Сыне (1,1-4)
Б. Писание свидетельствует о великой славе Сына (1,5-14)
В. Увещание не отказываться от спасения, явленного Сыном (2,1-4)
II. Христос выше Моисея (3,1 - 4,13)
А. Сыну принадлежит большая, чем слуге, слава (3,1-6)
Б. Увещание не уподобляться тем, которые из-за неверия обречены были блуждать в пустыне (3,7 - 4,13)
III. Христос выше Аарона (4,14 - 7,28)
А. Христос - истинный Первосвященник (4,14 - 5,11)
Б. Увещания быть духовно зрелыми (5,12 - 6,12)
В. Священник навек по клятве Божией (6,13-20)
Г. Священник навек по чину Мелхиседека (гл. 7)
IV. Первосвященническое служение Христа (8,1 - 10,18)
А. Лучший завет (гл. 8)
Б. Лучшая скиния (9,1-10)
В. Лучшая жертва, очищающая совесть (9,11-28)
Г. Жертва Христа - однажды и навсегда (10,1-18)
V. Призыв укрепляться в вере (10,19 - 12,29)
А. Лучший завет дает лучшие обетования (10,19-39)
Б. Герои веры (гл. 11)
В. Истинные дети Божий (12,1-17)
Г. Небесный Иерусалим (12,18-29)
VI. Заключение (гл. 13)
А. Заключительные увещания (13,1-19)
Б. Благословения и приветствия (13,20-25)
2 через Ангелов возвещенное слово. См. Втор. 33,2. Имеется в виду посредническое служение Ангела Господня при заключении завета на Синае.
3 спасении. Впервые упомянутое в этом послании в 1,14, спасение включает наследование грядущего века (ст. 5; 11,16), получение славы по Божиему усыновлению (ст. 10), очищение от грехов (1,3; 2,11.17), освобождение от страха смерти (ст. 14,15) и привилегию пребывать с Богом (4,16; 10,22), чтобы воздавать Ему угодное поклонение (12,28; 13,15.16).
слышавшими от Него. Т.е. апостолами Христа. См. Введение: Автор.
4 знамениями и чудесами. Т.е. особые средства, которые использует Бог, чтобы засвидетельствовать власть и авторитет Спасителя (Деян. 2,22), а также апостолов и Стефана (Деян. 6,8; 14,3; Рим. 15,19; 2 Кор. 12,12).
6 некто... засвидетельствовал. Эти слова свидетельствуют, что автор, по всей видимости, был евреем, для которого богодухновенность Писания (ВЗ) являлась не только несомненным фактом, но и высшим критерием истинности.
8 все покорил под ноги его. См. Пс. 8.
9 не много был унижен. "Не много" может иметь отношение и к временному периоду ("недолго"), и к статусу. Если подразумевается время, то эти слова указывают на его непродолжительность.
вкусить смерть за всех. "За всех" - т.е. за "многих сынов", которых Бог призвал к славе (ст. 10), а Иисус называет "братиями" (ст. 11). Те, за кого Иисус вкусил смерть, раз и навсегда были освящены Его жертвой, омывшей их совесть от дел, ведущих к смерти (9,14). Выражение "за всех" включает тех (и только их), кто постоянен в своей вере во Христа (3,6.14).
10 вождя спасения. Возможный перевод: "инициатора спасения".
11 освящающий. См. статью "Искупление".
все - от Единого. Т.е. имеют общее происхождение в Боге. Иное истолкование: имеют общую, т.е. человеческую природу.
не стыдится называть... братиями. Т.е. признает Своими.
12 Ср. Пс. 21,22.
13 Я буду уповать на Него. Ср. 2 Цар. 22,3; Ис. 8,17; 12,2. Во всех трех приведенных случаях слуги Божий исповедовали свою веру в Бога перед лицом опасности.
Я и дети, которых дал Мне Бог. Как Исайя и его дети являлись для своего поколения живым свидетельством Божией верности (Ис. 8,18), так и Сын, Который превосходнее пророков (1,1.2; 3,3-6), имеет теперь "круг" Своих детей, которых дал Ему Отец (Ин. 17,6).
14-18 Христос сначала предстает как Искупитель, избавивший нас от рабства греха, а затем - как милостивый Первосвященник, помогающий нам в наших искушениях.
14 плоти и крови. Идиоматическое выражение, соответствующее понятию "человек". Ср. Мф. 16,17; 1 Кор. 15,10; Гал. 1,16.
также воспринял оные. Здесь подчеркивается полнота вочеловечивания Христа. Чтобы восторжествовать над смертью и дьяволом и произвести Божий суд над грешниками, Христу необходимо было воспринять человеческую "плоть и кровь", т.е. человеческую природу.
16 Ср. ст. 5. Здесь ангелам уже противопоставлен не Сын Божий, а "семя Авраамово" (см. 6,15-17; 11,9; Рим. 4,11-18; 9,7.8).
17 См. статью "Посредническое служение Христа".
Он должен был во всем уподобиться братиям. Только Тот, кто подвержен тем же искушениям и испытаниям, что и мы, может быть нашим Первосвященником (4,15; 5,2). Только Тот, Кто пройдет через все искушения и испытания в полном подчинении воле Божией, может быть Первосвященником, не знающим греха (4,15; 7,26), и достоин предложить Себя как беспорочную жертву в умилостивление за грехи мира (9,14).
18 См. статью "Полнота человеческого естества в Иисусе Христе".
|