Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Исход
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Левит
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Числа
Главы:
1
2
3
4
Руфь
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
2-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
3-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
4-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ездра
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Неемия
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Есфирь
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Иов
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Притчи
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Екклесиаст
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Песни Песней
Пророческие
Главы:
1
2
3
4
5
Плач Иеремии
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Даниил
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Осия
Главы:
1
2
3
Иоиль
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Амос
Глава:
1
Авдий
Главы:
1
2
3
4
Иона
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
Михей
Главы:
1
2
3
Наум
Главы:
1
2
3
Аввакум
Главы:
1
2
3
Софония
Главы:
1
2
Аггей
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Захария
Главы:
1
2
3
4
Малахия

Новый Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям
Пророческие

   2-е Коринфянам 12

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Варианты 1-го перевода
(рус)   Синодальный  Современный

(eng)   King James  American standart

(укр)   Український переклад І. Огієнка 



Варианты 2-го перевода
(рус)   Синодальный  Современный

(eng)   King James  American standart

(укр)   Український переклад І. Огієнка 
1
Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
1
It is not expedient for me doubtless to glory. I will come to visions and revelations of the Lord.
2
Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает ) восхищен был до третьего неба.
2
I knew a man in Christ above fourteen years ago, (whether in the body, I cannot tell; or whether out of the body, I cannot tell: God knoweth;) such an one caught up to the third heaven.
3
И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает ),
3
And I knew such a man, (whether in the body, or out of the body, I cannot tell: God knoweth;)
4
что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
4
How that he was caught up into paradise, and heard unspeakable words, which it is not lawful for a man to utter.
5
Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
5
Of such an one will I glory: yet of myself I will not glory, but in mine infirmities.
6
Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
6
For though I would desire to glory, I shall not be a fool; for I will say the truth: but now I forbear, lest any man should think of me above that which he seeth me to be, or that he heareth of me.
7
И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
7
And lest I should be exalted above measure through the abundance of the revelations, there was given to me a thorn in the flesh, the messenger of Satan to buffet me, lest I should be exalted above measure.
8
Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
8
For this thing I besought the Lord thrice, that it might depart from me.
9
Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи ". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
9
And he said unto me, My grace is sufficient for thee: for my strength is made perfect in weakness. Most gladly therefore will I rather glory in my infirmities, that the power of Christ may rest upon me.
10
Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
10
Therefore I take pleasure in infirmities, in reproaches, in necessities, in persecutions, in distresses for Christ's sake: for when I am weak, then am I strong.
11
Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
11
I am become a fool in glorying; ye have compelled me: for I ought to have been commended of you: for in nothing am I behind the very chiefest apostles, though I be nothing.
12
Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
12
Truly the signs of an apostle were wrought among you in all patience, in signs, and wonders, and mighty deeds.
13
Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
13
For what is it wherein ye were inferior to other churches, except it be that I myself was not burdensome to you? forgive me this wrong.
14
Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
14
Behold, the third time I am ready to come to you; and I will not be burdensome to you: for I seek not yours, but you: for the children ought not to lay up for the parents, but the parents for the children.
15
Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
15
And I will very gladly spend and be spent for you; though the more abundantly I love you, the less I be loved.
16
Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
16
But be it so, I did not burden you: nevertheless, being crafty, I caught you with guile.
17
Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
17
Did I make a gain of you by any of them whom I sent unto you?
18
Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
18
I desired Titus, and with him I sent a brother. Did Titus make a gain of you? walked we not in the same spirit? walked we not in the same steps?
19
Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
19
Again, think ye that we excuse ourselves unto you? we speak before God in Christ: but we do all things, dearly beloved, for your edifying.
20
Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
20
For I fear, lest, when I come, I shall not find you such as I would, and that I shall be found unto you such as ye would not: lest there be debates, envyings, wraths, strifes, backbitings, whisperings, swellings, tumults:
21
чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
21
And lest, when I come again, my God will humble me among you, and that I shall bewail many which have sinned already, and have not repented of the uncleanness and fornication and lasciviousness which they have committed.


Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 12
ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПОСЛАНИЮ К КОРИНФЯНАМ

Смотрите Введение к Первому посланию к Коринфянам.

1-10

ЖАЛО И БЛАГОДАТЬ (2 Кор. 12,1-10)

Читатель, наделенный хоть долей чувствительности, прочтет этот отрывок с благоговением, потому что Павел обнажает в нем свое сердце, показывая нам одновременно и свою славу и свою боль. Все еще против своего желания доводит Павел свои права на апостольство и говорит о переживании, которое мы можем рассматривать лишь как чудо, но за исследование которого мы не можем браться. Странным образом кажется, будто Павел стоит рядом с собой самим и смотрит на себя со стороны. "Я знаю человека", говорит Павел. Это он сам; но все равно он смотрит на себя, пережившего такое чудо, с удивленной отрешенностью. Ибо высшая цель религиозного переживания, таинства, заключается в лицезрении Бога и в единении с Ним.

Таинство всегда совпадает "с моментом свершения чудесного: когда зреющий и Зримый едины". Как гласит иудейское предание, четыре раввина удостоились лицезреть Бога. Бен Азай увидел славу Божию и умер. Бен Сома увидел славу Божию и впал в безумие. Бен Ахер увидел славу Божию и "срезал молодые растения", то есть, даже пережив это видение, он стал еретиком и разрушил сад истины. Один Акиба вознесся в мире, и вернулся в мире. Мы даже не можем предполагать, что произошло с Павлом. Напрасны и рассуждения, на каком небе находился Павел, или пытаться толковать его слова о том, что он восхищен был до третьего неба. Он просто говорит, что дух его вознесся и в исступлении приблизился к Богу.

Здесь мы можем отметить нечто интересное, что нам немного поможет. Слово рай происходит от персидского слова, означающего огороженный стеной сад. Если персидский царь хотел оказать кому-то особенную честь, он брал его с собой на прогулки по царским садам, имея с ним интимное общение. В своем исключительном переживании Павел был таким интимным спутником Бога.

Но за таким экстазом следовала и боль. В Синодальном издании Библии говорится о жале в плоть. Но греческое слово (сколопс) означает не только жало, но и столб, к которому привязывали присужденного к сожжению, или кол, на который иногда сажали преступников. Что-то подобное ощущал Павел в своем теле. Что же это такое было? Много написано по этому вопросу. Сначала мы рассмотрим предположения великих людей, но которые мы должны, сообразуясь с фактами, отбросить:

1) Слово жало употреблено для обозначения духовного искушения. То есть, искушения поддаться сомнению и отступить от обязанностей апостольской жизни, как и укоры совести после одоления искушений. Так считал Кальвин.

2) Жало обозначает сопротивление и преследования, с которыми он сталкивался; непрерывная борьба с теми, кто стремился свести на нет его работу. Так считал Лютер.

3) Под словом жало предполагают плотские искушения. Когда монахи и отшельники укрывались в монастырях и своих кельях, они познали, что труднее всего обуздать половой инстинкт. Они стремились изгнать, избавиться вовсе от него, но он преследовал их. Они считали, что и у Павла была эта проблема. И эта точка зрения больше всего распространена в римско-католической церкви нашей эпохи.

Ни один из этих предположений не может считаться правильным по трем причинам:

а) Само слово кол ассоциируется с почти дикой болью.

б) Вся приведенная картина рисует физические страдания.

в) Но что бы ни обозначало слово жало, страдания были лишь временные. Пусть Павел иногда и чувствовал себя поверженным, никто не заставил бы его отказаться от своего дела. Давайте, поэтому, обратимся к другим мнениям.

4) Высказывались предположения, что под этим словом Павел подразумевал свою физическую внешность. "В личном присутствии слаб" (2 Кор. 10,10). Делались предположения, что у него был физический недостаток, обезображивавший его внешность и мешавший его работе. Но это никак нельзя принять за физическую боль, которая подразумевается под этим словом.

5) Одно из самых частых предположений сводит это слово к эпилепсии. Она болезненна и возвращается вновь и вновь, а между приступами болезни человек может выполнять свою работу. Эта болезнь сопровождается видениями и трансами, подобными тем, которые переживал Павел. Она отталкивающая, в древние времена ее связывали с демонами. Если древние видели эпилептика, они плевались, чтобы отвратить злых демонов. В Гал. 4,14 Павел говорит, что, когда галаты увидели "искушения моего во плоти", они "не презрели и не возгнушались им". Греческое слово буквально обозначает "вы не плевались, видя меня". Но и из этой теории вытекают следствия, которые трудно принимать. Из этого выходило бы, что видения Павла были всего лишь эпилептическими трансами, а ведь трудно поверить, чтобы видения, изменившие мир, были следствием эпилептических приступов.

6) Самая старая теория относит это к тому, что Павел, якобы, страдал от жестоких и изнуряющих приступов головной боли. В это верили Тертуллиан и Иероним.

7) Возможно, что приведенная теория верна, хотя другая, будто у Павла была, глазная болезнь, также объяснила бы и приступы головной боли. После того, как Павлу (Савлу) явился свет славы Господней, он не видел ничего (Деян. 9,9). Вполне возможно, что его глаза никогда и не поправились совсем. О галатах Павел говорит, что они "исторгли бы очи свои и отдали мне" (Гал. 4,15). Заканчивая Послание к Галатам, Павел написал: "Видите, как много написал я вам своею рукою" (Гал. 6,11), как будто бы он описывал большие неровные иероглифы, написанные рукою плохо видящего человека.

8) Но наиболее вероятно, что Павел страдал от хронической лихорадки, распространенной тогда в восточном Средиземноморье. Жители этой страны, желавшие причинить зло своим врагам, молили богов своих, чтобы их сожгла эта лихорадка. Один человек, страдавший от этой болезни, описывал сопровождавшую ее головную боль как "раскаленный прут, воткнутый в голову". Другой говорит о "мучительной сверлящей боли в одном виске, подобно бормашине зубного врача - воображаемом клине, забитом между зубов, - и добавляет, - когда боль становилась острой, она достигала пределов человеческой выносливости". Такое описание, воистину, соответствует описанному Павлом жалу и даже колу во плоти. Человек, переносивший столько страданий, должен был переносить и эту острую боль.

Павел молился, чтобы Господь избавил его от нее. Бог ответил на эту молитву так же, как Он отвечает на многие молитвы: Он не избавил Павла от этой боли, но дал ему силы победить ее. Вот так поступает Бог. Он не избавляет нас от трудностей, он дает нам силы преодолеть их.

Павлу было даровано обещание и действенность всеобъемлющей благодати. Посмотрим в его жизнь, что же дала ему Божья благодать.

1) Она помогала ему преодолевать физическую усталость. Она дала ему возможность продолжать свое дело. Джон Уэсли произнес 42 000 проповедей. Он преодолевал в среднем 7000 километров в год. Он проезжал 100-110 километров в день верхом, и произносил в среднем по три проповеди в день. Когда ему было 83 года, он записал в своем дневнике: "Я сам удивляюсь себе: проповеди, письма и путешествия не утомляют меня". Это явилось результатом действия всеобъемлющей благодати.

2) Она помогала ему преодолевать физические страдания. Она снабжала его силами выносить жестокое жало. Однажды некто отправился навестить девочку, умиравшую от неизлечимой и мучительной болезни. Он захватил с собой веселую книгу, предназначенную для страдающих под постоянным бременем забот и страданий, книгу, полную солнца, счастья и смеха. "Большое спасибо, - сказала девочка, - но я знаю эту книгу". "Ты ее уже читала?" - спросил гость. "Я написала ее", - ответила девочка. Это ей дала всеобъемлющая благодать.

3) Она помогала ему в борьбе. Всю жизнь Павел имел дело с оппозицией, но никакое сопротивление не могло сломить его или привести к отступлению. Это совершила в нем благодать Божья.

4) Она дала ему силы, как показывает послание, переносить клевету. Тяжелее всего переносить ложные толкования и жестокие и несправедливые осуждения. Однажды некто вылил на Архелая Македонского ведро воды. Архелай ничего не сказал на это, и когда его друг спросил, как он мог это так спокойно перенести, Архелай ответил: "Он плеснул воду не на меня, а на того человека, за которого он меня принимал". Божья милость и благодать придавали Павлу силы не обращать внимания на то, что думают о нем люди, ибо верил, что Бог испытал и всецело знает его.

Неувядаемая слава благой вести совершает и в нас ту чудную благодать, которая благодушествует в немощах, ибо, когда человек находится в крайней беде, Бог может помочь ему.

11-18

ПАВЕЛ ЗАВЕРШАЕТ ЗАЩИТУ (2 Кор. 12,11-18)

В этом отрывке Павел приближается к концу своей защиты. Создается впечатление, будто Павла утомили эти напряженные усилия. Они изнурили его.

Он опять с неприязнью говорит о неприятном деле заниматься самооправданием; но он должен закончить с этим раз и навсегда. Его мало волнует, что его самого могут выставить в неприглядном свете, но он не может допустить, чтобы евангельская вера была подорвана.

1) Прежде всего он заявляет, что как апостол он нисколько не хуже своих оппонентов, претендующих на высшее апостольство. Он обосновывает это эффективностью своего служения. Когда Иоанн Креститель спросил через своих посланцев Иисуса: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" Иисус ответил: "пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали" (Лук. 7,18-12). Желая обосновать реальность вещаемого им в Коринфе Евангелия, Павел приводит список грехов и грешников и заключает разительной фразой: "И такими были некоторые из вас" (1 Кор. 6,9-11). Однажды доктора Чалмерза поздравили с речью, произнесенной им при большом стечении народа. "Да - сказал он на это, - но что она дала?" Эффективность церкви проявляется не в великолепии церковных зданий, не в изысканности богослужения, не в пожертвованиях и даже не в числе ее членов; она проявляется в возрождении свыше; если же жизнь членов не претерпела этого изменения - жизненность церкви утеряла свой самый существенный элемент. Павел считал, что его апостольство должно быть оценено лишь одним мерилом - его даром предложить людям жизнетворную благодать Иисуса Христа.

2) Отказ Павла принять что-либо от коринфян, должно быть, очень оскорбил их чувства, потому что Павел снова и снова возвращается к этому. Он здесь вновь излагает один из важнейших принципов христианского дара. "Я ищу не вашего, - говорит он, - но вас". Жертва, с которой человек не отдает также себя, жалкая вещь. От некоторых долгов мы можем откупиться, но для иных долгов деньги сами по себе не существенны.

Г. Л. Ги где-то рассказывает о бродяге, пришедшем за подаянием к дверям доброй женщины. Она пошла достать ему что-нибудь и увидела, что у нее нет мелких денег. Она подошла к бродяге и сказала: "У меня нет мелочи. Мне нужна булка хлеба. Вот тебе деньги. Пойди, купи булку хлеба и когда ты принесешь его, я дам тебе что-то". Когда бродяга выполнил просьбу и принес сдачу, она дала ему монету. Он взял ее со слезами в глазах: "Я не из-за денег, - сказал он, - это из-за вашего доверия. Никто прежде не доверял мне, как вы, и я не знаю, как отблагодарить вас". Конечно, можно сказать, что женщина пошла на риск, на который мог пойти только глупец, но ведь она дала бродяге не только деньги, она дала нечто от себя, доверяя ему.

И. С. Тургенев рассказывает, как однажды на улице его остановил нищий. Тургенев полез в карман - там не было никаких денег. Он инстинктивно протянул руку к попрошайке и сказал: "Братец, я могу дать тебе лишь это". "Ты назвал меня братом, ты подал мне руку, это ведь тоже дар". Удобный способ выполнить свой долг по отношению к церкви, благотворительным учреждениям, помогающим собратьям, бедным и нуждающимся, - дать им какую-то сумму денег и успокоиться на этом. Нельзя сказать, что поступить так, не значит не делать ничего, но это далеко не все, что можно и нужно сделать. Жертвуя, жертвующий дает не только свое добро, но и себя.

3) По-видимому, коринфяне имели еще нечто против Павла. Они не могли утверждать, что он когда-либо воспользовался чем-то у них. Но они, по-видимому, намекали, что, возможно, часть денег, собранных для бедных Иерусалимской церкви, присвоил себе Тит и другие посланные Павлом братья, и Павел также получил от них свою долю. Злобный ум будет цепляться за любое, чтобы изобрести обвинение. Будучи верный своим друзьям, Павел защищает их. Не всегда безопасно быть другом знаменитого человека. Легко оказаться вовлеченным в его заботы и трудности. Но счастлив человек, имеющий друзей, которым он может доверять как самому себе. У Павла были такие последователи. Они нужны также и Христу.

19-21

ПРИЗНАКИ НЕУСТРОЙСТВ В ЦЕРКВИ (2 Кор. 12,19-21)

По мере того, как Павел приближается к концу своей апологии, его поражает одна мысль. Все это перечисление своих достоинств и все его извинения люди могут расценить, как будто его очень заботит их мнение о нем. Но это вовсе не так. Коль скоро Павел был уверен, что он поступает по Божьему велению, его мало заботило, что думают о нем люди, и его слова не следует рассматривать как попытку завоевать их одобрение. Однажды Авраам Линкольн и его советники приняли важное решение. Один из советников сказал: "Да, господин Президент, я надеюсь, что Бог на нашей стороне". На это Линкольн ответил: "Меня волнует не то, что Бог на нашей стороне, меня волнует другое - на стороне ли Бога мы?" Трудиться богоугодно было высшим намерением Павла, независимо от того, что будут думать или говорить о нем люди.

Павел переходит к запланированному им посещению Коринфа. При этом он зловеще опасается, что он найдет их нарушившими его представления, и в таком случае они, несомненно, тоже увидят его не таким, каким бы они хотели его видеть. В этом можно слышать определенную угрозу. Павел не хочет применять жестких мер, но, если они необходимы, он не уклонится применять их. И после этого Павел перечисляет характерные признаки нечестивой церкви.

1) Раздоры (ересь). В этом слове слышится гром битвы. Оно означает соперничество, состязание и разногласия из-за престижа и первенства. Это характерная черта человека, забывшего о том, что лишь кто унижает себя, тот возвысится.

2) Зависть (зелос). Это слово имело когда-то положительное значение, но затем было переосмыслено. Оно обозначало прежде чувство человека, который видит прекрасную жизнь или деятельность и стремится добиться того же. Но подражание часто может перейти в зависть, в желание заполучить то, что не принадлежит нам, или в чувство зависти ко всем, кто имеет то, чего нет у нас. Подражание прекрасному - благородное дело, а зависть - удел мелкого и нечестного ума.

3) Гнев (фаумой). Греческое слово означает не застывшую и долгосрочную злость, а внезапный взрыв страстной ярости. Это тот гнев, который Базил охарактеризовал как опьянение души, толкающее человека на поступки, о которых он будет потом жалеть. Древние говаривали, что такие взрывы гнева скорее характерны для зверей, нежели для человека. Зверь не может владеть собой; человек должен уметь владеть собой. Когда человек теряет самообладание, он ближе к неразумному и невоспитанному зверю, чем к мыслящему человеку.

4) Ссоры (эрифеиа), дух разделения. Это слово означало работу, выполненную за плату, работу поденщика. Позже оно стало обозначать работу, выполняемую исключительно за оплату, и стало характеризовать эгоизм и эгоцентризм, не имеющие ничего общего со служением, а пытающиеся извлечь из всего личную выгоду.

5) Клевета и ябедничество (Каталалиаи и псифуризмои) означает открытые, горластые оскорбления, публичное поношение человека, имеющего иные взгляды. Второе слово, псифуризмои, еще более отвратительно. Оно употребляется для обозначения умышленного распространения ложных злобных слухов, клеветнических историй, распространение порочащих человека историй под видом пикантных секретов. Человек, по крайней мере, может как-то отвечать на клевету, высказанную публично, потому что это все же открытое нападение. По отношению к ябедничеству он чаще всего беззащитен и беспомощен, потому что оно распространяется скрытно и коварно отравляет атмосферу; источники же ее ему неизвестны, и поэтому он не может, как следует, оправдать себя.

6) Гордость (фузиососеис). В церковной жизни служитель, несомненно, должен был превозносить свое служение, но никогда не должен возвеличивать себя лично. Когда люди видят наши хорошие дела, они должны славить не нас, но Отца небесного, Которому мы служим, и Который дал нам возможность совершить их.

7) Беспорядки (акатастасия). Это слово обозначает мятежи, беспорядки, анархию. Каждая церковь подвержена одной опасности. Она - организация демократическая, но демократия может однажды дойти до абсурда. Демократия не значит, что каждый может делать, что ему вздумается; в церкви каждый ее член не имеет права делать, что ему заблагорассудится. Но все верующие объединяются в общину, в которой важна не самостоятельность, а взаимозависимость.

8) Наконец, Павел приводит грехи, в которых раскаялись далеко не все из упрямых коринфян. Сюда относится нечистота (акафарсия). Это слово включает в себе все, что может помешать человеку войти в присутствие Бога. Оно характеризует жизнь человека, погрязшего в мирском. Киплинг поэтому молился:

Научи Ты нас, Боже, вести себя

Пристойно, исправно сегодня всегда.

Акафарсия - прямая противоположность непорочности.

9) Блудодеяние (порнеиа). Коринфяне жили в обществе, в котором блудодеяние не считалось грехом, и в котором считалось нормой, что человек наслаждается везде, где может. Так просто было заразиться этим духом и поддаться соблазнам человеческой плоти. Они должны ухватиться за надежду, которая молится:

Очисти нам душу от блуда, грехов,

Христос непорочный! мы слышим Твой зов.

10) Непотребство (аселгеиа). Это греческое слово трудно переводимо, потому что оно обозначает не только половую нечистоплотность, а скорее совершенно наглую распущенность. Василий Кесарийский охарактеризовал его так: "Это душа, которая никогда не сдерживала себя ни в чем и никогда не будет сдерживать себя". Это безудержная наглость, не соблюдающая никакого приличия, готовая исполнить любой каприз, совершенно игнорирующий общественное мнение и доброе имя, коль скоро она получает то, чего хочет. Иосиф Флавий охарактеризовал этим словом Иезавель, построившую в граде Господа храм Ваалу. Главным грехом по представлению греков был хубрис, то есть наглое высокомерие, рядом с которым нет места ни Богу, ни человеку. Аселгеиа это наглый эгоизм, лишенный всякого чувства стыда, берущий все, что он хочет и там, где он хочет, бесстыдно пренебрегая Богом и человеком.

Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 12

Прозрачность откровения Павла (в 2 Коринфянам) для меня не имеет равных во всей священной литературе. Сэдлер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ Если Первое послание к Коринфянам часто изучают и используют в проповедях, то Вторым посланием к Коринфянам часто пренебрегают. И тем не менее это очень важное послание. Несомненно, такое пренебрежение в значительной мере вызвано его труднопереводимым ироническим стилем.

В наших переводах множество слов выделено курсивом, а это показывает, как много пришлось восполнить для того, чтобы передать это эмоциональное письмо языком, приемлемым для нас.

Это Послание трудное. Значение многих слов, по меньшей мере, не ясно. Этому есть несколько объяснений:

(1) о многом Павел пишет сатирически, и иногда трудно быть уверенным в том, когда именно он это делает;

(2)для того чтобы полностью понять некоторые стихи, нужна дополнительная точная информация о путешествиях Павла, путешествиях его сотрудников и о письмах, им написанных;

(3) письмо глубоко личное, и слова его часто идут от сердца, а такие слова - не самые легкие для понимания.

Но трудности не должны нас обескураживать. К счастью, они касаются только деталей и не затрагивают основных истин Послания. Наконец, Второе послание к Коринфянам очень любят и часто цитируют. Изучив его, вы лучше поймете почему.

II. АВТОРСТВО Почти никто не отрицает, что 2 Коринфянам написано Павлом, хотя существуют теории "вставок" в некоторых местах. Однако целостность этого письма (с типичными для Павла отклонениями от темы!) очевидна.

Внешнее свидетельство о 2 Коринфянам сильно, хотя относится к несколько более позднему времени, чем свидетельство о 1 Коринфянам. Как ни странно, Климент Римский его не цитирует, зато цитируют Поликарп, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Киприан. Маркион упоминает его третьим в числе признанных им десяти посланий Павла. Оно включено и в канон Муратори. Начиная с 175 г. н. э., свидетельств в пользу 2 Коринфянам более чем достаточно.

Внутренних свидетельств авторства Павла не перечесть. За исключением Послания к Филимону, это письмо Павла наиболее личное и содержит мало доктрин. Частые ссылки на себя - отличительная черта апостола - и явно тесная связь с 1 Коринфянам, Галатам, Римлянам, Деяниями - все это подтверждает традиционный взглядписьмо написано Павлом. Тот же автор и та же община, что и в общепризнанном Первом послании, ясно это подтверждают.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

По-видимому, Второе послание к Коринфянам было написано менее чем год спустя после написания 1 Коринфянам из Македонии (некоторые приписки к ранним переводам уточняют: из Филипп). Общепринята датировка Послания 57 г. н. э., но многие предпочитают 55 г. или 56 г., а Харнак называет даже 53 г.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Одна из причин нашей любви к Второму посланию к Коринфянам в том, что оно такое личное. Кажется, оно приближает нас к Павлу гораздо больше, чем все остальное, им написанное. Мы в какой-то мере чувствуем, с каким великим воодушевлением он трудился для Господа. Мы можем уловить величественность этого величайшего жизненного призвания. В немом изумлении мы читаем перечень перенесенных им страданий. Мы ощущаем тот горячий прилив негодования, с каким он отвечал своим неразборчивым в средствах критикам. Короче говоря, Павел, кажется, открывает нам все тайники своей души.

О первом визите Павла в Коринф говорится в главе 18 Деяний. Это произошло во время его второго миссионерского путешествия, сразу после того как он произнес свою знаменитую речь в афинском ареопаге.

В Коринфе Павел делал палатки вместе с Акилой и Прискиллой и проповедовал Евангелие в синагогах. Затем из Македонии пришли Сила и Тит, чтобы присоединиться к нему в благовествовании, которое продолжалось как минимум восемнадцать месяцев (Деян. 18,11).

Когда большинство иудеев отвергло проповедь Павла, он обратился к язычникам. Когда к Богу обратились души - и иудеи, и язычники,- иудейские начальники привели апостола к проконсулу Галлиону. Но тот прогнал их из суда, сказав, что это дело не подпадает под его юрисдикцию.

После суда Павел еще много дней оставался в Коринфе, а затем отправился в Кенхреи, Ефес, а потом в долгий путь обратно в Кесарию и Антиохию.

Во время третьего миссионерского путешествия он вернулся в Ефес и оставался там два года. В это время Павла посетила делегация из Коринфа, прося совета по многим вопросам. В ответ на заданные вопросы и было написано 1 Коринфянам. Позже апостол был очень обеспокоен тем, как коринфяне отреагировали на его письмо, в особенности на ту часть, где говорится о наказании согрешившего брата. Поэтому он отправился из Ефеса в Троаду, где надеялся встретить Тита. Однако встреча не состоялась, и он направился в Македонию. Сюда и пришел Тит с новостями - и хорошими, и плохими. Христиане наказали согрешившего святого - и наказание привело к его духовному выздоровлению. Это была добрая весть. Но христиане так и не послали денег нуждающимся святым в Иерусалиме, хотя и намеревались сделать это. Данная новость была уже хуже. И, наконец, Тит рассказал, что в Коринфе очень активно действовали лжеучителя, которые подрывали работу апостола и оспаривали его авторитет как служителя Христова. И это была дурная весть.

Таковы были обстоятельства, вызвавшие к жизни Второе послание к Коринфянам, написанное из Македонии.

В Первом послании Павел выступает в основном как учитель, тогда как во Втором он принимает роль пастыря. Если вы вслушаетесь внимательно, то услышите биение сердца того, кто любил народ Божий и отдавал всего себя ради их благополучия.

Итак, давайте теперь отправимся в это великое путешествие. Изучая "мысли, что дышат, и слова, что горят", будем делать это с молитвой о том, чтобы Бог просветил нас Духом Своим Святым.

План

I. ПАВЕЛ ОБЪЯСНЯЕТ СЛУЖЕНИЕ (Гл. 1 - 7)

А. Приветствие (1,1-2)

Б. Служение утешения в страданиях (1,3-11)

В. Объяснение перемены планов (1,12 - 2,17)

Г. Верительные письма Павла для служения (3,1-5)

Д. Противопоставление Ветхого и Нового Заветов (3,6-18)

Е. Обязательство ясно проповедовать Евангелие (4,1-6)

Ж. Земной сосуд с небесной судьбой (4,7-18)

З. Жизнь в свете судилища Христова (5,1-10)

И. Совесть Павла в служении чиста (5,11 - 6,2)

К. Поведение Павла в служении (6,3-10)

Л. Павел призывает к открытости и любви (6,11-13)

М. Павел призывает к отделению на основании Писания (6,14 - 7,1)

Н. Павел радуется добрым вестям из Коринфа (7,2-16)

II. ПАВЕЛ УВЕЩАЕТ ЗАВЕРШИТЬ СБОР ДЛЯ СВЯТЫХ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 8 - 9)

А. Хорошие примеры щедрости (8,1-9)

Б. Добрый совет завершить сборы (8,10-11)

В. Три хороших принципа щедрости (8,12-15)

Г. Три добрых брата, посланных подготовить сборы (8,16-24)

Д. Павел призывает коринфян оправдать похвалу (9,1-5)

Е. Хорошая награда за щедрость (9,6-15)

III. ПАВЕЛ ДОКАЗЫВАЕТ СВОЕ АПОСТОЛЬСТВО (Гл. 10 - 13)

А. Павел отвечает своим обвинителям (10,1-12)

Б. Принцип Павла: вспахивать для Христа целину (10,13-16)

В. Высшая цель Павла - восхваление Господа (10,17-18)

Г. Павел утверждает свое апостольство (11,1-15)

Д. Страдания Павла ради Христа подтверждают его апостольство (11,16-32)

Е. Откровения Павла подтверждают его апостольство (12,1-10)

Ж. Знамения Павла подтверждают его апостольство (12,11-13)

З. Павел скоро посетит Коринф (12,14 - 13,1)

И. Апостольство Павла подтверждают сами коринфяне (13,2-6)

К. Желание Павла делать коринфянам добро (13,7-10)

Л. Прощание Павла, полное благодати и освященное верой в Триединого Бога (13,11-13)


Е. Откровения Павла подтверждают его апостольство (12,1-10)

12,1 Апостол желал бы, чтобы ему вовсе не нужно было хвалиться. Это ему не подобает и не полезно, но в данных обстоятельствах необходимо. Поэтому он переходит от самого низкого, самого унизительного момента в своем служении к самому высокому, самому возвышенному. Он расскажет о личной встрече с Самим Господом.

12,2 Павел знал человека, который испытал это назад тому четырнадцать лет. Хотя Павел не называет имени, нет сомнения в том, что он имеет в виду самого себя. Говоря о таком возвышенном происшествии, он не будет называть себя, а расскажет о нем в общих чертах. Человек, о котором здесь идет речь, был во Христе, то есть христианином.

12,3 Павел не знает, в теле ли он был в это время или вне тела. Некоторые предполагают, что это могло произойти, когда Павла преследовали, например в Листре. Они говорят, что он мог действительно умереть и попасть на небо. Но текст, конечно, не требует такого истолкования. Если сам Павел не знал, в теле он был или вне тела, то есть жив или мертв, было бы странно, если бы кто-то из современных комментаторов мог пролить свет на этот вопрос!

Важно то, что этот человек восхищен был до третьего неба. В Писании подразумевается существование трех небес. Первое - окружающая нас атмосфера, то есть голубое небо. Второе - звездное небо. И третье - высшее небо, где находится престол Божий.

Из следующего далее ясно, что Павел был в том самом месте блаженства, куда Господь Иисус взял раскаявшегося разбойника после его смерти, - в том месте, где живет Бог.

12,4 Павел слышал язык рая и понимал сказанное, но ему не позволено было повторить услышанное по возвращении на землю. Слова были неизреченными, то есть слишком священными для того, чтобы произносить их, а потому не подлежали оглашению.

Дж. Кемпбел Морган пишет:

"Есть люди, которые, кажется, жаждут поговорить о своих видениях и откровениях. Но не является ли такое желание доказательством того, что их видения и откровения не "Господни"? Когда даются откровения (а они, конечно, даются служителям Божьим при определенных обстоятельствах), они производят благоговейную сдержанность. Они слишком торжественны, слишком потрясающи, чтобы их легко описывать или обсуждать, но они окажут очевидное воздействие на всю жизнь и служение человека". (Morgan, Searchlights, p. 346.)

12,5 Когда апостол хвалится немощами, он не имеет ничего против, чтобы упомянуть себя. Но когда он хвалится видениями и откровениями Господа, он не связывает их с собой, а, скорее, говорит об этих событиях безлично, как будто они случились с кемто знакомым. Он не отрицал, что был тем самым человеком, который их пережил, а просто отказывался прямо называть самого себя.

12,6 Было и множество других случаев, которыми апостол мог хвалиться. Если бы он захотел заняться самовосхвалением, он не был бы неразумен, делая это. Все, что он мог сказать, было бы истиной. Но он не собирается этого делать, потому что не хочет, чтобы о нем подумали больше, чем на самом деле могут найти в нем или услышать от него.

12,7 Весь этот отрывок - самое точное описание жизни служителя Христова. В ней есть моменты глубокого унижения, как в событии в Дамаске. А бывают моменты возвышения, такие как вдохновляющее откровение, данное Павлу. Но обычно после того как служитель Господень насладится таким переживанием, Господь позволяет ему пострадать от какого-либо жала в плоти. Именно так описано и здесь.

Мы можем извлечь из этого стиха множество бесценных уроков. Прежде всего он доказывает, что Божественные откровения Господни не исправляют нашей плоти. Даже после того как апостол слышал язык рая, его натура осталась той же и ему грозила опасность попасть в сети гордыни.

Как сказал Р. Дж. Рейд, "человек во Христе", слушая непереводимые райские речи, находится в безопасности в присутствии Бога, но по возвращении ему нужно "жало в плоти", иначе плоть будет хвастаться своим райским опытом". (R. J. Reid, How Job Learned His Lesson, p. 69.)

Что же было для Павла "жалом в плоти"? Сказать точно можно только одно: жалом было какое-то телесное испытание, которое Бог допустил в его жизни. Несомненно, Господь специально не уточнил, какое именно это было жало, чтобы усталые и переживающие различные испытания святые на протяжении лет могли ближе чувствовать свое родство с апостолом, когда страдают они. Возможно, это была какая-то глазная болезнь (см. Галатам 4,15 и 6,11), может, боль в ухе, малярия, головные боли вроде мигрени или что-то, связанное с речью Павла. Мурхед утверждает: "Точная природа жала скрыта, может быть для того, чтобы всех скорбящих могло ободрить и всем могло помочь безымянное, но болезненное переживание Павла". (Moorehead, Acts to Ephesians, p. 197.) Наши испытания могут отличаться от пережитых Павлом, но они должны преподать нам те же уроки и принести те же плоды.

Апостол описывает жало в плоти как ангела сатаны, посланного, чтобы удручать его. В каком-то смысле это отражает усилия сатаны помешать Павлу в деле Господнем. Но Бог сильнее сатаны; Он воспользовался жалом, чтобы способствовать делу Господню, держа Павла в смирении. Успех служения Христу зависит от слабости служителя. Чем он слабее, тем больше силы Христовой в его проповеди.

12,8 Трижды молил Павел Господа, чтобы Тот удалил от него жало.

12,9 Павел получил ответ на свои молитвы, но не тот, на который надеялся. По сути, Бог сказал Павлу: "Я не удалю жало, а сделаю нечто лучшее: Я дам тебе благодать переносить его. И помни, Павел: хотя Я и не дал тебе того, о чем ты просил, Я все же даю тебе то, что тебе более всего нужно. Ты хочешь, чтобы твою проповедь сопровождали Моя власть и сила, не так ли? А лучший способ этого добиться - сделать тебя слабым".

Вот что Бог повторял в ответ на троекратную молитву Павла. И Он так же отвечает на страдания Своих людей во всем мире. Общение с Сыном Божьим и уверенность в Его силе и укрепляющей благодати лучше удаления испытаний и страданий.

Обратите внимание на Божьи слова: "Довольно для тебя благодати Моей". Нам не нужно просить Его дать нам столько благодати, чтобы ее было достаточно. Ее и так уже довольно.

Апостол вполне удовлетворен полученным от Бога ответом, а потому говорит: "И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова".

Когда Господь объяснил Павлу мудрость Своих действий, Павел, по сути, сказал, что единственно этого он бы и хотел. Поэтому вместо жалоб и возмущений жалом он гораздо охотнее будет хвалиться своими немощами. Он встанет на колени и поблагодарит за них Господа. Он будет с радостью переносить их, если в нем будет обитать сила Христова. Это хорошо выразил Дж. Освальд Сандерс:

"Философия мира гласит: "Чего нельзя исцелить, то нужно терпеть". Но Павел с восторгом свидетельствует: "Чего нельзя исцелить, тому можно радоваться. Я радуюсь слабости, страданиям, лишениям и трудностям". Обнаружив, что Божья благодать столь удивительна, он приветствовал любые новые возможности черпать от ее полноты. "Я радуюсь... Я даже наслаждаюсь этим жалом". (J. Oswald Sanders, A Spiritual Clinic, pp. 32-33.)

Эмма Печинска, жена польского дворянина, прожила долгую жизнь, полную разочарований и крушений надежд. И все же примечательно, что биограф отдал должное ее восторжествовавшей вере: "Она собрала великолепный букет из Божьих отказов!"

12,10 Естественно, для нас едва ли возможно благодушествовать, переживая что-либо из перечисленного здесь. Но ключ к пониманию стиха в словах "за Христа". Мы должны быть готовы претерпеть ради Него и ради распространения Его благовестия то, что мы вряд ли перенесли бы ради себя или ради своих близких.

Именно осознавая свою слабость и никчемность, мы более всего полагаемся на силу Божью. И когда мы так устремляемся к Нему, полностью полагаясь на то, что нам явлена Его сила, - именно тогда мы воистину сильны.

Уильям Уилберфорс, который вел борьбу за отмену рабства в Британской империи, был физически слаб и хрупок, но обладал глубокой верой в Бога.

Босуэлл сказал о нем: "Я видел, как тот, кто казался мне креветкой, стал китом".

В этом стихе Павел подчиняется Слову Господа, записанному в Ев. от Матфея (5,11-12). Он радуется и тогда, когда люди поносят и гонят его.

Ж. Знамения Павла подтверждают его апостольство (12,11-13)

12,11 Похоже, Павел устал хвалиться. Он чувствует, что дошел до неразумия, хвалясь таким образом. Он не должен был этого делать, но коринфяне принудили его. Они должны были бы сами хвалить Павла, когда недоброжелатели жестоко оскорбляли и порочили его. Хотя сам по себе он и ничто, но ни в чем не уступает высшим апостолам, которыми коринфяне так гордились.

12,12 Павел напоминает им, что, когда он приходил благовествовать в Коринф в первый раз, Бог подтвердил истинность его проповедей признаками апостола. Такими признаками были чудеса и знамения, которые апостолы творили данной им Богом властью. Видя эти признаки, слушатели могли удостовериться в том, что проповедующие и в самом деле посланы Господом.

Три слова: "знамения, чудеса и силы" описывают не разные типы чудес, а разные их аспекты. Знамения - это чудеса, которые содержали в себе особый смысл, постижимый умом человека. Чудеса - это некие поразительные события, влияющие на эмоции человека. Силы - это некие дела, совершенные явно не человеческой силой.

Примечательны слова Павла, что признаки апостола "оказались" перед коринфянами. Он не пытается выдать их за дела своих рук, но говорит о том, что Бог совершил их через него.

12,13 Что касается чудес, то коринфяне не были обделены ими по сравнению с прочими церквами. Павел творил в Коринфе не меньше чудес, чем в прочих церквах, где бывал. В каком же смысле можно было сказать о коринфянах: "Чего у вас недостает пред прочими церквами"? Коринфяне уступали другим только в том, что Павел не был им в тягость. Это значит, что он не требовал от них денежной помощи. Если это в глазах коринфян выглядит недостатком, то за такую вину Павел просит простить его. Вот единственный признак апостола, на котором он не настаивает!

З. Павел скоро посетит Коринф (12,14 - 13,1)

12,14 Вот, в третий раз я готов идти к вам. Эти слова можно истолковать так, что апостол был готов идти в Коринф трижды, но на деле побывал там только однажды. Во второй раз он не пошел к ним, потому что не хотел поступать с верующими слишком сурово. Теперь он готов идти в третий раз, но это будет второе посещение.

Однако это может означать и то, что речь идет о третьем посещении. Первое описано в Деяниях (18,1). Второй раз Павел приходил с огорчением (2 Кор. 2,1 и 13,1). Теперь он собирается туда в третий раз.

Павел не желает отягощать их, когда придет в третий раз. Под этими словами имеется в виду то, что он не будет требовать у них денежной помощи. Он будет независим, и сам позаботится о себе. Причиной его посещения будет забота не о собственном благосостоянии, а о самих коринфянах. Павла больше волнуют люди, чем вещи.

Он отправлялся туда, чтобы быть коринфянам вместо отца. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Это простое утверждение о жизненной реальности, как мы все ее представляем. При обычном положении дел родители трудятся в поте лица, зарабатывая детям на питание и одежду. Дети же обычно не делают этого для родителей. Здесь Павел говорит о том, что просит для себя положение родителя.

Но не следует искать в этом предложении дополнительный смысл, которого там нет. Здесь совсем не идет речь о том, что родители якобы обязаны собирать имение и обеспечивать будущее своих детей. Здесь вообще ничего не говорится о будущем, только о настоящем. Павел думает о насущных потребностях, которые возникнут у него по прибытии в Коринф, где он будет служить Богу. Он решил, что не станет полагаться на местных святых. Он не имеет в виду, что коринфяне должны позаботиться о его безбедной старости или что он сам должен что-то подобное сделать для них.

12,15 Перед нами приоткрылась завеса, и мы на краткое мгновение увидели образ той неугасимой любви, которую испытывал Павел к народу Божьему в Коринфе. Он готов был охотно истощать себя в неустанных заботах об их духовном благополучии и жертвенном служении их душам. Он любил их безграничной любовью, с которой не могла сравниться любовь посещавших их лжеучителей, хотя сам он был менее любим коринфянами. Но для Павла это не было существенным. Даже если бы у него не было никакой надежды на ответную любовь, он продолжал бы любить их. В этом он воистину следовал за Господом.

12,16 Апостол ссылается на те слова, которыми недоброжелатели клеветали на него. Они говорили примерно так: "Что же, Павел действительно не брал у вас денег напрямую. Однако он заполучал их хитростью, подсылая к вам своих людей, а те уже относили деньги ему".

12,17 "Если я не брал у вас сам, посылал ли я кого, кто так действовал?" Апостол прямо спрашивает коринфян, справедливы ли обвинения против него.

12,18 Он сам отвечает на свой вопрос. "Я упросил Тита" скорее всего означает: "Я упросил Тита посетить вас". Но Павел не посылал Тита одного. Он послал с ним одного из братьев, чтобы не было ни малейшего сомнения в намерениях Павла. Что произошло, когда Тит прибыл в Коринф? Настаивал ли он на своих правах? Требовал ли у коринфян денег? Пытался ли что-то выпросить у них? Нет, из этого стиха ясно, что Тит зарабатывал на жизнь каким-то ремеслом. Это ясно из вопросов: "Не в одном ли духе мы действовали? не одним ли путем ходили?" Другими словами, и Тит, и Павел действовали по схожим правилам и не принимали денежную помощь коринфян.

12,19 Коринфяне могли подумать, что этими словами Павел оправдывается перед ними, как если бы они были его судьями. Но он, напротив, писал все это как перед Богом в назидание им, дабы они укрепились в вере. Он хотел, чтобы их жизнь во Христе была полноценной и чтобы они знали, какие опасности могут ожидать их на пути. Он больше заботился о том, чтобы помочь им, а не о том, чтобы защитить свое доброе имя.

12,20 Павел хотел, чтобы ко времени его прихода в Коринф местные христиане жили в мире друг с другом, чтобы изгнали из своей среды лжеучителей, чтобы признали власть, данную апостолам. Он надеялся, что придет к ним с чувством радости, а не горечи. А он непременно испытал бы горечь, если бы нашел у них раздоры, зависть, гнев, ссоры, клевету и другие проявления плоти.

12,21 Что бы там ни было, коринфяне были для Павла радостью и венцом его ликования. Они были его гордостью. Он не хотел прийти и устыдиться их. Не хотел он и того, чтобы ему пришлось оплакивать тех, которые согрешили и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве.

Кого имеет в виду Павел, говоря об оплакивании "многих, которые согрешили"? Единственное разумное предположение: они - члены коринфской церкви, иначе он не стал бы так обсуждать их в Послании церкви. Но невозможно представить себе, что они истинно верующие. Сказано совершенно ясно, что они жили в грехе, а в других местах Павел недвусмысленно говорит, что тот, кто придерживается подобного образа жизни, не может наследовать Царства Божьего (1 Кор. 6,9-10). Апостол оплакивал бы таких, ибо они не покаялись и посему должны быть отлучены от церкви.

Дж. Н. Дарби указывает на то, что эта глава начинается с описания третьего неба, а заканчивается описанием отвратительнейших земных грехов.

Между этими двумя противоположностями излагается путь к спасению - власть Христа, изливающаяся через апостола Павла. (Darby, I and II Corinthians. p. 253.)

Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Коринфянам»
Комментарии к главе 12

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (1,1).

Время и обстоятельства написания

Наиболее вероятная дата написания послания - 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес (Деян. 20,1), но еще не прибыв снова в Коринф (Деян. 20,2).

Основав в 51-52 гг. церковь в Коринфе (Деян. 18,1-18), Павел возвратился в Антиохию; этим закончилось его второе миссионерское путешествие (Деян. 18,22). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года (Деян. 19,1-40; 20,31). Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам (1 Кор. 16,17.18). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышал о настроениях в Коринфе совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно; позднее Павел назовет его огорчительным (2,1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже "в третий раз" (12,14; 13,1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2,5.10).

Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам "строгое послание", полное укоров и призывов к покаянию (2,3.4; 7,8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10-13) глав.

Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это "строгое послание", сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2,12.13; 7,5-9.13-15; Деян. 20,1.2).

Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу "строгому посланию". По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2,13; 7,5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2,12), но "не имел покоя духу". Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита. Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (7,6-15).

Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (7,5-16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны "лжеапостолов" (11,13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10-13; также 3,1-6; 7,2).

Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца (Деян. 20,2.3), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме (Деян. 20,3 - 21,17).

Характерные особенности и темы

Второе послание к коринфянам - очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола: гл. 1-7 проникнуты мыслью об утешении и поддержке свыше в страданиях и скорбях (1,3-7; 7,4.7.13); гл. 10-13 посвящены постижению силы Божией, проявляющейся в немощи человеческой (12,9.10).

Другие темы послания: безупречность поступков Павла (1,12.17.18; 6,3-10; 7,2.3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (1,5-11; 4,8-12; 6,4-10; 11,23 - 12,9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2,4; 11,2.7-11; 12,14.15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2,9; 10,8; 13,8-10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериям мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (1,12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9).

Трудности истолкования

Хотя принадлежность послания апостолу Павлу не оспаривалась, под вопрос не раз ставилась его структурная целостность: утверждалось, что гл. 10-13 представляют собой отдельное письмо, написанное по иному поводу и лишь позднее присоединенное к первым девяти главам послания.

Основной аргумент в пользу мнения, что гл. 10-13 являются самостоятельным посланием, состоит в том, что тон письма и отношение Павла к Коринфской церкви благожелательны в гл. 1-9, но строги и грозны в гл. 10-13. Возможно ли, чтобы оба раздела были написаны по одному поводу и касались одних и тех же обстоятельств в той же общине?

Отвечая на этот вопрос, надо признать, что, действительно, с 10,1 тон послания меняется. Но это, скорее всего, вызвано переменой темы. В первой части послания Павел прежде всего хочет поделиться своей радостью и выразить благодарность по поводу раскаяния коринфян. Он также хочет дать пространное и достоверное описание своего служения делу благовестия. Исчерпав эти темы, он обращается к своим читателям с призывом завершить сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). И в завершение, отложив наименее приятную задачу напоследок, Павел переходит к проблеме лжеапостолов и к их обвинениям в его адрес (гл. 10-13), что и обусловило перемену тона послания. Кроме того, знаменательно, что и в ранний период истории церкви нет следа разделения этого послания. Его читали и толковали как единое целое. Такое восприятие Второго послания к коринфянам и сегодня представляется наиболее верным.

Высказывались и другие, поддержанные весьма немногими исследователями, сомнения относительно единства послания, а именно: будто раздел 2,14 - 7,4 составляет отдельное послание, а 6,14 - 7,1 - вставка, не связанная с основным текстом, и что гл. 8 и 9 являются самостоятельным посланием. В ответ на все эти предположения можно признать, что упомянутые разделы действительно отличаются по тону и содержанию от общего контекста, но эта стилевая особенность присуща посланиям Павла, и разделы эти согласуются с содержанием послания.

Содержание

I. Приветствие (1,1.2)

II. Изложение сути служения Павла (1,3 - 7,16)

А. Благодарение за Божие утешение (1,3-11)

Б. Обоснование перемены планов Павла (1,12 - 2,4)

В. Прощение раскаявшегося грешника (2,5-11)

Г. Путешествие Павла в Троаду и Македонию (2,12.13)

Д. Величие новозаветного служения (2,14 - 7,4)

1. Его торжество и благоухание (2,14-17)

2. Живое рекомендательное письмо - сами коринфяне (3,1-3)

3. Новый завет непреходящей славы (3,4 - 4,6)

4. Сокровище, носимое в глиняных сосудах (4,7 - 5,10)

5. Служение примирения (5,11 - 6,13)

6. Призыв отделиться от зла (6,14 - 7,4)

Е. Радость Павла в связи с прибытием Тита (7,5-16)

III. Сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8,9)

А. Пример Македонии (8,1-7)

Б. Пример Иисуса (8,8.9)

В. Аргументация в защиту благотворительности (8,10 - 9,15)

IV. Защита от лжеапостолов (10,1 - 13,10)

А. Истинная духовная сила Павла (10,1-12)

Б. "Похвальба" Павла (10,13 - 12,21)

1. Определение меры "похвальбы" (10,13 - 11,21)

2. "Похвальба" страданием и слабостью (11,22-33)

3. "Похвальба" небесным видением (12,1-10)

4. Попечение Павла о коринфянах (12,11-21)

В. Предостережение (13,1-10)

V. Заключительные приветствия и благословение (13,11-14)


2 человека во Христе. Здесь Павел говорит о себе.

до третьего неба. Знаменательно, что Павел не сделал это переживание средоточием своего учения. Для него главное - проповедовать Христа: "мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа" (4,5).

4 в рай. Греческое слово, означающее "рай", имеет различные значения вне контекста НЗ, но в тех трех случаях, когда оно встречается в НЗ, оно означает "небо", местопребывание святых с Богом (Лк. 23,43; Откр. 2,7).

6 чтобы кто не подумал мне более. Павел стремился к тому, чтобы о нем судили на основании личного, непосредственного знакомства, а не на основании того, что сам он или другие скажут о его предшествовавшем опыте или служении.

7 жало в плоть. Это выражение толковали по-разному. Таким жалом мог быть телесный недуг ("в плоть"), досаждавший апостолу демон ("ангел сатаны") или постоянное преследование иудеев. На протяжении истории Церкви труды сотен комментаторов так и не привели к согласию по этому пункту, и его, вероятно, невозможно разрешить достоверно на основании имеющихся сведений.

8 Господа. Так Павел обычно называет Христа, а не Бога Отца. Хотя в НЗ молитвы чаще обращены к Богу Отцу, здесь - один из случаев, когда молитва обращена ко Христу (другие примеры см. Деян. 1,24; 7,59; 1 Кор. 16,22; Откр. 22,20).

9 сила Моя совершается в немощи. Эта мысль часто повторяется в послании: когда верующий признает свою немощь, тогда сила Христова действует в нем, т.е. посредством слабости возрастает сила. Павел тесно связывает этот общий принцип с его источником - крестом Христовым (13,4). Таким образом, ответ Павла оспаривающим его апостольский авторитет заимствован у истинного Христа - Христа распятого, а не у "другого Иисуса" и "иного благовестия", которых навязывали его противники коринфянам (11,4).

11 вы меня к сему принудили. Павлу пришлось "хвалиться" своей слабостью из-за коринфян, которые, хотя и хорошо его знали, поверили лжеапостолам.

12 Признаки Апостола. По общепринятому мнению, "признаком апостола" было творение чудес - "знамения, чудеса и силы", которые творил Павел. Однако в подтверждение своего апостольского авторитета Павел указывает на иные признаки, а именно: перемену жизни коринфян (3,2.3), безупречный характер его служения (6,3-10; 7,2; 8,20.21), его искреннюю любовь к основанным им церковным общинам (6,11.12; 7,3; 11,7-11) и его самоотверженное перенесение страданий (6,3-10; 11,23-33). Именно эти "признаки апостола" явно отличали его от лжеапостолов. Но из-за того, что "знамения, чудеса и силы" более ценились коринфянами, Павел неохотно упоминает об этом, отмечая, что его служение среди коринфян сопровождалось и такими явлениями.

14 в третий раз. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Первое посещение Коринфа во время второго миссионерского путешествия Павла описано в Деяниях (18,1-18). О втором не сообщается, но оно состоялось во время путешествия Павла в Ефес (Деян. 19,1-41).

я ищу не вашего. В отличие от тех проповедников, которые стремились получить материальное вознаграждение.

16 лукавством брал с вас. Возможно, противники Павла утверждали, что его внешнее бескорыстие было уловкой, имевшей целью обмануть коринфян. Павел отвергает это обвинение, так как никогда ничего не брал от коринфян лично или через других лиц (ст. 17).

18 Тит должен был прибыть, предваряя Павла (8,6.16.17).

19 Павел снова подчеркивает, что он высказался не ради собственной репутации или славы, а ради пользы Церкви и ради славы Божией.

21 Этот стих не означает, будто Павел страшится унизительного поражения перед лицом коринфян - его оружие сильно силой Божией (10,3,4 и ком.; 13,3.4.10). Напротив, Павел до такой степени отождествляет себя с коринфской общиной, что сознает: если при следующем посещении он найдет некоторых ее членов (своих "детей", ст. 14) нераскаянными, он будет постыжен.

многих, которые согрешили прежде и не покаялись. Хотя коринфская община была крепка, лжеапостолы были не единственной ее проблемой. Некоторые ее члены все еще продолжали жить греховно; их и предостерегает Павел.