Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Исход
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Левит
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Числа
Главы:
1
2
3
4
Руфь
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
2-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
3-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
4-я Царств
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ездра
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Неемия
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Есфирь
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Иов
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Притчи
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Екклесиаст
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Песни Песней
Пророческие
Главы:
1
2
3
4
5
Плач Иеремии
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Даниил
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Осия
Главы:
1
2
3
Иоиль
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Амос
Глава:
1
Авдий
Главы:
1
2
3
4
Иона
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
Михей
Главы:
1
2
3
Наум
Главы:
1
2
3
Аввакум
Главы:
1
2
3
Софония
Главы:
1
2
Аггей
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Захария
Главы:
1
2
3
4
Малахия

Новый Завет

Исторические
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Поучительные
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям
Пророческие

   1-е Фессалоникийцам 2

Главы: 1 2 3 4 5
Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих.
Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.
И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Ибо вы - слава наша и радость.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1 2 3 4 5
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Фессалоникийцам»
Комментарии к главе 2
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЯМ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
ПАВЕЛ ПРИХОДИТ В МАКЕДОНИЮ

Для всех, кто может читать между строк, история прихода Павла в Македонию - одна из самых драматических в Деяниях святых Апостолов. Лука скупыми словами рассказывает ее в Деян. 16,6-10. Хотя это повествование очень кратко, оно создает впечатление цепи обстоятельств, которые неизбежно должны вылиться в одно великое событие. Павел прошел через Фригию и Галатию. Перед ним лежал Геллеспонт (Дарданеллы), налево была многолюдная провинция Асия, направо расстилалась огромная провинция Вифиния, но Дух Святой не допустил его ни в ту, ни в другую. Что-то непреклонно гнало его к Эгейскому морю. Так пришел он в Троаду Александрийскую, еще не зная, куда идти дальше, а потом у него было ночное видение человека, звавшего: "Приди в Македонию и помоги нам". Павел поставил паруса и благая весть впервые достигла Европы.

ЕДИНЫЙ МИР

В тот момент Павел, наверное, видел перед собой намного больше, чем один континент, который должен быть завоеван для Христа. Он высадился в Македонию, а Македония была царством Александра Македонского, завоевавшего весь мир и плакавшего оттого, что нечего было больше завоевывать. Но Александр был не только военным завоевателем. Он, можно сказать, был первым универсалистом. Он был скорее миссионером, чем солдатом, и он мечтал о едином мире, в котором господствовала бы просвещенная культура Греции. Даже такой великий мыслитель, как Аристотель (бывший в свое время учителем Александра Македонского) говорил, что с греками совершенно необходимо обращаться, как со свободными людьми, а с населением востока - как с рабами. Однако Александр Македонский заявил, что он послан Богом "объединить, умиротворить и примирить весь мир". Он сознательно говорил, что его задача состоит в том, чтобы "сочетать восток и запад". Он мечтал об империи, в которой не будет ни грека, ни иудея, ни варвара или скифа, раба или свободного (Кол. 3,11). Трудно представить себе, чтобы Павел во время поездки в Македонию не думал об Александре Македонском, тем более, что он и отправился из Троады Александрийской, названной так в честь Александра Македонского. Он прибыл в Македонию, царство Александра, проповедовал в Филиппах, названных так в честь Филиппа, отца Александра; отправился в Фессалонику, которая была названа так в честь сводной сестры Александра. Вся местность была полна воспоминаний, связанных с Александром Македонским и Павел, наверное, думал не о стране и не о континенте, а о мире для Христа.

ПАВЕЛ ПРИХОДИТ В ФЕССАЛОНИКУ

Это ощущение широко раскинутых рук христианства должно быть еще больше обострилось у него, когда Павел прибыл в Фессалонику. Это был большой город. Когда-то он назывался Термай, что значит "Горячие источники" и он дал имя Термейскому заливу, на берегах которого он стоял. Он всегда был большим портом и знаменитой гаванью. Там, например, находилась военно-морская база персидского царя Ксеркса во время его вторжения в Европу, и даже в римскую эпоху там находились крупнейшие судостроительные верфи тогдашнего мира. В 315 г. до Р. Х. Кассандр вновь отстроил город и дал ему имя Фессалоники, в честь своей жены, дочери Филиппа Македонского и сводной сестры Александра Великого. Это был свободный город, то есть его честь никогда не была унижена присутствием римского гарнизона. У него было собственное народное собрание и свои магистраты; его население увеличилось до 200 тысяч человек; и одно время ставился вопрос, какой город объявить столицей мира - Фессалонику или Константинополь. Еще и сегодня в городе Салониках (так он теперь называется) живет 346 тысяч жителей.

Но особое значение Фессалоники было связано с тем, что она стояла на дороге Виа Эгнация, соединявшей побережье Адриатического моря с Константинополем на Боспоре и дальше с Малой Азией и востоком. Запад и восток сходились в Фессалонике; говорили, что она находится "в лоне римской империи". Здесь сходились торговля запада и востока, так что говорили: "До тех пор, пока природа не изменится, Фессалоника будет богатой и процветающей".

Невозможно переоценить важность прихода христианства в Фессалонику. Когда христианство пустило корни там, оно неизбежно должно было распространиться по Виа Эгнация на восток и завоевать Малую Азию, и на Запад, и овладеть Римом. Приход христианства в Фессалонику сыграл решающую роль в его становлении, как мировой религии.

ПРЕБЫВАНИЕ ПАВЛА В ФЕССАЛОНИКЕ

История пребывания Павла в Фессалонике изложена в Деян. 17,1-10. Для Павла пребывание в Фессалонике было крайне важно. В течение трех суббот он проповедовал в синагоне (Деян. 17,2), так что он навряд ли оставался там много дольше, чем три недели. Павел имел там такой поразительный успех, что иудеи пришли в ярость и причинили ему столько неприятностей, что Павлу пришлось срочно под покровом темноты отправить в Верию. То же самое произошло в Верии (Деян. 17,10-12) и тогда Павлу пришлось, оставив Тимофея и Силу, бежать в Афины. Волновало же его вот что. Он был в Фессалонике всего три недели; смог ли он за эти три недели произвести там такое впечатление, чтобы христианство уже нельзя было больше искоренить? Тогда идея завоевать римскую империю для Христа вовсе не будет пустой мыслью. Или, может быть, нужно поселиться там надолго и работать месяцы и даже годы, чтобы это принесло нужные плоды? В таком случае, никто не может даже и смутно представить себе, когда же христианство проникнет во все уголки мира. Фессалоника была первым экспериментом, и Павла очень волновал вопрос, какие будут результаты.

НОВОСТИ ИЗ ФЕССАЛОНИКИ

Павла настолько волновало это, что как только он снова встретился с Тимофеем в Афинах, он послал его назад в Фессалонику за информацией, без которой он не мог успокоиться (1 Фес. 3,1.2.5; 2,17). Какие же новости принес Тимофей? Это были хорошие новости. Чувства фессалоникийцев были такими же сильными, как и раньше, и они стояли твердо в своей вере (1 Фес. 2,14; 3,4-6; 4,9.10). Они действительно были его "славой и радостью" (1 Фес. 2,20). Но были и тревожные новости.

1. Проповедь Второго Пришествия Христа создала нездоровую ситуацию, в которой люди перестали работать и оставили все обыденные дела в каком-то истерическом ожидании Второго Пришествия. И потому Павел просит их успокоиться и делать свое дело (1 Фес. 4,11).

2. Их волновал вопрос о том, что произойдет с теми, кто умрет еще до Второго Пришествия. Павел объясняет, что усопшие в Иисусе не будут лишены славы (1 Фес. 4,13-18).

3. Существовала тенденция презирать все законные власти. Любящему спорить греку всегда грозила опасность тяготеть к доведенной до абсурда демократии (1 Фес. 5,12-14).

4. Существовала извечная опасность, что они впадут в аморальность. Было трудно отвыкнуть от моральных устоев, формировавшихся в течение многих поколений и избежать заразы языческого мира (1 Фес. 4,3-8).

5. Существовала еще какая-то группа, клеветавшая на Павла. Они намекали на то, что он проповедовал Евангелие исходя из корыстных соображений (1 Фес. 2,5.9), и что он, якобы, был чем-то вроде диктатора (1 Фес. 2,6. 7.11).

6. В церкви были какие-то разногласия и расколы (1 Фес. 4,9; 5,13).

Вот те проблемы, которые стояли перед Павлом, и они показывают, что человеческая природа с тех пор не очень изменилась.

ПОЧЕМУ ДВА ПОСЛАНИЯ?

Мы должны задать вопрос, почему существуют два Послания к Фессалоникийцам? Они очень похожи друг на друга и они, должно быть, были написаны с промежутком всего в несколько недель, может быть даже дней. Второе послание было написано для разъяснения недоразумения, возникшего в связи с учением о Втором Пришествии. В первом послании сказано, что День Господень придет, как тать ночью (5,2.6). Но это привело к нездоровой ситуации, когда люди лишь ждали, а во втором послании Павел объясняет, какие этому будут предшествовать знамения (2 Фес. 2,3-12). У фессалоникийцев сложилось преувеличенное представление о Втором Пришествии. Как часто случается с проповедником, Павлово учение было понято неправильно; некоторые фразы были выхвачены из контекста и им было придано преувеличенное значение. Во втором послании Павлом сделана попытка поставить все на свое место и уравновесить мысли возбужденных фессалоникийцев относительно Второго Пришествия. Конечно, во втором послании Павел постарался воспользоваться возможностью повторить и подчеркнуть многие из сделанных в первом добрых слов и укоров, но главная его цель заключалась в том, чтобы указать на те обстоятельства, которые успокоят их истерию и помогут им ждать, не в возбуждении и праздности, а спокойно исполняя будничную работу. В этих двух посланиях мы видим Павла, решающего обыденные проблемы, возникшие в разраставшейся церкви.

1-12

ПАВЕЛ ЗАЩИЩАЕТСЯ (1 Фес. 2,1-12)

За строками этого отрывка просматривается клевета, которую воздвигали против Павла его противники в Фессалонике.

1. Стих 2 - это ссылка на заключение в тюрьму и на брань оскорбления, которые Павел претерпел в Филиппах (Деян. 16,16-40). Несомненно, в Фессалонике были и такие, которые говорили, что у Павла за спиной уголовное прошлое, что он преступник, бежавший от правосудия и, что, конечно, никто не должен слушать такого человека. Злой ум все может обратить в клевету.

2. В 2,3 можно прочитать целых три обвинения.

а) Говорили, что проповедь Павла - чистое заблуждение. Действительно оригинальный человек всегда рискует, что его сочтут сумасшедшим. Прокуратор Фест тоже счел Павла сумасшедшим (Деян. 26,24). Было время, когда близкие Иисуса пришли, чтобы забрать Его домой, потому что посчитали Его сумасшедшим (Мар. 3,21). Христианские нормы могут настолько отличаться от мирских стандартов, что следующий им с энтузиазмом простодушный человек, тоже может иным показаться сумасшедшим.

б) Говорили, что Павлово проповедование проистекает из нечистых побуждений. Слово нечистый (акатарсия) часто употребляют в плане половой нечистоплотности. Язычники часто умышленно извращали один христианский обычай - поцелуй мира или святой поцелуй (1 Фес. 5,26). Когда христиане говорили о пире любви и о поцелуе мира, порочному человеку было нетрудно увидеть в этих фразах то, чего в них никогда и не было. Все дело в том, что непристойный человек во всем и везде будет видеть только непристойности.

в) Говорили, будто проповедь Павла была коварно направлено на то, чтобы вводить в заблуждение других. Пропагандисты гитлеровской Германии установили, что если достаточно часто и громко повторяется ложь, то ее, в конце концов, примут за истину. Вот такое обвинение выдвигали тогда против Павла.

3. Из 2,4 видно, что Павла обвиняли в том, что он хочет скорее угодить людям, чем Богу. Это, конечно, было связано с тем, что Павел проповедовал свободу Евангелия и свободу благодати, в противоположность рабству законничества. Всегда есть люди, которые думают, что религиозным может быть только тот, кто несчастен; и на всякого человека, проповедующего Евангелие радости, будут клеветать, и именно так произошло и с Иисусом.

4. Стихи 5 и 9 указывают на то, что были и такие, которые говорили, будто Павел проповедует Евангелие только ради связанной с этим выгоды. Слово ласкательства (коколакейя), употребленное в 2,5 всегда связано с лестью из корыстных побуждений. В ранней Церкви были проблемы, связанные в тем, что некоторые люди пытались нажиться на своем христианстве. В раннехристианской книге правил Дидахе (или "Учении двенадцати Апостолов") есть несколько очень многозначительных указаний: "Всякий приходящий к вам апостол да будет принят, как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего кроме хлеба, чтобы дойти до следующего ночлега. Если же потребует денег, то он лжепророк". "Никакой пророк, назначая в Духе трапезу, не станет есть с нее, если только он не лжепророк". "Если пришедший - странник, помогите ему, насколько можете; но он не должен оставаться у вас долее двух, или в случае нужды, трех дней. Если же он, будучи ремесленником, решит поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, по вашему разумению, сделайте так, чтобы он, как христианин не жил праздно. Если же он не захочет так поступить, то он христопродавец. Держитесь подальше от таковых!" (Дидахе, гл. 11 и 12). Дидахе было написано около 100 года. Даже ранняя Церковь познала исконные проблемы людей, спекулирующих на милосердии.

5. Стих 6 указывает на то, что Павла обвиняли в том, что он, будто бы, искал личного престижа. Проповеднику всегда грозит опасность, что он будет пытаться показать себя, а не провозглашаемую весть. В 1 Фес. 1,5 есть очень примечательная вещь. Павел не говорит: "Я пришел к вам", а говорит: "Наше благовествование у вас было". Человек растворился в данном ему послании.

6. Стих 7 указывает на то, что Павел считался диктатором. У него была ласковость мудрого отца. Его любовь была настойчивая. Он знал, что христианская любовь не должна быть сентиментальной, что людям нужна дисциплина, не чтобы обескуражить их, а чтобы подкрепить их души.

13-16

ГРЕХИ ИУДЕЕВ (1 Фес. 2,13-16)

Фессалоникийцам христианская вера принесла не мир, а тревоги и заботы. Верность Христу стала причиной гонений. Очень интересно, как Павел ободряет их.

Гонения были знаком почета, ставившем их в один ряд с отборными частями армии Христовой.

Но самое интересное в этом отрывке заключается в том, что в 2,15.16 Павел приводит своего рода перечень ошибок и грехов иудеев.

1. Они убили Господа Иисуса и Его пророков. Когда к ним приходили вестники Божии, они попросту убирали их. Один из самых мрачных моментов в Евангелии - это настойчивость, с которой иудейские руководители стремились устранить Иисуса, прежде чем Он мог причинить им еще какой-нибудь вред. Но никогда еще нельзя было убийством вестника аннулировать принесенную им весть. Есть рассказ о миссионере, отправившемся к первобытному племени. Для того, чтобы довести до них свою весть, ему пришлось прибегнуть к примитивным средствам. Он нарисовал большую схему, на которой был показан процесс восхождения на небеса тех, кто принял Иисуса Христа и сошествие в ад тех, кто отказался принять Его. Эта весть взволновала племя; они не хотели верить в это. И они сожгли схему и полагали, что теперь все будет хорошо. Человек может отказаться слушать весть Иисуса Христа, но он не может исключить ее из схемы вселенной.

2. Они гнали христиан. Ведь если они сами даже отказались принять весть Иисуса Христа, они могли разрешать другим слушать ее и, может быть, принять ее.

3. Они не угождали Богу. Проблемы Церкви часто заключались в том, что она склонялась к религии, созданной людьми, нежели к дарованной Богом вере. Люди слишком часто задавались вопросом: "Что я думаю?" вместо того, чтобы спросить себя: "Что говорит Бог?" Важна не наша хилая логика, а откровение Божие.

4. Они противились всем людям. В древнем мире иудеев действительно обвиняли в "ненависти к роду человеческому". Это был грех высокомерия. Они считали себя избранным народом, и они таковыми, в действительности, были. Но они считали, что избраны они для того, чтобы пользоваться привилегиями, и никогда не помышляли о том, что они могут быть избранными для служения. Их цель заключалась в том, чтобы однажды им служил мир, а не что они будут служить миру. Человек, думающий только о своих правах и привилегиях, всегда будет враждебно настроен по отношению к другим людям и, что еще более важно, по отношению к Богу.

5. Они хотели сохранить предложение Бога о спасении исключительно для себя и не хотели, чтобы язычники каким-то образом стали причастниками благодати.

Религия, которая исключает человека из сообщества ему подобных, страдает фундаментальным недостатком. Если человек действительно любит Бога, то эта любовь должна выливаться в любовь к собратьям. Далекий от желания крепко цепляться за свои привилегии, будет, напротив, пылать стремлением поделиться ими с другими людьми.

17-20

НАША СЛАВА И НАША РАДОСТЬ (1 Фес. 2,17-20)
Первое послание к Фессалоникийцам называли "образцом дружбы", и здесь перед нами отрывок, в котором через слова Павла до нас доходит его глубокая привязанность к его друзьям. Через века мы можем чувствовать в этих предложениях трепет любви.

В этом отрывке Павел использует две интересные картины.

1. Он говорит о сатане, воспрепятствовавшем ему, когда он захотел прийти в Фессалонику. При этом Павел употребляет слово эгкоптейн - специальный термин, значивший поставить на дороге препятствие специально для того, чтобы задержать армию противника на марше. Это дело дьявола - бросать препятствия на пути христианина, а наше дело - преодолеть их.

2. Павел говорит, что фессалоникийцы - его венец похвалы. В греческом есть два слова со значением венец, корона. Во-первых, диадема, употреблявшееся почти исключительно в значении царская корона; и во-вторых, стефанос, почти исключительно в значении венец победителя в каком-нибудь соревновании, и в особенности, для обозначения венца спортсмена, победившего на играх. Павел употребляет здесь слово стефанос. В своей жизни он ценил лишь одну награду - видеть, что обращенные им люди живут хорошо.

"Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине" (3 Иоан. 4). Павел согласился бы с этим. Слава всякого учителя - в его учениках; и даже если придет день, когда они оставят его далеко позади, его слава будет еще больше. Величайшая слава человека заключается в том, кому он помог встать на путь Христов.

Ничто из того, что мы способны сделать, не может принести нам похвалу в глазах Бога, но настоящими звездами в венце человека будут те, кого он привел ближе ко Христу.

Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Фессалоникийцам»
Комментарии к главе 2

Это Послание, более чем какое-либо другое из посланий апостола Павла, отличается простотой, мягкостью и любовью ... и в этом согласны все. У. Грэм Скрогги

Введение

I. ОСОБОЕ МЕСТО В КАНОНЕ

Первую книгу каждого великого писателя обычно очень хвалят, как свидетельство того, что у него с самого начала был хороший язык и что он обладал даром довести до людей свою весть. Вполне возможно, что Первое послание к Фессалоникийцам - первое богодухновенное послание, написанное Павлом. Поразителен объем христианского учения, в котором апостол наставил общину за короткое время пребывания в Фессалонике, о чем ясно свидетельствуют многочисленные доктрины, которые он обсуждает как уже известные фессалоникийцам.

Сегодня в восхищение и второе пришествие нашего Господа веруют многие, евангельские христиане ждут его. Но так было не всегда. Возрождение интереса к этому учению, особенно в трудах первых плимутских братьев в Великобритании (1825-1850), было в значительной степени основано на 1 Фессалоникийцам. Если бы не было этого небольшого Послания, наше понимание различных аспектов возвращения Христа было бы весьма обедненным.

II. АВТОРСТВО

В сущности, никто из богословов не оспаривает то, что 1 Фессалоникийцам действительно было написано Павлом. В поддержку этого говорит достаточно многое; по словам Дж. И. Фрэйма, "разве что кто-нибудь готов утверждать, что Павел никогда не жил или что ни одно из его посланий не уцелело". (James Everett Frame, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Paul to the Thessalonians, (ICC), p. 37.)

Внешние свидетельства об авторстве Павла находим у Поликарпа, Игнатия и Юстина Мученика, а также в каноне Маркиона и в каноне Муратори (первые списки христианских Писаний - первый еретический, второй общепринятый).

Внутренние свидетельства об авторстве Павла - это словарь и стиль апостола и мягкосердечный взгляд духовного отца. Имеющиеся в Послании исторические ссылки соответствуют Деяниям апостолов. Кроме того, в Фессалоникийцам 1,1 и 2,18 автор называет себя Павлом.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Первое послание к Фессалоникийцам было написано Павлом в Коринфе во время восемнадцатимесячного пребы вания там, вскоре после того как к нему пришел Тимофей (1 Фес. 3,6; 2,17).

Ввиду того, что, как принято считать, проконсул Галлион (Деян. 18) занял свой пост в начале лета 51 г. н.э., Павел, по-видимому, отправился в Коринф в начале 50 г. н.э. и вскоре написал 1 Фессалоникийцам. Почти все богословы датируют Послание началом 50-х г., и, наверное, будет правильным датировать его более точно 50 или 51 г. н.э. - всего через двадцать лет после вознесения нашего Господа.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Это произошло во время второго миссионерского путешествия Павла, когда свет Благой Вести пробился во тьму Фессалоники (Деян. 17,1-10). После того как Павел и Сила были выпущены из тюрьмы в Филиппах, они через Амфиполь и Аполлонию прибыли в Фессалонику. В то время Фессалоника была стратегическим городом как в торговом, так и в политическом смысле. Верный своей системе, Павел пошел в синагогу и, ссылаясь на текст ВЗ, показал, что Мессия должен был пострадать и воскреснуть из мертвых.

Потом он стал объяснять, что Иисус из Назарета был обетованным Мессией. Так Павел проповедовал в течение трех суббот. Некоторые из иудеев уверовали и стали на сторону Павла и Силы как христиане. Кроме того, обратились многие греческие прозелиты, а также немалое число женщин, занимавших в городе видное положение. Но те иудеи, которые не уверовали, собрали на базарной площади нескольких хулиганов, устроили бунт и осадили дом Иасона, у которого остановились Павел и Сила.

Не найдя проповедников в доме, они схватили Иасона и нескольких других из уверовавших и повели к городским начальникам (воеводам), обвинив их в том, что они возмутили весь мир. Это был невольный комплимент! Потом они обвинили христиан в том, что они замышляют заговор против императора, поддерживая своего Царя, Которого зовут Иисус. Городские начальники встревожились. Они потребовали от Иасона и его товарищей поручиться за своих гостей, возможно прибавив к этому строгие указания, чтобы последние удалились из города. После этого Иасон и все другие были отпущены на свободу.

Христианские братья в Фессалонике решили, что будет разумнее, если проповедники покинут город, и ночью отправили их в Верию.

Примечательно, что Павел и Сила, покинув город, оставили там общину верующих, которые были наставлены в доктринах веры и которых не поколебали обрушившиеся на них гонения. Из Деяний 17,2 можно бы легко заключить, что Павел и его спутники пробыли в Фессалонике всего три субботы. Однако, возможно, здесь указано лишь время, когда они проповедовали в синагоге. Павел и его спутники могли провести в городе целых три месяца. Послания апостола верующим в Фессалонике свидетельствуют о том, что жители города были хорошо осведомлены о христианском учении, и они едва ли могли получить эти знания в течение трех или четырех недель.

Из Верии Павел направился в Афины (Деян. 17,15), где он услышал, что верующие в Фессалонике подвергаются гонениям. Он предпринял попытку навестить их, но сатана помешал его планам (1 Фес. 2,17-18), поэтому он отправил к ним Тимофея (3,1-2). Вернувшись, Тимофей принес в общем ободрительные сведения (3,6-8), что и побудило апостола написать это Послание. В нем он защищает свою миссионерскую деятельность от клеветнических нападок, призывает отказаться от господствовавшей в то время в обществе безнравственности, исправляет ошибочное представление о тех, кто умер во Христе; он упрекает тех, кто оставил работу в ожидании пришествия Христа, и настоятельно советует святым почитать своих духовных руководителей.

Одна из самых важных тем 1 Фессалоникийцам - второе пришествие нашего Господа. О нем говорится, по крайней мере по разу в каждой из пяти глав Послания. Дж. Р. Хардинг Вуд собрал эти замечания вместе и пришел к следующему выводу:

У христианина, ожидающего возвращение Господа нашего Иисуса, нет места для: 1) идолов в сердце (1,9-10); 2) небрежности и расслабленности в служении (2,9.19); 3) различий и барьеров среди братьев (3,12-13); уныния и подавленности в душе (4,13-18) и греха в жизни (5,23)". (George Robert Harding Wood, St. Paul's First Letter, pp. 13-14.)

План

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1)

II. ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПАВЛА С ФЕССАЛОНИКИЙЦАМИ (1,2 - 3,13)

А. Похвала Павла в адрес фессалоникийцев (1,2-10)

Б. Воспоминания о миссионерской деятельности Павла, его вести и поведении в Фессалонике (2,1-12)

В. Воспоминания об ответе фессалоникийцев на Благую Весть (2,13-16)

Г. Почему Павел не смог вернуться в Фессалонику (2,17-20)

Д. Миссия Тимофея в Фессалонике (3,1-10)

Е. Особая молитва Павла (3,11-13)

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ (4,1 - 5,22)

А. Освящение как исполнение воли Божьей (4,1-8)

Б. Любовь, которая заботится о других (4,9-10)

В. Жизнь, которая свидетельствует другим (4,11-12)

Г. Надежда, утешающая верующих (4,13-18)

Д. День Господень (5,1-11)

Е. Различные призывы и увещания святым (5,12-22)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ (5,23-28)


Б. Воспоминания о миссионерской деятельности Павла, его вести и поведении в Фессалонике (2,1-12)

2,1 Во второй части стиха 1,5 Павел коротко упоминает о своем характере и поведении во время пребывания в Фессалонике. Теперь он дает более широкий обзор своего служения, своей вести и своего образа жизни.

Особенность заключается в том, что основное служение христианина - это служение личности, характера. Наше поведение намного важнее всего, что мы говорим. Своим неосознанным влиянием мы говорим намного громче, чем влиянием сознательным.

Джеймс Денни сказал:

"Черты характера христианина - это весь капитал, который у него есть для выполнения своего дела. В большинстве других призваний человек может продолжать делать свое дело независимо от того, какой у него характер; главное, чтобы в банке у него было положительное сальдо. Но христианин, потерявший свою репутацию, потерял все". (James Denney, The Second Epistle to the Corinthians, p. 100.)

Миссионер-мученик Джим Эллиот писал в своем дневнике:

"В духовной работе, как нигде, характер работника определяет качество его работы. Шелли и Байрон могли быть в моральном отношении ничем не связанными и все же писать хорошую поэзию. Вагнер мог распутничать и все же создавать прекрасную музыку, но подобное недопустимо ни в какой работе для Бога. Павел мог ссылаться на свой характер и на свой образ жизни в доказательство того, что он говорил фессалоникийцам. В своем Первом послании он девять раз говорит: "Вы (сами) знаете", имея в виду наблюдения фессалоникийцев как за его личной, так и за общественной жизнью. Апостол пришел в Фессалонику и жил там жизнью, которая больше чем просто демонстрировала его проповедь; его личное поведение было не только демонстрацией, но служило убедительным доказательством. Нет ничего удивительного в том, что в Соединенном Королевстве столько низкопробной работы: посмотрите на моральные качества работников". (Elliot, Elisabeth, ed., The Journals of Jim Elliot, p. 218.)

Возможно, в этих стихах апостол защищается от ложных обвинений своих критиков. Как бы там ни было, он напоминает фессалоникийцам о том, что его служение было успешным. Они сами - живое свидетельство того, что его работа принесла плоды. Фессалоникийцы знали, что его посещение было не бездейственным. Они обратились, и была создана община.

2,2 Кроме того, его служение было также мужественным. Отчаянное противодействие и жестокое обращение с ним в Филиппах, включая заключение вместе с Силой в тюрьму, не запугали, не обескуражили, не устрашили Павла. Он поспешил в Фессалонику. И там с мужеством, которое может дать только Бог, он с великим подвигом проповедовал благовестие Божье, несмотря на неоднократные запреты. Менее стойкому человеку могли бы прийти в голову многочисленные богословские доводы в пользу того, что Бог призывал его к более благоприятной аудитории. Но не Павлу! Он бесстрашно проповедовал Благую Весть, несмотря на сильное сопротивление, - прямой результат того, что он был исполнен Святого Духа.

2,3 Призыв апостола верить в Благую весть исходил из истинного источника, имел чистые побуждения и был надежен по методу. Что до источника, то его учение основывалось не на ложных доктринах, а на правде Божьей. Что до мотивов, то апостол относился к фессалоникийцам совершенно бескорыстно, без всяких скрытых, нечистых побуждений, имея в виду лишь их благо. И в методе не было никакого хитрого замысла обмануть их. Очевидно, его завистливые враги обвиняли его в ереси, корыстных целях и лукавстве.

2,4 Павел рассматривал духовное служение как священное управление. Этого духовного управления его удостоил Бог, вверив ему драгоценное сокровище - Благую Весть. Его долгом было угождать Богу, верно и точно возвещая Благую Весть, не взирая на реакцию людей. Павел понимал, что не может угодить сразу и Богу, и людям, поэтому он сделал выбор: угождать Богу, испытывающему сердца наши и соответственно вознаграждающему нас.

Управитель должен угождать тому, кто ему платит. Иногда проповедники могут впасть в искушение скрыть полную правду, опасаясь реакции со стороны тех, кто оказывает им поддержку. Но Хозяин наш - Бог, и Он знает, когда весть разбавлена водой или сокрыта.

2,5 В стихах 5-12 Павел описывает свое поведения в Фессалонике, оставляя блестящий образец для служителей Христа.

Во-первых, он никогда не опускался до лести или неискренности ради достижения своих целей. Его слова были честными и ясными, а его побуждения свободными от лицемерия.

Во-вторых, он никогда не использовал дело Божье как прикрытие, или вид, для маскировки своего желания обогатиться. Его служение не было фасадом для корысти.

Опровергая всякое обвинение в льстивости, он обращается к святым. А в опровержение всякой мысли о корысти он взывает к Богу, единственному, Кто видит сердце человека.

2,6-7 Нам предоставляется еще одна возможность бросить оставляющий глубокое впечатление взгляд на характер этого великого человека Божьего. Как апостолы Христовы, Павел и его спутники имели право получать от фессалоникийцев финансовую поддержку (здесь "слава"). Но они решили не обременять фессалоникийцев и потому работали днем и ночью, чтобы обеспечить свои потребности. В Коринфе дело обстояло совсем иначе. Там Павел работал, чтобы не дать своим критикам повода обвинить его в том, что он проповедует ради денег. В Фессалонике же он работал потому, что сами святые были бедны и гонимы и он не хотел быть для них дополнительным бременем.

Вместо того, чтобы помыкать наследием Божьим, Павел был тих среди них, подобно как кормилица (в оригинале "мать") нежно обходится с детьми своими. Павел понимал, что с новообращенными нужно обходиться нежно, как с детьми, и выполнял свое служение с заботливостью нежной матери.

2,8 Его нежная забота о фессалоникийцах была столь глубокой, что он более стремился поделиться с ними, нежели принять что-либо от них. Служение Павла было не холодным и бесстрастным распространением благовестия Божьего, а излиянием самой его души. Павел любил фессалоникийцев, а любовь не считается с расходами. Подобно своему Господу, он не для того пришел, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать свою жизнь (Мк. 10,45).

2,9 Вот еще одно свидетельство бескорыстия Павла: мы видим его занимающимся изготовлением палаток, для того чтобы заработать на жизнь и иметь возможность служить людям и не отяготить кого из них. Хотя проповедник Благой Вести действительно имеет право на финансовую поддержку от других христиан, похвально, когда он время от времени отказывается, если необходимо, от этого права. Истинный служитель Христа будет продолжать проповедовать Благую Весть независимо от того, получает он за это деньги или ему приходится работать, чтобы прокормить себя. Обратите внимание на слова "труд наш и изнурение: ночью и днем". Фессалоникийцам Благая Весть не стоила ни копейки, а Павлу она обходилась очень дорого. 2,10 Верующие могли засвидетельствовать образцовое поведение Павла по отношению к ним, и Бог тоже был Свидетелем того, как благочестиво (или свято), справедливо (или праведно) и безукоризненно он поступал.

Святой - это человек, отделенный от греха для Бога; праведный по характеру и поведению; безукоризненный - невинный перед Богом и людьми.

Если лучшая проповедь - святая жизнь, то Павел был великим проповедником. Он не походил на иных проповедников, красноречие которых превышает их поведение: когда он находился на кафедре, люди желали, чтобы он никогда не покидал ее, а когда он был среди людей, они желали, чтобы он общался с ними и больше не поднимался на кафедру!

2,11 В стихе 7 Павел сравнил себя с нежной матерью, а теперь обращается к другому образу - к образу любящего отца. Если мать символизирует нежность и любовь, то отец символизирует мудрость и совет. Как отец, он умолял их жить свято; поощрял, несмотря на гонения, и далее следовать за Господом; и свидетельствовал о блаженстве повиновения воле Божьей и Его Слову.

2,12 Цель служения Павла заключалась в том, чтобы святые поступали достойно Бога, призвавшего их в Свое Царство и славу.

Сами по себе мы недостойны Бога или места на небесах; единственное наше достоинство заключается в Господе Иисусе Христе. Но как дети Божьи, мы должны поступать достойно нашего высокого призвания. Мы можем делать это, подчинив себя воле Святого Духа, а также избегая всякого греха и непрестанно исповедуя свои согрешения.

Все спасенные - граждане Царства Божьего. В настоящее время это Царство незримо и Царь отсутствует. Но моральное и этическое учения этого Царства имеют прямое отношение к нам и сегодня. Когда Господь Иисус вернется, чтобы воцариться, тогда Царство приобретет зримые формы и тогда мы будем причастны к славе Царя.

В. Воспоминания об ответе фессалоникийцев на Благую Весть (2,13-16)

2,13 Теперь апостол обращается к теме, которой он коснулся в 1,5 - к ответу фессалоникийцев на проповедь Благой Вести. Получив Благую Весть, то есть услышав ее, они приняли ее, то есть восприняли ее не как слово человеческое, а как Слово Божье.

Поэтому и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное Слово Божье, вы приняли его не как слово человеческое, но как Слово Божье, каким оно есть воистину, которое и действует в вас, верующих.

Павел искренне благодарен фессалоникийцам за то, что они приняли его и его весть. Это еще один пример самоотверженности апостола. Многие из нас желают, чтобы люди верили нашим словам лишь потому, что мы говорим это. Но человеческое слово - шаткое основание для веры; лишь Богу можно вполне верить, и лишь тогда, когда люди верят Его Слову, оно приносит плоды в их сердцах и жизнях.

Именно это и произошло с фессалоникийцами: Слово Божье эффективно действовало в их жизнях, потому что они верили. Вальтер Скотт писал:

"Его Слово - Библия - вдохновенно, или богодухновенно, во всех книгах и частях, первоначально написанных. Это наш единственный авторитет на все времена во всех вопросах, делах и во всех обстоятельствах. Нужно такое поколение, которое будет трепетать перед Словом Божьим. Это карта жизни, наше руководство, наш свет, наш моральный страж. Спасибо Богу за Священный Фолиант". (Walter Scott, более полных данных нет.)

2,14 Какие результаты произвела Библия в сердцах этих верующих? Они не только были спасены, они обрели способность выстоять перед лицом суровых гонений. Это служило веским доказательством реальности их обращения. Своим стойким терпением они сделались подражателями христианским церквам в Иудее. Единственное различие заключалось в том, что фессалоникийцы пострадали от рук своих единоплеменников-язычников, тогда как верующие в Иудее терпели гонения от иудеев.

2,15 Воспоминание об иудеях натолкнуло Павла на обвинительную речь против них, как закоренелых противников Благой Вести. И кто мог знать это лучше, чем он? Когда-то он был одним из вожаков иудеев, пытавшихся уничтожить христианскую веру. А после обращения он на себе почувствовал острие меча их гонений.

Наибольшим грехом иудеев было убиение Господа Иисуса. Хотя в действительности распяли Его римляне, побудили их к этому евреи. Их поступок стал апогеем многовекового преследования пророков Божьих, посланных к народу Израиля (Мф. 21,33-39).

В эпоху христианства они продолжали гонения и изгнали Павла и других апостолов, ошибочно полагая, что этим угождают Богу. Своими действиями иудеи боролись против Него и противились всем людям.

2,16 Они не ограничились тем, что сами отвергли Благую Весть, но были исполнены решимости помешать Павлу и его сотрудникам проповедовать Евангелие язычникам. Для них не было ничего ужаснее, как слышать, что язычники могут спастись так же, как и евреи.

В своем сопротивлении воле Божьей они продолжали поступать так же, как некогда их отцы: они всегда наполняют меру грехов своих. Казалось, они исполнены решимости всегда сохранять чашу своих грехов наполненной до краев. Но их осуждение уже свершилось, ибо приближается на них гнев до конца. Павел не конкретизирует, что он имеет в виду под словом "гнев". Может быть, это общее выражение для обозначения грядущего осуждения как результата полной меры грехов. Мы знаем, что через двадцать лет (в 70 г. н.э.)

Иерусалим был разрушен, а уцелевшие евреи рассеяны по всей земле. Основываясь на таких отрывках, как этот, некоторые люди предположили, что Павел был настроен антисемитски и что НЗ - антисемитская книга. Истина же заключается в том, что Павел глубоко любил своих соотечественников-евреев и даже был готов быть отлученным от Христа, если бы это послужило им во спасение (Рим. 9,1-3). И хотя его служение в первую очередь предназначалось для язычников, он никогда не оставлял идею евангелизировать евреев; иногда кажется, что эта проблема едва ли не доминирует над его главной задачей.

То, что апостол говорит здесь о еврейских лидерах - исторический факт, а не его личные выпады. И мы должны помнить, что Бог подвигнул его написать то, что он написал. Антисемитизм не допустим в христианстве, и его нельзя оправдывать ни при каких обстоятельствах. Но сказать, что Бог обвинил еврейский народ в убийстве Сына Его (Деян. 2,23), - вовсе не антисемитизм, точно так же, как и с язычников не снимается ответственность за то, что сделали они (1 Кор. 2,8).

Г. Почему Павел не смог вернуться в Фессалонику (2,17-20)

2,17 В следующих четырех стихах апостол объясняет, почему он не смог вернуться в Фессалонику. Возможно, злые критики обвинили его в трусости, утверждая, будто он не вернулся из-за оказанного ему там сопротивления. Прежде всего Павел ясно указывает на то, что разделен с фессалоникийцами лишь физически. Выражение "бывши разлучены с вами" значит, что фессалоникийцы осиротели после отъезда их духовного отца. Как бы там ни было, его любовь и интерес к ним никогда не угасали. Обратите внимание на слова, выражающие силу его любви: тем с большим желанием старались...

2,18 Дважды апостол пытался вернуться в Фессалонику, но дважды сатана воспрепятствовал. Конкретные препятствия и действия сатаны известны не всегда. Мы не знаем, почему Павел был уверен в том, что именно сатана воспрепятствовал ему пойти, а не Господь. В Деяниях 16,6 мы читаем, что Святой Дух не допустил Павла и его группу проповедовать слово в римской провинции Асия. В следующем стихе читаем, что они попытались пойти в Вифинию, но Дух не допустил их и туда. Как узнать, когда Дух, а когда сатана препятствует сделать то или другое? Возможно, это можно узнать так: когда мы знаем, что исполняем волю Божью, любые встающие на пути препятствия исходят не от Духа, а от сатаны. Кроме того, сатана может препятствовать, когда Бог благословляет. Но Бог всегда одерживает верх над кознями сатаны. В данном конкретном случае Павел, не найдя возможности пойти в Фессалонику, написал это Послание. Послание, в свою очередь, содействовало славе Божьей и стало благословением для нас.

2,19 Почему апостол был так заинтересован в том, чтобы вернуться к верующим в Фессалонику? Потому что они были его детьми в Господе. Он свидетельствовал им о Христе и чувствовал себя ответственным за их духовный рост. Он знал, что в будущем ему придется дать за них отчет. Они были его надеждой на награду на судилище Христовом. Он хотел иметь возможность радоваться о них. Они будут его венцом похвалы перед Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его.

Из этого стиха очевидно, что Павел надеялся узнать фессалоникийцев на небесах. Из этого следует, что и мы узнаем наших любимых на небесах.

В стихе 19 Павел говорит о своих детях в вере как о венце. В других местах НЗ мы читаем о других венцах: венце правды (2 Тим. 4,8); венце жизни (Иак. 1,12; Откр. 2,10); венце славы (1 Пет. 5,4). Все они - венцы нетленные (1 Кор. 9,25).

2,20 Святые - его слава и радость. Он вложил свой труд в человеческие личности, и его наградой были духовные сыновья и дочери, которые будут вечно славить Агнца Божьего.

ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ

В стихе 19 мы впервые в 1 Фессалоникийцам встречаем слово "пришествие" в связи с грядущим возвращением Господа. Ввиду того что эта тема главная в Послании, мы хотим остановиться и объяснить учения Писания по данному вопросу.

В связи с возвращением Христа НЗ использует три основных греческих слова:

парусия (parousia): пришествие и последующее присутствие;

апокалипсис (apokalupsis): откровение, раскрытие тайны;

епифания (epiphaneia): явление.

Наиболее часто используется слово "парусия". Оно означает присутствие, или прибытие, приход. Вайн говорит, что епифания означает одновременно и приход, и являющееся его результатом присутствие. Когда мы думаем о пришествии Господа, мы должны представлять его не только как моментальное событие, но и как событие, охватывающее какой-то период времени.

Даже в русском языке приход употребляется в этом значении. Например: "Приход Иисуса в Галилею многим принес исцеление". Здесь имеется в виду не день, когда Он прибыл в Галилею, а весь период времени, проведенный Им в этом районе. Так, когда мы думаем о пришествии Христа, мы должны думать о периоде времени, а не об одноразовом событии. Если исследовать все случаи использования слова парусия в НЗ, мы увидим, что они обозначают период времени, имеющий (1) начало, (2) развитие, (3) явление и (4) кульминационный момент.

1. Началом парусии является восхищение. Оно описано в следующих отрывках (слово, которым переводится парусия, выделено курсивом): "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор. 15,22-23).

"Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами" (1 Фес. 4,13-18).

"Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему..." (2 Фес. 2,1).

"Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний: долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается" (Иак. 5,7-8).

"Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его" (1 Ин. 2,28).

2. Развитие парусии включает судилище Христово, когда за верное служение верующим будут даны награды:

"Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествии Его?" (1 Фес. 2,19).

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5,23).

Другое событие, которое, вероятно, будет входить в развитие парусии - брачная вечеря Агнца. Исходя из места, занимаемого ею в книге Откровение, мы знаем, что она состоится прежде славного воцарения Христа. Мы приводим эти стихи здесь, хотя в них и не используется слово "пришествие".

"И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца" (Откр. 19,6-9).

3. Явление пришествия Христа - это Его возвращение на землю в силе и великой славе, чтобы царствовать как Царь царей и Господь господствующих. Восхищение на небо не будет зримым для мира; оно произойдет в доли секунды. Но всякое око увидит Христа, когда Он придет воцариться. Поэтому данное событие и называется явлением Его парусии. Это третий этап Его пришествия.

"Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" (Мф. 24,3).

"Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24,27).

"Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24,37).

"И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24,39).

"...Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его" (1 Фес. 3,13).

"...Тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2,8).

"Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия" (2 Пет. 1,16). [Здесь Петр говорит о явлении парусии Христа, как она была представлена им на горе Преображения.]

4. И наконец, кульминационный момент парусии. О нем говорится в следующем стихе:

"...Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же" (2 Пет. 3,4).

В этой завершающей главе мы читаем о наглых ругателях, которые появятся в последние дни и будут отрицать возможность возвращения Христа на землю. Какие же аспекты парусии они имеют в виду?

Может быть, они указывают на восхищение? Нет. Похоже, они ничего не знают о восхищении. Может быть, они указывают на пришествие Христа как Царя? Нет. Ясно, что они указывают не на это. Согласно контексту, они высмеивают возможность Божьего окончательного наказания неправедных. Они указывают на последний, завершающий суд Божий на земле, или на то, что они называют "концом мира". Их довод сводится к тому, что им нечего бояться. Бог не вмешивался в историю и не будет вмешиваться в будущем. Поэтому они полагают, что могут свободно предаваться злым разговорам и делам.

Отвечая на их ругательства, Петр указывает на время, грядущее после Тысячелетнего Царства Христа, когда небо и земля, какими мы их знаем сегодня, будут полностью разрушены. Этот кульминационный момент парусии Христа наступит после Тысячелетнего Царства, при установлении царства вечного.

Помимо парусии, в греческом языке НЗ для обозначения пришествия Господа используются еще два слова: апокалипсис и епифания..

Апокалипсис означает снятие, раскрытие тайны или Откровение. Богословы расходятся во мнении о том, относится ли это слово всегда только к третьей фазе пришествия Христа - Его пришествию на землю в силе и славе или под ним также может подразумеваться восхищение, когда Он откроется Церкви.

В следующих стихах оно может означать как восхищение, так и возвращение Христа на землю, чтобы царствовать над ней:

"Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 1,7).

"Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Пет. 1,7).

"Посему (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа" (1 Пет. 1,13).

"Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4,13).

В следующем отрывке это слово вполне ясно подразумевает пришествие Христа во славе:

"А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его" (2 Фес. 1,7).

Епифания означает явление, появление или внешний вид. Опять же одни богословы полагают, что под ней подразумевается как явление за Своим святым, так и явление со Своим святыми; другие же говорят, что подразумевается лишь второе. Это слово встречается в следующих отрывках:

"И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2,8).

"Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа" (1 Тим. 6,14).

"Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его" (2 Тим. 4,1).

"А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4,8 ).

"Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2,13).

В первом и третьем стихах совершенно ясно подразумевается явление Христа миру. В других стихах предположительно может подразумеваться также восхищение. Одно вполне ясно: как восхищение, так и пришествие представлены так, что верующий с великим нетерпением ждет Христа. Во время восхищения он увидит Спасителя и обретет свое славное тело. Когда Христос вернется на землю, верующие явятся с Ним в славе (Кол. 3,4). И в это же время будет объявлена награда верующему. Эти награды будут даны еще раньше, на судилище Христовом, но все увидят их лишь тогда, когда Христос придет воцариться. Каковы эти награды? У Луки (19,17-19) есть указание на то, что они связаны с системой местного управления во время Тысячелетнего Царства: одному будет дано в управление десять городов, другому пять.

Исследуя различные аспекты пришествия Господа, мы видели, что под ним подразумевается скорее какой-то период времени, нежели разовое событие, и что этот период времени делится на различные фазы, или стадии. Оно имеет начало, развитие, явление и кульминационный момент. Оно начинается с восхищения, включает судилище Христово, будет зримо представлено, когда Христос вернется на землю, и закончится тогда, когда небо и земля, какими мы их знаем, будут полностью разрушены огнем.

Комментарии (введение) ко всей книге «1-е Фессалоникийцам»
Комментарии к главе 2

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Автор этого послания называет себя апостолом Павлом (1,1; 2,18). Подлинность послания периодически ставилась под сомнение, но совершенно бездоказательно.

Нельзя с какой-либо долей достоверности определить, каков вклад Силы (Силуана) и Тимофея в посланиях к фессалоникийцам. Возможно, некоторые особенности этих посланий, отличающие их от прочих трудов Павла, объяснимы влиянием одного из этих близких сотрудников Павла.

Время и обстоятельства написания

Почти с полной уверенностью можно утверждать, что Первое послание к фессалоникийцам Павел писал, находясь в Коринфе, где к нему присоединились Сила и Тимофей (Деян. 18,5; 2 Кор. 1,19). Вероятнее всего, это послание было написано в 50-м или 51 г. по Р.Х., вскоре за ним последовало и второе. Следовательно, Первое и Второе послания к фессалоникийцам относятся к самым ранним известным нам посланиям Павла, и только Послание к галатам содержит убедительные данные в пользу своего первенства (см. Введение к Посланию к галатам).

Написание Первого послания к фессалоникийцам было вызвано известием, которое Павел получил от Тимофея относительно состояния общины в Фессалонике (3,6.7). Павел пишет послание с чувством радости, поскольку, согласно этому сообщению, фессалоникийцы твердо стояли в вере, несмотря на нападки враждебных групп и на то, что Павел и его сотрудники рано покинули их.

Город Фессалоника, получивший название в честь сводной сестры Александра Македонского, был основан около 315 г. до Р.Х. ее мужем Кассандром, царем Македонии. Во времена римского владычества здесь находилась администрация провинции.

Во время второго миссионерского путешествия Павел и его спутники Сила и Тимофей, после того как были "поруганы" в Филиппах (2,2), пришли в Фессалонику. В Деяниях (17,2) рассказывается, что Павел проповедовал в синагогах Фессалоники три субботы подряд.

Переписка с фессалоникийцами показывает, что их общину составляли преимущественно выходцы из язычников. Следовательно, Павел продолжал успешно проповедовать среди язычников после того, как доступ в синагогу был для него закрыт. По всей видимости, в течение пребывания миссионеров в Фессалонике (оно не могло быть продолжительнее нескольких месяцев) они не раз получали небольшие средства, собранные для них общиной в Филиппах (Флп. 4,15.16). Эта помощь вместе с заработком от собственных трудов (1 Фес. 2,9; 2 Фес. 3,7.8) давала им возможность содержать себя и не быть зависимыми от фессалоникийцев в финансовом отношении. Они явили пример скромности и трудолюбия для той небольшой части христианской общины, которая не хотела трудиться и зарабатывать себе на жизнь.

Однако членам иудейской общины удалось возмутить толпу, и некоторые христиане, в том числе обратившийся из иудейства Иасон, были приведены к властям. Им пришлось внести денежный залог в удостоверение мирного поведения новой группы верующих. Павел, Сила и Тимофей под покровом ночи покинули город и пошли в Верию, лежащей западнее Фессалоники.

Характерные особенности и темы

1. Эсхатология. Эсхатологическое учение проходит красной нитью через оба послания к фессалоникийцам, особенно в гл. 4 и 5 Первого послания и гл. 1 и 2 Второго. Проповедь в Афинах, о которой рассказано в гл. 17 книги Деяния, подтверждает, что в это время Павел настойчиво говорил о грядущем суде (4,6).

Ожидаемое в "день Христов", как его называет Павел, второе пришествие Господа для суда (2 Фес. 2,1 и ком.) неизбежно повлечет за собой воскресение праведных для спасения и вечного общения с Господом (1 Фес. 4,16; 5,9; 2 Фес. 1,7), а неправедных (это Павел подразумевает, хотя нигде не высказывает прямо) - для вечного отлучения от Христа (2 Фес. 1,9). Наступлению конца будет предшествовать обширное отпадение и появление сатанинского "человека греха" (2 Фес. 3). Поскольку он еще не появился, то тем членам общины, которые говорили, что "день Христов" уже настал, не следует "спешить колебаться умом" (2 Фес. 2,2).

2. Божество Христа. Другой примечательной особенностью посланий является утверждение Павлом Божественного достоинства Христа; это особенно примечательно ввиду ранней датировки посланий и безоговорочного характера высказываний. Несколько раз Христос и Бог Отец поставлены рядом - как единый источник Божественных благословений и как объект молитвы (1 Фес. 1,1; 3,11; 2 Фес. 1,1.2.12; 2,16; 3,5.16). Единство всех трех Лиц Святой Троицы упомянуто во 2 Фес. 2,13.14.

Содержание

I. Приветствия (1,1)

II. Историческая часть (1,2 - 3,13)

А. Повод благодарения Бога Павлом (1,2 - 2,16)

1. Избрание фессалоникийцев, проявившееся в вере, любви и надежде (1,2-10)

2. Успешное миссионерское служение среди фессалоникийцев (2,1-12)

3. Принятие фессалоникийцами Евангелия как слова Божия (2,13-16)

Б. Неосуществившееся желание Павла посетить фессалоникийцев (2,17 - 3,10)

В. Молитва Павла (3,11-13)

III. Учительная часть (4,1 - 5,22)

А. Этика (4,1-12)

1. Половая нравственность (4,1-8)

2. Братская любовь (4,9.10)

3. Свидетельство через труд (4,11.12)

Б. Эсхатология (4,13 - 5,11)

1. Умершие (4,13-18)

2. День Господень (5,1-11)

В. Жизнь общины (5,12-22)

IV. Заключительная молитва, поручения и благословение (5,23-28)


1-12 В этих стихах содержится обзор служения Павла в Фессалонике. Павел как будто в полемике отвечает на некоторые сомнения или критику по поводу своего служения. Он косвенно защищает источник, стиль, суть и успех своего благовествования.

2 мы дерзнули в Боге нашем. Несмотря на то, что к проповеди в Македонии Павел и Сила были призваны Богом (Деян. 16,9.10), их жестоко избили и подвергли узам в македонской тюрьме (в Филиппах). Чтобы продолжать проповедь Христа в этой области, от миссионеров требовалось мужество и самоотверженная преданность Богу.

благовестие Божие. Павел подчеркивает чистоту и подлинную божественность источника своей проповеди и служения. Благовестие всегда передается как нечто, доверенное Самим Богом (ст. 8,9).

4 См. статью "Угождение Богу".

8 Здесь и дальше, в 2,17-20 и 3,6-12, проявлена глубокая любовь Павла к своим духовным детям, которые всего несколько месяцев назад были совершенно чужды ему.

12 Этот стих подводит итог увещеваниям и наставлениям Павла во время первого посещения Фессалоники. В отличие от идолов, истинный и живой Бог обладает Царством и славой, и в Своей неисследимой милости Он пожелал разделить это Царство с теми, кто почитает Его через Иисуса Христа. Призванные войти в это Царство верующие знают его силу и в известной мере наслаждаются жизнью в нем уже здесь и теперь (Рим. 14,17; 1 Кор. 4,20; Кол. 1,13.14), стремясь к тому дню, когда войдут в его полноту.

13 слово Божие. Павел определяет проповеданное им среди фессалоникийцев учение как "слово Божие", которое отлично от "слова человеческого", и принимать его надо соответственно (см. 4,8 и ком.).

действует. Слово Божие, хотя и приходит посредством людей, не просто проповедь, совершаемая силой человеческой, а божественное учение, которое активно и плодотворно действует в верующих силой Духа Святого (Ис. 55,11; Деян. 20,32; 2 Тим. 2,15-17; Евр. 4,12).

14 претерпели от своих единоплеменников. Доказательством силы слова Божия у фессалоникийцев было то, что они, подобно общинам в Иудее, с твердостью и радостью проявили терпение перед лицом жестокого преследования от своих сограждан (Деян. 17,5-9).

15 Подобно тому как Иисус отметил солидарность тех, кто преследовал ветхозаветных пророков, с теми, кто гнал Его Самого (Мф. 23,29-32), так и Павел (равно и Стефан: Деян. 7,52) усматривает преемственность среди тех иудеев (им он первоначально и проповедовал), которые преследуют Христа, противясь Евангелию (Деян. 9,4). Полнее всего отношение Павла к проблеме иудеев, отвергнувших Евангелие, развито в гл. 9-11 Послания к Римлянам.

16 но приближается на них гнев до конца. Другой перевод: "Но, наконец, постиг их гнев" (ср. Мф. 10,22; 1 Кор. 1,8; 15,24). Это может пророчески относиться либо к бедствию, постигшему Иерусалим через двадцать лет после того, как Павел писал эти слова, либо к ожесточению, постигшему большую часть сынов израилевых в наказание за их преступное отвержение Христа, - ожесточению, в котором Иисус видел исполнение (Мф. 13,14.15) страшного пророчества Исайи (6,9.10). Как Павел напишет позднее (Рим. 11,25), "ожесточение произошло в Израиле отчасти" и пребудет, пока не будет привлечено "полное число язычников" (т.е. пока не придет конец). Та часть Израиля, которая не ожесточилась, - она и есть остаток (Ис. 6,13), который и в евангельское время сохраняется как объект Божией милости и находит спасение в Иисусе, своем Мессии.

17 быв разлучены. Использованное здесь греческое слово означает "осиротеть", что может быть отнесено и к родителям, и к детям, претерпевающим разлуку.

19 в пришествие Его. Это - первое из шести мест в переписке с фессалоникийцами, где для обозначения Второго пришествия Христа употреблено греческое слово "парусия" - "пришествие" (2,19; 3,13; 4,15; 5,23; 2 Фес. 2,1.8). В этом же смысле Павел употребляет это слово только в 1 Кор. 15,23. Здесь пришествие Христа представлено как время, когда будут явлены плоды веры. Радостью и венцом Павла в этот день будут его возлюбленные духовные дети, которые обратились в результате его служения (2 Кор. 1,14; Флп. 2,16).