Спасена ли твоя душа?
Встроить эту Библию на свой сайт
Библия
Стихи в тему
Поиск по Библии


Варианты перевода Библии
(рус)   Синодальный  Современный

    Перевод РБО. Радостная Весть new

(eng)   King James  American Standard

(укр)   Український переклад І. Огієнка new

Режим Bilingua (Изучайте английский читая Библию :)



Ветхий Завет

Малахия
Исторические
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие
Иисус Навин
Книга Судей
Руфь
1-я Царств
2-я Царств
3-я Царств
4-я Царств
1-я Паралипоменон
2-я Паралипоменон
Ездра
Неемия
Есфирь
Поучительные
Иов
Псалтирь
Притчи
Екклесиаст
Песни Песней
Пророческие
Исаия
Иеремия
Плач Иеремии
Иезекииль
Даниил
Осия
Иоиль
Амос
Авдий
Иона
Михей
Наум
Аввакум
Софония
Аггей
Захария

Новый Завет

Радостная весть
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
От Марка
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
От Луки
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
От Иоанна
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Деяния
Соборные послания
Главы:
1
2
3
4
5
Иакова
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Петра
Главы:
1
2
3
2-е Петра
Главы:
1
2
3
4
5
1-е Иоанна
Глава:
1
2-е Иоанна
Глава:
1
3-е Иоанна
Глава:
1
Иуды
Письма Павла
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
К Римлянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Галатам
Главы:
1
2
3
4
5
6
К Ефесянам
Главы:
1
2
3
4
К Колоссянам
Главы:
1
2
3
4
5
6
1-е Тимофею
Главы:
1
2
3
4
2-е Тимофею
Главы:
1
2
3
К Титу
Глава:
1
К Филимону
Главы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
К Евреям

   2-е Иоанна 1

Главы: 1
От Старейшины — Госпоже, что избрана Богом, и ее детям, которых я люблю истинной любовью, и не только я один, но и все те, кто узнал истину,
потому что истина живет в нас и будет с нами вовеки.
Любовь, милость и мир от Бога Отца и от Иисуса Христа, Сына Отца, всегда будут с нами, если будем жить в истине и любви.
Я очень обрадовался, когда обнаружил, что среди твоих детей есть такие, кто живет в верности истине, соблюдая заповедь, которую мы получили от Отца.
И теперь я прошу тебя, госпожа моя — то, что я пишу, это не новая заповедь, а та, что мы получили изначально, — будем любить друг друга!
А любовь значит вот что: жить по Его заповедям. Это и есть та заповедь, которую вы услышали изначально и по которой должны жить.
Потому что в мир ушло уже много обманщиков. Они не признают, что Иисус Христос пришел телесно. Такой человек — обманщик и антихрист.
Смотрите за собой, не погубите того, ради чего мы трудились, но стремитесь получить свою плату сполна.
Всякий, кто настолько «продвинут», что уже не держится учения Христа, тот без Бога. А кто держится учения, у того есть и Отец, и Сын.
Если к вам кто-то придет, кто не приносит этого учения, не принимайте его к себе в дом и даже не здоровайтесь с ним.
Кто с ним здоровается, тот становится причастен к его злым делам.
У меня есть много чего написать вам, но мне не хотелось бы прибегать к бумаге и чернилам. Я надеюсь прийти к вам и поговорить лично. Тогда наша радость станет полной.
Тебе посылают привет дети твоей сестры, тоже избранницы Божьей.
* — об авторских правах
Авторские права на русскую аудиоверсию Библии принадлежат Лапкину Игнатию Тихоновичу (Левит, Числа, Второзаконие, Книги Царств, Книги Паралипоменон, Песни Песней) и Российскому Библейскому Обществу (все остальные книги), данная версия была предоставлена сайтом predanie.ru.




Для того, чтобы вести свои заметки вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы добавлять свои закладки на страницы Библии вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы группировать стихи по своим тегам вам необходимо зарегистрироваться



Для того, чтобы начать читать Библию по плану вам необходимо зарегистрироваться



Главы: 1
Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!
Комментарии
Баркли
Комментарии
Уильяма МакДональда
Новая Женевская
Учебная Библия
Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Иоанна»
Комментарии к главе 1
ВВЕДЕНИЕ КО ВТОРОМУ И ТРЕТЬЕМУ ПОСЛАНИЯМ АПОСТОЛА ИОАННА

Сама краткость этих двух посланий служит гарантией их подлинности. Они так кратки и, сравнительно, столь незначительны, что навряд ли кто-то стал бы их специально выдумывать и приписывать Иоанну. Размеры каждого из этих посланий почти точно соответствуют размерам стандартного свитка папируса - 25 х 20 сантиметров - и этим и объясняется тот факт, что каждое из них занимает, приблизительно, как раз один свиток.

СТАРЕЦ

Оба эти послания написал, как говорится в посланиях, "Старец". Второе послание Иоанна начинается словами: "Старец - избранный госпоже и детям ее". Третье послание Иоанна начинается словами: "Старец - возлюбленному Гаию". Маловероятно предполагать, что старец - это официальный или церковный титул. Старейшины были должностными лицами, поставленными в общине, и их права не распространялись дальше этой общины, тогда как автор настоящего послания, несомненно, полагает, что у него есть право говорить и что с его словом будут считаться и в других общинах. Он говорит как человек, полномочия и власть которого распространяются на всю Церковь. В греческом тексте стоит слово пресбутерос, которое первоначально значило старейшина, не как официальный титул, а в самом прямом смысле слова. Лучше всего смысл этого слова передает как раз слово старец, которым оно и переведено в русской Библии, потому что автор послания опирается не на свое положение в Церкви, а на свой возраст и личные качества.

Мы знаем, что в Ефесе жил престарелый Иоанн, занимавший там особое положение. В то время жил один человек по имени Папий (70-146 гг.). У него была страсть собирать все, что можно было достать по истории раннехристианской Церкви. Он, правда, не был крупным ученым, и историк Церкви Евсевий считал его "человеком очень ограниченного ума". Тем не менее Папий сохранил для нас чрезвычайно интересную информацию. Став епископом Иераполиса, он поддерживал очень близкие связи с Ефесом и поведал нам о своих способах получения информации. Он часто употребляет слово старейшина, старец в смысле один из отцов Церкви, и упоминает особенно выдающегося старейшину по имени Иоанн. "Я без малейшего колебания изложу для вас, - пишет он, - вместе с моими примечаниями и толкованиями, все что я узнал когда-либо от старейшин и тщательно запомнил, чтобы обеспечить правдивость всего. Потому что я любил, в отличие от очень многих, не тех, кто много говорит, а тех, кто учит истине; не тех, кто рассказывает странные заповеди, а тех, кто рассказывает заповеди, данные Господом для веры, и идущие от самой истины. Если приходил кто-нибудь, ходивший со старейшинами, я расспрашивал его о словах старейшин - что говорил Андрей, или Петр, что было сказано Филиппом, или Фомой, или Иаковом, или Иоанном, или Матфеем, или другим учеником Господа; и что говорит Аристион, или старейшина (старец) Иоанн. Ибо я полагал все, что можно узнать из книг, не принесет столько пользы, как живой и сохранивший верность голос". Совершенно очевидно, что Старец Иоанн был важной фигурой в Ефесе.

Он написал эти два небольших послания, увидев, что церкви угрожают неприятности и ересь. К тому времени он был уже глубоким старцем, одним из последних живых связующих звеньев с Иисусом и Его учениками; он был епископом Ефеса и близлежащих мест.

Это послание святого старца, одного их представителей первого поколения христиан, всеми любимого и уважаемого человека милостиво и с любовью поправлявшего своих людей.

ОБЩНОСТЬ АВТОРСТВА

Оба послания написаны, вне всякого сомнения, одной рукой. Хотя они и очень короткие, у них много общего. Второе послание Иоанна начинается словами: "Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине". Третье послание Иоанна начинается словами: "Старец - возлюбленному Гаию, которого люблю по истине". Во Втором послании Иоанна дальше стоит: "Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине" (ст. 4), а в Третьем послании Иоанна: "Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине" (ст. 4). Второе послание Иоанна заканчивается словами: "Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна" (ст.12). Третье послание Иоанна заканчивается словами: "Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам" (ст. 13.14). Между этими посланиями существует очень большое сходство.

Кроме того, существует очень близкая связь между ситуацией, получившей отражение в этих двух посланиях, и ситуацией в Первом послании Иоанна. В 1 Иоан. 4,3 читаем: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире". В 2 Иоан. 7 читаем: "Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист".

Совершенно очевидно, что Второе и Третье послания Иоанна близко связаны между собой, и что они оба тесно связаны с Первым посланием Иоанна. Они возникли в связи с одними и теми же обстоятельствами, в связи с теми же опасностями и с теми же людьми.

ПРОБЛЕМА, ВОЗНИКАЮЩАЯ В СВЯЗИ СО ВТОРЫМ ПОСЛАНИЕМ

В связи с этими двумя посланиями встает лишь несколько серьезных проблем. Важно решить только одну: было Второе послание адресовано одному лицу или церкви? Оно начинается словами: "Старец - избранной госпоже и детям ее". Здесь проблема встает в связи с выражением избранной госпоже. В греческом это еклекте куриа и это можно понимать тремя способами.

1. Возможно, но маловероятно, что Еклекте - имя собственное, а куриа обычное любящее обращение. Куриос - мужской род - имеет много значений. Обычно оно имеет значение господин, в том числе в обращении; оно может значить хозяин рабов и владелец имущества (имения); на более высоком уровне оно имеет значение владыка (господин) и часто употребляется как титул Иисуса. В письмах слово куриос имеет особое значение. Оно, в сущности, равнозначно русскому дорогой. Так, один воин пишет домой: Курие моу патер - мой дорогой отец. В письмах обращение куриос выражает одновременно любовь и уважение. Вполне возможно, что это послание адресовано моя дорогая Еклекте. Один комментатор действительно заявлял, что Второе послание Иоанна всего лишь христианское любовное послание. Мы увидим, что это маловероятно еще по одной причине, но одно говорит решительно против этого. Второе послание Иоанна заканчивается словами: "Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной". В греческом опять же употреблено еклекте, и, если это в начале послания имя собственное, то это должно быть и здесь имя собственное, а это значит, что двух сестер звали очень необычным именем Еклекте, что уж совершенно невозможно.

2. Можно считать, что Куриа - имя собственное, потому что есть такие примеры. Тогда возьмем еклекте в его обычном новозаветном значении, и послание будет адресовано избранная Куриа. Против этого говорят три момента.

а) Маловероятно, чтобы какого-то одного человека любили все те, кто познал истину (ст. 1).

б) В ст. 4 Иоанн говорит, что он весьма обрадовался, найдя, что некоторые из детей ее ходят в истине; а значит другие не ходили в истине. А из этого следует предположить, что число их было больше, чем семья одной женщины.

в) Решающий аргумент заключается в том, что в послании Иоанн обращается к этой еклекте куриа иногда в единственном числе (ст. 4.5.13), а иногда во множественном числе (ст. 6.8.10.12). Маловероятно, чтобы так обращались к одному человеку.

3. Таким образом, остается заключить, что избранная госпожа - это церковь. Собственно, есть и другие доказательства в пользу того, что это выражение употреблялось в этом значении. Так, Первое послание Петра заканчивается словами: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне" (1 Пет. 5,13). Слова вам и церковь выделены курсивом, что, конечно, значит, что они отсутствуют в греческом тексте и были введены в переводе для передачи смысла. В греческом буквально стоит Избранная в Вавилоне, в женском роде. Лишь немногие высказывали сомнения в том, что эта фраза значит церковь, которая находится в Вавилоне, и именно так надо понимать эту фразу также и в послании Иоанна. Вне всякого сомнения, выражение избранная госпожа восходит к идее о Церкви, как о невесте Христовой. Мы можем быть уверены в том, что Второе послание Иоанна было написано не какому-то человеку, а церкви,

ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ЦЕРКВИ

Второе и Третье послания Иоанна проливают яркий свет на проблемы, которые раньше или позже должны были встать перед ранней Церковью. Попробуем реконструировать положение, в котором они были написаны. Совершенно очевидно, что старец Иоанн считает себя вправе выступать в роли наставника и советчика, предостерегать и укорять членов церкви, своих чад. Во Втором послании он одобряет тех, кто ведет себя хорошо (ст. 4) и одновременно допускает, что есть и такие, которые не ходят в истине. Далее становится ясно, что в районе церкви есть странствующие учители, некоторые из которых проповедуют опасные лжеучения. При этом Иоанн велит не принимать их в дом и не приветствовать их (ст. 7-11). Здесь Иоанн осуществляет свое неоспоримое право давать распоряжения своим церквам и пытается предупредить возникновение ситуации, которую в любой момент могут создать странствующие лжеучители.

Третье послание Иоанна было написано в несколько более сложной обстановке. Письмо написано некоему Гайю, характер и действия которого Иоанн полностью одобряет (ст. 3-5). В церковь пришли странствующие учители-соратники истины, и Гай оказал им подлинное христианское гостеприимство (ст. 6-8). В той же церкви проживает любящий первенствовать Диотреф (ст. 9). Диотреф представлен как человек с диктаторскими замашками, не терпящий соперников. Он отказался принять странствующих учителей истины и даже хотел буквально выгнать из церкви тех, кто их принимал. Он вообще не хочет иметь дела со странствующими учителями, даже если они действительно проповедуют слово Божие (ст. 10). Далее речь идет о Димитрии; Иоанн рекомендует его как хорошего человека, которому должно оказывать радушное гостеприимство (ст. 12). Это проще всего объяснить тем, что Димитрий был руководителем группы странствующих учителей, направлявшихся в церковь, которой писал Иоанн. Диотреф, вообще откажется иметь с ними дело и постарается изгнать тех, кто примет их, и вот Иоанн пишет Гаю, чтобы убедить его принять странствующих учителей и не дать Диотрефу запугать себя; с ним Иоанн поговорит, когда придет посетить церковь (ст. 10). Послание написано именно для того, чтобы обеспечить прием этих странствующих учителей. Гай уже раньше принимал таких учителей и Иоанн убеждает его принять их и их руководителя Димитрия еще раз. Диотреф закрыл перед ними двери и бросил вызов авторитету и власти Иоанна.

ТРОЙНОЕ ПАСТЫРСТВО

Ситуация выглядит довольно неприятной, да она такой и была; более того, она неизбежно должна была назреть. В Церкви должна была быть разрешена проблема пастырства. В ранней Церкви были три категории пастырей.

1. Особняком и выше всех стояли апостолы, ходившие с Иисусом и бывшие свидетелями Его Воскресения. Они были бесспорными руководителями Церкви. Их послания распространялись во всей Церкви; они были высшими пастырями во всех странах и общинах.

2. Кроме того, были пророки. Они не были связаны с какой-либо общиной. Это были странствующие учители, шедшие туда, куда их направлял Дух Божий, и несшие людям полученную от Него весть. Они оставили дом и работу, удобства и надежность оседлого образа жизни и стали странствующими вестниками Божиими. Они тоже занимали особое место в Церкви. В книге Дидахе или "Учении двенадцати апостолов", которая является первым молитвенником Церкви, ясно видно, что пророки занимали в Церкви особое положение. В ней изложены порядок службы причастия и древнейшие молитвы. После причастия богослужение заканчивается благодарственной молитвой, которая приведена полностью, а потом в тексте стоит предложение: "Пророкам же предоставляйте благодарить, сколько они хотят" (Дидахе 10,7). Пророки не должны были подчиняться правилам и нормам, предназначенным для простых людей. Таким образом, в Церкви были две группы людей, власть которых не ограничивалась одной общиной и имевшие право входить в любую общину.

3. Наконец, были пресвитеры или старейшины. Во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава рукополагали, помимо прочего, пресвитеров в каждой церкви, которую они основали (Деян. 14,23). Пресвитеры были должностными лицами оседлой общины; они работали в общине и не выходили за ее пределы. Совершенно очевидно, что они являлись несущим хребтом организации ранней Церкви; от них зависели текущая работа и устойчивость отдельной общины.

ПРОБЛЕМА СТРАНСТВУЮЩИХ ПРОПОВЕДНИКОВ

В связи с апостолами и их положением никаких проблем не возникало; их было совсем немного и их особое положение никто никогда не оспаривал. А вот в связи со странствующими пророками проблемы возникали. Они-то и могли злоупотреблять своим положением. Они пользовались необыкновенным престижем и самые нежелательные типы могли перейти к такому образу жизни, странствуя из одного места в другое и живя в относительном комфорте за счет местных общин. Хитрый мошенник мог устроить себе удобную жизнь, как странствующий пророк. Это видели даже языческие сатирики. Греческий сатирик Лукиан в книге "Смерть Перегрина" рисует портрет человека, нашедшего простейший способ жить, не работая: бродячего шарлатана, живущего припеваючи и в роскоши, путешествующего по христианским общинам и остающегося иждивенцем там, где ему заблагорассудится. Эта опасность была и подмечена в Дидахе и изложены конкретные меры для ее преодоления. Эти нормы обширны, а они бросают такой яркий свет на жизнь раннехристианской Церкви, что их надо привести полностью. "Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы отвратить от вашего учения, того не слушайте. Если же он учит, чтобы умножить правду и познание Господа, примите его, как Самого Господа... Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, чтобы дойти до следующего ночлега. Если же потребует денег, то он лжепророк. Всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится. Но не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, а только тот, кто имеет нрав Господень, и, потому, по нраву своему будет опознан пророк и лжепророк. И никакой пророк, назначая в Духе трапезу, не станет есть с нее, если только он не лжепророк. И всякий пророк, учащий истине и не делающий того, чему учит, есть лжепророк... Если же кто скажет в Духе: дай мне денег, или чего-нибудь другого, не слушайте его, если же попросит для других, неимущих, никто да не осудит его. Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, испытавши, вы узнаете его, ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший странник, помогите ему, насколько можете; но он не должен оставаться у вас долее двух, или в случае нужды, трех дней. Если же он, будучи ремесленником, решит поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, по вашему разумению, сделайте так, чтобы он, как христианин, не жил праздно. Если же он не захочет так поступить, то он христопродавец. Избегайте таких" (Дидахе 11,12).

Для обозначения таких людей в Дидахе даже придумано новое слово: христопродавец, по-гречески Христемпорос.

Иоанн обоснованно предостерегал своих адресатов от того, что к ним могут прийти лжепророки, требуя гостеприимства, и говорил, чтобы они ни в коем случае никого не принимали. В ранней Церкви такие странствующие пророки, несомненно, стали настоящей проблемой. Иные из них были еретическими учителями, даже если они сами были искренне убеждены в своем учении. Другие были явные мошенники, нашедшие простой способ удобной жизни. Вот что стоит за Вторым посланием Иоанна.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПАСТЫРЯМИ

Ситуация, стоящая за Третьим посланием Иоанна, в некоторых аспектах даже серьезнее, чем та, которая стоит за Вторым посланием Иоанна. Во-первых, это трудности, связанные с фигурой Диотрефа.

Он не желает иметь ничего общего со странствующими учителями и готов изгнать каждого, кто осмелится принять их; он даже не согласен признать авторитет Иоанна, а Иоанн видит в нем диктатора. Но за этим скрывается много больше того, что лежит на поверхности; это не буря в стакане воды, а непреодолимая пропасть между местными и странствующими пастырями.

Совершенно очевидно, что вся структура сформировавшейся Церкви опирается на сильных местных пасторов. Другими словами, само ее существование зависит от наличия сильных и авторитетных местных пресвитеров. Со временем оседлые пресвитеры и священники должны были работать под контролем находящегося где-то далеко руководителя, как старец Иоанн, и терпеть часто возмутительное и неприятное вмешательство странствующих пророков и проповедников. Вполне могло быть так, что эти странники, какими бы благими намерениями они не руководствовались, приносили больше вреда, чем пользы.

Вот именно с этими проблемами и связано Третье послание Иоанна.

1-3

ИЗБРАННАЯ ГОСПОЖА (2 Иоан. 1-3)

Себя автор называет просто старцем. Старейшина-пресвитер имеет три значения.

1. Оно может просто иметь значение старый человек, который, благодаря своему возрасту и жизненному опыту, заслуживает любви и уважения. Иоанн, несомненно, вкладывал в это слово такое значение. Послание писал старый слуга Христа и Церкви.

2. В Новом Завете старейшины-пресвитеры - должностные лица местной церковной организации. Это были самые первые церковные должностные лица, и Павел во время миссионерских путешествий рукополагал, как только это стало возможно, пресвитеров (Деян. 14,21-23). Совершенно очевидно, что Иоанн это слово здесь употребил не в этом значении, потому что эти старейшины-пресвитеры были должностными лицами местных церквей; их власть, авторитет и обязанности ограничивались их общинами, тогда как авторитет и полномочия старца, автора настоящего послания, распространяются на гораздо более обширную территорию. Он претендует на право давать советы общинам, в которых он не проживает.

3. Наиболее вероятно, что это послание было написано в Ефесе, в римской провинции Азии. В церкви там слово старейшины-пресвитеры имело специфическое значение: так называли прямых учеников апостолов. Это от них Папий и Ириней, жившие и работавшие в Азии, получали информацию; это они были связующими звеньями между вторым поколением христиан и последователями Христа, сопровождавшими Его в жизни во плоти. Совершенно очевидно, что автор употребил слово пресвитер именно в этом значении. Автор послания - одно из последних связующих звеньев с Иисусом Христом, и потому у него есть право говорить.

Как мы уже говорили в предисловии, некоторую проблему представляет выражение избранная госпожа. В связи с этим высказывались два предположения.

1. Одни считают, что послание было написано одному частному лицу. В греческом эта фраза Еклекта Куриа. Куриос (прилагательное мужского рода) - обычная форма вежливого обращения, а Еклекте может быть, хотя это и маловероятно, именем собственным. В таком случае послание было написано моей дорогой Еклекте. Куриа, будучи с одной стороны уважительным обращением, может быть и собственным именем; в этом случае еклекте должно быть прилагательным и тогда послание написано избранной Курии. Существует возможность, что оба слова - имена собственные. В таком случае послание написано даме по имени Еклекте Куриа.

Но, если допустить, что это послание написано одному человеку, то, вероятно ни одно из этих слов не должно быть именем собственным, и фраза избранная госпожа правильный перевод. Было много рассуждений на тему, кто же такая избранная госпожа. Мы приведем только два возможных варианта, а) Высказывалось предположение, что избранная госпожа - это дева Мария, мать Господа нашего. Она должна была быть также матерью для Иоанна, а он - сыном ее (Иоан. 19,26.27), и личное письмо Иоанна вполне могло быть посланием к ней, б) Куриос значит владыка, господин, а Куриа, как имя собственное, будет значить хозяйка, госпожа. В латыни это имя Домина, а в арамейском - Марфа; каждое из них значит хозяйка или госпожа, и потому было высказано предположение, что оно было написано Марфе из Вифании.

2. Но более вероятно, что послание было написано церкви. Еще более вероятно, что это церковь, которую любят все, познавшие истину (ст. 1). В ст. 4 сказано, что некоторые из детей ее ходят в истине. В ст. 4.8.10.12 употреблено местоимение второго лица множественного числа [у Баркли, в ст. 8 стоит: наблюдайте за собою, чтобы вам не потерять того...]. Это дает намек на то, что возможно речь идет о церкви. Петр употребил почти точно эту же фразу, когда он посылал приветствия от избранной (церкви) в Вавилоне (1 Пет. 5,13).

Вполне возможно, что обращение умышленно выбрано таким неопределенным. Послание было написано в эпоху, когда очень возможны были гонения, и если бы оно попало в неверные руки, могли возникнуть неприятности. И возможно, что послание было адресовано таким образом, потому что человеку посвященному адресат был совершенно ясен, а непосвященному казалось, что это частное письмо к другу.

ЛЮБОВЬ И ИСТИНА (2 Иоан. 1-3 (продолжение))

Чрезвычайно интересно отметить, как неразрывно связаны между собой в этом отрывке любовь и истина. Старец любит избранную госпожу по истине. Ради истины любит он и пишет церкви. В христианстве мы познаем два момента о любви.

1. Христианская истина учит нас, как надо любить. Агапе - так называется христианская любовь. Агапе - это не страсть, с ее приливами и отливами, трепетом и пламенем, и не беззаботная и всему потворствующая сентиментальность; ее не просто обрести и непросто поддерживать. Агапе - это несокрушимая доброжелательность; это такое отношение к людям, которое никогда не перестает гореть и всегда, что бы ему ни сделали, стремится к высшему благу человека. Есть любовь, которая жаждет обладать; есть любовь, которая размягчает и расслабляет человека, которая может побудить человека уйти с поля битвы или закрыть ему глаза на ошибки и поведение, ведущее к гибели. А христианская любовь ищет высшего блага для других и готова вытерпеть для этого все трудности, все проблемы. Важно отметить, что Иоанн с чувством любви пишет свои предостережения.

2. Христианская истина учит нас, почему надо любить. Это изложено в Первом послании Иоанна. Иоанн говорит о мучительной, жертвенной, бесконечно великодушной любви Божией, а потом добавляет: "Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга" (1 Иоан. 4,11). Христианин должен любить, потому что его любит Бог. Христианин не может принять любовь Божию если в нем самом нет любви к людям, которых любит Бог. Потому что Бог любит нас, мы должны любить других той же великодушной и самопожертвенной любовью.

Прежде чем перейти к другому отрывку отметим еще один момент. Иоанн начинает это послание с необычного приветствия. Он говорит: "Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа" [у Баркли: Да будет с нами]. Во всех других новозаветных посланиях приветствие выражено в форме пожелания или молитвы. Павел обычно говорит: "Благодать вам и мир". Петр говорит: "... благодать вам и мир да умножается" (1 Пет. 1,2). Иуда говорит: "Милость вам и мир и любовь да умножатся" (Иуд. 2). Здесь же приветствие выражено в форме утверждения: "Благодать, милость и мир будут с вами". Иоанн настолько уверен в дарах благодати Божией и Иисуса Христа, что он даже не молится о том, чтобы его друзья обрели их. В этом вера, которая никогда не подвергает сомнению обетования Божий в Иисусе Христе.

4-6

БОЛЕЗНЬ И ЛЕКАРСТВО (2 Иоан. 4-6)

Некоторые вещи в церкви, которой пишет Иоанн, радуют его, а некоторые вызывают заботы. Его радует, что некоторые ее члены ходят в истине, но уже само это заявление заставляет думать, что некоторые не ходят в истине. Другими словами, в церкви произошло разделение, потому что люди в ней пошли разными путями. На все печали у Иоанна одно лекарство - любовь. Это не новое лекарство, и это не новая заповедь; это слова Самого Иисуса:

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13,34.35). Лишь любовь может исправить нарушенные личные отношения. Укоры и критика могут вызвать лишь возмущение и враждебность; споры и противоречия лишь усугубят раскол; лишь любовь может залечить разрыв и восстановить отношения.

Но возможно, что те, кто, по мнению Иоанна, пошел ложным путем, могут сказать: "Мы действительно любим Бога". И сразу же Иоанн обращается к другому высказыванию Иисуса: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоан. 14,15). Иисус действительно заповедал любить друг друга и, потому, всякий, кто не соблюдает Его заповедей, не любит Бога, сколько бы он ни утверждал обратное. Единственным доказательством нашей любви к Богу является наша любовь к собратьям. Вот заповедь, говорит Иоанн, которую мы слышали от начала и в которой должны ходить.

Дальше мы увидим, что это имеет еще одну сторону, а по отношению к тем, кто совращают людей с пути истинного, Иоанн не чувствует никакой мягкотелой сентиментальности. Но примечательно, что первым лекарством против болезни в Церкви он считает любовь.

7-9

ГРОЗЯЩАЯ ОПАСНОСТЬ (2 Иоан. 7-9)

Иоанн уже касался в 1 Иоан. 4,2 проблемы еретиков, отрицающих реальность воплощения. И здесь возникает трудность. В 1 Иоан. 4,2 сказано об Иисусе, пришедшем во плоти. Причастие прошедшего времени подчеркивает факт, что воплощение действительно имело место. А здесь (2 Иоан. 7) ударение перенесено: в оригинале употреблено причастие настоящего времени. Буквальный перевод будет: Иисус приходит или идет во плоти.

Вполне может быть прав английский комментатор Додд, считающий, что по отношению к позднему греческому автору, который, подобно Иоанну, знал греческий не так хорошо, как классические авторы, нельзя быть столь скрупулезным в отношении употребления времен, и что лучше считать, что Иоанн имеет здесь в виду то же, что и в 1 Иоан. 4,2. То есть, что эти обольстители отрицали реальность воплощения и, следовательно, возможность того, что Бог может полностью войти в жизнь человека.

Крайне важно отметить тот факт, что великие мыслители прочно держались идеи реальности воплощения. И во втором веке Игнатий, епископ антиохийский, настаивал на том, что Иисус был действительно рожден, что Он воистину был человеком, что он воистину страдал и действительно умер. Немецкий реформатор Мартин Лютер сказал об Иисусе: "Он ел, пил, спал и бодрствовал; знал печаль, усталость, радость; Он плакал и смеялся, знал голод и жажду и пот; Он говорил, тяжело работал, молился... так что Он ничем не отличался от других людей, за исключением того, что Он Бог и на Нем не было греха". Швейцарский богослов Эмиль Бруннер (1840-1915 гг.) приводит эти слова Мартина Лютера и продолжает: "Сын Божий, в Которого мы можем поверить, должен быть таким, чтобы Его можно было принять за обычного человека".

Если Бог может войти в жизнь лишь как бестелесный призрак, то тело навсегда останется презренным; тогда не может иметь место подлинное единение Божественного и человеческого и не может быть подлинного спасения. Чтобы сделать нас такими, как Он Сам, Иисус должен был стать таким, как мы.

В ст. 8.9 мы видим за словами Иоанна, на что претендовали лжеучители.

Они претендовали на то, будто развивали христианство, открывая более подлинный его смысл. Иоанн утверждает, что они уничтожают христианство и разрушают созданный фундамент, на котором все должно быть построено.

Очень интересен и примечателен ст. 9. В русской Библии первая фраза переведена так: всякий преступающий (учение Христово). В греческом это глагол проагон и значит идти дальше, а также идти слишком далеко. Лжеучители утверждали, что они прогрессивные, передовые мыслители, люди открытого и дерзкого ума. Иоанн сам был одним из самых дерзких новозаветных мыслителей, но он утверждает, что как бы далеко ни пошел человек в своих рассуждениях, он должен пребывать в учении Иисуса Христа, или же он потеряет связь с Богом. И в этом, следовательно, великая истина. Иоанн не осуждает передовое, прогрессивное мышление вообще; он лишь утверждает, что пробным камнем всякого мышления должен быть Иисус Христос, и все, что не согласуется с Ним, не может быть истиной. Иоанн сказал бы: "Думайте, мыслите, но берите за критерий Иисуса Христа и Его образ в Новом Завете". Христианство - это не туманное и неоспоримое мистическое учение; оно прочно связано с исторической фигурой Иисуса Христа.

10-13

НИКАКИХ КОМПРОМИССОВ (2 Иоан. 10-13)

Здесь ясно видно, какую опасность Иоанн видел в этих лжеучителях. Их нельзя пускать в дом, им нельзя оказывать гостеприимства, и это был наилучший способ пресечь их деятельность. Более того, говорит Иоанн, их не следует даже приветствовать на улице, ибо это можно было расценить как знак сочувствия. Миру нужно ясно показать, что Церковь не проявляет терпимости к тем, кто своим учением разрушает веру. На первый взгляд может показаться, что этот отрывок противоречит идее христианской любви, но Додд сделал несколько мудрых замечаний по этому поводу.

Вне всякого сомнения есть подобные примеры в истории. Еретик Маркион, встретив Поликарпа, епископа Смирнского, спросил: "Ты узнаешь меня?" "Я узнаю первенца сатаны", - ответил Поликарп. А Иоанн сам бежал из общественных бань, когда туда вошел еретик Церинт: "Бежим скорее, пока на нас не упал весь дом, - сказал он, - потому что здесь находится Церинт, враг истины".

Нельзя забывать тогдашней ситуации. Это было время, когда христианская вера находилась на волосок от того, чтобы быть разрушенной псевдофилософскими спекуляциями еретиков. Само существование этих еретиков представляло опасность; Церковь даже не могла подумать о компромиссе с разрушителями веры.

Как указывает Додд, это были чрезвычайные предписания, а "чрезвычайные предписания не должны служить примером". Мы можем признать необходимость таких действий в той ситуации, в которой находились Иоанн и его прихожане, однако это не значит, что мы сами должны так обращаться с заблудшими мыслителями. И все же, если вернуться к Додду, одной добродушной терпимости недостаточно. "Проблема заключается в том, чтобы найти с теми, у кого иные убеждения, общие точки по самым фундаментальным аспектам жизни, не нарушая, в то же время, милосердия, и не поступая против истины". Вот здесь то и должна проявиться любовь. Лучший способ сокрушить наших врагов, говорил Авраам Линкольн - сделать их своими друзьями. Мы не можем пойти на компромисс с заблудшими учителями, но мы всегда обязаны попытаться поставить их на путь истинный.

И здесь Иоанн ставит точку. Он не хочет больше писать, потому что надеется прийти и увидеть друзей и поговорить с ними устами к устам. В Ветхом Завете Бог тоже говорит Моисею: "Устами к устам говорю Я с тобой" (Числ. 12,8). Иоанн был мудрым человеком и знал, что письма часто могут лишь ухудшить положение, а пятиминутный сердечный разговор может сделать много больше, чем целая кипа писем. Во многих церквах, а часто и в личных отношениях, письма и послания лишь преуспели в том, чтобы еще больше ухудшить положение, ибо и тщательнейшим образом написанное письмо или послание, могут быть истолкованы превратно, тогда как короткий общий разговор может все привести в нужную колею. Оливер Кромвель, руководитель английской буржуазной революции, не понимал основателя квакерского религиозного движения Джорджа Фокса и очень недолюбливал его. Но однажды они встретились и, поговорив с Фоксом, Кромвель сказал: "Если бы мы провели вместе хоть один час, мы были бы лучшими друзьями". Хорошо было бы, если бы церковные комитеты и христиане поменьше писали тогда, когда можно поговорить.

Послание заканчивается приветствиями от церкви Иоанна друзьям, которым он пишет, приветствиями, как бы от чад одной сестры чадам другой сестры, ибо все христиане - члены одной семьи в вере.

Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Иоанна»
Комментарии к главе 1

[Второе послание Иоанна] открывает нам новую грань апостола: оно представляет его как пастыря каждой отдельной души. ... Кому бы это письмо ни было адресовано ... поместной ли церкви или ... женщине-христианке ... написано оно ради каждого человека, ибо он дорог апостолу настолько, что он шлет письмо. А. Пламмер

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Наряду с Третьим посланием Иоанна, эта короткая записка - все, что у нас есть из бесценной личной переписки одного из наиболее любимых нами ранних святых, апостола Иоанна.

Иногда христиане интересуются, насколько "открытыми" или "закрытыми" они должны быть с другими, особенно с теми, кто исповедует христианство. Второе и Третье послания Иоанна отвечают на этот практический вопрос. Второе послание указывает, как важно хранить наш дом (или домашнюю церковь) от еретиков. В Третьем послании поощряется "политика открытых дверей" для странствующих проповедников и миссионеров.

II. АВТОРСТВО

Внешнее свидетельство для 2 Иоанна слабее, чем для 1 Иоанна, несомненно, из-за его краткости и частного характера. Ириней ссылается на него, но, как и другие, думает, что это Послание - часть 1 Иоанна (разбивка на главы и стихи была осуществлена столетиями позже). Ориген сомневался в том, кому принадлежит Послание, но Климент и Дионисий, оба из Александрии, ссылаются на него как написанное Иоанном. Киприан определенно указывает на стих 10 как написанный апостолом Иоанном.

Внутреннее свидетельство заключается в том, что стиль и словарный запас Послания такие же, как в Евангелии и Первом и Третьем посланиях Иоанна. Даже при том, что 2 и 3 Иоанна начинаются не так, как 1 Иоанна, они столь подобны, что не многие отрицают, что все они написаны одной и той же рукой и, очевидно, приблизительно в одно и то же время.

Нет ни одной веской причины сомневаться в традиционно приписываемом авторстве 2 Иоанна апостолу (см. более подробное "Введение" к 1 Иоанна).

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Как и в случае с 1 Иоанна, возможны два основных периода. Указывают либо раннюю дату (60-е гг.), до разрушения Иерусалима, либо позднюю (85-90 гг.). Если верна первая дата, то Послание, вероятно, было послано из Иерусалима; если последняя, то из Ефеса, где престарелый апостол окончил свои дни.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Предпосылкой к написанию этого Послания послужило широко распространенное на заре христианства служение странствующих проповедников, которое и поныне практикуется в определенных кругах. Христианские дома и общины, которые посещали эти евангелисты и служители слова, оказывали им гостеприимство, помогали пропитанием и иногда деньгами.

К сожалению, лжеучителя и религиозные шарлатаны быстро начали зло употреблять этой традицией как средством легкой наживы и распространения своей ереси, типа гностицизма (см. "Введение" к 1 Иоанна).

Если в первом столетии было важно предупреждать об еретиках и " спекулянтах от религии", то что бы апостол Иоанн сказал, если бы увидел сегодняшнее пестрое одеяло, сшитое из лоскутов многочисленных сект, культов и лжерелигий?

Центральная тема 2 Иоанна следующая: мы должны пресекать сотрудничество со всяким, кто распространяет ложь о Личности нашего Господа (ст. 10-11).

План

I. ПРИВЕТСТВИЕ АПОСТОЛАБЛАГОДАТЬ, МИЛОСТЬ И МИР (Ст. 1-3)

II. РАДОСТЬ АПОСТОЛА: ПОСЛУШНЫЕ ДЕТИ (Ст. 4)

III. ПРОСЬБА АПОСТОЛА: ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА (Ст. 5-6)

IV. БЕСПОКОЙСТВО АПОСТОЛААНТИХРИСТЫ И ОБОЛЬСТИТЕЛИ (Ст. 7-11)

V. НАДЕЖДА АПОСТОЛА: ЛИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ (Ст. 12-13)

I. ПРИВЕТСТВИЕ АПОСТОЛА: БЛАГОДАТЬ, МИЛОСТЬ И МИР

(Ст. 1-3)

Ст. 1 Во Втором послании апостол Иоанн представляется как старец. Это слово может означать как возраст, так и официальное положение в церкви.

Что касается возраста, то Иоанн последний из апостолов общался с Господом Иисусом. По официальному положению он, конечно, был епископом, или блюстителем. Таким образом, нет нужды выбирать одно из объяснений - оба правильны.

Слова "избранной госпоже" не так легко объяснить. Обычно выдвигаются три точки зрения. (1) Одни полагают, что избранная госпожа - это церковь, в другом месте упомянутая как Невеста Христа, или отдельная поместная церковь. (2) Иные думают, что письмо адресовано "избранной Кирии", то есть женщине по имени Кирия. Это имя - греческий эквивалент арамейского Марта (оба означают "госпожа"). (Маловероятно, чтобы греческое слово "избранная" (Еklekte) могло означать имя собственное в сочетании со словом "госпожа" - "госпожа Избранная".) (3) Некоторые считают, что Иоанн пишет неназванной госпоже христианке, которая со всеми другими верующими избрана Богом - избрана во Христе прежде основания мира.

Мы склоняемся к последней точке зрения и считаем особенно существенным то, что предупреждение против антихристианских учителей содержится в письме, адресованном женщине. Грех изначально пришел в мир через Еву, обманутую дьяволом. "...Жена, прельстившись, впала в преступление" (1 Тим. 2,14). Павел говорит о лжеучителях, которые специально обращаются к женщинам; они входят в дома и обольщают легковерных "женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями", которые готовы слушать любого и все же никогда не могут "дойти до познания истины" (2 Тим. 3,6-7). Даже сегодня представители лжекультов посещают дома в дневное время, когда мужчина, хозяин дома, обычно на работе. Детей также нужно предупреждать о лжеучителях.

Иоанн заявляет, что любит эту избранную госпожу и детей ее по истине.

Спасенные всегда находят замечательное общение, любя других так, как никогда не любили бы, если бы их не объединяла общая любовь к истине Божьей. Именно истина Божья объединяет сердца, сердца всех, кто познал истину.

Ст. 2 Слова "ради истины" имеют два возможных объяснения. Они могут указывать как на мотив для любви ко всем святым, так и на причину, побудившую Иоанна написать это письмо.

Допустимы оба толкования. Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Здесь истина может относиться: 1) к Господу Иисусу Христу. Он сказал: "Я есть ...истина" (Ин. 14,6); 2) к Святому Духу: "...Дух есть истина" (1 Ин. 5,6; см. Ин. 14,16-17) или 3) к Библии: "...слово Твое есть истина" (Ин. 17,17). Как не восхищаться тем, что все три истины поддерживают нас и пребудут с нами вовек!

Ст. 3 Приветствие Иоанна звучит так: "Да будет с вами благодать, милость, мир...". В греческом критическом тексте и большинстве манускриптов читаем "нами". Греческие слова вы/мы, вами/нами и вашими/нашими отличаются только одной буквой, следовательно, при переписывании Послания могла быть допущена ошибка (См., напр., ст. 8, где, согласно критическому тексту, надо читать "вам", а не "нам".)

Благодать - незаслуженное благоволение к тем, кто заслуживает противоположного. Милость - сострадание, проявляемое к тем, кто виновен и ни на что не годен. Мир - гармоничные отношения, которые вытекают из Божьей благодати и милости.

Все три благословения исходят от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа. Отец - Источник, а Сын - Путь. Кроме того, они оба в истине и любви и никогда не за счет любого из этих качеств.

II. РАДОСТЬ АПОСТОЛА: ПОСЛУШНЫЕ ДЕТИ (Ст. 4)

Теперь Иоанн выражает свою радость, услышав, что некоторые из детей избранной госпожи ходят в истине. Истина - это не только то, во что верят умом, но то, с чем живут и что отражается в повседневном поведении. Господь Иисус был живым воплощением истины, поэтому Он ожидает, что и наша жизнь будет свидетельством истины.

III. ПРОСЬБА АПОСТОЛА: ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА (Ст. 5-6)

Ст. 5 В стихах 5-9 апостол, по всей видимости, приводит краткое резюме своего Первого послания. Там он перечислил критерии, по которым следует проверять жизнь. В этих стихах он повторяет по крайней мере три из них: проверка на любовь (ст. 5), проверка на повиновение (ст. 6) и анализ вероучения (ст. 7-9).

Ст. 6 Сначала он напоминает своим читателям о заповеди любить своих братьев-христиан. По сути любовь здесь - бескорыстное служение другим. Она выражается не в вопросе: "Что я смогу иметь от этого человека?" - но: "Что я могу сделать для этого человека?" Итак, любовь состоит в том, чтобы поступать по заповедям Его. Мы не сможем любить по-настоящему, в Божественном смысле, если не будем повиноваться Господу и истине Божьей.

IV. БЕСПОКОЙСТВО АПОСТОЛА: АНТИХРИСТЫ И ОБОЛЬСТИТЕЛИ (Ст. 7-11)

Ст. 7 Здесь речь идет о проверке вероучения. Главный вопрос звучит так: "Действительно ли Бог стал Человеком в Личности Иисуса Христа?" Ответ: однозначное "Да"! Гностики полагали, что Божественный Христос сошел на Иисуса Назарянина на некоторое время. (См. "Введение" к Колоссянам, где говорится о гностицизме.) Но Иоанн настаивает, что Иисус Христос был, есть и всегда будет Богом.

Ст. 8 Поэтому он предупреждает читателей: "Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду". Иными словами, твердо придерживайтесь истины о Господе Иисусе Христе, чтобы наш труд среди вас не был напрасным и чтобы мы (апостолы и их последователи) получили полную награду.

Ст. 9 Говоря "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем", Иоанн подразумевает лжеучителей. Преступать учение - значит выходить за границы дозволенного. Именно так поступают различные секты: они утверждают, что получили новое откровение и распространяют то, чего нет в Слове Божьем. Они не хотят оставаться в пределах границ христианского откровения или пребывать в учении Христовом, под которым, вероятно, имеется в виду учение, принесенное Самим Христом. Возможно, преступать учение - отвергать то, чему Библия учит о Христе. В этом стихе апостол подчеркивает, что сектанты уверены в своем знании о Боге, но, не веря в то, что Господь Иисус - совершенный Богочеловек, они не имеют Бога вообще. Бога можно познать только через Его Сына. "...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14,6).

Ст. 10-11 Здесь изложена суть Послания. Апостол дает нам ценный совет, как относиться к лжеучителям, приходящим в наши дома. Иоанн имеет в виду не случайных посетителей, а антихристианских пропагандистов.

Нужно ли приглашать их? Или угостить кофе? Помочь им материально? Купить у них литературу? Ответ таков: мы не должны ни принимать, ни приветствовать их. Эти люди - враги Христа. Оказать им гостеприимство - значит стать на их сторону против нашего Спасителя. Возможно, когда-нибудь мы могли бы впустить в свой дом такого человека, не зная, что он отвергает Господа.

В таком случае эти стихи не применимы. Но если мы точно знаем, что этот человек - лжеучитель, то, оказывая ему дружескую поддержку, мы предаем Христа. Эти стихи не относятся к посетителям вообще. Мы часто приглашаем в гости неверующих, чтобы привлечь их ко Христу. Но здесь речь идет именно о религиозных учителях, которые отрицают Богочеловека Иисуса Христа.

С. Ф. Хогг объясняет:

"Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы создалось впечатление, что нападки на Христа допустимы, нельзя также позволять отступнику оказывать влияние на других". (С. F. Hogg, What Saith the Scripture?, p. 143.)

V. НАДЕЖДА АПОСТОЛА: ЛИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ (Ст. 12-13)

Ст. 12 Иоанн хотел бы еще многое сказать избранной госпоже. Но здесь он прекращает писать в надежде вскоре лично посетить ее, чтобы говорить устами к устам. Насколько приятнее говорить лично с человеком, чем писать на бумаге чернилами! И насколько замечательней увидеть в будущем Спасителя лицом к лицу, а не глазами веры, как в настоящее время! Тогда наша радость будет действительно полной!

Ст. 13 Итак, Иоанн завершает Послание словами: "Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной". Мы не знаем, кто они, но однажды встретим их и будем наслаждаться общением с ними и с любимым апостолом Иоанном, написавшим это письмо, а больше всего - с Самим Спасителем. Аминь.

Комментарии (введение) ко всей книге «2-е Иоанна»
Комментарии к главе 1

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Язык, стиль и содержание Второго послания Иоанна говорят о том, что его автором был тот же человек, который написал Первое послание Иоанна и Евангелие от Иоанна. Автором послания традиционно считается апостол Иоанн, сын Зеведеев, и других заслуживающих внимания предположений не выдвигалось.

Время и обстоятельства написания

Второе послание Иоанна написано с целью предостеречь против лжеучений и, по всей вероятности, как и Первое, создано в последние два десятилетия I в. Хотя оно повторяет некоторые темы Первого послания, но отнюдь не предполагает предварительного ознакомления с ним читателя.

Характерные особенности и темы

Совершенно очевидно, что Второе послание Иоанна является письмом: нем есть обращение к конкретному лицу, начальные и завершающие приветствия. Оно адресуется некой христианке, именуемой "избранной госпожой", и ее семье, причем под семьей можно понимать как ее родных, так и связанную с ней общину христиан. В этом письме Иоанна содержатся как слова ободрения, так и предостережения. Как и послания Павла, Второе послание Иоанна обращено к какой-то конкретной общине, отношении которой автор испытывает личную пастырскую ответственность.

Содержание

I. Приветствие и благословение (1,1-3)

II. Любовь и послушание (1,4-6)

III. Опасность, исходящая от лжеучителей (1,7-11)

IV. Заключение и завершающее приветствие (1,12,13)

1-3 Автор называет себя просто "старец", а та, к кому он адресует свое послание, именуется им "избранной госпожой". Эти выражения говорят о существовавших между ними отношениях взаимной любви и уважения, и свидетельствуют о том, что автор имел пастырское попечение о той, к кому он написал это послание. Забота Иоанна об этой "госпоже" коренится в природе единства христиан, которое берет свое начало в Боге.

1 Старец. Апостол именует себя старцем, поскольку обязанности апостола по отношению к той или иной конкретной общине были точно такими же, как и обязанности пастырей и пресвитеров, т.е. "старцев" (1 Пет. 5,1-4).

избранной госпоже. Некоторые толкователи полагают, что это выражение, как и соответствующее в ст. 13, является метафорическим наименованием Церкви, однако такое словоупотребление нигде больше не встречается.

4-6 И старец, и избранная госпожа вместе причастны к радости видеть ее домашних, пребывающих в вере и истине. Признаком верности христиан своему званию является их взаимная любовь, - главная заповедь, данная Самим Иисусом (Ин. 13,34). Эта любовь далее определяется заповедями, оставленными Христом Своим последователям и составляющими неизменную основу христианства.

5 не как новую заповедь. См. ком. к 1 Ин. 2,7-11.

7-11 Лжеучители, которые производили смущение в некоторых христианских общинах, дерзали нападать на самую главную истину Евангелия, которая заключается в том, что Иисус есть Помазанник Божий, Христос, предвечный Сын Божий, пришедший в мир во плоти ради совершения спасения рода человеческого (1 Ин. 2,18-23; 4,1-3). Эта истина настолько важна, что отвержение ее означает отказ от упования на примирение с Богом, тогда как принятие ее тождественно принятию Самого Бога, как Он открывает Себя в Евангелии. Иоанн предостерегает избранную госпожу и ее домочадцев, прося их быть настороже, потому что действия лжеучителей угрожают свести на нет дело, совершенное теми, кто принес им Евангелие, ставят под угрозу получение вечной награды, обещанной Евангелием. Единственный способ уберечься - избегать всякого общения с лжеучителями.

7 вошли в мир. См. ком. к 1 Ин. 2,19.

не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Обличаемые Иоанном лжеучители были докетами, отрицавшими реальность человеческой природы Христа (1 Ин. 4,2 и ком.). См. статью "Полнота человеческого естества в Иисусе Христе". антихрист. См. ком. к 1 Ин. 2,18.